собака терапевт что делает

Чем опасна вакцинация от коронавируса

Что известно о COVID-19?

Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.

При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Как действует вакцина?

Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:

У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Опасна ли вакцинация?

Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.

Чем опасна вакцинация от коронавируса:

Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:

При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.

Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.

Как уменьшить негативные проявления?

Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:

При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.

После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Когда будет массовая вакцинация?

Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.

Источник

Как собаки Пчелка и Биби помогают людям с инвалидностью

А люди помогают им

В 2019 году я была в декрете и решила написать в фонд помощи бездомным животным «Лапа дружбы», чтобы присоединиться к команде.

Расскажу, как мы к этому пришли, какую пользу приносят собаки людям с инвалидностью и как занятия помогают животным.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Почему родилась идея сделать из собак терапевтов

Я очень люблю животных: у меня две собаки, кошка и две черепахи. Мне всегда хотелось помогать другим, и в какой-то момент я поняла, что пора действовать. Тогда я была на восьмом месяце беременности, поэтому могла предложить только удаленную помощь: например, писать тексты, ведь по образованию я редактор.

В начале октября 2019 года я написала в «Лапу дружбы», что готова стать волонтером. Мне ответили, и уже через пару дней мы пили чай с основательницами фонда: Катей, Мариной и Дашей.

Позже вице-президент фонда Марина Каширская устроила мне экскурсию по Кожуховскому приюту, которому помогает фонд: курирует собак приюта, закупает дорогие ветеринарные и медицинские препараты и аппараты, лечебные корма для собак с проблемами со здоровьем и корма для щенков.

Там я познакомилась с двумя десятками собак — подопечных фонда. Большинство туда попадает по программе отлова бродячих животных. Некоторые раньше были домашними, а некоторые родились на улице. Но несмотря на тяжелые судьбы, почти все очень ласковые и умирают от счастья, когда видят кого-то из волонтеров.

Приютским собакам нужна социализация: им не хватает общения с людьми. Фонд им старается помочь, приглашает волонтеров к сотрудничеству, занимается пристройством и вывозит на различные мероприятия.

Одно из таких мероприятий — фестиваль «Доступ открыт». Его раз в год организовывает одноименная некоммерческая организация, которая занимается развитием среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первый раз фонд участвовал в фестивале в 2018 году.

Задача была просто посмотреть, как участники — взрослые люди с ментальной или физической инвалидностью — будут реагировать на собак. Хватило нескольких минут, чтобы понять, что собаки — гвоздь программы. Все желающие могли покормить и погладить псов.

У большинства людей с инвалидностью нет возможности пообщаться с животными. Ежедневно они решают массу задач, о которых люди без инвалидности даже не задумываются: как выйти из дома, как преодолеть три ступеньки возле подъезда. В таких условиях сложно заботиться о ком-то еще, и в итоге животные исчезают из их жизни. А вместе с ними и все те эмоции, которые они вызывают.

Марина мне рассказывала, как на первых мероприятиях ее впечатлило поведение собак. Они ставили лапы на коленки людям в инвалидных креслах, заглядывали им в глаза и всячески показывали свой интерес. Особенно ей запомнился мужчина, который потерял чувствительность рук.

Его ладони лежали на ручках инвалидного кресла, а собака подошла и просунула нос под его руку. Мужчина был счастлив.

Когда моя дочка немного подросла, я тоже стала помогать на мероприятиях, и первое было — «Прогулки с собаками» в Аптекарском огороде. Администрация парка приглашает всех желающих погулять там с собаками из приютов и получить эмоциональный заряд. В тот раз с нами была собака на инвалидной коляске — хаски, которого сбила машина. Он носился как заведенный и вызывал улыбки у прохожих.

Мне кажется, многим гостям было важно его увидеть: этот пример показывает, что можно иметь физические ограничения и при этом радоваться жизни и радовать других. Но, кстати, у хаски есть шансы вернуть подвижность лап. Спустя полтора года реабилитации он научился стоять на задних лапах.

Еще в Аптекарском огороде мне запомнилась пара на инвалидных колясках: они вдвоем взялись выгуливать собак на поводке. Несмотря на то что собаки были большие и активные, у молодых людей все получилось, и они явно получили от этого положительные эмоции.

Собакам тоже нравятся такие прогулки и общение: представьте, повсюду куча угощений и все гладят.

Тогда Марина поделилась со мной планом заниматься канистерапией на постоянной основе. Я поняла, что хочу в этом участвовать, и мы вместе начали погружаться в тему.

Что такое канистерапия

Канистерапия — от латинского сanis, то есть собака, — это метод реабилитации и социальной адаптации людей с помощью собак-терапевтов. Он существует так давно, что сложно назвать его основоположников.

Еще во времена Гиппократа заметили, как животные могут успокаивающе действовать на людей. Значительно позже, в 19 веке, знаменитая британская сестра милосердия Флоренс Найтингейл предлагала лечить тревожность с помощью собак и других небольших животных. А Зигмунд Фрейд считал полезным присутствие собаки во время приема пациентов.

Современная медицина обратила внимание на собак благодаря американскому детскому психологу Борису Левинсону. В 1960-х он заметил, что после общения с его питомцем дети чувствуют себя лучше и их легче разговорить. Именно он придумал термин « пет-терапия ». В 1970-х в США была запущена первая терапевтическая программа с участием собак.

Исследования показывают, что общение с собаками-терапевтами снижает у человека уровень гормона стресса кортизола и повышает уровень окситоцина — гормона, который помогает расслабиться и проникнуться доверием к людям. Что примечательно, у собак во время взаимодействия с людьми происходят примерно такие же химические реакции.

Есть еще много работ, которые подтвердили эффективность собак-терапевтов. Например, у людей, переживающих травматичные события, собаки снижают симптомы депрессии. Все дело в том, что животные требуют нежных, мягких прикосновений и спокойной речи — это помогает и самому человеку стать спокойнее.

Также общение с собаками может принести пользу людям с расстройствами аутистического спектра: оно помогает развивать навыки социального взаимодействия. Кроме того, взаимодействие с собаками-терапевтами улучшает самочувствие людей с деменцией.

Пет-терапия и аутизм — Университет Южного Иллинойса в КарбондейлеPDF, 302 КБ

Но, конечно, не стоит думать, что канистерапия всесильна. Некоторые исследования не подтверждают ее позитивное влияние на здоровье. Например, в недавней работе не обнаружили снижения уровня кортизола у больных раком детей, которые общались с собаками-терапевтами. Тем не менее снижение кортизола зафиксировали у родителей: им нравилось наблюдать за тем, как развлекаются их дети.

В США, Канаде, Великобритании пет-терапия стала частью официальной медицины. В международной организации Therapy Dog International зарегистрированы около 12 000 собак.

В России канистерапия только начинает развиваться. Сейчас сеансы канистерапии проводят частные центры и некоммерческие организации. C 2007 года существует Сообщество развития и поддержки канистерапии.

Как мы запускали проект «Протяни лапу дружбы»

Чтобы канистерапия приносила пользу, и у собак, и у сопровождающих людей должна быть необходимая подготовка. Обучение требует времени и денег, поэтому мы решили подать заявку на грант мэра Москвы для социальных проектов. Самый маленький грант составлял 300 000 Р — на него мы и нацелились.

Марина подготовила подробное описание, а я — презентацию проекта, который назвали «Протяни лапу дружбы». Мы решили сделать акцент на взрослых людях с инвалидностью, потому что большинство существующих программ канистерапии ориентированы на детей.

Марина составила смету: рассчитала, сколько и на что пойдет. В сумму включили обучение двоих людей канистерапии — Марины и меня, — тестирование и обучение двух собак, амуницию, расходы на бензин и сопутствующие товары вроде шампуня для собак, потому что их нужно подготавливать к выезду.

Всего за год мы должны провести 16 мероприятий.

Сама процедура получения гранта несложная, но формальности соблюдать необходимо. У получивших гранты есть кураторы. Они следят за тем, чтобы деньги тратились по смете.

Мы получили грант впервые и по неопытности не учли некоторые моменты. Например, мы указали в смете траты на бензин, потому что собак на занятия мы привозим на машинах. Но у меня нет водительских прав, и приезжать на сеансы мне удобнее на такси. Такси не указано в статье расходов, поэтому я оплачиваю его из своих денег.

Еще одна важная деталь — если грант будет потрачен не полностью, деньги придется вернуть.

Как помогать другим

Как мы подготовили собак

Стать терапевтом может собака любой породы. Главное, чтобы она была дружелюбна, открыта к взаимодействию с людьми, имела устойчивую психику, была послушна и не склонна к агрессии.

В Кожуховском приюте очень много собак, которые подходят под эти критерии. Мы выбрали двух: Пчелку и Биби. У них разные темпераменты: Пчелка — молодая и активная собака с медовыми щечками, а Биби — светлая лежебока со слабостью к мягким диванам. Их объединяет безмерная любовь к людям и добрый характер.

Обе собаки давно в приюте. Пчелка была домашней, но потерялась. Четыре года назад Марина нашла ее на детской площадке в Сокольниках. Она подходила к прохожим с детьми, явно искала свою семью, но никто не откликался. Был уже поздний вечер, и Марина отвезла ее в приют. Потом было много объявлений о найденной собаке, в интернете и на улице, но никто так и не отозвался.

Пчелка осталась в приюте. Ей устраивали фотосессию и возили на выставки, чтобы найти новых хозяев. Это не помогло. Парадоксально: она максимально близка к идеалу — красивая, энергичная и добрая, но желающих ее взять не появлялось.

Когда мы начали курс дрессировки в школе «Собачье дело», я стала заниматься с Пчелкой. Возвращать ее в приют после каждого занятия было невыносимо: я чувствовала себя предателем и начала искать ей дом. Сначала хотела пристроить к родственникам, но у всех уже были животные. В итоге я поговорила с мужем, и он поддержал мою идею взять Пчелку к нам. Сейчас могу сказать, что это было прекрасное решение. Она очень ладит с дочкой и с другими животными.

У меня ощущение, что с Пчелкой у нас не просто появился новый член семьи, а будто нашелся недостающий кусочек пазла.

Марина начала дрессировать Биби, которая пока еще живет в приюте. Она попала туда в 2014 году: ее отловили с улицы вместе с двумя другими собаками. Две уже нашли дом: одна уехала в Германию, другая — в Финляндию. А c Биби так не получилось. В России очень сложно пристроить собаку старше пяти лет: большинство считает ее старой.

Биби — прекрасная собака, уравновешенная и мудрая. Мы еще надеемся найти ей дом. Тем более уже много раз наблюдали, какой невероятный отклик она вызывает у людей.

До курса и Пчелка, и Биби умели лишь сидеть, а сейчас освоили набор основных команд. Это был долгий путь. Они занимались на курсе дрессировки вместе с домашними собаками, и для них это была абсолютно новая атмосфера: теплое помещение, все кормят и гладят. Радость вскружила им голову, и задания на послушание Пчелке и Биби давались с трудом.

В приюте собакам дают угощения просто так, а здесь, чтобы их получить, нужно подумать головой, поработать. Остальные животные их тоже удивили: Пчелка и Биби сразу поняли, что они другие — пахнут домом. Но в итоге собаки освоились и стали схватывать все упражнения.

Курса дрессировки недостаточно, чтобы собака стала терапевтом. Нужно еще пройти тестирование, которое подтвердит, что она пригодна для работы. На мероприятиях могут появляться люди, которые необычно выглядят, говорят или двигаются. Важно, чтобы собака относилась к этому без агрессии, иначе она не сможет быть терапевтом.

стоило обучение двух собак на терапевтов

А если она немного испугалась, то в этом нет ничего страшного: вскоре она может привыкнуть. Например, на фестивале «Доступ открыт» появился мужчина с металлическими ходунками, которые громыхали каждый раз, когда он делал шаг. Пчелка сначала испугалась и отшатнулась, но быстро привыкла и пошла знакомиться.

На проверку Пчелки и Биби ушло около полутора часов. Тестировщик специально переоделась в безразмерную одежду, начала говорить хрипловатым голосом и постукивать тростью. И Биби, и Пчелка хорошо отреагировали.

Дальше тестировщик проверял реакцию собак на еду. Им предлагали вкусняшки и смотрели, как они берут их с руки, что делают, если закрыть руку с кормом. А еще — что будет, если забрать у них миску с едой. Эти задания Пчелка и Биби тоже прошли без проблем.

Также важно было проверить, как собаки реагируют на неловкие прикосновения и на то, что кто-то рассматривает их уши или лапы.

Второе тестирование надо было сделать самостоятельно: записать на видео встречу собаки и незнакомого ей человека и прислать преподавателю. Мы вместе разбирали каждый маневр. Пчелка испугалась только один раз: когда в одном из упражнений внезапно перед мордой открыли зонт. Биби даже это упражнение прошла без нареканий. Она просто наслаждалась обилием еды вокруг.

Как мы стали канистерапевтами

Чтобы стать канистерапевтами, мы с Мариной пошли учиться у опытного зоопсихолога и пет-терапевта Ники Могилевской из центра «Хронос». Курс стоил 80 000 Р на двоих и занял три месяца. Занятия были удаленными: раз в неделю по три часа.

Мы прослушали полный объем теории об основах канистерапии и особенностях работы с разными группами людей, а в качестве выпускной работы разработали собственную программу занятий.

Ника сопровождала нас на первом выезде и до сих пор поддерживает и направляет — это помогает двигаться в нужном русле.

Встречи всегда начинаются с приветствия и раздачи вкусняшек для собак — это наш постоянный ритуал. Потом мы делимся новостями или знакомимся с новыми участниками — это помогает установить контакт и расслабиться.

На всех занятиях люди взаимодействуют с собаками: гладят, дают команды. Но кроме этого, мы включаем практики, направленные на развитие разных навыков. Например, на одном из занятий мы проводили сказкотерапию: вытягивали из мешочка бумажки со словами и на их основе сочиняли фантастическую историю про собак. Это кажется простыми фантазиями, но на самом деле развивает коммуникативные способности и логику. А еще просто раскрепощает.

С кем мы уже провели занятия

На данный момент мы провели десять выездов. Наша основная группа — в центре «Доступ открыт» в Щербинке. В ней очень разные участники: от 16 до 50 лет, есть люди с ментальными особенностями, а есть с физической инвалидностью.

Это группа для взрослых, но если присоединяются дети, мы не против. Однажды к нам зашла мама с двумя детьми, у обоих — расстройства аутистического спектра. Мальчику около 12 лет, а девочке всего полтора года, и она не может ходить. Девочка, по словам мамы, почти не выражает эмоции. Но от животных она была в восторге: улыбалась и тянулась погладить. Это поразило ее маму, и она начала расспрашивать, когда мы приедем в следующий раз.

Как-то к нам пришла девочка 15 лет, которая очень боится собак. Первое занятие она почти не подходила к собакам, боялась покормить и держала руки в карманах. Но уже со второго занятия все изменилось: она начала гладить Пчелку и Биби. С тех пор девочка не пропустила ни одного занятия.

Похожая история была со Светой, которую мы встретили на сеансе в рамках фестиваля «Доступ открыт» осенью 2021 года. Она была в ужасе в начале занятия, крепко держала Марину за руку и визжала, если собака приближалась. Ее очень напугали истории из телевизора про то, как псы покусали людей. Вскоре она решилась погладить собак и поводить их на поводке. У нее есть все шансы избавиться от кинофобии.

Источник

«Если на спине ребенок с ДЦП, она вытягивается в струнку». Лучший канистерапевт России рассказала, как из собак получаются терапевты

Хозяйка лучшей собаки-терапевта России Лукаса XIII Великолепного и лучший канистерапевт страны Лариса Хозяинова уже 10 лет бьется за создание в Петербурге центра социальной кинологии. Он нужен, потому что и в жизни, и в медицине «собачья» помощь часто оказывается незаменимой. Как работает «собакотерапия» и почему домашние питомцы не могут стать терапевтами она рассказала «Доктору Питеру».

— Лариса Владимировна, чем отличается канистерапия от других видов анималотерапии – например, иппотерапии? В чем ее преимущества?

— А что они делают?

— Бывает, что даже с помощью такого «интересного инструмента» не удается вывести человека на контакт?

— Конечно, люди с расстройством аутистического спектра могут находиться настолько глубоко в себе, что не каждого вытащишь. Если через несколько занятий мы не видим динамики — к примеру, ребенок продолжает не замечать собаку, мы прекращаем работу. Но может быть, дело просто в недостаточной длительности канистерапии. У меня на патронаже был ребенок с опухолью мозга — он совсем не шел на контакт, но по просьбе его мамы мы продолжали работу на дому. Только через 2 месяца он отреагировал на собаку: сидел на полу, играл в кубики и, когда в очередной раз пес с кубиком в зубах ткнулся мордочкой в его лицо, мальчик сделал жест «не мешай, отойди». Прошло еще 2 месяца, прежде чем он впервые погладил собаку, а еще через 2 месяца протянул ей лакомство. И это был прогресс. Возможно, у кого-то эффект появится через полгода, а у кого-то через год. Но мы работаем в госучреждениях и назначенный курс реабилитации ограничен по времени.

— Кто назначает лечение?

— Я работаю психологом в шести государственных учреждениях. Среди них колпинский Центр реабилитации инвалидов и детей-инвалидов «Поддержка». В зависимости от заболевания человек имеет право на тот или иной набор социальных и психологических услуг. Конечно, канистерапии в этом списке нет. Она может проходить под разными названиями: «психологическое консультирование», «организация коммуникативного пространства» или «психологический тренинг». Я как психолог могу использовать в занятиях разные инструменты — сегодня устроить сеанс арт-терапии, завтра — музыкотерапии, а послезавтра в качестве психологического инструмента могу использовать собаку и тогда это канистерапия.

— Где готовят на канистерапевтов? Как вы, психолог по образованию, пришли в эту специальность?

— Собакой-терапевтом может стать представитель любой породы?

— Теоретически в любой породе может быть уникальная собака-терапевт. Но на практике среди лабрадоров и золотистых ретриверов, добродушных ньюфаундлендов или сенбернаров они встречаются чаще, чем среди ротвейлеров или питбулей. Собака для работы терапевтом тоже проходит специальную подготовку и сдает экзамены. Она не должна ни при каких обстоятельствах проявлять агрессию к человеку.

Источник

Специалисты и родители рассказали, как собаки учат и лечат детей

«Животное сидит и смотрит тебе в глаза, когда ты ему читаешь»

Термин «канистерапия» означает «лечение собаками». Лохматые и очаровательные создания не только приносят радость в дом, воспитывают в детях лучшие чувства и так далее — перечислять плюсы от присутствия рядом домашнего любимца можно бесконечно, — но и способны существенно помочь ребенку при различных психофизических нарушениях, таких как ДЦП, аутизм, нарушениях развития эмоциональной сферы, страхах и многом другом. «МК» разобрался, как действует «собачья» методика, поговорив с канистерапевтами и родителями ребят, которые испытали ее на себе.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Занятие «Портрет четвероногого друга». Фото: архив ГБУ ГППЦ донм группы Канистерапия

«Собака — настолько яркий стимул, что на него реагируют все дети»

Конечно, нельзя взять любую собаку и начать лечить с ее помощью больного ребенка. Собак-терапевтов специально отбирают еще щенками, дрессируют, тестируют и только после этого допускают к детям. А вот породы могут быть самые разные. Руководитель группы «Канистерапия» психолого-педагогического центра, педагог-психолог Юлия Флорова

9 лет занимается коррекцией и реабилитацией детей с помощью собак.

— Каким детям показана канистерапия?

— Изначально мы занимались тяжелыми, лежачими детишками, у которых не было никаких живых откликов на любые другие воздействия. Собака — это настолько яркий стимул, что на него реагирует практически любой ребенок. Она выступает своеобразным механизмом, который запускает коммуникацию у ребенка, и после этого можно начинать взаимодействовать с ним в форме игры. Для самых трудных детей со сложными сочетанными нарушениями собака-терапевт зачастую бывает единственным партнером по играм, кроме родителей и специалистов.

Достаточно большая группа детей, которые к нам ходят, имеют нарушения по аутистическому спектру. Нельзя сказать, что собаки — это стопроцентная палочка-выручалочка, к сожалению, от одного прикладывания к собачьему боку не происходит волшебных изменений, канистерапия — это дополнительный метод. У нас работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, и им этот метод очень помогает, потому что собаки мотивируют детей к деятельности как никто другой. Животное ярко демонстрирует свое состояние, и ребенку проще его понять. Каждому ребенку, который приходит на занятие, собака искренне радуется. Она смотрит ему в глаза, она виляет хвостом, она хочет играть. Или она обиделась на твое поведение.

Понятно, что собака сама по себе не включается в занятия, ею, конечно же, руководит специалист. Но бывает, что собака сама может подойти к ребенку, особенно с аутистическим расстройством. Родители, например, приводят к нам ребенка: он кричит при виде людей, не смотрит им в глаза, к нему нельзя подойти, до него нельзя дотронуться. Речь, как правило, у него отсутствует, социально-бытовые навыки не выражены. А собака сама берет игрушку и идет к нему. Ребенок заинтересовывается, перестает кричать, он начинает смотреть ей в глаза, хотя он в жизни не смотрел в глаза человеку. Собака вызывает менее тревожное состояние у такого ребенка, чем человек, поэтому в процессе занятий у него снижается тревога и негативные проявления.

— Только при психоэмоциональных нарушениях помогает канистерапия или способствует и развитию двигательных функций, например, у детишек с ДЦП?

— У нас занимаются ребята с моторными нарушениями. Игра с собачкой всегда требует от них каких-то действий: кинуть игрушку, погладить животное, открыть банку с кормом, спрятать от собаки игрушку и т.д. Если ребенок хочет кинуть мячик, он его кидает по многу раз для собаки. Естественно, у него крепнут мышцы. Если я говорю: ты ему мячик кидаешь, у нас такое условие, собака по-другому с тобой не будет играть. Ребенок не чувствует, что мы его заставляем разрабатывать руку. Мы играем. А большая собака для детей может выступать не только как партнер по игре, но и как тренажер-опора для развития навыков ходьбы.

Кроме двигательных игр можно полежать с пушистыми друзьями на матах. Ребенок лежит рядом с собакой и гладит ее. В таком случае малыш не только расслабляется, но и расширяет свой сенсорный опыт, прикасаясь к собаке, ощущая мягкость шерсти, слушая дыхание.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Первоклассники рассказывают собаке, какие книги прочитали. Фото: из личного архива Дарьи Ильичевой

— Если взять здоровых ребятишек, то как им помогает метод?

— Таких детей у нас тоже очень много, и они приходят по совершенно разным причинам. Например, обращаются родители детей, которые не справляются с большой школьной нагрузкой. Игра с собакой помогает снять нервное напряжение. Есть очень скромные дети, стеснительные, которые не могут постоять за себя. Педагог-психолог может поставить собаку на позицию подчиненного, и тогда даже самый скромный ребенок будет чувствовать себя главным, командиром, научится проявлять эмоции. Например, у нас был очень умный мальчик, но с дефектом речи, и дети не понимали его и дразнили. На занятиях канистерапией он выполнял роль капитана спасательного корабля, который должен был спасти собаку, уплывшую на льдине. Все дети старались спасти своего друга — собаку. И беспрекословно слушались своего капитана.

Есть дети с какими-то выраженными страхами, в частности, страхом перед собаками. Ребенок боится выйти на улицу, боится идти в школу — увидев по дороге собаку, он поворачивает домой. У него начинаются соматические симптомы — головокружение, головная боль, чуть ли не до рвоты доходит. Как это ни странно, но метод канистерапии успешно помогает справиться с такой ситуацией. Работа проводится постепенно, сначала дети разглядывают фотографии и пишут письма собакам, потом встречаются с ними на расстоянии, и только после этого переходят к непосредственному контакту.

Еще один наш контингент — дети, пережившие чрезвычайные ситуации или трагедию в семье. У них тоже присутствуют выраженные страхи. Взрослому порой сложно достучаться до души такого ребенка, и на помощь приходят собаки. Можно обнять пушистого друга, рассказать о своем горе. Специалист, который находится в этот момент рядом, подключается, говорит ребенку о том, что да, есть такая беда, но ты не один, мы тут все вместе, и собака тебя любит и сочувствует.

— Что еще происходит на занятиях с собаками?

— Собака может выполнять любые действия, которые мы моделируем в обыденной жизни для ребенка. Например, собака может прийти на праздник. Собака может к празднику готовиться. И тогда мы говорим с детьми о добром, теплом отношении: у собаки нет рук, она не может причесаться. Она не может сама себя украсить. А ей так хочется! А давайте подберем, давайте найдем ленточки, украсим ее. Собака уехала на лето, приехала в сентябре — совсем забыла правила дорожного движения. Ребята, давайте мы ей повторим правила дорожного движения, чтобы она не попала под машину. Или правила обращения с огнем. Собака может пойти у нас в лес, а там нельзя разводить костер. А почему? Расскажите ей, ребята, почему нельзя разводить костер. Здесь получается, я не говорю детям: так, быстро выучили правила! Это совсем другой подход, и он более действенный.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Можно обнять собаку и рассказать ей о своей печали. Фото: архив ГБУ ГППЦ донм группы Канистерапия

— Расскажите теперь о ваших собаках.

— У нас работают специально обученные собаки, которые проходят ежегодное тестирование. Сейчас в центре шесть действующих собак, также есть щенки, которые находятся в стадии адаптации. Все наши собаки-терапевты живут в квартирах, это личные собаки специалистов. У нас присутствуют самые разные породы, самые маленькие из них — йоркширский терьер, папильон, цвергшнауцер. Из крупных пород — золотистый ретривер, бриар и ховаварт. Для этой работы подходит собака любой породы, но она должна быть контактной, с устойчивой нервной системой, не доминирующая ни в коем случае. Не трусливая, не злобная. Она должна быть умненькой и хорошо обучаемой, для которой очень важно взаимодействие с человеком. Например, обнимание для среднестатистической собаки — это неприятная вещь. Собаке это не нужно. Но наши животные выдерживают частое прикосновение. Им нравится, они считают, что это такая форма игры. Когда нам пора уходить с работы домой, собаки садятся около двери и всем своим видом показывают — а нам тут нравится, и мы не хотим уходить! И стрелой летят на работу с утра. Открываешь машину — собака выпрыгивает и бежит к двери центра.

«Раньше он молчал, а сейчас может ответить незнакомцу на улице»

Москвичка Галина, мама 15-летнего аутиста Павла, рассказала «МК» о занятиях сына с собаками, на которые они ходят уже десять лет:

— Когда он был маленький, его напугала собака. Она его ухватила за пятку, без следов, но очень сильно напугала. Он и кошек раньше боялся, убегал от них… Теперь уже он кормит собак, играет с ними, подает им команды. Я вижу, что он стал общительней. Раньше молчал, когда ему человек вопрос задавал, долго присматривался, как человек к нему относится. А сейчас может спокойно ответить даже незнакомцу на улице. На занятиях мы общались с мамой, ее дочка, тоже с аутистическим спектром, ходила в детский сад, и у нее там были сложности, воспитатели просили забирать ее пораньше домой. Им было трудно справиться с ней. А здесь девочка с удовольствием бежит на занятия, она очень хорошо ладит с собаками, ей никто не делает замечания, все ею довольны. Даже те дети в нашей группе, которые вообще не разговаривали, с помощью собак научились говорить какие-то слова. Начинают с команд, с имени собаки. Я вижу, что у моего сына произошли улучшения, поэтому мы и дальше будем продолжать заниматься.

У Оксаны Козловой два сына — 16-летний Иван и 11-летний Илья с ДЦП. У Ильи сложная структура поражения. Ребенок немного ходит, хотя и с поддержкой. Но в основном передвигается в инвалидной коляске.

— На канистерапию мы попали, когда Илье было 4 года. Мы в то время занимались у дефектолога, и он посоветовал нам позаниматься с педагогом-психологом и с собаками. Поначалу я сама присутствовала на занятиях с Ильей. Я его заносила туда, сажала на диванчик.

— Как он воспринял собак?

— Он очень долго привыкал к животным. Некоторое время не хотел напрямую контактировать, гладить. Поэтому контакт был косвенный. Ему очень понравилось играть — кидать мячик собачке. Его это забавляло, и у него это хорошо получалось. Такие занятия помогали развивать моторику. Еще ему нравились задания, когда нужно было прятать от собачки еду. И потом надо было посмотреть, как она ее найдет. Для него это были такие важные познавательные моменты.

Илья немного говорит, у него свой язык. Но в целом он может объясняться, и посторонние люди его понимают. Я думаю, канистерапия тоже способствовала тому, что он стал лучше говорить. После этого мы и себе собаку завели. Илья по-прежнему не очень любит контактировать с ней напрямую, но зато он подает ей команды. Кроме того, по рекомендации психолога, чтобы включить ребенка в домашнюю деятельность, он стал помогать мне готовить еду для нашего питомца. Он понял, что может делать что-то для других, может о ком-то заботиться. Это очень важно для него.

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Занятия в ГБУ ГППЦ. Фото: архив ГБУ ГППЦ донм группы Канистерапия

— Старший ваш сын тоже ведь в свое время ходил на канистерапию?

— Да, два года назад он ходил в подростковую группу. Как мне рассказывали педагоги, сын приходил на занятия и строил из мягких кубиков такую большую стену. Ему было удобней за стеной, так как была незнакомая обстановка, незнакомые ребята, и он за ней как бы прятался ото всех. Но с собаками он сразу контактировал. Сейчас, спустя пару лет, он тоже иногда ходит на занятия. И хотя там находятся незнакомые ему дети, когда наступает его очередь отвечать или рассказывать, его просто не остановить. Он открывается…

«Собака смотрит тебе в глаза, когда ты ей читаешь»

Мало кто слышал, что с помощью братьев наших меньших можно привить ребенку любовь к чтению. Врач-терапевт и канистерапевт Дарья Ильичева именно этим и занимается. Она рассказала «МК» про инновационный метод работы с юным поколением, который помогает побороть их излишнюю страсть к гаджетам и полюбить вместо этого книжки:

— Сейчас многие дети, может, и хотели бы хорошо читать, но им кажется это скучноватым занятием — на фоне телевидения, компьютерных игр, соцсетей. Научиться читать несложно, а вот полюбить чтение сложнее. Моя задача — вместе с собакой создать приятный психологический фон, чтобы детям хотелось прийти и почитать книгу своему четвероногому другу. Приучить их к тому, что читать — это приятно. Есть и еще одна проблема — очень часто дети теряются, когда им приходится читать вслух кому-то или выступать перед классом. Мы это тоже исправляем.

На занятиях дети читают, общаются с собакой и выполняют разные задания. Заучивают стихи, говорят скороговорки. Возраст — от 5 до 8 лет. Занимаются ребята с моей собакой, австралийской овчаркой Белкой, с которой мы вместе прошли спецподготовку. На занятии дети знакомятся с собакой и друг с другом. Последнее тоже важно, потому что сегодняшние дети не всегда хотят общаться друг с другом. А в такой среде дети быстро раскрепощаются. С животным занятия по чтению малышам даются намного проще. А когда дети начинают озорничать, с помощью собаки их гораздо легче вернуть к процессу. Поскольку всем без исключения детям собака интересна, можно добиться, чтобы они делали какие-то вещи, которые они в обычном формате делать не хотят.

Одна из мам, Елена, поделилась впечатлениями от такой необычной учебы:

— Мы начали заниматься с октября, когда сыну было семь лет. У нас почти весь класс ходит на эти занятия. Но в школу животных приводить нельзя, и поэтому педагог договорилась с библиотекой. У моего сына до этого не было опыта общения с собаками, и это животное для него стало эдаким «инопланетянином»: сидит рядом с тобой, глазами на тебя смотрит, слушает, что ты ему читаешь. После того как дети прочитают, собака им виляет хвостом… Сплошные положительные эмоции!

собака терапевт что делает. Смотреть фото собака терапевт что делает. Смотреть картинку собака терапевт что делает. Картинка про собака терапевт что делает. Фото собака терапевт что делает

Илюша Козлов с Кесси на даче. Фото: Из личного архива

— Какой эффект вы наблюдаете от занятий?

— Дети все стали читать. У них прошла скованность и зажатость. Если на уроке учителя строго следят за тем, кто и как читает, с ошибками, без ошибок, то собака с благодарностью каждого выслушивала. Сын стал увереннее. Сейчас дети мало читают, им интереснее какой-нибудь блог посмотреть. Мой ребенок тоже освоил программу и пробует сам снимать ролики, часто зависает в компьютере. Но благодаря этим занятиям он полюбил и книжки.

Учительница начальных классов школы №6 г. Долгопрудного Виктория Сарманаева (кстати, «Лучший учитель начальных классов» Московской области 2014 года), которая практикует эту методику в своем первом классе, рассказывает, откуда взялась идея:

— У моего сына родовая травма, парез руки. И я узнала, что существует не только спортивная реабилитация, но и с помощью собак. Все вместе это давало хороший эффект, сейчас у него уже разработана ручка. Он даже занимается теперь спортом. Потом мы и сами завели себе собаку хаски. У сына ушли разные фобии, он, например, боялся темноты. Я всегда за новые веяния и поэтому решила попробовать эту методику на своих первоклашках. Когда дети начинают осваивать азбуку, у многих не идет чтение, и их за это начинают ругать родители, учителя. И у них появляется страх перед чтением. А когда читаешь собачке, она тебе внимательно смотрит в глазки. Она тебя не поправляет. И у ребенка возникает психологический комфорт, и ему все легче дается. С помощью собак, например, у деток снимается заикание.

Многие учителя критически относятся к этому методу: вот ребенок читает собаке, а она же его не исправляет! А цель как раз в том, чтобы ученика не поправляли, чтобы он поверил в свои силы. Мои дети раскрепостились, техника чтения у них на уровень выше, чем у их сверстников. Занятия проходят раз в неделю, и дети очень ждут встречи с собакой Белкой! Мы надеемся, что в сентябре они возобновятся. Это такое обучение, которое приносит радость. В первом классе мы учились грамоте, а сейчас, во втором, будем проходить выразительное чтение, отрабатывать скорость чтения и т.д. Мы хотим ввести эту методику с первого по четвертый класс, потому что я вижу результаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *