сионийская стая что это

КОД ОТ ПУТИНА: «ВСТАНЬ, КОГДА С ТОБОЙ ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕК». КТО СЕГОДНЯ ШЕРХАН, КТО ТАБАКИ, КТО ОБЕЗЬЯНЫ

сионийская стая что это. Смотреть фото сионийская стая что это. Смотреть картинку сионийская стая что это. Картинка про сионийская стая что это. Фото сионийская стая что это

Если США, по слову Владимира Путина, – это Шерхан, злой тигр в джунглях большой мировой политики, то кто в ролях остальных героев великой книжки Редьярда Киплинга? Давайте включим свет и разберёмся. Докрутим, доведём до логического конца отличную метафору, предложенную президентом.

Тигр признался – это он
Сказать, что этой фразой президент произвёл впечатление сразу на всё человечество – это значит не сказать ничего. Потому что метафора в самом деле из тех, что бьёт не в бровь, а в глаз. Правда, быстрее всех, конечно, высказались наши малограмотные либералы. Им показалось почему-то, что Шерханом президент назвал то ли себя, то ли Россию. Потом гражданам-иноагентам пришлось признать, что они чего-то с первого раза не поняли (как говорил в таких случаях один мой сокурсник, впоследствии видный филолог и полиглот, «извините, язык неродной»). Признать пришлось после того, как великая и ужасная дама, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки храбро проговорила: да, Шерханом назвали США, и они там, в целом, с этим согласны. Псаки надула губы и сказала так:

Ну, то есть шутку поняли, на свой счёт приняли, но сделали вид, что не обиделись. В общем-то, разумная реакция: показать обиду было бы постыдно. В общем, всем наконец-то стало ясно, то Шерхан – это Соединённые Штаты, а мелкий шакал у ног огромного сильного и очень страшного тигра – это…

Кандидаты в шакалы
Вот тут выбор велик. Табаки – он ведь в книжке Киплинга Шерхану доводился прихлебателем. Поедал остатки добычи, до которой тигр уже не снисходил и делал для тигра всякие мелкие гадости, до которых тот, опять же, сам не снисходил. Ну и подлаивал, где тигр рычал. Получается, что в этой роли может быть любая страна, которая зависит от США и не имеет собственной политики, а притом используется для провокаций в адрес России. По ситуации – практически любая страна НАТО. Например, Чехия. Выслали американцы русских дипломатов, покинул Штаты русский посол – чехам тоже надо, как у больших. Вот, довысылались уже до минимальной численности своего посольства, скоро допрыгаются до разрыва дипломатических отношений.

Обезьяны и волки
Перечислять такие страны можно долго – их пол Европы. Однако нужно вспомнить, что Табаки, при всей своей гнусности, всё-таки не был в джунглях самым презираемым персонажем. Меньше, чем Табаки, звери, знавшие закон джунглей, уважали бандерлогов. Мелких обезьян, неспособных ни на что, кроме как подражать настоящим большим зверям, но при этом уверенных в собственном величии. Таких в международной политике тоже полно. Мельче Табаки и противнее, совсем уже всеядных. Вот, скажем, на днях бывший президент Эстонии, имя которого мне запоминать недосуг, высказался: надо, говорит, запретить гражданам России въезжать в Евросоюз. Всем. Что это было? Это был клич бандерлогов, которые очень хотят, чтобы их заметили. Ну, хоть кто-нибудь. Шерхан, Балу, волки Сионийской стаи, слон Хатхи. Пусть обратят внимание, ну пожалуйста! Но внимание бандерлогам достаётся редко, а кричать приходится всё время. И много их, бандерлогов в этих наших джунглях, не меньше, чем шакалов или даже больше.

Но, кстати, мы ведь вспомнили о волках. Помните, как и из-за чего произошла схватка Маугли с Шерханом на скале Совета? Шерхан, с помощью своего шакала, смущал умы волков Сионийской стаи. Демонстрируя своё могущество, отдавал волкам часть своей добычи – всё для того, чтобы настроить против Маугли, человека, ставшего волком.

Ну-ка, посмотрим – а ведь в самом деле похоже! Заокеанский тигр настраивает против России страны и народы, которые, вообще-то, должны были бы быть нашими друзьями. Это страны, которые могли бы и должны были бы пользоваться в мире большим уважением. Это настоящие волки, благородные охотники джунглей – Германия, например. Да и все прочие «главные» страны Европы. Италия, Испания, Франция. Да и та же Польша. Их природа – природа держав, которые должны были бы вести с Россией диалог на равных, пользуясь взаимным уважением. Россия себя так и ведёт с ними – а вот волки смущены Шерханом и нет-нет, да и взлаивают на шакалий лад – немножко из страха перед тигром, немножко из стыдноватого желания съесть кусок не ими пойманной добычи.

И волки разные. Кто-то больше помнит о своём достоинстве и, между прочим, о своих настоящих интересах, кто-то исторически обижен на Россию так сильно, что совсем уже переродился в шакала… Но, если верить Книге Джунглей, шанс вспомнить себя и вернуться к своей настоящей природе есть у каждого из волков.

Маугли и его друзья
Какая же роль в этой сказке достаётся России? Вопрос не так уж прост – Киплинг был великим писателем и благородным человеком, а потому в его джунглях положительных героев больше, чем отрицательных. Намного больше.

Привычная метафора делает Россию медведем. В джунглях медведя звали Балу, он был мудрым, неторопливым, храбрым и могучим и, между прочим, учил молодых зверей закону джунглей. Он, конечно, не кланялся ни Шерхану, никому другому, хотя без крайней необходимости в схватку тоже ни с кем не лез. Очень похоже на Россию в международной политике, правда? На великую державу, которая до последнего надеется на мир, на благоразумие своих противников, долго раскачивается, прежде чем ударить, но если уж вынуждена сражаться – уйти живым из медвежьей хватки не удаётся никому. Однако это не единственная возможность. И даже не главная.

Вот, скажем, Акела. Вожак стаи, старейший и благороднейший из волков, которого однажды Шерхан подставил, заставил оступиться на охоте. Не видно ли в этом метафоры истории России XX века, в конце которого наша страна испытала и боль, и унижение – несомненно, по вине заокеанского «доброжелателя»?

Однако и Акела, и Балу, при всех своих достоинствах, всё-таки не главные герои сказки. Главный герой – Маугли. Человеческий детёныш, знающий закон джунглей. В книге Киплинга он не только борется с Шерханом. Он совершает множество других подвигов. Между прочим, поднимает волков на великую битву с дикими собаками из Декана, которые угрожают уничтожить закон джунглей и весь образ жизни звериного народа. Метафора рискованная, но если на секунду представить себе европейские державы, которые не знают, что делать перед лицом нашествия чуждых языков и культур, угрожающих именно что всему образу жизни… Представить их себе волками, которые могли бы сплотиться и вспомнить, кто они на самом деле, если бы их повёл за собой человеческий детёныш… Волками, которые зря надеются на Шерхана – в сказке он «ушёл на север», чтобы там переждать опасное время, а в нашей реальности радуется чужим проблемам издалека, из-за океана…

Да, Россия в рамках путинской метафоры вполне может быть Маугли, главным героем. Героем, который кажется слабым в сравнении с тигром, но который зато превосходит тигра умом, находчивостью, готовностью к самопожертвованию и который, между прочим, обладает супероружием, с помощью которого может провести на пути Шерхана «красную линию».

У Маугли есть друзья и союзники, каждый из которых может ему чем-то пригодиться и за каждого из которых Маугли готов драться. Мудрый и древний змей, то есть удав Каа. Почему бы не предположить, что за этим образом сегодня может скрываться Китай? Благородный чёрный леопард (Багира женского рода только в русском переводе), у которого с тигром свои счёты. В нынешнем раскладе – отчего бы не Иран? Ну, конечно, так фантазировать можно бесконечно, а неудачным сравнением ещё и обидеть кого-нибудь, поэтому остановимся, не станем искать мудрого слона или преданную четвёрку молодых волков. Хотя, кроме России, в ЕАЭС сегодня входит четыре страны… Нет, положительно, метафора становится слишком объёмной!

Вместо заключения
…В «Книге джунглей» Киплинга – кто читал до конца, тот знает, – Шерхан встречается не во всех рассказах. Маугли его побеждает, и даже дважды – вначале с помощью «красного цветка» сгоняет его со Скалы Совета, затем с помощью военной хитрости загоняет в ущелье – и на этот раз избавляется от врага окончательно. Шерхан гибнет, оба раза сражённый супероружием человеческого детёныша, против которого бессильны его когти и клыки. А Маугли остаётся жить счастливой жизнью. Не правда ли, это тоже очень похоже на развитие отношений России и Америки… Точнее, на то, чем всё в конце концов закончится, если «наши западные партнёры» не успеют вернуться в человеческий облик?

Источник

Миссия Маугли

«Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах…» — так начинается первый из рассказов о Маугли в «Книге джунглей» Редьярда Киплинга. (Здесь и далее перевод Нины Дарузес)

Что же это за Сионийские горы?
Сиони (Seoni) — это область в центре полуострова Индостан. Однако тамошний ландшафт — это вовсе не джунгли, а саванны. В первоначальном рукописном варианте действие происходило не в Сиони, а в Аравали. (John Slater. Seeonee: The Site of Mowgli`s Jungle? 23.03.2007, cайт kiplingsociety.co.uk.) Аравали — горный хребет на северо-западе полуострова, на его склонах, действительно, растут тропические леса. Вот и Багира убегает в джунгли из дворца раджи в Удайпуре. Аравали от Удайпура близко, а Сиони — очень далеко. Для чего же Киплинг сменил более уместный Аравали на Сиони?

Оттого что любому его читателю Сиони сразу напомнило бы слово Сион. А Сион — это место, где обитает Бог:
«Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище себе» (Пс, 13:13).
Вот и у Киплинга следом за упоминанием Сионийских гор появляется озаренный лунным светом чудесный ребенок. Младенца этого хочет сожрать страшный зверь — Шер-Хан (в переводе Царь-тигр). Учивший в школе Писание читатель Киплинга, наверное, вспомнил бы дракона (он же Сатана — князь мира сего) из Апокалипсиса: «Дракон сей стал перед женой, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откровение, 12:4). А младенец сей — Иисус. (Отметим еще ряд сопоставлений Маугли с богом. Мать Маугли называет своего взрослого сына божеством: «— Мой сын… — пролепетала она, падая к его ногам. — Но это уже не мой сын, это лесное божество!» А победу над Шер-Ханом Маугли одерживает, восседая, как Шива, на быке).

То есть Сионийские горы появились у Киплинга, чтобы подчеркнуть аналогию между Маугли и Иисусом. Но для чего? Иисус, как известно, пришел в мир, чтобы выполнить свою важную для всего человечества миссию. Какую миссию мог выполнить Маугли? Попробуем ответить на этот вопрос.

Вспомним, Иисус сказал:
«Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через меня» (Ин. 14:6).
На первом месте в этой триаде стоит путь, он же неявно содержится и во второй части фразы.
Именно о пути идет речь на последних страницах повествования о Маугли в «Книге джунглей». Сначала об этом говорит наставник Маугли медведь Балу: «И уже не детёныш просит позволения у Стаи, но Хозяин Джунглей избирает новый путь».
А вот и самые последние строки: «— Звёзды редеют, — сказал Серый Брат, нюхая предрассветный ветерок. — Где мы заляжем сегодня? Отныне мы пойдём по новому пути».

Итак, Маугли должен проложить новый путь. Но кому? Неужели своим четверым братьям-волкам?
Кому должен указать путь Иисус? Прежде всего своему народу-племени: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24). Племя Маугли — это коренные жители Индии.
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», — сказано в Первом послании апостола Иоанна (4:7,8). До Иисуса было Царство Закона, Иисус пришел, чтобы установить Царство Божие, то есть царство любви: «Закон дан через Моисея, благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:16,17); «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).
А в Нагорной проповеди Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон… не нарушить Я пришел, но исполнить» (Мф. 5:17). То есть Царство Любви основывается на Царстве Закона.
Маугли покидает джунгли, потому что его зовет голос любви (пусть и плотской).

«У обитателей джунглей бывает много хлопот весной, и Маугли слышал, как они мычат, вопят или свищут, смотря по тому, что полагается их породе. Их голоса звучат тогда не так, как в другие времена года, и это одна из причин, почему весна зовётся Временем Новых Речей».

Эти Новые Речи любви звучат среди царства Закона — Закона Джунглей, которому, кроме серых обезьян Бандар-Логов, подчиняются все их обитатели. Его дал Первый слон Тха, Господин Джунглей, который их и сотворил.
Среди этого царства закона выделяется своего рода рыцарский орден — стая волков, к которой принадлежит Маугли. Она, кстати, именуется Сионийской стаей. Члены стаи подчиняются вожаку, которого избирают, и Совету стаи. Каждый взрослый волк должен, если попросят, делиться едой с любой волчицей и волчонком своей стаи. При этом волк — полный хозяин в своем логове.
То есть налицо выборная конституционная монархия с определенными личными свободами — явный аналог викторианской Англии.

Человеческие сородичи Маугли — крестьяне из индийской деревни — по своему моральному уровню находятся явно ниже, чем подчиняющиеся Закону обитатели джунглей. (Заметим, что все жители Джунглей — никакие не животные, а люди с чертами того или иного животного.)
Вот Маугли приходит в деревню:

Жрец подошёл к воротам, а за ним прибежало не меньше сотни жителей деревушки: они глазели, болтали, кричали и показывали на Маугли пальцами. «Какие они невежи, эти люди! — сказал про себя Маугли. — Только серые обезьяны так себя ведут».

В христианстве во времена апостола Павла велась дискуссия: должны ли язычники, у которых нет Моисеева Закона, сначала принять его, а затем прийти к Христу, либо они могут сразу стать христианами. Павел сформулировал, что язычники могут стать христианами напрямую, если «дело закона у них написано в сердцах» (К Римлянам 2. 2:15).
Подобный путь для индийских крестьян открывает своим примером и Маугли. Закон, который они должны написать в сердцах — это закон Сионийской стаи, он же закон викторианской Англии.

А куда, пройдя воспитание Законом, держит путь сам Маугли?
У повествования о Маугли в «Книге джунглей» открытый финал: движимый любовью, Маугли отправляется к людям. Но за год до выхода из печати первой части «Книги джунглей» Киплинг опубликовал рассказ «В лесах Индии» («In the Rukh», 1893). В нем — окончание истории Маугли. После периода странствий Маугли женится и вместе с четырьмя братьями-волками поступает на службу британской короне в качестве помощника лесничего.
(В «Книге джунглей» содержится упоминание об этой дальнейшей судьбе Маугли: «Спустя много лет он стал взрослым и женился»).

Службе британской короне в «Книге Джунглей» посвящен и рассказ «Слуги ее величества». После парада, на котором вьючные животные везли артиллерийские орудия, происходит следующий разговор: «старый, седой, длинноволосый начальник племени из Центральной Азии, приехавший вместе с эмиром, задавал вопросы одному туземному офицеру:
— Скажите, — спросил он, — как могли сделать эту удивительную вещь?
Офицер ответил:
— Было дано приказание, его выполнили.
— Да разве животные так же умны, как люди? — продолжал спрашивать азиат.
— Они слушаются, как люди. Мул, лошадь, слон или вол, каждый повинуется своему погонщику; погонщик — сержанту; сержант — поручику; поручик — капитану; капитан — майору; майор — полковнику; полковник — бригадиру, командующему тремя полками; бригадир — генералу, который склоняется перед приказаниями вице-короля, а вице-король — слуга императрицы. Вот как делается у нас.
— Хорошо, если бы так было и в Афганистане, — сказал старик, — ведь там мы подчиняемся только нашей собственной воле.
— Вот потому-то, — заметил офицер туземцу, покручивая свой ус, — вашему эмиру, которого вы не слушаетесь, приходится являться к нам и получать приказания от нашего вице-короля». (Перевод Е. М. Чистяковой-Вэр)

(Заметим, что и в рассказе «Рики-Тики-Тави», входящем в «Книгу Джунглей», мангуст верно служит, если и не британской короне, то выходившей его семье англичан).

Эти животные под руководством туземного офицера, то есть индийца, в буквальном смысле несут бремя белого человека.
Хотя в знаменитом стихотворении Киплинга «Бремя белого человека» речь шла о том, что это, наоборот, белый человек должен служить туземному населению:
«Несите бремя белых,
И лучших сыновей
На тяжкий труд пошлите
За тридевять морей;
На службу к покоренным
Угрюмым племенам.
На службу к полудетям,
А, может быть — чертям!
………………………………………
Отдайте им все то, что
Служило б с пользой вам».
(Перевод М. Фромана)

Похоже, Киплинг пришел к мысли, что бремя — общее, и его должны нести и те, и другие.
То есть отошел от своих же, ставших афоризмом строк:
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда,
Пока для всех не настанет срок Страшного суда».

Концовка истории о Маугли — это именно встреча Запада и Востока.
«Миллер повернулся к Маугли и заговорил с ним на туземном наречии.
— Я начальник всех лесов в Индии и в других странах до берегов Черных вод… Ты должен будешь не блуждать где попало и гонять зверей ради спорта или напоказ, но служить мне, как я прикажу тебе, я, начальник всех лесов, и жить в лесу, как лесной сторож; должен будешь выгонять деревенских коз, когда не будет распоряжения о том, что они могут пастись в лесу, и пускать их, если это будет позволено; держать в повиновении, как ты это умеешь делать, кабана и нильгаи, когда их станет слишком много; рассказывать Гисборну-сахибу о том, как и где передвигаются тигры и какая дичь водится в лесах, а потом подстерегать и предупреждать все лесные пожары, потому что ты скорее, чем кто-либо, можешь заметить это. За это ты будешь каждый месяц получать жалованье серебром, а потом, когда ты обзаведешься женой и домашним скотом и у тебя, может быть, будут дети, тебе назначат пенсию». (Перевод В. Погодиной)
Эта проза жизни как будто контрастирует с началом рассказа:
«По иссохшему руслу ручья спускался человек в одной только набедренной повязке на обнаженном теле, но увенчанный венком из кистеобразных цветов белого вьюнка. Он шел по мелким камешкам так бесшумно, что даже Гисборн, привыкший к беззвучной поступи разведчиков, был удивлен…
Его голос был свеж и звонок, как колокольчик, и резко отличался от визгливого говора туземцев, а лицо его, когда он поднял голову и стоял, освещенный солнечным сиянием, походило на лицо ангела, заблудившегося среди лесов.
— Этот человек — настоящий дух!»

Ангел на пенсии! Ну и ну!
Но мы должны помнить, что для английской литературы пафос и проза жизни — обычное сочетание. «Счастлив тот, — говорит Гамлет Горацио, — в ком страстность и трезвый ум так сочетаются, как у тебя». (Думаю, нам было бы полезно позаимствовать у англичан это сочетание.)
Лесное божество должно выполнять вполне прозаические обязанности на службе Британской империи. Вероятно, по Киплингу это и есть Царство Любви. Это и есть миссия Маугли — открыть этот путь для своего народа.
Вот и бежавшие из деревни приемные родители Маугли также находят убежище под крылом британских властей. «— Когда мы пришли в Канхивару, — робко сказала Мессуа, — мой муж поступил на службу к англичанам, и мы получили здесь немного земли».

Очевидная аналогия с путем Маугли — еще в одном рассказе из «Книги Джунглей» — в «Чуде Пурун Бхагата». Там звери спасают Пуруна, который с ними дружит, а Пурун спасает от оползня жителей гималайской деревушки. А в рассказе «Белый котик» герой спасает своих сородичей от гибели, отыскав скрытый путь в безопасное место.
Но отчего Киплинг решил, что пора уже Западу и Востоку Британской империи встретиться и вместе нести имперское бремя?

Причина, на наш взгляд, в поздневикторианской депрессии.
«Масштабы депрессии хорошо иллюстрируются динамикой английского экспорта. Если в 1854 году товаров с Британских островов вывезли на 97 200 тысяч фунтов, а в 1870 году на 199 600 тысяч фунтов, иными словами… экспорт…удвоился, то в 1887 году он составил 221 400 тысяч фунтов — ничтожный рост для столь длительного периода. В 1873—1896 годах уровень цен в Британии упал на 40 %, причем, к ужасу предпринимателей, “не было никакой возможности пропорционально понизить заработную плату”» (Б.Кагарлицкий, От империй к империализму, ГУ ВШЭ, М., 2010, с.556).
То есть рабочая сила на Британских островах стала слишком дорогой — высокий уровень урбанизации означал, что исчерпан ресурс дешевого труда сгоняемых с земли крестьян. (Проще говоря, крестьян для сгона с земли и превращения в пролетариев практически не осталось). Дорогие английские товары становились неконкурентноспособными на внешних рынках, вызывая затоваривание и снижение цен внутри страны. Но выход был найден: Индия была крестьянской страной, полной деревенской нищеты. Превращенный в пролетария крестьянин был тут готов работать за гроши.
«Английские капиталы вкладывались в создание предприятий по переработке местного сырья. В руках англичан находилась джутовая промышленность. Выгодной сферой вложения капитала были плантации чая, кофе, каучука. Быстрыми темпами шло строительство железных дорог и телеграфных линий». (В. Кошелев, И. Оржеховский и др. Всемирная история Нового времени XIX—нач.XX века, 1998.)
Могут возразить, что Карл Маркс еще в 1853 году писал:
«Господствующие классы Великобритании до сих пор лишь от случая к случаю, временно и в порядке исключения оказывались заинтересованными в развитии Индии… Но теперь положение изменилось. Промышленные магнаты открыли, что их жизненные интересы требуют превращения Индии в производящую страну» (К. Маркс. Будущие результаты британского владычества в Индии). А в 1853 году депрессия еще не началась. Однако и английские магнаты не спешили. Так отцом индийской индустриализации принято называть парса Джамшеджи Тата. Текстильную фабрику в «Empress Mill» в Нагпуре, с которой отсчитывается индийская крупная текстильная промышленность, он строит только в 1874 году. А первый индийский металлургический завод в Бихаре — в 1911-м.
Так или иначе, а Киплинг не мог не видеть, что выход для промышленности метрополии в использовании ресурсов Индии. В том числе, если не в первую очередь, ресурсов людских. Но для работы в промышленности требовались не темные, полные суеверий крестьяне, а люди, овладевшие хотя бы основами деловой дисциплины и морали, люди, понимающие, что такое закон.

Провозвестником этого пути и был Маугли.
Заметим, что подобные идеи Киплинга во многом совпадают с т.н. конструктивистским подходом к возникновению наций, в частности с теорией Эрнеста Геллнера, изложенной в работе «Нации и национализм» (1983). По Геллнеру, для перехода от аграрного общества к индустриальному (и тем самым к созданию нации) требуется однородная социальная среда — с едиными законами, способная понимать распоряжения властей. Причем старое аграрное общество характеризуется «напряжением между высокой культурой, передаваемой в процессе образования, зафиксированной в текстах и постулирующей некие социально-трансцендентные нормы (как Закон Джунглей по Киплингу, — А.П.) и, с другой стороны, одной или несколькими низкими культурами (индийская деревня у Киплинга, — А.П.)… лишь при переходе от аграрного к индустриальному обществу культура (…) очерчивает внутренне подвижную социальную целостность, внутри которой индивиды могут свободно перемещаться, как того требуют задачи производства (аналог пути Маугли, — А.П.)». (Э. Геллнер. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. // Путь, 1992, № 1).

До поры до времени индийский колониальный ресурс держал Британскую империю на плаву. Как мы уже сказали, в 1911 году в Бихаре строится первый в Индии металлургический завод. К 1920 году в стране полным ходом идет создание тяжелой промышленности. Однако столь гармоничного срастания туземцев с Британской империей, как в случае Маугли, не вышло. Индийская буржуазия не хотела делиться с метрополией доходами от индустриализации крестьян. Поэтому всю первую половину 20 века в Индии не прекращалась борьба за получение независимости. Принимали в ней участие и народные массы, которым жилось не сладко.
Достаточно лишь вспомнить неоднократные в XX веке случаи массового голода, унесшего миллионы людей. Победа Великобритании во Второй Мировой войне оказалась в достаточной степени формальной. Реальным победителем в Западном мире стали США. Уже в годы войны американский капитал стал активно проникать в Индию: его доля в импорте в Индию выросла до 25 %, в экспорте из Индии — до 21 %.
Расчищая дорогу этому капиталу, Рузвельт еще в 1942 году призвал Черчилля «признать, что перемены, происходящие в мире, не могут не затронуть Индию и другие страны» (Цит. по Б. Кагарлицкий. От империй к империализму, с. 628). Под давлением США колониальная Британская империя была демонтирована. Англия сбросила бремя белого человека. Царство Любви, в которое должен был привести своих соплеменников Маугли, рухнуло.

Правда, это Царство Любви по Киплингу было достаточно специфическим. В нем даже «лесному божеству» Маугли отводилась нижняя ступень имперской служебной лестницы. Нет никаких упоминаний о том, что он может получить образование и по этой лестнице подняться.
Николай Тихонов в 1920 году написал стихотворение об индийском мальчике по имени Сами. Этот мальчик не сказочный, как Маугли, а вполне обыкновенный. Но независимо от этого он оказывается рядом с Маугли — на низшей ступени социальной лестницы. (Лесник Гисборн тоже сначала хотел сделать Маугли своим оруженосцем). Империи, вообще говоря, склонны к универсальным подходам. Все дело в том, что это за подходы.
Итак, у Сами судьба обычного индийского мальчика в Британской империи:
Хороший Сагиб у Сами и умный,
Только больно дерется стеком.
Хороший Сагиб у Сами и умный,
Только Сами не считает человеком.
…………………………………
Ты рожден, чтобы быть послушным:
Греть мне воду, вставая рано,
Бегать с почтой, следить за конюшней,
Я властитель твой, обезьяна!
Мальчик Сами молится далекому Ленину и ему кажется —
«Будто снова он родился в Амритсаре
И на этот раз человеком —
Никогда его больше не ударит
Злой Сагиб своим жестким стеком!»
(В Амритсаре в 1919 году произошла т.н. Амритсарская бойня — расстрел британскими военными мирной демонстрации с многочисленными жертвами).

Октябрьская революция оказала определяющее влияние на весь ХХ век, но непосредственно на помощь Сами ни Ленин, ни СССР не пришли. А вот к созданию Китайской Народной Республики СССР имел прямое отношение.
Именно СССР стоял у истоков того независимого Китая, который сейчас превратился в одного из мировых лидеров. В первые годы своего существования КНР получила от СССР не только предоставленное в кредит промышленное оборудование. С русского была переведена и издана научная литература, книги в количестве более 3-х тысяч наименований. Около 20 тысяч советских специалистов оказывали помощь в создании отраслей китайской промышленности.

Да, СССР рухнул, как рухнула Британская империя. Но провалена ли его миссия? Мы имеем в виду миссию антиколониальную.
Мы, наверное, уже утомили читателя рассуждениями на политические, экономические и социальные темы. Вернемся к Маугли. Он растет под сенью Джунглей, набирается знаний и сил, на первых порах его учат и защищают другие обитатели Джунглей. Маугли вырастает и покидает Джунгли, идя дальше своим путем.
Вот так и тот или другой народ развивается под крылом империи, создает свою экономику и культуру, становится самодостаточным и покидает империю. Как правило, перед разрывом этому народу начинают рассказывать, что империя всегда его угнетала. В общем, это естественное настроение подростка, покидающего родительский дом. Но лучше, когда родительский дом оставляют, как Маугли — родные Джунгли, со светлыми чувствами.

В 2001 году вышла книга американского ученого Терри Мартина «Империя положительного действия» (Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923—1939. Ithaca, L.: Cornell UP, 2001), посвященная национальной политике советского государства. Речь в ней идет о том, что «важной частью национальной политики было экономическое выравнивание, приоритетное развитие «отсталых» народов, к которым были отнесены все народы СССР, за исключением русских, украинцев, белорусов, поляков, немцев и евреев» (А. Миллер. Империя Романовых и национализм. М., НЛО, 2006, с. 211).
Надеюсь, не забыта еще советская идея интернационализма, то есть равенства и братства между людьми всех рас и национальностей.
Вот и друзья Маугли — весь лесной интернационал: волки, медведь, пантера, питон… (Повторим: конечно, это никакие не животные, а люди в звериной шкуре. Поэтому наивно полагать, что история Маугли — это сказка про зверей).

Этот опыт СССР современная Россия могла бы применить по отношению к развивающемуся миру. На этой, более справедливой, чем Западная, модели отношений могла бы Россия строить свое региональное и глобальное лидерство.
Конечно, бытует мнение: СССР оттого и развалился, что кормил весь развивающийся мир. Однако когда СССР помогал Китаю, он как раз демонстрировал самые высокие за послевоенные годы темпы экономического роста. Высокий экономический рост сохранялся и в 60-е. А вот после наступила позднебрежневская депрессия. Причины мы ее видим в высоком уровне урбанизации в СССР. Китайский же ресурс дешевой рабочей силы оседлали США, что и позволило им сохранить экономическое лидерство вплоть до начала 21 века.

В 1918 году Киплинг написал стихотворение «Россия — пацифистам», в котором оплакал гибель Российской империи:
«Та нация могла бы нас, вчерашних, превзойти!
Но то, что триста лет цвело — смели за триста дней.
Она мертва — и мы идем копать могилу ей». (перевод О. Чигиринской)
Выразить скорбь по поводу гибели соперника (хоть он и был союзником в Первой Мировой) — дело, скорее, приятное.
Но на смену Российской империи пришел Советский Союз.
Его больше нет. Но осталась Россия. И ее миссия — жить в сотрудничестве и взаимопомощи с теми, кто этого хочет. Как Маугли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *