синяя чалма что значит
Чем отличается чалма от тюрбана
Я уже писала запись о чалме-тюрбане, как модном тренде в начале моего блога.
Но мне захотелось копнуть дальше. Чем же отличается чалма от тюрбана, т.к. в разных источниках я встречаю разные названия, и разные фасоны называют разными именами.
Полезла я искать этимологию слов.
Кто-то пишет, что это синонимы, кто-то пишет, что это разные вещи. Давайте разбираться.
Самые распространенные тюрбаны в Индии. Изначально он создавался, чтобы держать голову в прохладе, защититься от палящего солнца. большое количество ткани замачивали на ночь в воде, и оборачивали вокруг головы. Оставаясь весь день влажным, он давал своему носителю прохладу.
В индии тюрбан показывает статус хозяина. По форме тюрбана можно определить не только штат, но и деревню человека!
Индийские воины Ниханги имеют тюрбаны, достигающие 30 кг веса и имеющие большие размеры из-за своего содержимого. Они традиционно скручиваются из тёмно-синей ткани и украшены серебристыми знаками сикхов. Изначально ниханги складывали в тюрбан своё вооружение, и вещи, которые им могут понадобиться в походе. Сейчас тюрбаны нихангов имеют преимущественно декоративное или ритуальное значение. Очень много интересного можно пистаь, елис капнуть дальше. Но не уверена, что всем это будет интересно, т.к. далеко от моды. Скорее история тюрбана.
Многие воины используют тюрбан, как шлем, как защиту от пыли. На его сборку уходит до 2 часов
Многие мужчины в Индии в наши дни носят тюрбан, это часть их одежды. Особенно красивые свдабеные тюрбаны. Недавно в новостях, я видела сюжет, что индийский студент, переступил через свои принципы, и снял свой тюрбан (который нельзя снимать на людях по его религии), чтобы спасти жизнь ребенку, остановил кровотечение этим большим количеством ткани. Вот такой поступок, достойный уважения!
Чалма — ее часто путают с тюрбаном, но в отличие от него у чалмы непрямой нижний край. Это кусок длинной ткани, замысловато обмотанный вокруг головы, но, как правило, чалма меньше тюрбана. Чалму изначально носили только мужчины.
Чалма
На Аравийском полуострове больше всего приверженцев чалмы — в Омане. А местные имамы и пожилые люди предпочитают кашаду — вид чалмы из тонкого шёлка с золотистыми узорами, которую повязывают поверх небольшой шапочки. В современном мире чёрную или зелёную чалму носят прямые потомки Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Cемь способов завязывания чалмы существует в Ираке. Отличие — в числе и форме складок, каждая из которых имеет название: шабляувия, гарувия и другие. По цвету головного убора можно определить принадлежность её обладателя к тому или иному племени, а также части страны. По манере завязывать чалму приезжие мусульмане из Индии, Афганистана. Пакистана и Африки отличаются от коренных иранцев. Например, у индийских мусульман конец чалмы свисает на грудь.
Способ ношения чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана, Ирана и Африки. Также отличаются ноешние по цвету в зависимости от страны и религии. Но елис Вам захочется, можно углубиться дальше в Восток, там еще много инетересного. Етсь еще различные виды чалмы. И они существуют по сей день.
ВОсточные головные уборы, как я уже писала, волнами входили в моду. Эта волна длиться с 2011 года. Звезды появлялиьс на ковровых дорожках в тюрбанах и чалмах, затейливо украшали себя.
Вот какие я нашла способы повязывания тюрбана и чалмы.
Если вы выбираете этот (аутентичный), способ завязывания тюрбана, будьте готовы ощутить и опробовать на себе восточную культуру. Вам необходимо взять достаточно длинную полосу ткани (практически любая ткань, от тончайшего шелка до теплой шерсти). Один конец берите в зубы, второй при этом протягивайте по диагонали. Это нужно для того, чтобы у вас была возможность свободно действовать руками. Обматывайте ткань вокруг головы постепенно под углом, закрывая открытые места. Вы должны продолжать процедуру до тех пор, пока от всего куска ткани не останется лишь маленький кончик. Этот конец аккуратно заправьте в тюрбан. Если у вас есть желание, то можете закрепить его небольшим аксессуаром. Размер получившейся вещи зависит от величины и толщины ткани. Но стоит помнить, что настоящий восточный тюрбан всегда довольно объемный.
Данный метод намного проще предыдущего. Возьмите шарф. Он должен быть таким, чтобы свободно мог покрыть вашу голову. Теперь перекиньте один конец через другой на затылке. Завяжите их спереди на лбу надежным узлом. Затем один конец заверните в петлю, и пропустите через незатянутый узел. А второй конец, в свою очередь, проденьте в петлю. Аккуратно, не слишком сильно потяните за концы шарфа. Так вы затяните полученную конструкцию. Уберите концы под материю. Вторым этапом будет единичный повтор первых шагов описанной процедуры, но при этом вместо узла просто перекрестите концы шарфа на лбу. Дальше осталось сделать петлю и пропустить сквозь нее второй конец шарфа, с помощью чего образуется вторая петля. Не забудьте довольно крепко затянуть петли, иначе конструкция развалится. Все концы прячьте под сборки ткани. Используя выше описанные способы, вы получите правильно, а главное красиво завязанный тюрбан.
Как завязать чалму
В настоящее время мало кто станет надевать чалму, состоящую из многометрового куска ткани. Но если завязать особым образом длинный платок, чтобы он напоминал этот восточный головной убор, то может получиться очень красиво.
Для чалмы возьмите длинный шарф из тонкой материи. Покройте им голову, чтобы свисающие концы были одного размера. Теперь скрестите их на затылке, а потом завяжите на лбу.
Чтобы сделать на лбу украшение из складок, возьмите один конец и сложите его в петлю. Затем эту петлю подверните внутрь под узел и вытяните сверху. Теперь протяните через петлю второй конец шарфа. Заправьте остатки ткани, чтобы концы не свисали. Затягивайте все петли и узлы как можно туже.
Чтобы руки не затекали, можно попросить кого-нибудь помочь вам справиться с экзотическим головным убором. Носить чалму можно с африканскими косичками или дредами, это выглядит очень эффектно.
Но я думаю схематично будет более понятно
На одном из сайтов я нашла сам способ изготовления чалмы. Возможно кто-то захочет. ВОт он мастер-класс
И небольшая подборка современных ношейний чалмы и тюрбана
Зухра Рахимова, «Семантика чалмы (к истории мужских головных уборов Хорасана и Мавераннахра)»
Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.
Бухару можно было считать классическим городом как по обязательности ношения чалмы мужчинами, так и по разнообразию её видов и способов навёртывания. Причина такого явления, несомненно, — особое положение столицы с её придворным бытом, многочисленным служилым сословием и представителями феодальной аристократии. В этой среде создавались более благоприятные условия для дифференциации костюма и разнообразия его форм. Появились даже специалисты по навёртыванию чалмы — дасторбанд.
Фергана представляла собой картину прямо противоположную; несмотря на то что чалма существовала и там, ферганцы ходили чаще в одной тюбетейке (так же как и уйгуры).
В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна. Показаться на улице без неё решались только очень бедные люди, не заботящиеся уже о своём достоинстве.
Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.
По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я. Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.
Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.
Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда «его руки станут чистыми», то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.
Чалма делилась в основном на 2 вида, которые в Бухаре отличались и по названию:
— большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор (видимо, это был основной таджикский термин, обозначающий чалму), и
— маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута.
В Самарканде конца XIX — начала ХХ века в быту чалму называли «салла». Однако в средневековом толковом словаре для этого слова даётся только значение «корзина», причём сказано, что это «по-тюркски». То же значение имеет термин «салла» в современном таджикском толковом словаре.
В современном толковом словаре пример употребления термина в значении «чалма» относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл — полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.
Почему на чалму перенесено название, обозначавшее прежде всего корзину, не ясно. Но в этой связи небезынтересно упомянуть, что в Бухаре середины XVIII века чалма, правда, женская, имела плетёный каркас.
Возможно, впрочем, и другое происхождение термина «салла»: его вариант — «саллата» — в новосогдийском языке обозначал «женский головной платок». Может быть, генезис этого термина идёт из согдийского языка? Если два его варианта (салла и саллата) родственны, то можно предположить, что первоначально термин мог означать «плат» — кусок ткани вообще (как термин локи, который в Горном Таджикистане обозначал платок, в Самарканде середины XIX века — женскую чалму).
Термин «фута» пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута — это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела — головы, поясницы или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).
Употребление термина «фута» в Самарканде и Бухаре имеет некоторые отличия: в первом он обозначает прежде всего кушак, который мог использоваться и для чалмы; в Бухаре фута — это маленькая чалма, которая иногда может повязываться как кушак.
В Самарканде конца XIX — начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.
Для чалмы использовались специальные ткани, на выработке которых специализировались ткачи (саллабоф). В Самарканде — одном из главных центров ткачества — это было крупное подразделение ткацкого ремесла, имевшее отдельного аксакала — старшину торгового ряда.
Больше всего ценились шёлковые чалмы, известные под названием пешаварские («пешовури»). Они были двух расцветок — светло-голубые в мельчайшую клеточку, из пряжи белого и голубого цветов, и серые различных оттенков. Реже встречались тёмно-синие. По кромке шли гладкие полосы на первых белого, на вторых — чёрного, на третьих — синего цвета шириной пять сантиметров. Концы чалмы украшались несколькими поперечными полосами. Такие шёлковые чалмы стали изготавливаться в Самарканде в 70-80-х годах XIX века. Их носили богатые люди, покупали их женихам к свадебному костюму, который по обычаю готовила в подарок семья невесты. В повседневной жизни самаркандцы носили чалмы местной выработки из бумажной кустарной или фабричной пряжи, чаще всего голубые и синие, нередко в клеточку. Чалмы очень молодых юношей, особенно из кишлачного населения, были также клетчатыми, но красными. Представители старой интеллигенции и духовенства, а также люди преклонных лет носили чалмы белого цвета, предпочтительно из кисеи (дока), которую местные ткачи ткали из тонкой фабричной пряжи. Концы украшались одной или несколькими красными полосами.
В Бухаре богатые люди — чиновники, аристократия и сам эмир — носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли «мисколи» (от персидско-арабоского мискол — «золотник»). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, таких чалм не носили.
Иногда в качестве чалмы жених повязывался высоко ценившимся кашмирским шерстяным кушаком (футайи кашмири), в качестве такового входившим в женский похоронный костюм. В некоторых районах в чалму жениха втыкалась эгретка (ходж) ювелирной работы из позолоченного серебра, украшенная цветными стёклами, камнями и несколькими окрашенными в яркие цвета петушиными пёрышками. Эгретки носили, по-видимому, и в Бухаре.
Наматывание чалмы производится всегда одинаково, одним и тем же способом. Полосу ткани, скрученную нетугим жгутом, берут в правую руку и начинают наматывать от левого уха, оставляя около него свободно свисающий на плечо конец, так называемый фач. Намотав чалму, фач обычно поднимали вверх и затыкали за складки ткани. Лишь при совершении намаза фач опускали на грудь.
_______________________________________
газета «Татарский мир» №5 (2005)
http://www.luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/chalma-sr-azia.htm
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Юрий Зинин, «Арабская чалма вчера и сегодня»
Простейшая чалма — несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Чалма была распространена по всему Востоку — от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности.
В исламе предметы одежды всегда так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать «мурувве» — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — учёный).
Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму; читая проповеди в мечети, одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.
При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.
Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.
Востоковед и языковед, академик Н.Я. Марр утверждал, что в мире существовало не менее 1000 (!) способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.
В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы — «тюрбан» за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский — в русский.
В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане всё население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду — это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шёлка. Её повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.
В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную — жители юга страны.
Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.
Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.
В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.
В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.
Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие — с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.
По словам одного из производителей этих платков в Эмиратах Хусейна Абу Халика, сегодня на рынке большой спрос на гутру, и «мы каждый месяц обновляем номенклатуру этого товара». Конкуренция большая, и поэтому успех зависит от умения как можно полнее удовлетворить вкусы приверженцев этого головного убора.
В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.
Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. В развернутом виде длина её полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.
Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она — символ храбрости и мужества предков. Ещё в начале ХХ века туареги — вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах, похожих на маски современного ОМОНА, на верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.
Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.
По местному поверью, сообщил мне знакомый туарег, этот головной убор оберегает «от сглаза и злого духа». Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.
Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.
Для арабов же чалма остаётся элементом костюма, больше всего воспетым поэтами, в том числе одним из классиков — бедуинским лириком Имру аль-Кайсом, жившим на Аравийском полуострове в VII веке. «Она защищает араба от непогоды, прикрывает его голову от ударов в бою, служит знаменем в сражении и поясом во время долгих кочевий и, кроме того, увеличивает рост мужчины, — писал поэт. — Настоящего араба, жителя пустыни нельзя представить себе без чалмы.»