смысловое чтение что это

Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий

Что такое читательская грамотность

Для начала охарактеризуем общую читательскую грамотность. Она включает в себя:

Смысловое чтение способствует развитию и применению в учебном процессе этих навыков. Ребенок, который освоил смысловое чтение, становится более активным на всех уроках в начальной школе, а также получает базу для успешного изучения литературы на следующих этапах обучения.

Универсальные действия, которые формируются при освоении смыслового чтения

Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России в XIX веке, выделил два направления участия ребенка в процессе обучения: активное и пассивное. Задача современных педагогов их объединить. Важно, чтобы ребенок был увлечен, буквально заворожен процессом чтения, но при этом умел найти в изученном тексте любую информацию, необходимую для учебного процесса. В этом и есть основная нагрузка термина «смысловое»: восприятие, понимание и последующая интерпретация текста – фактически противоположность механическом чтению. Именно такое чтение обеспечивает решение учебно-познавательных задач.

5 групп универсальных учебных действий с текстом при освоении смыслового чтения:

Восприятие (получение и удерживание установки на прочтение или слушание; проявление эмоциональной реакции, адекватной содержанию).

Поиск информации для решения учебных задач (работа с характеристикой текста, темой и вопросами по содержанию; формулирование вопросов по содержанию самим учеником; сравнение разных текстов).

Интерпретация (представление содержания по заголовку, теме и иллюстрациям; определение последовательности событий; анализ и формулировка главной мысли; характеристика объекта на основе текста; выражение учеником личного отношения и обоснование своего мнения).

Восстановление (анализ нарушенного изложения, восстановление логики и исправление).

Воспроизведение (выявление главной смысловой части и микротем частей материала; составление плана текста; определение ключевых слов для каждой части; пересказ).

Что способствует развитию мотивированного чтения

Мотивация помогает сформировать у ребенка осознанность. Развитию мотивированного чтения способствуют:

В помощь учителю издательство выпустило серию тетрадей для 1–4 классов с заданиями, позволяющими контролировать сформированность навыков смыслового чтения. Вопросы, дифференцированные по уровням сложности, предполагают понимание текстов разного содержания, стиля и вида. Они могут использоваться не только для оценки знаний, но и в процессе обучения.

Примеры заданий на проверку эффективности смыслового чтения

Смысловое чтение – это изучение не только художественных и фольклорных текстов, но также научных материалов и даже математических задач. Примеры заданий из рабочих тетрадей издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» по литературному чтению:

Переделай текст, чтобы рассказ был от первого лица (будто ты воробей). Воробей прыгает по лужице. Хвостик распушил, перышки взъерошил. Погода хорошая. Вот он и чирикает: Чик-чирик!

Придумай два разных математических текста с разными вопросами по предложенной информации. Тема: определение стоимости. Объекты: игры, игрушки. Числовые данные: 1300 руб.

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента

Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учеников. Дети с холерическим типом темперамента читают текст быстрее, чем ученики с флегматическим темпераментом. При этом второй тип понимает текст тоньше и глубже.

– Дайте им возможность потратить больше времени на выполнение задания. И тогда, окончив школу, свои золотые медали дети понесут даже не родителям, а вам, понимая, что ваша поддержка на начальном этапе дала роскошный старт для продолжения обучения.

Не стоит забывать и про выразительность чтения, что также предусматривает большую кропотливую работу. Каждому человеку следует уметь выражать свои мысли не только логично, но и красиво. Литературное чтение должно работать на такую ценность как общение людей.

Источник

Учимся осмысленному чтению. Какие стратегии чтения являются эффективными?

Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться

Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015).

Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».

Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:

Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.

Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.

ВидЦельЗадания
ПросмотровоеПолучение общего представления об информации, содержащейся в тексте.Просмотрите текст и определите…

Просмотрите текст и объясните…

Ознакомительное = беглоеИзвлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали.Прочитайте и определите главную мысль…

Какая проблема поднимается в тексте?

ИзучающееПолное точное понимание содержания.Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы.

Ответьте на вопросы.

ПоисковоеНахождение значимых элементов информации.Найдите в тексте…

Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП

Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.

Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).

Источник

Смысловое чтение как основа формирования читательской компетентности

Ключевые слова: смысловое чтение

Презентация. Слайды №1–2

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это смысловое чтение, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые факторы. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Таким образом, в новом Стандарте чтение становится фактором формирования homo moralis – человек мыслящий… и является средством для образования и рассматривается как работа с информацией.

Слайды №3,4

Процесс чтения состоит из трёх фаз.

Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая – это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья – это создание собственного нового смысла, то есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

В Стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Для реализации требований Стандарта к достижению метапредметного результата «смысловое чтение» современный учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Слайды № 5-9

Ознакомительное чтение – вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Изучающее – вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.

Слайд №10

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. «в кружок»:

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:

Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:

Это было интересно

Это было непонятно

Слайд№10

Для обучения смысловому чтению использую следующие методы и приемы:

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

Слайды №11-20

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка».

«Ассоциативный куст»

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Чтение в парах – обобщение в парах»

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей»

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Я думал (думала) иначе

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Свое выступление хочется начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Источник

Смысловое чтение и стратегии его реализации

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни. Поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).

Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытногосмысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Понятие смыслового чтения

Смысловое чтениевид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.

Цель смыслового чтениямаксимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

смысловое чтение что это. Смотреть фото смысловое чтение что это. Смотреть картинку смысловое чтение что это. Картинка про смысловое чтение что это. Фото смысловое чтение что это Осмысленное чтение связано с пониманием

Что такое “смысл”?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

смысловое чтение что это. Смотреть фото смысловое чтение что это. Смотреть картинку смысловое чтение что это. Картинка про смысловое чтение что это. Фото смысловое чтение что это

Способы смыслового чтения

Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.

Критический, или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.

Основные этапы смыслового чтения
Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая фаза (предчтение) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

смысловое чтение что это. Смотреть фото смысловое чтение что это. Смотреть картинку смысловое чтение что это. Картинка про смысловое чтение что это. Фото смысловое чтение что этоУровни понимания текста

Третья фаза (постчтение) – это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Овладение навыками смыслового чтения

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо:

т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Понятие “стратегии смыслового чтения”

Стратегии смыслового чтенияразличные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Н. Сметанникова приводит такой перечень стратегий работы с текстами разного вида:

Описание стратегий смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой

По сути, технология овладения навыком смыслового чтения, предложенная Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время чтения и после чтения) перекликается с идеями Г. Граник, Л. Концевой и С. Бондаренко и создателями технологии продуктивного чтения в ОП «Школа 2100» Н. Н. Светловской, Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой.

В настоящее время известно около ста стратегий, многие из которых активно применяется в учебном процессе.

Критическое мышление и смысловое чтение

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников.

Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Системно-деятельностный подход и смысловое чтение

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность.

Критериями познавательного интереса являются:

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.

Экранное смысловое чтение

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста. Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио-изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотностьспособность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *