скк в питере что это
СКК Петербургский: архитектура, проектирование, строительство и будущий проект арены
Спортивно-концертный комплекс (СКК) был одним из фундаментальных зданий Петербурга, с интересной архитектурой и уникальным подходом в проектировании и строительстве.
В своё время он являлся одним из крупнейших спортивных объектов подобного типа, с универсальным спортивным залом на 25000 зрителей.
О здании на месте СКК думали ещё в 1930-е годы. По одному из проектов здесь планировалось построить сталинскую высотку (на аэрофотосъёмках 1941—1944 годов даже видна расчищенная площадка под стройку), но Великая Отечественная война отложила эту стройку, а после смерти И. В. Сталина строительство больших помпезных зданий было свернуто окончательно.
Фото: «Citywalls» 1972 г.Общий вид строительной площадки. Автор съёмки: Лосин Борис Семенович (Соломонович). (ЦГАКФФД СПб. Бр 65253)
Архитектура
СКК находился в центре большого луга и представлял собой цилиндрообразное здание в стиле неоконструктивизма. Центральный вход обращен к Парку Победы, от него идёт выложенная асфальтом дорожка, являющаяся своеобразным продолжением Аллеи Героев, по обе стороны которой расположены кассы спорткомплекса. Потом дорожка переходит в трёхскатную лестницу.
По обеим сторонам лестницы располагались скульптуры «Спорт» и «Искусство», выполненные В. Л. Рыбалко, Г. К. Баграмяном и Н. А. Гордиевским. Их высота равна 9 м. На стенках террасы, образованной центральным входом, размещены рельефы на те же темы. Над входом установлено цифровое табло.
Фото: «Citywalls» 1972 г. Вид на строительную площадку. Автор съёмки: Лосин Борис Семенович (Соломонович) (ЦГАКФФД СПб. Бр 65252)
Фото: Станислав Забурдаев. Спортивно-концертный комплекс (СКК).
Благодаря пролёту в 160 м, перекрытому тонкой 6-миллиметровой стальной оболочкой — мембраной, научно-техническое общество Франции в 1988 году к столетию возведения Эйфелевой башни, включило СКК имени Ленина в список величайших достижений XX века, в который, к примеру, вошел и туннель под Ла-Маншем.
В марте 2019 года петербургский Союз архитекторов и городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры подали в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга заявки на включение СКК в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Заявки были отклонены с тем обоснованием, что по закону на статус памятника могут претендовать здания, с момента постройки которых (или с момента значимых событий, связанных с этим объектом) прошло не менее 40 лет.
Фото: «Citywalls» 1978 г.
СКК, по версии Правительства Санкт-Петербурга, ввели в эксплуатацию в середине 1980 года. Акт о вводе здания в эксплуатацию был подписан 29 декабря 1979 года. 30 декабря 2019 года (через день после истечения 40-летнего срока) была подана новая заявка, которая также была отклонена, с предложением подать заявку ещё раз после 31 января 2020 года. 31 января 2020 года при проведении выполняемых в спешке работ по демонтажу кровли здание было почти полностью разрушено.
Озвучивается версия, согласно которой здание торопились довести до состояния, не подразумевающего сохранение старых конструкций, для того, чтобы снять с повестки дня вопрос о включении СКК в список объект культурного наследия и получить возможность без помех застроить территорию комплекса.
Фото: «Citywalls» 1979 г.
Проектирование и строительство
О постройке в Ленинграде крупного спортивного комплекса думали давно. К началу 1960-х годов все существующие в городе крытые манежи перестали удовлетворять современным потребностям.
В начале 1960-х годов началось проектирование большого крытого манежа на территории между Кузнецовской улицей, Нарымским проспектом (ныне пр. Юрия Гагарина), Бассейной улицей и безымянным проездом (ныне пр. Космонавтов). Строительство было начато в 1970 году.
Изначально СКК строился к Московской Олимпиаде. Проект здания разработали советские специалисты — представители ЛенЗНИИЭП во главе с архитекторами Н. В. Барановым, И. М. Чайко и главными специалистами по конструкциям Ю. А. Елисеевым и О. А. Курбатовым, а выполнил строительство трест № 16 Главленинградстроя под руководством главного инженера А. В. Яхонтова.
Фото: «Citywalls»
Здание было построено из отечественных материалов. Строительство было окончено в конце 1979 года, акт о приёмке в эксплуатацию был подписан 29 декабря 1979 года. СКК был открыт 19 мая 1980 года перед «Олимпиадой-80». Скульптуры, выполненные В. Л. Рыбалко, Н. А. Гордиевским и Г. К. Баграмяном были установлены перед входом в 1981 году.
Новый Спортивно-концертный комплекс, которому дали имя Владимира Ильича Ленина, стал крупнейшим спортивным комплексом Ленинграда. В СКК проводились крупнейшие спортивные соревнования по различным видам спорта и крупные концертно-развлекательные мероприятия.
В постсоветское время в СКК стало меньше проводиться спортивных соревнований, которые были в основном убыточны, но стало больше концертов, приносящих прибыль.
Фото: «Citywalls»
Фото: «Citywalls»
С 2017 года шла дискуссия о капитальной реконструкции СКК, либо о сносе здания и постройке на его месте нового комплекса. Прошедший 11 августа 2019 года концерт американской певицы Дженнифер Лопес стал последним. Уже через день после него СКК прекратил свою хозяйственную деятельность, были расторгнуты ранее заключённые контракты с арендаторами, которые собирались провести свои мероприятия в комплексе.
В ходе обсуждений на градостроительном совете Санкт-Петербурга в 2018—2019 годах обсуждались две концепции реконструкции Спортивно-концертного комплекса: капитальная реконструкция с сохранением внешнего облика здания или полный снос здания с возведением на его месте новой ледовой арены.
Фото: «Citywalls» Фото середины 1980-х гг. СКК имени Ленина
Фото: «Citywalls»
За первый вариант ратует ряд членов градостроительного совета Санкт-Петербурга: они обосновывают это желанием сохранить узнаваемый архитектурный облик СКК. При этом здание официально не признано архитектурным памятником. Второй вариант лоббирует потенциальный инвестор, хоккейный клуб СКА, который принадлежит структурам «Газпрома».
Клуб планирует на месте СКК построить новую ледовую арену, которая по вместимости должна стать крупнейшей в Европе или даже в мире и должна принять чемпионат мира по хоккею в 2023 году. При этом указывается, что габариты нового комплекса должны быть больше, иначе в нём невозможно разместить арену вместимостью более 20 тысяч человек, соответствующую современным требованиям.
Также планируется застроить прилегающую территорию объектами социальной инфраструктуры и жилыми домами. Планы застройки зелёной зоны вокруг СКК вызвали протесты у жителей прилегающего района.
Фото: «Citywalls»
Фото: «Citywalls»
В процессе проведения демонтажных работ 31 января 2020 года рухнула крыша и большая часть здания. Обрушение произошло во время работ по демонтажу стальной мембранной (натяжной) крыши спорткомплекса. В результате обрушения 29-летний газосварщик Матвей Кучеров погиб под завалами.
Кучеров, после получения по рации от начальников с земли указания, для продолжения работ по демонтажу металлической крыши вышел из люльки на бетонное кольцо. Он приступил к перерезанию одной из держащих крышу вант (всего их 112, 15 из них уже были перерезаны, он взялся за 16).
Фото: «Citywalls»
Фото: «Citywalls»
Едва ванта была перерезана, крыша своим весом (около 8 тысяч тонн) переломила в нескольких местах периметр (выполненный в виде железобетонного кольца с высоким внешним парапетом, поддерживаемого 56 узкими вертикальными пилонами) и начала стремительно рушиться. Матвей бросился к люльке, но не успел запрыгнуть в неё и упал вместе с обломками с 40-метровой высоты.
Руководитель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин поручил возбудить по факту обрушения СКК «Петербургский» 31 января 2020 года уголовное дело. Его материалы поручено передать в центральный аппарат ведомства.
Фото: «Yandex» Строительство СКК
Фото: «Citywalls»
Указывается, что решение о начале демонтажа принималось в спешке и не было в достаточной степени технически проработано, отсутствовали согласованный проект и разрешение на работы, чёткий план работ, проработанная модель работ по демонтажу, результаты расчётов и испытаний конструкций, отсутствовал контроль за соблюдением правил техники безопасности при производстве работ.
В марте 2020 года, оставшуюся после обрушения часть здания демонтировали. Идёт процесс вывоза мусора после обрушения и демонтажа.
Фото: «Sports.ru» Проект новой арены
Проект новой арены
30 января Компания «СКА-Арена» представила новую концепцию ледового дворца в Санкт-Петербурге для СКА. Автором архитектурного решения выступил «ГорКапСтрой». Площадь всего объекта составит 167 тыс. кв. метров, высота – 49 метров. Вместимость составит 21,5 тысячи человек во время хоккейных матчей, 23 тысячи – во время концертов. Ранее сообщалось, что стоимость строительства составит 20 млрд рублей.
СКК «Петербургский» будет реконструирован к чемпионату мира по хоккею 2023 года. Арену должны обновить к маю 2023 года, а территорию вокруг обустроить как общественное пространство.
Фото: «Sports.ru» Опубликованы эскизы новой арены СКА. Вместимость – 21 500 зрителей
СКК Петербургский
В 1988 году в связи со 100-летием возведения парижской Эйфелевой башни Научно-техническое общество Франции решило отметить величайшие технические достижения XX века. Наряду с тоннелем под Ла-Маншем, гигантской норвежской платформой по добыче нефти, транспортной эстакадой, соединившей острова Японии, в их число вошёл и ленинградский крытый зал спортивно-концертного комплекса [8, с. 5].
Такой чести он был удостоен благодаря тому, что пролёт в 160 метров был перекрыт уникальной стальной оболочкой-мембраной, невиданной то тех пор.
Строительство универсального спортивного зала велось в рамках подготовки к летней Олимпиаде 1980 года.
Задумывалась и проектировалась она как самая крупная в Европе арена под крышей. Стартовав именно с таким статусом, финишировала она уже второй из-за недостаточного финансирования и, как следствие, растянувшегося времени строительства. Опередил ленинградскую арену московский дворец спорта, рассчитанный на 45000 зрителей. СКК мог принять «лишь» 25000. Вместе с тем, именно проектирование арены в Ленинграде помогло создателям подобных объектов в столице, ускорило и удешевило их появление к Олимпиаде-80. Для строительства был выбран участок на окраине города, свободный от других объектов. Здесь планировалось создать большой спортивный центр Московского района, что впоследствии так и не было осуществлено. Универсальный спортивный зал был бы главный доминантой этого спортивного кластера.
Вторая очередь строительства спортивного центра Московского района подразумевала стадион с трибунами и беговой дорожкой и искусственным льдом, двух спортивных залов, двух бассейнов (один из них открытый), 12 кортов, гостиницы на 300 человек.
Гигантский цилиндр СКК имел большое градостроительное значение. Он располагался на главной оси Московского парка Победы, напротив гостиницы «Россия». Прилегающий к нему участок площадью около 33 гектаров был продолжением уже существующей парковой зоны.
Экспериментальное строительство
Проектные работы начались ещё в 1966 году. За прототип был взят спортивный комплекс «Юбилейный», открытый в 1967 году к 50-летию Революции.
Проект универсального спортивного зала разработали: архитекторы Н. В. Баранов, И. М. Чайко, Ф. Н. Яковлев; конструкторы М. Н. Шехнер, Г. А. Миненкова, Ю. А. Елисеев, О. А. Курбатов, А. П. Морозов, Б. Д. Белов; инженеры М. Т. Басевич, И. С. Либер, Е. Б. Галкин и другие специалисты [1].
Диаметр круглого здания составлял 160 метров. Высота – 40 метров. Такие гармоничные пропорции 4:1 благотворно повлияли на облик здания в целом. Внутри здание опоясывалось двухэтажным кольцом шириной 15,5 и высотой 9 метров.
Главным архитектором проекта был Игорь Михайлович Чайко. Он руководил 5-й мастерской ЛенЗНИИЭПа. С его участием ещё в 30-е годы XX века в Ленинграде возводились первые жилые дома из крупных блоков, что положило начало индустриальному домостроению.
Главный конструктор Михаил Натанович Шехнер так сформулировал концепцию общего конструктивного решения СКК:
«Значительные размеры сооружения плюс сложность архитектурно-планировочного решения всех его внутренних устройств предопределили необходимость проектирования основных конструкций зала по двум автономным схемам: одна – несущие элементы периметрального каркаса и покрытия; другая – система конструкций многоэтажных трибун и перекрытий на прямоугольной сетке опор» [3].
Заслуга в разработке каркаса всего сооружения принадлежит конструктору Борису Дмитриевичу Белову.
Основной несущий каркас состоял из 56 стальных обетонированных колонн, объединённых в двух верхних уровнях сборно-монолитным железобетонным опорным кольцом мембраны и стальным обетонированным кольцом системы её стабилизации. Колонны расставлялись по периметру с шагом в 9 метров.
Внутренняя планировка была решена асимметрично. Центр арены проектировщики сместили с геометрического центра, дабы обеспечить максимальную наполненность зала при «односторонних» зрелищах. Таким образом, здесь появилась главная трибуна с 52 рядами и три малые – по 22 ряда. Кроме них по периметру арены существовали галерея и балкон.
При снятых боковых трибунах площадь зала составляла 124х88 метров, что позволяло оборудовать конькобежную дорожку длиной 333,3 и шириной 12 метров. Относительно этой дорожки велись споры – нужна ли она здесь вообще. В результате от неё всё-таки не отказались. И при этом было выработано ещё одно новаторское прогрессивное решение основания её конструкции. Она была неразрезной, покоилась на подвижных катковых опорах, что позволяло получить искусственный лёд без деформационных швов, мешавших спортсменам добиваться высоких результатов [1].
В кольцевой двухэтажной части сооружения располагались фойе, гардеробные. Под главной трибуной находились кинопроекционная, комментаторские кабины, помещения технических служб. В центре главной трибуны оборудовали ложу для почётных гостей. Как и при проектировании «Юбилейного», для расчёта конструкции нового спортивного комплекса были изготовлены многократно уменьшенные модели в масштабах 1:500, 1:100, 1:50 и 1:25. На последней отрабатывались воздухообмен и соблюдение температурного, акустического режимов, монтаж крыши-мембраны.
Создатели комплекса руководствовались принципом «ничего лишнего», в том числе при отделке интерьеров. Здесь применялась в основном штукатурка. Полы, пилоны и лестницы облицовывались гранитом, лишь входы в зал и на трибуны были отделаны мрамором. Всё это отлично сочеталось с экстерьером, в котором также применили в основном железобетонные изделия на белом цементе покрытые штукатуркой.
Если раньше архитектуру можно было отделить от вклада инженера, то в случае с СКК было доказано, что современная архитектура и конструкции – неделимое целое.
Уникальная крыша-мембрана
Крышей здания являлось уникальное вогнутое к центру металлическое покрытие, получившее название мембранного. Авторами этой конструкции выступили главный инженер проекта кандидат технических наук Юрий Александрович Елисеев, главный специалист ЛенЗНИИЭПа Алексей Петрович Морозов и начальник конструкторского отдела того же института Ольга Александровна Курбатова [2].
За их плечами уже был опыт по сооружению висячего покрытия дворца спорта «Юбилейный» диаметром 93 метра. Там были применены радиальные предварительно напряжённые тросовые фермы. Но при ширине крыши в 160 метров такой подход становился нерациональным, слишком дорогим.
Поиски нового решения шли долго. Сравнивали самые разные конструкции – от железобетонных куполов до вантовых систем. Каждую разновидность покрытия досконально анализировали, сравнивали по расходу основных материалов – бетона и стали. В итоге было изобретена висячая предварительно напряжённая пространственная мембрана.
Особенно сложной при асимметричном контуре внутренних устройств зала была задача обеспечения оптимальных условий работы мембраны, которая в силу особенностей своей конструкции отличалась большой чувствительностью к неравномерным воздействиям.
Покрытия подобного рода раньше не встречалось в мировой практике. Перед осуществлением замысла на практике был проведён ряд экспериментов, комплексных научных исследований. Их проводил институт ЛенЗНИИЭП, помощь оказывали кафедра сварочного производства Политехнического института, аэродинамическая лаборатория Ленинградского государственного университета.
Затем приступили к разработке чертежей. На этом этапе вычислялись геометрические параметры покрытия, выбор материалов, разработка элементов и узлов сопряжения, отшлифовка методов монтажных операций. Огромный объём работ при этом выполнили инженеры С. В. Круглов и В. Л. Постников.
В окончательном виде покрытие представляло собой предварительно напряжённую сферическую мембрану, выполненную из стального листа толщиной 6 миллиметров. По контуру она подвешивалась к сборно-монолитному железобетонному кольцу, опирающемуся на периметральные колонны здания. По краю мембрана имела эллиптические вырезы, выступы которых шарнирно крепились к кольцу в 112 точках. Вся поверхность мембраны была разделена на 56 секторов по 360 кв. м. каждый. Они изготавливались на заводе и в виде рулона доставлялись на монтажную площадку.
Жёсткость покрытия обеспечивалась системой предварительно напряжённых 56 тросов в периферийной зоне. По центру конструкцию стабилизировала плоская шайба, предназначенная для крепления разного технологического оборудования. Строители долго спорили относительно способа соединения элементов мембраны. Сварке и болтам предпочли клёпку. Монтажные работы велись на высоте 40 метров. Собирать мембрану внизу не получалось, так как этому предшествовал монтаж трибун и других конструкций зала.
Новаторское инженерное наполнение
Инженерной частью проекта СКК руководила Мария Герасимовна Басевич. Она и её коллеги также принимали непосредственное участие в сооружении «Юбилейного», что помогло в новой работе. Э. А. Эстапов вёл проектирование холодильных устройств, Л. Р. Симоновский – водопровода и канализации, В. И. Ливенталь разрабатывал систему связи, Д. З. Школьников – автоматику, И. М. Хайт занимался вопросами технологий, А. Л. Бекергун – системой кондиционирования. Несмотря на имеющийся опыт, много приходилось изобретать заново [4].
Например, система освещения крепилась на высоте не 14 метров (как в «Юбилейном»), а на 25 метрах. Примерно на такой высоте крепятся мачтовые светильники на открытых стадионах. Значит и их мощность в условиях закрытой арены должна быть соответствующей. Все необходимые вычисления были произведены сотрудниками ВНИИ светотехники в Москве.
Сами осветительные приборы изготовили на Тернопольском заводе. Специально разработанные прожекторы с металлогалогенными лампами весили по 100 килограмм. Всего их нужно было более 1000 штук. Бакинский завод поставлял кондиционеры. Всё это хозяйство было необходимо ещё звукоизолировать и виброизолировать.
Холодильная установка была размещена в 300 метрах от зала. Она обеспечивала одновременно кондиционирование, хоккейное поле, тренировочную площадку, ледяную дорожку. Общая площадь искусственного льда на арене составляла 6000 кв. м. Система автоматического регулирования и контроля параметров работы холодильных устройств позволяла ограничить температурную неравномерность в интервале всего 0,5 градусов.
Расчёты показали, что в зал ежечасно надо будет подавать 640 000 кубометров воздуха. Нагретого зимой или охлаждённого летом. Осушаемого или увлажняемого по необходимости. Работу вентиляционных систем отрабатывали на модели зала 1:25 при различных режимах: наличие и отсутствие ледяных полей, разную заполняемость зала.
Впервые для СКК была разработана схема «звукофикации», так как применительно к залу объёмом около полумиллиона кубических метров такая задача в СССР никогда не решалась.
Арена оснащалась двумя большими экранами. Один предназначался для показа фильмов. Второй выступал театральным «горизонтом». Оба были шириной 33 метра, высотой – 18. Задача их компактного сворачивания и уборки под кровлю решалась при помощи специалистов ЦНИИ буммаша, имеющих опыт намотки больших бумажных полотен на барабаны. Сами барабаны для экранов изготавливались из пластика в объединении «Ленинградский Металлический завод».
Телескопические подвесы для осветительных приборов, опускающие их на любую необходимую отметку, изготовили объединения имени Я. М. Свердлова и «Арсенал». Среди поставщиков оборудования для СКК были «Севкабель», заводы подъёмно-транспортного оборудования, «Электропульт» и другие предприятия.
Кулисы, разделяющие пространство СКК на отдельные площадки, представляли собой конструкции, похожие на надувные матрасы. Они надумались воздухом снизу и поднимались вверх при помощи блоков.
Архитектурный облик СКК дополнялся монументальными скульптурными произведениями. Над ними трудились народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградского училища имени В. И. Мухиной В. Л. Рыбалко и скульпторы Г. К. Баграмян, Н. А. Гордиевский. Их работа согласовывалась с руководителями проекта СКК архитекторами И. М. Чайко и Н. В. Барановым [6].
У входа на арену с левой стороны лестницы была установлена женская фигура, держащая в левой руке театральные маски. Она символизировала театр, эстраду и музыку. Справа – фигура спортсмена, поднявшего победный кубок. Обе фигуры возвышались на узких постаментах высотой четыре метра.
Гранитные стены лестницы были дополнены бронзовыми барельефами с изображениями моментов состязаний в популярных видах спорта: футбола, хоккея, лёгкой атлетики, фигурного катания, карате. Рядом с ними находились геральдические композиции, изображающие музыкальные инструменты.
31 декабря 1979 года спортивный комплекс был принят Государственной комиссией с отметкой «отлично».
Функционирование СКК
Арена была «универсальной» в буквальном смысле этого слова. По задумке создателей здесь могли соревноваться представители 14(!) видов спорта, проводиться самые разные зрелищные мероприятия. Проектировщики утверждали, что трансформация зала может осуществляться в считанные часы. За это время могли трансформироваться или убираться боковые трибуны [5].
Спустя четыре года с момента ввода в эксплуатацию директор спортивного комплекса П. Т. Толстихин рассказал об особенностях и проблемах его функционирования. По его словам за это время не произошло ни одного сбоя в работе арены. Объект посетило более 4 000 000 зрителей [7].
Пётр Тимофеевич до прихода на пост директора СКК занимал аналогичную должность во дворце спорта «Юбилейный». Был на многих крупных соревнованиях в разных странах. Он отметил: «Построенный в Ленинграде комплекс сегодня один из самых лучших в мире – и по своим архитектурно-художественным и технико-эксплуатационным качествам, и по удобству и комфорту, который здесь получают зрители на любом представлении или спортивном мероприятии. Я уж не говорю о том, что наш СКК – один из самых больших стадионов под крышей и его в масштабах Ленинграда по праву можно назвать замечательным сооружением».
Если проектировщики предполагали проведение здесь соревнований по 14 видам спорта, то на практике в СКК удалось организовать выступления по 22 видам! Об уже упоминавшейся уникальной ледяной дорожке говорила олимпийская чемпионка конькобежка Наталья Петрусева: «Наступила новая эра в конькобежном спорте. Результаты, показанные в СКК, говорят о том, что по скорости ленинградский лёд может с успехом соперничать с беговой дорожкой Медео». Президент международной лиги хоккея на льду Гюнтер Собецки считал, что Ленинград, имеющий кроме «Юбилейного» ещё и СКК, является одним из лучших мест для чемпионатов мира.
С успехом проводились здесь и многочисленные концерты. Только на этой площадке Юрий Антонов в 1983 году смог собрать 400000 зрителей за 28 концертов.
Вместе с тем, не всё ещё было реализовано. Толстихин говорил, что комплексу не хватает огромных занавесов, которые бы разделяли арену на отдельные пространства. Практика показала, что есть необходимость заливать сразу два хоккейных поля. Не был построен хозяйственный блок. Часть оборудования приходилось хранить в помещениях, предназначенных для других целей. В самом срочном порядке требовалось построить кассовые павильоны вблизи СКК. Зрителям приходилось стоять в очередях за билетами перед временными киосками на открытом воздухе, без защиты от дождя.
Директор комплекса отметил, что выйдя на соотношение: спорту и концертам по 50%, арена вышла на рентабельность. Вместе с тем, существует и другая информация относительно окупаемости СКК: якобы в 1983 году дотация на его эксплуатацию составила 1 700 000 советских рублей.
В условиях рыночной экономики руководству спортивного комплекса не всегда удавалось извлечь прибыль из его деятельности. Так, в 2010 году арена заработала 60 миллионов рублей, а долгов накопила на 100 миллионов.
А вот в начале 2010-х годов новое руководство «вышло в плюс». На заработанные деньги даже была отремонтирована крыша, приведены в приличное состояние раздевалки для спортсменов, подсобные помещения.
Гибель уникального здания
В 2014 году комплекс был поставлен в план по приватизации. Город добился отмены этих планов и перевода объекта из федерального подчинения в региональный. А спустя ещё два года город и спортивные федерации перестали отдавать СКК проведение турниров. Их количество сократилось до нескольких штук в год. Комплекс снова начал терпеть огромные убытки.
В этот период появилась инициатива хоккейного клуба СКА (владельца здания) построить на месте СКК «Петербургский» новый стадион, чуть ли не самый большой в мире. Встаёт вопрос: а почему же именно на этом месте, а не на пустыре? Зачем уничтожать уникальное здание?
Ответ кроется в изменениях в городской закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для совместного использования», вступившем в силу в июне 2018 года. В нём появился пункт о том, что инвестор, вложивший в строительство спортивного объекта не менее 15 миллиардов рублей, получает без торгов смежный участок.
Очевидно, что вложенные деньги инвестору надо окупить. А такую большую сумму можно перекрыть только продажей жилья отнюдь не в дальних спальных районах, а только в приятном для покупателей месте с развитой социальной и транспортной инфраструктурой. То есть строить надо именно здесь. И не реконструировать здание, а сносить и строить новое, дабы освоить нужные средства.
Поэтому владельцы ХК «СКА» принялись всячески доказывать аварийность 40-летней постройки и её малозначимость. Среди приводимых аргументов были также и «сжатые» сроки – надо успеть открыть новую арену к чемпионату мира по хоккею 2023 года.
Архитектурное сообщество идею сноса СКК категорически не поддержало. Оказалось, что существующий спортивный комплекс вполне можно отремонтировать, реконструировать со значительным увеличением количества мест для зрителей (более 20000 мест). На проектирование и строительство при должном финансировании и профессионализме исполнителей можно потратить менее двух лет – сроки не срываются.
Споры инвестора с архитекторами детально переданы в статье-отчёте о градостроительном совете, прошедшем в декабре 2018 год: https://regnum.ru/news/society/2533880.html
В 2020 году СКК мог бы стать выявленным объектом культурного наследия, после чего его невозможно было бы снести по закону. Мораторий на такое признание составляет как раз 40 лет. По совпадению, именно в начале 2020 года начались активные работы по уничтожению здания.
31 января бригада рабочих начала отрезать крышу-мембрану от опорного кольца. Тут ещё раз стоить вспомнить по неустойчивость конструкции крыши при неравномерных нагрузках. В процессе демонтажа такие нагрузки как раз и появились, в результате чего здание неконтролируемо обрушилось. Под завалами погиб один из рабочих.
В качестве эпилога к истории СКК лучше всего подходит открытое письмо Союза архитекторов Санкт-Петербурга: http://gorod-812.ru/soyuz-arhitektorov-spb-k-snosu-skk-priveli-ambitsii-i-tehnicheskaya-nekompetentnost/
Процитирую лишь его начало: «Уничтожен один из важнейших материальных объектов, созданных народом России в ХХ веке. Вместо того, чтобы присвоить ему статус памятника, реконструировать с должным почтением и использовать в дальнейшем по назначению, мы, петербуржцы, силой группы лиц отправили в небытие свидетельство высочайшего культурного и интеллектуального потенциала своего народа…»