слем салу что это
Ритуал «Салем салу» – духовное украшение казахского общества
В нашу эпоху сотовых телефонов и планшетов кажется, что мир летит в будущее с огромной скоростью. И на этом фоне народные традиции смотрятся удивительно — как нечто древнее… и незыблемое.
Одна из таких казахских народных традиций называется «Сәлем салу – поклон снохи». Молодые снохи, здороваясь, в знак уважения к старшим должны делать салем — поклон.
Сноха должна скрестить и опустить руки, затем, слегка преклонив колени, поклониться старшим
На этот приветственный поклон старшие отвечали «Рахмет, келін — сноха, пусть Всевышний тебя одарит множеством детей». Другие благодарили добрыми пожеланиями.
Традиция «Сәлем салу» имеет глубокую историю.
Как она появилась? В народе говорят «Қазақ балажан халық – казахи — народ, очень любящий детей». И это правда — рождение ребенка для казахов самая большая радость. Особенно с благоговением казахи относятся к дочерям. В отношений девочек постоянно говорится:
Если кто-то ненароком обидит девушку на выданье, ему делают замечание: «Ты что, забыл, что она гостья в доме?!» Также девушек никогда не сажали близко к выходу из юрты.
Казахское общество, претворяя эту традицию в жизнь, преследовало две цели. Через «Сәлем салу» всегда подчеркивалось главное правило о роли старших в обществе и безоговорочное уважение к ним.
Во-вторых, «Сәлем салу» напоминала окружающим, кем является келін-сноха — в доме мужа жена, другим сноха, она пришла в дом мужа, оставив своих родных. Таким образом общество оберегало ее от грубого отношения к ней и обеспечивало уважение со стороны родственников.
Салем во время беташар
Впервые «салем» делается во время обряда «Беташар» – открывания лица невесты. Во время «Беташар» акын песней рассказывает о дальних предках рода и каждому отдельно делается салем. Затем превозносятся знатные старейшины рода, аула, родители жениха, родственники и т. д. И всем новоиспеченная сноха делает отдельный салем. Так проходит один из красивейших и важных в воспитательном отношении казахских обрядов. После этого сноха обязана делать салем каждый день.
Сәлем салу в истории
Известны интересные случаи, связанные с традицией «Сәлем салу». Мусатай Бекболатулы Акынжан в своих воспоминаниях о Мухтаре Ауэзове написал: «Одной из новостей, пришедших с именем Мухтара к подножию Чингизских гор, была пьеса «Енлик-Кебек», история многолетней давности о молодых влюбленных. Молва о постановке в 1917 году вмиг легендой разлетелась по аулам.
Мухтар, соединив половинки двух юрт, соорудил своеобразную сцену, из козьей шерсти сделал бороду — так появился образ Абыза, игравшего на кобызе. Когда на сцену вышел старец, бий-судья Кенгирбай, чью роль исполнял Исмаил, старший брат Мухтара, снохи аула, приняв его за живого Кенгирбая, встали и сделали ему поклон».
Один из подобных случаев связан с появлением портрета казахского батыра Амангельды Иманова кисти великого Абильхана Кастеева. Известно, что фотографий Амангельды Иманова, предводителя восстания казахов 1916 года против гнета царской России, не сохранилось. Многие годы спустя знаменитый художник Абильхан Кастеев написал его портрет. Для воссоздания облика народного батыра художник поехал в его родные места, встречался с его соратниками и родственниками. Потом на основе своих рисунков художник написал ныне известный большой портрет Амангельды Иманова.
Когда портрет был готов, правительство организовало Кастееву поездку в Тургай, родные места батыра. В отдельной комнате были развешаны рисунки художника.
Всех, кто видел батыра при жизни, туда впускали по одному. Это делалось для того, чтобы узнать, насколько художник правильно нарисовал портрет Амангельды
Среди приглашенных были и женщины. Так вот женщины, увидев один из рисунков, узнавали Иманова и делали ему салем.
Сәлем салу между женщинами
Бывает так, что салем делается женщинами женщине. Это случается, когда старшая по возрасту дает лакомый кусок мяса из большого блюда или делает другой подарок снохе, являющейся женой родственника. Тогда сноха встает и делает салем-поклон, показывая свое уважение и благодарность.
Женщина временно освобождалась от этой обязанности только по прибытии в гости в дом родителей или к свой родне, так как здесь она была дочерью, чувствовала и вела себя вольготно. Но при этом соблюдала этикет поведения, принятый обществом, даже будучи в преклонном возрасте.
Писатель Бауржан Момышулы в своей биографической книге «Наша семья» хорошо описал такой случай: когда одна из его старших сестер приехала в гости в свой аул, ее муж шутя сделал ей замечание. На что она тоже в шутливой форме ему ответила:
«Это у тебя в ауле я жена, а здесь я қыз-дочь»
И все присутствующие громко и одобрительно засмеялись.
В романе-эпопее «Абай жолы» («Путь Абая»), являющегося зеркалом казахской жизни, писатель Мухтар Ауэзов написал, что женщина, достигнув преклонного возраста и становясь бабушкой-матерью большой семьи, подходит к самой главной юрте семьи и преклонив колени перед входной дверью, последний раз делает свой салем – поклон.
С этого дня она никому не делает поклонов и все должны здороваться с ней первыми
Традиция «Салем салу» и сегодня является своеобразным духовным украшением этикета казахского общества.
Лемсалу, Марек
Марек Лемсалу
Пярну, СССР
* Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов.
** Количество игр и голов за национальную сборную в официальных матчах.
Содержание
Карьера
Родился в Пярну. Футболом начал заниматся в своем родном городе. В 1989 году перешёл в таллинский «Спорт». После развала СССР оказался в рядах «Флоры». В 1996 году Лемсалу на правах аренды перешел в клуб второй немецкой Бундеслиги «Майнц 05». Защитник сыграл за команду 16 игр и не смог ей помочь выйти в Первую Бундеслигу. Но несмотря на это, Лемсалу был признан лучшим футболистом года в Эстонии в 1996 году. После возвращения на родину, защитник играл за ряд местных клубов. Затем Лемсалу решил перейти в чемпионат Норвегии по футболу. Там футболист выступал за команды «Стрёмсгодсет», «Старт» и «Брюне». В 2006 году Лемсалу перешел в «Левадию», в которой завершил карьеру. В своем первом сезоне за таллинский клуб, защитник был признан лучшим игроком эстонской Мейстрилиги.
Выступления в сборной
Впервые Лемсалу был вызван в сборную Эстонии по футболу в 1992 году. С перерывами защитник отыграл за неё 15 лет. Всего Лемсалу сыграл за сборную 86 матчей, в которых забил 3 мяча.
Достижения
Личная жизнь
Марек Лемсалу женат. Его дочь Лирс Лемсалу (род. 1992 года) является популярной эстонской певицей. [1] (англ.)
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лемсалу, Марек» в других словарях:
Лемсалу — эстонская фамилия. Известные носители: Лемсалу, Лирс (род. 1992) эстонская певица. Дочь М. Лемсалу. Лемсалу, Марек (род. 1972) эстонский футболист … Википедия
Лучший футболист Эстонии — Футболист года в Эстонии ежегодная премия, вручаемая лучшему эстонскому футболисту. Победителем премии может стать любой эстонский футболист, выступающий как в чемпионате Эстонии, там и за другие зарубежные команды. Победители премии Год… … Википедия
Футболист года в Эстонии — Футболист года в Эстонии ежегодная премия, вручаемая лучшему эстонскому футболисту. Победителем премии может стать любой эстонский футболист, выступающий как в чемпионате Эстонии, там и за другие зарубежные команды. Победители премии Год… … Википедия
Флора (футбольный клуб) — У этого термина существуют и другие значения, см. Флора (значения). «Флора» … Википедия
Левадия Маарду — Левадия Полное название MTÜ SK FC Levadia Основан 1998 Стадион Кадриорг, Таллин … Википедия
Левадия Таллин — Левадия Полное название MTÜ SK FC Levadia Основан 1998 Стадион Кадриорг, Таллин … Википедия
ФК Левадия — Левадия Полное название MTÜ SK FC Levadia Основан 1998 Стадион Кадриорг, Таллин … Википедия
Флора (футбольный клуб, Таллин) — Флора Полное название Mittetulundusühing Jalgpalliklubi Flora Tallinn Основан 1990 Стадион А. Ле Кок Арена … Википедия
Брюне (футбольный клуб) — Брюне … Википедия
Старт (футбольный клуб, Кристиансанн) — «Старт» Полное название Idrettsklubben Start Основан 19 сентября 1905 Стадион «Сёр Арена», Кристиансанн … Википедия
«Мир — это сумасшествие одного Супермозга»: почему Станислав Лем не любил экранизации «Соляриса»
12 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема — гениального писателя-фантаста, футуролога, ученого, критика и философа, ставшего, еще при жизни, мировым классиком. Его книги переведены более чем на 40 языков, а их общий тираж — около 30 миллионов экземпляров. При жизни его многие считали обидчивым занудой и ворчуном. Но он просто хотел быть понятым.
Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года в тогда еще польском Львове
Станислав успешно закончил гимназию и начал изучать медицину в Львовском университете, чему помешала Вторая мировая война. Его семья, имеющая еврейское происхождение, при помощи поддельных документов успешно пережила оккупацию. Лем работал сварщиком и автомехаником в немецкой фирме по переработке сырья и потихоньку переправлял важную информацию еврейскому сопротивлению. После войны Станислав вместе с родителями переехал в Краков, где продолжил изучение медицины. Но не желая быть военным врачом, Лем отказался от сдачи выпускных экзаменов и закончил обучение с сертификатом.
Станислав Лем (справа)
Писать Лем начал ради дополнительного заработка
Начинал Лем в журналах Kuźnica, Tygodnik Powszechny, Nowy Świat Przygód. В них он публиковал стихи, рассказы об оккупации и отрывки из своих первых фантастических произведений. Однако писателю пришлось столкнулся с режимом — его первый частично автобиографический роман «Преображенская больница» 1948 года не прошел цензуру (он вышел только в 1955 году).
Фантастическим произведениям в то время везло больше и цензуру они проходили легче. Поэтому Лем и решил сосредоточиться на научной фантастике, она позволяла свободнее рассуждать на интересующие его темы, пряча острые углы за метафорами. В середине 1950-х годов карьера Лема пошла в гору, его начали издавать просто бешеными темпами. Его книги расходились миллионными тиражами, он приобрел огромную читательскую аудиторию в Польше, Германии и, конечно же, в России.
У Лема вообще были особые отношения с Россией. Он дружил с известными советскими учеными Иосифом Шкловским и Петром Капицей. Станислава Лема читал и очень ценил Сергей Королев, а на встречу с ним приходили космонавты Константин Феоктистов и Борис Егоров. Его уважал Владимир Высоцкий и братья Стругацкие, а книга «Астронавты» вышла в СССР с предисловием Германа Титова.
Во время посещений нашей страны Лем был просто на расхват.
«Когда я с делегацией писателей впервые приехал в Москву, то сразу же силой стихийного напора научной среды, студентов и Академии наук был оторван от группы. За две недели я практически не виделся с моими польскими коллегами. Я был то в МГУ, то на атомной электростанции, то в Институте высоких температур… Это были сумасшедшие недели… Приходило бесчисленное количество приглашений»
Сам же Лем из советских писателей очень ценил братьев Стругацких, особенно его впечатлил «Пикник на обочине».
«Эта книга пробудила во мне своего рода ревность — как будто это я должен был ее написать. Им удалось найти абсолютно оригинальный подход к классической теме: посещение Земли инопланетянами. Это потрясающая книга, только ее финал кажется мне натянутым и искусственно оптимистическим»
В 1973 году Станислав Лем стал почетным членом Американской ассоциации писателей-фантастов SFWA
Но из-за своей прямолинейности уже через три года был из нее исключен со скандалом. Причиной стала критика американской научной фантастики. Лем сравнил ее с фэнтези и обвинил американских писателей в техническом невежестве, бедности сюжетов и стиля, коммерческой заинтересованности.
Чуть позже известный писатель-фантаст Филип К. Дик заподозрил Лема в участии в коммунистическом заговоре и 2 сентября 1974 года написал на него донос в ФБР, утверждая, что под именем Лема действует «целый комитет» марксистов, созданный «партией» за железным занавесом. Печально в этой истории то, что Дик страдал от паранойи, он был уверен, что за ним ведётся слежка и сам писал доносы на многих своих коллег. Кстати, сам же Лем считал Филипа К. Дика «наиболее оригинальным и глубоким мыслителем в американской научной фантастике ХХ века» и очень ценил его творчество, что вполне справедливо.
«Science fiction — это макулатура, за некоторым исключением, и Дик — одно из таких исключений»
Произведения Лема много экранизировались. Но наибольшим вниманием режиссеров пользовался «Солярис»
А вот именно в его удачной экранизации писатель сильно сомневался из-за сложности идеи романа. И, как впоследствии оказалось, не зря.
Впервые «Солярис» экранизировали в СССР в 1968 году. Но это был малоизвестный, ограниченный телевизионной трансляцией, двухсерийный фильм-спектакль Лидии Ишимбаевой и Бориса Ниренбурга с Василием Лановым в главной роли. Он, кстати, был наиболее близок к идее романа — научный подход к проблеме поиска путей взаимодействия с Солярисом.
Первый же научно-фантастический фильм «Солярис», признанный мировым шедевром, был снят Андреем Тарковским и вышел на экраны в 1972 году. Лему фильм очень не понравился, и он разругался с режиссером еще при обсуждении сценария
В октябре 1969 года в московской гостинице «Пекин» Лем и Тарковский впервые встретились для обсуждения предстоящей экранизации. На встрече присутствовал также критик и литературовед Лазарь Лазарев, он подтверждает, что Тарковский сразу же повел себя недипломатично. Режиссер воодушевленно с напором начал рассказывать писателю об изменении основной идеи романа в фильме, аргументируя это своим опытом работы в кино и лучшим пониманием съемочного процесса. В итоге длительного спора Лем просто устало и пренебрежительно махнул рукой — снимайте, что хотите.
«…я думаю, что некоторые основания для раздражения и неприязни у Лема могли быть. Почему он должен был верить, что режиссер, которого он первый раз видит, который без малейшего почтения отнесся к его знаменитой книге, да еще и собирается что-то в ней менять, дописывать на свой лад — сделает хороший фильм?» — Лазарь Лазарев
Дальнейшего примирения интересов так и не состоялось.
«Из-за “Соляриса” мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом я обозвал его дураком и уехал домой»
Лем говорил, что режиссер «в фильме показал, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».
Проблема состояла в том, что Тарковский вообще не любил научную фантастику, считал всю атрибутику, связанную с ней бредом, не несущим никакой идеи, и всячески старался максимально все это убрать из своего фильма. Он вытянул из романа Лема на поверхность только интересующие его морально-нравственные проблемы между людьми.
Кинокритик Ольга Суркова отметила, что побуждение Тарковского снять «Солярис» было вызвано желанием дать «гуманистический ответ на то, что делал Стэнли Кубрик». Имеется в виду его «Космическая одиссея 2001 года». Этот фильм Кубрика сильно раздражал Тарковского.
Андрей Тарковский
По мнению Лема Тарковский снял не «Солярис», а «Преступление и наказание»
«Из фильма следует лишь то, что этот паскудный Кельвин доводит Хари до самоубийства, а потом его мучают угрызения совести…»
Лем негодовал новой трактовкой своего романа и ни разу не досмотрел фильм до конца.
«У меня Кельвин решает остаться на планете без малейшей надежды, а Тарковский нарисовал сентиментальную картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. Когда я слышу о домике и острове, то из кожи вон лезу от раздражения»
Следующая экранизация «Солярис» была предложена американским режиссером Стивеном Содербергом в 2002 году
Этот фильм, по сути, ремейк фильма Тарковского. Поэтому совсем не удивительно, что он Лему тоже не понравился.
«О римейке Содерберга я мало, что могу сказать. Знаю, что критики воспринимают его как фильм по мотивам картины Тарковского»
Основная проблема этого фильма в том, что он опять не о том. У американцев получилась не научная фантастика, а любовная драма. Но позже Лем все же оставил несколько положительных комментариев о фильме Содерберга, отметив захватывающий уникальный климат, потрясающие красочные кадры, музыку, хорошую актерскую работу и понятное повествование. Возможно, это была ирония.
«Признаю, что видение Содерберга не лишено амбиций, вкуса и атмосферы»
Но интерес к «Солярису» не иссякал на протяжении этого времени. Кроме экранизаций существует радиоспектакль 2007 года режиссера Креминского. По мотивам романа даже есть балет 1990 года, написанный композитором Жуковым, современный балетный спектакль Смекалова и видеоигра для Atari 2600, выпущенная в 1986 году.
Кадр из «Соляриса» Содерберга
Станислав Лем — один из самых ярких писателей, создавший эталон современной фантастики. Он был очень умен и требовал этого от других. Его писательский стиль оригинален, захватывающие сюжеты наполнены неимоверной интеллектуальностью, философской идеей и остроумием. Излюбленной темой произведений Лема была сложность контакта с внеземным разумом — романы-предупреждения.
«Разума я не очень опасаюсь. Я глупости боюсь»
Умер писатель в возрасте 84 лет. Его жизнь была долгой и наполненной смыслом, как и его произведения.
«Солярис» поссорил Лема с Тарковским
«Я был монстром» – так Лем охарактеризовал себя в автобиографическом романе «Высокий замок» (1966)
Один из величайших мыслителей ХХ века, писатель-фантаст и футуролог Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года в семье врача. «Я был монстром» – так Лем охарактеризовал себя в автобиографическом романе «Высокий замок» (1966).
Несостоявшийся инженер
Всё, что попадало в руки юного Лема – от папиных медицинских приборов до банальных часов, – он разбирал на запчасти. Примерно в 8 лет мальчик стал не только всё разбирать, но и собирать обратно и делать какие-то свои приборы. Лет в 9 у него уже были свои телескоп и микроскоп. Прирожденный инженер был налицо, но поступить в политех Станислав Лем так и не смог. В 1939 году Львов был оккупирован советскими войсками и перешел под советскую юрисдикцию со всеми вытекающими. Несмотря на отлично сданные экзамены, Лема не допустили до учебы из-за его «буржуазного» происхождения. Родители с превеликим трудом уговорили юношу поступить на врача, соблазнив тем, что он будет заниматься преимущественно биохимией. До 1941 года он успешно учился, но, поскольку началась война, вынужден был пойти работать автомехаником.
Учебу удалось продолжить только в 1944 году, когда Красная армия вновь заняла город. Но в 1946 году всю семью репатриировали в Краков. Где Лем продолжил изучать медицину в Ягеллонском университете. Выпускные экзамены он сдавать не стал, а потому получил только справку, что прослушал курс. Просто Лему сильно не хотелось становиться военным врачом – такая участь неизбежно прилагалась к диплому.
Фантаст-бунтовщик
В 1948 году был опубликован его первый фантастический рассказ «Человек с Марса». Лем написал его исключительно ради заработка. Потом последовало еще несколько произведений, и литературная общественность обратила внимание на восходящую звезду. В 1951 году, после публикации романа «Астронавты», Лем становится известным писателем-фантастом.
В 1973 году его принимают в Американское сообщество научных фантастов, но, будучи великим скептиком, агностиком и критиком, он в какой-то момент не выдержал и высказал всё, что думает о тенденциях в научной фантастике – в частности, в американской. В результате он был исключен из сообщества, а вместе с ним оттуда вышли еще несколько писателей. Среди них была Урсула Ле Гуин.
«Я думаю, что в начале своего писательского пути я сочинял исключительно вторичную литературу, – писал Лем. – На втором этапе («Солярис», «Непобедимый») я достиг границ пространства, которое в общем-то было уже исследовано».
Более 20 произведений Станислава Лема были экранизированы, причем на все до единой экранизации он давал весьма негативные отзывы. Писателя можно понять. Кинематографисты из раза в раз умудряются не оставить от его замыслов камня на камне. Решительно, например, непонятно, куда из «Соляриса» Тарковского чуть менее чем полностью исчез главный герой – разумный океан Солярис и почти всё, что связано с ним в романе. Возможно, Лем одобрил бы мультфильм «Коннресс», снятый в 2013 году по его «Футурологическому конгрессу», хотя и там от автора осталось не слишком много, но он его, увы, уже не застал. Лем не раз говорил, что все эти фильмы не принесли ему ничего, кроме неприятностей. И самой большой неудачей в этом плане он считал именно «Солярис» Тарковского.
Назвал Тарковского дураком и уехал домой
Фильм несказанно возмутил Лема. Буквально всем, начиная от подчеркнутого антисайентизма и заканчивая «каким-то островом с избушкой» в финале. «»Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским, – вспоминал он. – Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот». «»Солярис» должен был стать вопросом о границах человеческого познания, а не психологической драмой типа «Преступление и наказание» в космосе», – пояснил Лем через много лет, в одном из последних своих интервью.
«Солярис» // Фото: скриншот YouTube
«Солярис» режиссера Стивена Содерберга (2002) был раскритикован Лемом еще жёстче. «Я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского, – заявил он после просмотра. – Я ничего не написал о том, что фильм мне нравится. Я не написал, что он мне не нравится. Это не то же самое. Знаете, добрый злодей – это не то же самое, что злой добродей. Есть разница. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает».
От фантастики до философии
«Все романы типа «Солярис» написаны одним и тем же способом, который я сам не могу объяснить, – писал Лем о своем творчестве. – Я… во время писания оказался по сути в роли читателя. Когда Кельвин прибывает на станцию Солярис и не встречает там никого, когда он отправляется на поиски кого-нибудь из персонала станции и встречает Снаута, а тот его явно боится, я и понятия не имел, почему никто не встретил посланца с Земли и чего так боится Снаут. Да, я решительно ничего не знал о каком-то там «живом Океане», покрывающем планету. Все это открылось мне позже, так же, как читателю во время чтения, с той лишь разницей, что только я сам мог привести всё в порядок».
В своих произведениях Лем описал множество вещей, которыми мы пользуемся сегодня. В «Магеллановом облаке» (1955) герои используют «трионовую библиотеку» – подобие нашего интернета. А вот управлять климатом, как в этом его романе, мы пока не научились. В «Возвращении со звезд» (1961) в книжном магазине продавец-робот продает герою «кристаллики с запечатленной в них информацией». Которые герой загружает в «оптон» – некое подобие наших планшетов. До продавцов-роботов, полагаем, недалеко.
Позже к подобным штуковинам Лем стал относиться с явной иронией. Так, робот Автоматей из «Сказок роботов» заводит себе электронного друга Вуха, которого нужно вставлять в ухо. Вух – почти то же самое, что наши электронные помощники. Правда, когда Автоматей в результате кораблекрушения оказался на необитаемом острове, первое, что посоветовал ему Вух – пойти утопиться, – и подробно проинструктировал, как это сделать. И вообще, он оказался весьма вредным девайсом, от которого несчастный Автоматей тщетно пытался избавиться до конца жизни. Или великий конструктор Трурль из «Кибериады», построивший Электрибальда – машину, сочиняющую стихи. Этим у нас сейчас занимаются некоторые нейросети. Поэтом Электрибальд вышел неплохим, но, когда Трурлю пришел счет за электричество, он прослезился и услал свое детище в дальний космос.
«Я полагаю, что некоторые фрагменты моей «Кибериады» или «Сказок роботов» ближе к философской притче эпохи Просвещения, чем к научно-фантастической литературе, – говорил Лем. – В молодости я написал пару наивных «научно-фантастических» сочинений, и, к сожалению, этот ярлык стали приклеивать ко мне постоянно».
«Можно предсказывать, как Нострадамус, который говорил, что будет, но не говорил, почему так будет. Это чистый произвол, – рассуждал Лем о футурологических прогнозах. – И можно предсказывать, исходя из учета закономерностей, которые присутствуют в природе. Я старался присматриваться к тому, что закономерно в мире природы».
Эти закономерности он подробно разбирает в философском труде «Сумма технологии». Лем рассуждает о двух эволюциях – биологической и технологической, – обнаруживая в них общие черты. «Не только первые пресмыкающиеся походили на рыб, а первые млекопитающие – на мелких ящеров; ведь и первый самолет, первый автомобиль… своей внешней формой были обязаны копированию форм их предшественников… Первый самолет был «содран» с бумажного змея (или прямо с птицы), радио – с возникшего ранее телефона». Признаком близкого заката вида, как биологического, так и технологического, Лем называет гигантизм. «Последние цепеллины 30-х годов нашего века можно смело сопоставить с атлантозаврами и бронтозаврами мелового периода».
Наличие внеземных цивилизаций Лем в «Сумме технологии» называет возможным, однако приходит к выводу, что их скорее всего нет.
В одном из своих последних интервью Лем уже весьма скептически высказывался даже не об освоении дальнего космоса, а просто Марса. «Если людей интересует освоение крайне негостеприимных областей, то пусть лучше займутся Сахарой или Антарктидой, – говорил он. – Человечеству вместе с тем нравятся масштабные зрелища, и поэтому высадка астронавтов на Марс в течение этого столетия представляется весьма вероятной».
Станислав Лем ушел из жизни 27 марта 2006 года. «Я просто знаю, что жизнь заканчивается, и я отношусь к этому спокойно», – сказал писатель незадолго до смерти.
Материал вышел в издании «Собеседник+» №05-2020 под заголовком «»Солярис» поссорил Лема с Тарковским».
- слем или слэм что это
- слеминг судна что это