следствие того о чем говорится в предложении

Придаточные предложения следствия. Примеры

Придаточное пред­ло­же­ние след­ствия — это зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая ука­зы­ва­ет на резуль­тат, итог, вывод, выте­ка­ю­щий из того, о чём сооб­ща­ет­ся в глав­ной части.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ния след­ствия в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии, если выяс­ним его зна­че­ние и сред­ства свя­зи с глав­ной частью.

Придаточное следствия в сложноподчинённом предложении

Придаточное след­ствия — это один из видов обсто­я­тель­ствен­ной зави­си­мой части в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии. Оно выра­жа­ет итог дей­ствия, о кото­ром ведёт­ся речь в глав­ном предложении.

следствие того о чем говорится в предложении. Смотреть фото следствие того о чем говорится в предложении. Смотреть картинку следствие того о чем говорится в предложении. Картинка про следствие того о чем говорится в предложении. Фото следствие того о чем говорится в предложении

Придаточные пред­ло­же­ния след­ствия зави­сят от всей глав­ной части и отве­ча­ют на вопро­сы что из это­го сле­ду­ет? что яви­лось следствием?

Окно отра­жа­ет яркий сол­неч­ный луч (что из это­го сле­ду­ет?), так что, взгля­нув, неволь­но зажмуришься.

Эти при­да­точ­ные пред­ло­же­ния все­гда рас­по­ла­га­ют­ся после глав­ной части и при­со­еди­ня­ют­ся с помо­щью под­чи­ни­тель­ных союзов:

Стало быст­ро тем­неть, в силу чего лес­ная тро­пин­ка еле замет­на в густой траве.

По пыль­ной доро­ге сечёт ливень, вслед­ствие чего над ней появ­ля­ет­ся рыже­ва­тый дымок.

Характерным сою­зом при­да­точ­ной след­ствия явля­ет­ся «так что».

Если запя­той раз­де­лить сло­ва «так» и «что», то меня­ет­ся син­так­си­че­ская струк­ту­ра пред­ло­же­ния и зна­че­ние при­да­точ­ной части.

Сравним:

Он серьёз­но это ска­зал (что из это­го сле­ду­ет?), так что нель­зя не пове­рить ему.

Он ска­зал так (как? каким обра­зом?), что нель­зя не пове­рить ему.

В пер­вом пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ный союз «так что» при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть след­ствия, кото­рая выра­жа­ет вывод из того, о чём гово­рит­ся в глав­ном предложении.

Во вто­ром пред­ло­же­нии «так» — это ука­за­тель­ное сло­во, при­над­ле­жа­щее гла­го­лу «ска­зал». Подчинительный союз «что» при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ное пред­ло­же­ние обра­за действия.

Видеоурок

Примеры

В осен­нем лису тихо, так что слы­шен шорох пада­ю­щих листьев.

Они дол­го выяс­ня­ли свои отно­ше­ния, так что про­бле­ма оста­лась нерешённой.

Курьер не раз при­ез­жал к нам, вслед­ствие чего все сотруд­ни­ки хоро­шо зна­ли его в лицо.

Будильник гром­ко зазве­нел, так что я вовре­мя проснулся.

В низи­нах залёг густой туман, так что по-утреннему ещё сыро и прохладно.

Фёдор отка­зал­ся под­ни­мать­ся в гору, вслед­ствие чего ожи­дал нас внизу.

Ударили утрен­ние замо­роз­ки, в силу чего осы­пал­ся цвет яблонь.

Андрюша не боял­ся тем­но­ты, так что сме­ло зашел в комнату.

Отец с азар­том колет дро­ва, так что толь­ко щеп­ки летят в раз­ные стороны.

Гости окру­жи­ли име­нин­ни­цу, так что я не спе­шу подой­ти к ней с поздравлениями.

Сильный ветер несет огром­ные вол­ны в бере­гу, так что раз­да­ет­ся гром­кое шур­ша­ние песка.

Источник

Задание №1525

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) Предложения 2-4 содержат следствие того, о чём говорится в предложении 1.

2) Предложение 12 включает описание.

3) Предложение 25 содержит рассуждение.

4) Предложения 27 и 28 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 59-60 представлено повествование.

Текст:

(1)Малиновые горы — один из лучших уголков среднего Урала. (2)Нынешнее название они получили благодаря тому, что по увалам и россыпям растёт в особенном изобилии малина. (3)И какая малина — сравнить нельзя с лесной. (4)Правда, она мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

(5)С Малиновых гор открывается единственный в своём роде вид. (6)Одних горных озёр можно насчитать до сотни, что придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. (7)Горные озёра отличаются своей глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что почти все они соединены между собой протоками и составляют один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки. (8)Степные озёра, наоборот, имеют в большинстве случаев овальную форму, они мелки, вода в них буроватая, между собой они не соединены и никаких истоков не дают, за очень редкими исключениями. (9)Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

(10)Никто не знал так Малиновых гор, как старый Сохач. (11)Для него они были чем-то живым. (12)Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пёстрым зелёным нарядом. (13)Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы. (14)А после такой грозы, когда выглянет солнце, разве горы не улыбались? (15)Всё жило кругом удесятерённой жизнью и притягивало к себе жизнь, и всё было неразрывно связано между собой. (16)А весна? (17)Разве это не молодость, безумно тратившая избыток сил направо и налево? (18)Разве эта молодость не жила тысячами голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем? (19)И вода была живая, и лес, и каждая былинка, и каждая капля дождя, и каждый солнечный луч, и каждое дыхание ветерка. (20)Везде творилась какая-то громадная и чудная тайна, везде вершилась какая-то великая правда жизни, и везде было непрерывавшееся чудо, окрылённое облаками, глядевшее тысячами глаз-звёзд, переливавшееся мерцанием летних зарниц, напоённое изумительным ароматом горных цветов. (21)Разве травы не шептались между собой? (22) Разве вода не разговаривала бесконечной волной? (23) Разве по ночам не засыпало всё: и горы, и вода, и лес? (24) Сохач просиживал у своей избушки весенние ночи напролёт, слушал, смотрел и плакал от умиления, охваченный восторженным чувством. (25)Если бы другие могли понимать, как всё хорошо, как всё справедливо и как человек мал и ничтожен пред окружающим его со всех сторон величием жизни! (26)Он мог только чувствовать и не умел рассказать.

(27)Для Сохача весна начиналась с первой проталинкой, появлявшейся где-нибудь на солнечном угреве. (28)Как только выглянула такая проталинка — всё и пошло: рябчики с ольховых зарослей уходят в ельники, куропатка начинает менять белое зимнее перо на красное летнее, по ранним утренним зорям слышится в глухом лесу любовное бормотанье глухаря. (29)Тогда же начинают линять зайцы, волки забиваются в глухую лесную чащу, выходит из берлоги медведь, дикие козы любят поиграть на солногревах. (30)Всё живет, всё хочет жить, всё полно радостной весенней тревоги. (31)По озёрам тоже идёт своя работа: стоит ещё лёд, а рыба уже поднимается с глубоких зимних мест, ищет прорубей и полой воды, рвётся к устьям горных речонок. (32)Налим, щука, окунь, плотва — все почуяли приближающуюся весну. (33)Так было всегда, так будет, и так же было сейчас. (34)Вместе с весной у Сохача начинались и волнения, особенно по ночам. (35)Выйдет старик из избы ночью и стоит. (36)Тихо-тихо кругом, и вдруг прокатится по горам выстрел.

(39)Иногда выстрелы повторялись — это значило, что Тарас Семёныч бьёт тетеревов на току. (40)Нет жалости у Тараса Семёныча.

(41)В этакое-то время бить птицу, когда она радуется, — укоряет его Сохач. — (42)Ну, есть у тебя стыд? (43)Ах, Тарас Семёныч. (44)Ты поглядел бы на себя-то: зверь зверем! (45)Настоящий волк. (46)Скоро на людей будешь бросаться.

(47)А что я буду с тобой разговаривать? (48)Тебе с твоими-то разговорами прямо надо в монастырь идти.

(49)Монастырь-то ведь не стены, а душа. (50)И ты ведь тоже очувствуешься когда-нибудь.

(51)Очувствуюсь.

(52)Непременно. (53)Иначе нельзя.

(54)По какой такой причине?

(55)А по той самой, что так и жить нельзя. (56)Какую ты птицу теперь бьёшь? (57)Она зимовала, натерпелась холоду и стужи, дождалась тепла, а ты её и слопал. (58)Ты будешь лопать, я буду лопать, все другие прочие будут лопать — что же тогда будет-то?

(59)Сохач смотрел на всё кругом, как на своё собственное хозяйство, и считал себя ответственным за каждую убитую птицу. (60)Божья тварь всякая птица, и за неё придётся дать ответ.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912 гг.) — русский прозаик и драматург.

Источник

Следствие того о чем говорится в предложении

(1)Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны, столкнувшись лицом к лицу со всем, что было его поэзией.

(2)Первая «встреча» с Левитаном произошла у меня в Третьяковской галерее. (3)Но сильно запомнилась ещё одна из многочисленных, если можно так сказать, «внутренних» встреч с художником. (4)Этих встреч на самом деле не было, но часто возникало ощущение, что Левитан был только что здесь, что, конечно, только он мог показать нам те великолепные уголки страны, которые сияют в бледной синеве неба, молчат вместе с безветренными водами рек и озёр и откликаются эхом на крики кочующих птиц.

(5)Эта встреча случилась в лесистой и пустынной стороне невдалеке от Москвы. (6)Места были глухие, почти бездорожные. (7)Мне пришлось ехать в телеге и переправляться через лесные реки на паромах.

(8)Кончалась весна. (9)Зеленоватое ночное небо слабо светилось над серыми лесами. (10)Воздух был пропитан холодноватым запахом мокрых доцветающих трав.

(11)Я уснул в телеге. (12)Проснулся я оттого, что телега, заскрипев, остановилась на песчаном спуске к реке и возница лениво закричал:

— Эй, Семён, давай перевоз!

— (13)Ладно, ладно!— ответил из тумана хриплый голос. — (14)Тоже торопыга нашёлся. (15)Всех птах мне распугаешь. (16)Невежа и есть невежа!

— (17)Во беда! — шутливо сказал возница. — (18)Хоть не езди через этот чёртов паром, через Птичий угол. (19)Тут верно — соловьиное царство!

(20)Мы помолчали. (21)3а рекой в чёрных ночных вершинах деревьев начинало светать.

(22)Слабый и чистый свет зари появился в небе. (23)Низко, над самым краем земли, висел прозрачный слабый месяц. (24)«Вот — Левитан!» — почему-то подумал я, и у меня, как в молодости, заколотилось сердце.

(25)Вокруг было очень тихо. (26)Очевидно, перевозчик ещё не надумал перевозить нас. (27)Только один раз он зевнул.

(28)Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто колокольчик. (29)И тотчас высокая трель ударила по чёрной воде и рассыпалась среди зарослей кувшинок.

(30)Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке странные и смешные звуки, будто он полоскал себе горло ночной росой.

— (31)Во, слыхали? — спросил возница. — (32)Это он разгон пока что берёт. (33)А потом как развернётся — одна красота!

— (34)Невежа! — неожиданно сказал из тумана хриплый голос. — (35)Только и ждали тебя, объяснителя. (36)Дай послухать! (37)Он сейчас даст «лешеву дудку», так ты свою лошадёнку держи — как бы не разнесла.

(38)Возница не обиделся. (39)Он только шёпотом сказал мне:

— Сейчас самое будет начало.

(40)И действительно, по всем берегам в зарослях лозы ударили, как по команде, соловьи.

(41)И утро, казалось, начало от этого разгораться быстрее. (42)И уже была видна нежнейшая алая гряда небольших облаков, что висела с ночи над всем этим лесным краем.

(43)Соловьиный гром нарастал. (44)3аря открыла свои смутные дали. (45)Тогда оказалось, что на востоке, за частоколом лесных вершин, лежит тихая и лучезарная страна, которой нет названия. (46)И я снова, сам не понимая почему, подумал: « Левитановская заря. »

(47)Потом мы переехали через реку и немного посидели около шалаша перевозчика. (48)Он с гордостью показал мне своё последнее изобретение — круглую узкую яму, выложенную ветками лозы.

— (49)Вот! — сказал перевозчик. — (50)Последняя моя модель. (51)У вас в Москве холодильники — и у меня холодильник. (52)Ты засунь руку, попробуй. (53)Мороз! (54)Дочка мне молоко приносит. (55)Оно тут не киснет нисколько. (56)Вот она, дочка, глупышка отчаянная.

(57)Я оглянулся и увидел маленькую спящую девочку на лежанке из досок. (58)Она усмехалась во сне. (59)Первый луч солнца, густой, как мазок оранжевого золота, упал на сухие ветки шалаша. (60)Девочка вздохнула. (61)И я подумал, что вся страна похожа на эту девочку — такая же льняная, сероглазая, застенчивая, жалостливая и весёлая. (62)И снова я вспомнил о Левитане с благодарностью и грустью.

(63)3а рекой потянулся сосновый лес. (64)Всё в нём было очень приветливо, даже самые скромные, самые обыкновенные замухрышки — липкие сыроежки и беленькие цветы земляники. (65)Я снова подумал о Левитане, о том, что в родной земле всё хорошо, вплоть до этого слабенького лесного цветка. (66)Если бы нам сказали, что больше мы никогда его не увидим, у многих людей сердце сжалось бы от боли.

(По К. Г. Паустовскому)

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 7 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 6.

2) В предложениях 9, 10 содержится описание.

3) В предложениях 14-16 представлено повествование.

4) Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 47, 48 представлено рассуждение.

Определим тип речи или тип смысловой связи в предложениях, номера которых указаны в задании, и выясним, в каких случаях о предложениях дана верная информация.

1) Предложение 7 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 6. – верно.

2) В предложениях 9, 10 содержится описание. – верно.

3) В предложениях 14-16 представлено повествование. – неверно, это рассуждение.

4) Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию. – неверно, предложение 26 продолжает предложение 25.

5) В предложениях 47, 48 представлено рассуждение. – неверно, это повествование.

Выбираем верные суждения.

В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.

Источник

Задание ER2322T

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.

‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.

‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

‒ Где же и когда мы встретимся?

‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.

2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.

3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.

4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.

5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.

📜Теория для решения:

Решение

Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании. Определяем верность утверждений:

1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6 утверждение ВЕРНОЕ, так как в предложении 6 только упоминается о каком-то предложении, а в предложении 7 поясняется, какое именно предложение (встретиться через десять лет):

(6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9 утверждение НЕВЕРНОЕ, так как в предложении 10 указывается причина. Другими словами, Жене было интересно, каким станет рассказчик, потому что он ей очень нравился:

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение утверждение НЕВЕРНОЕ, так как в этих предложениях 1представлена часть повествования:

(27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя утверждение ВЕРНОЕ, так как из предложении 42 мы узнаём, что герой почувствовал острое, щемящее беспокойство:

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече.

5) В предложениях 43, 44 содержится повествование утверждение ВЕРНОЕ, так как события описываются последовательно, указывается место и действующее лицо. Повествование построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике (поехал к театру, купил, пошёл, постоял и поехал домой):

(43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…Ответ: 145

Источник

Следствие того о чем говорится в предложении

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 9–10 представлено повествование.

3) В предложениях 13–15 представлено рассуждение.

4) В предложении 29 представлено рассуждение.

5) Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 32.

(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на

роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.

(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.

(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.

(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

(9)Скоков взял пятидневный отпуск.

(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?

(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.

(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.

(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что

действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.

* Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880– 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Скоков не видел перспектив на своей службе в канцелярии, поэтому решил накопить денег и полностью изменить свою жизнь, чтобы больше никогда не жить в нищете.

2) Скоков был очень тихим, застенчивым человеком, и он чувствовал себя личностью только тогда, когда он мог позволить себе зайти в ресторан, но у него совсем не было на это денег.

3) Скоков очень дисциплинированно ежемесячно относил в банк почти всю сумму своего жалованья, чтобы за 10 лет накопить около 10 тысяч рублей.

4) Герой повествования не выдержал и отправился в ресторан накануне планируемого торжества, так как он давно не ел изысканных блюд и очень скучал по аромату и вкусу такой пищи.

5) Рестораны, вкусная пища, музыка – всё это казалось Скокову земным раем.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Высказывание под номером 1 противоречит предложению 4.

Высказывание под номером 2 противоречит предложению 32 текста, ведь Скоков понял-таки, что не в походе в ресторан заключается счастье.

Высказывание под номером 3 подтверждается предложением №8 текста.

Высказывание под номером 4 противоречит предложению 13: герой пошёл в ресторан, чтобы прорепетировать торжество, т. к. боялся реакции организма после десяти лет лишений и голода.

Высказывание под номером 5 подтверждается в тексте в предложении №33.

Задание 22 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

Это задание, как и 1-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста.

Чтобы выполнить задание 22, необходимо внимательно прочесть текст, найти подтверждение предлагаемым вариантам ответов в тексте.

В приведённых вариантах ответов должна содержаться та же информация, те же факты, что и в тексте. Обратите внимание на невозможность искажения, даже незначительного, фактов, деталей текста, связанных с периодами действия (годами, месяцами и т. п.), именами героев, родом занятий персонажей — именно здесь часто скрываются «ловушки» задания № 21. Обязательно после определения вариантов ответа еще раз найдите конкретные предложения, подтверждающие эту информацию, в тексте.

В ответе под номером 3 сказано: «почти всю сумму», поэтому всё-таки верен ответ.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 6 представлено рассуждение.

2) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.

3) Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16.

4) В предложении 20 представлено повествование.

5) Предложение 29 содержит элементы описания.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) В предложении 6 представлено рассуждение. − Верно.

2) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8. − Неверно.

3) Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16. − Неверно.

4) В предложении 20 представлено повествование. − Верно.

5) Предложение 29 содержит элементы описания. − Верно.

Задание 23 требует от учащегося умения анализировать текст с точки зрения его функционально-смысловой принадлежности.

Различают три основных функционально-смысловых типа

Повествование — рассказ о событиях, сменяющих друг друга. Для него характерны глаголы совершенного вида (что сделал?), переход от одного действия к другому, наличие диалога.

Описание — статичная картина. Характерны глаголы несовершенного вида (как на застывшем фото), прилагательные и любые другие эпитеты, переход от одной грани описываемого к другой.

Рассуждение — размышление о проблеме, мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов, переход от тезиса к доказательствам.

Примеры

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

Из предложений 6–7 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении 6 есть антонимы: пассивным − активному.

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:

— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)

— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)

— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.

Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:

Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.

Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Другтоварищ, думать — размышлять).

Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).

Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).

Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).

Сленг — чаще понимается как «молодежный».

Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).

Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).

Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).

Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).

Среди предложений 9–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, личного, определительного и указательного местоимений. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 12 связано с предыдущим с помощью сочинительного союза ОДНАКО, личного местоимения ОН, определительного местоимение ВСЁ и указательного местоимения ЭТО.

«Рассказ Александра Грина «Каждый сам миллионер», обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.

На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)_______ («такому» в предложении 1, «вспомнил» в предложении 32), а также такие тропы, как (Б)_______ (в предложениях 16, 21, 27) и (В)_______ (например, «незначительному, тихому человеку», «торжественный и блестящий скачок» в предложении 1). Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)_______ («центром, целью и смыслом жизни» в предложении 4)».

3) риторический вопрос

4) ряд однородных членов предложения

7) вводные конструкции

9) лексический повтор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение (см. также Правило ниже).

«Рассказ Александра Грина «Каждый сам миллионер», обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.

На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)лексический повтор («такому» в предложении 1, «вспомнил» в предложении 32), а также такие тропы, как (Б)сравнение (в предложениях 16, 21, 27) и (В)эпитеты (например, «незначительному, тихому человеку», «торжественный и блестящий скачок» в предложении 1). Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)ряд однородных членов предложения («центром, целью и смыслом жизни» в предложении 4)».

Эпитет − образное определение.

Сравнение − прямое сопоставление предмета или явления с другим.

Лексический повтор − повторение в речевом отрывке отдельных слов.

Ряды однородных членов − наличие в предложении нескольких групп однородных членов, например, однородных определений и однородных обстоятельств в предложении 7.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Основные проблемыПозиция автора
1. Проблема грамотной постановки цели в жизни и выбора средств достижения этой цели. Проблема смысла жизни.

(Какой должна быть цель в жизни человека? Всегда ли оправданны те средства, которые человек выбирает для достижения своей жизненной цели? Нужно ли ставить целью накопление денег? В чём заключается смысл жизни человека? Каковы последствия неграмотной постановки жизненных целей?)

1. От выбора цели в жизни зависит благополучие человека, то, счастлив он или нет. Жизненная цель и средства её достижения должны быть такими, чтобы человек был счастлив, а не испытывал горечи от чрезмерных лишений. Не стоит делать материальные блага целью, смыслом жизни – это лишь одно из средств обретения счастья. Если происходит так, что жизненная цель и средства её достижения выбраны неверно, человек страдает гораздо больше, чем радуется, – и на пути к цели, и по её достижении. Смысл жизни – нематериальное понятие, и нельзя делать деньги этим самым смыслом жизни: это неоправданно.
2. Роль материальных ценностей (денег) в жизни человека.

(Какую роль материальные ценности (деньги) играют в жизни человека? Могут ли деньги быть самоцелью? Каковы последствия ситуации, когда человек делает деньги самоцелью? Как количество денег влияет на качество жизни человека? Много ли денег нужно человеку для счастья? Принесёт ли счастье большая сумма, если она получена путём чрезмерных лишений?)

2. Материальные ценности играют, безусловно, важную роль: они дают возможность человеку почувствовать себя более уверенным, позволяют приобретать другие блага. Однако деньги не могут быть самоцелью. И если человек не осознаёт этого, делает накопление самоцелью, то суммы, даже очень внушительные, накопленные посредством длительных лишений, не приносят радости. Гораздо важнее не количество денег, а качество жизни человека, причём не «одно-разовое», ситуативное, а постоянное. А для этого нужно не так уж много денег.
3. Проблема сущности счастья.

(Что такое счастье? Одинаково ли счастье разных людей?)

3. Для каждого человека счастье своё, индивидуальное. Оно может быть определено количеством денег, социальным статусом – это внутреннее ощущение, которое наполняет жизнь человека радостью, чувством удовлетворения, материальным и/ или душевным комфортом. И важно давать себе возможность быть счастливым, потому что именно ощущение счастья делает жизнь человека полноценной, радостной.
4. Проблема активного и пассивного способа достижения жизненных целей. Проблема активной и пассивной жизненной позиции.

(Какой способ достижения жизненной цели лучше: активный или пассивный?)

4. Пассивный способ без какой бы то ни было активной работы на пути к жизненной цели заставляет человека идти на жертвы, отказывать себе в чём-то, чтобы получить желаемое. Пассивный способ лишён созидания, обновления. А активный способ созидателен: происходит добывание желаемого без ущерба для уже имеющегося.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *