смех и грех это что

И СМЕХ, И ГРЕХ. Этимология этих слов

Для шифровки изъяснений друг с другом, чтобы это непонятно было всяческим местным туземцам, хазарские купцы подменяли слова своего древнееврейского языка словами иного звучания. В частности еврейский союз В или У (пишется буква Вав), означающий ныне русский союз И, рахдониты заменяли звуком И. Он вошёл в качества союза в зарождавшиеся манеры местного населения изъясняться по-русЬскЫ. Из этих подражательных манер, из этих изъяснений на пальцах с мимикой (и, главным образом, из междометий) лишь в течение веков выкристаллизовывались различные словенские говоры, вплоть до современных славянских языков, включая, прежде всего, Великий и Могучий.

На иврите: РАДОСТЬ – «СиМХа» (ударение на последний слог).

Радостная – СМеХа (ударение на последний слог)

В русской речи производное от него слово СМЕХ – слово мужского рода, понимаемое как корень прочих производных уже от него слов. Оно является русским производным от еврейского слова СМЕХА, женского рода. В русском языке смысловое значение слова СМЕХ оказалось смещённым относительно исходного, еврейского слова СМЕХА «радостная». Радостная девушка, радостная девочка, радующаяся мать или жена. Это то, что приятно видеть. Это, то, что с удовольствием вспоминалось часто вместе со словом СМЕХА. В подражание еврейским манерам словообразования уже, например, русские слова, мужского они или женского рода, обычно различаются наличием или отсутствием окончания А. Если слово оканчивается на А, это слово женского рода. Если слово оканчивается на согласный звук, то обычно это слово мужского рода. Это не всегда так. В русской речи этот признак в определении грамматического рода стал куда более характерным, чем в иврите.

Согласно такому правилу, если слово женского рода оканчивается на А, то без этого окончания А это же слово должно быть мужского рода, при том же своём смысловом значении. В данном случае, хотя в русскую речь заимствовано приятное в воспоминаниях еврейское слово СМЕХА, но заимствовано оно без окончания и – лишь по догадкам из малопонятной для русов древнееврейской речи, из тайного её жаргона хазарских купцов – в искажённом смысловом значении. Еврейское имя прилагательное СМЕХА, но с иным ударением, в русской речи стало близким по смыслу и звучанию уже именем существительным в его косвенном падеже.

Еврейское слово имя прилагательное женского рода ед. ч. СМЕХА легко запоминалось разнородными туземцами Восточной Европы в ассоциации с тем, что со временем они, уже под именем русы, стали называть искажённым словом СМЕХ, которого нет в языке иврит.

Греки, понятное дело, зовутся так потому, что они – из Греции. А названа эта страна так потому, что это – Страна Гор, Страна Горцев – Г(о)РЕКОВ, как называли там обитателей гор, горцев.

Слово же ГОРЫ происходит от ивритского слова ГаРы(М) «горы» (корень: Г-Р).

О том, какое отношение между понятиями «греки» и «семиты» я пояснял не единожды. Древние Греки – это (Не возмущайтесь!) – семиты, причём близкие именно к евреям. Современные греки и современный греческий язык почти никакого отношения к древним грекам не имеют.

Не высказывая своего отношения, самому ещё неясного, к интереснейшей книге вовсе не евреев С.И.Валянского и Д.В.Калюжного «НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Современная версия истории», АСТ «Олимп» Москва 1996, хочу кое-что из неё процитировать.

Стр. 243. «Народ, который сейчас называют греками и который занимает территорию Греции, когда-то не имел к этой территории никакого отношения. Этот народ населял острова Средиземного моря и Мраморного. Эллины же, что в переводе с еврейского означает «богославный народ», составляли наряду с турками основную часть населения малоазиатской части Ромейской (Византийской) империи».

С. 244. «История греков началась раньше появления собственно Греции, то есть в IV – VI веках н.э. в Византии».

С 245. Византийский император Гераклий, а по-простому царь Геркулес, правил с 610 по 641 год. По мнению историка Себеоса, происходит он из Армении из рода Аршакидов.

Вы не найдёте этого имени в современных учебниках или энциклопедиях. В какой-то момент, непонятно из каких соображений, учёные-историки изменили ему имя, и Гераклий (Heraklius) превратился в царя Ираклия.

При его царствовании, после метеоритной катастрофы 622 года, образовался новый религиозный центр в Мекке, и империя потеряла Сирию, Палестину, Египет и некоторые другие земли».

С 246-247. « … при Геркулесе начался переход к новому государственному языку, греческому».

«Тот факт, что очень значительное время государственная верхушка использовала древнееврейский язык, то есть не тот язык, на котором изъяснялся народ, не должен нас удивлять. Такие случаи бывали и в другие времена, и в других местах. Например, в России в XVIII – начале XIX века вся аристократия говорила по-французски.

Еврейский был языком межплеменного общения и во всей империи и на Малоазийском полуострове, где жили не только греки, но и турки и другие племена».

С.267. «Уточнению хронологии должны служить науки, изучающие языки, их распространение и эволюцию, историю расселения народов… Да, должны. Но, к сожалению, использовать выводы этих наук для восстановления истинной истории человечества весьма затруднительно, ведь сравнительная лингвистика и этнодинамика сами развивались в рамках традиционной хронологии, вместо того, чтобы эти рамки устанавливать.

Найти опоры для независимой проверки исторического процесса внутри лингвистики и этнографии, конечно, можно, но эта работа ещё ждёт своих энтузиастов.

С.271. «Первой крупной народностью, в которую реально объединились в III веке н.э. племена Средиземноморья, была «единая общность» в пределах Ромейской (Византийской) империи. Все признаки народности: общая территория – от Альбиона до Армении, общая экономика с развитой торговлей, общая культура (культ) – единобожие. А вот язык-то был общим только письменный – библейский (то есть еврейский – И.О.).

Мы не будем спорить ни с ним, ни со «школьными педантами» о причинах гибели Древней Греции, потому что никакой народности и никакой цивилизации в те времена и на той территории не существовало, и гибнуть было нечему. Эта история была совсем в другие века».

С.281. «В IX-X веках наступил момент, когда эллины-колонисты стали преобладающей народностью Греции, причём народностью, имеющей более высокую культуру, чем местное население. Местные славянские племена горяков приняли язык пришельцев. Пришельцы взяли себе название этих племён – горяки, гряки, греки.

Так началась реальная история грекоговорящей Греции».

Источник

И смех и грех

Смотреть что такое «И смех и грех» в других словарях:

смех и грех — (И) смех и грех И смешно и печально … Словарь многих выражений

и смех и грех — нареч, кол во синонимов: 13 • и в цирк ходить не надо (20) • и смех и горе (13) • потеха … Словарь синонимов

И смех и грех. — И смех и горе. И смех и грех. См. СМЕХ ШУТКА ВЕСЕЛЬЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

[И] смех и грех (горе) — Разг. О чём. л. трагикомичном, одновременно и смешном, и грустном. ФСРЯ, 438; БТС, 227; Глухов 1988, 60; Мокиенко 1990, 149; Верш. 6, 294; Жигулоев, 261 … Большой словарь русских поговорок

ГРЕХ — муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо … Толковый словарь Даля

грех — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах 1. Для верующего человека грех… … Толковый словарь Дмитриева

смех — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смеха и смеху, чему? смеху, (вижу) что? смех, чем? смехом, о чём? о смехе 1. Смехом называются прерывистые горловые звуки, которые издаёт человек в состоянии веселья, радости, удовольствия и т … Толковый словарь Дмитриева

СМЕХ — СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие нибудь чувства (преим. при переживании радости,… … Толковый словарь Ушакова

грех — а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу… … Энциклопедический словарь

Источник

смех и грех

Смотреть что такое «смех и грех» в других словарях:

и смех и грех — нареч, кол во синонимов: 13 • и в цирк ходить не надо (20) • и смех и горе (13) • потеха … Словарь синонимов

И смех и грех. — И смех и горе. И смех и грех. См. СМЕХ ШУТКА ВЕСЕЛЬЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

И смех и грех — СМЕХ, а ( у), м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

[И] смех и грех (горе) — Разг. О чём. л. трагикомичном, одновременно и смешном, и грустном. ФСРЯ, 438; БТС, 227; Глухов 1988, 60; Мокиенко 1990, 149; Верш. 6, 294; Жигулоев, 261 … Большой словарь русских поговорок

ГРЕХ — муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо … Толковый словарь Даля

грех — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах 1. Для верующего человека грех… … Толковый словарь Дмитриева

смех — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смеха и смеху, чему? смеху, (вижу) что? смех, чем? смехом, о чём? о смехе 1. Смехом называются прерывистые горловые звуки, которые издаёт человек в состоянии веселья, радости, удовольствия и т … Толковый словарь Дмитриева

СМЕХ — СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие нибудь чувства (преим. при переживании радости,… … Толковый словарь Ушакова

грех — а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу… … Энциклопедический словарь

Источник

И смех, и грех

В жизни христианина

смех и грех это что. Смотреть фото смех и грех это что. Смотреть картинку смех и грех это что. Картинка про смех и грех это что. Фото смех и грех это что

«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль».

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Вот и разберись тут, ведь каждый веселится по-разному. Большинство православных смеются, даже если не брать в расчёт детские годы. Мне было лет 20, я смеялся над шутками Жванецкого, и не видел в этом ничего предосудительного. Сейчас же имею другие мысли. Стоп, себе думаю, не дурак ли я был? Тем не менее, и сейчас смеюсь над шутками других, конечно, уже реже.

У Юрия Лозы есть такое стихотворение:

«Остановка. Народ. Подошел. Хохочу.

Просто мне хорошо, бестолково и весело

От избытка прекрасных и радостных чувств.

Оглядели меня. Оценили и взвесили.

Зашипели, пуская фонтанчики брызг:

В христианстве приветствуется смех, но не всякий, а добрый. Нужно всего-то научиться различать.

В пещерном храме идёт служба. Монах на клиросе сорвал голос, или как говорят в народе, «дал петуха». От неожиданности он замолк, и в тишине, прерываемой потрескиванием свечек, послышался шёпот другого монаха: «Акела промахнулся».

«Добрым смехом можно бесшумно развеять скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже убийства». (Святитель Иоанн (Максимович).

Из Ветхого Завета: «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется». (Сир.21, 23).

Что же, когда мы смеёмся, то вроде как глупые? Но не благоразумные, по крайней мере. Надо признаться, что многим из нас смех нужен для того, чтобы укрыться от неуверенности, чтобы показаться в обществе остроумным, привлечь внимание к себе, иной раз даже защититься с помощью смеха. Посмеяться над чем-то или над кем-то гораздо легче, чем над собой. С помощью шутки и смеха легче сохранить своё чувство собственной значимости.

Во всём нужна мера и своё время, как у Эклезиаста: «Время плакать, и время смеяться. » А что происходит, когда человек не знает ни меры, ни времени, можно показать на примерах:

1. Священник Олег Стеняев рассказывал про новоначального христианина, который, начитавшийся святых отцов о пользе молчания, замолчал. Ни жена, ни дети не могли с ним ничего сделать. И только священнику, когда тот пришёл домой к «подвижнику», сказал: «С Вами я поговорю, но недолго».

2. Молодая девушка пришла пожить в монастыре. Решила поститься, как древние подвижники, никому ничего не сказав. На третий день упала в обморок. К ней подбежали люди, стали поднимать её, закричали: «Воды! Воды!» Тут девушка очнулась и прошептала: «И кусочек хлебца. »

Можно себе представить православного христианина, когда он, подражая святым отцам, вдруг решил бы отказаться от весёлого смеха, предпочтя плач и воздыхание! Таких предостерегает преподобный Серафим Саровский:

«Грусть-тоска совсем не должны считаться видовым отличием православного христианина. Напротив, как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстию обличается от печали».

Но многие всё же радуются, смеясь, и не всегда получается не спровоцировать других.

К священнику подходит женщина в церкви:

— Батюшка, что я всё время болею, болею?

— Всё по грехам, по грехам нашим.

— Вот так всегда! Вы грешите, а нам страдай.

Хороший ведь анекдот. Вышучивается наша склонность перенести свои грехи на другого, снять с себя ответственность за свою же жизнь. Так-то оно так, да не совсем. Дело в том, что всегда найдётся хоть один человек, который в пику расскажет свой анекдот, но уже не такой приличный. Одни шутят, потому что видят смешную ситуацию, другие используют повод для повторения уже своих шуток, часто совсем не к месту.

Раньше на Руси за смех даже епитимии налагались: «Аще кто возглаголет сам, хотя смеху людем, да поклонится той дни 300»; «Посмеявшийся до слез, пост 3 дни, сухо ясти, поклон 25 на день. » Вот бы у нас на ТВ применить такую практику, хотя бы на новогоднем огоньке. То-то бы рейтинг взлетел!

В Патерике есть история о двух братьях, которые покинули монастырь, но потом вернулись и просили, чтобы им было назначено покаяние. Один целый год плакал о своих грехах, другой радовался, что Бог вернул его к ангельскому житию. Отцы монастыря сказали:

Плачьте и рыдайте о своих грехах, но радуйтесь о Господе!

Это у иудеев 248 повелений и 365 запретов. На каждый шаг инструкция, делай, как сказано, и ты молодец. В православии нужно думать своей головой постоянно. В каждом конкретном случае, с каждым конкретным человеком поступать с рассуждением. В одном случае шутка просто необходима, дабы поддержать человека, в другом лучше сдержать смех, даже если хочется засмеяться.

Но это для нас, людей обыкновенных, не посвятивших всю свою жизнь Богу. Нам не хватает мудрости и часто доброго устроения души, когда мы смеёмся и шутим. Куда нам до высот святых отцов. Тем мы и отличаемся он них, что святые подвижники своей главной целью считали служение Богу. Что простительно нам, не приличествует верным.

«Поелику Господь осуждает смеющихся «ныне» (Лук. 6, 25); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множе­стве бесчествующих Бога «преступлением закона» (Римл. 2, 23) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать». (Святитель Василий Великий).

«Мудреца всегда труднее рассмешить, чем простака, и это потому, что мудрец в отношении большего количества частных случаев внутренней несвободы уже перешел черту освобождения, черту смеха, уже находится за порогом.

. В своем воплощении Христос добровольно ограничивает свою свободу, но не расширяет ее; расширять ее некуда. Поэтому предание, согласно которому Христос никогда не смеялся, с точки зрения философии смеха представляется достаточно логичным и убедительным. В точке абсолютной свободы смех невозможен, ибо излишен». (С.С. Аверинцев ).

Преподобный Иустин Попович объясняет, почему Христос никогда не смеялся, потому что Он видел в каждое мгновение каждый грех каждого человека через всю человеческую историю!

Нам, конечно, далеко до такой абсолютной свободы, но каждый может постараться использовать время, отпущенное нам, для духовного возрастания, для приобретения радостного состояния души. Когда важно не то, что ты делаешь, смеёшься или плачешь, а какой ты.

Источник

Смех и грех это что

Смех – 1) одна из форм пси­хо­ло­ги­че­ского воз­буж­де­ния; ярко выра­жен­ное (внешне или внут­ренне) состо­я­ние весе­лья, шут­ли­во­сти, иронии; 2) форма осуж­де­ния; 3) форма празд­но­сло­вия.

Хри­сти­а­нину подо­бает четко раз­гра­ни­чи­вать виды радо­сти и отде­лять чистую радость от празд­ной, а иногда и вовсе пагуб­ной весе­ло­сти.

Почему смех сопо­став­ля­ется с грехом?

Смех, как и плач, может быть спро­во­ци­ро­ван мно­же­ством раз­лич­ных причин. Также как и плач он может иметь или гре­хов­ный, или нрав­ственно ней­траль­ный окрас.

При­меры гре­хов­ного смеха встре­ча­ются в Книгах Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов неод­но­кратно. Как пра­вило, там же ука­зы­ва­ется на при­чины, вызвав­шие смех.

Так, смех Сарры во время посе­ще­ния Авра­ама тремя Анге­лами ( Быт.18:12 ) был вызван недо­ве­рием Божьему обе­то­ва­нию о рож­де­нии у неё дол­го­ждан­ного наслед­ника. Несмотря на то, что она имела для себя внут­рен­нее “оправ­да­ние” (ведь она была не только бес­плодна, но и стара), её смех вызвал укор со сто­роны Ангела и уязв­ле­ние сове­сти ( Быт.18:13-15 ).

Смех иудеев над пору­ган­ным и Рас­пя­тым Хри­стом был связан с неве­рием Богу, внут­рен­ней злобой, высо­ко­ме­рием, зави­стью, нена­ви­стью ко Христу.

В повсе­днев­ной обще­ствен­ной жизни смех нередко гра­ни­чит с изде­ва­тель­ством одних людей над дру­гими, высме­и­ва­нием чело­ве­че­ских сла­бо­стей, недо­стат­ков. При этом сме­ю­щийся ставит себя выше того, над кем насме­ха­ется и кого уни­жает своими насмеш­ками. Очень часто подоб­ные изде­ва­тель­ства под­хва­ты­ва­ются окру­же­нием. В наи­бо­лее острых про­яв­ле­ниях насмешки обо­ра­чи­ва­ются трав­лей, нередко при­во­дят к тра­ге­диям. Такого рода смех име­ну­ется бес­чин­ством.

Биб­лей­ским при­ме­ром исполь­зо­ва­ния смеха (высме­и­ва­ния) ради изде­ва­тель­ства может слу­жить Голиаф, поно­сив­ший еврей­ский народ, а затем — вышед­шего против него Давида. Чем завер­ши­лась это про­ти­во­сто­я­ние, хорошо известно.

Доста­точно часто смех бывает обу­слов­лен стрем­ле­нием чело­века к весе­лью.

По боль­шому счёту весе­лье, как состо­я­ние осо­бого пси­хо­ло­ги­че­ского настро­е­ния, может быть вызвано и бого­угод­ным рас­по­ло­же­нием сердца, напри­мер радо­стью, свя­зан­ной с хри­сти­ан­ским тор­же­ством. Но бывает и по-дру­гому, когда чело­век ищет весе­лья в празд­но­сти, гре­хов­ных раз­вле­че­ниях и удо­воль­ствиях, что не только отвле­кает его от бла­го­че­сти­вых заня­тий, но и служит дурным при­ме­ром для окру­жа­ю­щих.

Можно ли утвер­ждать, что смех плох как тако­вой?

Вопреки рас­про­стра­нен­ному мнению, далеко не всегда смех оце­ни­ва­ется нега­тивно.

В Свя­щен­ном Писа­нии поня­тие “смех” исполь­зу­ется как в отри­ца­тель­ном, так и в поло­жи­тель­ном ключе. С этой пози­ции гово­рится и о смехе пра­вед­ника ( Иов.5:22 ), и о смехе со сто­роны Самого Бога ( Прем.4:18 ).

В ряде слу­чаев смех может спо­соб­ство­вать избав­ле­нию чело­века от гне­ту­щего состо­я­ния: хандры, уныния, отча­я­ния.

Бывает, что смех побуж­дает чело­века к тому, чтобы взгля­нуть на себя со сто­роны. Именно с этой целью состав­лял свои басни Эзоп, обли­чая чело­ве­че­ские стра­сти и пороки.

Нельзя не отме­тить, что смех присущ даже без­греш­ным, невин­ным мла­ден­цам. Дет­ский смех нередко сим­во­ли­зи­рует радость. Более того, отсут­ствие смеха в жизни ребенка может слу­жить пока­за­те­лем нездо­ро­вья, серьез­ным пово­дом обра­титься к врачу.

В этой связи пони­маем: «сме­яться или не сме­яться?» есть неверно постав­лен­ный вопрос. Как тако­вой, смех нельзя под­ве­сти под одно­знач­ную нрав­ствен­ную кате­го­рию. Что каса­ется бого­слов­ской оценки смеха, здесь многое зави­сит от кон­крет­ных усло­вий и обсто­я­тельств.

свт. Иоанн Зла­то­уст (т.12, ч.1, беседа 15):
«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуме­стен. Спо­соб­ность смеха внед­рена в нашу душу для того, чтобы душа иногда полу­чала облег­че­ние, а не для того, чтобы рас­слаб­ля­лась».

прп. Иоанн Лествич­ник (Лествица, Слово 26):
«Без­вре­мен­ный смех, напри­мер, иногда рож­да­ется от беса блуда; а иногда от тще­сла­вия, когда чело­век сам себя внут­ренне бес­стыдно хвалит; иногда же смех рож­да­ется и от насла­жде­ния (пищею)».

О СМЕХЕ И ВЕСЕ­ЛИИ

иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов)

1.

Счи­тать смех только «пси­хи­че­ской реак­цией» или «ата­ви­сти­че­ским пере­жит­ком агрес­сии» – значит глу­боко заблуж­даться. Вообще попытки судить о чело­веке вне связи с веро­уче­нием напо­ми­нают попытку опи­сы­вать слона на ощупь, с завя­зан­ными гла­зами. Все свой­ства нашей при­роды имеют начало в нашей сотво­рен­но­сти, а сле­до­ва­тельно – в замысле о нас Твор­цом Богом. И смех вос­хо­дит к этому изна­чаль­ному замыслу, но не явля­ется им. При­част­ный смерти и греху, чело­век раз­двоен, иска­жен. Пре­бы­ва­ю­щий между добром и злом, он дво­ится и в своих про­яв­ле­ниях, каче­ствах и свой­ствах. Это осо­бенно оче­видно на при­мере смеха. Мы будем гово­рить об этом подроб­нее ниже. Пока же важно отме­тить сле­ду­ю­щее: смех нам присущ, мы «люди сме­ю­щи­еся», но что такое есть смех, можно при­мерно уяс­нить, рас­смот­рев все уровни этого явле­ния смеха от низ­шего, пад­шего, демо­ни­че­ского, до высо­кого, свя­того и бла­го­дат­ного.

Свя­щен­ное Писа­ние в той части его, что име­ну­ется Ветхим Заве­том, не оста­нав­ли­ва­ется спе­ци­ально на рас­смот­ре­нии смеха и весе­лья. Но эти поня­тия упо­треб­ля­ются мно­же­ство раз в раз­лич­ных кон­текстах, наи­бо­лее часто в Книге Еккле­си­а­ста, или Про­по­вед­ника. Еккле­си­аст гово­рит сакра­мен­таль­ное: «время пла­кать, и время сме­яться» ( Еккл. 3:4 ). У него ска­зано, что «сето­ва­ние лучше смеха, потому что при печали лица сердце дела­ется лучше» ( Еккл. 7:3 ). Он срав­ни­вает смех глупых с «трес­ком тер­но­вого хво­ро­ста под котлом» ( Еккл. 7:6 )… Уста­нав­ли­вает буду­щее аске­ти­че­ское про­ти­во­по­став­ле­ние веселья/плача: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме весе­лья» ( Еккл. 7:4 ). Можно видеть по книге Про­по­вед­ника, что смех не отри­ца­ется, но раз­ли­ча­ется его умест­ность, спо­соб­ность иска­жать лицо и сер­деч­ный настрой, нако­нец, зву­чать, как «треск тер­но­вого хво­ро­ста»…

В Библии можно встре­тить при­меры иронии, насмешки, свое­об­раз­ного юмора. К при­меру, в 3‑й Книге Царств опи­сы­ва­ется состя­за­ние между слу­жи­те­лями язы­че­ского Ваала и про­ро­ком Илией. Святой пророк Илья пред­ло­жил уговор – при­не­сти жертву, не воз­жи­гая огня на дровах: чья молитва будет услы­шана, Ильи – к Гос­поду или жрецов к Ваалу, и воз­го­рится огонь на дровах, – тот и служит истин­ному Богу. – С утра до полу­дня «ска­кали они (жрецы Ваа­ловы. – Ред.) у жерт­вен­ника, кото­рый сде­лали» ( 3Цар. 18:26 ), но ничего не было. И «в пол­день Илия стал сме­яться над ними и гово­рил: кри­чите гром­ким голо­сом, ибо он бог; может быть, он заду­мался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется!» ( 3Цар. 18:27 ).

Старая Сарра, родив от сто­лет­него Авра­ама сына Исаака, гово­рит: смех сделал мне Бог, кто не услы­шит обо мне, рас­сме­ется» ( Быт. 21:6 ). Здесь можно усмот­реть само­иро­нию Сарры – «сде­ла­лась на ста­ро­сти лет посме­ши­щем»; юмо­ри­сти­че­скую само­оценку необыч­ной ситу­а­ции: «на смех под­ни­мут, услы­шав, что ста­руха родила».

В Новом Завете, в посла­нии св. апо­стола Павла к Ефе­ся­нам уже при­сут­ствует кос­вен­ный отказ от смеха: «Также сквер­но­сло­вие и пусто­сло­вие и сме­хо­твор­ство не при­личны вам, а напро­тив, бла­го­да­ре­ние» ( Еф. 5:4 ). Верные «Пер­во­хри­сти­ан­ских времен, то «малое стадо», к кото­рому обра­ща­ется апо­стол, выкуп­лены слиш­ком доро­гой ценой – крест­ной смер­тью Самого Гос­пода, чтобы пре­да­ваться «сме­хо­твор­ству» в част­но­сти и раз­вле­че­ниям вообще. Осо­зна­ние вре­мени, в кото­ром живут святые апо­столы, – это энер­гич­ное, дея­тель­ное ожи­да­ние ско­рого Вто­рого при­ше­ствия Спа­си­теля, время эсха­то­ло­ги­че­ского ожи­да­ния конца исто­рии, поэтому не должно рас­слаб­ляться, отвле­каться на земное, на мало­зна­чи­тель­ное – нужно спе­шить в Цар­ство Небес­ное!

2.

Когда, позд­нее, эсха­то­ло­ги­че­ские ожи­да­ния при­ту­пи­лись, отча­сти остыли, а мир не пришел к концу, а напро­тив, рас­про­стра­нился по всей все­лен­ной тор­же­ством хри­сти­ан­ской импе­рии, все­мир­ным тор­же­ством хри­сти­ан­ства, тогда, в эти самые годы многие хри­сти­ане поки­дают города, семьи, бро­сают карьеру и бегут в еги­пет­ские и пале­стин­ские пустыни. Это начало мона­ше­ства и аске­ти­че­ского дела­ния. Иска­тели уеди­нен­ного подвига бегут из мира, в кото­ром слиш­ком оче­видно остыл жар спа­се­ния, при­ту­пи­лось чув­ство исклю­чи­тель­но­сти хри­сти­ан­ства, бого­об­ще­ния. Хри­сти­сти­ан­ское учение, раз­лив­шись по все­лен­ной, тем самым срас­тво­ри­лось с миром, при­внесло в себя обы­ден­ное, а вместе с тем, стало обра­зом жизни, повсе­днев­но­стью, осла­бело и при­ту­пи­лось, как непре­стан­ное радост­ное чув­ство всего нового, при­не­сен­ного в мир еван­гель­ской вестью. Иска­тели пустын­но­жи­тель­ства уходят из мира, по-новому заост­ряя про­ти­во­сто­я­ние греха и свя­то­сти, зем­ного цар­ства и Цар­ствия Небес­ного, богат­ства пре­хо­дя­щего, тлен­ного и неоску­де­ва­ю­щего духов­ного сокро­вища. С этими про­ти­во­по­став­ле­ни­ями при­хо­дит и пере­осмыс­ле­ние фено­мена смеха. В наши задачи не входит рас­смат­ри­вать «исто­рию смеха», она слиш­ком для этого необъ­ятна. Но мы можем попы­таться оста­но­вить вни­ма­ние на двух про­ти­во­сто­я­щих кате­го­риях: «смеха как греха» («и смех и грех») и «духов­ного весе­лья». Это про­ти­во­по­став­ле­ние про­чув­ство­вано и объ­яс­нено опыт­ной духов­ной прак­ти­кой мона­ше­ской аске­тики и мона­ше­ской свя­то­сти. «Свя­тость» и «гре­хов­ность», «Божье» и «бесов­ское» стали двумя край­ними полю­сами пони­ма­ния смеха в восточ­ном хри­сти­ан­стве и в таком ключе были усво­ены на Руси. В этой тра­ди­ции мы живем и сейчас. По-русски, как отме­чено С.С. Аве­рин­це­вым, «одно­слож­ное, отры­ви­стое, фоне­ти­че­ски весьма выра­зи­тель­ное «смех» систе­ма­ти­че­ски риф­му­ется со столь же одно­слож­ным и отры­ви­стым «грех». Посло­вица гово­рит: «Где смех, там и грех» (вари­анты: «Мал смех, да велик грех»; «Навели на грех, да и поки­нули на смех»; «И смех наво­дит на грех»)». В рус­ском Пра­во­сла­вии, по словам А.А. Пан­ченко, «дей­ство­вал запрет на смех и весе­лье. Это было бук­валь­ное тол­ко­ва­ние еван­гель­ской запо­веди: «Горе вам, сме­ю­щи­еся ныне, ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» ( Лк. 6:25 ). Книж­ники сред­них веков ссы­ла­лись на то, что в Писа­нии Хри­стос нико­гда не сме­ялся (это заме­тил еще Иоанн Зла­то­уст, осо­бенно почи­тав­шийся на Руси). Не слу­чайно за смех, коля­до­ва­ние, за пир с пляс­кой и т.п. нала­га­лись раз­лич­ной тяже­сти епи­ти­мьи: «Аще кто воз­гла­го­лет сам, хотя смеху людем, да покло­нится той дни 300». Соб­ственно, поклоны нала­га­лись уже за то, что люди рас­сме­я­лись ска­зан­ной шутке, за бала­гур­ство. А те, кто рас­сме­ялся, тоже под­па­дали под епи­ти­мью: «Посме­яв­шийся до слез, пост 3 дни, сухо ясти, поклон 25 на день…» «Смех до слез» прямо отож­деств­лялся с бесов­ством. Народ­ная фан­та­зия рисо­вала как место, где греш­ники «воют в при­скор­бии», а их стоны пере­кры­ва­ются рас­ка­тами дья­воль­ского хохота. Эта тра­ди­ция «дья­воль­ского хохота» отра­жена и в неболь­шом сти­хо­тво­ре­нии А.С. Пуш­кина, назван­ном «Под­ра­жа­ние ита­ли­ян­скому», о Иуде, пре­да­теле Гос­пода:

Как с древа сорвался пре­да­тель ученик,
Диавол при­ле­тел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добы­чей смрад­ной
И бросил труп живой в гор­тань геенны глад­ной…
Там бесы, раду­ясь и плеща, на рога
Прияли с хохо­том все­мир­ного врага
И шумно понесли к про­кля­тому вла­дыке,
И сатана, при­встав, с весе­лием на лике
Лоб­за­нием своим насквозь прожег уста,
В пре­да­тель­скую ночь лоб­зав­шие Христа.

Дья­вола назы­вают «обе­зья­ной Бога», но это сме­ю­ща­яся (или хохо­чу­щая) обе­зьяна. Дьявол сме­ется не потому, что ему радостно или весело, но смех его есть след­ствие его безу­мия, его бого­от­ступ­ни­че­ства, вели­чай­шего помра­че­ния. Отпад­ший и тем самым отлу­чен­ный от свя­то­сти Бога, он являет Его ничтож­ную про­ти­во­по­лож­ность, «шиво­рот-навы­во­рот». Что свято в Боге, то в дья­воле вывер­нуто на изнанку, поэтому харак­терно, что осо­бен­ную роль в сме­хо­вых, кар­на­валь­ных пере­оде­ва­ниях имели рогожа, мочало, солома, бере­ста, лыко. Это были как бы «ложные мате­ри­алы», излюб­лен­ные ряжен­ными и ско­мо­ро­хами. При­ме­ча­тельно, как отме­чено Д.С. Лиха­че­вым, что при раз­об­ла­че­нии на Руси ере­ти­ков «пуб­лично демон­стри­ро­ва­лось, что ере­тики при­над­ле­жали к анти­миру, к кро­шеч­ному (адскому) миру, что они «нена­сто­я­щие»». Нов­го­род­ский архи­епи­скоп Ген­на­дий в 1490 году при­ка­зал поса­дить ере­ти­ков на лоша­дей лицом к хвосту в выво­ро­чен­ном платье, в бере­стя­ных шлемах с мочаль­ными хво­стами, в венцах из сена и соломы, с над­пи­сями: «Се сата­нино воин­ство». Это было своего рода раз­вен­ча­ние и раз­де­ва­ние ере­ти­ков – при­чис­ле­ние их к изна­чаль­ному, бесов­скому миру. В этой же системе про­ти­во­по­став­ле­ний ско­мо­рохи име­но­ва­лись «при­чет­ни­ками» и даже «иере­ями смеха». Рус­ская ста­рин­ная посло­вица: «Бог создал попа, а бес – ско­мо­роха». В народ­ном созна­нии древ­но­сти ско­мо­рохи как бы «кон­ку­ри­руют» своим ско­мо­ро­шьим слу­же­нием смеху с бла­го­че­сти­вым слу­же­нием свя­щен­ства. Как выра­зился один древ­ний автор, люди «сва­дьбы творят и на браки при­зы­вают иереев со кресты, а ско­мо­ро­хов з дудами». В древ­не­рус­ской пове­сти «О некоем купце лихо­имце» рас­ска­зы­ва­ется о купце, кото­рый попал по смерти в ад. Его жена и дети печа­ли­лись и пла­кали о его участи. Под­мога яви­лась в лице ско­мо­роха, кото­рый велел сде­лать люлечку и спу­стить его на верев­ках в адскую про­пасть. На дне он увидел гроб, а вокруг «вся бесов­ская лица». Бесы пока­зали ему душу купца, «в лютее пла­мени жгому», открыв, что ее можно изба­вить от вечной муки, если вдова и сироты раз­да­дут непра­ведно нажи­тое иму­ще­ство церк­вам и нищей братии. Ско­мо­рох полю­бо­пыт­ство­вал о своей загроб­ной участи. «Они ему пока­заша хра­мину, испол­нену вели­кого зло­во­ния, и огнь паля­щий» – «се твое жилище есть». Далее в пове­сти рас­ска­зы­ва­ется, как ско­мо­рох провел бесов вокруг пальца, при­бег­нув к помощи бла­го­че­сти­вого свя­щен­ника, к кото­рому «при­паде с моле­ни­ями и сле­зами теп­лыми», моля его, да примет его с пока­я­нием…

3.

Что же про­ти­во­по­ложно «бесов­скому смеху», точнее, иска­жен­ным отра­же­нием какой духов­ной кате­го­рии явля­ется «сме­хо­твор­ство»? Мы нахо­дим ответ на этот вопрос в словах святых отцов. Непо­треб­ный, недолж­ный, «глупый», по выра­же­нию Еккле­си­а­ста, смех явля­ется выра­же­нием без­бла­го­дат­ного весе­лья. Смех – это своего рода зер­кало, в кото­ром отра­жа­ются и пре­об­ра­жа­ются все наши эмоции, как бы удва­и­вая «про­стран­ство души», отме­чает иссле­до­ва­тель (Л. Кара­сев). Отсюда и мно­го­об­ра­зие оттен­ков смеха, кото­рое не под­да­ется исчер­пы­ва­ю­щему пере­чис­ле­нию. Смех плюс гор­дость и смех плюс гнев дают нам новую гор­дость и новый гнев. А сми­ре­ние плюс молитва, кро­тость и воз­дер­жа­ние плюс весе­лие дают то неиз­ре­чен­ное состо­я­ние бла­го­дати, кото­рое поз­во­ляло прп. Сера­фиму Саров­скому встре­чать всех при­хо­дя­щих сло­вами «Радость моя».

«Бывает сми­ре­нии по страху Божию, и бывает сми­ре­ние из любви к Богу. Иной смирен по страху Божию, другой смирен по радо­сти, а сми­рен­ного по радо­сти сопро­вож­дают вели­кая про­стота, сердце воз­рас­та­ю­щее и неудер­жи­мое», – гово­рит прп. Исаак Сирин. «Когда при­бли­зится время вос­крес­нуть в тебе духов­ному чело­веку, тогда воз­буж­да­ется в тебе омерт­ве­ние для всего, воз­го­ра­ется радость в душе твоей, не упо­доб­ля­ю­щейся тварям, и помыслы твои заклю­ча­ются внутри тебя тою сла­до­стью, какая в сердце твоем» (он же). Святой отец пишет о «исто­ча­ю­щемся из сердца удо­воль­ствии, увле­ка­ю­щем все­цело ум», говоря о духов­ной радо­сти, при­но­си­мой неустан­ной молит­вой: «По вре­ме­нам неощу­тимо во все тело входит какое-то услаж­де­ние и радость, и плот­ский язык не может выра­зить этого, пока все земное не будет при этом памя­то­ва­нии почи­таться прахом и тщетою. Ибо это исте­ка­ю­щее из сердца услаж­де­ние иногда в час молитвы, иногда во время чтения, а иногда также вслед­ствие непре­стан­ного заня­тия и про­дол­жи­тель­но­сти мысли согре­вает ум. А эта радость чаще всего бывает без этих пово­дов, и очень часто во время про­стой работы, и так же часто по ночам, когда нахо­дишься между сном и про­буж­де­нием, как бы во сне и не во сне, бодр­ствуя и не бодр­ствуя. Но когда найдет на чело­века это услаж­де­ние, бью­ще­еся во всем теле его, в этот час думает он, что и Цар­ство Небес­ное не что иное есть, а это же самое». Стя­жа­ние бла­го­дати явля­ется в итоге непре­стан­ным пре­бы­ва­нием при земной жизни в Цар­ствии Небес­ном, а это пре­бы­ва­ние души в еди­не­нии с Гос­по­дом есть в том числе и радость и весе­лие, кото­рые ста­ра­ются доне­сти в своих писа­ниях святые подвиж­ники и отцы.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский: «Вера порож­дает радость и весе­лье в сердце веру­ю­щего. Радость эта не о пище и питии, не о чести, не о богат­стве, золоте, серебре, не о прочем, чем сыны века сего раду­ются, ибо эта радость плот­ская. Но есть радость духов­ная, радость о Гос­поде Спасе, о бла­го­сти и чело­ве­ко­лю­бии Его, уте­ше­ние и спо­кой­ствие в сове­сти, как учит апо­стол: «оправ­дав­шись верою, мы имеем мир с Богом через Гос­пода нашего Иисуса Христа» (Рим. Гл. 5). Ибо святое Еван­ге­лие есть радост­ная весть, и вера есть сер­деч­ное при­ня­тие Еван­ге­лия, поэтому при­ем­лю­щие его непре­менно при­ем­лют и духов­ную радость в серд­цах, как напи­сано о страже тем­нич­ном, упо­ми­на­е­мом в Дея­ниях апо­столь­ских: «и воз­ра­до­вался со всем домом своим, что уве­ро­вал в Бога» ( Деян. 16:34 ). Поэтому эта радость во многих местах Свя­щен­ного Писа­ния пред­ла­га­ется верным как сла­дост­ная духов­ная пища, что и в Псал­мах, Еван­ге­лии и апо­столь­ских посла­ниях заме­тить можно».

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский: «Одна­жды я молил Гос­пода, чтобы Он ввел меня в обще­ние с Ним и пока­зал мне Свои небес­ные оби­тели. И Гос­подь не лишил меня Своей мило­сти. Он испол­нил мое жела­ние и про­ше­ние. Вот, я был вос­хи­щен в эти оби­тели, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непо­сти­жимо. А о той радо­сти и сла­до­сти небес­ной, кото­рую я вкушал там, ска­зать невоз­можно». После про­дол­жи­тель­ного мол­ча­ния, вздох­нув от глу­бины души, пре­по­доб­ный Сера­фим сказал своему уче­нику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сла­дость ожи­дает душу пра­вед­ного на Небе, то ты решился бы во вре­мен­ной жизни пере­но­сить всякие скорби, гоне­ния и кле­вету с бла­го­да­ре­нием… Там нет ни болезни, ни печали, ни воз­ды­ха­ния… Там радость и сла­дость неиз­гла­го­лан­ные, там пра­вед­нике про­све­тятся, как солнце. О если такой небес­ной славы не мог изъ­яс­нить и сам апо­стол Павел, то какой же другой язык чело­ве­че­ский может изъ­яс­нить славу и кра­соту гор­него селе­ния, в кото­ром водво­ря­ются пра­вед­ные души».

Прп. Феофан Затвор­ник: «Кто вкусил блага, при­не­сен­ные Гос­по­дом на землю: свет веде­ния, сво­боду от уз греха и силу на добро, исце­ле­ние ран сердца и сынов­ство Богу, – тот посто­янно пре­бы­вает в небес­ной, непри­твор­ной радо­сти.

Радость эта не есть минут­ное, слу­чай­ное, при­нуж­ден­ное увле­че­ние сердца, а есть отра­же­ние посто­янно-радост­ного состо­я­ния всего суще­ства, пре­иму­ще­ственно из отно­ше­ния к Богу и вос­при­я­тия от Него помя­ну­тых благ.

Можно насильно напря­гать свое сердце на радость, но эта радость будет извер­га­ема из него тотчас, как палка, вер­ти­кально погру­жа­е­мая в воду.

Можно на минуту обма­нуть сердце пред­став­ле­нием ему мнимых благ, но это будет не обра­до­ва­ние, а опья­не­ние, обык­но­венно кон­ча­ю­ще­еся еще боль­шим том­ле­нием. Блю­ди­тесь и не обма­не­тесь».

И, нако­нец, пре­по­дает свое виде­ние прп. Игна­тий Брян­ча­ни­нов: «Радость и весе­лие свой­ственны душе, ощу­тив­шей ожив­ле­ние, ощу­тив­шей избав­ле­ние из плена, в кото­ром дер­жали ее грех и падшие духи, ощу­тив­шей осе­не­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати, ощу­тив­шей, что дей­ствием этой бла­го­дати она пред­став­лена лицу Божию, воз­ве­дена в непо­роч­ное и бла­жен­ное слу­же­ние Богу. Радость и весе­лие так сильны, что Святой Дух при­гла­шает ощу­тив­шего их к вос­клик­но­ве­нию. Как не вос­клик­нуть от радо­сти осво­бо­див­ше­муся, ожив­шему, окры­ла­тев­ше­муся, воз­нес­ше­муся с земли на небо? Вос­клик­но­ве­ние при­над­ле­жит духу чело­ве­че­скому. Оно сильно, но духовно: плоть и кровь не имеют и не могут иметь в нем уча­стия. Само­воль­ное дей­ствие их устра­ня­ется: они посту­пают в под­чи­не­ние дей­ству­ю­щей бла­го­дати Божией, служат ору­ди­ями в истин­ном подвиге и уже не увле­кают чело­века в непра­виль­ные состо­я­ния и дей­ствия».

Итак «плач о грехах», про­ти­во­по­лож­ный сме­хо­твор­ству и лице­дей­ству, труды пока­я­ния и молитвы при­но­сят: «радость, пред­ла­га­е­мую верным как сла­дост­ная духов­ная пища», что в свою оче­редь рож­дает «вос­клик­но­ве­ние», «игра­ние радо­сти в сердце», неудер­жи­мое сча­стье пол­ноты Божьего при­сут­ствия, кото­рое застав­ляло прп. Ефрема Сирина про­сить Гос­пода уме­рить Свою бла­го­дать, отсту­пить, при­умень­шить – с уди­ви­тель­ной про­сто­сер­деч­ной прось­бой, – отнять часть этой невме­сти­мой в немощ­ном чело­ве­че­ском сосуде Небес­ной радо­сти, при­па­сти ее на буду­щее и даро­вать тогда, когда душа спо­до­бится Небес­ного Цар­ствия…

4.

Сме­ялся ли Гос­подь? «После Бого­во­пло­ще­ния мы можем гово­рить о том, что Гос­подь вос­при­нял весь спектр чело­ве­че­ских чувств, – отме­чает диакон Михаил Першин. – Сын Божий стал и Сыном Марии, а значит, все про­яв­ле­ния чело­ве­че­ской жизни, кроме греха, Он усвоил Себе. Он хотел есть и вкушал, желал пить и пил, ходил по земле, ехал на осленке, печа­лился, плакал, молился, гово­рил, просил, даже умолял апо­сто­лов, был носим на руках Девы, был при­гвож­ден, стра­дал, умер, вос­крес. Он был одним из нас, вос­при­нял все послед­ствия паде­ния чело­века. Един­ственно, чего не было во Христе ни в малей­шей сте­пени, – это греха, ибо грех отде­ляет от Бога. Во Христе нет греха, поэтому вопрос стоит так: отно­сится ли радость и улыбка к гре­хов­ным про­яв­ле­ниям чело­ве­че­ской при­роды? И если да, то Гос­подь ни в мла­ден­че­стве, ни в дет­стве, ни в отро­че­стве, ни в юности, ни в зре­ло­сти Своей ни разу не улыб­нулся. Если же нет, какой была эта улыбка? Отве­тить на этот вопрос нам не дано. Пси­хо­ло­гия Бого­че­ло­века недо­ступна нашему созна­нию. И не только потому, что после гре­хо­па­де­ния чело­век утра­тил духов­ное виде­ние, но и в силу того, что мы тварны, а стало быть, не вез­де­сущи, но огра­ни­чены по при­роде. Тво­ре­ние не спо­собно загля­нуть в душу воче­ло­ве­чив­ше­гося Творца».

Слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, что Гос­пода сме­ю­щимся «никто нико­гда не видел», глу­боко были про­чув­ство­ваны в Пра­во­сла­вии, что было отме­чено выше. Зла­то­уст про­во­дит линию спа­си­тель­ного про­ти­во­по­став­ле­ния: «я говорю… не запре­щая сме­яться, но удер­жи­вая от неуме­рен­ного смеха». В этих слвоах кро­ется ключ свя­то­оте­че­ского отно­ше­ния к смеху и весе­лью. – «Сме­яться, право, не грешно», сме­яться в хри­сти­ан­стве воз­можно, и смех еще отнюдь не грех. Всякая чело­ве­че­ская эмоция имеет свою разум­ную, здра­вую меру, не иска­жа­ю­щую состо­я­ние души, сер­деч­ный настрой. Так и плач может быть рас­ка­я­нием о грехах, но может быть выра­же­нием злобы и нена­ви­сти. (Схи­и­гу­ме­ния Мария (Дох­то­рова) писала о пере­жи­том: «Часто под утро враги начи­нали пла­кать как бы метал­ли­че­ским, без­душ­ным плачем»). И смех может рас­слаб­лять внут­ренне вни­ма­ние и бод­рость, а может, напро­тив, соби­рать и кон­цен­три­ро­вать чело­ве­че­скую лич­ность. Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Не Бог, а дьявол учит играть». Неуме­рен­ный смех, без­ду­хов­ное весе­лье – такие при­знаки общего раз­вра­ще­ния чело­ве­че­ской сущ­но­сти, как и более явные пороки. «Чело­век сме­ю­щийся» посте­пенно теряет бодр­ство­ва­ние, само­кон­троль и нару­шает гра­ницы стыда, сове­сти, при­стой­но­сти. Это осо­бенно видно сего­дня на при­мере «раз­вле­ка­тель­ных юмо­ри­сти­че­ских пере­дач». Именно юмора, как про­яв­ле­ния остроты ума, неожи­дан­но­сти виде­ния обыч­ного через необыч­ное, там и недо­стает вообще. Сфера оби­та­ния так назы­ва­е­мого «попу­ляр­ного юмора» – пош­лость, бес­стыд­ство. Это пота­ка­ние пад­ше­сти нашей при­роды, фоку­си­ро­ва­ние вни­ма­ния на всем непри­стой­ном, хам­ском, цинич­ном: «их слава – в сраме» ( Флп. 3:19 ). Тогда как при­рода духов­ного весе­лья в нрав­ствен­ной, сер­деч­ной чистоте, «дев­стве помыс­лов».

Еван­ге­ли­сты не нашли нужным упо­мя­нуть, что Гос­подь сме­ялся. Однако это не явля­ется отри­ца­нием самой воз­мож­но­сти смеха или улыбки Гос­пода в земной жизни. Подоб­ный нам по чело­ве­че­ству, Хри­стос не мог не улы­баться – без­условно, улыбка тро­гала Его святые уста, когда слушал споры уче­ни­ков о том, кто будет выше в Цар­ствии Небес­ном; Он вполне мог улыб­нуться, говоря Петру: «пойди на море, брось уду, и первую рыбу, кото­рая попа­дется, возьми, и, открыв у ней рот, най­дешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» ( Мф. 17:27 ); несо­мненно, улыб­кой лучи­лись Его глаза, когда к Нему под­во­дили детей… Еван­ге­лие умал­чи­вает о такой грани жизни Христа, как смех, отме­чает в своей работе о. Михаил Першин, «однако не исклю­чено, что именно улыбка осе­няла лицо Спа­си­теля в то время, когда Он, скло­нив­шись, чертил пер­стом на песке, а при­сты­жен­ные иудеи ухо­дили прочь, отпу­стив на волю жен­щину, взятую в пре­лю­бо­де­я­нии, кото­рую соби­ра­лись было забить кам­нями» (ср. Ин. 8:1-11 ).

Являя Собой пол­ноту любви, Гос­подь излу­чал непре­стан­ную радость для окру­жа­ю­щих, Сам будучи источ­ни­ком радо­сти. Радость – есть отра­же­ние духов­ного пере­жи­ва­ния, катар­сиса, вос­торга, в конеч­ном счете – истины. Мы видим это на при­мере многих жиз­не­опи­са­ний. «Одна­жды, увидев пре­по­доб­ного Гри­го­рия Синаина, выхо­дя­щего из келлии с радост­ным лицом, я (жиз­не­опи­са­тель свя­того) в про­стоте сердца спро­сил его, чему он раду­ется. Он отве­тил: «Душа, при­ле­пив­ша­яся к Богу и сне­да­е­мая любо­вью к Нему, вос­хо­дит выше тво­ре­ния, живет выше види­мых вещей и, напол­нив­шись жела­нием Божиим, никак не может укрыться». Ведь и Гос­подь сказал: «Отец твой, видя­щий тайное, воз­даст тебе явно» ( Мф. 6:6 ); и еще: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и про­слав­ляли Отца вашего Небес­ного» ( Мф. 5:16 ). Ибо когда сердце ликует и весе­лится, ум в при­ят­ном вол­не­нии, то и лицо радостно, по пого­ворке: «Сердце весе­лится – лицо цветет»» (Афон­ский пате­рик).

На лицах иноков оби­тели аввы Апол­ло­ния сияла дивная радость, некий боже­ствен­ный вос­торг, какого ни уви­дишь у других людей на земле… Если же кто-либо иногда казался омра­чен­ным скор­бью, авва Апол­ло­ний немед­ленно спра­ши­вал о при­чине печали. Часто, если брат не гово­рил о при­чине скорби, авва сам откры­вал, что таи­лось у того на душе… Авва Апол­ло­ний гово­рил, что не должны пре­да­ваться скорби те, для кого спа­се­ние – в Боге и надежда – в Цар­стве Небес­ном. Пусть скор­бят языч­ники, пусть плачут иудеи, пусть рыдают греш­ные – пра­вед­ным при­лична радость! Если уж те, кто любит все земное, раду­ются тлен­ным и нена­деж­ным пред­ме­там, – нам ли не гореть вос­тор­гом, если мы только под­линно ожи­даем небес­ной славы и веч­ного бла­жен­ства? Не этому ли учит нас апо­стол: «Всегда радуй­тесь. Непре­станно моли­тесь. За все бла­го­да­рите» ( 1Фес. 5:16-18 ). (Жизнь пустын­ных отцов).

5.

Не стоит забы­вать и о том, что смех явля­ется тера­пев­ти­че­ским сред­ством. Он нужен чело­веку, чтобы высто­ять, не отча­яться в этом мире. Чем опасно слиш­ком серьез­ное отно­ше­ние к вещам? Тем, что на наших глазах могут ока­заться серые очки. Сквозь них мир пред­став­ля­ется без­ра­дост­ным, бес­пер­спек­тив­ным, а потому без­на­деж­ным. В этих слу­чаях смех жиз­ненно необ­хо­дим.

И даже пост пред­по­ла­гает радость. Как писал испо­вед­ник Сергий Фудель: «Если пост пони­ма­ется как прежде всего воз­дер­жа­ние от не-любви, а не от сли­воч­ного масла, то он будет пост свет­лый и время его будет «время весе­лое поста» (Сти­хира на «Гос­поди, воз­звах» во втор­ник вечера 2‑й сед­мицы Вели­кого поста)».

Над злом надо уметь посме­яться. «Ад все­смех­ли­вый», о кото­ром повест­вует канон на Пяти­де­сят­ницу, – это, в пере­воде с гре­че­ского, «ад все­осме­ян­ный». Смеш­ной в своей напы­щен­но­сти, диавол бес­си­лен в своей злобе и без­да­рен в своей пустоте.

Хри­стос, сойдя в ад, посме­ялся над сата­ной, сокру­шил все его планы и спас людей.

Хри­стос Вос­кресе! И мы празд­нуем Пасху «весе­лыми ногами». Эти строки Пас­халь­ного канона задают новое изме­ре­ние радо­сти и весе­лия. Воз­можна духов­ная радость и духов­ное весе­лье. Радость выра­жает себя в дей­ствии, в улыбке. От радо­сти можно пуститься в пляс. Не слу­чайно более эмо­ци­о­наль­ные народы Эфи­о­пии и Египта рит­мично при­пля­сы­вают во время литур­гии. Это не повод для под­ра­жа­ния, но один из аргу­мен­тов в пользу смеха. В екте­нье на освя­ще­ние воды в Бого­яв­ле­ние мы испра­ши­ваем: «О еже бытии воде сей ска­чу­щей в жизнь вечную…» Гос­подь вошел в иор­дан­ские воды при­нять кре­ще­ние – они отнюдь не рас­сту­пи­лись, но поска­кали в жизнь вечную, воз­ли­ко­вали, взыг­рали (как мла­де­нец во чреве), встре­пе­ну­лись со всей тварью, пред­чув­ствуя свер­ша­ю­ще­еся осво­бож­де­ние. – Вот послед­ний звонок на уроке перед лет­ними кани­ку­лами. Что будет со школь­ни­ками? Они поска­чут, заго­мо­нят, будут под­бра­сы­вать вверх порт­фели, поне­сутся по кори­до­рам. – Вот оно, состо­я­ние вод, состо­я­ние весе­лья и радо­сти! Пришел Иску­пи­тель, явился Бог в пол­ноте, глас был с небес…

Именно осме­я­нию дья­воль­ских козней посвя­щены рас­сказы первых мона­хов, собран­ные в «Древ­нем пате­рике», «Луге духов­ном» и «Лав­са­ике». Эти сбор­ники ценны тем, что состав­лены в IV-VI веках, в эпоху зарож­де­ния мона­ше­ства, и вполне пере­дают его дух. Для при­мера обра­тимся к «Лугу духов­ному», к опи­са­нию подви­гов аввы Сте­фана, пре­сви­тера Или­от­ского:

«Рас­ска­зы­вали еще о нем, что он одна­жды сидел в своей келии и читал – и вот снова види­мым обра­зом явился ему демон и сказал:

– Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы.

– Если, как я хорошо знаю, ты жела­ешь моего уда­ле­ния отсюда, то вот сделай так, чтобы стул, на кото­ром сижу, начал ходить.

А сидел он на пле­те­ном стуле.

Выслу­шав слова старца, диавол сделал так, что захо­дил не только стул, но и вся келия.

– Ловок же ты! – сказал старец, увидев хит­рость диа­вола, – а я все-таки отсюда не уйду.

Старец сотво­рил молитву, и нечи­стый дух исчез».

А осно­ва­тель мона­ше­ства, пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий, сам стро­гий аскет и подвиж­ник, при­бе­гал к смеху в педа­го­ги­че­ских целях:

«Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидал, что авва Анто­ний шут­ливо обра­ща­ется с бра­ти­ями, и соблаз­нился. Старец, желая уве­рить его, что иногда бывает нужно давать послаб­ле­ние бра­тиям, гово­рит ему: «Положи стрелу на лук свой и натяни его». Он сделал так. Старец опять гово­рит ему: «Еще натяни». Тат еще натя­нул. Старце опять гово­рит: «Еще натяни». Ловец отве­чает ему: «Если я сверх меры буду натя­ги­вать, то пере­ло­мится лук». Тогда авва Анто­ний гово­рит ему: «Так и в деле Божием – если мы сверх меры будем нале­гать на братий, то от при­ра­же­ния они скоро сокру­шатся. Посему необ­хо­димо иногда давать хотя неко­то­рое послаб­ле­ние братии». Выслу­шав это, ловец был сильно тронут и, полу­чив вели­кую пользу, ушел от старца. И братия, утвер­див­шись, воз­вра­ти­лись в свое место».

«Внут­рен­няя направ­лен­ность, – закон­чим нашу статью сло­вами уже цити­ро­ван­ного о. Миха­ила Пер­шина, – при­дает высший смысл каж­дому чело­ве­че­скому дей­ствию. Так что хри­сти­ан­ская куль­тура, скорее, при­вет­ствует смех, но добрый. Един­ствен­ное, что недо­пу­стимо, – это соли­дар­ность с силами зла. Осме­я­ние чужого горя, Божией кра­соты, добра пре­вра­щает смех – милость Божию – в путь к пустоте.

Бывает, что смех опу­сто­шает. Бывает, что окры­ляет. Есть время для плача, есть и для весе­лья. Есть «время сето­вать» и «время пля­сать» ( Еккл. 3:4 ).

Нужно лишь научиться раз­ли­чать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *