смысл белые ночи достоевский в чем произведения

«Белые ночи» Достоевского: мечтать не вредно, вредно не мечтать!

Повесть была написана русским писателем XIX века Фёдором Михайловичем Достоевским. Это одна из самых ярких ранних его работ. В повести «Белые ночи» смысл заключается в рассуждении о счастье, одиночестве и неразделенной любви. Сам писатель отнёс её к жанру сентиментального романа и посвятил близкому другу Алексею Плещееву.

Главные герои

Примечательно, что не всем своим героям Достоевский дал имена, сделав акцент на внутреннем мире каждого. Это помогает читателям глубже вникнуть в истинный смысл повести «Белые ночи».

Бедный чиновник, живущий в маленькой съемной комнате. Он одинокий человек 26-ти лет, потерявший интерес к реальному миру, без связей, друзей и чётких планов на жизнь. Единственное утешение юноша находит в долгих прогулках по улицам города.

Девушка 17-ти лет. В раннем возрасте лишилась родителей и сейчас живет со своей слепой бабушкой, которая держит в Петербурге пансион. Настенька достаточно образована и, подобно главному герою, является романтичной натурой, «…она была премиленькая и брюнетка…».

Интересно! В смысл названия «Белые ночи», Достоевский вкладывает основную информацию о месте событий – городе Петербурге, а в смысл эпиграфа «Белые ночи» — несколько строк из произведения Тургенева «Цветок», проводя параллели.

Второстепенные герои

В прошлом богатая дама. С малых лет занималась воспитанием Настеньки. Большое внимание уделяла образованию внучки, обучая её французскому и нанимая учителей. Мечтает выдать Настеньку замуж за порядочного постояльца пансиона.

Молодой деликатный человек приятной наружности. Он влюбляется в Настеньку, но избегает с ней встреч. А потом и вовсе уезжает на год, чтобы однажды возвратиться и жениться на возлюбленной.

Краткое содержание

В повести «Белые ночи», смысл которых раскрывается в течение четырех суток, автор описывает знакомство и отношения главных героев. Достоевский специально разделяет белые ночи и утро, вкладывая в эти промежутки особый философский смысл, отражая динамику сюжетной линии – от приятного сна к будоражащему пробуждению.

Первая ночь

Знакомство главных героев происходит на берегу канала. Мечтатель, возвращаясь в свою квартиру после очередной прогулки, встречает хорошенькую девушку, которая горько плачет. В нём пробуждается желание подойти и утешить незнакомку, но сделать это он не решается, а лишь смотрит издали. Это пугает девушку, и она спешит убежать, но молодой человек следует за ней, укоряя себя за робость.

Казалось, друг с другом они бы так и не познакомились, если бы не одно ночное происшествие. По дороге домой к Настеньке пристаёт пьяный горожанин, и юноша бросается на помощь перепуганной девушке. Мечтатель не может не восхищаться её очарованием и просит о новой встрече. Девушка даёт согласие при условии, что он пообещает в неё не влюбляться.

Вторая ночь

Происходит очередная встреча Мечтателя с Настенькой. Чтобы узнать друг друга поближе, герои рассказывают о себе, своих мечтах и страхах. Так, юноша делится что одинок и беден, тем, как надоела ему собственная жизнь и тем, как страшно ему смотреть в будущее. А девушка рассказывает о том, как впервые познакомилась с постояльцем, в которого позже влюбилась.

Перед его отъездом она призналась ему в любви и тот обещал жениться на ней, когда через год они встретятся снова. Именно он стал причиной её слёз в ночь знакомства с главным героем. По прошествии года постоялец вернулся и уже пару дней находился в городе, но так и не навестил свою избранницу. Мечтатель предлагает девушке помощь и соглашается отнести жениху её письмо. Герои понимают, что являются родственными душами и между ними завязывается дружба.

Третья ночь

Юноша, как и обещал, отнес письмо возлюбленному Настеньки, в котором та договорилась о встрече. Девушка предлагает Мечтателю разделить с ней радость и пойти на встречу вместе. Испытывая приятное волнение, она благодарит молодого человека за их близкую дружбу.

Мечтатель же наблюдает за Настенькой влюбленными глазами, слушая как она строит планы, в которых ему нет места. Радость девушки сменяется печалью, когда жених так и не приходит к назначенному времени.

Четвертая ночь

Настенька потеряла всякую надежду на встречу с любимым. Она отказывается от отношений с ним, предлагая Мечтателю свою любовь. Они уже начинают стоить совместные планы на жизнь, как их мечты развеивает появление долгожданного жениха. Девушка бросает героя и не раздумывая бежит к возлюбленному. Повесть заканчивается известием о свадьбе Настеньки, а наш герой остается один на один со своим разбитыми фантазиями.

Смысл сентиментальности в романе «Белые ночи» заключается в реальности, которая порой жестока к мечтателям, живущим в мире грёз. Финал доказывает читателю, что несбывшиеся мечты глубоко ранят в первую очередь самого человека, делая его несчастным.

На заметку! Романтические белые ночи – смысл существования главного героя, который он теряет при наступлении утра. Именно его мечты, душевные переживания и личная драма становятся смыслом произведения «Белые ночи».

Смыслом концовки повести «Белые ночи» автор делает слова Мечтателя: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. ». Этими словами он указывает на глубокий след, оставленный мимолетной любовью в душе юноши.

Источник

Анализ «Белые ночи» Достоевский

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Всего получено оценок: 248.

Всего получено оценок: 248.

Одной из ярких литературных работ, принадлежащих раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнёс своё детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нём проблематику любви, одиночества, смысла жизни. В произведении присутствуют автобиографические элементы, признаки исповеди, а в образе главного героя можно узнать черты молодого Достоевского. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящён близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, не обвиняет её во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро».

Построение носит символический характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но в итоге неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, который становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрёл любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приёмами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое даёт невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».

Проводя анализ произведения «Белые ночи », следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что ещё раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализм.

Источник

Анализ повести Достоевского «Белые ночи»

Автор: Guru · Опубликовано 23.06.2017 · Обновлено 08.10.2017

Жанровое и тематическое своеобразие «Белых ночей»

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. » В этой фразе и заключается идея произведения. Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Источник

Анализ «белые ночи» достоевский 9 класс

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Каждому обязательно нужно изучить книгу «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, краткое содержание которой представлено далее.

Это одно из выдающихся произведений автора, написавшего множество важных и актуальных по своей сути романов и повестей, с каждым из которых следует непременно познакомиться.

Это поможет узнать мотивы действий героев, проанализировать рассказ и сделать анализ конкретного отрывка. Рассмотрим далее произведение в сокращении, историю создания, характеристику героев и дадим небольшой анализ.

О повести «белые ночи» ф. м. достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя.

В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины.

С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Главные герои и их характеристика

В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:

Второстепенные персонажи

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Второстепенными героями картины являются:

Краткий пересказ

В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.

История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.

Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.

В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.

Краткий анализ произведения

Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.

По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.

Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.

На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.

Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.

Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.

Заключение

В целом, повесть Достоевского или ее отрывок обязателен для анализа, чтобы сделать последующее школьное и выпускное сочинение. Для лучшего анализа, авторского анализа и составления собственного мнения, ее нужно обязательно читать самостоятельно в оригинале.

В повести, как и в фильме с соответствующим названием, поднимаются актуальные темы и проблемы современного общества, поэтому произведение так ценится и изучается в школе.

Анализ «Белые ночи» Достоевский

Одной из ярких литературных работ, принадлежащей раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи».

Сам же автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нем проблематику любви, одиночества, смысла жизни.

Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись».

Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом.

В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке.

Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила.

Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания.

Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную.

И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу.

Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика.

Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 142.

9 класс. «Белые ночи»

Последняя зимняя неделя для девятиклассников — время проходить повесть «Белые ночи», где есть всё, за что мы ценим Ф. М. Достоевского: достоверные психологические портреты, глубокие размышления о жизни, таинственный Петербург и, конечно, любовь

Ольга Разумихина *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Конец мая — начало июня — время, когда в Санкт-Петербурге начинаются белые ночи: это природное явление, при котором даже в полночь или перед рассветом небо остаётся светлым, то есть на улице не темнеет, как осенью или зимой. Конечно, во время белых ночей не так светло, как в полдень, но света достаточно, чтобы читать. Вот как об этом писал А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

Белые ночи — явление не такое уж и редкое: «безлунные» недели выдаются не только в Питере, но и в Архангельске, Петрозаводске, Сургуте и многих других городах. Но именно в Санкт-Петербурге разворачивается действие произведения Ф. М. Достоевского «Белые ночи», и именно в эту пору встречаются два безнадёжных романтика — двадцатишестилетний Мечтатель и семнадцатилетняя Настенька.

Он и она

«Белые ночи» — произведение не особенно большое: при средней скорости чтения его можно одолеть часа за два — два с половиной. Поэтому напомним только основные сюжетные моменты.

Мечтатель — молодой человек, живущий со служанкой Матрёной в съёмной комнатушке; целыми днями он блуждает по городу, «общается» с домами, наблюдает за прохожими, а приходя домой, отправляется в мир грёз. Вот один из типичных сюжетов, которые он себе воображает:

Верите ли вы, что действительно он [вымышленный Мечтателем молодой человек] никогда не знал той, которую он так любил в своём исступлённом мечтании? Неужели и впрямь не прошли они рука в руку столько годов своей жизни? Неужели не она, в поздний час, когда настала разлука, не она лежала, рыдая и тоскуя, на груди его, не слыша бури, разыгравшейся под суровым небом, не слыша ветра, который срывал и уносил слезы с чёрных ресниц её? Неужели всё это была мечта — и этот сад, унылый, заброшенный и дикий, и этот странный, прадедовский дом, в котором жила она столько времени уединённо и грустно с старым, угрюмым мужем, вечно молчаливым и желчным? И, боже мой, неужели не её встретил он потом, далеко от берегов своей родины, в дивном вечном городе, где она, узнав его, так поспешно сняла свою маску и, прошептав: «Я свободна», задрожав, бросилась в его объятия…

Очевидно, что Мечтатель, как и Евгений из той же поэмы Пушкина «Медный всадник», — обедневший (и почти обнищавший) дворянин, скорее всего — сирота. Такова же и Настенька, оставшаяся после смерти родителей с бабушкой, которую она «всё-таки немножко любит».

Бабушка целыми днями не отпускает внучку от себя, пристёгивая её юбку к своей при помощи булавки, и сбежать девушка может только ночью, когда опекунша спит (по крайней мере, сбежать в прямом смысле этого слова: в мир фантазий бедолага уносится при первой же возможности).

Но бродить одной по тёмному городу небезопасно и сейчас, а в XIX в., и подавно.

Неизвестно, чем закончилось бы для Настеньки преследование пьяного прохожего, если бы не случайно появившийся рядом Мечтатель и не «превосходная сучковатая палка, которая случилась на этот раз в его правой руке».

Случайно столкнувшиеся Мечтатель и Настенька изумлены, обнаружив, насколько хорошо они понимают друг друга: это настоящие родственные души.

(В английском языке есть отличное обозначение для человека, который буквально читает мысли другого, — soulmate: почти как «вторая половинка», но не обязательно в романтическом контексте.

) Вот и Настенька воспринимает Мечтателя как друга и даже запрещает ему в себя влюбляться, но в силу неопытности не понимает, что выдвигает ему невыполнимое требование. Тем более что о женихе (любимом, кстати, женихе!), который вот-вот приедет в Петербург, девушка новому другу поначалу не говорит.

И вот четырёх ночей оказывается достаточно, чтобы Настенька погрузилась в пучину уныния и затем, сама уже того не ожидая, оказалась на седьмом небе от счастья, — и чтобы хрупкий, нежный Мечтатель вернулся с разбитым сердцем в свой «угол», выйти откуда ему уже, кажется, не суждено.

Форма и содержание

Запомнить сюжет произведения и разобраться в характере главных героев — вполне достаточно, чтобы получить на уроке твёрдую «четвёрку».

Но если вы мечтаете об отличной оценке или и вовсе собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе, уделим внимание литературоведческим вопросам.

Например, действительно ли «Белые ночи» — это «сентиментальный роман», как подписал произведение автор? Разбираться придётся и с первым, и со вторым словом.

Сентиментализм или реализм?

Начнём с «сентиментального». Прилежные ученики знают, что литературные произведения — как русские, так и зарубежные — не существуют просто так, в вакууме: каждый художественный текст (по крайней мере, если речь идёт о произведениях XVIII в. и более поздних) принадлежит к тому или иному направлению. Вот они все:

Классицизм — это направление, которое подразумевало строгие правила — относительно как формы, так и содержания. Например, если в начале XVIII в.

кто-то писал пьесу, то в ней обязательно должно было соблюдаться «единство времени, места и действия», то есть все события должны были происходить с одними и теми же главными персонажами в течение 24 часов в одном и том же доме (как, например, в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»).

Мораль классицистов была очень строгой: они призывали читателей соблюдать Божественные заповеди, уважать государя, почитать старших — как по возрасту, так и по чину, — а также всегда быть совестливым, честным, надёжным.

Но главное — эти писатели учили, что нужно руководствоваться в первую очередь умом, а не чувствами. Сердечные порывы, по их мнению, могли довести до греха, поэтому — рассудительность и ещё раз рассудительность!

Неудивительно, что столь строгая мораль во многих вызывала отторжение. Как же это так, возмущались писатели и читатели в России и за рубежом, — всё время жить умом, а не чувствами? Поэтому во второй половине XVIII в. сформировалось другое направление — сентиментализм.

Персонажи этих произведений, напротив, свободно влюблялись, радовались общению с близкими и природе, и даже труд им был не в тягость. Чаще всего героями таких пьес или стихов были пастухи и пастушки; иногда в их компанию «приходили» древнегреческие и древнеримские божества.

Так что, конечно, «Белые ночи» никак нельзя назвать произведением, написанным в духе сентиментализма.

Достоевский — даже не романтик, а уже реалист. Во-первых, он написал историю Настеньки и Мечтателя в 1848 году, и даже эпиграф взят из текстов другого реалиста — И. С. Тургенева. Во-вторых, его герои — вовсе не беззаботные пастушки на лоне природы, а сложно устроенные, внутренне надломленные, ищущие и страдающие горожане.

В произведении затронуты сугубо реалистические проблемы: Достоевский рассуждает о социальном неравенстве, проблеме отцов и детей, одиночестве и эскапизме (стремлении сбежать от насущных проблем в свой воображаемый мир). Почему же «Белые ночи» названы «сентиментальными»? Очевидно, потому, что и Мечтатель, и Настенька переживают настоящую бурю чувств.

Недаром сейчас слово «сентиментальный» имеет значение «трогательный, наивный, слезливый».

Роман или повесть?

Ученику, знакомому с основами литературоведения, покажется также странным определение «роман». И эти сомнения будут небезосновательны. Ведь типичные отличия романа от повести таковы:

В произведении «Белые ночи» 55 страниц, то есть по объёму это, скорее всего, повесть. Однако, может быть, перед нами просто очень короткий роман? Ведь из любого правила бывают исключения. Не будем спешить — разберёмся с остальными критериями.

Количество сюжетных линий у Достоевского определить просто: их две, и это, конечно, линия Настеньки и линия Мечтателя. Кто-то заметит, что есть и Настенькин жених, и мы до последнего не знаем, что с ним происходит.

Резонно, вот только внутренний мир этого персонажа автор не раскрывает.

Сюжетная линия — это не только действия («пришёл», «рассказал», «убежал»), но и работа мысли, а «залезть в голову» Настиному жениху автор читателю не позволяет.

Основная проблема, затронутая в повести, также одна: любовь.

Может ли человек запретить себе влюбляться? Существует ли любовь с первого взгляда, а если нет, то сколько времени должно пройти, чтобы можно было с уверенностью понять, что ты по-настоящему полюбил другого? Чем отличаются любовь и влюблённость? Любовь — это счастье или наказание? И нужно ли бороться за любимую, если её сердце принадлежит другому, — либо следует благородно отказаться от притязаний на её руку? Это далеко не все вопросы, которые составляют тайну любви, — и именно они волнуют героев. Да, в «Белых ночах» идёт речь и о социальном неравенстве (и Мечтатель, и Настенька, повторимся, живут очень бедно), и об отношениях между членами семьи (ох уж эта бабушка с её булавкой!), но подробно они не разбираются.

Наконец, главный герой повести — Мечтатель — сам называет себя «типом» и сам даёт себе соответствующее прозвище.

Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своем углу, как улитка Как вы думаете, отчего он так любит свои четыре стены, выкрашенные непременно зелёною краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные? Зачем этот смешной господин, когда его приходит навестить кто-нибудь из его редких знакомых, встречает его, так сконфузившись, так изменившись в лице?

Увы, Мечтателя нельзя назвать по-настоящему уникальной, «пробивной» личностью. Сильные люди идут наперекор всему, что мешает им жить в соответствии с собственными принципами и идеалами, и на этом пути либо сокрушают все препятствия, либо… погибают (в прямом или переносном смысле — не столь важно).

Мечтатель же только и делает, что прячется в своём углу. Он никогда ни с кем и ни с чем не боролся: он не может справиться даже с единственной служанкой Матрёной, которая никак не сметёт паутину.

Это вовсе не значит, что мы должны относиться к герою с осуждением! Все мы разные: кто-то рождён для подвигов, а кто-то — для жизни тихой и мирной, и это хорошо.

Каково было бы жить в мире, где каждый мнит себя супергероем? И всё же типический характер Мечтателя — лишний аргумент в пользу того, что истинное жанровое определение «Бедных людей» — повесть. Авторское же определение «сентиментальный роман» — и «обманка» для читателя, и одновременно подсказка, как будут вести себя влюблённые герои.

Использованные источники

Шихонин Р. И. Планы-конспекты уроков литературы в 9 классе

* смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть фото смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Смотреть картинку смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Картинка про смысл белые ночи достоевский в чем произведения. Фото смысл белые ночи достоевский в чем произведенияОльга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

в помощь школьнику литература в школе школьная программа

Урок по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

— прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского ;

Сегодня мы вновь обращаемся к повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» и ее героям.

Композиция ее состоит из 4 глав — 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.

является ее избранник. А Мечтатель остается один.

« …я тип — это оригинал, такой смешной человек!»

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему

« Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского»

Именно теперь, потому что Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов.

Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Мечтатель признается Настеньке в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

( Сцена на скамейке со слов: « Я не хочу молчать!»)

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. »

Мне кажется, вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи».Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»:

Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность«Белых ночей » выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье.

— Изменится ли он вообще?

« Станционного смотрителя» и Акакий Акакиевич из повести « Шинель».

А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. ( Слушаем доклады заранее подготовленных учеников. )

— Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

( 1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.

8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?

«Белые ночи»: краткое содержание и анализ повести Достоевского

Эта повесть была написана автором в 1848 г. Впервые она появилась в журнале «Отечественные записки». Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Повесть состоит из 6 глав.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться.

Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде.

За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники.

Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу.

Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее.

После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней.

Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней.

И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет.

И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек.

И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом.

Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши.

Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви.

Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом.

И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником.

Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью.

Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его.

Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий.

Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица.

Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,Чтобы побыть хотя мгновенье.

В соседстве сердца твоего.

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского.

В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел.

Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной.

Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого.

В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя.

Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна.

Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *