собо р покрова пресвято й богоро дицы что на рву
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.
Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.
Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.
По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.
Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.
Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.
Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.
Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание «чудесного» обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.
Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».
Приставка «на Рву», встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.
В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.
Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его «народным» наименованием: Храм Василия Блаженного.
В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального сгоревшего покрытия.
В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.
Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.
Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».
Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».
Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.
Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».
И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.
Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?
Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».
Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.
А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.
Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.
Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.
Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21. ) показался «архитектурным излишеством». А жаль…
Святыни Покровского Собора
|
Богоматерь Владимирская. Москва,XVI в. |
Многие знают, что на Красной площади находится неповторимый шедевр древнего зодчества, жемчужина в обрамлении Московского Кремля – Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В воссозданной ризнице этого уникального храма в предверии Рождества Христова открылась уникальная выставка – «Святыни Покровского Собора», которая продлится до 24 января 2005 года.
Расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи |
На площадке перед входом в ризницу выставлены подлинные архитектурные украшения XVI-XVII веков, выявленные во время реставрации собора.
Среди них изразцы с фрагментами летописи строительства храма, расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи, изразцы с шатра Покровской церкви.
Важное место в экспозиции занимают предметы, являющиеся вкладами в Покровский Собор. В основном эти вклады сделаны царствующими особами в различное время, но есть и вклады, сделанные простыми людьми.
|
Архитектурная деталь с фасада Покровской церкви |
Среди них интересно отметить потир, который был изготовлен на пожертвования простых прихожан из серебра с позолотой, яблоко и основание украшены цветочным орнаментом чеканной работы. По верхнему краю чаши – надпись молитвы, по нижнему краю основания – вкладная надпись которая сообщает: «[7]189 (1681) дека[б]ря в 23 [день] зделаны сие сосуды в церко[вь] Але[к]сандра Свирского Чудотворца и подания правосла[в]ны[х] хр[истиа]н».
Покров Св. Василий Блаженный, 1589 год, Москва |
При входе в ризницу сразу обращает на себя внимание огромный покров на раку святого Василия Блаженного, изготовленный в рост человека. Эта уникальная работа была выполнена сложнейшей техникой лицевого шитья, с использованием золота, серебра и шёлка, в мастерской Ирины Годуновой – жены царя Фёдора Иоанновича в конце XVI века. Об этом рассказывает вкладная надпись на позёме покрова: «Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589г)». Дошёл до наших дней и вклад 1638 года царя Михаила Фёдоровича. Он состоит из шести серебряных предметов: потира, дискоса без основания, звездицы, лжицы и двух тарелей. Все они украшены гравированными изображениями: на дискосе – Евхаристический Агнец, на тарелях – Знамение и Голгофа. На потире, кроме традиционного изображения Деисуса, Орудий Страстей Христовых и евхаристической молитвы, в ложчатом орнаменте вязью выгравирована вкладная надпись.
Икона свт. Василия Великого |
Среди образцов древнерусской живописи множество уникальных икон: святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста XVI века, относящиеся к первоначальному иконостасу Покровской церкви; редкий образ святителя Николая Чудотворца XVI века в иконографии Николы Великорецкого; образ Варлаама Хутынского в житии; чудотворная икона Покрова Богородицы XVIII века; образ Богоматери Владимирской в роскошной серебряной ризе. Выделяются из общего ряда икона XVII века – образ Василия Блаженного и святой мученицы Ирины, написанная в память об особом от
|
Богоматерь Смоленская. Москва, XVI в. |
Покровскому Собору царя Фёдора Иоановича и его супруги Ирины Годуновой, и необычная резная икона Смоленской Богоматери, выполненная в объёме. Интересно отметить, что представленные на выставке иконы XVI-XVII веков соимённы святым, в честь которых освящены пределы собора: напрестольные образы «Покров Пресвятой Богородицы», «Святой Александр Свирский», «Святой Василий Блаженный». На иконе XVII века мы в
Вериги, состоящие из верижского креста, пояса и цепей, принадлежащие Святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак |
московских чудотворцев – святых блаженных Василия и Иоанна. Рядом находится бесспорный раритет – вериги, состоящие из креста, пояса и цепей. По мнению первого летописца Покровского храма, протоиерея Покровского собора И.И.Кузнецова, вериги эти принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак.
|
Трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году |
Изяществом исполнения привлекает церковная утварь: напрестольные кресты – мощевики XVII-XVIII веков, ковчег с изображением Александра Невского, серебряная трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году, о чём свидетельствует идущая по нижнему краю надпись. Необычный наперсный крест в оправе и ковчеге, изготовленный специально для Покровского собора в XVII веке, в Москве, и вложенный в оправу с гравированным изображением Крещения и Воскресения Господня, а позолоченный ковчег, имеющий красивую фигурную, килевидную форму и украшенный гравированными изображениями – Александра Свирского слева и Покровского собора справа – устроен уже в XVIII веке.
|
Еванглие напрестольное, 1672г. |
Здесь мы можем увидеть золочёные переплёты напрестольных Евангелие 1672 и 1692 годов. Серебряные оклады верхних досок великолепной чеканной работы: на одном изображение Распятия и четырёх евангелистов, а на другом, кроме изображения Воскресения Господня в центре и евангелистов в наугольниках, ещё сцены Страстей Христовых. Здесь же можно увидеть подлинную лицевую рукопись 1672 года – Житие Святого Александра Свирского, переплетённую зелёным бархатом с четырьмя серебряными наугольниками.
Из церковного облачения представлен стихарь XVII века, единственный в своём роде, он украшен 58-ю серебряными дробницами гравированной и чеканной работы.
Стихарь. Москва, XVII век. |
Рядом можно видеть три подвесные тончайшей работы пелерины XVII в. вышитые серебром, золотом и шелками. На них изображения Богоматери Смоленской и Николая Чудотворца в обрамлении вышитых текстов тропарей.
Среди реликвий есть и памятная доска, сообщающая о денежном пожертвовании императрицы Екатерины II на реставрацию Покровского собора в 1784 году.
Каждый, кто придёт сюда, обязательно проникнется чувством восхищения перед искусством древних мастеров, благоговейного трепета перед предметами, имеющими не только художественную ценность, но и созданными вдохновлять на молитву. Трудно себе представить, сколько поколений до нас в молитвенном взывании припадали к этим святыням, обращая свои сердца и мысли к Богу. Осознавая всё это, испытываешь искреннюю благодарность священнослужителям Покровского собора, а также сотрудникам созданного в 20-е годы прошлого века музея, сохранившим представленные нам древние святыни.
Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву) Москва
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного) — собор 16 века, построенный по велению царя Ивана Грозного (1530 – 1584) в честь покорения Казанского царства.
В храме располагается музей.
🚇 м. Площадь Революции (100 м.), м. Китай-город (200 м.).
Чем примечателен
✅ Собор 16 века (1555 – 1561 гг.), который был построен по велению царя Ивана Грозного (1530 – 1584) в честь значимого события русского государства — покорения Казанского царства в октябре 1552 года.
✅ Собор освящен в честь христианского праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. В этот день состоялась главная битва, в которой русские войска одержали победу. Церкви, входящие в комплекс, также освящены в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим.
✅ Храм состоит из 11 церквей.
✅ Официальное название храма: «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву», но он имеет и широкоизвестное неофициальное название «Храм Василия Блаженного», в честь святого Василия Блаженного (1464 – 1552).
✅ Существует легенда, что царь Иван Грозный приказал ослепить всех, кто строил собор, чтобы такое чудо архитектуры нельзя было повторить. Ученые считают, что это только легенда.
✅ Храм входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
✅ Храм является филиалом Государственного исторического музея.
Храм Василия Блаженного (Москва)
Описание
Храм состоит из 11 церквей. Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события казанского похода — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского.
Позже к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588 г.) и Блаженного Иоанна Московского (1672 г.).
Официальное название храма: «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву», но он имеет и широкоизвестное неофициальное название «Храм Василия Блаженного», в честь святого Василия Блаженного (1464 – 1552). По преданию, московский чудотворец Василий Блаженный собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Василий Блаженный ходил босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Считается, что он предсказал московский пожар 1547 года.
Храм строился в 1555 – 1561 гг. архитекторами Барма и Посник Яковлев.
В подклете храма находятся иконы, в том числе и самая древняя из них – икона Василия Блаженного конца XVI века, написанная специально для Покровского собора.
В храме находится уникальный 30-пудовый колокол, который раньше был расположен в Церкви Зачатия Праведной Анны, что в Углу. Колокол был отлит в 1547 году во Франции и в 1610 году был куплен и пожертвован церкви московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. В то время на колоколе была выгравирована надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…». Позже, в период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден. Но его выкупил князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1617 году, и вернул церкви. Тогда на колоколе была выгравирована вторая надпись, снова с просьбой поминать родителей.
Позже этот колокол установили в Храме Василия Блаженного.
Интересные факты
«Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным.».
Внешний вид собора нравится далеко не всем. Так, поэт Андрей Вознесенский написал об храме:
Сквозь кожу мишурную
глядело с завитков,
что чудилось Мичурину
Русский поэт Кедрин Дмитрий Борисович (1907 – 1945) написал поэму о строительстве храма «Зодчие» (1938 г.). В ней он также излагает эту версию:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
Повелел ослепить этих зодчих,
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
Не поставили лучшего храма,
Но историки считают эту версию неправдоподобной. Свидетельств, что зодчих ослепили нет.
В живописи
🗿 Красная площадь в Москве >
🎨 Алексеев, Фёдор Яковлевич (1753 – 1824) — русский художник, один из основоположников русского городского пейзажа.
⛳ Лаврушинский переулок 10 (Москва), м. Третьяковская.
Красная площадь в Москве
Дополнительно
Шедевры под открытым небом Москвы — знаменитые памятники, здания и иные достопримечательности Москвы, которые можно наблюдать прямо под открытым небом.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву ( Собор Василия Блаженного )
Собор Василия Блаженного — главное чудо русского зодчества.
Расположенный на Красной площади рядом с Кремлём, он стал символом Москвы и всей страны. Храм Василия Блаженного — это целый град в городе: на едином основании возведено 10 церквей с пёстрыми куполами. Он был построен в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством — вековым врагом Руси.
Старинная московская легенда гласит, что во время решающего штурма Казани Иван Грозный направился в походную церковь, помещавшуюся в шатре, и усердно молился. Но едва священник успел произнести слова: «И будет едино стадо и един пастырь», как земля вздрогнула от сильнейшего взрыва, и часть вражеских укреплений взлетела на воздух, открыв дорогу русским войскам. Впервые в истории Руси в её состав вошло не княжество, а целое государство — Казанское ханство. Взятие Казани имело не только политическое значение (теперь русские контролировали волго-балтийский торговый путь), но и религиозное — это был поход против неверных. В Москве горожане встретили Ивана Грозного громкими возгласами: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю православного народа!».
Собор Василия Блаженного — шедевр неизвестных зодчих.
Первоначально на месте будущего храма стояла деревянная церковь Святой Троицы, но в 1555 году начали возводить каменный собор, существующий до сих пор. Кто был главным зодчим, так и остаётся тайной. По одной версии, царь пригласил псковского мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма, по другой — имена Постник и Барма принадлежатдвум разным архитекторам.По третьей версии, Собор Василия Блаженного — это проект итальянского зодчего. Существует предание, что царь приказал выколоть глаза создателю собора, чтобы он больше не смог повторить свой шедевр. Но если считать автором собора Постника, то эта легенда не находит документальных подтверждений. Постник не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после окончания строительства он работал над проектом Казанского кремля.
Собор Василия Блаженного — диковинное созвездие шатров и куполов.
Собор Василия Блаженного венчают 10 куполов. 8 церквей, расположенных симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды, символизируют церковные праздники, приходящиеся на дни решающих сражений за Казань. На их вершинах установлено 8 луковичных глав. Центральная церковь Покрова Богородицы завершена шатром с маленькой главкой, а десятый купол выстроен над колокольней. Все 9 церквей объединены между собой единым основанием и внутренней обходной галереей, расписанной причудливыми растительными орнаментами. Ни один из куполов не повторяет другой. Собор Василия Блаженного не всегда был таким пёстрым. Белый камень и кирпич, используемые в строительстве церкви, придавали ей строгость и сдержанность. В XVII веке купола собора украсили керамическими изразцами, добавили асимметричные пристройки, возвели шатры над крыльцами, а стены покрыли затейливыми росписями. В 1931 году перед собором воздвигли бронзовый Памятник Минину и Пожарскому, ранее стоявший на Красной площади.
Собор Василия Блаженного — храм во славу чудотворца.
Главная церковь храма освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Однако Покровский храм называют собором Василия Блаженного и связывают его не с Иваном Грозным и Казанскими походами, а с именем московского юродивого — человека Божьего. Василий жил на улицах Москвы и даже в лютый мороз ходил полуголым, на теле носил вериги — железные цепи с крестами. Сам Иван Грозный относился к нему с благоговением. Когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе со своей супругой — царицей Анастасией. Святому приписывают ряд чудес. Находясь в Москве, он потушил пожар в Новгороде тремя чашами вина. Василий обличал ложь, и под внешним благочестием мог угадать действия дьявола. Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт. Василий умер в 1552 году, а в 1588 году над местом захоронения мощей чудотворца пристроили церковь. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму — Собор Василия Блаженного. Предание утверждает, что до 1595 года в подземельях храма хранилась царская казна. Сегодня собор находится в совместном ведении Исторического музея Москвы и Русской православной церкви. По воскресеньям в нём проходят богослужения.