сионизм что это такое простыми
Сионизм – что это такое
Что такое сионизм простым языком
Сионизм является политическим течением, которое стремится объединить всех евреев на земле израильской. Внутри этого движения могут быть как левые социалисты, так и религиозные иудаисты-ортодоксы. После Великой Отечественной войны из всех политических движений, которые объединяли израильтян по всему миру, остался только сионизм.
Откуда пошло название?
Термин «сионизм» произошел от названия горы Сион, расположенной на юге Иерусалима и в которой похоронен царь Давид. Собственно, еврейский народ часто называют «сыновьями и дочерьми Сиона»
Впервые евреи, стремившиеся вернуть соотечественников на историческую родину, были названы сионистами в 1890 году Натаном Бирнбаумом в журнале “ Selbstemancipacion”. Однако знаменитый американский историк Вальтер Лакер считал, что тогда издатель не придавал термину политический окрас.
Также сионизмом называли еврейское движение, которое вспыхнуло в Европе на волне популярной тогда национально-освободительной деятельности разных народов, проживавших в передовых европейских империях (Османская, Австрийская, Российская). Кроме того, сионизм часто путают с еврейским расизмом. Те, кто придерживается такого мнения, считают, что израильтяне всегда держатся обособленно, так как считают свой народ лучше других.
Сионизмом неправильно называть стремление евреев, проживающих в каком-то государстве, получить еврейскую автономию в стране своего проживание или борьбу с дискриминацией израильтян по национальному или расовому признаку. Совсем уж ошибочно считать сионистов участниками «жидо-массонского заговора» или «агентами Сионистского оккупационного правительства». По таким взглядам легко вычислить антисемита.
К чему стремится сионизм
Основная цель сионистов – это разрешение еврейского вопроса, который, по их мнению, является проблемой национального меньшинства. Многие столетия евреи были рассеяны по всей Европе, в каждой стране считаясь изгоями. Недовольство местного населения нередко выливалось в агрессию по отношению к иудеям.
До начала 20-го века у израильтян не было страны, которую они бы могли назвать родиной в полном смысле этого слова. Идеологи сионизма считают, что решить эту проблему можно предоставлением евреям собственного независимого государства, которое бы располагалось на территории древней Иудеи.
Более того, это политическое движение заявляло, что освободить израильтян от угнетения властей можно только таким образом.
Основные тезисы сионизма
Историки заявляют, что всего их было 13:
Противники сионизма
Как только это политическое движение зародилось, у него, как и у всякого другого, появился ряд противников. К ним относятся религиозные и политические деятели, в состав которых входят также и сами евреи. Некоторые сионисты считают политику государства Израиль неправильной, из-за чего их тоже записывают в стан антисионистов. В основном противники сионизма делятся на две группы:
Сионизм
Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת , цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается. [1] [2] [3]
Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения — от лево-социалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны (см. Холокост) сионизм был одним из наиболее крупных общественно-политических движений еврейского народа (наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением Бунд и территориализмом).
Содержание
Происхождение и значение термина
Слово «сионизм» является производным от топонима Сион (ивр. צִיּוֹן — Цион), при этом Земля Израиля (Эрец-Исраэль) нередко именовалась «дочерью Сиона», а еврейский народ — «сынами Сиона».
Со времени вавилонского пленения Сион стал для еврейского народа в диаспоре символом утраченной родины. В этом значении он часто упоминается в религиозных текстах и светской литературе: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1) [4] ; «Сион, неужто ты не спросишь о судьбах узников твоих…» (Иехуда Галеви).
Во второй половине XIX века эта же семантика топонима была использована в названии палестинофильского движения «Ховевей Цион».
Тем не менее, до конца XIX века под сионизмом чаще имели в виду именно практическую деятельность, направленную на создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль. [2] В таком значении первоначально употреблял это слово Теодор Герцль. Лишь после Первого Сионистского конгресса, который принял Базельскую программу, соединившую «политический» и «практический» аспекты движения, с созданием Сионистской организации, в которую влилось большинство Ховевей Цион, термин приобрел современное значение.
В некоторых источниках сионизм оценивается как национально-освободительное движение еврейского народа в контексте европейских национально-освободительных движений XIX века. [6] В то же время, некоторые критики сионизма расценивают его как «форму расизма и расовой дискриминации». [7]
Ошибочное использование термина «сионизм»
Часто сионизмом ошибочно называют любое еврейское движение, имеющее национальный характер. Например, требование культурно-национальной автономии, образования еврейской автономии в Крыму, право на эмиграцию в другие страны, помимо Израиля, даже любую борьбу за равноправие евреев.
Термин «сионизм» используется также сторонниками конспирологической теории «жидо-масонского заговора» (см. Сионистское оккупационное правительство), которая носит антисемитский характер.
Цели и идеология
Зарождение сионизма
Предпосылки к возникновению
Предтечи сионизма
Стремление евреев в Сион
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к Сиону. Сион, Земля Израиля и Иерусалим присутствовали в еврейской культуре и традиционных ритуалах как символы Родины.
С XII века на фоне преследования евреев в христианских странах возникло течение возвращения на древнюю Родину. В 1492 году этот поток пополнился еврейскими изгнанниками из Испании, которые основали еврейскую общину в городе Цфат.
В течение XVI века большие еврейские общины укоренились в Святой Земле в четырёх городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток репатриации из Европы и обновления еврейского национально-религиозного центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Сам Иехуда Хасид, прибыв в страну, вскоре умер. Между его последователями и задолжавшей арабам ашкеназийской общиной Иерусалима возникли трения, а арабы-заимодавцы сожгли ашкеназийскую синагогу (1720) и изгнали евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий евреи, прибывавшие из Европы, селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии. [10]
К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в тех же четырёх городах. В Иерусалиме евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения. в Цфате жили 4 тыс. евреев, в Тверии — 2,5 тыс., Яффе — 1 тыс., в Хевроне 800 человек и в Хайфе — 300. Иерусалим стал крупнейшим городом в стране. [10] Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились выходцы из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназийская община состояла главным образом из евреев Восточной Европы, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев строго исполняли заповеди веры и подчинялись авторитету раввинов. Евреи Палестины занимались предоставлением услуг иудейским паломникам (кошерное питание, еврейские постоялые дворы, услуги экскурсоводов). Важным источником доходов были пожертвования от общин диаспоры. Турецкие чиновники облагали их высокими налогами. Были созданы также фонды поддержки земляков по землячествам — халука. [10]
Поселенческая деятельность в XIX веке
Первые практические планы создания еврейского государства были изложены в книге рава Цви-Гирша Калишера «Требование Сиона» в 1860 году и в книге Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим» в 1862 году. Эти труды привели в 1880-х годах к началу практического (поселенческого) сионизма, движению «Ховевей Цион» («Палестинофилы»). Один из ранних палестинофилов Натан Фридланд начал политическую деятельность — на аудиенции у императора Франции Наполеона III просил его содействия в деле переселения евреев в Палестину.
Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה ), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе. [11]
История
Возникновение политического сионизма. Деятельность Т. Герцля (1897—1904)
Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене, — считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль. [12] [13] В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat ), в которой изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным сионистским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская Организация (ВСО). [14]
Становление и развитие движения (1904—1917)
Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине. [11] Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями, [15] но вторая алия включала также и социалистов, основавших киббуцное движение. [16]
От Декларации Бальфура до Билтморской программы (1917-42)
Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа». [17] Как следствие этого, еврейские добровольцы-сионисты сформировали еврейский легион, который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины.
В 1919—23 годах (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период была основана федерация профсоюзов, Гистадрут.
Арабские протесты против еврейской иммиграции привели к Палестинским бунтам, и в 1920 году на основе еврейской организации самообороны Ха-Шомер была сформирована новая еврейская военная организация — «Хагана» (на иврите «Оборона»). [18]
В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это, кроме прочего, необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». [19] Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании. [20]
В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским. [21]
В 1924—29 годах (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая состояла в репатриации четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот период закончился Арабским восстанием 1936—39 годов и изданием Британией в 1939 году «Белой книги», которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину.
Борьба за создание еврейского государства (1940-48)
По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году. [22] [23]
Период становления и укрепления Государства Израиль (1948-67)
Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину. [28]
В качестве практической меры реализации сионистских идеалов был принят Закон о возвращении, который предусматривает право любого еврея, а также потомков до второго поколения приехать в Израиль и получить гражданство страны.
В качестве юридического выражения доктрины сионизма 5 июля 1950 года Кнессетом был принят Закон о возвращении, провозглашающий право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль.
В первые годы существования государства на политической арене Израиля доминировало движение социалистического сионизма (МАПАЙ), возглавляемое первым премьер-министром Израиля, Давидом Бен-Гурионом. [38] [39] Эти годы были отмечены массовой иммиграцией евреев, выживших в Катастрофе и спасающихся от преследований в арабских странах. С 1948 по 1958 год население Израиля возросло с 800 000 до 2 000 000. [40] Большинство иммигрантов являлись беженцами и практически не имели при себе имущества. Они были размещены во временных палаточных лагерях, «маабарот». К 1952 году в подобных палаточных городках проживали свыше 200 000 иммигрантов. Необходимость решения этого кризиса заставила Бен-Гуриона пойти на подписание договора с ФРГ о репарациях, что вызвало массовые протесты евреев, возмущённых идеей сотрудничества с Германией. [41]
Современный период (после 1967)
Идеологические течения сионизма
В первой половине XX века в идеологии сионизма выделились несколько крупных течений, самыми заметными из которых являются социалистический сионизм, ревизионистский сионизм и религиозный сионизм.
Движение социалистического сионизма
Движение социалистического сионизма, доминировавшее с момента своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов, полагало, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах социализма. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса Гесса и Теодора Герцля.
Основателем этого идеологического направления считается Нахман Сыркин, развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898 г.), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности». [2] Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены Ха-Поэль ха-Цаир, видевшие в возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах А. Д. Гордона.
Другой теоретик социалистического сионизма, Бер Борохов, пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства». [2] Идеями Б. Борохова руководствовались участники движения Поалей Цион.
Сторонники социалистического сионизма составили костяк второй и третьей алии; из их рядов вышли почти все лидеры ишува 1920-40-х гг., многие основатели Государства Израиль и его первые руководители.
Партия «МАПАЙ» (позже «Авода», потом «Исраэль Ахат»), возглавлявшаяся Бен-Гурионом и бывшая главным выразителем этой идеологии, с течением времени потеряла популярность и сама в значительной степени отошла от социалистической идеологии. Тем не менее, наследие идей социализма (как, например, киббуцы, государственный контроль над экономикой и важная роль профсоюзов) проявляется в Израиле до настоящего времени. Одной из ведущих социалистических партий в Израиле являлась партия МАПАМ (Объединённая рабочая партия), которая пыталась объединить марксизм-ленинизм и коммунистическую риторику с идеологией сионизма. Позже эта партия вошла в блок «Мерец-Яхад».
Движение «ревизионистов»
Идеологическое направление в сионизме, получившее название «ревизионизм» (имеется в виду, что сторонники этого идеологического направления в сионизме осуществили ревизию идеологии сионистов-социалистов, которая в начале XX века была господствующей в сионистском движении), основал и возглавил Владимир (Зеев) Жаботинский (1880—1940).
Согласно воззрениям сионистов-ревизионистов, экономика еврейского государства должна строиться исключительно на принципах свободного рынка. До середины XX века это направление в сионизме было второстепенным, но впоследствии влияние сионистов-ревизионистов значительно возросло, и представляющая это идеологическое течение партия «Херут» (позже «Ликуд») долгое время была одной из правящих партий Израиля.
Религиозный сионизм
Ещё одно идеологическое течение в сионизме, получившее название «религиозный сионизм», сформулировал раввин Авраам-Ицхак Кук (1865—1935), крупнейший религиозный авторитет начала XX века, бывший главным раввином Страны Израиля в 1921—1935 гг. Он считал, что сионизм не только не противоречит ортодоксальному иудаизму (как считали тогда многие, и до сих пор считают некоторые ультра-ортодоксальные раввины) — но наоборот, должен стать основой для возрождения иудаизма. Выразителем этой идеологии в течение многих лет являлась национально-религиозная партия «Мафдаль», позже вошедшее в состав блока «Ихуд а-Леуми» («Национальное единство»).
Развитие сионистской идеи после 1948 года
Постсионизм
Идеи постсионизма опираются на мнение некоторых израильских интеллектуалов из научных и околополитических кругов, о том, что сионизм выполнил свою главную идеологическую миссию. Поскольку Государство Израиль уже создано, сионистская идеология должна уйти со сцены. Теперь израильтяне, как все нации, которые в достаточной безопасности проживают в своих государствах, должны ставить перед собой «нормальные» цели, такие, как повышение уровня жизни и социального и культурного благосостояния населения.
Явление постсионизма весьма сложно и не однопланово — это социальный и социологический процесс. Часто критики склонны ассоциировать постсионизм с антисионизмом.
Идеология и политика постсионизма: слово вместо силы, переговоры вместо противостояния, права человека вместо прав еврейского народа должны были привести к новому Ближнему Востоку. Воплощению идей постсионизма в жизнь в значительной мере препятствуют непрекращающиеся теракты по отношению к евреям и израильтянам вообще.
Отношение к сионизму
Солидарность с сионизмом среди неевреев
Понятие сионизма как политического движения образовалось в современном смысле в конце XIX века. Тем не менее, в виду различных причин не только евреи поддерживали и поддерживают эту идею.
1 января 2006 года в г. Ришон ле-Ционе создана общественная организация Татары за Израиль, выступающая в поддержку права государства Израиль на существование и ставящая своей целью содействие укреплению его безопасности и процветания. [48] [49]
Христианский сионизм
Некоторые христианские течения, например диспенсационалисты, видят в создании еврейского государства свершение библейских пророчеств. [50]
Критика и неприятие сионизма
С самого начала существования сионистского движения у него появился ряд идеологических противников, последователи которых продолжают выступать против идеологии сионизма и после создания еврейского государства.
С понятием «антисионизм» связываются взгляды ряда религиозных групп, политических движений и общественных институтов, в том числе и еврейских, отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.
Из-за разности видения сути сионизма, а именно «объединения и возрождения еврейского народа на его исторической родине», а также включения в понятие «сионизм» его критиками множества иных концепций (вплоть до теории всемирного заговора) «антисионизм» также имеет ряд определений:
Негативное отношение к сионизму отдельных групп и идеологов антисионизма объясняется рядом различных мотивов:
В наше время антисионизм выражается, главным образом, в антиизраильской позиции, которая часто характеризуется протестом против существования Израиля в качестве еврейского государства, либо против некоторых аспектов его внешней и внутренней политики. Подобную позицию разделяют также некоторые внутренние противники идеологии сионизма.
В ООН
В 1947 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, предусматривающую создание на территории Палестины двух государств — еврейского и арабского, обеспечив таким образом достижение основной цели сионизма.
11 мая 1949 года Государство Израиль было признано в качестве члена ООН. [51]
Однако 10 ноября 1975 года ХХХ сессия Генеральной Ассамблеи ООН усилиями СССР (при поддержке арабских и «неприсоединившихся» стран) приняла (72 голосами при 35 против и 32 воздержавшихся) Резолюцию 3379, которая квалифицировала сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации». [7] [52]
Вместе с тем, в декларации конференции ООН по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (англ.), проходившей в Дурбане (ЮАР) в сентябре 2001 года, незадолго до начала интифады Аль-Акса, единственным народом, страдающим от оккупации, был назван палестинский народ. [54]
В СССР
При создании еврейского государства Советский Союз оказал активное содействие его признанию. Поддержка СССР, вероятно, была обусловлена расчетом советского руководства на то, что у власти в Израиле окажутся социалистические и коммунистические партии просоветской направленности.
В 1947 году СССР участвовал в подготовке резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН. Советский представитель А. А. Громыко на пленарном заседании 26 ноября решительно высказался за «вариант раздела Палестины на два самостоятельных демократических государства — арабское и еврейское». [63] В результате, 29 ноября 1947 года в ООН был принят план раздела Палестины.
17 мая 1948 года (через три дня после провозглашения) Советский Союз, первым среди всех стран мира, признал государство Израиль де-юре. США, несмотря на сильное еврейское лобби, тогда признали Израиль лишь де-факто (де-юре — в январе 1949 года). Первый министр иностранных дел Израиля Моше Шарет в первой официальной телеграмме Израиля в СССР выражал «глубокую признательность и уважение народа Израиля за стойкую позицию, занятую советской делегацией в ООН в поддержку образования независимого и суверенного еврейского государства». [64]
После активизации антисемитской кампании в СССР его отношение к Израилю резко ухудшилось и социалистические корни сионизма были забыты. Сионизм стал определяться официальной советской идеологией как «наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая распространение в XX веке среди еврейского населения капиталистических стран, националистическая идеология и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание этой идеологии — воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм».
Советские критики сионизма заявляли, что сионизм изначально «был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися». [61]
В Советской России и СССР в 1919—1989 годы преподавание иврита (за исключением немассового научного изучения на кафедрах востоковедения) было запрещено, многие преподаватели иврита были арестованы (например, будущий депутат Кнессета Юлий Эдельштейн [65] ). Выезд евреев на постоянное место жительства в Израиль был крайне затруднён. Существовали т. н. «отказники», которые по тем или иным причинам получали отказ от властей на репатриацию в Израиль. После получения «отказа» многие лица теряли квалифицированную работу (инженеры, врачи и т. д.) и были вынуждены в течение длительного времени работать дворниками, истопниками и т. п.
В 1989 году в Москве Л. Городецким была создана «Сионистская организация» (ивр. אירגון ציוני , «Иргун Циони»). Организация занималась, главным образом, изучением иврита. Была открыта воскресная школа для детей (преподавались иврит и еврейская история), издавалась учебная литература, а также велась пропаганда, направленная на репатриацию советских евреев в Израиль.
С приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением правительства США (и лично президента Рейгана) были облегчены правила на эмиграцию из СССР. В 1989 году началась массовая репатриация из СССР в Израиль. Большую роль сыграл тот факт, что с октября 1989 в США был ограничен приём еврейских беженцев из СССР. Немало росту репатриации способствовало и проявление антисемитизма. Организация «Память» проводила в 1987—90 годах многочисленные акции против т. н. «жидо-масонского заговора». Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.
Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. В 1989—1990 годах в Израиль прибыло более 200 тыс. репатриантов из СССР. Всего за период «Большой Алии» в Израиль прибыло более миллиона евреев из СССР и СНГ.
Роль сионизма в арабо-израильском конфликте
Первые идеологи сионизма, в том числе и сам Герцль, не рассматривали арабский вопрос как существенный. Это было обусловленно, в частности, тем, что до начала сионистского движения в XIX веке арабское население страны было малочисленным. Так, например, Марк Твен, посетивший Святую землю в 1867 году, пишет «едешь часами, везде пусто и голо, нет ни дома, ни деревца, ни кустика…». Именно в это время возник лозунг сионистов «Земля без народа — для народа без земли».
После начала заселения Палестины евреями, в первую очередь европейскими, привезшими сюда свои знания и имущество, в ней явилась потребность в неквалифицированных кадрах, и арабы из соседних районов Османской империи также начали переезжать сюда. [66] В июле 1922 года, когда Лига Наций официально утвердила мандат на управление Палестиной, предоставленный британцам на международной конференции в Сан-Ремо двумя годами ранее, в стране проживали около 600 тысяч арабов и 80 тысяч евреев. [67]
С самого начала политического сионизма его основные идеологи провозгласили, что арабское население, которое в то время проживало в Палестине, должно получить все гражданские и политические права и стать национальным меньшинством в будущем государстве. В 1916 году глава Всемирной сионистской организации, Хаим Вейцман, заключил с шейхом Фейсалом, лидером арабского движения, соглашение о мире и добрососедстве. 14 мая 1948 года эти принципы были провозглашены в Декларации независимости Израиля. [68]
В конце февраля 1920 года арабы Палестины провели серию антиеврейских и антибританских демонстраций в городах и некоторых селах. В апреле 1920 года в Иерусалиме начались беспорядки; демонстранты нападали на евреев как внутри Старого города, так и за его пределами, неподалеку от Яффских ворот. Пять евреев были убиты и около двухсот ранены. В 1921 году арабы напали на еврейское гражданское население Яффы и некоторых других городов. [69] Около ста евреев было убито, более двухсот ранены.
После погромов в августе 1929 года в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и других населенных пунктах, в ходе которых были убиты и ранены более пятисот евреев (порядок был восстановлен только благодаря прибытию английского военного подкрепления из Египта), Британия направила в Палестину Комиссию по расследованию. В отчете, поданном комиссией британскому правительству, утверждалось, что основной причиной «ненависти и вражды», которую арабы испытывают к евреям, является еврейская репатриация и приобретение сионистами арабских земель. [67]
Ситуация ещё более ухудшилась во время Второй мировой войны, ввиду поддержки некоторыми арабскими лидерами Гитлера и его действий по уничтожению европейского еврейства. Так, лидер палестинских арабов Амин аль-Хусейни приезжал с визитами к Гитлеру и публично благодарил его, как союзника арабов, за «борьбу с мировым еврейством».
В ходе войн произошёл исход арабского населения с территории нынешнего Израиля — некоторые источники склонны расценивать это как этническую чистку, палестинцы называют это словом «Накба» («катастрофа») [77] [78]
В ночь с 9-го на 10 апреля 1948 года отряды бойцов еврейских подпольных организаций «Эцель» и «Лехи» захватили палестинское село Дейр-Ясин, при этом были убиты десятки мирных жителей: по разным оценкам от 110 до 250 человек. [79] [80] Бен-Гурион осудил убийства в Дейр-Яссин: «Эту кровавую бойню, порочащую имя каждого честного еврея, учинили гнусные раскольники и террористы». Тем не менее, руководители «Эцель» и «Лехи» Менахем Бегин и Ицхак Шамир занимали впоследствии пост премьер-министра Израиля, а один из непосредственных участников акции в Дейр-Ясин Иегуда Лапидот стал руководителем израильской спецслужбы Натив.
Многие источники перечисляют десятки случаев нападения и убийства со стороны вооружённых арабов на еврейское гражданское население. [81] [82] [83] В ответ на события в Дейр-Яссине арабские силы убили около 90 евреев — врачей, медсестёр и пациентов, направлявшихся в Иерусалим в больницу «Хадасса». [84]
В течение первых десятилетий существования еврейского государства арабские страны продолжали оспаривать легитимность его создания, а арабские националисты, возглавляемые Насером, продолжали призывать к его уничтожению. [85] В 1967 году Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. На юге продолжались атаки боевиков-федаинов. В своём выступлении по радио Насер призвал арабские государства сбросить Израиль в море. [86] Эти действия стали для руководства Израиля поводом для превентивной атаки и начала войны (casus belli), вошедшей в историю под названием Шестидневная война. [87] В этой войне Израиль в считанные дни достиг убедительной победы, захватив Синайский полуостров, сектор Газа, Западный Берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Зелёная черта 1949 года стала административной границей между Израилем и новыми территориями. Границы Иерусалима были расширены и на восточную часть города. Закон об Иерусалиме, принятый в 1980 году в очередной раз подтвердил границы города и вызвал международный спор о статусе Иерусалима.
В 1978 году состоялся исторический визит в Израиль египетского президента Анвара Садата, который выступил перед Кнессетом. Это событие стало первым признанием государства Израиль со стороны главы арабского государства. [90] Два года спустя, в 1980 году, Анвар Садат и Менахем Бегин подписали Кэмп-Дэвидское соглашение и Египетско-Израильский мирный договор, [91] по которому Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и обязывался начать переговоры по созданию Палестинской автономии.
В 1987 году волна насилия на Западном берегу р. Иордан и в Газе положила начало Первой интифаде (палестинскому восстанию против израильского управления). [92] В результате беспорядков за последующие шесть лет интифады были убиты более тысячи человек. [93] Во время Войны в Персидском заливе в 1991 году многие палестинские арабы и ООП поддерживали Саддама Хуссейна и приветствовали иракские ракетные атаки по Израилю. [94] [95]
В 1994 году был подписан Израильско-Иорданский мирный договор, что сделало Иорданию второй арабской страной, нормализовавшей отношения с Израилем. [101]
Поддержка мирных соглашений израильским обществом пошла на спад после массовых атак палестинских террористов-смертников. [102] (недоступная ссылка)
В мае 2000 года премьер-министр Эхуд Барак вывел войска из Южного Ливана.
В июле того же года прошли переговоры Эхуд Барака с Ясиром Арафатом на саммите в Кэмп-Дэвиде при посредничестве президента США Билла Клинтона. На этом саммите Эхуд Барак предложил план создания палестинского государства на 97 % территории Западного Берега и сектора Газа, однако Арафат отверг его. [103] После провала переговоров палестинские арабы начали Интифаду Аль-Аксы.
В результате волны террора Барак потерял поддержку избирателей, и на внеочередных выборах в начале 2001 года премьер-министром Израиля был избран Ариэль Шарон, получивший около 2/3 голосов избирателей. Во время своего пребывания в должности, он провёл операцию «Защитная стена», а затем реализовал свой план одностороннего выхода из сектора Газа, в результате которого были разрушены десятки еврейских поселений и более 7 тысяч человек потеряли свои дома. Шарон также начал строительство Забора Безопасности между израильской территорией и Западным Берегом. [104]
27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и Махмуд Аббас согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Но и эти планы окончились безрезультатно.
Примечания
Ссылки
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • Каханизм
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Старый ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Великий Израиль • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Стена и башня • Израильские поселения
родившиеся в XVIII веке | Виленский гаон • Цви-Гирш Калишер • Иехуда Алкалай |
---|---|
родившиеся в XIX веке | Хаим Арлозоров • Ахад-ха-Ам • Абба Ахимеир • Давид Бен-Гурион • Меир Бар-Илан • Менахем Усышкин • Макс Боденхеймер • Соломон Шехтер • Макс Брод • Берл Кацнельсон • Хаим Вейцман • Нахум Гольдман • Аарон Давид Гордон • Шмуэль Могилевер • Теодор Герцль • Роберт Вельч • Феликс Вельч • Мозес Гесс • Хуго Бергман • Ури Цви Гринберг • Бер Борохов • Владимир Жаботинский • Леон Пинскер • Израэл Зангвилл • Давид Баазов • Авраам Ицхак Кук • Цви Иехуда Кук • Нахман Сыркин • Голда Меир • Артур Руппин • Моше Лейб Лилиенблюм • Пинхас Рутенберг • Иосиф Трумпельдор • Моше Шарет • Ицхак Табенкин • Макс Нордау |
родившиеся в XX веке | Менахем Бегин • Пинхас Полонский • Дов Грунер • Йехуда Амиталь • Меир Кахане • Орд Чарльз Уингейт • Шломо Авинер • Авраам Штерн • Натан Щаранский • Абба Эвен • Исраэль Эльдад • Зеев Дашевский • Артур Херцберг • Авраам Шапира • Элиезер Беркович • Мордехай Элон • Шломо Рискин • Ури Шерки • Аарон Лихтенштейн • Давид Разиэль |
Связанные темы: История Израиля • История еврейского народа • Создание Государства Израиль • Земля Израиля • Сион • Алия (репатриация в Израиль) • Религиозный сионизм • Социалистический сионизм • Ревизионистский сионизм • Христианский сионизм • Мусульманский сионизм • Антисионизм |
История | Земля обетованная • Древний Израиль и Иудея (Израильское царство • Иудейское царство) • Античный период • Римская провинция • Византия • Арабский период • Крестоносцы • Айюбиды • Мамлюки • Османская империя • Британский мандат • Государство Израиль
|
---|