смотреть чем ближе к горизонту
Так близко к горизонту, 2019
Они встретились друг с другом на рассвете своей взрослой жизни, когда чувства побеждают страх и преодолевают любые преграды. Молодые и влюбленные – они проводят вместе каждую секунду. Однако любовь с первого взгляда не может длиться вечно, и на это есть серьезная причина…
18-летняя Джессика Кох по уши влюбляется в Дэнни Тейлора, красивого и успешного кикбоксера и модель. Однако за его внешне совершенным фасадом скрывается глубоко травмированный человек. Дэнни подвергся жестокому избиению и изнасилованию со стороны своего отца в возрасте 11 лет. Кроме того, отец заразил его ВИЧ.
Поскольку Дэнни осознает, что для него почти невозможно иметь нормальные отношения, он не принимает попытки Джессики сблизиться с ним и намеренно причиняет ей боль. Однако девушка не сдается, и, видя ее упорство, Дэнни тоже влюбляется в нее. Сначала Джессика не знает о болезни Дэнни, но замечает, что он что-то скрывает от нее, после велосипедной аварии, когда он пытается не дать ей соприкоснуться со своей кровью. Когда девушка узнает о болезни Дэнни, это ее шокирует, но в конце концов она все равно решает остаться с ним.
Постепенно это странное трио все больше сближается, и вскоре друзья становятся совсем неразлучным. Тем временем врачи проводят обследование Дэнни и понимают, что его дела совсем плохи. Тем не менее парень говорит Джессике, что он собирается отказаться от бездейственной терапии. Но сможет ли она смириться с тем, что из-за болезни она скоро неизбежно потеряет их обоих? Их тревогу подогревает новость о том, что отец Тины, главный источник всех ее бед, готовится выйти из тюрьмы…
Фильм основан на одноименном биографическом романе Джессики Кох, изданном в 2016 году, в котором автор рассказывает правдивую историю собственных отношений. Изначально Кох не собиралась публиковать эту историю. Спустя годы после смерти Дэнни, в 2015 году, она ради интереса записала их историю и отправила ее в пять различных литературных агентств. В ответ она получила четыре обещания и одно предложение. Рукопись была написана всего за 8 недель.
Сценарной адаптацией книги занималась Ариан Шредер, а режиссером выступил Тим Трахте. Сценарий фильма во многом идет против истории Кох. Некоторые изменения, против которых она протестовала особенно рьяно, были исправлены создателями. Другие остались в фильме, из-за чего Кох отнеслась к нему довольно прохладно. По ее мнению, к ней отнеслись как к шаблону для фильма, а их с Дэнни реальная история не имеет к нему никакого отношения.
Единственным, что очень понравилось Кох, был кастинг. Луну Ведлер, исполнительницу роли Джессики, она назвала “воплощением чувств немецкой провинции”, а Янник Шуман, сыгравший Дэнни, напротив, удачно воплощал в себе мощь большого города и американскую мечту.
На стадии производства фильм получил финансирование от баварской студии FilmFernsehFonds в размере 450 000 евро и от кинокомпании Filmförderungsanstalt в размере 300 000 евро.
Съемки проходили с 18 сентября по 15 ноября 2018 года в Кельне, Мюнхене и в Португалии, натурные изображения которой “играли” в фильме США.
Перед началом кинопроката фильма его создатели столкнулись с проблемами в определении возрастного рейтинга картины. В Германии ФСК одобрил фильм для просмотра детьми в возрасте от 12 лет. В изложении причин такого решения говорится, что драматические аспекты болезни и жестокого обращения представлены в понятной форме. Определенные стрессовые трагические эпизоды могут эмоционально перегрузить детей младше 12 лет, но 12-летние могут поместить их в контекст и достаточно дистанцироваться благодаря своему когнитивному развитию и опыту работы со СМИ. Сила духа главного героя также оказывает им эмоциональную поддержку, поскольку в конечном итоге она растет вместе с проблемами и подходит для молодых людей, с которыми можно идентифицировать себя.
ВИЧ как уловка. Почему не нужно смотреть фильм «Так близко к горизонту»
Егор Беликов
Немецкая драма о ВИЧ, прокат которой совсем недавно завершился в России (для любопытных она скоро станет доступна в онлайн-кинотеатрах), пополнила плеяду лент, посвященных эпидемии, уже без малого 30 лет сотрясающей Европу. Впрочем, в отличие от шедевров вроде «Далласского клуба покупателей» или «Филадельфии», смотреть ее, пожалуй, не стоит. Критик Егор Беликов специально для СПИД.ЦЕНТРа объясняет, почему.
Вообще у многих плохих фильмов о ВИЧ одна проблема — передраматизация. Инфицирование какого-нибудь из героев в таком случае (обычно для этого выбирается самый гадский гад) воспринимается сценаристами и режиссерами как божья кара, злой рок и израилев гнев — наказание небес за любые сюжетные прегрешения (промискуитет, наркопотребление и прочие поступки, не одобряемые консервативной общественной моралью).
Мелодрама «Так близко к горизонту», в январе этого года добравшаяся и до России, но уже успевшая покинуть экраны отечественных кинотеатров, допустим, до такой внутрикадровой низости не опускается. С ней ситуация обратная — неясно, к чему там вообще в сюжете ВИЧ.
Незаметный ранее режиссер Тим Трахте взял на главные роли швейцарку Луну Ведлер — без примечательных пунктов в фильмографии — и немца Янника Шуманна — аж с двумя третьестепенными ролями в зарубежных фильмах средней неизвестности с названиями, которые забудутся сразу после просмотра: в «Погружении» (c Джеймсом МакЭвоем) и «Последствиях» (с Кирой Найтли). Фильм получился под стать авторам, от которых никто ничего не ждал, — типовая, будто собранная из стоковых видео, квадратно-гнездовая мелодрама.
Такого легкомысленного обращения даже в игровом кино эпидемия ВИЧ явно не заслуживает.
Хорошо, одноименный роман Джессики Кох, по мотивам которого снят фильм, автобиографический, то есть изображены реальные события из ее жизни, а из песни слов не выкинешь. Она, дочь поваров, когда-то встретила некоего Дэнни (фотомодель и подающего надежды борца), и завертелась их любовь, скоротечная, потому что герой ВИЧ-положительный.
Сначала Джессику бросило в дрожь: она, испуганная и оскорбленная в лучших чувствах, сбежала к родителям (в этом есть немудреная мораль: вирусу подвержены все, и спортсмены, и модели; а главный двигатель для эпидемии ВИЧ — тотальная неинформированность населения), но затем вернулась.
И уже тут автор не может обойтись без грандиозного драматургического перекрута. Мало того что Дэнни заразился ВИЧ, так еще и вследствие сексуального насилия в детстве. Вдобавок он еще и живет с лучшей подругой, бывшей (бывшей ли?) героинщицей. А Джессика оказывается настолько темной, что о ВИЧ совсем ничего не знает, как и ее родители, которых героиня не торопится перевоспитывать даже к концу фильма. Вся коллизия становится нам известна не как-нибудь, а из многочисленных пустословных диалогов, что нарушает известную зрительскую рекомендацию для режиссеров — показывай, а не рассказывай.
У Дэнни, видимо, есть посттравматическое расстройство после пережитого в детстве, из-за которого он не может сдержать припадки неконтролируемой жестокости. Это выставляется как чуть ли не главная его напасть — но до поры до времени.
Пусть ВИЧ у него диагностируют еще в детстве, о существовании антиретровирусной терапии он узнает лишь от Джессики, дождавшись прогрессирующей вследствие СПИДа мультифокальной лейкоэнцефалопатии (ПМЛ) головного мозга.
В фильме легко вычитать множество подтекстов, например, очевидную экономическую подоплеку: он — из глянца, сферы, где продается блеск, вульгарная красота (которая сперва молниеносно и покоряет Джессику), она — из кейтеринга, трудится на ниве семейного бизнеса по обслуживанию таких, как Дэнни. Но из сферы общепита при первой же возможности сбегает ради красивой жизни с поддавшимся на ее уговоры манекенщиком.
Не стоило превращать указанный диагноз в банальную сценарную уловку для оправдания мелкого эмоционального расстройства экранных и нарочито искусственных персонажей.
Впрочем, красивая жизнь скоро оборачивается испытаниями. Разговоры о болезнях Дэнни ведутся исключительно патетические, с грандиозным, почти издевательским накалом. В качестве промежуточного катарсиса парочка отправляется в наркопритон в заброшенном здании (во всяком случае, так подразумевалось, на деле оно, скорее всего, выглядит лучше, чем то, где вы живете). Но быстро возвращается к привычному глянцу: Джессика и Дэнни маются бездельем, шатаются по улицам, стараясь прожить последние дни вместе не напрасно. Все это лишь умаляет драму, и без того плохо преподнесенную.
Фильм о спасительной любви, которая облагораживает каждого, кто ее пережил, — а именно таким и задумывался «Так близко к горизонту», — должен бы продемонстрировать какую-то прелесть жизни, но ее нет даже в предфинальной коде.
Наспех изложенная в предыстории жизнь Дэнни оборвется так незаметно и скоропалительно, что даже не отвлекшийся, а просто моргнувший не вовремя зритель рискует пропустить трагическую развязку.
В финале, зажеванном, как размотанная внутри плеера пленка из старой кассеты, режиссер убивает героя, но и сам не понимает, за что. Жить с ВИЧ можно, но Дэнни долго не прожил. Причина тому — непросвещенность и предрассудки. Впрочем, так действительно бывает. И фильмы вроде «Так близко к горизонту» не улучшают ситуацию.
Они, наверное, и не обязаны это делать, но тогда, может, и не стоило превращать указанный диагноз в банальную сценарную уловку для оправдания мелкого эмоционального расстройства экранных и нарочито искусственных персонажей.