скифия что это такое

Скифия

скифия что это такое. Смотреть фото скифия что это такое. Смотреть картинку скифия что это такое. Картинка про скифия что это такое. Фото скифия что это такое
Карта Скифия и Парфии I в. до н.э.СтолицаНеаполь СкифскийПреемственностьИшкуза →

Ски́фия (греч. Σκυθία ) — в представлении античной географии область расселения группы народов, объединенных под названием скифов. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков.

Содержание

Состав народов и окружение

Геродот со ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса» отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — «стерегущие золото грифы», а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями, причем первыми начали войну аримаспы.

Есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.

скифия что это такое. Смотреть фото скифия что это такое. Смотреть картинку скифия что это такое. Картинка про скифия что это такое. Фото скифия что это такое

скифия что это такое. Смотреть фото скифия что это такое. Смотреть картинку скифия что это такое. Картинка про скифия что это такое. Фото скифия что это такое

Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что в целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, будины, аланы. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами.

Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария I около 514-512 г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.

Позднее на территории, которую античные и византийские авторы продолжали называть Скифией, появились и другие народы: области Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонтств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная. [1]

Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густинской летописей (под 907 годом) Великая Скифия состояла из 12 племен: варягов, словен, чуди, кривичей, мери, полян, северян, деревлян, радимичей, хорватов, дулебов, тиверцев (или толковин или толмачи), и вятичей.

География

Источник

СКИФИЯ

Полезное

Смотреть что такое «СКИФИЯ» в других словарях:

Скифия — VIII век до н. э. II век … Википедия

СКИФИЯ — страна известная истории уже за тысячу лет до Р. Хр., когда кочевья ее жителей находились в Малой Азии. Но начиная с VII в. ст. эры о С. появляются более точные известия, причем греческие географы и историки различают С. Азиатскую и С.… … Казачий словарь-справочник

Скифия — название Северного Причерноморья в 7 2 вв. до н. э. в сочинениях античных писателей. Территория С. занимала степи между устьями Дуная и Дона, включая степной Крым и районы Северного Причерноморья. На территории С. в 5 4 вв. до н. э. 3 в.… … Большая советская энциклопедия

Скифия — Скифская земля (Σκυθια, Σκυθική) европейская и азиатская. Хотя первая стала известна грекам раньше второй, но на самом деле была ее колонией. Уже в Илиаде упоминаются доители кобылицы как обитатели С. (см.). Имя С. встречается впервые у Гесиода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СКИФИЯ — (Skytia) назв. Сев. Причерноморья в 7 1 вв. до н. э. в соч. антич. писателей. Терр. С. занимала степи между устьями Дуная и Дона, включая степной Крым и лесостепные р ны Сев. Причерноморья. С. была заселена собственно скифскими и нескифскими… … Советская историческая энциклопедия

СКИФИЯ — • Scythĭa, Σκυθία, знакомство с этой страной и ее жителями до Геродота было крайне недостаточно; но Геродот дает нам в 4 й книге наглядное описание, многие характерные черты которого мы находим в географии русского государства. По… … Реальный словарь классических древностей

Скифия — см. Скифы. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3 е изд. Мн: Беларусь, 2001) … Античный мир. Словарь-справочник.

Скифия — страна к северу от Черного моря … Краткий церковнославянский словарь

Скифия — назв. Сев. Причерноморья в 7 1 вв. до н.э. в соч. антич. писателей. Терр. С. занимала степи между устьями Дуная и Дона, включая степной Крым и лесостеп. р ны Сев. Причерноморья. С. была заселена собств. скифск. и нескифск. племенами,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Скифия

По установившейся традиции сначала обратимся к официальным источникам, а потом уже посмотрим на исследования историков. Большой Энциклопедический Словарь сообщает: «Скифы, древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Х-во: земледелие, скот-во, обработка металлов, торговля с ант. городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н.э. создали Скифское гос-во. После разгрома готами Скифского гос-ва растворились среди др. племен. От С. остались многочисл. памятники (курганы, городища)».

«Скифская культура – культура степей к с. от Черного моря и Каспия. V11-111 вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных городах С.Причерноморья и других местах. Бронзовые котлы. железные кинжалы и мечи, дисковидные зеркала из полированного металла. Знаменит «зверинный стиль» в искусстве, изображающее животное в движении, иногда в прыжке. В 111 в. исчезают под давлением сарматских племен. О скифах много сведений сообщили античные авторы, особенно Геродот (V в. до н.э.). Это были ираноязычные кочевники. Во 11 в. до н.э. возрождается скифское государство в крыму со столицей Неаполь (у Симферополя, городище Кременчик). (Г.Н.Матюшин. Археологический словарь. М.1996.)

Теперь заглянем в 19 век и прочитаем об этом народе в Церковно-историческом словаре под редакцией протоиерея Л.Петрова: «Скифия – страна на С. от Чернаго моря, между Дунаем и Доном. Она делилась на малую, или Западную (при устьях Дуная) и на великую, или Восточную – при устьях Дона и Днепра. Ее населяли Скифы – смесь разных кочевников. правили ею сперва Парфяне, потом – Греки, Хазары, Турки, Татары. С конца 18-го века Скифия принадлежит России».

В этом же источнике узнаем, что скифы в Палестине основали город Скифополь или Бефсан (Беф-Сан, Бел-Сан) на берегу р. Киссон, притока р. Дон (совр. Иордан) в 730 году до н.э. Находим некоторое подтверждение этого факта в Библии (карты на форзаце) и узнаем, что этот город с названием Скифополь существовал во времена Нового Завета.

Дэвид Лэнг в своих книгах «Армяне. Народ-созидатель» и «Грузины» сообщает о скифском вторжении на территорию современной Грузии в 730 году до н.э. и на территорию Урарту – в 711 году до н.э.

В 680 году до н.э. скифы пришли в Малую Азию и встретили упорное сопротивление ассирийского войска царя Ассархаддона. В 677 году до н.э. уже царь Ассирии Ассархаддон совместно с вождем скифов Партатуа (Прототия) разбивают киммерийское войско. В 673 году до н.э. скифы завершают разгром киммерийцев. В 634 году скифы с союзниками разбили мидийские войска и обложили Мидию (Передняя Азия) данью. В 612 году до н.э. скифы во главе с царем Мадаем захватили столицу Ассирии Ниневию, после чего Ассирия перестала существовать как государство (растворилась в империи скифов). В 611 году скифы разгромили Сирию и Палестину, подчинив их своему господству. В 605 году мидийский царь Астиаг (Ас Тиаг или Киак сар), напоив на пиру скифских вождей, велел стражникам перебить их.

В 530 году до н.э. персидский царь Кир 11 из династии Ахеменидов был разгромлен с войсками скифским племенем массагетов царицы Томириссы на востоке Каспия. В 512 году до н.э. армия персидского царя Дария 1 Гистаспа терпит сокрушительное поражение от скифов в Причерноморье, сам он гибнет в бою. Таких примеров не счесть.

В 10 веке от Р.Х. византийский историк Лев Диакон не делает различия между словами «скиф, рус и славяне», описывая походы киевского князя Святослава.

Изданная в 19 веке французской Академией Наук «Эпоха Крестовых походов» под редакцией Э.Лависса и А.Рамбо в описании жизни тюрков сообщает о планах Чингисхана по восстановлению Древней Скифии, простиравшейся от Тихого до Атлантического океанов на протяжении тысячи лет.

Складывается такое впечатление, что по указке Глобального Предиктора была вычеркнута история скифов (конный стрелок – по-гречески) или превращена в бальзаковскую «шагреневую кожу», которая при каждом прикосновении «исТОРЫков» уменьшалась в размере.

Не могу не привести выдержки из статьи Александра Елисеева «Скифский квадрат», в которой с большой любовью дано описание этого великого государства.

«Загадочный «скифский квадрат», о котором нам поведал «отец истории» Геродот, не может не волновать хоть сколько-нибудь склонный к романтизму ум. Для того же, кто видит в подобном «геометризме» не древнюю фантазию, но сакральный символизм, подобное волнение более чем чувствительно.

Мы можем с полным основанием утверждать, что Скифия представляла собой сакральную империю – многонациональное государство, возглавляемое непосредственно предками восточных славян – русов, «племенами» которые занимали восточную часть праславянского мира (многие историки считают нужным говорить о наличии внутри него двух культурно-диалектных ареалов). Здесь имеется ввиду древнейшее население Поднепровья, всегда отличавшегося высоким уровнем материальной культуры (пашенного земледелия и ремесел), который и позволил ему стать основным центром восточного славянства во времена Киевской Руси. В 1 тыс. до н.э. Приднепровье входило в состав т.н. «Геродотовой Скифии», описанной Геродотом (5 в. до н.э.) как «квадрат», ограниченный с юга – Черным морем, с запада – Днестром, с севера реками Конская и Донец, с востока – Доном. По нашему мнению, Приднеровье предствляло собой ядро могущественного скифского государства, включавшего в свой состав (в основном) славян-земледельцев (доминирующий этнос) и северных иранцев-кочевников, а также – кельтские, фракийские и балтские племена.

Наличие славянского элемента внутри Скифии отмечалось еще в 19 в. такими историками, как П.И. Шафарик и И.Е.Забелин, однако наиболее полная систематизированная аргументация в его пользу была приведена академиком Б.А.Рыбаковым. Последний осуществил подробнейший социокультурный анализ легенды о происхождении скифов, которая дошла до нас в пересказе Геродота (записавшего ее со слов ираноязычного рассказчика). Легенда рассказывает о трех сыновьях прародителя скифов Таргитая – Липоксае (Гора-Царь), Арпоксае (Царь водных глубин) и Колаксае (Солнце-Царь). В ней фигурирует, в качестве священного предмета, плуг с ярмом, что сразу исключает ее принадлежность к собственно скифам-ираноязычным кочевникам. К ее носителям можно отнести только «скифов-земледельцев» (иначе – «скифов-пахарей») – разделение скифов на две части – кочевую и земледельческую – составляет один из важнейших элементов геродотовой системы описания скифов. Скифы-земледельцы помещаются «отцом истории» в район Среднего Приднепровья (античный историк называет их «борисфенитами», т.е. «днепрянами»), входившими в состав т.н. «черонолесской «археологической культуры (10-8 вв. до н.э.), которая удивительнейшим образом (по весьма сложной конфигурации) совпадает с зоной древней славянских гидронимов, т.е. может с полным основанием считаться праславянской. Последующие культуры Среднего Приднепровья, в том числе и т.н. «скифская» (7-4 вв. до н.э.), сохраняют преемственность от чернолесской… получается, что скифско-земледельческая культура времен Геродота является СЛАВЯНСКОЙ, следовательно, славянами являются и носители легенды.

Показательно, что скифы в указанной легенде еще называются еще и сколотами, а это этноним великолепно этимологизируется на славянской основе. Очевидно, он произошел от реконструированного праславянского слова kolo («колесо», «плуг»), восходящего к общеиндоевропейскому kuolo,

Читайте также

54. Скифия

54. Скифия Скандинавские авторы дают нам следующие отождествления:Скифия (сканд. Scithia) – Сифия (сканд. Sithia) – Сития – Цифия – Кифия илиКития (сканд. Cithia) [69], с. 215 (= (авт.))Китай! – Свитьод Великая (сканд. Svitjod Hinn Mikla) [69], с. 40, 226 – Сарматия + Алания + Готия.При этом, Скифия разделена

54. 2. Скифия в Африке

54. 2. Скифия в Африке Важно, что словом Cithia называли Скифию «античные» авторы. То есть, как мы теперь понимаем, – средневековые европейские писатели XIV-XVI веков н.э.Вот что сообщают нам историки: «Название заимствовано у античных авторов западноевропейскими географами… В

1.25.3. Скифия-Китай в «Африке»

1.25.3. Скифия-Китай в «Африке» Важно, что словом Cithia называли СКИФИЮ «античные» авторы. То есть, как мы теперь понимаем, европейские писатели XV–XVII веков. Вот что сообщают нам историки: «Название заимствовано у античных авторов ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМИ географами… В исландских

Великая Скифия

Великая Скифия В результате в начале I тыс. до н. э. практически вся степная зона Евразии оказалась под контролем «скифской» этнополитической общности, связанной родством и единством культуры. Этот уникальный по своим размерам и внутренней однородности «скифский мир»

1.2. Скифия, Греция и Рим

1.2. Скифия, Греция и Рим Связи Греции с Великой Скифией были очень тесными и многообразными. Несмотря на всеобъемлющую, «евразийскую» геополитическую ориентацию, Скифия всегда была повернута более к западу, чем к востоку. И ее западные контакты проходили прежде всего

Скифия и Александр

Скифия и Александр Не знаю, что испытываешь ты, мой любезный читатель, а что касается автора этих строк, то он всегда переживает сложное, подчас мучительное чувство, когда очередная историческая задача внезапно получает свое решение. Как будто в детстве открываешь яркую,

Земледельческая Скифия

Земледельческая Скифия ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ СКИФИЯ. Важнейшим, но и труднейшим вопросом географии геродотовой Скифии является правильное размещение «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев» в согласии как с текстом «Истории», так и с новейшим массовым археологическим

25. Скифия

25. Скифия 25.1. Скифия = Великая Свитьод (Святая) Скандинавские авторы дают нам следующие отождествления:СКИФИЯ (скандинавское SCITHIA) = * = СИФИЯ (скандинавское SITHIA) = * = СИТИЯ = * = ЦИФИЯ = * = КИФИЯ или КИТИЯ (скандинавское CITHIA) [523], с. 215 = * = СВИТЬОД ВЕЛИКАЯ (скандинавское SVITJOD HINN MIKLA)

Скифия Великая

Скифия Великая Иоакимовская летопись (в пересказе В. Татищева) говорит, что «Словен с братом Скифом многие земли у Черного моря и на Дунае себе покорили. И от старшего брата прозвались словене. Словен князь пошел к северу и град великий создал, назвав своим именем. А Скиф

Скифия

Скифия По установившейся традиции сначала обратимся к официальным источникам, а потом уже посмотрим на исследования историков. Большой Энциклопедический Словарь сообщает: «Скифы, древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников,

Скифия Гиперборейская

Скифия Гиперборейская Здесь никак нельзя пройти мимо того, что античные авторы отождествляли скифов с «волшебным» народом гипербореев, которые не знают нужды, болезни и старости. Мистики считают Гиперборею изначальной цивилизацией человечества, которая находилась (и

«Райская» Скифия

«Райская» Скифия Сколотские мужи были воителями священной империи. Сколотия воспроизводила реалии изначальной Гипербореи, которая, в свою очередь, являлась как бы проекцией рая на землю. Скифское царство описывается Геродотом как геометрически правильный квадрат, что

2. СКИФИЯ VI–III ВВ. ДО Н. Э

2. СКИФИЯ VI–III ВВ. ДО Н. Э Этногеография Скифии. Сообщение Геродота о том, что все киммерийское население якобы покинуло степи Причерноморья и скифы заняли пустую страну, является явным преувеличением. Часть киммерийцев, безусловно, осталась на месте и была

3. МАЛАЯ СКИФИЯ

3. МАЛАЯ СКИФИЯ С III в. до н. э. начинается заключительный период истории скифов Северного Причерноморья, характеризующийся дальнейшим развитием у них государственности и переходом к городской жизни. После смерти Атея (339 г. до н. э.) могущество Скифии ослабевает и

МАЛАЯ СКИФИЯ

МАЛАЯ СКИФИЯ На рубеже IV-III веков до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарматов), которые в VI-IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на

Источник

Краткая история Великой Скифии. часть 1

Россия — страна многонациональная, причем количество проживающих в ней народов непрерывно растёт от переписи к переписи (в отличие от населения). Правда, народы эти вымышленные, или фантастические, несуществующие.

Среди тех, кто решил заполнить графу «национальность» в 2011 году, оказались фараоны, эллины, иностранцы, граждане мира, жители вселенной и космополиты, афро-россияне, люди земли, просто «люди» и один «штукатурщик». Есть и нецензурная национальность из трёх букв. В итоге список национальностей разросся до 1840, из которых официальная этнография признаёт всего лишь 187.

Впрочем, здесь мы идём в русле общемировых тенденций общественного сумасшествия. Данные переписей свидетельствуют, что среди жителей Англии насчитывается 390 тысяч джедаев, в США уже 1% населения признают себя гуманоидами по национальности.

Представители многих вымышленных народов создают свои сообщества в Интернете, соблюдают придуманные культурные и религиозные традиции.

Причины, по которым люди записываются в фантастические народы, разные. Например, в Саратовской области гражданин, назвавшийся половцем, потребовал от России реституцию в виде половецких степей либо компенсацию за них в виде трёхкомнатной квартиры.

И всё бы ничего, каждый сходит с ума по-своему. Но тут есть одна проблема. По утверждениям журналистов Бориса Кагарлицкого и Орхана Джемаля, на основании итогов переписи представители вымышленных народов в принципе имеют полное основание требовать особого статуса, подобно другим малым народам: от создания собственных школ до представительства в органах власти. Думаете, абсурд? Но вот известный политический деятель, бывший депутат Госдумы Владимир Семаго публично утверждает, что он печенег. Интересно, чьи интересы он представлял в Думе? В Ростове-на-Дону существует культурно-политическое общество «Скифский национальный конгресс», члены которого (три десятка человек) признают себя скифами и заявляют о воссоздании виртуального государства Великой Скифии.

Рис. 1 Скифский курган

Во многих районах Крыма, Украины и Казахстана, Волжско-Уральских степей и Алтая и сейчас высятся древние курганы. Они принадлежат народу, который греки называли скифами.

Скифы принадлежали к индоевропейской семье народов и были родственниками гим-ариев (киммерийцев), живших к северу от Ирана.

Персы называли всех скифов «саками», что часто возводят к древнеиранскому названию «Сугуда» — Согд, земледельческое порубежье Ирана и Турана. Название «сака» применительно к азиатским скифам употребляют и другие знавшие их народы — древние греки и римляне, китайцы. Для ближневосточных народов скифы — Ашкуз, Ишхуза, Шкуда. По распространённому мнению, все эти названия имеют одно происхождение. Общим источником стало древнеиранское «ишкузи» — «стрелки, лучники». Скифы, таким образом, — «народ стрелков». И действительно, они считались непревзойдёнными стрелками из лука.

Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский («негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский — «гостеприимный». Литературным следствием греческой колонизации Чёрного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.).

Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье. Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», — за что был причислен Плутархом (ок. 46–после 119 г. н. э.) к «филоварварам» – любителям чужого, презираемым образованными людьми того времени.

Ему первому удалось собрать множество сведений о Скифии и скифах.

Скифы, в VIII веке до н. э. вытеснившие из Северного Причерноморья полулегендарных киммерийцев (гим-арии), вызывали живой интерес у греков из-за их соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра).

Скифы слыли по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.

Помимо личных пристрастий, заставлявших греческих писателей выпячивать те или иные черты скифских нравов, правдивому изображению скифов мешало одно, чисто объективное затруднение. Дело в том, что греки постоянно путали скифов, принадлежавших к ираноязычным народностям, с другими народами Северного Причерноморья. Так, Гиппократ в своём трактате «О воздухе, водах и местностях» под именем скифов описал каких-то монголоидов: «Скифы походят только на самих себя: цвет кожи их жёлтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин женщинам».

А. Блок в соответствии с «монгольской» теорией происхождения скифов, популярной в конце XIX – начале XX в., наделил их в своём известном стихотворении «раскосыми очами», каковых у них в действительности никогда не было.

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо представляли себе политическое и социальное устройство степняков. Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй, когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением.

Внешность собственно скифов такова: «Скифское племя — рыжее», — причём Гиппократ имел в виду не только цвет волос, но и обычный для срединной Европы «красный» цвет кожи. Скифы, по описаниям греческих авторов, имели прямые, мягкие волосы. По определённым ритуальным поводам или в случае невзгод скифы коротко остригались или брились наголо. Судя по каменным статуям, скифы в VII—VI вв. до н.э. отпускали длинные висячие усы, аккуратно подстригая их на концах. С V в. до н.э., в общении с греками, «мода» поменялась. Скифы стали теперь подрезать или даже сбривать усы, зато отращивать бороды.

Рис.4. Территория расселения

Происхождение

Согласно археологическим исследованиям, скифская культура относится к полиэтнической «срубной» культуре. Притом трудно уяснить, откуда именно пришёл «решающий», собственно скифский элемент. И приходил ли вообще — многие придерживаются ныне мнения, что скифский союз племён появился собственно в европейских степях. С другой стороны, пышные курганные погребения в «скифских» традициях обнаружены на Алтае. Это побудило некоторых учёных в последние годы искать прародину далеко на востоке. Однако наиболее вероятной всё же остаётся версия центральноазиатской степной прародины. А непосредственных предков именно европейских скифов в эпоху расцвета срубной культуры надо скорее помещать на западных её рубежах. Они могли жить в Приуралье или даже в междуречье Урала и Волги.

Язык

К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают учёные, — некоторое число личных имён и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков.

Ранняя история скифов

Первое упоминание о скифах относится к 70-м годам VII в. до н.э., когда они, одержав победу над киммерийцами, устремляются в Переднюю Азию. Ассирийские клинописные источники сообщают о вторжении войск «царя страны Ишкуза».

Рис.5. Набеги скифов

В этот период наступление скифского войска было направлено на юг, в богатые государства Закавказья и Передней Азии: Урарту, Манна, Лидию, Мидию, Ассирию. Геродот отмечал: «В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, все опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они ещё, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел».

Переднеазиатская эпопея скифов продолжалась несколько десятков лет (по мнению ряда исследователей, более 100 лет). За это время скифское войско достигло границ Палестины и даже Египта.

На рубеже VII-VI вв. до н.э. усиливается Мидийская держава (ядро будущей Персии). Около 594 года до н. э. мидийский царь Киаксар пригласил к себе вождей скифских племён и, напоив допьяна, перебил. После этого, в начале VI в. до н.э., скифы вынуждены были вернуться в Северное Причерноморье.

Рис.6. Изображение скифов

Долгое и опустошительное нашествие скифов приводило жителей Закавказья и Передней Азии в ужас. Об этом убедительно свидетельствует библейские источники: «И поднимется знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, и вот, он легко и скоро придёт. Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснёт, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвётся ремень у обуви его. Стрелы его заострены, и все луки его туго натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его как вихрь. ».

Не менее страшной является следующая угроза: «Вот, я приведу на вас. народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укреплённые города твои, на которые ты надеешься».

Возвращение скифов

Геродот в своей «Истории» сообщает, что возвратившиеся из Передней Азии скифы с удивлением «обнаружили, что им противостоит немалое войско». Давайте теперь обратимся к легенде, которая красноречиво описывает эти события.

С тех пор, как скифские воины покинули свою родную Скифию, прошло ни мало ни много двадцать лет. Скифские жены, истомившись от долгого ожидания и полагая, что мужья их все погибли в боях и больше не вернутся, вступили в брак со своими рабами. И когда жены услышали, что их мужья живы и вскоре вернутся домой, они пришли в неописуемый ужас. Что делать? Посоветовавшись между собой, они созвали всех рабов и также сыновей своих, прижитых с рабами, и сказали:

— Нам всем угрожает гибель от рук мстителей. Мужья не простят измены ни нам, их жёнам, ни вам, своим рабам, ни вам, незаконным детям. Поэтому защищайтесь, как только можете!

И тогда рабы и их сыновья взяли в руки кирки и отправились туда, где узкая полоска земли соединяла Крымский полуостров с материком. Выкопав глубокий ров, они вооружились и засели там, решив погибнуть все до одного, но не пропустить мстителей.

Разъярённые скифы навалились на неизвестных противников, и начался жестокий бой. Двадцать дней на узком перешейке лилась кровь, двадцать дней подряд падали и умирали люди. Неизвестные дрались так отчаянно, что невозможно было их одолеть. Но потом скифы узнали, что воюют со своими бывшими рабами.

Рис. 7. Великая Скифия

Общественная иерархия

Согласно Геродоту, главной скифской ордой были «царские скифы» — их самоназвание было «сколоты», которых историк называет самыми доблестными и наиболее многочисленными. Всех прочих скифов они считали подвластными себе рабами. Цари скифов-сколотов одевались с поистине варварской пышностью. На одежде одного такого владыки из так называемой Куль-Обской могилы близ Керчи были пришиты 266 золотых бляшек общим весом до полутора килограммов. Кочевали сколоты в Северной Таврии. Восточнее, в соседстве с ними, жила другая орда, именуемая у Геродота скифами-кочевниками. Обе эти орды и составляли собственно скифское население Северного Причерноморья.

Рис.8.Набеги на славян

Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не были известны Геродоту), охватывая довольно узкую в то время степную полосу Северного Причерноморья. Но как любые другие степняки, скифы нередко отправлялись в военные набеги на своих близких и дальних соседей. Судя по археологическим находкам, они достигали на западе бассейна Одера и Эльбы, разоряя по пути славянские поселения в районе Средней Польши (прародина славян). Археологами обнаружены характерные скифские наконечники стрел, застрявшие в валах славянских городищ с внешней стороны. Часть городищ, относящихся к этому времени, хранит следы пожаров или разрушений, как, например, городище Вицин в Зеленогурском регионе Польши, где помимо прочего найдены скелеты женщин и детей, погибших во время одного из скифских набегов. Вместе с тем своеобразный и изящный «звериный стиль» скифского искусства находил множество поклонников среди славянских мужчин и женщин.

Продолжение следует

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *