смысл тезиса гегеля все что разумно действительно

Философия-1

Гегель. «Что разумно – должно быть». То есть то, что разумно, должно стать действительностью. У Гегеля к этому толкает логика, у Маркса к этому толкают законы экономического развития. И вот разумное реализовалось, Французская революция свергла деспотическую власть, создала республику. Республика стала действительностью. Что было дальше? Реальность скоро перестала соответствовать разуму, стала неразумной. И республика пала. Директория. Наполеон. А потом и Наполеон перестал соответствовать разуму. Разум каждый раз приводит в соответствие то, что отклоняется от его линии. События в России в начале прошлого века и в конце его подтверждают этот закон. Не все разумное есть? Это естественно – разумное с трудом пробивает себе дорогу в жизнь, с трудом становится действительностью. Яркий пример – наша сегодняшняя жизнь. Если главный принцип разумного так и не пробьется, то одна действительность будет заменена другой. Более приемлемым вариантом или хаосом. В конечном счете разумное должно выйти на поверхность, стать действительностью. Так я понимаю гегелевский принцип: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». 17 сентября 2009 г.

На философском факультете МГУ где-то в 1954 году у нас был кружок по Гегелю. Учили нас молодые талантливые преподаватели Коровиков В.И. и Ильенков Э.В. Чем все закончилось? Этим ребятам «дали по шапке». Партия сказали им: «Не в ту сторону тянете молодежь!» Досталось и нам, на комсомольском собрании нас заставили каяться. Кстати, моим научным руководителем был Овсянников Михаил Федотович, который за увлечение Гегелем был каким-то образом ущемлен в своих правах, то ли сидел, то ли был в ссылке. Такое было время, будь оно проклято. В отличие от Вас, уважаемый Петр, партийные вожди понимали, что Гегель современен, революционен, опасен. А работать всю жизнь мне пришлось учителем немецкого языка в средней школе. Это достойная и интересная работа, хотя и не моя.

Философию я понемногу читал, ни на что не надеясь. Ни на что! Но та власть неожиданно приказала долго жить … Открылись перспективы. В мои годы приходится заново изучать философию. Я радуюсь за наших сегодняшних философов – у них есть возможность отдаться любимой науке. Однако многие из них никак не могут отодвинуться от Маркса, от Ленина. А иные даже не поняли того, что произошло в России в конце XX века.

Гегеля у нас «изъездили» марксисты, точнее – дискредитировали его. Но ведь его никто по-настоящему не изучал! Изучали Маркса, и диалектику брали из Маркса. («Мы диалектику учили не по Гегелю!» Это Маяковский?) Учили по трудам забитых советских философов. И в Ваших словах, уважаемый Петр, чувствуется некоторое пренебрежение к великому немцу, титану мысли без кавычек.
Сергей С. спросил у Вас: «Вы уверены, что хотите знать философию Гегеля?» Правильно спросил, потому что заметил, что и в Вас сидит советское… не скажу: чванство, но скажу: высокомерие, которое я выразил бы в таких словах: «У нас своя, советская гордость, и какая-то «сволочь идеалистическая» нам не авторитет».

«Понятие», «идея», «абсолютная идея», «абсолютный дух»; «в-себе-бытие», «бытие-для-другого», «для-себя-бытие», «субстанция как субъект», «положенность» – эти основные «столбы» гегелевской философии Вас не шокируют? Без них мы не поймем, что есть развитие, что есть прогресс. Движение, рост, изменение формы – это легко усвоить, потому что здесь идет речь о наглядных материальных изменениях, а вот с пониманием исторического прогресса у нас есть проблемы. Куда мы идем? Марксисты придумали нам коммунизм, в который мы должны прийти через общественную собственность, уничтожение буржуазии и прочих «вредных» классов, через установление диктатуры пролетариата, через колхозы и ГУЛАГ. Но это не та цель, которая нужна человечеству! Надо думать, надо искать, и без идей Гегеля здесь не обойтись.

Впрочем, Маркс искусно использовал идею развития Гегеля. Смена форм собственности, классовая борьба в истории, неизбежная победа коммунизма представляют собой сильно измененную и поставленную на голову гегелевскую интерпретацию исторического прогресса. Развитие от простого к сложному (от простого товара как клеточки – к сложному капиталистическому хозяйству) – это тоже идея классика немецкой философии. Диалектику марксисты взяли у Гегеля, однако все тонкости ее свели к нескольким простым законам.

Приписывают Гегелю консерватизм. Он-де остановил процесс познания тем, что назвал абсолютный дух вершиной познания истины. Однако нет на свете такой силы, которая может удержать мысль в клетке консерватизма. Она пробьет любую стену, преодолеет любую преграду, потому что она нематериальна, потому что она идет впереди любого процесса. Потому что она первична. 25 апреля 2010 г.

Источник

Всё разумное действительно, всё действительное.

Не зная броду, не суйся в воду
Фраза «Всё разумное действительно, всё действительное разумно», появившаяся в «Философии права», выражает собой одну из основных гносеологических и онтологических идей Гегеля [1]. Многие, заблуждаясь, увидели в ней примирение с окружающей действительностью и стали её сторонниками, но ещё больше – её противниками. Подлинный смысл сказанного постигли немногие. В предисловии к «Энциклопедии философских наук» Гегель вернулся к этой фразе и пояснил её смысл.
В его учении действительность не то пёстрое многообразие, которое даётся человеку в чувственном созерцании [2]. Действительность по определению Гегеля – это «единство сущности и существования; в ней имеет свою истину лишённая образа сущность и лишённое устойчивости явление. » [3, с. 636]. Однако мысль не всё «видит» в многообразии – только то, что ««достойно существования», то, что имеет смысл и значения существования как для себя, так и во взаимосвязи с внешними предметами, вещами, явлениями» [4]. Вещь становится «разумной» благодаря связи с внешним миром.
Сконструированная, таким образом, гегелевская действительность оказывается разумной по определению. Ну, а всякое разумная мысль имеет свою значимость для существующего, и в рамках этого существования действительна.
Гегелевское понимание действительности с позиций материализма критиковал уже Фейербах. Он считал основной характеристикой действительности существование чувственно данных единичных вещей и людей [5]. Действительность по Гегелю – умозрительная конструкция, действительность по Марксу – независимо от нас существующая реальность.
Афоризм «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно» имеет смысл лишь в границах учения Гегеля. Поэтому изрекать его, имея в виду наш «грешный» мир – нонсенс.

Источник

«Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно.»

«Программирующий источник событий во вселенной Г.Гегель назвал Мировым разумом, Мировой идеей, Мировым духом.»
«Мировой дух посылает материи логические установки-проекты. В результате их опредмечивания все запрограммированное становится действительным (реализуется в действительность). Все, что происходит в объективной действительности, предопределено программной идеей мирового разума.«
«На этапе субъективного духа в мировом разуме происходит сугубо логическая деятельность – разработка частных программных идей и общего проекта будущей логики мировых событий.«
«Создание мифологии и религий народов мира, зарождение естествознания и технических наук, философии, этики, эстетики, экономических, исторических наук, всех других общественных наук — все это является воплощением программного замысла мирового духа. Мы, люди находимся под его воздействием будто марионетки на сцене театра.»
«Стремительное развитие духовной культуры представляет собой выражение последней воли мирового разума на текущей фазе его самодвижения. В ближайшее историческое время с неизбежностью произойдет космический катаклизм. Мировой разум заново займется сугубо логической работой — программированием проектов-идей для будущего развития материи, в том числе для создания новых миров.«
«Все, разработанное в мировом разуме в виде новой мировой идеи, в процессе развертывания космических событий будет планомерно, поступательно реализовываться в форме будущей действительности, при этом в соответствии с диалектическими закономерностями. В этом смысле следует понимать тезис – все действительное разумно, все разумное действительно.«

Источник

Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса

смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно

смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно

смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно

Автор «Критики чистого разума» – это

Исследованием вопросов естествознания Кант занимался в период своего творчества, который носит название

Кантовский вопрос «Что я могу знать?» находит свой ответ в

1. «Критике способности суждения»

2. «Критике практического разума»

3. «Критике чистого разума»

4. «Критике исторического разума»

Априорные формы – это

1. Принципы, которые всецело зависят от формирующего их опыта

2. Принципы, изначально независимые от опыта

3. Принципы, которые частично зависят от опыта

4. Принципы, которые всецело зависят от бога

Согласно Канту, источником наших представлений о мире является

В философии Канта вещь­в­себе

3. познается частично

Согласно Канту, «логическая связь между понятиями» – это

В философии Канта не существует суждений

4. синтетических априори

В философии Канта то, что предшествует всякому опыту и безусловно не зависит от него, называется

Согласно Канту, синтетические суждения – это

1. Те, которые обладают всеобщностью и необходимостью

2. Те, которые формируются на основании опыта и описывают его

3. Те, которые полагаются в основание наук

4. Те, которые полагаются в основание истории

Согласно Канту, чисто априорные суждения – это

1. Те, которые обладают всеобщностью и необходимостью

2. Те, которые формируются на основании опыта и описывают его

3. Те, которые полагаются в основание науки

4. Те, которые полагаются в основание истории

Кант называет «трансцендентным»

1. То, что существует за пределами нашего опыта, и недоступно нашему познанию

2. То, что предшествует опыту, делает возможным опыт как систематическое эмпирическое знание

3. То, что соответствует нашему опыту и определяет его

4. То, что существует за пределами физического мира

Кант называет «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ»

1. То, что существует за пределами нашего опыта, и недоступно нашему познанию

2. То, что предшествует опыту, делает возможным опыт как систематическое эмпирическое знание

3. То, что соответствует нашему опыту и определяет его

4. То, что существует за пределами физического мира

В философии Канта «априорные формы чувственности» – это

4. Идеал чистого разума

В философии Канта рассудок судит посредством

1. чистых рассудочных понятий

3. трансцендентальных понятий

4. априорных форм чувственности

В философии Канта правила рассудочной деятельности, которые определяют нашу способность суждения – это

4. единство апперцепции

В философии Канта – основоположение, которое показывает, что существует трансцендентальный механизм, который позволяет мыслить, носит название

1. «Субъективное единство апперцепции»

2. «Трансцендентальное единство апперцепции»

3. «Первоначальное единство апперцепции»

4. «Бессознательное единство апперцепции»

Согласно Канту метафизика

1. Возможна как природная склонность

2. Возможна как наука

3. Невозможна в принципе

4. Невозможна в Западной Европе

В философии Канта в основании человеческой нравственности лежит идея

Разум, создающий принципы и правила морального поведения, Кант называет

1. «Теоретический разум»

2. «Практический разум»

3. «Аналитический разум»

4. «Абсолютный разум»

Правила, в соответствии с которыми я поступаю, учитывая только личный интерес, Кант называет

Согласно Канту, «категорический императив» формулируется следующим образом

1. Поступай так, чтобы ты всегда относился к другому как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству

2. Поступай так, чтобы твоя цель всегда могла оправдать средства

смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно

3. Поступай так, чтобы большинство твоих поступков соответствовало всеобщему законодательству

4. Поступай так, как бы ты хотел, чтобы другие люди поступали по отношению к тебе

Кант предложил следующее обоснование существования Бога

1. Моральное обоснование

2. С помощью аргумента неподвижного двигателя

3. Онтологическое доказательство

4. С помощью аргумента мирового разума

Нравственный поступок, согласно Канту, определяется

1. Религиозной верой

2. Автономной доброй волей

3. Стремлением человека к счастью

4. Гетерономной волей

Канту принадлежит высказывание

1. «Я мыслю, следовательно, я существую»

2. «Верую, чтобы понимать»

3. «Я ограничил знание, чтобы освободить место вере»

4. Что я понимаю, тому и верю»

Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными

Слова Гегеля «Разум есть душа мира» означают

1. Разум есть основа всего сущего

2. Разум человека конструирует картину мира

3. За пределами человеческого разума нет иной реальности

4. Весь мир одушевлён

Маркса и Гегеля объединяет

1. принцип тождества мышления и бытия

2. идея деятельной сущности человека

3. одинаковое понимание смысла истории

4. трактовка феномена отчуждения

Абстрактное и конкретное, согласно Гегелю, различаются как

1. Общее и единичное

2. Теоретическое и фактическое знание

3. Целое и его «клеточка», одностороннее выражение

4. Содержание и форма

Смысл тезиса Гегеля «Всё, что разумно, действительно, а всё, что действительно, разумно»

1. Все существующее разумно и тем самым оправдано

2. Действительность должна стать разумной, а разум способен осуществить себя

3. Структура мышления полностью соответствует структуре мира

4. Ничего случайного не происходит

Отчуждение – это, согласно Марксу

1. отпадение человека от Бога

2. опредмечивание, объективация человеческой деятельности

3. превращение результатов деятельности в самостоятельную реальность, противостоящую человеку

4. изъятие имущества для передачи другому лицу, организации, государству

Маркс называл свою философскую концепцию

1. историческим материализмом

2. материалистическим пониманием истории

3. экономическим детерминизмом

Сознание – это, согласно Марксу

1. отражение материального мира

2. функция высокоорганизованной материи человеческого мозга

3. субстанция всего сущего

4. осознанное бытие, функция предметной деятельности

Марксу принадлежат слова

1. «Я мыслю, следовательно, существую»

2. «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек»

3. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»

Источник

Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум

«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.

Весь мир — философия

смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Смотреть картинку смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Картинка про смысл тезиса гегеля все что разумно действительно. Фото смысл тезиса гегеля все что разумно действительно

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)

Развитие абсолютной идеи

Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.

С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.

На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)

История мирового духа

«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.

Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.

Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *