смысл романа что делать чернышевский
Смысл романа Чернышевского — Что делать
Роман русского философа Николая Чернышевского «Что делать?» вызвал много споров среди литературных критиков. Автор находился в заключении в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Именно в этот непростой жизненный период и появилась книга «Что делать?» В чем же истинный смысл произведения?
Смысл названия книги «Что делать?» Н. Чернышевского
«Что делать?» На первый взгляд, странное заглавие. Автор словно стоит на перепутье. Его окружают сомнения и противоречия. Однако можно сказать точно, что это название обращено к будущему. Среди множества проблем, препятствий, при любых сложных обстоятельствах нужно искать выход. Н. Чернышевский с помощью своего романа учит читателей с надеждой и верой смотреть в завтрашний день. Никогда не поздно начать все с чистого листа. Главное, чтобы было желание и стремление к переменам.
С помощью вопроса, которым и называется произведение, Николай Чернышевский задаёт тон всему роману. На месте главной героини может оказаться любая девушка. Какой выбор следует делать сотням представительниц прекрасного пола, когда они попадают в беду. Своим заглавием автор намерен сказать всем, что выход есть всегда. Шансы есть всегда. Иногда следует остановиться, оглядеться, проанализировать ситуацию и сделать следующий правильный шаг.
Смысл произведения «Что делать?» Н. Чернышевского
Произведение «Что делать?» Николая Чернышевского стало резонансным в литературных кругах. Некоторые читатели увидели в романе лишь любовную линию. Однако истинный смысл книги «Что делать?» гораздо глубже. Рассмотрим основные темы, которые освещает Николай Чернышевский в своём произведении.
Тема свободы
Вера — главная героиня произведения. Автор в своём романе показывает границы личностной свободы девушке. Однако это произведение не только о прекрасной девушке, которая оказалась перед нелегким выбором. Тема свободы раскрывается в романе с разных сторон. Это и свобода отдельно взятой личности, и свобода всего народа, и свобода при принятии решения. Николай Чернышевский уверен, что в любом представленном аспекте свобода имеет право на существование и никто не может забрать ее у человека.
Персонажи романа «Что делать?» преодолели себя, свой страх и обрели истинное счастье. Свобода сделала главную героиню независимой, сильной и уверенной в себе личностью.
Тема равенства
В мире Николая Чернышевского нет места частной собственности. Ведь по мнению автора все люди равны. Персонажи Н. Чернышевского ведут аскетичный образ жизни, они не гонятся за материальным достатком. Им чужда жажда наживы. Они довольствуются самым необходимым. Поэтому в таком мире отсутствуют ненависть, зависть, притворство. Не случайно Вера, находясь на должности начальницы, спокойно и дружелюбно общается со своими работниками. Ведь все вокруг понимают, что несмотря на должность, у всех одинаковая зарплата, равные условия труда.
Любовная тема
Красивая трогательная любовная линия. Однако даже это светлое глубокое чувство осквернено собственничеством. Люди совершают свои поступки инстинктивно. Николай Чернышевский предлагает забыть о чувстве ревности и уйти от формального понятия «брак». Персонажи романа счастливы, ведь у каждого из них есть личное пространство, никто не принадлежит никому.
Тема дружбы
Николай Чернышевский в своём романе показал порядочных и честных мужчины, которые верны своему слову и делу. Для них дружба — это не пустой звук. Персонажи произведения готовы наступить на горло собственных интересов ради просьб и желаний товарища. Только при наличии чести, достоинства, свободы выбора возможна искренняя бескорыстная дружба.
Тема семьи
Не последнее место в романе отведено и семье. Устоявшаяся насколько прочна, настолько и безнравственна. Супруги ущемляют интересы друг друга. Николай Чернышевский предлагает принципиально новую модель семьи. Отношения между супругами основаны на взаимном доверии и уважении. Никто из героев не переходит границы личностной свободы каждого. Лишь в этом случае у персонажей появляется потенциал для роста и развития. У каждого члена семьи есть надёжный тыл, плечо, на которое можно опереться в любой сложной жизненной ситуации.
Смысл финала произведения «Что делать?» Н. Чернышевского
В своём романе «Что делать?» Николай Чернышевский осветил многие проблемы. В чем же смысл финала произведения? Что должен понять для себя читатель после изучения книги? Персонажи романа обрели настоящее счастье. Однако ради светлого безоблачного существования им предстояло пройти нелёгкий путь. Благодаря личностной свободе, отсутствию жадности и зависти, нежеланию мириться с мнением большинства герои научились двигаться вперёд.
Автор полностью уверен в том, что женщины должны иметь те же права, что и представители сильного пола. Нельзя ущемлять интересы ни руководителей, ни простых работяг. Людям нужно стремиться к избавлению от страхов и навязчивых мыслей. Общественное влияние на выбор каждого должно быть минимальным. Лишь в этом случае люди могут обрасти истинное счастье. Лишь в этом случае жизнь народа обречена на светлое и осмысленное существование.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 7
Роман Чернышевского — Что делать?
Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.
Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)
История создания
Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.
Сюжетная линия
На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.
Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.
Смысл романа
Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.
По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.
Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.
Жанр произведения
По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.
Основные раскрытые темы
В романе освещено несколько тем:
Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.
Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.
Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.
Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.
Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.
Проблематика
В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:
Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.
Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.
Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.
Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.
Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.
Характеристики главных героев
Поступки и поведение
Вера Павловна Розальская
Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).
Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.
Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.
Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.
Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.
Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.
Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.
Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.
Марья Алексеевна Розальская
Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.
Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.
Оценка романа современниками
После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.
Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.
Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.
Актуальность для современного читателя
Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.
«Что делать» Н.Г. Чернышевского: идейные терзания в неволе
Выход романа Н.Чернышевского «Что делать?» всколыхнул весь литературный мир, вызвав неоднозначную реакцию среди современников писателя. Скрыв за любовной линией идейный смысл романа «Что делать», Чернышевскому удалось обмануть не только цензоров, но и некоторых литераторов. Многие из них посчитали творение Чернышевского аморальным, разрушающим нравственные устои общества. Разобраться, в чем заключается истинный смысл романа Что делать и почему автор выбрал для своего творения такое название, поможет глубокий анализ произведения.
Краткое содержание
Автор не совсем последовательно подает произошедшие события, начав повествование со сцены самоубийства неизвестного молодого человека и оставленной им записки. Чуть позже он возвращает повествование назад, рассказывая о событиях, предшествующих начальным эпизодам.
Вспомнив кратко сюжет романа «Что делать», будет легче вникнуть в смысл произведения.
Сюжет романа строится вокруг молодой женщины – Розальской Веры Павловны.
Юность Веры
Семья девушки была небогатой, поэтому мать Веры мечтала выдать удачно замуж дочь, чтобы поправить дела семьи. Веру такая участь не прельщала, она мечтала вырваться из родительского дома и самой зарабатывать себе на жизнь.
На помощь девушке приходит учитель брата – студент Дмитрий Лопухов, предложив ей фиктивный брак.
Перед свадьбой Вере снится сон, в котором она помогает выбраться из подвала незнакомым девушкам.
Первый брак Веры и новая любовь
Молодые люди живут счастливо. Вера решает начать собственное дело, открыв швейную мастерскую. Девушки, работающие на Веру, являются такими же владелицами, как и она. Прибыль делится между всеми поровну. Постепенно мастерская разрастается, принося все больше прибыли.
Вере снится второй сон, где мать оправдывает свое поведение низким происхождением и нуждой.
Однажды, во время болезни Лопухова, Вера знакомится с его другом – медиком Кирсановым. Молодые люди начинают испытывать друг к другу симпатию. Кирсанов резко прекращает свои визиты к Лопуховым.
Увидев очередной сон, Вера начинает понимать, что к мужу испытывает лишь благодарность, а любит Кирсанова.
Записку, оставленную Лопуховым, приносит Вере Павловне его знакомый – Рахметов. Это довольно необычный молодой человек, исповедующий идеи социалистов-утопистов. Распродав имение, Рахметов раздал имущество бедным.
Интересно! Произведение «Что делать» было ответом Чернышевского Тургеневу на его роман «Отцы и дети». Поэтому в Рахметове многие узнают черты Базарова.
Второй брак и развязка
Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова. Образ жизни новой семьи практически ничем не отличается от прежней. Оба работают и вместе отдыхают.
Вере Павловне снится четвертый сон, раскрывающий смысл романа Что делать. В нем Вера видит картины будущего, где все трудятся и счастливы.
У Кирсановых часто собираются единомышленники. Однажды они знакомятся с четой Бьюмонт – Екатериной и Чарльзом. На одном из вечеров выясняется, что Чарльз Бьюмонт на самом деле Дмитрий Лопухов. Инсценировав самоубийство, молодой человек уехал в Америку, сменив имя. Все счастливы.
Объяснение сюжета
У читателей, впервые взявших в руки книгу Чернышевского «Что делать», возникает закономерный вопрос – в чем смысл такого заглавия романа. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с персонажами романа.
На первый взгляд главной героиней кажется Вера Павловна, которой отводится центральная роль. Но на самом деле ключевым героем книги является Рахметов, образ которого раскрывает скрытый смысл романа что делать.
Образ «особенного человека» является свидетельством того, что истинной целью автора было не изображение любви и семейных отношений обычных людей, а прославление революционных идей.
Через образ Рахметова писатель выразил необходимость перемен. Эта же мысль показана через сны Веры Павловны.
Темы, затронутые Чернышевским, оказались актуальными и злободневными:
Единственный выход из сложившейся ситуации автор видит в изменении существующего строя. Таким образом, в названии романа, смысл которого заключается в поисках решения проблем, поднятых в романе, выражена главная мысль произведения «Что делать».
В чем суть концовки
Роман заканчивается счастливым «воскрешением» Лопухова. Каждый персонаж обрел настоящее счастье. Но ради обретения личностной свободы им пришлось пройти через многие трудности.
Последняя глава романа, названная «Переменой декораций», выводит на сцену новое лицо – загадочную даму.
Интересно! Образ дамы Чернышевский списал со своей жены – Ольги Сократовны, грустившей из-за расставания с мужем, заключенным в Петропавловскую крепость.
Монолог дамы кажется вполне невинным и многим непонятным. Но такой финал романа «Что делать», усложняющий понимание смысла концовки, был необходим автору, для того, чтобы обмануть цензоров.
Творение Чернышевского было предназначено для молодого поколения. Через жизнь и поступки своих персонажей писатель показал построение нового общества. Но для этого нужны «новые люди» типа Рахметова, способные реально изменить положение. В этом и заключался главный смысл романа Чернышевского «Что делать».
Анализ романа «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский)
Роман «Что делать» стал резонансным событием в мире русской литературы. Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор. Но большинство читателей были настроены более консервативно и раскритиковали произведение, упрекая Н. Г. Чернышевского в аморальности и разрушении традиционных ценностей. Кто же был прав? Многомудрый Литрекон не судит, но предлагает подробный разбор книги.
История создания
Николай Гаврилович Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг. Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию.
Конечно, его произведение было проверено вдоль и поперек, но цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать. Он был опубликован в «Современнике». Только после распространения сотен экземпляров цензурный орган понял ошибку Бекетова (цензора Чернышевского) и отстранил его от службы. Все выпуски журнала с запретным чтивом были по возможности изъяты из оборота, но было уже поздно: книга быстро распространилась в рукописном варианте, а ее запрет стал лучшей пиар-акцией для продвижения писателя. Всем был любопытен «запретный плод». Замысел романа «Что делать» вдохновил многих других писателей на подражание или полемику. Книга стала знаковым событием, и некоторые литературоведы даже выдвигали теорию, что ее специально пропустили в печать, но не все чиновники разделяли положительное мнение о ней, поэтому произведение породило конфликт интересов.
Творческая история романа «Что делать» на этом не закончилась: книга была опубликована в 1867 году в Женеве, ее перевели на самые популярные мировые языки. В России запрет на ее публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным на всей территории СССР, его перевели даже на фарси.
Жанр, направление
Жанр романа «Что делать» можно определить как «роман-утопия». Автор пишет не о настоящем времени, а о счастливом и безмятежном будущем, где женщины будут свободны, мужчины — не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, — доступно для всех. Чернышевский явно идеализирует завтрашний день, основанный на коммунистических принципах. Именно поэтому роман утопичен, а не реалистичен, ведь вместо героев у писателя не люди, а идеи, живущие в образах.
Направление — социалистический реализм. Чернышевский был далек от социализма, как и Россия в те времена, но он усвоил зарубежные идеи и был пленен «свободой, равенством и братством». Каждая строчка его произведения говорит о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны и счастливы. Недаром Вера организует мастерскую, принадлежащую не ей, а всем работницам: это проект нового экономического устройства страны, где не будет частной собственности. Именно поэтому реализм Чернышевского «социалистический», то есть направленный на раскрытие новых идей.
Смысл названия
Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время). Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?
Чтобы быть понятым, он берет в качестве примера житейскую ситуацию: что делать Вере, чтобы выйти замуж по любви и не продавать себя? Что делать сотням девушек, попавшим в беду? Решение есть, и автор видит его в социализме, когда собственность, ради которой люди продают и неволят собственных детей, станет общей.
Суть: о чем?
Сперва мы узнаем о загадочном самоубийце, который застрелился на мосту. Потом повествование переходит к комнату Веры, которая готовится к свадьбе. Девушка винит себя в произошедшей трагедии. Затем автор раскрывает историю этой девушки. Она жила в небогатой семье со слабохарактерным отцом, деспотичной матерью и братом. Марья Алексеевна, мать Веры, очень расчетлива и корыстна, поэтому она хочет свести дочь и сына начальника ее мужа вопреки желанию Веры. Михаил, предполагаемый жених, хочет лишь позабавиться с красавицей, а вот Марья Алексеевна готова продать честь дочери, чтобы потом принудить молодого человека к браку.
Тем временем к брату Веры приходит репетитор — студент Лопухов. Однажды они разговорились, и герой понял, как несчастна девушка. Он решил помочь ей выбраться из дома, но не смог найти службу, где она могла бы заработать на жизнь. В итоге он украл ее из дома и женился на ней, договорившись с матерью обойтись без суда, но и без приданого. Их семейные узы были на новый лад: они спали в разных комнатах и не заходили без стука. Иногда к ним заходил друг Лопухова, Кирсанов, но потом он начал избегать встреч. Он и Вера стали понимать, что любят друг друга. Сны подсказали Вере, что она испытывает к Дмитрию лишь благодарность. Поняв это, герой уходит из жизни, а его друзья женятся.
Но не только любовь занимает Веру: она решает организовать мастерскую, чтобы помогать таким же девушкам, как и она сама. На это ее тоже вдохновляют сны, где объясняется, что многие люди по сути своей хорошие, но неправильные условия жизни искажают их натуру. Швейная мастерская принадлежит не Вере, а всем работницам, благодаря чему дело идет в гору и быстро растет. В свободное время героиня ездит с друзьями на пикники, ведет ученые беседы и учится медицине.
В финале она встречается с иностранцем, который женился на русской девушке из их круга. Он — тот самый Лопухов, который инсценировал самоубийство, чтобы дать друзьям свободу. Все счастливы.
Главные герои и их характеристика
«Что делать?» отличается новизной взглядов в отношении семейных норм, женского вопроса и устройства общества. Главные герои произведения свободны от общественных предрассудков, своим трудом добиваются успеха, они честны и благородны. Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, любовный треугольник которых создаёт главную интригу произведения, по мысли Чернышевского, — лучшие представители интеллигенции. Они стараются как можно больше вложиться в «общее дело».
содержанка. это образ отражает порабощение женщины. только продавая себя в браке или на панели, девушка могла выжить, ведь честной работы для нее не было, а общество видело в ней лишь самку.
девушка с теми же жизненными проблемами, с которыми столкнулась вера. ее спасает александр кирсанов, и с этого момента героиня начинает новую свободную жизнь, основанную на свободе и равенстве.
Тематика романа «Что делать» интересна и занимательна даже сегодня:
Тематика произведения необъятна, и, чтобы не затягивать статью, Многомудрый Литрекон предлагает сделать так: если Вы нуждаетесь в дополнении этого раздела, напишите об этом в комментариях.
Проблемы
Проблематика романа «Что делать» столь же многогранна, поэтому если здесь перечислены не все интересующие Вас темы, напишите об этом в комментариях, и Литрекон дополнит разбор.
Основная идея
Таким образом, «внутренний» сюжет романа «Что делать?», повествующий о жизни Рахметова, является центральным для всего произведения. Автору было важно показать новый тип людей, способных изменить жизнь общества, стать примером для многих. Они живут не для себя, а для народа, и в этом их нравственное величие. Рахметов — это следующая стадия развития человека после Кирсанова и Лопухова. Так автор дает понять, что главная роль в революции принадлежит рабочему классу — людям дела, а не слова. Чернышевский писал о Рахметове:
“Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
Значит, главная мысль романа «Что делать» — это необходимость революции в своем сознании и в стране.
Чернышевский показывает будущее социалистическое общество в поступках и словах персонажей, в необычной организации швейной мастерской, в 4-ом сне Веры Павловны. Вера Павловна тоже трудится – организует работу швейной мастерской. Её предприятие – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна. Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну. В этом и заключается смысл романа «Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.
Новаторство и особенности
Художественное своеобразие романа «Что делать» заключается в наличии интересных новых персонажей, которые не типичны для русской литературы. Автор, в отличие от большинства коллег, не осуждал рациональный эгоизм, а защищал его. Он же показал, что нигилизм — это не безнравственность, а пересмотр устаревших ценностей.
Также Чернышевский избрал незаурядную форму повествования. Он часто напрямую беседует с читателем, издеваясь над его возможными возражениями. Полемика с ним — едва ли не самая важная часть романа. Он поясняет каждое действие героя и посмеивается над самим сюжетом, ведь любовный треугольник — лишь ширма, за которой речь идет о революции и коренных переменах в обществе.
Критика
Далеко не всем критикам понравился роман «Что делать». Так, Н.С. Лесков даже написал роман, опровергающий главные постулаты произведения Чернышевского — «На ножах». Он высмеял его надежды и стремления, хотя не отрицал того, что книга — довольно смелый эксперимент. Он подчеркнул популярность «Что делать»:
О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны.
Цензор П.И. Капнист вскоре после выхода книги Чернышевского писал министру внутренних дел П.А. Валуеву о том, что роман «Что делать?» «имел большое влияние даже на внешнюю жизнь некоторых недалеких и нетвердых в понятиях о нравственности людей, как в столицах, так и в провинции. Были примеры, что дочери покидали отцов и матерей, жены — мужей.»
Композитор и общественный деятель Ф.М. Толстой написал рецензию в правительственное издание «Северная пчела» и критиковал произведение довольно резко:
«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи»
Известный поэт А. Фет высказал не более позитивные мысли:
«Скудность изобретения, положительное отсутствие творчества, беспрестанные повторения, преднамеренное кривлянье самого дурного тону и ко всему этому беспомощная корявость языка превращают чтение романа в трудную, почти невыносимую работу»
Однако революционеры того времени были солидарны с автором «Что делать». О произведении высказался анархист князь Кропоткин:
Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.
В.С. Курочкин (публицист) тоже выступил в защиту книги Н.Г. Чернышевского и отметил, что особо яростные критики даже не дочитали роман до конца и не поняли его смысла.
Революционно настроенный поэт В. Маяковский, ставший одним из самых известных советских литераторов, очень ценил книгу:
Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью.
- смысл романа бесы в чем
- смысл социализма в чем социализма