славянские боги список и их значение чему покровительствовали
Славянская мифология: пантеон богов Древней Руси
Многие приметы, практики и традиции остаются с нами на протяжении многих веков. К этому во многом причастна славянская мифология, оставившая наследие нам как своим предкам. Как жили древние славяне, во что верили, кем были языческие боги и как знания о них могут помочь нам в современной жизнь? Разбираемся с экспертами Astro7 в этой статье.
Славянские боги по значимости и могуществу
Боги славян были классифицированы нашими предками в три основные категории: Высшая — боги, отвечающие за глобальные проблемы человечества, такие как голод, войны, природные катаклизмы, плодородие; Средняя — славянские боги-покровители бытовых вопросов: земледелия, ремесел, хозяйства, охоты и рыбалки; и Низшая — разные мифические существа, как домовые, лешие, русалки и т. д. Важнейшим богом был Род, давший начало развитию жизни, о чем говорит славянская мифология.
Деление славянских богов на светлых и темных
По древним сказаниям, бог-творец Род создал мир, состоящий из трех частей: Правь, Явь и Навь. В Прави жили светлые боги славян, к Яви относились стихийные языческие боги и люди, а Навь была местом для темных Богов. Однако в древние времена тьма и свет не были точным аналогом нашей сегодняшней трактовки зла и добра — славяне почитали всех божеств, однако пантеон Навь они в то же время побаивались.
Славянские боги мира Прави
Сварог
Мать богов и жена Сварога, собравшая в себе все лучшие качества, связанные с домом и семьей: ее сила отвечала за гармонию в доме, послушание детей, счастье между мужем и женой. Милосердная и добрая богиня, к которой обращались за помощью в сложных бытовых и семейных ситуациях.
Белобог
Брат-близнец Чернобога, о котором пойдет речь чуть ниже. Покровитель славян, на силе которого держалась основа жизни: развитие, движение, свет. Считалось, что на противостоянии двух-братьев близнецов Белобога и Чернобога существует мир, сочетая в себе светлые и темные события.
Даже на сегодняшний день вы наверняка не раз слышали отголоски его присутствия в пантеоне, почитаемом предками, даже если раньше не интересовались такими вещами, как славянская мифология. Выражения «Чур меня!» или «Чур я первый!» на самом деле являются древним призывом бога-охранника Чура, который поможет отстоять свои права и взять то, что принадлежит нам по справедливости. Он помогал уберечься от неправильных решений, которые могут принести потери, а также спастись от врагов.
Дочь Лады и супруга Даждьбога, о котором мы тоже расскажем. Она являлась символом жизненных сил и исцеления, по сказаниям она и была предком, от которого произошел славянский людской род. Она отвечала за радость от жизни, способность любить и рождать новые поколения. Считалось, что при обращении к ней улучшается здоровье, заживают раны и усиливается жизнелюбие.
Богиня весны, молодости и грации. Символизирует улыбку, звонкость, легкость, расцвет и восстановление после долгих холодов. Также являлась хранительницей, часто знаки Лели использовались на вышивках, одеждах, в интерьерах, а ее также называли «берегиней».
Лель и Полель
Два бога, отвечающие за счастье влюбленных людей. Два брата-близнеца, Лель отвечал за чувства и гармонию во влюбленных парах, Полель — за крепкий и счастливый брак. Лель зажигал в сердцах славян любовь, а Полель помогал ее сохранить, усилить и продлить на долгие годы в семье.
Квасура
Это бог веселья без дурных привычек и последствий, в каком-то смысле бог умеренности. Он помогал радоваться праздникам без алкоголя, наслаждаться едой без переедания, обретать свободу от всего, что снижает качество жизни. Славяне нередко обращались к Квасуре за помощью в ведении более здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
Китоврас
Бог мудрости, который ранее был великим воином. Представляет собой получеловека-полуконя, как известный многим Кентавр в греческой мифологии. По славянским сказаниям он был отличным полководцем, не проигравшим ни одного сражения, но затем решил ходить по славянской земле и общаться с людьми, рассказывая разные волшебные мудрые сказки.
Славянские боги мира Яви
Хорс являлся телесным и явным видом Солнца, в отличие от других солнечных богов. Считалось, что бог Род поручил ему быть ответственным за дневное время, и каждое утро Хорс выезжал на своей ослепительной колеснице, чтобы дарить тепло и жизненный свет славянам, а вечером в темноте уплывал в лодке в свою обитель, чтобы на следующий день снова всех порадовать своим правлением.
Дивия
Сестра Хорса, воплощение Луны, символ таинственности, предсказаний и перемен. После дневного времени под покровительством Хорса, Дивия так же выезжала на своей белой колеснице и охраняла ночь. Эта богиня также являлась покровительницей яснознающих и гадалок.
Бог-покровитель богатства и благополучия. Согласно сказаниям, брат-близнец бога Вия, одного из самых таинственных и мрачным среди богов. Также он считался покровителем небес.
Святогор
Это бог-гигант, держащий небеса на плечах и являющийся одним из сильнейших покровителей славян. Он являлся неким предком, после которого были сложены сказки о богатырях, считался праобразом дневней расы могущественных людей-великанов.
Стрибог
Бог воздуха и ветров, сын Сварога и брат Семаргла. По поверьям бог ветра и его брат появились из искр, когда Сварог ударил своим молотом по камню Алатырь. К Стрибогу обращались как к мощной стихии, которая помогает жить в согласии с природой.
Семаргл
Семаргл являлся покровителем огня земного и небесного. Также, как и к Стрибогу, к нему обращались как к стихии, которая помогает жить в ладу с природой. Покровитель всего, что связано с огнем.
Перун
Грозный бог молний и грома, покровитель воинов и защитник. Существует множество оберегов и знаков с символикой этого бог, есть даже праздник Перуна, который впоследствии сделали днем воинской удали.
Дива-Додола
Еще она известна как Перуница — супруга бога Перуна. Она олицетворяет ненастье, гром и бурю, через которые всегда происходит очищение, приходят свет и радуга. Она являлась проводником силы, ведущей к гармонии через бурю, очищающей все вокруг.
Ярило
Славянский бог Солнца, покровитель мужчин и волков. О нем много говорили и продолжают говорить, поскольку его почитание скрывалось под культом святого Георгия. Ярило символизировал весеннюю энергию, помогающую всходам и всем новым начинаниям, воплощал силы жизни и любви.
Даждьбог
Прародитель славян, защитник и покровитель, бог плодородия и благ для жизни. По преданиям Арий, сын Даждьбога и Живы, начал славянский род. Многие считают, что имя бога происходит от слова «дождь», однако это не так, происхождение этого имени от «Дай Боже».
Сестра-близнец Даждьбога, подобно Хорсу и Дивии они также сменяли друг друга в разное время суток. Хорс являлся отраженным солнечным светом, а Тара приходила в ночи в облике Полярной звезды. Богиня была покровительницей путешествующих, людей, делающих важный выбор, где нужен ориентир, и лесов.
Догода
Догоду, пожалуй, меньше всех описывала славянская мифология. Этот веселый бог, сын Стрибога, являлся божеством хорошей погоды. В древности жизнь наших предков очень зависела от погодных условий, так как люди обеспечивали себя едой с помощью земледелия, охоты и рыбалки, поэтому к Догоде довольно часто обращались, однако легенд о нем осталось не так много.
Агидель
Внучка Сварога, богиня водной стихии. Агидель почитали как спасительницу земель от засухи и природных катаклизмов, связанных с водой, ведь рыбалка была одним из основных промыслов, особенно в северных землях.
Авсень
Бог осеннего солнца, покровитель урожая, а также некий мифологический проводник в мир будущего. Он завершал годовой цикл, символизируя увядание и покой, передавая в дальнейшем бразды правления своему зимнему молодому брату Коляде, чтобы начать жизненный цикл заново. Авсеню особенно часто поклонялись перед наступлением осени, чтобы созрело и сохранилось как можно больше урожая.
Купало
Большинство из нас если не отмечало, то хотя бы слышало про день Ивана Купала, произошел который по славянской легенде. У Купальницы и Семаргла родились дети — капризная, но очень красивая дочь Кострома и прилежный добрый сын Купало. Однажды Костроме стало интересно послушать голос птицы из темного мира Сирин, а Купало сказал, что голос этой птицы лучше, чему у Костромы. Девушка разозлилась, ругала птицу и бросила в нее песком. Волшебная птица заколдовала Кострому и Купало, чтобы они забыли друг о друге, брата забрала с собой в неведомые дали, где он и повзрослел вдали от дома, позабыв про свою семью. Затем спустя много лет птица Сирин подтолкнула Кострому и Купало друг к другу, они влюбились и поженились, даже не догадываясь о своих родственных связях. Только после свадьбы птица Сирин всем рассказала о том, что произошло. От стыда и насмешек Кострома бросилась в воду, а Купало — в костер, став богом самой короткой ночи в году.
Славянские боги мира Нави
Стоит понимать, что Вий, получивший известность благодаря творчеству Гоголя, не то же самое божество, которое описывала славянская мифология. Это мрачный и могучий покровитель порядка в мире, очищающий души и помогающий им возродиться вновь.
Чернобог
Брат-близнец Белобога, бог-разрушитель старого и отмершего, чтобы освободить место для создания нового. Славяне почитали его наравне с его божьим братом, так как вместе они создавали гармонию в мире.
Морена
Жена Чернобога, богиня зимы и смерти. Многие из нас знают ее по традиции сжигать чучело во время Масленницы — это символ Морены. Однако выглядела в творчестве славян она совсем не так, как на празднике начала весны — ее изображали черноволосой энергичной красавицей.
Кощей
Это справедливый и жесткий бог смерти, почти не имеющий никакой связи с Кощеем из советских мультфильмов. Он был союзником Чернобога, ответственным воеводой, который забирал души у тех, кто жил неправедной жизнью, чтобы добиться справедливости, а эти могли начать все с чистого листа.
Троян
Сын бога Велеса и обычной женщины, который настолько стремился к обучению целительству и вышел на такой уровень, что его приняли славянские боги. Он переродился и стал богом целительства, помогая обращающимся к нему выздоравливать.
Коляда
Это бог молодого зимнего солнца, символ начала нового жизненного цикла. Олицетворяет свет и знания. В честь этого бога веками отмечали праздник коляды в зимнее солнцестояние.
Кострома
Выше мы уже писали о ней и о ее брате Купале. После этих трагических событий брат и сестра переродились, Кострома изменилась и стала покровительницей влюбленных. К ней обращались пары, желающие сохранить свое счастье на долгие годы.
Девана
Своенравная и буйная дочь Перуна, которая до перерождения хотела стать главнейшей в мире. Она затеяла восстание против Сварога, но потерпела неудачу, и ее насильно отдали замуж за Святобора. Она всячески сопротивлялась этому решению, сбежала в лес и занималась разбоем. Славянские боги приняли решение отправить ее в Навь для перерождения, где она и стала благоразумной Деваной, по старой привычке любившей путешествия и охоту, покровительницей которых она и стала.
Переплут
Был более известен и почитаем в морских краях, так как это бог морей и попутного ветра, покровитель моряков. Люди, собирающиеся отправляться в дальнюю дорогу по воде, обращались к Переплуту, чтобы они защитили его и помогли добраться до места назначения, минуя опасности.
Славянские боги, что стоит особняком
Макошь
В славянских писаниях нет упоминания о том, что бог Род создал Макошь, поэтому считается, что она пришла в славянский пантеон извне. Это богиня судеб и магии, подательница всех благ и могущественная покровительница. Ее часто путают с богиней Мать сыра-Земля, однако Макошь имела гораздо больше возможностей и сил.
Велес
Это Первобог, который из Хаоса по поверьям создал славянский мир. Он отвечал за порядок во всех мирах и следил за соблюдением правил. Род создал богов, которые помогали славянскому народу во всех областях и придал смысл человеческому существованию.
Надеемся, вам было интересно погрузиться с нами с невероятный мир славянской мифологии. Если вы хотите выбрать для себя славянский оберег или составить для себя и близких славянский гороскоп, оставляйте заявку на astro7.ru, у нас много экспертов, почитающих славянские традиции и знающих про них все!
Боги славян
Из книги Вадима Казакова «Мир Славянских Богов»
Славянские боги
Велес
(Волос, Господь, Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Wodan/Odin (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekri (фин.), Zempat (прусс.), Вала (инд.), Лельвани (хет.), Тир (арм.), Юл (балт.), Воху Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Ноднс (брит.), Çiva/Шива (инд.), (Eρμης/Гермес (греч.), Mercurius (лат.), Веральден-омай (саам.))
— Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши.
Дажьбог
(Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Daćbog (зап. слав.), Дабог, Даба, Даjбог (серб.), Dagbra (брит.), Митра (инд.), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.), Узил (этр.), Sol (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Swayxtix/Suaixtix (прусс.), Дагда (ирл.), Lug (кельт.), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Tiyat (палай.), Sūryā/Сурья (инд.), Царь Горох)
— Бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.
(Ладо, Lada (чеш.), Krasopani (чеш.), Лето (греч.), Адити (инд.), Ла-тония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Ёрд (сканд.), Калташ-Эква/Иоли Торум Шань (манси), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Rato (крито-микен.), Юнона/Tellus (лат.), Деметра (греч.), Ардвисура Анахита (ир.), Анаит (арм.), Инанна (шум.), Кибела (ма-лоаз.), Церера (лат.), Zemes māte (латыш.), Prthivi(инд.))
— Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли.
(Лелия, Hely, Ileli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.), Аргимаспа/Артимаспа (скиф.))
— Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюблённых, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла.
— Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.
Мокошь
(Макошь, Могошь, Макоша, Суденица, Деви (инд.), Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukeš/Muuks (полаб.), Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.), Нортия (этр.), Урд (сканд.), Карта (латыш.))
— Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Прядёт нить судьбы. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Старшая сестра Доли и Недоли.
Перун
(Рудра (инд.), Diēvas (лит.), Dievs (латыш.), Deiws (прусс.), Корс (угр.), Танен (егип.))
— Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады.
Сварог
(Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Брахма/Tvastar/Тваштар (инд.), Пра-джапати/Prajapati (инд.), Укко (фин.), Уку (эст.), Юбмел (саам.), Шкай (мордва мокша), Isten (венг.), Кугу-юмо (мари.), Нишке (мордва-эрзя), Все-вышний, /Зевс (греч.), Deus/Juppiter/Jovis Pater (лат.), Истанус (хет.), Султи-тура (чуваш.), Jumala (финск., карел.), Jumal (эст.), Папай (скиф.), Prokorimos (латыш.), Prakurimo dievas (лит.), Savitar (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.))
— мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады.
Световит
(Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck, Svantavit, Zwantevit)
— Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Почитался на западе Словени. Сын Сварога.
Семаргл
(Огнебог, Огник, Агни (инд.), Pahhur/Agniš (хет.), Gabis (лит.), Гибил (шум.), Паникс (прусс.), Гирра/Гирру (аккад.), Игнис (лат.), Знич, Жиж (белор.), Сурт-кугу-юмо (марий.), Сефланс (этр.), Тул-он-кугу-юмо (марий.), Вулкан (лат.), ‘Ήφαιστος/Гефест (греч.), Сварожич, Zuarasiz (балт. слав.), Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий, Паникс)
— Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.
Стрибог
(Ветер, Вейопатис/Бангпутис (лит.), Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.), Вата/Ваю (инд.), Ват-Лунг (хант.), Галагон (осет.), Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-anšux (манси.), Шу (егип.), Вайю (ир.))
— Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы.
(Хърс, Хръс, Харс, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс, Хур (осет.), Гурк, Корс, ‘Ήλιος/Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.), Horse (ита-лийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.), Божич (болг.), Божик’ (макед.), Божић (серб.), Bôžič (словенск.), Bòžič (хорват.), Mares (лат.))
— Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков.
Ярило
(Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос/‘Έρως (греч.), Герман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), ‘Έρως (греч.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.), Геркулес (лат.))
— Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторож-дения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Супруг Ярицы (Ярилицы, Гермеруды (фрак.)). Её воплощение: девушка в белом, на белом коне, с ржаными колосьями в руке.
Славянские боги и духи как основа языческой культуры
Языческая культура полнится различными именами высших сил отвечающими за определенные процессы или явления мира. Каждое божество занимает определенное место во вселенной и обладает своими силами, влияющими на ход событий. У древних славян не было единого Бога для все племен и народов, люди поклонялись большому количеству высших сил и получали их покровительство в том или ином деле.
Иерархия Богов славянской культуры
Положение богов в культуре язычников распределяется в зависимости от старшинства и силы влияния на события мира.
Во главе всего значится Род, являющийся создателем вселенной и первых «старших» богов. Далее значатся Сварог — отец небесный и создатель тверди земной и Лада Богородица ставшая матерью Богов первого поколения, кроме того особняком стоят роженицы и Сварожичи, стоящие у истоков создания мира и борьбы за свет.
На первой ступени значатся Боги обладающие большим влиянием на происходящее в мире и особо почитаемые среди народа.
На среднем уровне иерархии расположились боги в сфере влияния которых находятся плодородие, сельское хозяйство, охота, рыбалка, ремесленничество, торговля, знахарство.
Внизу помощники богов разных уровней — духи. К духам относятся представители света и тьмы в одинаковой мере: домовые, овники, водяники, полуденницы, русалки и другие сущности.
Кроме того существует деление на силы света и тьмы, также есть боги более близкие к людям и наоборот не имеющие с народом точек соприкосновения.
Деление славянских богов на светлых и темных
Пантеон славянских богов
В древней Руси люди верили разным Богам и поклонялись им, приносили дары, обращались за помощью. В разных частях необъятной страны были свои кумиры, свой состав небожителей в которых верили и почитали особо. Даже списки богов принадлежащих к темному и светлому миру не были едины. В одном городе особо почитаем был Перун, в другом — Велес, в третьем большую славу воспевали Макошь или Ладе, тем не менее везде был свой состав, пантеон в котором устанавливались определенные кумиры.
Если посмотреть восточных и западных славян, можно встретить различие в именах богов и их составе. Попробуем сделать обобщенный список почитаемых божеств с описанием их сферы влияния на жизнь язычников. Были ли за каждым образом реально живущие люди — это еще один вопрос и откуда люди изначально получили те знания. Возможно спустя какое то время человечеству станет известно намного больше, чем открыто ныне. Однако на данный момент мы изучаем вопрос в доступном для нас ключе.
Славянские Боги мира Прави
Высшие силы стоящие у истоков сотворения мира и не контактирующие напрямую с людьми относятся к миру Прави.
Белобог
В сфере влияния славянского Белобога находится добро, свет, честь и справедливость. Он не участвует в схватках но оберегает мир. Противоположностью Белобога является его брат Чернобог и они находятся в состоянии противостояния.
Белобог хранит принцы мироздания, основы жизни и миропорядка. Изображали его в образе светлого старца с длиной белой бородой и посохом в руках.
На помощь бога могут рассчитывать люди честно трудящиеся не обращающие внимание на всякого рода трудности и преграды.
Информацию о значении символа Белобога смотрите здесь.
Велес
Славянский бог трех миров — Велес обладал значительной магической силой. Является покровителем животных и магии. Обладает даром перевоплощения. Согласно мифам и легендам древней Руси, Велес является стражем 2 миров: прови и нави. Именно Велес заведует сохраностью границ и в его свите числятся множество духов помогающих людям: домовой, овник, леший и другие.
В отличие от Перуна покровительствующего только сильным людям и властвующим, Велес помогал людям не зависимо от их происхождения и был почитаем во многих людских общинах.
Подробную информацию о Велесе можно почитать здесь.
кроме того на сайте собрана информация о оберегах обладающих силой Велеса:
Богиня жизни и плодородия — Жива. Предстает перед нами в образе красивой девушки со светлым волосом в зеленных одеждах. Жива не относится к светлым или темным силам, она сама жизнь.
В сфере влияния Живы находится сама жизнь в своем многообразии и различном проявлении. Она оберегает мировой порядок, наполняет все сущие дыханием жизни и энергией, дарует плодородие.
Квасура
Бог житейской мудрости да хмельных напитков в мифологии восточных славян – Квасура. Известно о нем немного информации. По некоторым легендам именно Квасура связан с изготовлением сурьи — священного напитка сваренного на основе меда и трав. Кроме того имя Квасура связывают с ритуальными напитками, возможно речь идет о алкогольном питье.
Китоврас
Китоврас являлся богом мудрости и смелости. Образ Китовраса сохранился во многих древних культурах: голова и торс человека, тело лошади.
Покровительствовал князьям и дружинам. Почитали Китовраса как полубога обладающего огромной физической силой и способного развивать большую скорость в беге.
По мифологии славян Китоврас с помощью птицы Гамаюн построил небесный храм — храм солнца где жили боги из камня являющегося первоисточником всего сущего — камня алатырь.
Богиня любви, красоты и семьи Лада. Олицетворение образа женщины-матери, хранительницы очага.
В сфере влияния Лады: зрелая любовь, рождение и воспитание детей, плодородие, обустройство быта, верность мужьям и благосостояние.
Часто ее изображали в виде женщины благословляющей поля на добрый урожай.
Богиня весны, любви и верности, дочь Лады Богородицы была одной из самых любимых у славян. Ей приносили в дар цветы, обращались с просьбой о любви.
В сфере влияния Лель находились девушки до замужества и дети до 3 лет. Легкость характера, женственность, сохранение от глупостей и ошибок молодости — вот деятельность молодой богини.
Изображали Лель в образе красивой светлой девушки всегда в окружении птиц и животных.
Подробную информацию о покровительнице первой любви и символе Лели читайте в полной статье
Макошь
Богиня Макошь известна как великая пряха, вершительница судеб, покровительница магической силе, трудолюбию и рукоделию. В сфере влияния великой Макоши все родники и колодцы. Главные помощницы: Доля и Недоля. Людям трудолюбивым, упертым и добрым она посылала Долю, а для ленивых и отчаявшихся нить сматывала Недоля.
Кумир (Чур) Макошь занимал важное место в каждом пантеоне, возле идола богини всегда был алтарь в виде колодца, куда и бросали женщины дары состоящие из предметов сделанных своими руками.
Хранительница магии, материнства, мудрости и женского счастья Макошь также считалась богиней плодородия.
Бог Род считается демиургом всего сущего, он создал мир со всеми его проявлениями где есть место жизни и смерти, добру и злу, свету и тьме. Именно Род является праотцом всех Богов, а значит и людей.
Рода как перво создателя почитают в многих религиях и в пантеоне славянских Богов он занимал важное место. Более подробно с силой и сферой влияния бога, его символами использующимися в качестве оберега ознакомьтесь здесь.
Сварог
Сварог — отец небесный создал нашу вселенную, отделил небо и землю, подарил людям множество знаний и предметов необходимых для выживания. Роль небесного кузнеца в сотворении мира велика. Сварог создал первых богов Сварожичей, ставших на защиту добра и света. Вместе с Ладой, супругой стоит у истоков появления первых Богов — их детей. С помощью молота он высек искры из камня алатырь которые воплотились в образе высших сил света.
Известен Сварог еще как создатеь славянского коло — прообраза современного астрологического календаря. Где за основу было движение солнца.
Подробную информацию о небесном отце смотрите здесь.
Внук Сварога и Лады — Чур был в почете у наших предков. В сфере влияния Чура находятся границы и рубежи. Он защищает мир Яви от проникновение всякого зла из мира Нави. Кроме того Чур следит за исполнением данного слова и сохранностью имущества огражденного чурами — небольшими столбиками с изображением Божества или его символа.
В помощи людям и подчинении у Чура находятся домовые и банники. Подробную информацию можно найти здесь
Славянские боги мира Яви
Мир Яви не был обделен богами. Большую часть божеств славянской культуры связанных с реальным миром — стихийные боги: воды, ветра, огня и земли. Именно они играют наибольшую роль в жизни людей.
Авсень
Славянский бог осени — Авсень. Почитался покровителем мостов, переходных путей и любых жизненных изменений.
Чествование Авсеня (Таусеня) приходится на день осеннего равноденствия, день когда урожай уже собран и настала готовиться к длинной и холодной зиме. После Таусеня (22-23 сентября) день идет на убыль, ночь и холод вступают в права.
Покровительство Авсеня распространяется на людей находящихся на жизненном перепутье. Помогает преодолеть трудности при переходе и изменении жизни. Сила символа Таусень играет большую роль в сохранении семьи и любви.
Агидель
Богиня воды Агидель известна у северных славянских народностей. К Агидель обращались девушки в день Купало пуская венок по воде. В сфере влияния Агидель живительная вода наполняющая тело здоровью, дух верой и крепостью, дарующая молодость и красоту.
Согласно вере древних славян Богиня Агидель обладает целительной силой, распространяет ее через воду.
Догода
Бог прекрасной благодатной погоды и теплого летнего ветерка — Догода.
Даждьбог
Бог солнца, летнего тепла, плодородия и света — Даждьбог. Славянский Даждьбог покровительствовал земледельцам и всегда был в почете у славян. Символом бога солнца служит солнечный диск.
Идол Даждьбогу устанавливали на холме лицом к востоку либо юго-востоку. Изготавливали кумира исключительно из дерева. В дар несли перья птиц, мед, орехи.
Дивия
Славянская Богиня луны — Дивия была сестрой Хорса. Образ богини тесно связан с лунным светом, магией и волшебством. В сфере влияния Дивии находится женская магия, целительство, интуиция и красота.
Главное предназначение дивии — освещение в ночное время. Пусть свет луны не сравним с солнечным, однако его достаточно чтобы найти путь во тьме ночной и суметь разглядеть что происходит вокруг.
В славянской мифологии образ Дыя не сохранился, каждому он являлся по разному. Изначально Дый был богом неба, со временем встав на сторону зла стал покровителем ночного неба. В более позднее время в сфере влияния Дыя оказалось и богатство. По легендам установлено что обитал Дый в горах Урала, после был свергнут и отправлен в мир Нави.
Дый считается отцом Додолы и Чурилы.
Додола
Славянская богиня Додола (Перуница) связана с молнией, считается покровительницей летней небесной влаги и молодости. За помощью к Додоле обращались девушки.
Додола являлась дочерью Дыя: покровителя ночного неба и богатства и Дивии: богини луны.
Д евана
Девана почиталась как богиня охоты и тесно связана с лесными зверями. Девана дочь Перуна и Додолы, жена Святобора имела крутой нрав и сложный характер. Своевольная, строптивая и красивая она была отдана замуж за Святобора с целью смягчения характера.
Обращались к богине охотники перед началом охоты. Девана следила за тем, чтобы не было бессмысленных и жестоких убийств. Охота должна быть только при необходимости.
Бес в славянской мифологии тесно связан с образом злого духа не видимого человеческим глазом и причиняющего вред людям и детям. Время бесов — зимние холода и ночь. Славяне считали что в сфере влияния бесов находятся болезни, мороки, холод и тьма. Христианское толкование беса как силы нечистой не противоречит древнему образу.
Считается что бес может вредить человеку на ментальном уровне. Проникая в мысли человека, он склоняет его на сторону зла.
Кроме того что бесы могут появляться и исчезать по своему желанию, они также способны принимать облик разных животных или человека.
Берегиня
В славянской культуре Берегиня — это собирательный образ женской созидательной силы. Берегиня помогает сохранить здоровье, счастье, уют в доме. Изображалась в виде светлой девушки в светлых и зеленых одеждах. Обращаться могла славянки к берегине с любой просьбой.
Банник
Банник — это дух обитающий в бане и смотрящий за соблюдением порядка в вверенной ему территории. Считается что банник находится в подчинении и Велеса и связан с подземным миром. Откуда точно появился этот дух доподлинно не известно, однако по славянским поверьям банник не очень жаловал людей. Относится к злому духу способному причинить вред при нарушении банных ритуалов.
С одной стороны банник защищал людей при почтительном к нему отношении. С другой стороны мог напугать или «запарить» до смерти если люди неуважительно относились к хозяину бани.
Запретом для славян было шумное поведение в бане, париться в третий пар (все мылись в два захода), ночевать. Также под запретом было мыться после полуночи.
Водяной
Водяной в славянской мифологии это дух обитающий в водной стихии, символизирует опасность, относится к нечистой силе.
Образ водяного часто встречается в фольклоре разных народов.
Волколак
Волколак это человек-оборотень обернувшийся волком. Образ волколака присутствует во многих сказках, мифах и легендах. Раньше обращение в зверя было известно многим и чаще всего люди обращались именно серым хищником или медведем, были племена умеющие обращаться и в других животных либо птиц.
Считалось что сильный ведун легко может принять образ волка и повлиять на природные явления.
Домовой
Домовой является добрым духом, хранителем дома, домашнего очага. Несмотря на то, что по некоторым представлениям домовой относится к нечисти, он защищает дом от проникновения злой силы. Домовой находится в свите бога Велеса он обладает магическими способностями, может лечить жителей дома, мудр и спокоен. Кроме домашнего хозяйства домовой может присматривать за детьми и животными. Однако если зверь какой не понравится хозяину, к дому не приживется.
Домовой любит когда в доме порядок а хозяева живут в мире и согласии, в противном случае может сердиться и пугать обитателей дома.
Дворовой
Дворовой считается братом домового, в его сфере влияния находится двор. В отличие от дедушки домового дворовой следит за хозяйством и состоянием двора. Любимые животные дворового – собака да лошадь.
Главная задача дворового — это защита скота и хозяйства от всякой нечистой силы и разорения.
Заложные покойники
В славянской мифологии люди умершие не своей смертью и не обретшие покоя. Такие сущности возвращались на землю в виде разных сущностей описанных в мифах. Сам термин «заложные покойники» появился благодаря стараниям этнографа в XX веке.
Славяне же считали что обращаются заблудшие души в разного рода нечесть, в том числе и русалок.
Кикимора
Кикимора относится к мелкой нечисти обитающей рядом с людьми. Жить она может в доме, дворе, сарае и других подобных местах. По некоторым преданиям кикимора является родней домового, по другим в нее превращаются умершие и захороненные новорожденные. Дети проклятые родителями или убитые не рожденные дети.
Лихорадка
Лихорадка относится к разряду демонов, может явиться в образе женщины, вселиться в человека и вызвать болезнь. Лихорадка является в образе 12 сестер, где каждая имеет свой облик и вызывает болезнь, жар, озноб, трясучку и т.д.
В славянской мифологии описано много случаев изгнания лихорадки в болота да леса после которого человек быстро выздоравливает.
Леший
Лесовик (или леший) относится к нейтральному духу в чьих владениях леса. Лешими подчиняются звери и птицы лесные. Также он способен влиять на погоду. По преданиям славян леший не зол и не добр. Он может помочь, а может и погубить. Все зависит от настроения хозяина леса и поведения человека на вверенной ему территории.
Мавка 
Мавка относится к злым духам обитающим в болотах, лесах, озерах, встречались также на болотах. Мавками становились дети убитые в раннем возрасте или похищенные нечистой силой. Защитой от мавки был чеснок и полынь. Кроме того она могла попросить у путника гребешок расчесать волосы и получив желаемое исчезала оставив путника. В противном случае мавка могла зазвать в болото и сгубить.
Огненный змей 
Огненный змей это антропоморфный демон который мог принимать облик умершего или долго отсутствующего человека.
Также мог являться а образе горящего коромысла, огненного шара или синий светящийся клубок. Посетить он мог вдову или девицу тоскующую по любимому находящемуся вдали по долгу службы. Приходил огненный змей в ночное или вечернее время. Женщины после посещения огненного змея начинали худеть и чахнуть, как правило жизнь их заканчивалась самоубийством.
Овинник 
Овинник относится к славянскому дух обитающему в овине, может принимать образ большого черного кота с горящими глазами или покойника. Овинник может ходить по двору или гостить у банника, в дом он не вхож.
В сфере влияния овинника находится овин, он следит за выполнением традиций относящихся к сушке зерна, обмолоту и хранению. При нарушении основ овинник мог нанести вред, в том числе и сгубить виновного.
Кроме того овинник делал мелкие пакости людям без всякой причины, а если удавалось навредить или одурачить мужика радовался хлопал в ладоши и смеялся.
Полудница 
Полуденица (Полудница) относится к духу появляющемуся в пик жары в полдень на поле или перекрестке. Встреча с данным персанажем не сулила добра. Полудница — это дух агрессивно настроенный к людям. Считается что Полудница убивает младенцев и подменяет своими детьми которые в последующем растут злобными и всех ненавидят. Особо зло относится Полуденница к беременным женщинам и одиноко работающим земледельцам.
Образ полудницы может иметь 2 ипостасии: молодая девушка в прозрачных одеждах или в виде уродливо сгорбленной старухи.
Чаще всего Полуденница являлась в период созревания хлебов. По некоторым фольклорным источникам Полудница считалась хранительницей полей.
Кем на самом деле являлась Полудница не известно, возможно образ злого духа отнимающего жизнь появился во время христианизации и к культуре славян не имеет отношения.
Русалка 
Русалкой в славянской мифологии могли стать утопленные молодые девушки или умершие в русалью неделю. Славянские русалки изображаются в виде молодых девушек с длинными волосами в белых одеяниях или нагие. В русалью неделю они часто встречаются путникам по берегам рек и на опушках леса. Считалось что русалками становились девушки у которых «разбито сердце» несчастной любовью, поэтому и мстили они парням утаскивая их под воду.
Русалка с рыбьем хвостом появилась благодаря сказкам и фильмам в более позднее время. Исследователи мифов различают разные виды русалок: Ундины, Мавки, Вилы, Купалки, Лоскотэхи, Полуденницы и полуночницы могут т акж е быть отнесены к русалкам.
Рамхат
Бог Рамхат в славянской мифологии почитался как небесный судья следящий за соблюдением законов вселенной основанных на жизни и любви. Соблюдение заповедей оставленных богом ведет к процветанию рода, нарушение же карается его вырождением.
Упырь
По некоторым источникам упыри подобно вампирам выпивали кровь из людей и съедали их тело. Считалось что если упырь оставил тело, выпив кровь, мертвец мог стать упырем.
После принятия христианства упыри относятся к заложным покойникам, т. е. людям не крещенным и не получившим отпевание.