соборование что это и для чего нужно больному человеку
Таинство Соборования в вопросах и ответах
Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.
– Отец Максим, что такое Соборование?
– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.
— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.
— А как нужно готовиться к Соборованию?
— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.
— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?
— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?
— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.
– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?
— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.
О правилах Соборования: как происходит это Таинство
Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными, уверен протоиерей Андрей Николаиди.
Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных.
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь – символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего.
Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.
Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).
Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства.
Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Как происходит это Таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя их может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) Таинство все равно будет действительным.
Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения Таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.
Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!» В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.
Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния.
И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств». Если мы получаем какой-то документ, то печать подтверждает его действительность. Так и приступая к любому Таинству, мы должны запечатлеть его Таинствами Исповеди и Причастия. Говоря другими словами, после соборования нужно обязательно поисповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Таин.
Правила проведения соборования для тяжелобольных, что означает процедура и стоимость
Соборование для тяжелобольного – это обряд, который принято проводить над больным человеком, чаще всего перед его смертью. Однако само по себе соборование также проводят для людей без тяжелых заболеваний и даже для здоровых церковных прихожан ежегодно. Заключается обряд в отпускании грехов и помазании освященным елеем. Это одно из древнейших таинств в православии, берущее свое начало со времен Ветхого Завета.
Что представляет собой таинство соборования
Соборование – это одно из древних таинств православной церкви. Цель данной процедуры в отпускании грехов и исцелении недугов: как физических, так и душевных. Обряд заключается в помазании священным елеем лба, носа, губ, щек, грудной клетки и рук человека. Помазание производится в форме креста. Процедура производится для человека, который болен тяжким недугом год или более. Также данный обряд проводится в церкви каждый год накануне Великого поста, и все желающие прихожане могут его добровольно пройти.
Само название процедуры происходит от слова «собор». Обряд, как это принято издавна, проводит над человеком «собор», то есть сразу несколько священников. Во время соборования священники читают молитвы, в текстах которых говорится об отпущении грехов и исцелении души.
Елей – это освященное растительное масло. В древности маслом пользовались не только для приготовления пищи, но и в качестве лекарства, косметического средства, а также топлива для осветительных приборов. В древности изобилие елея считалось благословением. Поэтому его по сей день используют в церковных обрядах.
Как проводится на дому
Соборование на дому, как правило, проводится для тяжелобольных людей, которые не могут физически присутствовать в храме. Однако, если священнослужитель пришел к вам в дом, он может провести данный обряд для всех желающих домочадцев. Данный ритуал не требует от человека особой подготовки, но он должен понимать смысл таинства и иметь желание исповедаться.
Как подготовиться к приходу священника
Перед приходом священнослужителя необходимо поговорить с ним, обсудив, как будет проходить таинство. Желаете ли вы провести обряд только для больного или другие члены семьи тоже хотят пройти соборование. Если больной не может прийти в церковь или если он вообще до этого не был в храме, для него стоит также провести исповедь и причастие.
Не стоит слишком затягивать с соборованием. Существует мнение, что данный обряд является подготовкой к смерти, из-за этого люди зачастую откладывают проведение таинства до момента, когда больному становится совсем плохо. Это неправильно, таинство не является само по себе подготовкой к смерти, так как его проходят даже здоровые люди перед Великим постом.
Смысл таинства заключается в отпускании грехов и открытии для человека Божественной Благодати.
Как проходит
При соборовании священник елеем крестообразно мажет тело человека: лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и каждую из рук. Помазание происходит семь раз по очереди. При этом священнослужитель читает молитвы об отпущении грехов. После этого священник кладет больному на голову Евангелие, пока тот читает «Господи, помилуй». Больной целует Евангелие, и в этот момент считается, что Господь посылает человеку благодать, отпуская его грехи.
Если тяжелобольной при смерти
Тяжелобольному человеку, находящемуся при смерти, точно так же стоит пройти обряд соборования, как и любому верующему. Во-первых, известно немало случаев, когда люди после обряда получали физическое исцеление. Помимо этого, таинство дарует человеку душевный покой, исцеляет его душу. Поэтому человек войдет в загробный мир со спокойной душой и отпущенными грехами.
Что нужно делать после таинства
После таинства человеку следует также совершить исповедь и причастие. По просьбе хозяев, священник может оставить им остатки елея. Им можно пользоваться в бытовых целях, например, мазать им больные участки тела.
Существует ошибочное мнение, что после соборования человеку следует какое-то время забыть о мытье и чистки зубов. Это неправда, церковь не запрещает мыться сразу после совершения таинства и смывать с себя елей. Так что можно соблюсти правила гигиены, не боясь нарушить православные традиции.
О стоимости
Как правило, церковь не называет конкретную стоимость проведения процедуры. Священники обычно отвечают на вопрос о стоимости в духе «сколько дадите». Лучше всего поинтересоваться у священнослужителя, сколько обычно ему дают за проведение таинства, и заплатить сопоставимую сумму, если у вас есть такая возможность.
В случае же, если вам нечем заплатить, священник проведет обряд бесплатно. Однако не стоит этим злоупотреблять, если вам есть чем заплатить, лучше заплатите – это будет проявлением уважения к священнослужителю и к церкви. А Господь любит, когда люди относятся друг к другу с уважением.
Что еще нужно знать
Если верующий находится в реанимации без сознания, в любом случае, его стоит соборовать. Решение о причащении при этом принимает священнослужитель. Таинство проходят разные люди, в разном состоянии. Господь во время исповеди ждет от каждого человека покаяния. Задача священника – объяснить человеку смысл обряда и необходимость в искреннем раскаянии.
Важно, чтобы человек раскаялся искренне – тогда эффект от процедуры будет стойким – на человека снизойдет Божья Благодать, и его душа получит облегчение.
При формальном же отношении, когда человек не понимает необходимости в раскаянии и не осознает своих грехов, облегчение будет недолгим. Во время совершения таинства душевный покой получают даже люди, находящиеся долгое время в очень тяжелом состоянии. И если физически человека уже не исцелить, отпустив свои грехи, он, в любом случае, получит прощение и войдет в Царство Божие со спокойной душой.
Православная Жизнь
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо вникнуть в историю установления этого Таинства. В Новом Завете мы встречаем следующие слова, которые указывают на совершение Елеосвящения еще во времена святых апостолов. Так, в соборном Послании святого апостола Иакова читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15). Прп. Никодим Святогорец толкует слова апостола следующим образом: «Если кто-то больной и лежит на одре, и по причине своей болезни не может молиться или воспевать Человеколюбца Бога, то да не будет таковой непричастным духовному деланию, которого ищет в болезни Благой Бог, чтобы ниспослать Свою помощь, но да попечется призвать ходатаев и посредников к Богу, пресвитеров церковных, т. е. иереев или архиереев, приносящих Богу чистую жертву хваления».
Таким образом, как из самого апостольского Послания, так и из его толкования одним из известных православных подвижников мы видим, что данное Таинство совершалось именно над физически больными людьми, причем такими, которые не могли сами прийти в храм к священнослужителю.
Сегодня очень распространено мнение, что Таинство Елеосвящения (еще называется Соборованием, так как в его совершении принимали участие несколько священников, зачастую от семи до трех, то есть собрание-собор) может совершаться над всеми без различия людьми, а не только над физически больными. Данная практика возникла в Православной Церкви сравнительно недавно (скорее всего, в послевоенное время) и чаще всего объясняется тем, что все люди являются носителями тех или иных болезней: кто-то более тяжелых, а кто-то менее. Определенным аргументом в пользу такой практики могут быть только некоторые свидетельства, датируемые примерно Х веком. В них говорится, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и над всеми находящимися в его доме. А в одной из греческих рукописей XI века сказано, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы, но освященным елеем помазывали также и дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияла на всех и все вокруг. В XVII веке нечто подобное всеобщему Соборованию совершалось в Успенском соборе Московского кремля. При этом помазывание происходило не семикратно, как над больным, а только один раз – в конце чина.
Но более весомым аргументом для практики всеобщего Соборования можно назвать следующий: в Соборовании, кроме физических болезней, исцеляются также и болезни душевные, то есть грехи, особенно – забытые и неисповеданные (за исключением, конечно же, сознательно утаенных, которые не исцеляются ни одним Таинством Церкви), ведь все недуги человека, как душевные, так и телесные, – это последствия греха. Следовательно, для того чтобы исцелить физическую болезнь, необходимо искоренить грех. Это действительно так, но грешник в таком случае должен стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не к Соборованию.
Подтверждение данным словам мы можем увидеть также и в Евангелии, когда Господь исцелил человека, слепого от рождения. При этом апостолы спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», на что Христос ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2–3). Следовательно, физические болезни не всегда и не обязательно связаны с нашими грехами.
Второй спорный момент: прощаются ли в Таинстве Соборования грехи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уяснить, что в Церкви нет ничего лишнего или взаимозаменяемого. Одно Таинство не может заменить собой другое, так как каждое Таинство имеет свои определенные цели. И если грехи отпускаются в Таинстве Соборования, тогда зачем в таком случае Таинство Покаяния?
Кроме того, в самом последовании Таинства Елеосвящения говорится конкретно об исцелении физической немощи, но при этом о разрешении грехов не сказано, кроме как в последней молитве. Но последняя молитва – это лишь признак того, что Таинство Соборования зачастую преподавалось в совокупности с другими Таинствами – Исповедью и Причащением. Это мы также можем увидеть в самом чинопоследовании Соборования.
Чтобы не быть голословным, приведем следующие примеры:
– в самом последовании принимающий Таинство Соборования неоднократно называется «страждущим» и «люте страждущим», что больше относится именно к физическим болезням;
– в одном из тропарей канона Церковь молится: «Струями милости Твоея, Христе, и помазании священников Твоих, омый яко благоутробен, Господи, болезни и озлобление, и болезней нашествия, в нуждах страстей мучимаго, яко да славит Тя спасся благодарственно»;
– в стихире после канона поется: «Дал еси благодать Твою, Твоими, Благопременителю, Апостолы, Человеколюбче, елеем святым Твоим целити всех язвы же и недуги; темже к елею Твоему верно приступающаго, и ныне, яко благоутробен, освяти, помилуй, от всякаго недуга очисти, и пищи нетленныя Твоея сподоби, Господи»;
– но более красочно о сути Таинства говорится в тропаре: «Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов и горьких болезней; воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче»;
– в конце чина сказано: «По скончании же сего больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его на одре лежащаго. Настоятель же взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником».
Таким образом, в молитвословиях Церковь просит прежде всего исцелить телесные недуги страждущего и воздвигнуть его от одра болезни, что никак не относится к грехам как недугам душевным.
P. S. Данное размышление вовсе не является попыткой сломать чьи-либо представления или изменить сложившуюся религиозную практику. Это лишь призыв вслушиваться и вникать в то, что нам говорится посредством богослужебных песнопений и молитвословий. Ведь случается, что мы думаем и молимся об одном, а просим совершенно другое.