служба протокола что это

Служба протокола что это

от 21 июня 2011 г. N 833

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОТОКОЛА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2014 N 529,

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

3. Основными задачами Управления являются:

а) протокольно-организационное обеспечение мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги, в том числе мероприятий, проводимых в государственных резиденциях Президента Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, в ходе визитов Президента Российской Федерации и его супруги в иностранные государства, а также визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций;

б) протокольно-организационное обеспечение мероприятий с участием Руководителя Администрации Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и в ходе его поездок в иностранные государства;

в) участие по поручению Президента Российской Федерации в организационном обеспечении мероприятий, проводимых под председательством Президента Российской Федерации, а также мероприятий, проводимых совещательными и консультативными органами при Президенте Российской Федерации.

4. Основными функциями Управления являются:

а) подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации проектов распоряжений Президента Российской Федерации, проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации и проектов иных документов, необходимых для протокольно-организационного обеспечения мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги;

б) участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

в) согласование проектов распоряжений Президента Российской Федерации, проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации и проектов иных документов, необходимых для протокольно-организационного обеспечения мероприятий, проводимых по поручению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

г) участие в пределах своей компетенции в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги;

д) подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти программ мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги, в том числе мероприятий, проводимых в государственных резиденциях Президента Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, в ходе визитов Президента Российской Федерации и его супруги в иностранные государства, а также визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций; координация деятельности по выполнению этих программ;

е) участие в приеме в Российской Федерации подготовительных и передовых групп, осуществляющих организацию и обеспечение визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций, в ходе которых планируются мероприятия с участием Президента Российской Федерации и его супруги;

ж) координация деятельности по формированию и направлению подготовительных и передовых групп, осуществляющих организацию и обеспечение визитов в иностранные государства и поездок в субъекты Российской Федерации Президента Российской Федерации и его супруги, руководство такими группами;

з) взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и проведения мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги;

и) согласование формата мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги;

к) координация деятельности по подготовке и проведению мероприятий с участием Руководителя Администрации Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и в ходе его поездок в иностранные государства, подготовка программ таких мероприятий, руководство деятельностью передовых групп, осуществляющих организацию и обеспечение этих мероприятий;

л) обеспечение деятельности руководителя протокола Президента Российской Федерации;

м) формирование и использование подарочного фонда Президента Российской Федерации;

н) паспортно-визовое обеспечение работников Администрации Президента Российской Федерации, выезжающих в служебные командировки в иностранные государства для организации и обеспечения визитов Президента Российской Федерации и его супруги, а также поездок Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

о) архивирование материалов, касающихся мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги, а также с участием Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

п) участие в подготовке проектов решений Президента Российской Федерации об использовании территории Московского Кремля, включая Государственный Кремлевский Дворец и Красную площадь, для проведения мероприятий по поручению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

5. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

б) пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

в) привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

г) взаимодействовать с представителями иностранных государств, государственными органами этих государств в сфере иностранных дел, с представителями международных организаций, а также с иностранными представительствами в Российской Федерации.

6. Управление при осуществлении своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2014 N 529)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Информационное, документационное, правовое, материально- техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

7.1. Общее руководство деятельностью Управления осуществляет Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

(п. 7.1 введен Указом Президента РФ от 14.06.2018 N 334)

9. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.

10. Начальник Управления:

а) распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;

б) вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, находящимся в ведении Управления;

в) издает распоряжения по вопросам работы Управления.

11. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.

12. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей.

Источник

Назначение, основные задачи и функции Службы протокола Компании

Назначение Службы протокола Компании

·
Протокольная служба существует с целью обеспечения средствами и нормами делового протокола, имиджа и корпоративных правил Компании, контактов с зарубежными партнерами, представительных визитов и мероприятий Компании на территории Российской Федерации и за ее пределами

·
В своей деятельности протокольная служба руководствуется общепризнанными международными нормами и стандартами в области делового протокола, настоящим положением, а также приказами и распоряжениями первого лица Компании

·
В работе с зарубежными партнерами протокольная служба исходит из основных положений российской протокольной практики, международных стандартов, норм, принятых в дипломатическом и деловом протоколе иностранных государств

Задачи Службы протокола Компании

1.
Обеспечение деловой репутации Компании и имиджа ее сотрудников в работе с зарубежными и российскими деловыми партнерами

2.
Мониторинг информации о проведении представительских мероприятий и переговоров, об их подготовке и статусе участников. Участие в подготовке проводимых мероприятий

3.
Обеспечение и соблюдение всех необходимых норм делового протокола при проведении деловых и представительских мероприятий любого уровня

4.
Заблаговременное получение информации о мероприятиях, проводимых за рубежом. Установление и поддержание контактов с протокольными службами принимающей стороны. Протокольное обеспечение зарубежных контактов Компании должного представительского уровня, направляемых делегаций Компании в соответствии с правилами делового протокола

5.
Организация и подготовка деловых визитов первых лиц Компании

6.
Систематизация и обновление информации о международных протокольных стандартах, востребованных в деятельности Компании

7.
Подготовка и организационно-протокольное обеспечение представительских мероприятий Компании

8.
Контроль соответствия делового имиджа компании протокольным стандартам. Разработка соответствующих рекомендаций другим подразделениям Компании

9.
Протокольное сопровождение визитов и приемов делегаций

10.
Контроль за соблюдением протокольных норм и стандартов в ведении деловой переписки

11.
Ведение протокольного досье. Обеспечение деловых контактов необходимыми атрибутами протокольной техники.

Основные функции Службы протокола Компании

1.
Подготовка проектов документов и соответствующих распоряжений по организационно-протокольному обеспечению визитов и приемов

2.
Разработка программ пребывания гостей компании и согласование ее с соответствующими инстанциями

3.
Организация, подготовка и реализация протокольных мероприятий Компании, совместно с другими подразделениями

4.
Осуществление протокольного обеспечения основных мероприятий, предусмотренных стратегическими планами Компании

5.
Ведение досье о пребывании приглашенных лиц в Компании

6.
Прием передовых и подготовительных групп, работа по вопросам протокольного обеспечения визитов и приемов

7.
Подготовка и проведение консультации с другими подразделениями Компании по вопросам, входящим в компетенцию Службы протокола

8.
Наблюдение за выполнением обязательств сторон, участвующих в проведении представительских мероприятий и внесение в необходимых случаях предложений об изменениях и дополнениях в программу мероприятий

9.
Поддержание взаимодействия с другими службами и подразделениями Компании, оказание необходимой помощи по вопросам, входящим в компетенцию Службы

Деловой протокол, как и протокол дипломатический, регламентирует порядок проведения деловых встреч, переговоров и бесед, приема делегаций, подписания договоров и соглашений, ведения деловой переписки, организации представительских мероприятий и т.д. Он включает в себя и необходимость соблюдения требований деловой этики, определяющей и регламентирующей внешнюю сторону деловых контактов.

Протокольная группа создается в органах местного самоуправления в составе учреждений, имеющих в своей структуре постоянно действующий коллегиальный орган. Выполняет следующие функции:

• подготовка проектов нормативно-распорядительных доку­ментов (редактирование, оформление и выпуск) руководства органа местного управления, писем, справок, их согласование со структурными подразделениями;

• анализ справок и докладов структурных подразделений, подготовка заключений по ним;

• организация и проведение заседаний органа управления, документирование их деятельности;

• прием, регистрация, организация хранения и справочно-информационной работы, рассылка принятых документов и их доведение до управляемых объектов.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 122 | Нарушение авторских прав

Источник

Работа протокольной службы

К обязанностям протокольной службы относится прежде всего организация протокольных мероприятий, о которых говорилось выше. Однако кроме этого на протокольную службу возлагаются и другие задачи: ведение картотеки по фирмам-партнерам; обеспечение работников фирмы визитными карточками; оформление записей бесед;

оформление и поддержание порядка в комнате переговоров; получение приглашений сотрудникам фирмы на приемы и другие протокольные мероприятия и подготовка предложений для утверждения руководством списка участников;

подготовка для руководства проектов поздравительных писем и телеграмм партнерам по случаю памятных дат и ответов-благодарностей на такие поздравления;

организация встреч и проводов представителей фирм, посещающих предприятие.

Работники протокольной службы должны отвечать следующим требованиям:

владеть иностранным языком;

быть коммуникабельными, обязательными, дисциплинированными, вежливыми;

иметь соответствующий внешний вид;

знать основы протокола и особенности протокола разных стран.

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от древних времен до наших днем!.

Этикет имеет практическое значение, которое состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятом вежливости для общения.

Основы этикета можно свести к следующему. 1.

Культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, по и отсутствие вульгарных слов. 2.

Элементарная вежливость как непременная черта этикета предполагает умение здороваться, прощаться, благодарить. 3.

Недопущение грубости и хамства во всех их проявлениях. Приветствия по старшинству, соблюдение табели о рангах и положении. Учет национальных особенностей приветствии. 4.

Сдержанность, недопустимость развязности, панибратства, самообладание в трудных ситуациях. 5.

Уважение к собеседнику, недопустимость высокомерия, похвальбы собой или страной. Скромность в одежде, поведении и высказываниях. 6.

Мягкость манер, умение спорить, не задевая чувства достоинства собеседника. Недопустимость в споре давления чужим авторитетом. Терпимость к иному мнению собеседника. Умение признавать свои ошибки, быть самокритичным. 7.

Готовность и умение во что бы то пи стало сдержать слово, обещание, при любых обстоятельствах выполнить взятое на себя обязательство. 8.

Порядочность, справедливость, благожелательное отношение к подчиненным. Строгость, требовательность к себе и другим. Умение брать на себя решения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1.

Что понимается под термином “деловой протокол”? 2.

Какие организационные аспекты переговоров с иностранным партнером необходимо планировать заранее? 3.

Каковы основные требования к проведению переговоров? 4.

В чем заключается протокольная работа на переговорах? 5.

Какие виды протокольных мероприятий, кроме переговоров, используются в международной практике? 6.

Какие вопросы входят в компетенцию протокольной службы? 7.

В чем заключаются основные правила делового этикета? ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

“ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ”

Раздел I Коммерческие операции в системе внешнеэкономических связей

Международные коммерческие операции: сущность, содержание и виды 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 1, 3,7, 11-17. 2.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 4.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. Стровского. М., 1996. 5.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 6.

Международная торговля / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 1, 12, 14. 7.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 5, 6. 8.

Как продать ваш товар на внешнем рынке. М., 1990. Разд. 10—13. 9.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1990. Разд. 5. 10.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководство Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 1, 8, 9. 11.

Экономика внешних связей России / Под ред. A.C. Буланова. М., 1995. Разд. 111. Гл. 14-16, 23. 12.

Лизинговые и факторинговые операции. М., 1992. 13.

Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрактов. М., 1992. Ч. 2. Гл. 1-9. 14.

Внешнеторговые сделки / Состав. И.С. Гринько. Сумы, 1994. Гл. 1—2.

Выбор и изучение партнеров при выходе на зарубежные рынки 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 2. 2.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М. 1992. Гл. 2, п. 1-2. 3.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 4.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под реї Л.Е. Стровского. М., 1996. 5.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 6.

Международная торговля / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 1. 7.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 10. 8.

Как продать ваш товар на внешнем рынке. М., 1990. Разд. 3. 9.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1990. Разд. 7, 9. 10.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководство Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 2. 11.

Внешнеторговые сделки / Состав. И.С. Гринько. Сумы, 1994.

Подготовка международных торговых сделок, анализ и расчет контрактных цен 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 4. 2.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М., 1992. Гл. 2, п. 3. 3.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 4.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы /Под ред. JI.E. Стровского. М., 1996. 5.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 6.

Международная торговля / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 5, 6, 11, 12. 7.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 10. 8.

Как продать ваш товар на внешнем рынке. М., 1990. Разд. 1. 9.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1990. Разд. 7. 10.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководство Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 3. 11.

Экономика внешних связей России / Под ред. A.C. Буланова. М., 1995. Разд. 111. Гл. 17.

Основные условия внешнеторговых контрактов 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 5—6. 2.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М., 1992. Гл. 3. 3.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 4.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. Стровского. М., 1996. 5.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 6.

Международная торговля / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 5, 6. 7.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 3. 8.

Как продать товар на внешнем рынке. М., 1990. Разд. 7. 9.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководство Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 4. 10.

Экономика внешних связей России / Под ред. A.C. Буланова. М., 1995. Разд. III. Гл. 18-20. 11.

Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс.

Грачев Ю.Н. Типичные ошибки во внешнеторговых контрактах. М., 1996. 13.

Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрактов. М., 1992. Ч. 2. Гл. 1-21. 14.

Внешнеторговые сделки / Состав. И.С. Гринько. Сумы. 1994. Гл. 5. Торгово-посреднические операции на мироном рынке 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 8. 2.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 3.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. С’тровского. М., 1996. 4.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 5.

Международная торговля / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 11 — 13. 6.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М.. 19X9. Гл. 4. 7.

Как продать ваш товар на внешнем рынке. М., 1990. Разд. 7, 10. 8.

Уилсон Дж. Между народная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководив» Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 7. 9.

Посреднические сделки: договор поручения, договор комиссии. М.. 1994. 10.

Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрактов. М., 1992. Ч. 2. Гл. 6-9. 11.

Внешнеторговые сделки / Состав. И.С. Гринько. Сумы, 1994. Гл. 3.

Виды внешнеторговой документации 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 3. 2.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М., 1992. Гл. 3. п. 14. 3.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 4.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. Стровского. М.. 1996. 5.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 6.

Международная торговля / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 7—10. 7.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 3. 8.

Внешнеторговые сделки / Состав. И.С. Гринько. Сумы, 1994. Гл. 5. 9.

Грачев Ю.Н. Внешнеторговые документы. М., 1996.

Переговоры с зарубежными партнерами, деловая переписка и деловой протокол

Подготовка коммерческих предложений и запросов для иностранного партнера 1.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. Гл. 3—4. 2.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М„ 1992. Гл. 2, п. 4. 3.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 4.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. Стровского. М., 1996. 5.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 6. Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 10. 7.

Как продать ваш товар на внешнем рынке. М., 1990. Разд. 7. 8.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1990. Разд. 9. 9.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководство Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 3. 10.

Внешнеторговые сделки / Состав. И.С. Гринько. Сумы, 1994. Гл. 5.

Подготовка и проведение переговоров с зарубежными партнерами 1.

Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. М., 1997. Разд. 2. 2.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 3.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. Стровского. М., 1996. 4.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 5.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1990. Разд. 9. 6.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия «Руководство Барклайз банка» / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 4. 7.

Синецкин Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 10. 8.

Плотников Ю.Н., Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с иностранными партнерами. М., 1993.

Глава 9 Основы делового протокола 1.

Грачев Б.Н. Ведение переговоров с инофирмами. М., 1997. Разд. 3—4. 2.

Михайлов Д.М. Внешнеторговый контракт. М., 1996. 3.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы / Под ред. Л.Е. Стровского. М., 1996. 4.

Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М., 1995. 5.

Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. М., 1989. Гл. 10. 6.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1990. Разд. 9. 7.

Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе. Серия “Руководство Барклайз банка” / Пер. с англ. М., 1996. Гл. 8—9. 8.

Холонова Т.И., Лебедева Л.М. Протокол и этикет для деловых людей. М..

Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Минск, 1994. 10.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *