скулшутинг это что значит
Скулшутинг и «Колумбайн» по-русски
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.
«Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.
Кто такие «колумбайнеры», и как школе с ними бороться?
История проблемы
Даниилу удалось выйти из школы и дойти до дома, по дороге он записал видео, где признался, что ему «очень страшно» и «на него что-то нашло». Дома он смотрел за реакцией на нападение в интернете, там его и обнаружили сотрудники полиции примерно через час.
В школе Пулькина считали странным: «Неадекватным был», – говорят про него ученики школы. Но никто – ни педагоги, ни психологи – не обратил внимания на странного подростка, и вот результат: 12-летняя девочка в больнице.
Своим поступком они создали новый сценарий, который за ними переняли множество подростков по всему миру, а с 2014 года – и в России.
5 сентября 2017 года 15-летний ученик ивантеевской школы Михаил Пивнев ворвался в класс с тесаком и попытался зарубить учительницу. После этого он хотел покончить с собой, но не смог – задержали полицейские. О своих намерениях он предупреждал в соцсетях, был поклонником «колумбайнеров», но никто не принимал его всерьез. Учительница выжила. Кроме нее пострадали трое учеников, которые выпрыгивали из окон.
После этого в конце 2017 и в 2018 годах случаи скулшутинга пошли один за другим.
Причины проблемы
Во всех приведенных выше случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников. Практически все из них являются аутсайдерами, «инаковыми» для остальных, что и становилось причиной травли. Для всех них скулшутинг был не спонтанным, а тщательно подготовленным и спланированным мероприятием.
Это новый способ подросткового суицида, в котором подросток пытается покончить с собой, отомстив своим обидчикам
«Агрессивное поведение, правонарушения, скулшутинг – это сложные проблемы, решением которых и поиском ответов на причины возникновения занимаются как в России, так и в других странах. Можно говорить, что это общая международная проблема, которая имеет свою региональную специфику, – говорит клинический психолог, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт. – Если проанализировать те случаи, которые произошли в нашей стране, то такие явления складываются при стечении разных обстоятельств на фоне индивидуальной уязвимости конкретного ребенка в том или ином случае, например хронически напряженных отношений в классе, пренебрежения в семейном контексте, нераспознанном длительном депрессивном состоянии и т.д.».
Клинический психолог выделила ряд факторов, которые в своем взаимодействии могут стать причиной скулшутинга:
Также, по словам психолога, причиной могут стать и психологические травмы.
Здесь хотелось бы отметить и ряд других факторов макросоциального характера. В России фактически отсутствует индустрия качественного подросткового контента.
Сегодня в России нет качественного подросткового контента: подростки не видят примеров достойного поведения
В советское время было множество книг и фильмов, ориентированных на подростков, в которых закладывались морально-нравственные, поведенческие нормы. Яркий пример – книги писателя Владислава Крапивина, героями которых были именно подростки – с них читатели и брали пример. Из современных же популярных произведений для подростков можно назвать только цикл про Гарри Поттера, но и тот написан в стиле фэнтези, а значит, оторван от реальной жизни и реальных проблем.
В подтверждение можно привести слова Владимира Путина, сказанные им после трагедии в Керчи:
«Молодые люди с неустойчивой психикой создают для себя каких-то лжегероев. Это значит, что все мы, вместе взятые, не только в России, в мире в целом, плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаём нужного, интересного и полезного контента для молодых людей, и они хватают этот суррогат героизма».
Еще один фактор, на который хотелось бы обратить внимание: российское общество с 2014 года живет в определенной информационной «подогретости»: сначала Майдан в соседней Украине, потом война на Донбассе, потом конфликт с Америкой, война в Сирии. В СМИ всерьез обсуждаются возможности Третьей мировой войны и ядерного конфликта. Отмена ДРСМД вывела в публичную плоскость вопросы международной стабильности. Все это так или иначе влияет и на подростков, делая их еще более политически активными.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас уже вошло в дееспособный возраст поколение, не заставшее опасных 1990-х годов и выросшее в относительно стабильные и благополучные времена. Для них в некоторой степени опасность и риск – абстракция, как компьютерная игра.
Несмотря на то, что у нас часто винят во всех бедах интернет, профессиональный психолог указывает следующее:
«И далеко не для всех подростков интернет является триггером, запускающим возникновение идеи силового решения конфликта или проблем или суицидальные мысли. Только в том случае, когда у ребенка или подростка в реальной жизни складывается комплекс хронических проблем, которые он сам решить не может и не получает соответствующей помощи от взрослых, только тогда можно наблюдать некоторую уязвимость от интернета. И увиденное или прочитанное для него может стать триггером, “последней каплей”».
Решение проблемы
По словам Варвары Делибалт, для борьбы со скулшутингом в МГППУ в 2018 году на факультете юридической психологии по запросу Министерства просвещения был разработан «Навигатор профилактики девиантного поведения» с памятками по различным видам девиаций для педагогов, который помогал ориентироваться в признаках отклоняющегося поведения и в алгоритме оказания помощи подросткам. Также были разработаны методические рекомендации по организации просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения.
В школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы
Однако, по словам психолога, все это не спасает ситуацию: необходима полноценная психологическая служба, при которой работали бы специалисты разных профилей:
«В школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы, в которых, например, педагогический психолог занимается проблемами учебной деятельности, а специалист в области психологии девиантного поведения помогает группам риска. Сейчас часто в школе работает один психолог, а его нагрузка очень высокая – более 700–800 человек. Ситуацию необходимо серьезно менять».
Сложную ситуацию в работе школьных психологов подтверждают и другие специалисты. Групповой психоаналитик Кирилл Горохов также указал на недостаточность усилий школьных психологов в профилактике девиаций среди подростков. По словам психоаналитика, основная ответственность за профилактику подростковой агрессии лежит на государстве.
«У психолога очень низкая мотивация в плане работы с тяжелыми подростками, – рассказал Горохов; по его словам, это касается как загруженности школьного психолога, так и оплаты труда. – Система очень сырая, и она вообще не проработанная ни на законодательном, ни на социальном, ни на педагогическом уровне. Это просто непаханая целина».
Однако проблему надо решать. Ведь очевидно, что волна скулшутинга может схлынуть, как до этого схлынула волна пабликов смерти типа «Синих китов», и кто знает, что придет на смену этой страшной моде.
В завершение хотелось бы привести ряд советов для родителей, составленных для профилактики девиаций профессиональными психологами МГППУ:
Уважаемые родители!
Обратите внимание на следующие особенности в поведении ребенка или подростка:
Пожалуйста, помните, что наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением нормативного возрастного кризиса или следствием кризисной, стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка.
Как родитель может помочь ребенку
Не стесняйтесь напоминать ребенку, что вы любите и цените его и что вам важно то, что с ним происходит
Если самостоятельно, в силу различных причин, вам не предоставляется возможным найти общий язык с ребенком и все возможные методы и разговоры не имеют своего действия, если вы заметили некоторые признаки или один ярко выраженный признак и не уверены, как вам следует поступить, вы можете обратиться классному руководителю, школьному психологу или социальному, к психологу центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (центра ППМС помощи), городскую службу психологической помощи, на «телефон доверия». Консультация профессионала поможет ребенку и вам разобраться в себе, в ваших взаимоотношениях и наладить отношения.
Куда еще можно обратиться родителю
Столичные психологи рассказали, что такое скулшутинг и как его предотвратить
27 октября 2020 года
Скулшутинг — вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на учебное заведение. О том, что служит сигналом подобного поведения и как его предотвратить, рассказывает психолог семейного центра «Сокол» Любовь Прохоренко.
Как определить, что подросток склонен к скулшутингу
Важно понимать, что скулшутинг — результат психологической деформации личности.
На заметку родителям!
Чтобы предотвратить агрессивное поведение со стороны своего ребенка, следуйте простым советам:
В столичных семейных центрах реализуются проекты «Заработай сам», «PROлагерь», «Межвузовский квест», «Платная стажировка», «Лето моей карьеры» для детей подросткового возраста. Участие в подобных проектах позволит вашему ребенку найти занятия по интересам, расширить свой кругозор и встретить единомышленников. Задача этих проектов заключается в социализации, профориентации и изменении социальной обстановки. Также оказывается своевременная психологическая помощь подросткам, которая позволяет снизить эмоциональный накал, выявить ресурсную базу, помочь наладить отношения с одноклассниками и родителями.
За более подробной информацией: адрес, время и расписание мероприятий для детей, которые находятся в зоне риска, обращайтесь в ближайший семейный центр.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Скулшутинг — что это такое простыми словами и в чем причины?
В этой статье расскажу про скулшутинг — что это такое простыми словами.
Явление, становящееся, к сожалению, все более обыденным для нашего общества. В чем его истинные причины и можно ли справиться с распространением скулшутинга?
Содержание статьи:
Что такое скулшутинг?
Скулшутинг (школьная стрельба) — событие, при котором учащийся учебного заведения — начальной или средней школы, колледжа или университета — стреляет и ранит или убивает по крайней мере одного другого учащегося или преподавателя на территории этого учебного заведения.
Такие инциденты обычно приводят к многочисленным смертям. Буйство — это разновидность школьной стрельбы, в которой стрелок не преследует конкретного человека. Стрельба в школах происходит по всему миру, но ареной подавляющего большинства нападений, особенно с конца 20-го века, были Соединенные Штаты Америки.
Стрельба в Американских школах
Школьные перестрелки в Соединенных Штатах имеют долгую историю, а 1990-е годы стали поворотным моментом, когда громкие события произошли в таких городах, как Перл (штат Миссисипи, 1997); Уэст-Падука (штат Кентукки, 1997); Спрингфилд (штат Орегон, 1998); и Джонсборо (штат Арканзас, 1998).
Факторы риска
Учитывая распространенность таких перестрелок, многие журналистские и научные исследования были сосредоточены на выявлении основных факторов риска стать школьным стрелком.
Таким образом, когда жертвы издевательств становились стрелками, они часто нападали на своих обидчиков. Однако они также могли нападать на других людей, в том числе с низким статусом в школе.
Школьные стрелки иногда поддерживают и расистские (например, нацистские) догмы.
У Чо также была история психических заболеваний, и в 2005 году, за два года до его нападения в технологическом институте Вирджинии, суд признал его опасным для самого себя.
Психологические причины скулшутинга
Давайте попробуем порассуждать и разобраться. Что общего во всех случаях школьной стрельбы и характеристиках стрелков?
Человеку не нравится реальность, в которой он находится. В ней не удовлетворяются его естественные потребности в любви, одобрении, понимании. У него появляется желание-потребность уйти из этой реальности или создать новую (часто эту роль играют компьютерные игры).
От непринятия и отрицания (противодействия) происходящего вокруг происходят частые психосоматические головные боли.
Отчаявшись, человек решается окончательно покинуть этот мир, но чувство обиды вынуждает «забрать с собой» и тех, кто не помог ему получить то, в чем нуждалась его душа в этом мире ( любовь и признание).
Практически все случаи массовых убийств заканчиваются самоубийством.
Раса, пол, класс и школьная стрельба
Большинство случаев скулшутинга совершается белыми мужчинами среднего класса, проживающими в пригородных или сельских районах.
Пытаясь объяснить это явление, некоторые исследователи утверждали, что афроамериканские родители, осознав необходимость подготовки своих детей к столкновению не только с издевательствами, но и с унизительными расистскими комментариями и действиями со стороны доминирующей культуры, часто подчеркивают своим детям, что расистское поведение является неправильным и что их дети не должны чувствовать себя одинокими в своей ситуации.
Исследование сообществ, в которых проживали белые мужчины — школьные стрелки среднего класса, нарисовало совершенно иную картину. Родители и школьный персонал в этих районах указали, что они практически не предоставляли возможности либо прекратить издевательства, либо помочь жертвам справиться с эмоциями и определить стратегии реагирования.
Поскольку мальчикам иногда было стыдно сообщать об этих нарушениях их мужественности, родители и школьный персонал часто не знали или игнорировали повседневную деморализующую, унизительную и издевательскую среду, встроенную в школьную и общественную культуру, в которой жили будущие школьные стрелки.
Таким образом, некоторым будущим школьным стрелкам было предоставлено самим решать, как справляться со своими чувствами сильного отвержения и дискриминации, связанными с их социальным положением в своих школах и среди сверстников, — они сами защищали свое чувство собственного достоинства в контексте их часто экстремальных физических и словесных издевательств и серьезного личного унижения.
Изображения в СМИ школьных перестрелок
Исследование репрезентаций школьных перестрелок в средствах массовой информации показало, что в случае расстрелов в белых пригородных школах газетные статьи были написаны таким образом, чтобы с большей вероятностью вызвать симпатию к стрелкам.
В случае с Клиболдом и Харрисом, стрелками в Колумбайн, их часто изображали как запуганных молодых людей, ставших жертвами общества, наводненного жестокими видеоиграми и пистолетами, лишенных прав, которые обычно обещал их социальный статус.
Статьи об афроамериканских городских перестрелках, однако, оказались короче, и они изображали городскую преступность как “реальность”. Средства массовой информации в таких случаях с большей вероятностью подчеркнут необходимость преследования стрелков и привлечения их к ответственности.
Скулшутинг в России
В 2021 году в России произошло как минимум два значимых скулшутинга.
Массовое убийство в Казанской гимназии № 175 (Республика Татарстан) —произошло утром 11 мая 2021 года. В результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали. Предполагаемый (интересное словечко) нападавший был задержан, им оказался бывший ученик этой гимназии Ильназ Галявиев.
Подробности убийств можно найти в Википедии и прочих источниках. На какие болезни самого скулшутера и всего общества можно обратить внимание, исходя из предложенной СМИ информации об инциденте?
Массовое убийство в Пермском государственном университете 20 сентября 2021. В результате стрельбы, погибли 6 и получили ранения 47 человек, подозреваемый (опять это слово) в совершении нападения был ранен и доставлен в больницу в тяжёлом состоянии. Нападавший — студент первого курса юридического факультета Тимур Бекмансуров.
Кровавые подробности, опять же, знаете где найти, я же, в очередной раз тяжело вздохнув, немного остановлюсь на наиболее «понравившихся» мне моментах, любезно предоставленных нашими любимыми СМИ.
Правительство РФ выделило семьям погибших от рук стрелков по 1 млн.рублей — оплатило смерти по «Госцене». Ну что ж, при такой-то цене денег хватит на всех!
Заключение
В этой статье мы рассмотрели, что такое скулшутинг простыми словами. Надеюсь вам было интересно узнать о некоторых фактах и психологических причинах этого явления.
Если я упустил какие-то моменты, о которых вам хотелось бы рассказать, вы можете оставить комментарии под статьей. Всем любви!
СкулШутинг. Как выжить при стрельбе?
Скулшутинг, колумбайнеры …
Вы можете называть это как хотите…
Но это случается, и это случилось в Керчи, в Нижнем Новгороде, в Казани и в Перми.
К сожалению, предсказать или предотвратить такие трагедии зачастую просто невозможно. Это исключительная ситуация, к которой очень сложно быть готовым. Чаще всего в мировой практике с такими случаями сталкивается США, и именно после случаев стрельбы в американских школах, правительство США создало инструкцию по рекомендуемому поведению в таких ситуациях.
Инструкция включает 3 ключевых шага
1. Run (Беги)
2. Hide (Прячься)
3. Fight (Борись/дерись)
Инструкция создает определенную тактику поведения исходя из того, а каких ты обстоятельствах.
1. Беги
Это действие номер 1. Оно самое главное и приоритетное для любых чрезвычайных ситуаций.
Это действие не предполагает переговоров с нападавшим. Потому что, чаще всего стрелок приходит именно убивать, и смелый переговорщик, для него просто еще одна, легкая цель.
Стрелком движет только одна цель — нанести как можно больший вред и сделать как можно больше жертв. Поэтому любая попытка выйти с ним на контакт — заканчивается убийством. Стрелок не видит своих жертвах людей, ему все равно.
Поэтому если твой путь свободен, нет препятствий и тебе ничего не угрожает — беги в безопасное место. Беги сам, по дороге предупреждай всех остальных, кого только встретишь. Не возвращайся. Не замедляйся. Не пускай никого в опасную зону.
Бери под контроль всех, кто растерялся и кому нужна помощь, но не останавливайся если они сопротивляются. Твоя безопасность важнее!
Важные замечания к пункту «Беги»
Важно реалистично оценивать свое положение.
2. Прячься
Выбери место, где можно забаррикадировать вход.
Вход нужно закрыть так, чтобы при попытке зайти в помещение стрелок не смог это сделать. Для этого используй шкафы, тумбы, столы, стулья, и даже трупы людей.
Стекла в стеклянных аудиториях и кабинетах важно закрыть с помощью жалюзи, карт или бумаги. Окна необходимо зашторить. В помещении выключить свет. Выключить свой телефон. И после этого спрятаться и молчать.
Комната для баррикады должна быть такой, в которой построение баррикады может быть эффективной. Лучше избегать дверей с окнами или стеклом. Желательно, чтобы у помещения был дополнительный выход.
Баррикада без альтернативного выхода — означает, что при проникновении в нее стрелка, тебе придется с ним драться.
Баррикада — это временная мера, чтобы просто выиграть времени. Знай, что полиция уже в пути. Как только путь станет свободен — беги! Смотри пункт №1.
Запомни, что тебе сможет помочь «игра в мертвеца», когда можно спрятаться среди мертвых тел. Такой вариант подойдет если стрелок близко и ты не можешь бежать. Но как только убийца уйдет — выполняй пункт №1.
3. Дерись / борись
Если стрелок очень близко, и тебе некуда бежать, то остается только один вариант — контактный бой.
Если баррикада нарушена и на кону твоя жизнь, остается только драться.
Еще один вариант, когда ты сможешь совместно с другими организовать эффективную засаду и отпор. особенно если у Вас есть навыки борьбы или группа людей уже готова действовать совместно.
И, к сожалению, это не относится к засаде с детьми.
Важное примечание!
Самое главное — твоя жизнь! Не надо геройствовать!
Многие пункты просто не подойдут в некоторых ситуациях или не подойдут детям и некоторым взрослым, который остался один с детьми.
Но если борьба неотвратима, то выход только один — либо ты, либо тебя.
На любом этапе постарайся связаться со службой спасения. Но звонить нужно так, чтобы тебя это не замедлило и не раскрыло.
Конечно, жизнь намного более непредсказуема, чем инструкции в интернете. Но эти шаги позволят тебе многократно повысить шансы на выживание.
Потому что, к сожалению, эти инструкции написаны кровью…
Если Вам необходима психологическая поддержка или просто консультация психолога, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам
3 thoughts on “ СкулШутинг. Как выжить при стрельбе? ”
Спасибо большое! Очень полезная статья!
Что за идея «не надо геройствовать»? Позволить террористу безнаказанно отнимать жизни у тех, кто не может бежать, кто растерялся или впал в панику? Это странная гендерная идея, которая, как минимум, не относится к мужчинам (или к тем, кто обладает мужскими качествами). Если у мужчины есть воля, сообразительность и хладнокровие, а тем более — определенные навыки, он способен остановить убийцу и защитить не только себя но и других. Например, в последнем шутинге убийцу останови обычный ДПСник, гаишник. Который совсем не был «обязан» жертвовать своей жизнью и рисковать собой. Он мог бы дождаться приезда спецслужб, специально предназначенных для таких случаев. Но он не стал. Он применил свои навыки и пошел на риск, на который не был обязан идти. В вашей же статье «деритесь» относится только к тем случаям, когда человеку самому угрожает опасность. Очень по женски, очень по матерински написан материал. Но в мире есть не только женщины.
Только вот это тема скулшутинга, а не террора. Речь идёт о детях, которые не способны адекватно оценивать свои силы и силы стрелка