система рсо что это
РСО в ЖКХ: расшифровка, порядок деятельности
РСО – это ресурсноснабжающая организация в сфере ЖКХ. Данная компания имеет своей целью обеспечение многоквартирных домов (МКД) благами, в том числе, газом, водой и электрической энергией.
Понятие РСО
Расшифровка РСО представлена как ресурсоснабжающая организация. Она может быть юридическим лицом или предпринимателем, которые реализует деятельность в сфере предоставления коммунальных услуг. В данном процессе осуществляется поставка ресурсов непосредственно к месту потребления.
РСО в сфере ЖКХ в практической деятельности являются поставщиками:
Кроме того, к числу ресурсоснабжающих компаний относятся также транспортные фирмы, которые поставляют конкретные услуги коммунального сектора. Также сюда отнесены организации, реализующие деятельность в сфере проведения дезинфекции в помещениях МКД, утилизации отходов бытового назначения, установки антенн для телевизора, проведения освещения к участку.
Правовая база РСО
Ресурсоснабжающие организации осуществляют деятельность на основании положений ЖК РФ. Важным актом в данном направлении стал Федеральный закон №59 от 2018 года «О внесении изменений…».
На основании этого акта владелец жилого помещения получил возможность заключить договор напрямую с РСО. Соглашение непосредственно с ресурсоснабщающей компанией оформляется в ситуации, когда управляющая организация в течение 2 месяцев не оплачивала предоставляемые МКД услуги.
Тогда жильцы могут отказаться от продолжения отношений с УК и обратиться к представителям РСО. Для этого нужно оформить стандартный договор, который отражает перечень жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), оказываемых гражданину.
Важно! Предусматривается уведомительный порядок, то есть другой документации составлять не потребуется. Величина платы остается в прежнем выражении, так как лицо начинает вносить средства непосредственно на счет РСО.
Процесс оказания услуг организацией
Согласно положениям ЖК РФ, ресурсоснабжающая организация изначально предоставляет гражданину определенный вид услуг, после чего выставляет счет за их использование. Если в данном процессе принимает участие управляющая компания, то на нее ложится ответственность за качество оказываемых услуг, по учету потребленных объемов.
Кроме того, представители УК занимаются производством перерасчетов, ведут работы по претензиям, заявленным собственниками помещений. В указанных направлениях деятельности УК несет финансовые издержки. Применяются аналогичные ставки по тарифам, что и при поставке ресурса напрямую.
Доходы, которые получает РСО в сфере ЖКХ, складываются из стоимости ресурса и не отражают понесенные издержки.
По итогу для ресурсоснабжающей компании складывается удачная схема работы с потребителями услуг. Представителям РСО не требуется налаживать взаимодействие с каждым отдельно взятым гражданином, так как эти функции на себя берет управляющая компания.
Однако не всегда посредническая организация коммунальных услуг может в полной мере оплатить ЖКУ. Причина заключается в том, что владельцы жилых помещений не вовремя вносят средства по квитанции. Поэтому РСО стремятся заключать соглашения с гражданами напрямую, чтобы иметь возможность воздействовать на них разными способами.
Может ли РСО выступать в роли УК
Управляющая организация понимается как юридическое лицо, которое занимается использованием и управлением жилищного хозяйства на основании соглашения, оформленного с владельцами жилья. Что такое РСО в ЖКХ оговаривается в ст. 157.2 ЖК РФ. Можно прийти к выводу о том, что управляющая компания является посредником между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями.
Также УК несет обязанность относительно содержания жилья в надлежащем состоянии, то есть подразумевается оказание услуг жилищного типа.
Поэтому управляющая организация занимается:
По указанным причинам РСО не могут выступать в качестве управляющей компании. Они не занимаются ремонтом и не отвечают за исполнение других задач. У РСО есть возможность принимать платежи от собственников имущества и составлять с ними соглашения.
Оформление соглашения напрямую с РСО
В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает возможность для хозяев квартир составлять договор напрямую с организацией, поставляющей ресурсы.
Это относится к таким ситуациям:
Когда происходят перечисленные ситуации, у гражданина появляется право сформировать напрямую соглашение с РСО. Этот метод предусматривает определенные положительные моменты для владельца квартиры.
Плюсы и минусы работы с РСО
Раскрытие информации по РСО предполагает, что перед заключением соглашения с данной организацией гражданину нужно оценить плюсы и минусы.
К числу положительных моментов можно отнести:
Также нужно понимать, что есть и отрицательные моменты, которые происходят в связи с оформлением соответствующих соглашений с ресурсоснабжающими фирмами. В частности, если между жителями МКД есть конфликтная ситуация, то результатом может стать то, что в здании будут производиться качественный ремонт и эффективное управление.
Есть вероятность непостоянной оплаты услуг РСО. Организация не имеет возможности проводить работы по капитальному ремонту дома при использовании средств, поступивших от фонда содействия ЖКХ.
В таблице отражены аспекты взаимодействия с РСО:
Основание | Плюс | Минус |
Факторы риска | Вероятность того, что УК разориться близится к нулю, потому что гражданин вносит оплату напрямую | Уровень управления домом может существенно сократиться в связи с наличием противоречий между жильцами |
Деление средств | Установлена справедливая оплата, потому как каждый платит только за себя | В связи с нестабильностью доходов населения, платить РСО граждане могут не постоянно |
Удобство оплаты | Деньги переводятся на счет компании, который закреплен за конкретным лицом | Все потребители должны вносить оплату каждому поставщику услуги в отдельности |
Сложности | Нет посредника в отношениях | При расчетах могут возникать сложности, для решения которых потребуется найти выход |
Поэтому изначально оцениваются все перечисленные моменты, только после этого составляется соглашение.
Ответственность организации
Положения Жилищного кодекса РФ указывают на то, что ответственность возлагается на исполнителя услуг. Величина взыскания составляет половину стоимости от неправильно начисленной суммы.
Предусматривается, что на РСО возлагается ответственность по оплате штрафной санкции.
Когда расчеты произведены неправильно, потребуется написать заявление в адрес исполнителя услуг. Если он не отвечает, тогда обращение происходит в судебные органы, прокуратуру или Роспотребнадзор. Такие методы позволят со временем добиться прозрачности расчетов.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация выступает непосредственным поставщиком услуг жилищно-коммунального спектра. Возлагать на РСО функции управляющей компании не удастся, так как она не уполномочена на проведение ремонта.
Обзор законопроектов по коммунальным услугам, счётчикам и работе РСО
Продолжаем цикл статей о проектах нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ, которые были разработаны в 2020–2021 годах и обсуждались депутатами и экспертами. Читайте об актуальных инициативах в сфере предоставления коммунальных услуг, работы РСО и учёта потребления ресурсов.
Повышающие коэффициенты и расчёт платы за КР на СОИ
Проект постановления Правительства РФ в сфере использования при расчётах платы за коммунальные услуги повышающих коэффициентов напрямую затрагивает интересы управляющих домами организаций (ID 02/07/04-21/00115370). Документ находится на общественном обсуждении.
Тогда исполнитель рассчитывает плату за коммунальную услугу исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5 к его стоимости.
Минстрой РФ в проекте постановления предлагает обязать поставщиков холодной и горячей воды направлять разницу между стоимостью норматива и суммой с применением коэффициента на оплату сверхнорматива КР на СОИ за расчётный период.
Такое условие ведомство планирует прописать в п. 22 ПП РФ № 124 и обязать РСО и УО, ТСЖ включать его в договор ресурсоснабжения. Подобная норма даст управляющим домами источник для оплаты сверхнормативного объёма КР на СОИ.
Заключение прямых договоров в домах с ИТП и штрафы за ошибки в расчётах
Группа депутатов предлагает урегулировать в НПА вопрос о возможности заключения прямых договоров в домах с ИТП: закрепить в ЖК РФ право собственников помещений в таких многоквартирных домах перейти на данные договоры с РСО.
Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан в октябре 2021 года внесло в Госдуму РФ законопроект с изменениями в КоАП РФ. Авторы отметили, что сегодня органы ГЖН вправе наказать управляющие организации за ошибки в расчётах платы за ЖКУ по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Сделать это в отношении РСО ведомство не вправе.
Законопроект в случае принятия устранит такой пробел в КоАП РФ. Документ предусматривает санкции в отношении РСО и регоператоров по обращению с ТКО за неверный расчёт платы потребителей за коммунальные услуги.
Плата за установку ОДПУ и порядок монтажа и замены ИПУ
Целый ряд изменений в НПА законодатели предлагают внести в сфере установки приборов учёта коммунальных ресурсов.
ИПУ потребления воды. Депутаты Госдумы РФ разработали законопроект № 1179010-7. Авторы предложили в сфере установки и замены ИПУ воды пойти по аналогии со сферой энергоснабжения, где за это отвечают не собственники помещений, а гарантирующие поставщики электроэнергии и сетевые компании.
Законодатели хотят с 1 июля 2022 года возложить на РСО обязанности по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков воды. Документ находится на первом чтении.
Плата за установку ОДПУ. Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, если в многоквартирном доме при наличии технической возможности нет ОДПУ, поставщик ресурса вправе принудительно его поставить и взыскать затраченные на это средства с собственников помещений.
Но на практике РСО часто взыскивают единовременно всю сумму с УО или ТСЖ. В результате УО теряют оборотные средства из-за кассового разрыва между датой оплаты стоимости ОДПУ в адрес поставщика ресурсов и датой получения денег от жителей дома. Также на УО и ТСЖ ложатся убытки из-за неплательщиков.
Чтобы избежать этого, авторы законопроекта № 1134523- 7 предложили внести изменения в ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ и запретить РСО взыскивать стоимость ОДПУ с управляющей организации. Законопроект с такими поправками находится на первом чтении.
Штрафы за неустановку ИПУ. Минэнерго России предложило до конца 2023 года не штрафовать сетевые компании и гарантирующих поставщиков электроэнергии за неустановку интеллектуальных приборов учёта (ID 02/07/09-21/00120621). Документ находится на этапе оценки регулирующего воздействия.
Правительство России внесло в Госдуму РФ ещё один проект изменений в НПА в данной сфере – законопроект № 543-8. Кабмин считает, что до 2024 года вообще не нужно штрафовать гарантирующих поставщиков электроэнергии и сетевые компании за неустановку приборов учёта. Такой штраф предусмотрен ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ с 1 июля 2020 года. Законопроект проходит первое чтение.
Установка ПУ и капремонт. Депутаты Госдумы РФ в законопроекте № 21281-8 предлагают внести изменения в перечень МКД, которые не должны быть оснащены приборами учёта. Сейчас в него включены все дома из программы капремонта. Законопроект позволит уточнить, что приборы учёта не нужно устанавливать только в тех МКД, капремонт которых пройдёт в течение трёх лет. Документ проходит этап предварительного рассмотрения.
Переход на закрытые системы теплоснабжения и штрафы за самовольное подключение к сетям
Депутаты обосновали такие меры ростом количества подобных административных дел: получение и выполнение технических условий стоит дороже по сравнению со штрафом. Внесённый в апреле 2021 года документ был отклонён в первом чтении.
Законопроектом № 683798-7 Мурманская областная Дума планирует ввести единый подход к учету потерь ресурсов в сетях водо- и теплоснабжения в ходе установления региональных тарифов. Авторы считают, что установление нормативов потерь воды в централизованных системах приведёт к снижению расходов на электроэнергию и прочих затрат, что «отразится на конечном тарифе, устанавливаемом для потребителей» Документ находится на первом чтении.
Расчёт платы за услугу по обращению с ТКО и раздельный сбор мусора
В заключении написано, что в законопроекте нет алгоритма, как реализовать предложенные изменения на практике.
В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект № 1245543-7 Московской областной и городской Дум. Авторы предлагают дополнить ст. 8.2 КоАП РФ новыми пунктами и ужесточить наказание за создание самовольных свалок отходов, выгрузку мусора вне контейнерных площадок и полигонов.
Также на первом чтении в Госдуме РФ находится законопроект № 611260-7. Авторы предлагают создать условия для организации собственниками помещений в многоквартирном доме раздельного накопления отходов: наделить ОСС полномочиями принимать такое решение.
Другие законопроекты сферы ЖКХ – в материалах портала
В конце годы мы традиционно подводим итоги и делаем обзоры документов и событий в сфере ЖКХ за весь год. На прошедшей неделе на портале вышел обзор законопроектов и инициатив в сфере выбора управляющих организаций и лицензионных требований к ним. Вскоре подготовим перечень актуальных проектов изменений в НПА в сфере взыскания долгов за ЖКУ и расчёта платы за такие услуги.
Интересуют другая тема из сферы ЖКХ? Напишите нам в комментариях, и возможно, она станет главной в наших следующих материалах.
РСО в ЖКХ
Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.
Что означает РСО
РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:
Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:
Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.
УК как РСО
Управляющая компания – это юр. лицо, которое эксплуатирует, управляет и содержит жилищный фонд по причине договора, заключенного владельцами недвижимости и организацией.
Если говорить кратко, то УК – это посредническое учреждение, которое собирает деньги у жильцов для оплаты ресурсов, поставляемыми РСО. Таким образом, ресурсоснабжающая организация является субподрядчиком, а управляющая компания подрядчиком у жильцов многоэтажек на основании заключенного договора.
Помимо этого, управляющая компания занимается содержанием в надлежащем порядке жилого фонда, собирает деньги на капитальный ремонт, выполняет текущие работы по восстановлению и сохранению общедомовых помещений. Поэтому РСО никак не могут выступать в качестве управляющей компании, потому что не осуществляют подобные мероприятия, занимаясь коммунальными проблемами.
Но они в состоянии принимать прямые платежи от своих потребителей и заключать договора на этот вид деятельности. Когда владельцы квартир многоэтажного дома, которые непосредственно управляют зданием, заключают контракт с ресурсоснабжающей организацией, то последняя становится исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.
Также РСО – это исполнитель в ЖКХ в следующих ситуациях:
Все случаи, когда организация ресурсоснабжения выступает в качестве управляющей компании и получает платежи за коммунальные услуги, оговорены в постановлении №354 правительства России.
Преимущества и недостатки прямых расчетов
При прямых расчетах существуют как плюсы, так и минусы. Являются преимуществами при прямых платежах:
Минусами подобных расчетов на основании договора коммунальной оплаты будет следующее:
Прямые договора
Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:
Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:
К минусам подобных договоров относят:
Ответственность РСО за неверные расчеты
По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.
При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.
Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.
Ресурсоснабжающие организации (РСО) в ЖКХ
Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества. Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО. Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.
Что такое РСО в ЖКХ?
РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.
В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:
Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:
Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.
Нормативная база
Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.
Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.
Порядок предоставления услуг
В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.
Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.
Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.
Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.
Может ли РСО быть управляющей компанией?
Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК. Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е. последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.
Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:
Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.
Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.
Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:
Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.
Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?
В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:
При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:
Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:
Плюсы и минусы работы напрямую с РСО
Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.
Критерий | Преимущества | Недостатки |
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую | Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами | |
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами | Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения | |
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством | Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям | |
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными | В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения |
Ответственность РСО за расчеты
Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е. когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру. Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.
Планируемые нововведения
Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.
Заключение
Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.