система автоматической фиксации правонарушений мвд рб что это
Отсюда приходят «письма счастья». Система фотофиксации нарушений скорости изнутри
«Автобизнес» побывал в Центре фиксации правонарушений и познакомился с фабрикой «писем счастья» изнутри.
На вопросы ABW.BY ответил пресс-секретарь СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» Александр Хилькевич:
Наиболее эффективным средством решения этой задачи оказался контроль скорости в автоматизированном режиме с использованием технических средств, который в то время уже успешно применялся во многих развитых странах мира.
Оператором технических средств контроля является гражданская организация СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Административный процесс по результатам фотофиксации ведут сотрудники отдела обеспечения деятельности системы автоматизированной фиксации правонарушений МВД Беларуси.
Все начинается на дороге
Это центр обработки данных:
Информация с датчиков контроля скорости поступает именно сюда. Оператор проверяет качество зафиксированной информации.
В данном случае система распознала транспортное средство и выдает сведения о том, что это легковой автомобиль, двигающийся по первой полосе дороги на удаление со скоростью 109 км/ч при допустимых на данном участке 90 км/ч. Все данные о превышении зафиксированы корректно.
И размер автомобиля тоже?
Кроме того, датчик контроля скорости PoliScan делает фотоснимок с идентифицирующей рамкой, которая обозначает транспортное средство, скорость которого была измерена лазером.
В постановлении печатается фотоснимок с максимально качественным изображением регистрационного знака (насколько это возможно с учетом размера фотоснимка в постановлении и особенностей черно-белой печати принтера). Поэтому фотоснимки в постановлениях бывают темными и не панорамными (как правило, это увеличенная часть фотоснимка с изображением регистрационного знака).
Если же на транспортном средстве регистрационный знак отсутствует или его изображение некачественное и не позволяет идентифицировать владельца транспортного средства, водитель остается безнаказанным. Но таких фиксаций немного.
В дело вступают люди в погонах
Необходимо отметить, что у специалистов СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» нет доступа к персональным данным граждан, они видят только нарушение и регистрационный знак автомобиля. А вот дальше уже сотрудник МВД, исходя из сведений, предоставленных ему, определяет нарушителя по данным, указанным при регистрации автомобиля, и иным учетам, имеющимся у правоохранителей.
После оформления постановления копию этого документа распечатывает принтер.
Качество черно-белой печати принтера, конечно, уступает качеству изображения авто на экране, которое изучают сотрудники ГАИ.
Эта машина складывает копии постановлений в виде бесконвертных почтовых отправлений.
Каждому постановлению присваивается штрихкод, он считывается сканером, после чего вся информация заносится в базу данных, что не дает почтовому отправлению потеряться.
Вот как это происходит. Например, на участке дороги, где стоит знак ограничения скорости «90», 20-30% водителей нарушают установленную скорость. А там, где стоит датчик контроля скорости с предупреждающим знаком, таких нарушений фиксируется не более 1-2%.
Конечно, какой белорус не любит быстрой езды… Но все это хорошо, когда хорошо заканчивается. Не все водители могут правильно оценить дорожную обстановку и возможности своего автомобиля. Вместе с тем подавляющее большинство автомобилистов соблюдает скоростной режим, и датчики контроля скорости их не раздражают.
Об эффективности системы фотофиксации
В 2014 году председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник, эксперт по организации дорожного движения, по результатам проведенных исследований сделал выводы о целесообразности применения системы фотофиксации в г. Минске (в научно-техническом отчете по договору «Разработка принципиальной схемы мест применения средств автоматизированного контроля (превышение скорости) в г. Минске»).
Очевидно, что, уменьшая количество превышений скорости, система снижает вероятность ДТП, предотвращает травматизм и гибель людей.
Александр Хилькевич отмечает, что для объективной оценки эффективности датчиков контроля скорости и системы фотофиксации в целом необходимо определить, какие изменения и в каких областях они осуществляют:
— Нами определены четыре основных взаимосвязанных между собой показателя для условного участка автодороги:
1. Уровень превышений скорости (количество превышений скорости).
2. Уровень аварийности (количество ДТП).
3. Уровень травматизма (количество человек, пострадавших в ДТП).
4. Уровень гибели (количество погибших в ДТП).
Для определения эффективности датчика контроля скорости необходимо сравнить значения этих показателей до установки ДКС со значениями показателей после установки ДКС.
Для наглядности отразим все значения в таблице (значения внесены условно):
Фотофиксация нарушений ПДД («штрафы по почте»)
15 лет на сайте
пользователь #61107
В теме обсуждается только система автоматической фотофиксации нарушений ПДД, с последующим привлечением к ответственности собственника транспортного средства. Фоторадары («Визири» и т.п.), с которыми работают на дорогах сотрудники ГАИ, обсуждаются здесь Осторожно радарный контроль скорости!
Статья 1.5. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени
1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
2. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.
Статья 4.9. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
1. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных частями 3 и 4 настоящей статьи.
2. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 31 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством.
3. При наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 31 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо.
4. Собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания
1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация, взыскание стоимости или лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.
Статья 18.13. Превышение скорости движения
1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины.
2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час –
влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час –
влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин.
4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года.
5. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час –
влечет наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины.
6. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от двадцати до тридцати километров в час –
влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин.
7. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час –
влечет наложение штрафа в размере четырех базовых величин.
8. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от сорока и более километров в час –
влечет наложение штрафа в размере шести базовых величин.
Статья 18.22. Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения
1. Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения –
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере одной базовой величины.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, –
влекут наложение штрафа в размере двух базовых величин.
3. Остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения –
влекут наложение штрафа в размере пяти базовых величин.
4. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере десяти базовых величин.
5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.16, 18.19–18.21 настоящего Кодекса и частями 1–4 настоящей статьи, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.
6. Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, –
влекут наложение штрафа в размере одной базовой величины.
7. Остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, –
влекут наложение штрафа в размере трех базовых величин.
Статья 2.7. Презумпция невиновности
Штрафы ГАИ с камер видеофиксации
Камеры видеофиксации в Беларуси появились сравнительно недавно. Заказчиком новшества были государственные органы. Но установкой, управлением и обслуживанием камер занимается СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Штрафы же собираются в республиканский бюджет. Об этом разделении следует помнить всем, кто имеет намерение оспаривать результаты видеофиксации.
Разрешенный предел скорости настраивается специально, в зависимости от места установки камеры.
Предупреждающие знаки «Контроль режима движения» обычно ставятся на участках с видеофиксацией, но не являются обязательными, в законодательстве нет требования предупреждать о таком контроле.
Теория и практика видеофиксации нарушений
Для того, чтобы эта система заработала в законодательство были внесены некоторые изменения. Потому искать в самом факте видео и фото съемки нарушения своих прав на приватность не имеет смысла. На это уже готов примерный ответ, что дорожное движение к категориям личной жизни не относится.
Камера и сотрудник ГАИ по разному «смотрят» на одинаковые правонарушения. Дорожный инспектор предварительно квалифицирует поведение водителя, камера констатирует факт нарушения скоростного режима.
Для камеры представляет интерес транспортное средство, личность водителя не имеет значения.«Нарушителем» становится автомобиль, определяемый по государственному номеру. Штраф назначается владельцу транспорта. Определяют владельца по базе государственной регистрации.
Данные технического контроля о превышении скорости появляются в свободном доступе на сайте МВД. Персональная информация о водителе и собственнике не разглашается.
Поскольку «объектом расследования» является не водитель, по фактам видеофиксации наказания для лица, находившегося за рулем, не применяются. Следовательно, можно не бояться потерять права, не проверяется наличие документов, провести алкотест камера тоже не умеет.
А вот знак «70» будет замечен и требования к скоростному режиму, для этого автомобиля, автоматически изменятся. Неважно кто будет за рулем в момент фиксации, даже на скоростной трассе превышение будет считаться от разрешенных 70 километров.
Штрафовать на основании данных видеофиксации разрешается в течение 2 месяцев с даты нарушения. Это норма законодательства. Обратим внимание, что речь здесь идет о сроке принятия решения, а не вручения постановления.
Практика уплаты штрафа
Большинство хозяев автомобилей-нарушителей узнает о штрафе из почтового сообщения. Это обычный конверт, в котором лежит один лист постановления. В документе кратко сообщается место и суть нарушения, сумма штрафа и конечный срок уплаты. На этом же листе печатается небольшое фото транспортного средства в момент превышения. Картинка черно-белая, не лучшего качества. Окна салона обычно затемнены, но номер просматривается четко.
Для добровольной оплаты штрафа дается 1 месяц. После этого срока взыскание становится принудительным, возможно ограничение при выезде за границу, появляются проблемы с получением кредитов, на сумму неуплаченного взыскания начисляются проценты.
На сайте МВД, в рубрике «Фотофиксация» предлагается специальная форма для заполнения. Если ввести данные о владельце и транспортном средстве таким образом:
то «ПОИСК» выдаст информацию о неуплаченном штрафе.
Платить его лучше через систему «Расчет» (ЕРИП). Это возможно с помощью интернет-банкинга, мобильного банкинга или в инфокиосках. Квитанцию электронного платежа предъявлять никуда не нужно, зачисление проходит автоматически. После этого система перестает выдавать информацию о нарушении.
«Письма счастья» за отсутствие техосмотра: мы узнали, как работает новая система по выявлению нарушителей на дорогах
Не прошел — не проедешь
Камеры в деле
«Письма счастья» за отсутствие ТО нарушители стали получать с 19 марта. То есть теперь камеры фотофиксации выявляют не только превышение скорости и нарушение правил остановки/стоянки, но и отсутствие техосмотра. Начальник отдела обеспечения функционирования систем автофиксации правонарушений МВД Беларуси Николай Круковский объяснил, как это работает:
— Работаем так же, как и по скорости. Камеры фиксируют факт участия транспортного средства в дорожном движении, распознают регистрационный знак и сверяют его с базой данных АИС «Белтехосмотр» на наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении. При отсутствии разрешения в отношении собственника выносится соответствующее постановление.
Теперь камеры фотофиксации выявляют не только превышение скорости и правил остановки/стоянки, но и отсутствие техосмотра.
Одна из известных цифр, характеризующих масштаб отказа от гостехосмотра, была озвучена в конце 2017 года. Более половины зарегистрированных в стране автомобилей ездят без пройденного техосмотра, заявил тогда замдиректора УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский. Одни объясняли свой отказ очередями на диагностических станциях, у других руки не доходили устранить неисправности, третьи — в попытке сэкономить. Опасность неисправного автомобиля как для самого водителя и его пассажиров, так и для других участников дорожного движения в расчет не бралась.
Тем, кто считал, что белорусы и техосмотр — понятия несовместимые, будет полезно узнать — без техосмотра больше не покатаешься. Если нарушение зафиксировано впервые, то владельцу придет постановление не со штрафом, а с предупреждением. В следующий раз собственнику транспортного средства придется уплатить штраф в размере 0,5 базовой величины. При этом к ответственности привлекается как физическое, так и юридическое лицо — собственник или владелец транспортного средства.
— В соответствии с положениями нового КоАП, если камеры зафиксируют несколько таких нарушений в течение суток, то есть с 00:00 до 23:59, то собственник транспортного средства будет привлечен к административной ответственности только один раз, — обратил внимание Николай Круковский.
Внедрение новой опции в системе фотофиксации также позволит оптимизировать работу инспекторов ГАИ. Вместо рутинной проверки наличия техосмотра у водителей они смогут сосредоточиться на обеспечении безопасности движения.
Степень распознавания цифр очень высокая
На форумах в сети некоторые автомобилисты находятся в стадии отрицания, мол, просто пугают, никаких «писем счастья» за техосмотр ГАИ не присылает, да и вообще доступа к базе УП «Белтехосмотр» у них пока нет. Однако, наблюдая за работой сотрудников отдела обеспечения функционирования систем автофиксации правонарушений МВД, мы убеждаемся, что система весьма жизнеспособна. Прямо на наших глазах старший инспектор административной практики выносит постановление. Ни на секунду не отвлекаясь от работы, специалист комментирует процесс:
— Все работает в автоматическом режиме. Система сама распознает марку автомобиля и его госномер, сверяет эти данные с данными АИС «Белтехосмотр». Работа оператора фактически сводится к тому, чтобы еще раз все перепроверить перед отправкой письма. Если компьютер определил номер неправильно, то вносим корректировку. Но степень распознавания цифр очень высокая!
Специалист смотрит очередной снимок с камеры фотофиксации.
sb.by
Инспектор открывает очередной снимок с камеры фотофиксации. Он был сделан в Дрогичинском районе Брестской области 18 марта в 08:01. Мы видим, что конкретно у этого серого Peugeot-307 в момент попадания в поле зрения камеры фотофиксации техосмотра не было. Далее инспектор проверяет «послужной список» водителя. Убедившись, что с 1 марта, когда начал действовать обновленный КоАП, за техосмотр поклонник французского автопрома не привлекался, оператор выбирает опцию «Предупреждение». Письмо с текстом постановления и двумя подтверждающими фото отправляется нарушителю на почту. В письме также содержится информация о месте и дате совершения правонарушения.
Так выглядит письмо за отсутствие техосмотра.
В письме содержится информация о месте и дате совершения правонарушения.
Допустим, владелец не согласен с принятым решением. В постановлении указано, как его обжаловать. Сделать это можно в течение месяца со дня получения уведомления. Для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в ГАИ по месту жительства.
Что касается оплаты нарушения, то здесь ничего не поменялось. Работает тот же принцип, что и с оплатой штрафов за превышение скорости. Внести оплату следует не позднее 30 дней со дня получения копии постановления. Вся необходимая информация по оплате также там есть.
В попытке уйти от ответственности некоторые водители умышленно затемняют, высветляют или загрязняют регистрационные знаки на автомобилях, чтобы не получать «письма счастья». Однако современная техника может распознать даже стертые или забрызганные цифры на знаке. В последующем ГАИ привлекает таких водителей к административной ответственности.
— Сейчас можно сказать, что техническая возможность отслеживания наличия техосмотра реализована в полной мере. Специалисты немного переориентировали камеры на новую задачу. Работы у сотрудников, конечно, прибавилось, но они справляются, — добавил напоследок Николай Круковский.
Тем, кто, прочитав этот текст, решит отогнать авто на диагностическую станцию, в УП «Белтехосмотр» напомнили, что для прохождения техосмотра при себе нужно иметь водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт), договор обязательного страхования гражданской ответственности (за исключением случаев, когда он оформлен в электронном виде) и документы об оплате (за исключением оплаты через ЕРИП). Авто должно быть чистым, иначе работники диагностической станции имеют право отказать в проведении гостехосмотра.