система станиславского и чехова в чем отличия
Актерская система Михаила Чехова
Если вы хотите реализовать себя в актерской карьере, мечтаете поступить в театральный вуз или просто хотите время от времени оттачивать свое актерское мастерство на ученической сцене в рамках театральных курсов, то вас ждет масса интересной информации о достижениях мировой педагогической мысли в сфере обучения артиста театра и кино. Одним из достижений, по значимости и влиянию стоящих в одном ряду с работами К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда, является актерская система Чехова.
«Внимание – есть процесс.» Михаил Чехов
Михаил Чехов, племянник Антона Чехова, актер, режиссер и театральный педагог, ученик и последователь К.С. Станиславского известен также как основатель собственной актерской системы, описанной в книгах «Путь актера», «О технике актера» и «Воспоминания».
Система Чехова имеет ряд отличий от системы Станиславского, но в целом опирается на те же самые принципы. Методы не конфликтуют между собой, являясь по сути двумя точками зрения на один и тот же процесс погружения актера в предлагаемые обстоятельства.
Посмотрите видео “Что такое актерская система Михаила Чехова”:
Основные принципы системы Чехова
Чехов считал, что воображение – главное свойство драматического артиста как полноценной творческой единицы. Да-да, ведь очень часто к актеру относятся как к исполнителю, который просто несет в массы текст драматурга и замысел режиссера-постановщика. Его гримируют и одевают, ему лишь следует выйти на сцену, сделать без лишних отступлений то, что нужно, а потом получить за это цветы, аплодисменты и «легкую» славу. Но театральная система Чехова, Станиславского демонстрирует, что эти два человека призывали актера быть художником, артистом, который способен или пытается в исполнительном искусстве стать творцом, пусть и в зависимом положении.
«Истинные творческие чувства не лежат на поверхности души. Вызванные из глубин подсознания, они поражают не только зрителя, но и самого актера.» Михаил Чехов
Воображение, согласно Чехову, – мощный поток образов, а также способность выбрать и воплотить на сцене нужный из них. Если у Станиславского образ — результат проделанной и успешной работы, то для Чехова рождение образа – ежедневный материал актерской работы. Именно образ, согласно воззрениям Чехова, является отправной точкой для погружения актера в роль.
К примеру, суть системы Михаила Чехова заключается в том, чтобы актер, если ему нужно сыграть короля, представил себя им и прожил эту роль на сцене, и в этом ему поможет воображение. Актер должен сымитировать королевскую осанку, величие, стать, размеренность, речь и все остальное по принципу «я – король», а не «я в обстоятельствах короля», как у Станиславского.
Чехов позаимствовал у Станиславского комплекс важных аспектов:
Таковы основные принципы системы Михаила Чехова, которые нашли отклики в сердцах многих актеров последователей.
Отличие от подхода Станиславского
Станиславский призывал актеров не искать в себе короля, раба, любовника и т. д. По его мнению, следует помнить, что тот же король – тоже человек с нервами, скелетом, человеческими переживаниями и вести себя он будет, в первую очередь, как человек, а не как король. Т. е. Станиславский просил актера искать сходство «я» и персонажа, искать обстоятельства и обживать пространство. Чехов же ждал, чтобы актер выполнил простую задачу так, как выполнил бы ее его персонаж. В этом и заключается вся разница между системами Чехова и Станиславского.
«Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!» Михаил Чехов
В этой задаче, по мнению Чехова актеру должны помочь его физические данные: позы, жесты, мимика, ритм, привычки. Михаил Чехов утверждал, что движение определяет образ и рождает нужное чувство. Станиславский назвал бы это дешевой работой пародиста и карикатуриста, который «играет», а не проживает свой образ. Объективно же система Чехова зарекомендовала себя как полноценная и действенная альтернатива методу Станиславского, и сумела оставить заметный след в истории мирового театра и кино.
В отечественной и мировой педагогической практике традиционно принято опираться на систему Станиславского, но это не значит, что система Михаила Чехова не востребована или менее эффективна. По его методу занимались такие легенды кино, как Энтони Куинн, Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и множество других актеров Голливуда. В большинстве актерских школ изучаются обе системы, после чего актер решает сам для себя, какой подход ему ближе.
Упражнения по Чехову
Упражнения по системе Чехова в большей степени касаются развития воображения и концентрации:
Это совсем малая часть Чеховских упражнений, мастерство и технику выполнения которых интереснее и эффективнее отрабатывать не по учебнику в домашних условиях, а при чутком контроле педагога по актерскому мастерству и в приятной компании коллег и единомышленников в актерской студии на практических занятиях.
Приходите на занятия по актерскому мастерству в «Бенефис», где мы подробно расскажем о Чеховской системе.
Мы научим вас:
Выберете для себя или ребенка наиболее удобный формат занятий. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Система станиславского и чехова в чем отличия
Вслед за Станиславским он обращается к актёру-художнику, к артисту, который умудряется или пытается в исполнительском искусстве стать творцом. Может быть, это идеализм? Мечтания, выдумки? Нет! И Станиславский, и Чехов видели таких артистов, сами были такими артистами, сознавали это, хотя публично никогда об этом не говорили.
Может быть, это просто высшая мера таланта? То есть наилучшая внешность, голос. наибольшее обаяние. Нет! Это не количественная разница. Это другое качество, другие цели и другие источники вдохновения.
Чтобы быть правильно понятым, могу назвать имена великих из той и из другой категорий: Среди великих исполнителей Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Марчелло Мастроянни.
Среди великих творцов Чарльз Чаплин, Фаина Раневская, Анна Маньяни.
Михаил Чехов видел свою задачу в формировании артиста-творца.
Значит ли это, что он обращался к некоей элите? Отчасти. Чехов нужен и понятен далеко не каждому. Но если это и элита, то никак не оформленная: вход и выход свободны. Границы не существует. И каждый, кто почувствует потребность, может пить из этого источника. Никакого деления на «избранных» и прочих тут нет.
Станиславский начинает с «я» в предлагаемых обстоятельствах. Чехов начинает. впрочем, нужен пример.
Возьмем условный кусок: император вышел в приёмную и увидел, что все гвардейцы спят.
Я (как и в первом случае) не играю императора, ещё не играю, но я действую по законам его органики. Я воплощаю возникший у меня образ. Здесь присутствует уже и содержание (что), и форма (как?), и первый мимолетный набросок характера (кто?). Это уже искусство. И в том и в другом случае это вовсе не результат. (Бывает и такое, но это редко, как падение метеорита.)
Станиславский создал Библию театрального артиста, а творческое житие Чехова даёт путь живого к ней прикосновения».
Юрский С.Ю., Попытка думать, М., «Вагриус», 2003 г., с. 130-135.
О системе Михаила Чехова. Не только Станиславский
25/04/2019
«Три тысячи фрагментов».
Из моих записок прошлых лет.
Конспекты и размышления по прочтении работ Михаила Александровича Чехова.
«Путь актера»
«Жизнь и встречи»
«Воспоминания о Рахманинове»
«О системе Станиславского»
«О технике актера»
«Беседы, заметки»
М.А.Чехов. Путь актера.
М.:ООО»Изда-во АСТ»:ООО «Транзиткнига», 2003.-554с.(6)с.- (Мемуры).
22 июля 2007г.
Долго искала записки Мих. Чехова. Книги Станиславского найти легко. А вот Мих. Чехов нашелся случайно. Уже собиралась выйти из книжного магазина, как вдруг какой-то толчок заставил подойти к полке и вытянуть книгу, на которой было написано:
Михаил Чехов. Путь актера.
Это произвело тогда на меня сильное впечатление:»налет мистики». Но ведь и система М.Чехова так мистична. И потому едва ли может быть рекомендована широко в отличие от насквозь рациональной системы Станиславского.
Теория М.Чехова получила распространение за рубежом. в частности, в Голливуде, где уроки давал и сам Мих.Чехов, например, Элизабет Тейлор. Снимался в голливудских фильмах в крохотных ролях-камео. Это когда в фильм, в котором играют «звезды», приглашается на эпизодическую вставку какой-нибудь старый мастер, но уже позабытый или малоизвестный, типа бенефиса в пользу актеров, что были популярны в России. Михаил Чехов разругался с Станиславским, Вахтанговым, покинул Московский Художественный театр(МХТ) и Советскую Россию и пытался найти востребованность в Европе, затем в США, в Голливуде.
Однако успехи были ограничены, а временами, как горестно писал Михаил Александрович, то, будет ли у него завтра на обед, зависит от того, придет ли кто-нибудь на урок актерского мастерства. Так что не только у нас «нет востребованности». Однако в Голливуде Михаила Чехова помнят, судя по интервью некоторых американских актеров и актрис, учившихся на курсах по системе Михаила Чехова, каковые популярны в Голливуде. Станиславский же известен почти исключительно в России и в странах СНГ. Есть даже специальная премия имени К.С.Станиславского для иностранных актеров, использующих в своей практике его идеи.
ОБ «АФФЕКТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ»
Другим пунктом непримиримости, уже в личных дискуссиях Станиславского и М.Чехова был вопрос о сотворении нужных эмоциональных состояний.
стр.127 цитата»Станиславский находил, что воспоминания из личной, интимной жизни актера приведут к живым, творческим чувствам, нужным актеру на сцене. Я же(Михаил Чехов)позволял себе возражать ему, что истинно творческие чувства достигаются через ф а н т а з и ю. По моим понятиям, чем меньше актер затрагивает свои л и ч н ы е(разрядка авт.)переживания, тем больше он т в о р и т (разр. авт.). Душа забывает личные переживания, претворяя их в художественные.(. ) Приём же «аффективных воспоминаний» Станиславского не позволяет душе забыть личные переживания. Мое мнение подтверждалось для меня еще и тем, что, «аффективные воспоминания» часто приводили актеров(преимущественно актрис) в нервное и даже истерическое состояние».
Далее в конспектах мои осмысления на тему «О партитуре атмосфер». Это другой краеугольный камень системы М.Чехова.
М. Чехов и его система обучения актерскому мастерству
Если вы мечтаете реализовать себя в актерской карьере, вы должны постоянно оттачивать свои актерские способности, будь то профессиональная «киношная» площадка, театральные подмостки или ученическая сцена в рамках театральных курсов. В достижении своей цели вам, безусловно, будет полезно поближе познакомиться с одной из лучших актерских школ, которую по значимости и влиянию можно поставить в один ряд с работами таких известных гуру театрального искусства, как К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд. Речь идет об актерской системе М. Чехова.
Михаил Чехов, являясь родным племянником известного писателя Антона Павловича Чехова, всю свою жизнь посвятил сцене. Талантливый актер, режиссер и театральный педагог, он, несмотря на то, что считал себя преданным учеником и последователем К.С. Станиславского, разработал свою собственную школу, которой придерживались даже такие легендарные голливудские звезды, как Anthony Quinn, Marilyn Monroe, Clint Eastwood и мн. др.
С самого раннего детства Михаил был очень увлечен театром. Антон Павлович Чехов уже тогда говорил своей сестре Марии: «Я думаю, что из него выйдет талантливый человек». Так и случилось. В его насыщенной биографии огромное количество кинолент и театральных спектаклей, где он играл сложные роли. Он выступал на одной сцене с известными всему миру актерами, работал с именитыми режиссерами и даже выдвигался на «Оскар» в номинации «Лучший актер второго плана». Весь свой богатый опыт работы на сцене он описал в книге «О технике актера», которая впоследствии стала классическим пособием по актерскому мастерству.
Методика Чехова немного отличается от системы Станиславского, но в целом она базируется на тех же самых принципах перевоплощения актера, поставленного в определенные сюжетные рамки, что и учения Великого Мастера.
Главная концепция системы Чехова
Отличие от подхода Станиславского
Михаил Чехов считал, что актер должен уметь правдиво перевоплощаться в своих персонажей, а не просто находиться в предложенном образе, как у Станиславского. По мнению Чехова, воображение – это способность моментально вжиться в роль, правдиво передать мысли, характер и переживания своего героя.
Станиславский, напротив, не требовал от актеров, чтобы они пытались найти в себе шута, короля, героя-любовника и т. д. Он считал, что каждый человек имеет свою индивидуальность, это не просто король или шут,
— это тот образ, которому именно актер придает окончательный характер. Поэтому для Станиславского было главным, чтобы актер мог найти сходные черты у себя и персонажа, приспособиться к ситуации и осваивать пространство.
У Чехова же была цель научить актера выполнять поставленную задачу так, как это бы сделал его персонаж, используя позы, жесты, мимику, ритм и привычки героя. Он утверждал, что только в движении рождается образ и настоящие чувства. Станиславский же считал это прерогативой пародиста, для которого главная цель подражать, а не выстроить и прожить свой образ.
Упражнения по Чехову на развитие воображения и концентрации:
Это только небольшая часть упражнений по системе Чехова, мастерство и технику выполнения которых намного интереснее и эффективнее отрабатывать не по методичке в домашних условиях, а на практических занятиях под чутким руководством опытных преподавателей по актерскому мастерству. Поэтому предлагаем вам посетить курсы актерского мастерства в «Студии Свободы», где вас научат основам актерского мастерства, вселят уверенность, дадут мощную базу для дальнейшего развития.
Основные отличия системы Станиславского и Чехова
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:50, доклад
Описание
Константин Станиславский и Михаил Чехов – два великих реформатора, оказавшие наибольшее влияние на развитие современной актерской школы! Каждый из них прошел свой долгий путь от актера до режиссера! Это не может не вызывать уважения и интерес к этим творцам со стороны начинающих актеров! Огромная заслуга Станиславского в создании МХАТа на сцене которого шли постановки А.Чехова, М.Булгакова, М. Горького и множества других прославленных классиков. Многие актеры, блиставшие на сцене МХАТа давно стали народными любимцами это и Баталов, Смоктуновский, Евстигнеев, Калягин. И в наши дни этот театр не оставляет равнодушными заядлых театралов. Во всем мире созданы театральные школы, студии воспитывающие актеров по системе Станиславского. Создана огромная литература о влиянии Станиславского на современное поколение актеров! Михаил Чехов является учеником и продолжателем дела Станиславского.
Работа состоит из 1 файл
станиславский и чехов.doc
Ну а теперь по существу о том, в чем заключается отличие системы, созданной Станиславским от системы Чехова. Тут мне пришлось потратить большее время на поиск нужной информации, особенно, что касалось системы Михаила Чехова. Если при вводе в поисковую строчку Яндекса, словосочетание «система Станиславского», поисковик мне быстро выдал ответ и указал на 3 основные составляющие его системы – ремесло, искусство представление и искусство переживания. То с системой Чехова мне пришлось основательно повозиться, ибо попадалась мне сплошная «вода»! Но в итоге, изучив подробно нужный мне материал, я все-таки пришел к определенному выводу. Что роднит обе существующие системы это обращение к актеру – творцу, который сам создает на сцене неповторимый образ и переживает настоящие эмоции, а не просто является инструментом в руках режиссера. Сущность системы Станиславского состояло в слиянии «Я» актера с его персонажем! Когда актер передавал своему персонажу часть своей индивидуальности! Из такого сочетания, после долгой и продолжительной работы и создается необходимый образ! Михаил Чехов в своей системе делал ставку на воображение актера! Для Чехова образ не является конечным результатом, образ это материал, с которым актер работает каждый день! Актер сначала создает в своем воображении представление о своем персонаже, а затем воплощает его на сцене!
Такие вот они наши великие соотечественники! Поневоле испытываешь чувство национальной гордости, когда осознаешь что именно представители школы русского актерского мастерства, оказали наибольшее влияние на мировой театр!