сканер автомобильный что это такое
Как грамотно выбрать диагностический сканер для автомобиля? Стоит ли покупать?
Автомобиль – сложный механизм, требующий постоянного наблюдения и «ухода». Одним взглядом оценить его исправность невозможно – понимая это, человечество начало изобретать различные приборы, которые позволяют оценить состояние машины на более глубоком уровне. Пожалуй, основным из таких приборов является автосканер. О том, как функционирует прибор, об основных его видах и о необходимости его приобретения поговорим в данной статье.
Диагностический автомобильный сканер — это прибор для компьютерной диагностики основных систем современного автомобиля.
Принцип действия автомобильного сканера
Автосканер представляет собой стационарный или переносной компьютер, который подключается кабелем к диагностическому разъему машины. Интерфейс подключения в подавляющем большинстве случаев — последовательный. Автомобильный сканер подключается к шине обмена данными между блоками автомобиля, что обеспечивает получение исчерпывающей информации о его состоянии, позволяет измерить характеристики, считывать показания с датчиков.
В приборе работает специальная программа, которая и обеспечивает его работу. Она содержит в себе огромные базы данных параметров по автомобилям.
Автосканеры последнего поколения способны производить диагностику системы управления работы мотора, также они проверяют коробку передач с электронным управлением, системы ABS и подушек безопасности.
Видео выбор диагностического автомобильного сканера
Характеристика автосканера
Несмотря на все уникальные технические возможности автосканера, он является, все-таки, прибором довольно «земным», имеющим ограниченные возможности, и, что очень важно, пользоваться им способен не каждый.
Дело в том, что прибор имеет непростую систему, и, чтобы уметь им пользоваться нужно иметь способности программиста. Поэтому очень часто, желая продиагностировать свою машину с помощью автосканера, люди обращаются к специалистам, что правильно.
Виды автомобильных сканеров
Прогресс сканеров очевиден, и, если рассматривать очень глубоко этот вопрос, то можно насчитать более десятка видов. Другое дело, что это не очень нужно и актуально. Достаточно рассмотреть три основных вида:
Стоит ли приобретать автосканер?
При всех своих положительных «качествах», автомобильные сканеры являются довольно спорным изобретением в плане его практичности и надежности.
Во-первых, к какому виду бы не относился тот или иной сканер, нельзя в точности сказать, что он будет универсальным или неуниверсальным. Сканер – непростой механизм, работа которого зависит не только от него. Его необходимо вносить в базу данных, фиксировать то, что он у вас имеется. Для этого необходимо разбираться в вопросах программирования, что далеко не каждому автовладельцу под силу.
Сложности выбора
Часто сложности возникают именно с деталями, которые касаются взаимодействия устройства и компьютера.
Если что-то пойдет не так: к примеру, пароли не будут вводиться или совпадать, работа не сможет осуществляться, и при многократном повторении попыток обеспечения с ним плодотворного контакта, которые не будут вас приводить к должному результату, можно считать, что вы приобрели бесполезное устройство для себя.
Иными словами, автомобильный сканер – это некая лотерея, и гарантий, что вашему автомобилю он подойдет, вам, к сожалению, никто дать не сможет.
Если получится так, что вы приобрели дорогое оборудование, но никак не можете с ним «сработаться», обратитесь к специалистам.
К новому автосканеру прилагается инструкция, где все подробно расписано – это информация поможет знающим людям разобраться с вашим прибором.
На что обратить внимание при покупке диагностического автосканера?
Если вы, все-таки, решитесь на приобретение автосканера, вам полезно будет знать, на что обратить внимание при покупке.
Во-первых, вы должны четко понимать, для чего он вам нужен и как вы будите им пользоваться. Если вы являетесь владельцем небольшого специализированного автосервиса и обслуживаете определенные марки, приобретайте дилерскую модель.
Специалистам широкого профиля подойдет мультимарочный вариант диагностического автосканера – по своим характеристикам он универсален.
Обращайте внимание на стоимость механизма. Стоит отметить, что более универсальные модели будут стоить дороже моделей узкого профиля работы.
Не забывайте и о критерии портативности. Если вам нужен повышенный уровень функциональности (вопрос особенно актуален в условиях специализированных мастерских), то можете смело приобретать стационарный диагностический пост, но в домашних условиях более выгодным вариантом часто оказывается портативное диагностическое оборудование.
Нюансы выбора
В целом, специалисты-электронщики отмечают, что идеальным вариантом для широкопрофильных мастерских будет покупка двух-трех мультимарочных приборов. Здесь как раз играет момент того, что устройство к тому или иному автомобилю нужно будет подбирать – один автосканер не способен продиагностировать все марки машин.
При покупке дорогостоящего оборудования, к нему прилагаются переходники с разъемами типоразмеров для практически всех марок транспортных средств, что облегчает процесс совместимости автомобиля и прибора.
Самое главное: вы должны четко понимать, что вы хотите приобрести и чего, собственно, ожидаете от покупки.
На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.
Принцип работы автосканера
Как работает автосканер
Современный автомобиль оснащен большим количеством электронных систем, а также датчиков, которые отслеживают состояние каждого функционального узла. В середине прошлого века для выявления работоспособности электронных механизмов использовались тестеры. Сейчас устройство автомобиля усложнилось, но улучшились и инструменты для его диагностирования.
Практически все автомобильные узлы оснащены датчиками, которые реагируют на изменения в их работе. Полученная информация передается на бортовой компьютер. Автосканер анализирует данные и выводит информацию на экран. Сам сканер не имеет датчиков, а только использует то, что предусмотрено автопроизводителем. Указать точную причину поломки прибор сможет не всегда, но определить по косвенным причинам – вполне.
Автосканер подключается к бортовому компьютеру через разъем стандарта OSB-II. Он имеет принятую всеми автопроизводителями распиновку, 16 контактов. В последние годы появились сканеры с беспроводным подключением через Блютуз, Wi-Fi. Благодаря программному обеспечению они могут иметь такой функционал:
Устройство для автодиагностики используется работниками СТО и автовладельцами.
Какие преимущества у данного метода диагностики
Сканер позволяет диагностировать автомобиль, проверять исправность всех электронных систем. Оборудование быстро получило распространение, благодаря ряду преимуществ.
Водителю нужно проводить профилактические и ремонтные работы. Сканер позволит сократить время и расходы на услуги СТО, выявить проблему на раннем этапе.
Что проверяется
С каждым годом модели становятся технологичнее, а электронная часть играет все более важную роль. Автомобиль оснащается газоанализатором и другими датчиками, которые оперативно сигнализируют о каждой поломке.
С помощью автосканера можно сделать диагностику следующих узлов:
Все системы, в которых имеется электронная схема, могут проверяться с помощью автосканера. Для обычных автовладельцев не нужна дорогая сканирующая техника с множеством функций. Стандартная модель позволит провести диагностику, обнаружить неисправные элементы, но при этом не внести по ошибке серьезные изменения в электронную систему автомобиля.
Какие адаптеры существуют
Производители автомобилей предлагают автосканеры, которые позволяют провести сканирование электронной системы автомобиля. Эта техника ориентирована на определенную марку, имеет много функций. Однако у нее есть существенный минус – высокая цена и не универсальность. Чаще всего автовладельцы выбирают мультимарочные адаптеры, которыми можно сканировать автомобили разных производителей.
Производители предлагают несколько разновидностей автосканеров:
У каждого вида есть свое назначение, преимущества и недостатки. Рассмотрим кратко особенности моделей из разных типов диагностического оборудования.
Модель с экраном Launch Creader 3001
Аппарат подходит к автомобилям европейских, японских, американских производителей. У него есть собственный монитор, поэтому не нужно подключать дополнительное оборудование. Адаптер подключается к 16-пиновому разъему. Русифицированное меню делает использование автосканера проще и понятнее. Он способен проверять системы управления двигателем, читать и стирать ошибки, тестировать датчики кислорода, замерять пары в бензобаке.
Автомобильные сканеры: принцип работы, разновидности, применение на практике
Современные автомобили оснащаются различными ЭБУ, сейчас уже практически невозможно встретить новую машину, не оборудованную электронной системой управления двигателем (электроникой АКПП при наличии автоматической коробки передач). Автосканеры для диагностики автомобилей разработаны для считывания информации, выдаваемой блоком управления, с помощью данных можно определить ошибки, вычислить поломки датчиков, выявить неисправности электронных компонентов, получить данные о расходе топлива, температурном режиме ДВС и прочее.
Существуют различные типы и модели автомобильных сканеров, соответственно, это оборудование обладает разными характеристиками. Профессиональные приборы для диагностирования стоят дорого и имеют большие функциональные возможности, в основном используются в дилерских центрах и на специализированных станциях техобслуживания. Также промышленностью производятся и недорогие универсальные автосканеры, доступные рядовому пользователю. Возможности таких приборов довольно скромные, но их достаточно, чтобы самостоятельно определить сбои в электронной схеме, найти причину некорректной работы узла в авто.
Функциональные возможности автосканеров
В отличие от мотор-тестера сканер не относится к измерительным приборам, он только может считывать информацию, переданную электронным блоком управления. В задачу данного прибора входит расшифровать полученные данные, чтобы довести их до пользователя. Водитель или диагност, получив необходимые сведения, по коду ошибки или характеристикам определяет неисправность, производит ремонт. Безусловно, причину поломки в некоторых случаях удается вычислить не сразу, но сканер подсказывает, где искать неисправность, какие датчики и элементы электронной схемы могут быть «виновниками» сбоев.
Профессиональные автосканеры созданы для работы с определенными марками авто, например, прибор модели GM Tech2 осуществляет целый комплекс процедур по диагностике и ТО. Это оборудование специально разработано для автомобилей концерна GM и позволяет:
GM Tech2 может диагностировать не только двигатель или автоматическую коробку передач, но и другие узлы автомобиля, в которых присутствует электронная схема, например:
Средняя цена автомобильного сканера GM – от 40 до 50 тысяч рублей, но обычному пользователю такой сложный и дорогой прибор не нужен, покупка дорогостоящего оборудования для использования в гараже или в небольшой автомастерской просто будет неоправданной. К тому же в неопытных руках профессиональный автосканер может принести вред – случайно перепрошитая программа или изменение настроек приведет к серьезным нарушениям в электронике.
Для самостоятельного диагностирования лучше использовать недорогой сканер универсального применения, такие приборы обычно подходят практически на все марки современных авто, а купить их можно очень недорого. Лучший выбор для «любительской» диагностики – мультимарочный автосканер, созданный на базе чипа ELM327, с помощью недорогого прибора можно выяснить, о чем сигнализирует на панели приборов лампа Check Engine, какую ошибку она показывает. И еще любой диагностический прибор позволяет выявить нарушения в работе электронной системы даже в том случае, если «Чек Энджин» не фиксирует ошибку и не подает сигнал.
Автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки
Прежде чем выяснить, какими функциональными возможностями обладают автосканеры для самостоятельной диагностики автомобилей, следует сказать, что все они подразделяются на три основные группы:
В памяти дилерского сканера зашита оригинальная программа, такое оборудование разрабатывается только для одной или нескольких «родственных» автомобильных марок, выше мы рассмотрели прибор подобного типа на примере GM Tech2. Марочные автосканнеры также предназначены для профессионального использования, но нередко бывают универсальными, с ними в основном работают диагносты на станциях техобслуживания и в автосервисах. В отличие от дилерских марочные сканеры обладают более скромными возможностями, но достаточными для проведения качественной диагностики.
Мультимарочные диагностические приборы – категория приборов, чаще всего используемых в непрофессиональной деятельности и в условиях гаража, функционала таких автосканеров достаточно для выявления неисправностей в ЭСУД (электронной системе управления двигателем), прочтения и сброса кода ошибки.
Автомобильные приборы для диагностики подразделяются на два основных типа – адаптеры и автономные сканеры, все диагностическое оборудование отличается портативностью и неплохим функционалом. Автономные автосканеры чаще применяются в профессиональной деятельности: их габариты обычно не превышают размер электронной книги, приборы подключаются напрямую к диагностическому разъему автомобиля, считывают данные с ЭБУ. Минус таких устройств – сложности в обновлении программы, для того чтобы перепрошить диагностический прибор некоторых моделей, необходимо обращаться к сервисменам.
Сканеры-адаптеры последнее время набирают большую популярность, их основные преимущества:
Но одним адаптером диагностику произвести невозможно, для работы с ним обязательно нужен настольный компьютер или ноутбук.
Популярные мультимарочные сканеры для диагностики автомобилей
Среди автовладельцев, любящих самостоятельно разобраться с неисправностями в автомобиле, наиболее популярны недорогие мультимарочные сканеры различных типов, выбор во многом зависит от совместимости диагностического прибора с электронной схемой авто. Автосканеры выпускаются под разными брендами, существует множество моделей, отличающихся по типу и назначению, вот некоторые марки:
На многом диагностическом оборудовании установлена прошивка на русском языке, что делает работу с устройством гораздо удобнее. У диагностического прибора одной и той же марки может быть несколько версий, например, отдельно для работы по Wi Fi, Bluetooth, USB, через OBDII. Так есть несколько вариантов исполнения адаптера ELM 327, существуют версии прибора, предназначенные для работы с устройствами PC, MacOS, Android. Также разработаны сканеры, совместимые с Linux, WinCE, наиболее дешевыми является адаптеры, их стоимость начинается буквально от 1000 рублей.
Автосканер может дополняться соединительным шнуром, если передача данных осуществляется по порту USB или через разъем OBD2. Очень популярен среди любителей покопаться в настройках блок управления Smart Scan Tool, созданный на чипе ELM327.
Лучший автосканер для диагностирования автомобиля
Какой сканер для диагностирования лучше, сказать однозначно нельзя, так как полностью универсальных приборов практически не бывает, и каждое устройство рассчитано на работу с несколькими брендами авто. К тому же многое зависит от года выпуска автомобиля – программы блоков управления на машинах до 2000 года выпуска могут быть прочитаны далеко не каждым сканером. Autoscanners обычно поддерживают одновременно несколько протоколов, обеспечивающих работу с несколькими моделями авто. Например, по протоколу ISO14230-4 можно работать с корейскими марками машин Kia, Hyundai и Daewoo, а по J1850 VPW – с «американцами» GM, Dodge, Chevrolet, Chrysler, Cadillac.
Тем не менее, в сети нередко публикуются рейтинги лучших диагностических приборов для авто, списки отдельно составляются для профессиональных и любительских сканеров, разделяются группы и по цене. Среди недорогих диагностических приборов часто в лидерах оказываются ELM327, Delphi DS150E и Launch CReader V, среди мультимарочных автосканеров профессионального назначения – Bosch KTS 570, Launch X-431 PAD II и Carman Scan VG+.
При составлении рейтингов учитываются мнения различных пользователей:
При оценке автомобильного сканера в первую очередь рассматриваются такие плюсы как:
Компактные автосканеры-адаптеры могут выполняться в различных корпусах, их большой плюс – компактность. Такие устройства относятся к разряду самых недорогих диагностических приборов, некоторые модели оборудуются кнопкой выключения питания. Выключатель, несомненно, относится к достоинствам сканера, он позволяет оставлять адаптер подсоединенным к схеме автомобиля, не опасаясь, что сядет аккумулятор.
Немного из истории автомобильных сканеров
Отсчет истории автомобильных сканеров ведется с начала восьмидесятых годов, первые диагностические приборы такого типа появились в Соединенных Штатах Америки, а «первопроходцем» является компания General Motors. Диагностическая аппаратура тогда предназначалась для усовершенствования контроля качества выпускаемой продукции, она применялась на сборочных конвейерах автомашин.
В дальнейшем autoscaners стали использоваться для диагностики инжекторных двигателей, в настоящее время с помощью прибора можно продиагностировать практически любую систему и узел в автомобиле, оснащенный электронной схемой. Следует сказать, что поначалу программное обеспечение и схемы подключения к бортовой сети автомобиля были «разношерстными», узкая спецификация автосканеров породила массу моделей, не совместимых между собой.
Решение унифицировать диагностическое оборудование пришло позднее, и сканеры сразу же стали более доступными в цене, удобными в работе. Хотя и сейчас в профессиональном использовании встречаются приборы для диагностики с узкой направленностью – со своим оригинальным программным обеспечением, индивидуальным портом подключения.
Что представляет собой разъем OBD2
Разъем OBD впервые появился еще в пятидесятых годах, и также его история зарождалась в Америке. Все началось с того, что американское правительство стало задумываться о том, как бороться с вредными выбросами выхлопных газов автомобилей, загрязняющими атмосферу. Постепенно на автомашинах стали появляться различные электронные системы ДВС, обеспечивающие более низкую токсичность выхлопа, также электроника позволила в некоторой степени снизить расход топлива.
Поначалу не было единого стандарта, и разъем для подключения диагностического прибора мог иметь любой вид, разное количество соединительных проводов. Впервые форма OBD была предложена в конце семидесятых, а 1996 году все автопроизводители стали комплектовать выпускаемые авто колодками единого образца OBD2.
Этот разъем имеет 16 выводов для подключения прибора компьютерной диагностики, стандартную распиновку, все контакты здесь маркируются и подключаются следующим образом:
Достаточно долгое время на автомобильных сканерах применялся только этот разъем, но в связи с развитием компьютерных технологий стал доступен обмен диагностического прибора с автомобильным бортовым компьютером по каналам ЮСБ, Bluetooth и Wi Fi.
Сканеры-адаптеры на базе ELM327 – описание, возможности диагностирования
По сути, все адаптеры, построенные на контроллере ELM327, не являются самостоятельными приборами для диагностики, это устройство играет только роль дешифратора, позволяя обмениваться данными ЭБУ автомобиля и ноутбуку (стационарному компьютеру). «Переводчик языка» автомобильного блока управления также может выводить информацию на экран планшета или смартфона, все зависит от конкретной марки диагностического устройства. Модели на основе ELM327 способны обеспечивать обмен информацией по разным каналам, промышленностью выпускаются модификации:
Встречаются и другие варианты с разной комбинацией получения/передачи информации, стоимость адаптеров ELM327 в среднем – от 1000 до 7000 рублей, цена во многом зависит от страны-производителя (китайская продукция стоит значительно дешевле).
Посредством адаптера ELM327 можно выполнять следующие операции:
Когда обмен данных происходит через цифровую шину CAN, информация передается практически мгновенно, но не все компактные диагностические приборы этот формат поддерживают. С помощью адаптера на экране компьютерного устройства можно прочитать данные и определить:
Есть еще множество данных, которые можно получить, подключив ПК через адаптер, практически все характеристики отображаются в реальном времени.
Для обмена информации через ELM327 на устройства с операционной системой Android используются программы Torque Lite, DashCommand, eZWay, OBD Car Doctor и др. Чтобы получить базовые параметры, достаточно установить бесплатную версию, платное приложение позволяет более глубоко изучить данные, произвести самые точные настройки.
Отзывы об адаптерах ELM327
Все пользователи диагностического компактного оборудования в основном оставляют положительные отзывы о работе со сканерами-адаптерами, хотя некоторый раз встречаются и нелестные комментарии. Но здесь в первую очередь следует заметить, что для компьютерного диагностирования необходимо иметь неплохое представление о принципе работы электронных систем, а так как в основном диагностируется ЭСУД, понимать:
Часто негативное мнение о ELM327 можно слышать от пользователей, купивших адаптер с программой без поддержки русского языка, и поэтому в меню иной раз разобраться достаточно сложно. Чтобы не столкнуться с этой проблемой, перед покупкой предварительно стоит поинтересоваться, русифицирован ли адаптер, нужную информацию всегда можно найти в интернете, также на интересующий вопрос с готовностью отвечают продавцы.
Основные плюсы сканера-адаптера ELM327, отмеченные автомобилистами:
Большим преимуществом «маленькой коробочки» автовладельцы считают то, что найти и сбросить ошибки в электронике авто можно без обращения к специалистам, тем самым сэкономив на услугах автосервиса. Да и не лишним будет поближе познакомиться с электронной начинкой своего «железного коня» – дополнительные знания помогут самостоятельно разобраться с поломкой, особенно это ценно в пути, когда машина неожиданно подводит далеко от дома и станций ТО. Очень удобно работать с адаптером, подключившись к ЭБУ и смартфону (при наличии такой возможности):
Основные минусы, выявленные пользователями адаптера:
Многие пользователи отмечают, что проблемы с совместимостью встречаются, если на ELM327 установлено программное обеспечение V2.1 (не работает по протоколам J1850 VPW и J1850 PWM). Возможно, в дальнейшем это ПО будет усовершенствовано, но пока во избежание различных нестыковок лучше приобретать адаптер версии v1.5. Кстати, с совместимостью трудностей не возникает, если ЭБУ машины поддерживает цифровой протокол CAN.
Как подключить адаптер ELM327 к автомобилю по Bluetooth
Чтобы подключить сканер-адаптер к автомобилю и работать с диагностическим прибором по каналу Bluetooth через смартфон, выполняем следующие действия:
Программа, установленная на адаптере, предупреждает, что удалять ошибки из ЭСУД следует только тогда, когда автомобиль стоит на месте, и все причины неисправностей устранены. Если просто стереть коды, а причина неполадки будет не найдена, ошибки в системе появятся вновь.
Совместимость прошивки v1.5 адаптера ELM327 с ЭБУ двигателя
ELM327 с прошивкой 1.5 позволяет диагностировать автомобили:
Далеко не все двигатели можно протестировать у автомобилей Honda и Mitsubishi, Toyota чаще поддается диагностированию, в том числе и правый руль. У русских автомобилей диагностика на 100% возможна, если установлен блок управления Bosch 7.9.7 или «Январь» версии 7.4 (автомобили ВАЗ), совместимость также отмечается на авто ГАЗ-31105 и Газель (Соболь) с двигателями Chrysler.
Более старые прошивки 1.3 и 1.4, как и версия v1.5, обеспечивают передачу данных по протоколу OBD2, позволяют работать через Bluetooth и порт USB. Хотя Elm327 v2.1 – относительно новое программное обеспечение, но часто отказывается работать со многими моделями автомобилей, поэтому покупать сканер-адаптер с этой версией не рекомендуется. Много полезной информации о прошивках можно найти на форумах, почитать рекомендации.
Коды ошибок по протоколу OBD2
Протокол OBD2 является единым стандартом для автомобилей многих марок, для удобства все ошибки в электронной системе, определяемые с помощью диагностики, зашифрованы в определенный код. Любая неисправность в закодированном виде записывается численно-буквенными индексами, запись состоит из 5 знаков. Первый знак кода всегда бывает буквенным, с помощью буквы определяется, в каком основном узле автомобиля присутствует неисправность:
Второй знак (цифра) может принимать значение 0,1,2 и 3, если при считывании ошибки на сканере отображается вторым знаком «0», это означает, что неисправность считывается по общему стандарту протокола OBD2. Если это цифра «1» или «2» – ошибка зашифрована не по OBDII, а по собственному коду автопроизводителя, «3» – резервный вариант.
Третий знак кода – цифра, обозначающая, в какой именно системе или электронном узле произошла ошибка, здесь знак означает неисправность:
Две последние цифры в обозначении – непосредственно код самой ошибки, ее порядковый номер. Следует отметить, что не все автопроизводители придерживаются международного стандарта, так собственные коды имеются для машин:
Но часто зашифрованные символы в целом очень схожи с общепринятым кодом, например, ошибки P0115 по OBD2 и 0115 для автомобилей ВАЗ означают одно и то же – неисправность датчика ОЖ (охлаждающей жидкости).
Считывать коды на многих автомобилях можно и без специального сканера или адаптера, самодиагностика производится непосредственно на панели приборов, а ошибка высвечивается на жидкокристаллическом табло. Для примера рассмотрим, как выполняется диагностика без сканера на авто семейства ВАЗ-2110:
Последовательность и сами действия на различных моделях авто могут отличаться, но принцип самодиагностики в целом одинаков. Отображенные на табло знаки (цифры) всегда можно расшифровать, воспользовавшись интернетом или специальными справочниками.