сирена скорой полиции и пожарной чем отличается
Как у городских служб появились мигалки и сирены
В январе 1966 года по улицам Москвы впервые проехали автомобили со световыми и звуковыми сигналами единого образца. Сиренами, мигалками и проблесковыми маячками стали оснащать машины специальных городских служб — милиции, скорой помощи, пожарной охраны. О том, как это происходило, сегодня можно узнать благодаря документам, которые хранятся в Главархиве Москвы.
О проблемах со спецсигналами в 1960-х говорится в письме исполняющего обязанности начальника управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома П.Ф. Благовидова. 11 января 1966 года он сообщал председателю исполкома Моссовета Владимиру Промыслову, что в столицу поступают автомобили со световыми сигналами, цвет которых устанавливают сами производители, не учитывая интересы городских служб.
Благовидов приводит примеры. По его словам, патрульные и пожарные машины, а также кареты скорой помощи, автомобили Мосгаза и техпомощи оснащались мигалками от темно-синего цвета до красного. Благовидов жаловался, что в столице много спецмашин вообще без световых сигналов — вместо них установлена сирена. Такая неупорядоченность создает проблемы, так как сотрудники ГАИ не всегда могут понять, автомобиль какой службы перед ними и имеет ли он право свободного проезда.
Еще один документ, который хранится в Главархиве Москвы, рассказывает, как городские власти решили проблему, на которую жаловался Благовидов. Уже через 11 дней после того письма, 22 января 1966 года, исполком Моссовета ввел систему специальных световых и звуковых сигналов для транспорта городских служб. Кроме того, документ регулировал порядок их использования.
Согласно ему весь спецтранспорт должен был оснащаться сиренами и проблесковыми маячками. Вводилось четкое разделение по цвету: у скорой помощи мигалки стали желтыми, у пожарной охраны — красными, у милиции — фиолетовыми, а у аварийных городских служб — голубыми.
Все специальные автомобили могли требовать права свободного проезда при помощи световых сигналов в любое время суток, а вот включать сирену разрешалось только днем. Чтобы оснастить спецтранспорт мигалками, нужно было получить разрешение в отделе по регулированию уличного движения ГАИ.
С 1966 года цвета спецсигналов для каждой из служб не раз менялись. Корректировались и правила их использования.
Познакомиться с этими и другими историческими документами можно в читальных залах Главархива Москвы. Для посетителей открыты документы органов власти, организаций и учреждений города, личные собрания, а также фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы. Кроме того, фонды Главархива Москвы используются при проведении выставок и реализации образовательных проектов.
Все дело в мигалках: почему у полиции они синие, а у ДПС – красно-синие?
Проблесковый маячок, также устройство для подачи специальных световых сигналов, спецсигнал, мигалка — устройство, устанавливаемое на специальном транспортном средстве и подающее мигающие световые сигналы, говорящие об особом статусе автомобиля.
Согласно ГОСТу, мигалки должны устанавливаться на крышу автомобиля или над ней так, чтобы обеспечивалась видимость ее другим водителям со всех сторон. Некоторые спецслужбы ставят маячки в радиаторные решетки или на специальные сигнальные балки в передней части автомобилей.
Все автолюбители мира знают, что полицейские машины используют световую сигнализацию синего цвета, а сотрудники ДПС — красно-синего.
В чем заключается разница и как реагировать на эти сигналы другим водителям?
В нашей стране применяются три вида проблесковых маячков:
— сделать технику более заметной, особенно при плохих погодных условиях.
В Советском Союзе применялись маячки зеленого цвета. Такие машины, как правило, замыкали колонну. После военных действий в Афганистане их использование прекратилось.
Есть еще маячки белого цвета. Их устанавливают на автомобили инкассаторов и почтовые машины, которые перевозят деньги или ценные бумаги.
Маячки белого цвета нужны инкассаторам в случае нападения на автомобиль, чтобы привлечь внимание правоохранительных органов. На дороге такие маячки не дают транспорту никаких привилегий.
Автомобили с желтыми маячками не дают преимущества на дороге. В то время как с синими, да еще с звуковым сигналом, которым пользуется полиция, получают преимущество. Таким образом, другие машины должны уступить им дорогу, что прописано в Правилах дорожного движения.
Каждый водитель должен знать, что красный цвет обязывает шофера проехать вправо и там остановиться. Синий цвет мигалки указывает на то, что водитель должен уступить дорогу, а затем продолжить свой путь.
Если на автомобиле включена красно-синяя мигалка, водитель должен уступить дорогу не только ей, но и транспорту, который она сопровождает. Поэтому ни одну машину из этой колонны обгонять нельзя.
За нарушение этих требований полагается штраф. Кроме того, автомобили с красно-синими мигалками могут нарушать ПДД, например, продолжать движение, если красный светофор, а остальные машины должны уступить им дорогу. Это касается только светофора, но не регулировщика. Его команды должны выполнять все.
Это и есть те отличия, которые отличают транспортные средства с красно-синими мигалками от просто синих. Разница существует, и ее нужно запомнить.
Тема 5. Применение спецсигналов.
Вообще-то, сигналами оповещения оснащены все транспортные средства. Водитель любого автомобиля может привлечь внимание других участников движения и светом и звуком.
Светом – включив аварийную световую сигнализацию или мигая фарами.
Звуком – нажав на кнопку звукового сигнала.
Но это всё обычные сигналы, так сказать, традиционные.
Вместе с нами, простыми смертными, по дорогам общего пользования перемещаются также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, выполняя различные служебные задания. Такие автомобили оснащены специальными световыми и звуковыми сигналами и применяют их при выполнении неотложного служебного задания.
Специальный световой сигнал – это проблесковый маячок.
Специальный звуковой сигнал – это сирена.
А теперь вспомните, пожалуйста, какого цвета проблесковый маячок на машине «Скорой помощи»? А на машине «Пожарной охраны»?
И вообще давайте запомним следующее:
Если транспортное средство оснащено
проблесковыми маячками, и они включены,
и хотя бы один их них – синего цвета,
это транспортное средство в настоящий момент
выполняет неотложное служебное задание
и может отступать от требования Правил.
Конечно же, все мы должны уступать дорогу таким транспортным средствам. При этом не следует шарахаться, вылетать на встречку или останавливаться на обочине. Вы же знаете: «уступить дорогу» – это не обязательно остановиться. Просто освободите полосу, по которой Вас догоняет автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета.
И не спрашивайте меня, как это сделать, если по соседней полосе плотно друг за другом идут машины. Сейчас не до деликатности – включайте указатели поворота и перестраивайтесь – настойчиво, но безопасно! (То есть, контролируя события в зеркало заднего вида и убеждаясь в том, что другие водители с пониманием относятся к Вашему вынужденному манёвру).
Поэтому, чтобы Вы не «проморгали» Его приближение и начали перестраиваться заблаговременно, Он ещё издалека к проблесковому маячку добавит сирену.
В боковом зеркале водителю видно, что за ним следует автомобиль с включённым проблесковым маячком синего цвета. Но сирена не включена. Что сейчас, строго по Правилам, обязан сделать водитель?
1. Обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.
2. Может продолжить движение в том же порядке.
А если едущий сзади к проблесковому маячку добавит сирену?
1. Тогда водитель обязан увеличить скорость.
2. Тогда водитель обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.
А что делать, если наоборот Вы догнали такое транспортное средство, например, автомобиль инспектора ГИБДД?
Правила. Раздел 3. Пункт 3.2. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесённые на наружной поверхности специальные цветографические схемы с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Как видим, здесь ничего не сказано про опережение. Запрещён только обгон. И, следовательно, если дело происходит на многополосной дороге, можете смело опережать Его (естественно, не нарушая установленного скоростного режима).
Теперь, что касается обгона. Обратите внимание! Правила запрещают обгон только тех транспортных средств, у которых, помимо включённой мигалки и включённой сирены, есть ещё одно отличительное свойство – на поверхностях нанесены специальные цветографические схемы.
То есть, по Правилам, уступать дорогу мы обязаны и этим…
А вот обгонять запрещено только этих (если у них работает проблесковый маячок синего цвета и одновременно включена сирена).
С тем, что такое «специальные цветографические схемы», и какие они вообще бывают, можно познакомиться, если в поисковой строке любого браузера набрать именно эти три знаковых слова:
“специальные цветографические схемы”.
Разрешено ли обгонять транспортные средства с работающим проблесковым маячком синего цвета и включенной сиреной?
3. Запрещено, если на поверхностях этого транспортного средства имеются специальные цветографические схемы.
Разрешено ли опережать транспортные средства с работающим проблесковым маячком синего цвета и включенной сиреной?
3. Запрещено, если на поверхностях этого транспортного средства имеются специальные цветографические схемы.
Отдельного разговора заслуживает разъезд с таким транспортным средством на перекрёстке.
Для того чтобы проехать на красный сигнал светофора Ему достаточно включить проблесковый маячок синего цвета.
Опять-таки одного проблескового маячка синего цвета достаточно для того, чтобы Он имел право проехать перекрёсток в любом направлении (невзирая на требования знаков или разметки).
Но при этом надо же обеспечить и надлежащую безопасность. Если «пустой» перекрёсток можно проехать и «молча», то при наличии движения на перекрёстке без сирены никак не обойтись. Более того, даже включив и маячок, и сирену, водитель «Скорой помощи» будет проезжать перекрёсток с осторожностью, постоянно контролируя, все ли уступают ему дорогу. Тем более что именно так это и прописано в Правилах.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.
По сути, это требование Правил означает следующее – если у транспортного средства включён проблесковый маячок синего цвета, то:
– водитель этого транспортного средства может игнорировать действие светофоров, знаков и разметки;
– может двигаться по тротуарам и по встречке;
– может где угодно останавливаться, стоять, разворачиваться и двигаться задним ходом;
– может двигаться с любой скоростью (в том числе во дворах и в жилых зонах).
При этом все остальные обязаны уступать Ему дорогу, но только в случае, если вместе с мигалкой включена ещё и сирена. Более того, воспользоваться приоритетом Он может, только убедившись, что все остальные действительно и видят, и слышат Его, и действительно уступают Ему дорогу.
Несколько иначе будут развиваться события в случае с регулировщиком.
Из приведённого выше пункта 3.1 Правил следует, что в случае, если на перекрёстке есть регулировщик, тогда и любой спецавтомобиль (какой бы у него не был проблесковый маячок) обязан подчиняться сигналам регулировщика. По Правилам регулировщик – главное лицо на дороге для любого водителя (даже для водителя президента).
В этой ситуации (в отсутствии регулировщика) водитель синего джипа обязан уступить дорогу Скорой помощи, невзирая на сигналы светофора, поскольку у Скорой помощи включены и проблесковый маячок, и сирена.
А вот сейчас, водитель Скорой помощи обязан остановиться, а водитель синего джипа может первым проехать перекрёсток.
(Забегая вперёд, сообщаю вам, что такой сигнал регулировщика запрещает движение Скорой помощи, а водителю синего джипа разрешено движение прямо или направо).
Другое дело, что такого просто не может быть!
Как только регулировщик услышит приближающуюся сирену, он немедленно остановит всё движение на перекрёстке (для этого ему достаточно поднять правую руку вверх).
После чего «Скорая помощь», спешащая к больному (или «Пожарная охрана», спешащая на пожар, или автомобиль ДПС вместе с сопровождаемой организованной транспортной колонной) беспрепятственно проедут перекрёсток в нужном им направлении.
Отдельного разговора заслуживает следующая ситуация.
Представьте, Вы двигаетесь по дороге и видите впереди не едущее, но стоящее транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.
Следует предположить, что, скорее всего, там что-то случилось. Возможно ДТП! Возможно даже, что на проезжей части находятся пострадавшие. Инспектор ГИБДД остановил свой автомобиль перед местом происшествия и включёнными маячками сообщает всем:
«Снизить скорость и быть готовым в случае необходимости остановиться!»
Но это может быть и просто стандартная проверка документов.
Однако, в любом случае, если впереди стоит транспортное средство с включённым проблесковым маячком синего цвета, водители обязаны снижать скорость и быть готовыми в случае необходимости остановиться.
Представьте себя за рулём этого синего джипа. Должны ли Вы сейчас уступить дорогу?
1. Да, должен, поскольку оба автомобиля оборудованы проблесковыми маячками синего цвета.
2. Нет не должен, поскольку у обоих автомобилей спецсигналы не включены.
К чему обязывает водителей такая ситуация?
1. Необходимо прекратить дальнейшее движение.
2. Необходимо снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться.
Итак, у «Скорой помощи» и «Пожарной охраны» проблесковые маячки синего цвета, а вот автомобиль инспектора ГИБДД может быть оснащён двумя проблесковыми маячками – синего и красного цветов. Это делается для того, чтобы по этому признаку водители могли отличать его от других автомобилей оперативных служб.
Кроме этого существуют ещё транспортные средства, оснащённые проблесковыми маячками желтого или оранжевого цветов. Эти транспортные средства также могут отступать от требования Правил, но с соблюдением всех мер предосторожности, поскольку маячки желтого или оранжевого цвета не дают преимущества в движении.
Вы наверняка встречали такие машины. Это те, кто чистят дорогу, ремонтируют покрытие, чинят электричество, доставляют топливо на АЗС и т.д. Сирен у них никаких нет, а проблесковый маячок нужен исключительно для того, чтобы Вы смогли своевременно его увидеть и сказать себе: «Водителю этого транспортного средства сейчас трудней, чем мне. Ему нужно и за безопасностью следить и работу выполнять. Поэтому, разъезжаясь с ним, я буду особенно внимательным и аккуратным».
Завершая разговор о спецсигналах, осталось только лишь сказать несколько слов о маячке бело-лунного цвета. Такими маячками оснащаются инкассаторские автомобили и другие автомобили, перевозящие ценные грузы. У них, кстати, есть ещё и сирена.
Проблесковый маячок бело-лунного не даёт преимущества в движении, он нужен экипажу как сигнал бедствия или тревоги – его включают вместе с сиреной при нападении.
Сирена скорой полиции и пожарной чем отличается
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные сигналы, утвержден Указом Президента РФ от 19.05.2012 N 635.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1041)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
(п. 3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 64)
организованная перевозка группы детей.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
Водители крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих сопровождение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
Тема 5. Применение спецсигналов.
Вообще-то, сигналами оповещения оснащены все транспортные средства. Водитель любого автомобиля может привлечь внимание других участников движения и светом и звуком.
Светом – включив аварийную световую сигнализацию или мигая фарами.
Звуком – нажав на кнопку звукового сигнала.
Но это всё обычные сигналы, так сказать, традиционные.
Вместе с нами, простыми смертными, по дорогам общего пользования перемещаются также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, выполняя различные служебные задания. Такие автомобили оснащены специальными световыми и звуковыми сигналами и применяют их при выполнении неотложного служебного задания.
Специальный световой сигнал – это проблесковый маячок.
Специальный звуковой сигнал – это сирена.
А теперь вспомните, пожалуйста, какого цвета проблесковый маячок на машине «Скорой помощи»? А на машине «Пожарной охраны»?
И вообще давайте запомним следующее:
Если транспортное средство оснащено
проблесковыми маячками, и они включены,
и хотя бы один их них – синего цвета,
это транспортное средство в настоящий момент
выполняет неотложное служебное задание
и может отступать от требования Правил.
Конечно же, все мы должны уступать дорогу таким транспортным средствам. При этом не следует шарахаться, вылетать на встречку или останавливаться на обочине. Вы же знаете: «уступить дорогу» – это не обязательно остановиться. Просто освободите полосу, по которой Вас догоняет автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета.
И не спрашивайте меня, как это сделать, если по соседней полосе плотно друг за другом идут машины. Сейчас не до деликатности – включайте указатели поворота и перестраивайтесь – настойчиво, но безопасно! (То есть, контролируя события в зеркало заднего вида и убеждаясь в том, что другие водители с пониманием относятся к Вашему вынужденному манёвру).
Поэтому, чтобы Вы не «проморгали» Его приближение и начали перестраиваться заблаговременно, Он ещё издалека к проблесковому маячку добавит сирену.
В боковом зеркале водителю видно, что за ним следует автомобиль с включённым проблесковым маячком синего цвета. Но сирена не включена. Что сейчас, строго по Правилам, обязан сделать водитель?
1. Обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.
2. Может продолжить движение в том же порядке.
А если едущий сзади к проблесковому маячку добавит сирену?
1. Тогда водитель обязан увеличить скорость.
2. Тогда водитель обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.
А что делать, если наоборот Вы догнали такое транспортное средство, например, автомобиль инспектора ГИБДД?
Правила. Раздел 3. Пункт 3.2. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесённые на наружной поверхности специальные цветографические схемы с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Как видим, здесь ничего не сказано про опережение. Запрещён только обгон. И, следовательно, если дело происходит на многополосной дороге, можете смело опережать Его (естественно, не нарушая установленного скоростного режима).
Теперь, что касается обгона. Обратите внимание! Правила запрещают обгон только тех транспортных средств, у которых, помимо включённой мигалки и включённой сирены, есть ещё одно отличительное свойство – на поверхностях нанесены специальные цветографические схемы.
То есть, по Правилам, уступать дорогу мы обязаны и этим…
А вот обгонять запрещено только этих (если у них работает проблесковый маячок синего цвета и одновременно включена сирена).
С тем, что такое «специальные цветографические схемы», и какие они вообще бывают, можно познакомиться, если в поисковой строке любого браузера набрать именно эти три знаковых слова:
“специальные цветографические схемы”.
Разрешено ли обгонять транспортные средства с работающим проблесковым маячком синего цвета и включенной сиреной?
3. Запрещено, если на поверхностях этого транспортного средства имеются специальные цветографические схемы.
Разрешено ли опережать транспортные средства с работающим проблесковым маячком синего цвета и включенной сиреной?
3. Запрещено, если на поверхностях этого транспортного средства имеются специальные цветографические схемы.
Отдельного разговора заслуживает разъезд с таким транспортным средством на перекрёстке.
Для того чтобы проехать на красный сигнал светофора Ему достаточно включить проблесковый маячок синего цвета.
Опять-таки одного проблескового маячка синего цвета достаточно для того, чтобы Он имел право проехать перекрёсток в любом направлении (невзирая на требования знаков или разметки).
Но при этом надо же обеспечить и надлежащую безопасность. Если «пустой» перекрёсток можно проехать и «молча», то при наличии движения на перекрёстке без сирены никак не обойтись. Более того, даже включив и маячок, и сирену, водитель «Скорой помощи» будет проезжать перекрёсток с осторожностью, постоянно контролируя, все ли уступают ему дорогу. Тем более что именно так это и прописано в Правилах.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.
По сути, это требование Правил означает следующее – если у транспортного средства включён проблесковый маячок синего цвета, то:
– водитель этого транспортного средства может игнорировать действие светофоров, знаков и разметки;
– может двигаться по тротуарам и по встречке;
– может где угодно останавливаться, стоять, разворачиваться и двигаться задним ходом;
– может двигаться с любой скоростью (в том числе во дворах и в жилых зонах).
При этом все остальные обязаны уступать Ему дорогу, но только в случае, если вместе с мигалкой включена ещё и сирена. Более того, воспользоваться приоритетом Он может, только убедившись, что все остальные действительно и видят, и слышат Его, и действительно уступают Ему дорогу.
Несколько иначе будут развиваться события в случае с регулировщиком.
Из приведённого выше пункта 3.1 Правил следует, что в случае, если на перекрёстке есть регулировщик, тогда и любой спецавтомобиль (какой бы у него не был проблесковый маячок) обязан подчиняться сигналам регулировщика. По Правилам регулировщик – главное лицо на дороге для любого водителя (даже для водителя президента).
В этой ситуации (в отсутствии регулировщика) водитель синего джипа обязан уступить дорогу Скорой помощи, невзирая на сигналы светофора, поскольку у Скорой помощи включены и проблесковый маячок, и сирена.
А вот сейчас, водитель Скорой помощи обязан остановиться, а водитель синего джипа может первым проехать перекрёсток.
(Забегая вперёд, сообщаю вам, что такой сигнал регулировщика запрещает движение Скорой помощи, а водителю синего джипа разрешено движение прямо или направо).
Другое дело, что такого просто не может быть!
Как только регулировщик услышит приближающуюся сирену, он немедленно остановит всё движение на перекрёстке (для этого ему достаточно поднять правую руку вверх).
После чего «Скорая помощь», спешащая к больному (или «Пожарная охрана», спешащая на пожар, или автомобиль ДПС вместе с сопровождаемой организованной транспортной колонной) беспрепятственно проедут перекрёсток в нужном им направлении.
Отдельного разговора заслуживает следующая ситуация.
Представьте, Вы двигаетесь по дороге и видите впереди не едущее, но стоящее транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.
Следует предположить, что, скорее всего, там что-то случилось. Возможно ДТП! Возможно даже, что на проезжей части находятся пострадавшие. Инспектор ГИБДД остановил свой автомобиль перед местом происшествия и включёнными маячками сообщает всем:
«Снизить скорость и быть готовым в случае необходимости остановиться!»
Но это может быть и просто стандартная проверка документов.
Однако, в любом случае, если впереди стоит транспортное средство с включённым проблесковым маячком синего цвета, водители обязаны снижать скорость и быть готовыми в случае необходимости остановиться.
Представьте себя за рулём этого синего джипа. Должны ли Вы сейчас уступить дорогу?
1. Да, должен, поскольку оба автомобиля оборудованы проблесковыми маячками синего цвета.
2. Нет не должен, поскольку у обоих автомобилей спецсигналы не включены.
К чему обязывает водителей такая ситуация?
1. Необходимо прекратить дальнейшее движение.
2. Необходимо снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться.
Итак, у «Скорой помощи» и «Пожарной охраны» проблесковые маячки синего цвета, а вот автомобиль инспектора ГИБДД может быть оснащён двумя проблесковыми маячками – синего и красного цветов. Это делается для того, чтобы по этому признаку водители могли отличать его от других автомобилей оперативных служб.
Кроме этого существуют ещё транспортные средства, оснащённые проблесковыми маячками желтого или оранжевого цветов. Эти транспортные средства также могут отступать от требования Правил, но с соблюдением всех мер предосторожности, поскольку маячки желтого или оранжевого цвета не дают преимущества в движении.
Вы наверняка встречали такие машины. Это те, кто чистят дорогу, ремонтируют покрытие, чинят электричество, доставляют топливо на АЗС и т.д. Сирен у них никаких нет, а проблесковый маячок нужен исключительно для того, чтобы Вы смогли своевременно его увидеть и сказать себе: «Водителю этого транспортного средства сейчас трудней, чем мне. Ему нужно и за безопасностью следить и работу выполнять. Поэтому, разъезжаясь с ним, я буду особенно внимательным и аккуратным».
Завершая разговор о спецсигналах, осталось только лишь сказать несколько слов о маячке бело-лунного цвета. Такими маячками оснащаются инкассаторские автомобили и другие автомобили, перевозящие ценные грузы. У них, кстати, есть ещё и сирена.
Проблесковый маячок бело-лунного не даёт преимущества в движении, он нужен экипажу как сигнал бедствия или тревоги – его включают вместе с сиреной при нападении.