снег пололи что это значит
Снег пололи что это значит
Раз в крещенский вечерок девушки гадали.
Крещение — один из важнейших православных праздников, которым заканчиваются рождественские Святки. Святки — старинное русское слово, означающее «праздник». В январе «празднуют» целых 12 дней — с Рождества Христова и до Крещения (с 7 по 19 января). В святость этих дней и вечеров с языческих времен и до сих пор вплетены суеверные обычаи и гадания, ставшие неотъемлемой частью январских праздников.
Способов рождественских гаданий на Руси было придумано огромное множество, но основная тема всех святочных гаданий, – это гадание на суженого (жениха). Это и понятно, ведь в стародавние времена, судьба девушки целиком зависела от того, насколько удачно она выйдет замуж.
Вот о гаданиях на суженого и пишет Василий Андреевич Жуковский в своей балладе «Светлана» :
Как гадали? Вот так:
« …За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…»
Для этого девушки снимали туфельку, сапог или валенок со своей ноги и кидали за ворота. Если обувь не воровали парни, которые часто следили за гаданиями и не упускали повода подшутить, по расположению обуви с судили о будущем. Если носок валенка,например, смотрит на дом, значит, свадьба еще не скоро, а если в другую сторону — свадьба совсем скоро, а жених будет жить в той стороне, куда указывает носок.
«Снег пололи…»
Гадание проводят несколько девушек в полночь на перекрестке дорог. Та, на которую будут гадать, встает в центр перекрестка, другая обегает ее три раза осолонь (против движения солнца) с приговором: «Щурово место!». Затем девушка в круге садится и расстилает подол одежды на снегу. Ее подруга пяткой левой ноги кидает снег в подол сидящей, приговаривая: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок». Сидящая девушка встряхивает снег, нападавший в подол, после чего берет его горстями и бросает через левое плечо со словами: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой». Все замолкают и прислушиваются, откуда раздастся лай. Где собака залает, туда девушка замуж и выйдет. Если лай раздался хриплый, муж будет старым, а если звонкий – молодым.
«…под окном слушали…»
«…кормили счетным курицу зерном…»
Почему именно счетным? Все просто. Курицу снимали с насеста и давали ей зерна. Если число оставшихся зерен оказывается четным, значит, скоро будет в этом дворе свадьба. В противном случае гадальщице на курином аппетите придется сидеть в девках до следующего года.
«…ярый воск топили…»
Песни, в которых благословлялся хлеб, были своего рода заговором, направленным на благополучие всех, кто присутствовал при гадании. Иногда в песнях, которыми начинался гадальный ритуал, славили хозяина дома или кого-то из девушек.
Затем хлеб делили между присутствующими. Девушки прятали его в карман или рукав, чтобы потом положить под подушку и увидеть вещий сон.
Разделив хлеб, начинали гадание: пели короткую песенку, в которой отражалась та или иная судьба (свадьба, богатство, болезнь и др.). Блюдо встряхивали, и в момент произнесения каждой строки песни один из присутствующих брал из-под платка или салфетки попавшийся под руку предмет. Тот, кому принадлежало украшение, принимал свою судьбу. Если слова были непонятны, их растолковывали самые опытные участники гадания.
Иногда предметы вынимали из сосуда с водой, в таком случае исполняющий песню просто перемешивал их рукой и вытаскивал то, что попадется.
Когда в блюде оставалось всего одно украшение, песню не пели. Причем в одних областях считалось, что девушку, которой принадлежит предмет, ждет замужество, а в других полагали, что именно она останется одинокой.
В ряде деревень последнему участнику пели свадебную песню, а его кольцо, взятое с блюда, пускали по полу и следили, куда оно покатится. Если кольцо катилось к порогу, девушке предрекали скорую свадьбу, а парню дорогу.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
В ДВУХ СЛОВАХ О СВЯТОЧНЫХ ГАДАНИЯХ
Как же хочется заглянуть туда, за плотный занавес, скрывающий от нас наше собственное будущее. Как хочется точно узнать, что ждет через день, месяц, год. И никакой образовательный уровень или принадлежность к религиозных конфессии, категорически запрещающей гадания, не останавливали и не останавливают тех, кто в двенадцать святочных дней, вспомнив заветы предков расплетает косу, занавешивает образа, снимает с шеи крест и скороговоркой читает древнее заклинание:
«…Гадай, гадай девица,
В коей руке былица,
Былица достанется,
Жизнь пойдет, покатится,
Попригожей срядится,
Молодцу достанешься,
Выживешь, состаришься…»
Гимн русским гаданиям сочинил еще в начале 19 века Василий Жуковский, когда в балладе «Светлана», старательно создал топ-лист самых популярных способов:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе…»
Итак, в отрывке перечислены следующие способы гадания:
· Гадание с бросанием обуви (За ворота башмачок/ Сняв с ноги бросали):девушки выходят за калитку, поворачиваются спиной к дороге и поочередно бросают валенок/сапог/башмак/туфлю на шпильке на дорогу и по направлению «носка» обуви определяют, в какую сторону выйдут замуж, откуда приедут сваты;
· Гадание с «прополкой снега» (Снег пололи): девушки выходят на улицу, собирают в полу верхней одежды снег, приговаривая «полю, полу снежок на собачий следок», затем снег перекидывали через левое плечо со словами «наша клята, ваша свята, миленький, ау!»;
· Гадание с подслушиванием (под окном/Слушали):слушать ходили либо к соседней избе (если усоседей выяснение отношений с битьем посуды, то и замуж выйдешь в плохой дом, а если в доме тишина или смех и веселье, то семья будет спокойная и благополучная); либо на перекресток (в какой стороне собака залает, туда замуж и выйдешь), либо к конюшне (надо было стать спиной к воротам, трижды ударить по ним левой пяткой и сказать «если выйду замуж, то оцепайте лошадей» (в смысле надевайте узду), если лошади бренчат сбруей, то замужество гарантировано); либо к амбару (если услышишь как пересыпают зерно, то к достатку в будущей семье).
· Гадание с петухом или курицей (кормили/ Счетным курицу зерном): петуха приносят в дом, сажают под сито, вокруг расставляют миску с зерном и/или мелкими деньгами,плошку с водой, зеркало, уголь, кусочек хлеба, ножницы, щепотку золы, и иногда еще приносят курицу. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам – его богатство, к воде – склонность к пьянству, а подошедший к курице – неверность будущего жениха. Если петух подходит к ножницам, значит жених будет портным, к хлебу – крестьянином-хлеборобом, к золе – табачником, а если приблизится к угле, то девушке выйти замуж так и не суждено;
· Гадание на воске (Ярый воск топили):для этого надлежит растопить воск в кружке, налить молоко в блюдце,поставить его у порога. Затем произнести: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». С последними словами вылить в молоко растопленный воск. А затем изучить получившиеся на застывшем воске фигуры. Если видится застывший крест – то ждут в новом году какие-то болезни или несчастия. Если крест только покажется, то неприятности будут не слишком серьезные. Если видится цветок, то будет свадьба или встретится любимый. Если покажется зверь, надо быть осторожным: появится какой-то недруг. Если воск потечет полосками, предстоят дороги, переезды, а ляжет звёздочками – ожидает удача в любой деятельности. Если же образуется человеческая фигурка, то появится новый друг или подруга;
· Гадание с подблюдными песнями (В чашу с чистою водой/ Клали перстень золотой,/ Серьги изумрудны;/Расстилали белый плат/И над чашей пели в лад/Песенки подблюдны): девушки собирали свои украшения – кольца, серьги и т.п., клали их в блюдои накрывали белой салфеткой или платком, поверх платка клали маленькие нарезанные кусочки хлеба. Сначала пели песню хлебу и соли и каждая из гадающих брала себе по кусочку. Перед сном их нужно было положить под подушку и загадать, чтобы приснилось исполнение желания. Далее пели подблюдные песни:
Рылся кочеток
На завалинке.
Вырыл кочеток
Жемчужину.
Кому спели,
Тому добро.
Были и тексты с негативным содержанием как, например:
Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался,
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется.
Не минуется. Илею, илею!
По окончании песни трясли блюдо, и одна из участниц гадания ловила по одной вещице, что выпадало. Владелец вещи по содержанию песни определял, какая судьба ему (ей) нагадалась. Иногда в блюдо или плошку наливали воду, и тогда предметы нужно было вылавливать из воды, что делалось также под пение подблюдных песен.
· Гадание на зеркалах (И на том столе стоит/ Зеркало с свечою): Лучше всего гадать в полночь. Берутся два больших и желательно одинаковых зеркала, устанавливаются друг против друга, а между ними устанавливаются две свечи. В зеркале должен образоваться длинный коридор, освещенный огнями. Из комнаты следует удалить кошек, собак и птиц, а также всех посторонних, оставив только одну-двух подруг, которые тоже собираются гадать. Но они не должны смотреть в зеркало, подходить к гадающей и разговаривать. Если достаточно долго смотреть в зеркало, то в конце коридора появится суженый (или еще что-то, связанное с суженым);
· Гадание с приглашением на ужин (Вот в светлице стол накрыт/Белой пеленою/…Два прибора на столе): Девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор (кроме ножа и вилки) и говорит: «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать». Затем она должна останься в комнате одна, запереть двери и окна и ждать появления суженого. Если начинает завывать ветер, слышатся удары в дверь и в окно, то, значит, жених вскоре появится. Когда это произойдет, жених начинает развлекать девушку беседой, задавать вопросы, но девушка должна сидеть на своем месте, на вопросы не отвечать, но запоминать черты его лица и одежду. Девушка должна выждать момент и внезапно спросить его: «Как звать?» Суженый назовет свое имя и вынет что-нибудь из кармана. В этот момент девушка должна сказать: «Чур меня!», и тогда суженый исчезнет, оставив подарок. Вещь эту у себя оставлять нельзя, поскольку если девушка будет ее хранить, муж после свадьбы к ней охладеет, а в худшем случае просто убьёт из ревности.
Кстати, Жуковский в своей балладе свел в одно два разных гадания. Его Светлана одновременно вызывает образ суженого в зеркале и ждет, когда он явится за накрытым столом после того, как постучит в дверь.
Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»
Константин Маковский (1839—1915). Святочное гадание (1900-е)
Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1812). Вот её начало.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник — «крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали
Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
Снег пололи
В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.
Под окном слушали
Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Кормили счетным курицу зерном
Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.
Ярый воск топили
Песенки подблюдны
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.
Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»
Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.
Зеркало с свечою
Картина Карла Брюллова (1799—1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.
Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»
Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подходить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.
Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.
Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.
Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.
Традиционные зимние гадания
Рассказывая о зимних гаданиях, невозможно обойтись без использования в магических ритуалах снега. «На полях снег, в сусеках — хлеб». Снег рассматривали не частью природной стихии Воды, а как самостоятельное природное явление. Примет было множество.
Великая стужа при ясном небе, наметенный буграми снег — все говорило деревенским жителям о хлебо-родии. И если снег велик, то корни трав, деревьев, озимых хлебов надежно защищены от зимней стужи. Спят они, сил к весне набирают. Если хозяин первым выходил на свежий снег, то он по следу определял: глубок ли он, справная ли зима будет. Если под ногами снег скрипом скрипел, и казалось, что звезды нападали на поля, то это сулило «богатое лето, травы будут искриться, а поля и нивы зеленым „огнем» заниматься».
В погреба с реки от проруби лед носили святочный, почти крещенский. Хозяин выбирал на лето специальный лед, с просинью, чтоб «била в глаза» она чистотою. Если таким льдом обложить в погребе кадку с огурцами, то они никогда не закиснут и будут хрустящими. В таком льде и молоко дольше простоит и сливки в горшках летом «не заест горькуша».
Прополка снега
В светлую ночь собираются несколько девиц полоть снег. Надобно, чтобы было тихо, и все спали. Девушки потихоньку выходят за ворота, Поворачиваются в ту сторону, с которой дует ветер, и бросают ему навстречу снег, если снег упал быстро и шумно, то быть замужем за молодым; если снег упдл криво и глухо — то быть за стариком.
Некоторые девушки полют снег, прислушиваясь к лаю собак: если собаки залаяла «толстым» голосом, то быть замужем за стариком, залаяла «тонким» — за молодым.
Не довольствуясь этим, берут скатерть, высыпают на нее снег. Скатерть раскачивают по воздуху, приговаривая: «Полю, полю вел снег среди поля. Залай, залай, собаченька, дознай суженого». Девушки прислушиваются, где и каким голосом залают собаки: храпливый лай — суженый старый, скавучий — больной, крепкий лай —
молодой.
Выносят еще на снег воду и льют под столбом, приговаривая: «Полью снег и умоюсь белым». Берут горсть снега и им натирают свое лицо. Потом девушки, взяв горсть снега, несут его в комнату и там гадают по его цвету о суженом, если снег обычный и скоро растает, то муж будет тихий; если снег белый и искрится при свете, то это обещает счастливое супружество.
Снежные знаки
В хорошее зимнее время, когда снег мягок или только что выпал, девушки ложатся на снег так, чтобы никто не видел. Рано утром они выходят посмотреть, какая вышла фигура: ровная или неровная. В первом случае муж будет смирный и умный, А во втором — недобрый и сварливый.
Ходят еще ночью по ровному снегу и по следам ног судят о будущем муже, если след не будет заметен к утру или останется незатоптанным, то будет раздолье и изобилие в доме и много детей, Если след поврежден или кто-то перешел его, то это недобрый знак: вся жизнь пройдет в разногласиях с мужем.
Решето
На решете могут гадать только замужние женщины. Ворожеи веют решетом снег, а потом вытряхивают его в лунную ночь. Главное заключается в том, чтобы суметь удерждть его на указательном пальце в равновесии, протянув правую руку.
На решете преимущественно гадают люди, когда случится пропажа или воровство. Держа решето, произносят имена людей, подозреваемых в воровстве, если при произнесении какого нибудь имени решето повернулось, значит, этот человек виноват.
Точно так же поступдют при святочном гадании, с той лишь разницей, что если при назывании какого-нибудь имени решето повернулось, значит, тот не суженый, если оно повернулось от дрожания руки или дуновения ветра, то это приписывается действию нечистой силы, и снова начинают гадать.