сми и смк чем отличаются
Различие СМИ и СМК
Зачастую даже люди, имеющие образование в сфере рекламы и PR, не могут с ходу назвать отличия средств массовой информации от средств массовой коммуникации. Некоторые и вовсе используют их как синонимы. Но между СМИ и СМК есть существенное различие: средства массовой информации являются частью средств массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации включают в себя помимо СМИ еще целый ряд социальных институтов, зачастую не всегда очевидных. Например, слухи – это коммуникационный канал, по которому распространяется неофициальная и неформальная информация. Или школа – социальных институт, распространяющий определенный объем знаний из разных областей.
Кроме того, средства массовой коммуникации могут не иметь структурного и организационного оформления. Те же слухи распространяются самостоятельно и свободно. А вот средства массовой информации – это и организованная редакция, и база для печати, и распространение, и аудитория.
СМИ в основном распространяют информационные поводы, в то время как в среде СМК значительную часть занимает распространение знаний, повествования об обычных, а не неординарных событиях.
И, конечно, у средств массовой коммуникации в отличие от средств массовой информации необязательно есть систематичность и периодичность распространения.
Понятия «медиасистема», «медиа», СМИ, СМК.
Медиасистема – совокупность инфраструктуры СМИ (производственные, рекламные и информационные предприятия), технологического прогресса в медиаиндустрии и системы СМИ в том или ином регионе.
Классические теории медиасистем:
• Сиберт, Шрамм, Питерсон: «Четыре теории прессы»
• Три модели. Даниэль Халлин и Паоло Манчини
• Треугольник Галтунга (взаимоотношение СМИ с государством, бизнесом, гражданским обществом)
Говоря медиа, часто подразумевают:
· средства распространения рекламы.
· вся совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.
Медиа разнообразны и многочисленны, включают в себя:
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
§ 4. Медиа и массовая коммуникация, СМИ и СМК
Понятие «медиа» происходит от латинского medium – посредник. Как явствует из перевода, под данным термином подразумевается собственно сам носитель коммуникации, который используется для передачи и производства символических форм. Однако характеристик и способов определения медиа чрезвычайно много. Известный канадский ученый, один из родоначальников Торонтской школы коммуникации Маршалл Маклюэн под медиа подразумевал любые внешние расширения человека[15]. Сюда относились и одежда, и многие предметы быта, и каналы коммуникации, и устная речь и проч. Такой подход активно применяют представители технологического детерминизма, считающие, что сфера коммуникаций действительно относится ко всем внешним расширениям человека. Например, в одной из наиболее известных за рубежом исследовательских организаций – междисциплинарном центре Media Lab Массачусетского технологического института – возобладал именно такой подход. Здесь действует несколько десятков лабораторий, в которых в том числе занимаются такими, казалось бы, далекими от медиа темами, как проектирование интеллектуальных протезов нижних конечностей. Подобное «широкое» представление о медиа, очевидно, в том или ином виде опирается на идею, близкую многим философам второй половины ХХ в.: часто предметы потребления приобретаются не ради их функциональных свойств, а ради социального потребления, то есть стремления выделиться среди других представителей социума. Жан Бодрийяр в своих трудах (см.: «Система вещей»; «К критике политической экономии знака») отстаивал именно эту идею: потребительная стоимость или прикладная полезность товаров в современном мире ничего общего не имеет с их спросом[16].
Однако в целом данный подход смешивает медиа как коммуникативного посредника с обычными видами благ, в которых есть определенная символическая составляющая. Между тем, как мы понимаем, это не одно и то же. В покупке даже мешка картошки может быть определенная доля символической коммуникации (мы хотим продемонстрировать, покупая мытую, более дорогую картошку, свой достаток, например), однако все же основной целью приобретения является сам продукт (то есть мы приобретаем картошку в первую очередь для того, чтобы потом ее приготовить и съесть).
Еще один подход к медиа предполагает деление коммуникаций на медиатизированные носителем и немедиатизированные. Собственно, медиатизированные (опосредованные) коммуникации и называют «медиа». Немедиатизированные коммуникации мы используем непосредственно, они даны нам самой природой (устная речь, жесты), тогда как медиатизированные предполагают применение тех или иных видов приспособлений для осуществления актов коммуникации. Датский ученый Клаус Брун Йенсен выделяет три уровня медиа[17]:
• средства коммуникации, которыми мы пользуемся, не прибегая к помощи каких-либо устройств: автоматически применяемые нами формы коммуникации;
• предполагающие использование некоего посредника для коммуникации, специального устройства, распространяющего информацию;
• интегрированные в одной технологической платформе медиа первого и второго уровней.
Основными атрибутами медиа являются следующие:
• степень фиксации (сохранения);
• степень удаленности во времени и пространстве (space-time distanciation);
• компетенции для использования медиа.
Степень фиксации, или сохранения, характеризует способность медиа как технического посредника закреплять, то есть сохранять, символические формы. В этом смысле, к примеру, радио или телевидение, телефон не обладают высокой степенью фиксации (это потоковые медиа), а книгопечатание и аудиозапись обладают. Степень фиксации, согласно утверждению другого канадского исследователя (одного из сильно повлиявших на Маклюэна), Гарольда Инниса, воздействует на степень применения властного ресурса[18]. Чем большей способностью к фиксации обладали медиумы в определенных обществах, тем более высокого порядка социальные системы и разветвленные государства возникали в таких обществах.
Степень репродуцируемости характеризует способность медиа к тиражированию на основе так называемой нулевой копии, что, в свою очередь, влияет на степень коммодификации, то есть превращения медиа в товар. К примеру, если печатная книга, музыкальный диск и кинофильм обладают высокой степенью репродуцируемости, то рукописная книга, телефонный разговор и усиленная (медиатизированная) микрофоном речь в аудитории обладают низкой степенью репродуцируемости и, следовательно, не выступают товарами на рынке.
Степень удаленности во времени и пространстве характеризует отношение ситуации производства медиатизированной коммуникации к ее потреблению. Есть медиа, дистанцированные и во времени, и в пространстве. Например, мы можем прочитать книгу где угодно и когда угодно. Усиленная микрофоном речь является медиатизированной коммуникацией, но она не отделена от потребителя во времени и пространстве (мы должны присутствовать в аудитории во время произнесения такой речи). Телефон, телевидение и радио обеспечивают дистанцию в пространстве (мы можем находиться не в том месте, где производится коммуникация), но не во времени (мы должны слушать радио или собеседника по телефону ровно тогда, когда он говорит или оно вещает передачу). Эти характеристики определяют также властный ресурс: способность передавать властную легитимность во времени или пространстве.
Для использования любого медиа нам нужны компетенции. Самый простой пример – письменная коммуникация, которая требует как минимум умения писать, то есть знания грамоты. Точно так же определенной технической грамотности требует применение телевизора, радиоприемника, Интернета и современных компьютерных форм коммуникации.
До сих пор мы смешивали медиатизированные формы интерперсональной коммуникации (технически опосредующие общение двух или нескольких индивидов) с формами массовой коммуникации (предполагающей централизованное распространение сообщения многим неизвестным реципиентам). В реальности они разнородные. Джон Томпсон предлагает разделять следующие формы коммуникации[19]:
• немедиатизированная интеракция, то есть взаимодействие нескольких индивидов без использования медиа, например устная речь;
• медиатизированная интеракция, то есть технически опосредованная интеракция нескольких индивидов;
• медиатизированная квазиинтеракция, то есть технически опосредованная передача информации от одного адресата ко многим неопределенным адресатам. В данном случае мы говорим именно о квазиинтеракции, потому что настоящая интеракция (обмен информацией между реципиентом и адресатом) реально затруднена.
Но что означает понятие «неопределенный адресат»? Коммуникация, согласно известному теоретику Денису Маккуэйлу, может реализовываться на разных уровнях социальной системы и задействовать разное количество индивидов (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2. Коммуникационная пирамида Д. Маккуэйла
В нижней части пирамиды (микроуровень) расположена коммуникация внутри индивидов (человек коммуницирует с сообщением, пытаясь усвоить его, познать, интерпретировать на когнитивном уровне). Такие коммуникации называются интраперсональными, и ими преимущественно занимается когнитивная психология.
На мезоуровне пирамиды индивиды общаются друг с другом или внутри социальных групп либо между социальными группами, в том числе внутри институций (институциональная коммуникация). Все эти виды коммуникации предполагают большое количество производителей сообщений.
Наконец, на вершине пирамиды оказывается массовая коммуникация, направленная на общество в целом или на его отдельные социальные группы. В этом случае количество трансляторов сообщения весьма незначительное, и это то, что мы в российской традиции называем средствами массовой информации.
Таким образом, массовыми коммуникациями, или массмедиа, в зарубежной традиции стало принято называть медиа, распространяющие сообщения, адресованные неопределенному широкому кругу лиц. Однако для Макуэйла оказывается значимой еще одна характеристика массмедиа – институционализированность, то есть оформленность в виде предприятий или субъектов экономической деятельности. Он дает такое определение массмедиа: институционализированное (существующее в виде предприятий или структур) производство и всеобщее распространение символических товаров при помощи сохранения (fixation) и передачи (transmission) информации и символического контента[20]. Таким образом, ключевыми элементами понятия «массмедиа» являются следующие:
• технические и институциональные способы производства и распространения символических форм, то есть производство и потребление форм организуется в рамках определенно оформленных отношений (медиаиндустрии);
• коммодификация символических форм: в рамках массовой коммуникации символические формы в том или ином виде являются товаром, подлежащим обмену на рынке, следовательно, к массмедиа могут быть отнесены только воспроизводимые виды медиа;
• разрыв между процессом потребления и процессом производства: массмедиа выступают товаром, произведенным отдельно (в массе своей) от акта его потребления;
• доступность (availability) в пространстве и времени: способность индивида иметь доступ во времени (когда удобно) или пространстве (где удобно) к продукту массовых коммуникаций;
• публичный оборот (circulation) символических форм: доступность для широкого круга неопределенных лиц (в этом отличие массмедиа от телефона и иных средств связи).
Безусловно, несмотря на стройность и логичность приведенного выше определения, на сегодняшний день к нему можно предъявить ряд претензий, которые связаны с вызовами нашего времени массовым коммуникациям. Проблема определения массовых коммуникаций состоит собственно в понятии «массовый». Если это многотысячная аудитория, то не всегда современные и особенно старинные медиа могли похвастаться таковой. Если же речь идет о самом принципе «информация (символические формы) доступна сразу неопределенному кругу множественных реципиентов», то сегодня мы наблюдаем огромное количество по своей сути интерперсональных форм коммуникации (блогов), которые доступны во времени и пространстве широкому кругу неизвестных реципиентов. При этом такие блоги не являются институционализированной формой коммуникации. Их производят отдельные люди без дополнительной помощи, не в рамках фирм. Еще одна проблема при определении массовых коммуникаций состоит в адекватности применения самого понятия «коммуникация», если обратная связь практически отсутствует. О какой коммуникации может идти речь, когда нет обратной связи, цикличности процесса? Ответ на этот вопрос, во-первых, предполагает изучение степени распространенности механизмов обратной связи в современных технологиях коммуникации, которые открывают широкие возможности для коммуникации реципиентов с массмедиа. Во-вторых, дело в том, что под коммуникацией подразумевается в том числе процесс интраперсональной коммуникации, обработки сообщения, индивидуального наделения сообщения смыслами, что свидетельствует об активности реципиента массовых коммуникаций (собственно, с чем и спорят критики использования термина «коммуникация» в понятии «массовые коммуникации»).
За рубежом в конечном счете сформировалась практика, при которой в академической среде термином «массмедиа» или «массовые коммуникации» стали обозначать медиатизированную квазиинтеракцию, то есть форму коммуникации, ориентированную на распространение сообщений, предназначенных для массовой и не определенной заранее аудитории. Сюда относятся телевидение, радио, печатные СМИ, кинематограф. Понятие «медиа» в настоящее время почти совпадает с этим определением (о чем свидетельствуют сходные элементы в классификации атрибутов, описывающих медиа), однако является более широким, потому что предполагает в том числе неинституционализированные формы коммуникации (коммуникацию в рамках блогов, социальных сетей, Интернета и новых цифровых информационных сетей), а также такие элементы, как медиатизация образования, медицины и многих других сфер общественной жизни.
В российской исследовательской традиции чаще использовалось понятие «средства массовой информации» (СМИ), которым обозначали структуры, распространяющие информацию для широкого круга лиц (публичный оборот) с определенной периодичностью. Такой подход позволял исключить из понятия компоненты, присущие массовым коммуникациям, но относящиеся больше к сфере культуры (кино, книгоиздание, например). Безусловно, это давало возможность искусственно определить поле науки «журналистика» и при этом отгородить ее от других (по сути смежных) процессов и наук, легитимизировав автаркию журналистики как самостоятельного образовательного и научного пространства. Очевидно, такой подход игнорировал в значительной степени общую природу всех наук, связанных с изучением процессов массовой коммуникации. В частности, весьма искусственным представляется обособление журналистики и СМИ в целом от книжной отрасли, кинематографа и прочих частей культурно-коммуникативной системы. Ведь эта система в значительной степени строится на том, что СМИ являются важнейшим каналом трансляции для культурных благ, тогда как культурные блага, в свою очередь, важнейшая составляющая контента СМИ. Однако такое чисто конъюнктурное разделение хорошо воспроизводится в России на уровне государственно-административных функций, когда сфера печати, радио, телевидения, Интернета и книгоиздания регулируется Министерством связи и массовых коммуникаций, а культура (кино, театр, музыкальная отрасль) – Министерством культуры.
Термин же «средства массовой коммуникации», возникший в отечественной научной традиции для объединения исследовательских подходов культурно-коммуникативной системы, в постсоветское время стал использоваться для разделения дискурса об объективной информации и манипулятивной «коммуникации», для обособления связей с общественностью (которые являются отдельным образовательным стандартом в рамках филологических наук) в научном поле. Именно поэтому термины «СМИ» и «СМК» часто фигурируют как антонимы, опирающиеся на поверхностные, упрощенные представления об информации и коммуникации в российском научном поле. К СМИ относят печатную прессу, радио и ТВ, тогда как к СМК – виды и формы связей с общественностью. В этом случае мы сталкиваемся с нестыковкой этих понятий: если СМИ являются самостоятельными средствами распространения массовой информации, то СМК (или сегмент коммуникации) так или иначе тоже пользуются теми же каналами СМИ для передачи информации. Для Ларисы Федотовой, например, СМК – «плацдарм» для осуществления целей организаций[21], и такое понимание близко к контексту, согласно которому коммуникации действуют на поле корпоративных и организационных коммуникаций (PR). Однако тут же она пишет, что СМК являются системой для осуществления прав и обязанностей организаций, воплощающих в действие связи с общественностью, перед обществом (что близко полю журналистики)[22]. В этом смысле в представленном суждении предпринята попытка объединить то, что до этого разъединялось. Само такое разделение представляется надуманным. Сегодня российские ученые пытаются разделять то, что было в советское время соединено в единую аббревиатуру – СМИП (средства массовой информации и пропаганды).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Семантические различия понятий «смк» и «сми»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Хлызова Н.Ю. Семантические различия понятий СМК и СМИ // Информационное поле современной России: практики и эффекты / Под. ред. В.З Гарифуллина. Казань: Изд-во Казан. гос. ин-та, 2008. С. 225-231.
Хлызова Н.Ю. Семантические различия понятий СМК и СМИ // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы V Международной научно-практической конференции 16 – 18 октября 2008 года / Под. ред. В.З Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ин-та, 2008. С. 225-231.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «СМК» И «СМИ»
Иркутский государственный лингвистический университет, аспирант
В федеральном законом РФ № 2124-I (ст. 2) «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
Массовой информация — любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла, оперирует масса. Таким образом:
— это информация, которая рождается в массовой аудитории, или
— это информация, которая распространяется по массовым каналам, или
— это информация, которая потребляется массовой аудиторией.
Масштабы охвата общества массовой информацией чрезвычайно велики. Границы ее распространения условны или, как говорят сегодня политики, — прозрачны. Многие страны поднимают в ООН вопрос об информационном суверенитете. Но — тщетно. Спутники связи положили конец надеждам. Мир, по словам канадского профессора М. Маклюэна, превратился в глобальную деревню [1].
Из вышеприведенного анализа определений следует, что СМИ характеризуются односторонней связью, заключающейся в передаче различных форм информации большому количеству людей.
Аналогично рассмотрим и проанализируем понятие «средства массовой коммуникации». Коммуникация понятие более емкое, используется как научное понятие в разных научных областях. В социологии под коммуникацией подразумевают передачу социальной информации. Американский социолог Чарлз Хортон Кули определяет коммуникацию как средство актуализации «органически целого мира человеческой мысли» [2]. В психологии коммуникацию понимают как «процессы обмена продуктами психической деятельности». В философии коммуникация – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. В кибернетике – обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать [3:186].
В английском языке communication есть ни что иное как общение. В русском же языке не представляется возможным поставить знак равенства между коммуникацией и общением. И коммуникация и общение – это некий обмен, но если коммуникация рассматривается как обмен информацией, то общение, помимо информационного обмена, предполагает обмен деятельностью, навыками, умениями, опытом. В отличие от коммуникации, общение предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что коммуникация – это разновидность общения, его информационный аспект.
Итак, коммуникации – это процесс обмена информацией, причем обмен может быть как личностным, так и медиатезированным; ориентироваться как на конкретного индивида, так и на массовую аудиторию. Таким образом, процесс обмена информацией с помощью технических средств на большие массы людей есть массовая коммуникация.
Массовая коммуникация определяется в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (2003) как «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
На наш взгляд, такой подход к определению данного понятия предполагает тоталитарность государства, основанного на полном господстве правительства над всеми сторонами жизни общества, что является неприемлемым для демократических форм правления. Массовая коммуникация рассматривается только лишь как средство манипуляции и контроля над обществом. Личность лишена возможности выбора, создания собственного мнения и оценки. Данное определение нам кажется однобоким, неполным, т.к. коммуникация предполагает процесс взаимодействия, который здесь не учтен.
А.В.Шариков определяет массовую коммуникацию как «социокультурный феномен, состоящий в формировании и поддержании социальной общности путем массового тиражирования и распространения социально значимой информации и установления между «распространителями» и «получателями» этой информации обратной связи, которая носит, как правило, отсроченный характер» [4:3]. Автор данного определения делает акцент на коммуникативную и осведомительную функции явления, подчеркивает взаимосвязь аудитории с СМК.
Б. Фирсов рассматривает массовую коммуникацию как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории» и выделяет в процессе коммуникации три фазы: докоммуникативную, коммуникативную и послекоммуникативную. В первой фазе сосредоточены запросы и ожидания аудитории. Во второй происходит реализация этих запросов. В третьей реализуется полученная информация [6:15]. Следует отметить, что существует четкая взаимосвязь предложенных фаз, которая обеспечивает целостность коммуникации и является необходимым условием, чтобы процесс коммуникации состоялся.
Из вышеприведенного анализа понятий массовой информации и массовой коммуникации со всей очевидностью следует, что спектр средств массовой коммуникации гораздо шире средств массовой информации. В современном обществе используется большое количество разнообразных СМК, максимальное развитие которых пришлось на XX в. под воздействием технического прогресса. Сегодня трудно представить жизнь без СМК, без виртуального общения, ставшего неотъемлемой частью культуры человечества.
Е.В. Руденский рассматривает средства массовой коммуникации как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на числено большие, рассредоточенные аудитории» [7:190]. Автор указывает на процесс, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие, предполагает актуализацию информации при помощи коммуникативных средств; очень точно отражает характер поглощения понятий «коммуникация» и «информация», где второе является составляющей первого и имеет более узкое значение; подчеркивает «массовую», социально ориентированную природу явления и инструментальную функцию, заключающуюся в передаче различных данных от обучения и информирования до внушения и манипуляции.
В теории массовой коммуникации выделяется два подхода:
Человеко-ориентированный подход, который заключается в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
Одной из основных разновидностью СМК современного компьютеризированного общества является Интернет, который обеспечивает человека качественно новым способом общения. Глобальная сеть предполагает неограниченные возможности медиатизированной коммуникации, максимально приближенной к межличностному общению, обеспечивающая, при необходимости, аудиовизуальной поддержкой или наоборот сохраняя анонимность. Сетевое общение дает все возможные виды коммуникации: массовую, групповую, межличностную, которые в свою очередь могут объединяться и давать уникальную возможность пользователю одновременно участвовать во всех видах всемирного общения. Например, электронная почта (e-mail) представляет сбой межличностное общение (переписка двух пользователей), групповое – рассылка сообщений группе пользователей, массовой – спам. Данная характеристика Интернета превосходит его над другими распространенными СМК, такими как, телефон, радио, которые аналогично предоставляют потребителю разные известные виды общения, но не умеют совмещать их. Например, телефон: разговор по телефону двух абонентов является, пожалуй, основной межличностной формой опосредованного общения. Конференции, проводимые внутри организации, предполагающие участие трех и более абонентов является групповой коммуникацией. Трансляция новостей корреспондентом по телефону – массовой. Радио: передача информации по рации – межличностное; использование определенной частоты внутри структуры – групповая; массовое вещание – массовое. Не представляется возможным скомбинировать и одновременно использовать все перечисленные формы коммуникации, в отличие от Интернета.
Общественная значимость средств массовой коммуникации определяется функциями, которые они реализуют. Основной функцией СМК является обеспечение всех слоев населения достоверной, оперативной, актуальной информацией, распространение духовных и культурных ценностей.
Французские исследователи А. Катля и А. Каде выделяют пять основных функций средств массовой коммуникации:
Функция антенны: предоставление обществу разнообразной информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран) и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства), систематически предъявляет обвинения обществу по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев. Как сами поднимаемые вопросы, так и формы подачи материала приводят к смещению стилей жизни. В этом заключается их стимулирующая роль: в результате происходит ниспровержение традиций и устоявшихся норм.
Функция усилителя: функция антенны, выполняемая средствами массовой коммуникации, вызывает нарушение баланса различных сторон жизни общества, и у индивида все более возрастает ощущение «непригодности его схем поведения»; функция «усилителя» обостряет и распространяет названный дисбаланс, пока это явление не охватит все общество. Выполняя функцию усилителя, средства массовой коммуникации драматизируют и преувеличивают факты и события местного значения.
Функция эхо: функция защиты и сохранения определенной социальной структуры, социального порядка. Эти средства информации противостоят инновациям, выступают против иностранной модели. Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых поведенческих установках, новых ценностях, эти средства информации стараются примириться с ними и способствуют их натурализации. Они начинают говорить о становлении «новых тенденций». К таким средствам массовой коммуникации относятся афиши, газеты, издания для детей и семейного чтения, «женские» журналы.
Т. Петерсон выделяет в свободном обществе семь функций печати: служить политической системе; обсуждать общественные дела; просвещать публику, с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправлению; ограждать права личности от правительства; служить экономической системе, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью средств рекламы; обеспечивать развлечения; поддерживать свою собственную финансовую независимость.
Мы полагаем, что предложенные системы функций отражают реальную действительность, решают общественные задачи, могут быть реализованы в обществе, а значит, имеют право на существование.
Изучение понятийной и семантической сущности рассматриваемых понятий показало, что «средства массовой коммуникации» – понятие более широкое и емкое, включающее в себя всю систему средств; кроме привычных радио, телевидения и прессы, на полном основании охватывает кино, театр, почту, телефон, телеграф, информационные службы, а также аудио и видеозаписи, фотографию, афиши, рекламу и др. Исходя из дефиниции слова «коммуникация – путь сообщения, линии связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции.», к СМК можно отнести воздушные, водные, подземные коммуникации, т.е. авиалинии, железную дорогу, метро и т.д. Общим признаком и СМК и СМИ является возможность массового тиражирования информации, т.е. распространение большого числа экземпляров. СМИ занимается сбором, анализом, переработкой, хранением и распространением актуальной, социально-значимой информации. Тогда как СМК осуществляет общение социума, рассредоточенной аудитории на основе информации, а не только производство и передачу информации. Коммуникация не существует без информации. Из чего следует что, СМИ может рассматриваться как основная составляющая СМК, а не его тождеством. Синонимичным термином СМК можно считать термин «масс-медиа», общеупотребимый в зарубежных источниках («mass media»).
Российское общество ежедневно сталкивается с медиатизированной информацией, использованием высокоэффективных технологий, работой с медиа. Возникает необходимость медиаобразования как качественно новой системы образования, заключающейся в обучении личности воспринимать информацию любого медиа источника и формировать критическое отношение к ней.
Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев. – М.: РГИУ, 1995.
Cooley, Ch.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson B., Janowitz M. – New York, 1953.
Урсул, А.Д. Информация. Методологические аспекты / А.Д. Урсул. – М.: Наука, 1971.
Шариков, А.В. Концепция медиаобразования 2 ступени средней общеобразовательной школы / А.В. Шариков. – М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1991.
Березин, В.М. Курс лекций: «Теория массовой коммуникации» / В.М. Березин // Ред. В.В. Ванчугов. РУДН, 2002. /db/msg/2362
Алексеев, А.Н. Массовая коммуникация как объект социологического исследования (Пути развития теории) / А.Н. Алексеев // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. – Л.: Наука, 1979.
Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В.Н. Протасов. — М.: Новый Юрист, 1999.
Дейян, А. Реклама. Пер. с фран. / А. Дейян // Ред. В.С. Загашвили. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», 1993.