скрабл или эрудит что выбрать
Игра Эрудит – описание, история, что развивает, отличия от Скрабл, что входит в набор?
Как много времени в нашем детстве пролетело незаметно за увлекательными настольными развлечениями, среди которых – игра Эрудит. Кроме увлекательного занятия по складыванию слов, поиску потерявшихся и сбору рассыпанных мелких букв, она обеспечивает еще и веселое ненавязчивое обучение, расширяя словарный запас и повышая грамотность.
Настольная игра Эрудит – описание
Эта настольная лингвистическая игра предназначена для участников в количестве от 2-х до 4-х, а суть ее в том, чтобы составить как можно больше слов из случайно набранных фишек с буквами на общем игровом поле. Каждый использованный символ имеет свой «вес» – количество очков, которые суммируются, и в итоге определяется победитель, набравший их больше остальных. Игра Эрудит – это полезное развлечение не только для детей: взрослые тоже с удовольствием погружаются в игровой процесс с головой.
История игры Эрудит
Хорошо известный нам Эрудит советского образца в свое время был скопирован с американской версии настольной игры для интеллектуалов Lexiko, которую придумал архитектор Альфред Мошер Баттс в 1931 году. Изначально буквы в ней располагались на картонных фишках, а игрового поля не было. Позже игра обзавелась квадратным полем со сторонами по 15 фишек, и такая ее модификация стала называться Criss-Cross Words.
В середине прошлого века Баттс продал права на эту игру. Новый владелец незначительно изменил правила и придумал другое название – Scrabble (Скрабл). Под этим именем она стала набирать популярности уже после того, как снова сменила правообладателя на компанию Selchow & Righter. Игра Эрудит для детей советского пространства вышла только в 70-х годах прошлого века, позаимствовав правила у своей американской сестры, хотя некоторые отличия у них все же есть.
Что развивает игра Эрудит?
Интеллектуальная игра со словами – хороший способ развить свою эрудицию, не зря же у нее такое название. В ней отлично тренируется скорость мышления и расширяется кругозор. Эрудит в легкой игровой форме пополняет словарный запас игроков, развивает грамотность, память и умение разрабатывать собственную тактику. Кроме того, настольные игры в кругу друзей оживляют общение, укрепляют дружеские связи и помогают лучше узнать друг друга.
Игра Эрудит и Скрабл – в чем отличие?
Как уже упоминалось, игра Эрудит – отечественная версия американского Скрабла, поэтому принцип у них один и тот же. Считается, что наш вариант сложнее: в нем можно использовать только имена существительные в единственном числе и именительном падеже, а еще установлены более жесткие правила подсчета набранных очков. Скрабл допускает большую свободу выбора.
Отличаются эти две версии еще и оформлением: американская игра для эрудитов красочнее и больше, в то время, как на Эрудит хорош своей компактностью и абсолютным отсутствием излишеств. Небольшие размеры делают эту забаву идеальным спутником в групповых путешествиях: за подбором слов время пролетит незаметно. Плюс ко всему, эти отличия влияют и на стоимость игры: отечественный Эрудит значительно доступней Скрабла.
Что входит в игру Эрудит?
Итак, вы купили заветную коробочку с настольной игрой, что же у нее внутри? Интеллектуальная игра Эрудит в базовой комплектации состоит из:
Правила игры Эрудит
Итак, приступим к игровому процессу:
Как выиграть в игре Эрудит?
Игра Эрудит с друзьями – это не только весело, но еще и ужасно азартно. Для тех, кто не привык проигрывать, есть несколько хитрых советов, как оставить других игроков далеко позади:
Игры, похожие на Эрудит
Настольная игра Эрудит и ее зарубежный брат Скрабл имеют множество аналогов. Легкое изменение правил и конфигурации – и игровой процесс уже приобретает новые краски, например:
Настольная игра Эрудит
Немного истории
Считается, что настольные игры зародились в Китае, регионах Ближнего Востока и Индии более пяти с половиной тысяч лет назад.
Одной из первых игр был вариант игры в кости. Кубики были сделаны из камня или кости животного (отсюда и название). Из числа археологических находок встречаются простые виды игры в кости, с кубиками неправильной формы.
Другая, менее известная игра в кости – прямые деревянные палочки, с одной стороны, имеющие узор или раскрашенные каким-либо цветом.
Нарды и домино появились на Ближнем Востоке и Индии примерно в конце первого тысячелетия до нашей эры. В Европе довольно долгое время были распространены кости, перекочевавшие с Востока. Единственной европейской старинной игрой можно считать хнехатафл. Это скандинавская настольная игра шашечного типа на клетчатом поле прямоугольной формы.
В 1934 году Чарльд Дэроу создает настольную игру Монополия. Цель игры целесообразно применить стартовый капитал для разорения других инвесторов.
В 1938 году архитектор Альфред Баттс изобретает игру Скрэббл. В Россию эта игра приходит ровно 30 лет спустя. Впервые ее описывает журнал «Наука и жизнь» под названием «Эрудит». Она сразу приобрела популярность. В каждой семье была настольная игра Эрудит купить ведь ее мог каждый желающий.
Ход игры
Слова, как в классическом кроссворде, следует составлять в двух направлениях: слева-направо и сверху-вниз, то есть по горизонтали и по вертикали.
Выкладывать можно только существительные в именительном падеже. Имена собственные запрещены.
После каждого кона участник добирает из мешочка потраченные фишки, каждый раз на руках у него должно быть 7 штук.
Если за один ход были потрачены все буквы, игроку начисляются дополнительные баллы.
В наборе помимо фишек с буквами есть и 3 универсальные карточки – на них изображены звездочки. Это «джекпот» игры – нарисованные значки могут заменить собой любую букву, которую выберет участник. Во время следующего хода игрок может вновь забрать с поля фишку-помощницу, поставив вместо нее настоящую букву, которую она замещала. Однако ее тут же следует использовать – вставить в новое слово.
За один ход можно сочинить несколько понятий, по-прежнему действует основное правило: все они должны пересекать буквы, уже выставленные на игровом поле.
Участник может пропустить свой ход, если так и не придумал ни одного слова. В этом случае он сдает свое фишки и достает новые.
Принцип игры
По сути игра представляет собой мини-кроссворд. Из предложенных букв нужно составить слово. При этом оно должно быть в единственном числе и родительном падеже, а также быть осмысленным. Обязательное условие – в состав нового слова обязательно входит буква из предыдущих выложенных слов. Допускается составление слов, имеющих только множественное число (ножницы). Участники составляют различные слова в порядке установленной очереди. Каждая буква оценивается в несколько очков, задача игрока набрать наибольшее их количество.
Игровое поле имеет размер 15х15 квадратов, некоторые из них окрашены в определенные цвета. Использование цветных квадратиков при составлении слова дает определенный бонус игрокам. Количество бонусных очков определяется правилами игры и зависит от цвета ячейки. Длина слова может быть абсолютно любой: чем больше букв, тем больше очков заработает участник. Одновременно в игре могут участвовать до 10 игроков, но лучше, если играющих будет от 3 до 5 человек. Тогда игровой процесс будет намного интересней. Победителем считается участник, набравший максимальное количество очков.
Современные версии настольной игры «Эрудит» имеют красивый, удобный дизайн и выпускаются в компактной надежной упаковке. Игра поможет скоротать время в длительной дороге, или будет интересным занятием для всей семьи долгими зимними вечерами. Развлекаясь, дети пополняют свой словарный запас и развивают зрительную память. За многие годы это интеллектуальное развлечение не потеряло своей актуальности, игра и сейчас пользуется широким спросом среди любителей настольных игр.
Правила игры Эрудит
Описание настольного набора игры: поле и фишки
Начало игры
Первое слово из любого количества букв — не более 15-ти, случайным образом выбранное игроками, вписывается горизонтально в центр игрового поля. В каждой клетке может быть только одна буква. Игроки делают ходы поочередно.
Процесс игры
Во время своего хода игрок должен поставить на игровое поле букву так, чтобы она распола¬галась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы
Окончание игры
Варианты | Развитие игры |
Первый вариант | Игра продолжается до заполнения всего игрового поля. В конце подсчитывается общее количество очков — побеждает тот, кто набрал большее количество очков. |
Второй вариант | Устанавливаете предел набранных очков. Побеждает тот, кто первым наберет необходимое количество очков. |
Третий вариант | Заканчиваете игру по желанию, подсчитываете очки. Побеждает тот игрок, который набрал большее количество очков. |
Ура, можно играть хоть в невесомости!
Новое обличье любимой с детства игрушки для тренировки памяти, словарного запаса и кругозора! Магнитный Эрудит ещё полезнее, чем магнитные шахматы: букв же много, они любят разлетаться по столу. А тут никаких полётов, можно играть где угодно, хоть на коленях:
Что развивает
Интеллектуальная игра со словами – хороший способ развить свою эрудицию, не зря же у нее такое название. В ней отлично тренируется скорость мышления и расширяется кругозор. Эрудит в легкой игровой форме пополняет словарный запас игроков, развивает грамотность, память и умение разрабатывать собственную тактику. Кроме того, настольные игры в кругу друзей оживляют общение, укрепляют дружеские связи и помогают лучше узнать друг друга.
Как выиграть
Игра Эрудит с друзьями – это не только весело, но еще и ужасно азартно. Для тех, кто не привык проигрывать, есть несколько хитрых советов, как оставить других игроков далеко позади:
Конец игры
Заканчивается игра в двух случаях:
Победителем считается тот, кто наберет наибольшее число очков. Количество очков определяется правилами начисления этих очков и предлагающимися бонусами за различные стратегические действия, выполненные участником игры. Читайте о зарубежном аналоге Скрабл.
Эрудит с черными фишками (в коробке)
Что это за игра?
«Эрудит» — это классическая отечественная лингвистическая игра, которая никогда не надоедает. Ваша задача — с помощью имеющихся букв выкладывать на поле различные слова. Побеждает тот, кто набирает больше очков. Уровень вашей игры зависит от умения составлять слова, рассчитывать оптимальное расположение букв на поле и некоторых тактических навыков.
Игру в «Эрудит» можно сравнить с составлением кроссвордов.
«Эрудит» — это «Скрабл»?
Да, хотя, скорее, более правильно будет сказать, что Scrabble — это русский «Эрудит». Правила игр достаточно схожи, но имеются существенные различия, делающие игру «Эрудит» более строгой и напряженной.
В чём различия между играми?
Различия между «Скраблом» и «Эрудитом» заключаются в правилах: «Эрудит» более лингвистически строг, имеет несколько иное распределение букв по очкам и количеству в игровой поставке, а также имеет более интересное правило использования «джокера» — фишки «звёздочка», заменяющей любую букву. Здесь, в отличие от английских аналогов, она может забираться с поля каждый ход.
В поставку «Эрудита» не входит мешочек для перемешивания букв, а также подставки под фишки: такова цена миниатюризации. Обычный » Эрудит » намного меньше даже дорожной версии «Скрабла», что делает его очень привлекательным для путешествий.
Однако самое важное различие между «Эрудитом» и «Скраблом» — это цена. Отечественный набор существенно дешевле продукции иностранного производителя.
Если правила отличаются незначительно, можно ли играть в «Эрудит» по правилам «Скрабла»?
Да, разумеется. Более того, можно совершенно спокойно играть в «Скрабл» по правилам «Эрудита».
Что в коробке?
В наборе «Эрудита», который по размерам напоминает компакт-диск, вы найдёте:
Для кого эта игра?
Какие ещё бывают наборы:
В игре эрудит принимают участие 2 человека и более. Побеждает тот, кто первым наберет обусловленное количество очков. Слова составляются только по вертикали или горизонтали и должны читаться слева-направо или сверху-вниз.
За один ход можно составить несколько слов из имеющихся 7 фишек.Новые слова составлять на свободном поле без увязки с предыдущими словами нельзя.В начале игры фишки выкладываются оборотной стороной и перемешиваются. Каждый игрок берет 7 фишек.
Первое составленное слово располагают горизонтально или вертикально так чтобы одна из его букв пришлась на центральную клетку поля.Если игрок не может или не желает в свой ход составлять слова, он меняет фишки (от 1 до 7) и пропускает ход.
Сумма очков каждого хода состоит из суммы очков составленных букв, а также премий, получаемых за размещение букв на премиальных клетках.
Каждый игрок, использовавший за один ход все 7 фишек, получается дополнительную премию в 15 очков.
Универсальная фишка * (звездочка) может принимать значение любой буквы. Выставленная на поле, она может быть замещена очередным игроком на соответствующую букву, но обязательно должна быть использована им в следующем ходе.
ira_4udinovskih
Из Вятки с любовью | From Vyatka with love
Размышляем обо всём
В нашей семье в «Эрудит» (Scrabble) играют более 30 лет. За эти годы игра обросла своими традициями и даже новыми правилами, делающими её интереснее. И я хочу поделиться этим с Вами.
Приобрести игру можно в магазинах. Есть две различные версии с разной «стоимостью» букв и их количеством. И продается она не только под названием «Скраббл» («Скрэббл») или «Эрудит», но и другими. Однажды Женя попросила привезти русскоязычный «Эрудит» в США, и мы долго объясняли продавщице, что это такое. В конце концов, она воскликнула: «Так это же Словодел! Что же вы раньше не сказали!» И указала на коробку на витрине.
Игра у нас занимает около трёх часов, поэтому мы играем обычно в выходные. Наиболее интересно играть втроём. Хорошо совмещать игру с просмотром музыкальных и спортивных программ.
Рассмотрим стандартные правила (из Википедии) (в кавычках) и наши семейные нововведения (курсивом).
«Разрешается использовать все слова приведённые в стандартном словаре языка за исключением слов, пишущихся с заглавных букв, сокращений, и слов, которые пишутся через апостроф или дефис».
Мы используем сокращения, если они пишутся с маленькой буквы. Например слово «хабэ», имеющееся в словаре.
Во время игры мы пользуемся, в основном, Сводным словарём русского языка и сайтом «Грамота.ру». Если слова нет ни там, ни там, то слово не засчитывается. Также запрещено ставить слова, которые отмечены в Сводном словаре словами «справочное» и «не рекомендуется». Однако, если в одном словаре оно «не рекомендуется», а в другом допускается, то слово ставить можно.
«В варианте «Скрэббл» можно использовать все падежи, склонения и времена. В то же время в игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа)».
Мы играем по правилам «Эрудита». То есть ставим нарицательные сущесвительные в именительном падеже единственного числа. При этом ставим множественное число даже при наличии формы единственного числа, если эта форма встречается в словарях или энциклопедиях. Так, слово «прямоугольник» в СЭС есть во множественном числе (посмотрите примечания рядом со словом). Поэтому мы разрешаем ставить это слово и в единственном, и во множественном числе.
«Запрещено использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки на существование уже выложенного слова».
Одним ходом были поставлены три слова «софа», «хо» и «ра» (все есть в Сводном словаре).
В данной ситуации посталены одним ходом существительные «эр», «эта», «азу» и «вуз».
«Каждое новое слово должно соприкасаться (иметь общую букву или буквы) с ранее выложенными словами. Слова читаются только по горизонтали слева направо и по вертикали сверху вниз. Первое выложенное слово должно проходить через центральную клетку. Если игрок не хочет или не может выложить ни одного слова, — он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход. В соответствии с изменениями, внесенными в правила в 1976 году, «любое количество» может означать и ноль, то есть игрок имеет право просто пасовать, не меняя ни одной фишки».
По нашим правилам, если игрок не может придумать слово, он обязан положить буквы, и над ходом думают все игроки. Только потом, если никто не придумал слово, то игрок меняет все семь букв.
«Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть, в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведенным критериям. После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи. Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков».
По нашим правилам использование всех букв удваивает очки за ход.
«Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10».
Мы присвоили твёрдому знаку 20 очком, в момент, когда он впервые выставляется на поле в данной игре. Так, в слове «объект» он стоил 20, а в слове «объектив» (см. ниже о продлении слов) – 10 (согласно номиналу).
Также мы «стёрли» одну из пяти «й», сделав дополнительный «джокер».
«Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:
если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
если квадрат зеленый, количество очков буквы умножается на 2
если квадрат синий, количество очков всего слова умножается на 2
если квадрат желтый, количество очков буквы умножается на 3
если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3
Если слово пересекает и красную и зелёную клетки, то в удвоении (утроении) очков слова учитывается удвоение (утроение) очков букв. Если слово пересекает две красных клетки, то учитываются обе операции. Например, если слово прошло через две клетки утроения слова, то общий счет очков слова умножается на 9»
Мы считаем ходом продление имеющегося слова. При этом призовые клетки, уже занятые на момент хода не учитываются.
Например, при постановке слова «объект» буква «к» удвоилась и стоила четыре очка.
Но при ходе «объектив» «к» засчитывается как 2 очка, но всё слово утраивается. Нельзя продлевать одновременно два слова, даже если они стоят на уголке.
«Также, в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» — звёздочек). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может выставить слово «ТЕ*ЕФОН», где роль буквы «Л» будет играть пустышка. Правила подсчёта очков и использования пустышек могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.
Подсчёт очков за пустышку:
— Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
— Пустышка приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет».
Мы используем последний вариант подсчёта очков.
«Повторное использование пустышек:
— После выкладывания на поле, пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
— Если один игрок выложил слово «ТЕ*ЕФОН», то затем, любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».
Мы используем правило «Эрудита», то есть второй вариант.
Дополнительные правила нашей семьи.
Правило 1. Нельзя ставить слово меньше четырёх букв. За исключением ситуации «Уголок», где можно ставить слова из двух и трёх букв. Это правило развивает игровую ситуацию и редко бывают случаи, когда «некуда ходить».
Правило 2. Можно во время хода делать одну замену буквы на поле. То есть вместо буквы, стоящей на поле, поставить одну из своих букв, не нарушающую логику игры, например вместо «хвощ», поставить «овощ». А букву «х» использовать для хода. Можно таким образом выменять и джокер.
Так в приведённом примере было поставлено слово «хвощ» с джокером на букве «х», но следующий игрок поставил вместо джокера букву «о», а джокер использовал для своего хода.
Игрок обязан сразу же использовать выменянную букву или джокер, за исключением ситуации, когда он ходит «продлением слова с заменой одной буквы». Например, вместо слова « шест» можно поставить « бестия», а букву «ш» взять себе и использовать позднее при любом ходе. Также игрок может оставить себе выменянную букву, если он ее провёл слово через место обмена. Например, можно было бы поставить вместо «о» снова «х», сходив, например, по горизонтали «хлыст», и оставить «о» себе.
Также заменой считается снятие буквы с поля, если это не нарушает ситуацию на поле. При этом не должно получиться слова короче четырёх букв. Если же слова стоят на уголке, то на там должно остаться не менее двух слов длиннее тёх букв. Из-за разрешения снимать букву существует возможность выставить за один ход восемь букв, поэтому мы и заменили выше в правилах «все семь букв» на «все буквы».
За один ход можно сделать только одну замену.
Выменивать букву может только игрок, чей ход в данный момент.
Правило «замены» мы ввели несколько лет назад. Оно открыло массу новых возможностей, практически сведя на нет ситуации, когда игрок не может придумать ход. Главное, чтобы все игроки следили, чтобы кто-то случайно не сделал две замены за один ход (такое случается).
Правило 3. Пустышку (мы называем её «джокер») можно ставить только на букву, которая ещё имеется не на поле. Например, есть шесть букв «р». Если все шесть «р» уже на игровом поле, то джокер на «р» ставить нельзя. Это правило позволяет иметь джокеры в игре до самого конца, что делает ёё гораздо живее. Чтобы реализовать это правило, можно не только считать буквы на поле, но и, например, задать вопрос другим игрокам: «У кого-нибудь есть буква «р»?», и даже проверить наличие буквы среди невзятых букв (потом тщательно перемешав их).
Джентльменские правила(желательные, но не обязательные)
Пожелание 1. Берегите редкие буквы!
Дорогие буквы стараться ставить на «дорогие» места и не «загаживать» (когда первый игрок ставил слово «хвощ», которое «никуда не попало, он предполагал, что вместо «хвощ» можно будет поставить «хвоя» и спасти единственную «щ»). Когда следующий игрок заменил «хвощ» на «овощ», он понимал, что «щ» по-прежнему выменивается («овод»). Ставить слова, где дорогая буква не выменивается, «прилично» только туда, где она (или всё слово) удваивается или утраивается. Исключение составляет твёрдый знак.
Пожелание 2. Берегите красные клетки!
Неприлично «загаживать» красные клетки, то есть нужно стараться не ставить слова так, чтобы доступ к «красненькой» оказался невозможен. Впрочем, с нашим правилом «продления слова с заменой одной буквы» почти всегда можно найти способ попасть на «красненькую».
Пожелание 3. Счёт – не главное!
Не надо бояться делать ходы, позволяющие другим игрокам сделать хороший ход. Наоборот, нужно стараться развивать игру, открывая другим игрокам выход на призовые клетки. Также любой игрок может положить свои буквы (даже придумав ход) и попросить помочь придумать более интересный ход.
Последние ходы, когда уже почти все буквы кончились, как правило, мы играем «в открытую», когда буквы игроков лежат на столе лицом вверх, а не сто ят.