снилось что я колдун и мне подвластны все черти фразеологизм

ЕГЭ. Русский язык. Тест №121

ЕГЭ. Русский язык. Тест №121

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №121»

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сделанные на высоте девяти километров замеры химического состава воздуха, а также данные, полученные с помощью самопишущих приборов на высоте чуть выше тридцати семи с половиной километров, подтверждают теорию о существовании зоны разреженных газов.
2) Зона разреженных газов, через которую мировое межпланетное пространство переходит в нашу земную атмосферу, находится на не определённой точно высоте, при этом ещё на высоте ста пятидесяти — двухсот километров есть плотный воздух.
3) На высоте ста пятидесяти — двухсот километров загораются пролетающие метеориты, что свидетельствует о плотности воздуха и развенчивает идею существования зоны разреженных газов.
4) Наблюдения показывают, что на высоте ста пятидесяти — двухсот километров есть плотный воздух; исходя из этого можно предположить, что мировое межпланетное пространство переходит в нашу земную атмосферу через зону разреженных газов, высота которой точно не определена.
5) Мировое межпланетное пространство переходит в нашу земную атмосферу постепенно через зону разреженных газов, которые скапливаются на высоте ста пятидесяти — двухсот километров, что зафиксировано с помощью шаров с самопишущими приборами, определившими химический состав воздуха на данной высоте.

2. Самостоятельно подберите вводную конструкцию со значением следствия, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОСТАВ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Совокупность частей, предметов, образующих какое-л. сложное целое. Словарный с. языка.
2) Совокупность каких-л. элементов, входящих в качестве образующих частей в какое-л. вещество, и т. п. С. стекла. С. почвы.
3) с определением. Соединение, смесь, раствор, состоящие из разных элементов или веществ. Лекарственные составы.
4) чего или какой. Совокупность людей, из которых состоит какой-л. коллектив, организация (рассматриваемые с количественной или качественной стороны). С. партбюро.
5) с определением. Лица, составляющие какую-л. категорию (по роду службы, профессии и т. п.). Командный с.
6) Ряд сцепленных вместе железнодорожных вагонов, подготовленных для отправки или находящихся в рейсе. Товарный с.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

жилОсь цепОчка понЯвший чЕрпать нажИта

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Луч света от далёкой звезды, проходящий рядом с Солнцем, должен ОТКЛОНИТЬСЯ на небольшой угол.
РАЗЛИЧИЕ в положении обоих братьев было слишком велико.
В это время он задерживал на СОСЕДНЕМ разъезде этот поезд, который вёз казаков.
Внутри КОНСКОЙ цепи на сложенные дрова, которые утрясли и выровняли, вскочил Гинц и обратился с речью к окружённым.
Он шёл в страшном волнении, из ГОРДОСТИ заставляя себя идти спокойно и неторопливо.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы встреча школьников с писателем прошла на высоком уровне, о предстоящей встрече необходимо детей предупредить заранее.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ВЫНОСЛИВЫЙ спортсмен

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

A) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
B) ошибка в употреблении имени числительного
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.
2) Имея по всем дисциплинам высокие баллы, Ю.А. Гагарину никак не удавалась грамотная посадка самолёта.
3) В течение двух лет Ю. Гагарин служил в Луоста-ри (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку.
4) В период с декабря 1960 года по январь 1961 года шестеро кандидатов в космонавты готовилось к первому полёту в космос в городе Жуковском, где удалось создать необходимые условия для работы.
5) Во время экзамена кандидаты в космонавты поочерёдно влезали в кабину космического корабля «Восток», служившему тренажёром.
6) На высоте семью километров в соответствии с планом полёта Ю. Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
7) После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Ю. Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух.
8) Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте кораблю удалось завершить полёт.
9) Юрий Алексеевич Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и даже состоит членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..влекательность, пр..слонился, пр..шпилить
2) без..скровая (сварка), от..грать, пред..дущий
3) в..будоражить, и..давать, ни..ходящий
4) вып..ют, фельд..егерь, волеиз..явление
5) воз..мнил, пр..делки, п..дковали

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) марл..вый, застр..вать
2) адрес..вать, кляч..нка
3) метельч..тое (растение), искос.. (взглянул)
4) смеш..н, запут..вать
5) рыбац..ий, кавказ..кий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нездоров..лось, (он) задыш..т
2) тле..щий, (овцы) бле..т
3) вяж..щий, (они) держ..тся
4) развес..в, бинту..мый
5) асфальтиру..мый, (он) выдерж..т

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Граф стоял на пороге комнаты и с высоты своего аристократического величия смотрел на женщину, (НЕ)УДОСТАИВАЯ её ни единым словом.

Происшествие было настолько интересным, что (НЕ)МОГЛО пройти мимо жителей города.
Путешественник вычислил местоположение никому (НЕ)ИЗВЕСТНОГО острова и нанёс его на карту.
Аксинья забегала от сундука к кровати, (НЕ)ГНУЩИМИСЯ пальцами хватала то одно, то другое.
Купец (НЕ)БОГАТ, а беден.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мальчик, проходя по лестнице, боялся, КАК(БЫ) не сломать ЧТО(ТО) нечаянно.
И в ТОТ(ЖЕ) момент раздался крик, продолжавшийся (В)ТЕЧЕНИЕ пяти минут.
(В)ИТОГЕ сновидения сделались частью его жизни, он спал (НА)ЯВУ и бодрствовал во сне.
Для того ЧТО(БЫ) выучить (НА)ИЗУСТЬ страницу, он тратил не один час.
Платов на эти слова в ТУ(ЖЕ) минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и вытащил (ОТ)ТУДА отвёртку.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Пройдя в калитку, я был введён в стекля(1)ые сени, оттуда через коридор, загромождё(2)ый шкафами, в отдалё(3)ую комнату хозяйки. Я увидел перед собой старушку в шерстя(4)ом капоте. Она приняла меня на кровати, застеле(5)ой стёга(6)ым одеялом.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мальчик поднял голову и окинул с возвышения осенние пустыри и главы монастыря отсутствующим взором.
2) В вестибюле было тепло и за перилами громко всхрапывал и сам себя этим будил швейцар.
3) Дама кого-то дожидалась сверху и оглядывала себя то через правое то через левое плечо.
4) Теперь она занялась серьёзно основами медицины и сдала при больнице экзамен на звание сестры милосердия.
5) Юрий Андреевич вспомнил недовольную стрелочницу на железнодорожных путях Юрятина в утро их приезда и общую панораму города вдали и Самдевятова рядом на полу вагона.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Закончив произведение «Капитанская дочка» осенью 1836 года (1) А.С. Пушкин поставил под ним (2) значимую для него (3) лицейскую дату — 19 октября — и озаглавил роман о русском бунте (4) «бессмысленном и беспощадном» (5) придав историческому событию (6) связанному с потрясением государственных основ (7) значение семейного дела.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А парень
Услужить ещё не прочь.
— Может (1) сало надо жарить?
Так опять могу помочь.
Тут старуха застонала:
— Сало, сало! Где там сало.
Тёркин:
— Бабка (2) сало здесь.
Не был немец — значит (3) есть!
И добавил, выжидая,
Глядя под ноги себе:
— Хочешь (4) бабка (5) угадаю,
Где лежит оно в избе?
Бабка (6) охнула тревожно,
Завозилась на печи.
— Бог с тобою (7) разве (8) можно.
Помолчи уж, помолчи.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Психологический портрет героя произведения (1) примером (2) которого(3) является описание Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я ей рассказывал (1) как вы добры (2) а она говорила (3) что это очень хорошо (4) потому что у графа так много власти (5) и (6) если бы он заботился только о своём удовольствии (7) и никогда не думал о людях (8) которые живут на его земле (9) то им было бы трудно жить.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Ярославская область — край, славный своими колокольными традициями.
(2) Издавна считалось: каждый колокол имеет свой характер. (3)Колоколам даже давали имена-прозвища: Неопалимая Купина, Осанка, Бурлила и т. п. (4)Природа колокола отлична от всех музыкальных инструментов: при ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поёт небольшой хор. (5)В народе по этому поводу говорят так: «Многозвучие — это душа русского колокола». (6)Другая особенность русских колоколов — это их громогласность. (7)Церковь требовала: звон должен быть слышен издалека. (8)А ещё русский человек издревле верил: там, где звонят колокола, зло и болезни непременно отступают. (По С.Л. Томчук)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)В тринадцать лет, среди тяжёлых людей, в кругу которых я жил, сердце моё властно привлекала сестра хозяйки — женщина лет тридцати, стройная, как девушка, с кроткими глазами Богоматери, — они освещали лицо, удивительно правильное и нежное. (2)Эти голубые глаза смотрели на всё ласково, внимательно, но, когда говорилось что-нибудь грубое или злое, светлый взгляд странно напрягался, как это бывает у людей, которые плохо слышат.

(3)Была она молчалива, говорила только самое необходимое: о здоровье, о муже и погоде, о прислуге, священниках и портнихах; я никогда не слышал из её уст дурного слова о человеке. (4)Что-то осторожное и неуверенное было в её движениях, точно она всегда боялась споткнуться или задеть кого-либо. (5)Порой мне казалось, что она близорука, иногда я думал, что эта тихая женщина живёт во сне.

(6)Над ней посмеивались. (7)Бывало, соберутся у хозяйки женщины, подобные ей — такие же толстые, сытые, бесстыдные на словах, — распарят себя чаем, размякнут и начнут рассказывать друг другу анекдоты о мужьях, — сестра хозяйки слушает нагие слова, и тонкая кожа её щёк горит румянцем смущения, длинные ресницы тихонько прикрывают глаза, и вся она сгибается, точно травинка, на которую плеснули жирными помоями.

(8)3аметив это, хозяйка радостно кричит:
— Глядите-ка, Лина-то зарделась. (9)Ой, смешная!
(10)А бабы ласково укоряли её:
— Что это вы.

(11)Прислуживая за столом, я слушаю эти речи и вижу, как гнётся лебединая шея милой женщины, вижу её маленькие пылающие уши, запутанные в русых локонах, вижу, как её пальцы ломают и крошат печенье. (12)Мне до слёз, до бешенства жаль её, а бабы хохочут:

— Нет, вы глядйте-ка, Лина-то.
(13)Я был уверен, что этой женщине невыносимо тяжело среди подруг, и для меня было ясно, что я должен помочь ей. (14)Но как?

(15)Я слишком хорошо для своих лет знал, каково не книжное отношение мужчин и женщин, но книги дали мне спасительную силу верить в возможность каких-то иных отношений, и я упрямо мечтал о них, воображая нечто величественное и трогательное. (16)Не может же быть, чтоб для всех женщин и мужчин любовь являлась в тех же формах, в каких её знают дикий бык, солдат Ерофеев и хвастливо бесстыдная прачка Орина.

(17)Я упорно думал — как же мне помочь милой женщине, которая явно не хочет слышать и видеть грубой жизни, не годится для неё? (18)Мне снились героические сны: вот я — атаман разбойников, здоровый молодец в красном кафтане, с ножом за поясом и в меховой шапке набекрень. (19)Мои товарищи подожгли дом, где жила она, а я, схватив её на руки, бегу по двору, к моему коню. (20)Снилось, что я — колдун и мне подвластны все черти, они сделали невидимыми меня и её; вот мы оба, лёгкие, как снежинки, плывём с ней по воздуху, над пустынным полем, синим от синего неба, а впереди, между пирамид елей, стоит снежно-белый дом, из окон его, открытых настежь, в поле, навстречу нам рекой течёт удивительная музыка — от неё замирает сердце, и всё тело поёт, напитанное ею.

(21) И вот однажды она заметила, что я слишком упорно слежу за ней, всё чаще её глаза стали встречаться с моими, и наконец, когда я отпирал ей двери крыльца, она, раньше проходившая мимо меня молча, стала говорить мне:— Здравствуй!(22) Разумеется, я расширил это приветствие, — оно звучало, как приказание мне: «Здравствуй для меня!»(23) Я ликовал. (24)Конечно, царица, для тебя! (25)Это предрешено мне судьбой моей, всеми силами жизни и всеми книгами, — для тебя!

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчику нравилась хозяйка, так как это была женщина, которая не могла слышать грубых слов, никогда не ругалась.
2) Женщины посмеивались над Линой, потому что та ничего не хотела рассказывать о своём муже.
3) Рассказчик сочувствовал Лине, которой приходилось жить среди людей грубых, безнравственных.
4) Рассказчик часто спасал сестру хозяйки от тех, кто смеялся над ней, обижал её.
5) Как-то Лина поздоровалась с рассказчиком, что очень обрадовало его, придало жизненных сил.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1 и 2 содержится описание внешности человека.
2) Предложение 7 поясняет содержание предложения 6.
3) В предложениях 15 и 16 представлено повествование.
4) В предложении 18 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 17.
5) В предложениях 20 и 21 представлено повествование.

24. Из предложения 20 выпишите один из фразеологизмов.

25. Среди предложений 12-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Помогают воссоздать атмосферу, которая окружает рассказчика, такой троп, как (А)_____(«тяжёлых» в предложении 1, «нагие» в предложении 7, «грубой» в предложении 17), и приём — (Б)____(предложения 12 и 15). Выразить восхищение рассказчика сестрой хозяйки помогают троп — (В)____(«как девушка, с кроткими глазами Богоматери» в предложении 1, «точно травинка» в предложении 7), а также стилистический приём — (Г)_____(«для тебя» в предложениях 24 и 25)».

1) анафора
2) сравнение
3) антитеза
4) ряды однородных членов предложения
5) эпитет
6) эпифора
7) метафора
8) вопросительные предложения
9) вводные конструкции

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Максим Горький
«ГРИВЕННИК»

«ГРИВЕННИК»

Над ней посмеивались. Бывало, соберутся у хозяйки женщины, подобные ей

Заметив это, хозяйка радостно кричит:

— Глядите-ка, Лина-то зарделась. Ой, смешная! А бабы ласково укоряли ее:

— Что это вы, словно девушка.

Не все соглашались с ней, но все хвалили ее:

— Ну и смелая же вы, Марья Игнатовна!

Прислуживая за столом, я слушаю эти речи и вижу, как гнется лебединая шея милой женщины, вижу ее маленькие пылающие уши, запутанные в русых локонах, вижу, как ее пальцы ломают и крошат печенье. Мне до слез, до бешенства жаль ее, а бабы хохочут:

— Нет, вы глядите-ка, Лина-то.

Были сны менее счастливые, были и противные кошмары подростка, фантазия которого слишком возбуждена.

«Здравствуй для меня!»

Однажды она спросила меня

Моей хозяйке сильно нездоровилось, сестра посещала ее почти каждый день, и при ней в доме все становилось благообразнее, тише и лучше.

Покачиваясь, точно скользя на коньках по крашеному полу, она бесшумно переходила из комнаты в кухню с полотенцами, смоченными водой и уксусом, с графинами клюквенного морса в белых руках, а я любовался ею.

Однажды, умывая руки и увидав меня за книгой, она спросила:

— Налей-ко в рукомойник воды.

Вымыла свои тонкие пальчики, аккуратно вытерла их один за другим и, взглянув в окно, сказала:

Да, на припеке таяло сильно, с крыш непрерывно лились струйки воды, точно серебряные шнурки, унизанные радугой самоцветных камней. Сердце у меня тоже горело радугой и таяло.

Через некоторое время в кухню пришел хозяин и, строго взмахнув длинными волосами, погрозил мне пальцем:

— Ты, зверь! Ты что сказал Олимпиадке?

— Разве можно говорить эдакое замужней женщине?

— Говорят же в книгах.

зачем она пожаловалась на меня? Не следовало бы.

Дня через два, приготовляя в кухне клюквенный морс, она сказала мне:

Я ждал от нее иного, вспыхнул и спросил:

Тогда я начал говорить всё, что думалось: а хорошо ли, что она молчит, когда при ней рассказывают пакости?

— халды, хуже пьяных прачек.

Говорил я много и сердито, а она, стоя у стола над решетом, сквозь которое протирала клюкву, смотрела на меня круглыми глазами, приоткрыв рот, точно собираясь закричать. Лицо у нее было совсем детское, в руке она держала деревянную ложку, с которой капал на стол розовый сок.

Она присела на лавку, спросив:

— А что вам с ними жить?

Она засмеялась, хотя и не громко, но совершенно неуместно; засмеялась и сквозь смех сказала мне:

Оставшись один, я подумал:

Отворяя дверь визитерам, я с великим трепетом ждал, когда явится она, и я скажу ей:

Никогда еще праздничные подачки пьяных гостей не оскорбляли меня так больно, как этот раз. Отказываться от них нельзя было. Потные двугривенные жгли мне ладонь и казались тяжелыми, как фунтовые гири.

Вот, наконец, приехала она. Она в синем шелковом платье, в черной тальме со множеством стекляруса, вся в каком-то тихом шелесте и блеске.

Задыхаясь, я сказал:

Это был гривенник, старенький, стертый и с дырочкой под орлом.

этот гривенник, как холодная секира, отсек любовь от моего сердца.

Вечером я швырнул монету, цену любви моей, в овраг, в мутную лужу снеговой воды.

стареньких и новых.

Источник

Снилось что я колдун и мне подвластны все черти фразеологизм

Это было в 92-м, голодном году, между Сухумом и Очемчирами, на берегу реки Кодор, недалеко от моря — сквозь веселый шум светлых вод горной речки ясно слышен глухой плеск морских волн.

Осень. В белой пене Кодера кружились, мелькали желтые листья лавровишни, точно маленькие, проворные лососи, я сидел на камнях над рекою и думал, что, наверное, чайки и бакланы тоже принимают листья за рыбу и — обманываются, вот почему они так обиженно кричат, там, направо, за деревьями, где плещет море.

Слева от меня по вершинам гор тяжело нависли, угрожая дождем, дымные облака, от них ползут тени по зеленым скатам, где растет мертвое дерево самшит, а в дуплах старых буков и ляп можно найти «пьяный мед», который, в древности, едва не погубил солдат Помпея Великого пьяной сладостью своей, свалив с ног целый легион железных римлян; пчелы делают его из цветов лавра и азалии, а «проходящие» люди выбирают из дупла и едят, намазав на лаваш — тонкую лепешку из пшеничной муки.

Этим я и занимался, сидя в камнях под каштанами, сильно искусанный сердитой пчелой, макал куски хлеба в котелок, полный меда, и ел, любуясь ленивой игрою усталого солнца осени.

Осенью на Кавказе — точно в богатом соборе, который построили великие мудрецы — они же всегда и великие грешники, — построили, чтобы скрыть от зорких глаз совести свое прошлое, необъятный храм из золота, бирюзы, изумрудов, развесили по горам лучшие ковры, шитые шелками у тюркмен, в Самарканде, в Шемахе, ограбили весь мир и все — снесли сюда, на глаза солнца, как бы желая сказать ему:

— Твое — от Твоих — Тебе.

…Я вижу, как длиннобородые седые великаны, с огромными глазами веселых детей, спускаясь с гор, украшают землю, всюду щедро сея разноцветные сокровища, покрывают горные вершины толстыми пластами серебра, а уступы их — живою тканью многообразных деревьев, и — безумно-красивым становится под их руками этот кусок благодатной земли.

Превосходная должность — быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении пред красотою!

Разумеется, есть немало и хороших, но — их надобно починить или — лучше — переделать заново.

…Над кустами, влево от меня, качаются темные головы: в шуме волн моря и ропоте реки чуть слышно звучат человечьи голоса — это «голодающие» идут на работу в Очемчиры из Сухума, где они строили шоссе.

Я знаю их — орловские, вместе работал с ними и вместе рассчитался вчера; ушел я раньше их, в ночь, чтобы встретить восход солнца на берегу моря.

Четверо мужиков и скуластая баба, молодая, беременная, с огромным вздутым к носу животом, испуганно вытаращенными глазами синевато-серого цвета. Я вижу над кустами ее голову в желтом платке, она качается, точно цветущий подсолнечник под ветром. В Сухуме у нее помер муж — объелся фруктами. Я жил в бараке среди этих людей: по доброй русской привычке они толковали о своих несчастиях так много и громко, что, вероятно, их жалобные речи было слышно верст на пять вокруг.

Это — скучные люди, раздавленные своим горем, оно сорвало их с родной, усталой, неродимой земли и, как ветер сухие листья осени, занесло сюда, где роскошь незнакомой природы — изумив — ослепила, а тяжкие условия труда окончательно пришибли этих людей. Они смотрели на все здесь, растерянно мигая выцветшими, грустными глазами, жалко улыбаясь друг другу, тихо говоря:

— Прямо — прет из нее.

— Н-да-а… а однако — камень ведь…

— Неудобная земля, надобно сказать…

И вспоминали о Кобыльем ложке. Сухом гоне. Мокреньком — о родных местах, где каждая горсть земли была прахом их дедов и все памятно, знакомо, дорого — орошено их потом.

Была там с ними еще одна баба — высокая, прямая, плоская, как доска, с лошадиными челюстями и тусклым взглядом черных, точно угли, косых глаз.

Вечерами она, вместе с этой — в желтом платке, — уходила за барак и, сидя там на груде щебня, положив щеку на ладонь, склоня голову вбок, пела высоким и сердитым голосом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *