синкретизм что это простыми словами в религии
Синкретизм в философии: значение данного понятия
На протяжении всей жизни с понятием синкретизм приходится сталкиваться часто, но точное значение этого слова мало кто знает. Синкретизм — это обширное понятие или даже явление, которое представляет собой слияние нескольких тематик или сфер в одно целое. Определить точный смысл синкретизма лучше всего в соотношении с определённой сферой и только тогда станет понятен истинный смысл этого слова.
Что такое синкретизм?
Термин синкретизм появился в мире давно и за долгое время его стали использовать в самых разных сферах жизни.
Синкретизм в философии
Многие философы в разные времена выделяли понятие, как теорию, которая позволяет объединять несколько течений и понятий, но при этом не совмещает их в одно целое. Точнее говоря, между несколькими понятиями философии может быть выделена система, в которой каждое предположение или гипотеза займёт своё законное место в виде списка или классификации. Именно этим синкретизм отличается от эклектики, хотя многие считают, что это одинаковые понятия. Эклектизм в основном не только создаёт систему, но и соединяет в единое целое несколько течений философии.
В отличие от эклектизма, синкретизм позволяет соединить теории в одну систему, но не связывать их, потому что в этом нет необходимости. Именно неоднородность начал позволяет рассматривать каждую из тем отдельно, даже когда они находятся в одной системе.
Первое яркое проявление этого явления можно увидеть ещё в александрийской философии. В основном это касается Филона Иудейского и других ярких философов того времени, которые пытались связать в единую систему восточное и греческое направление философии. Такой же идеи придерживались и сторонники гностицизма.
В это время наблюдаются исследования в области религиозного течения, а точнее, говоря, объединение научных и религиозных познаний, к которым относятся мистические, спиритуалистические, оккультные и прочие направления. Объединение многих религиозных и научных течений в одну систему, позволило появиться сотне новых эзотерических движений в религии.
В некоторых религиях и философских течениях синкретизм используется как принцип, которые определяет отношение человека к природе или окружающему миру. Самое интересное, что этот принцип исключает различие в мире или какую-то логику в разделении природы и окружающей среды на добро и зло. Это может показаться странным, но именно из-за этого во многих религиях существуют верования о явлениях-оборотнях. То есть зло может оказаться добром, камень — тотемом, в то время как медведь — родной брат.
Окружающую среду можно понимать в таком ключе, только если мыслить по инверсивной логике и свято верить толкованиям, некоторых религий.
Философское мышление позволяет людям полагать, что некоторые объекты или детали окружающего мира могут быть чем-то другим. Именно такое мышление и позволяет человеку оставаться разумным. Фактически человек каждый день меняет принцип явлений, с которыми встречается в зависимости от набранного опыта, культуры или компонентов окружающего мира. В простом языке такое свойство называется переосмысление, но в философии это синкретизм, который заставляет объединять несколько значений в одну систему и тем самым менять понятие определённого явления.
Синкретизм является характеристикой для объединения с окружающей средой, социальной, культурной и философской жизнью для человека. Без этого может наступить состояние дискомфорта, когда, кажется что заняться нечем, нет тонуса, желания и стремления к дальнейшей жизни. Психологии рассматривают такое состояние, как апатию, но с ней вполне можно бороться.
Религиозный синкретизм
Течение синкретизма в философии сильно отличается от религиозного. В религии происходит смешение разнообразных верований с любого уголка мира. В итоге можно получить культурное вероучение, которое спокойно войдёт в окружающий мир человека. Одна из таких религий, которая была создана с помощью этого значения это синтоизм.
Фактически синтоизм является звеном, которое соединяет не только нормы и правила из разных религиозных учений, но и добавляет характеристики антропологического и космологического характера.
Стоит отметить, что синкретизм в религии является одной из самых обсуждаемых тем. Для этого есть два повода.
Заключение
Дать точное определение понятию синкретизм достаточно трудно, особенно если говорить об общем определении. Каждая наука или религия, придаёт синкретизму своё значение, но в одном они сходятся. Это объединение нескольких утверждений в одну систему. То есть синкретизм представляет собой новое течение, построенное из двух и более утверждений, философских идеи, религий или прочих фактов.
Синкретизм
Синкретизм – это очень широкое понятие, определение которого можно найти в разных областях науки. В общем понимании синкретизм значит слитность, смешение, эклектизм. Лучше дать определение этому понятию в соответствии с определенной сферой, в которой он применяется. В искусстве синкретизм проявляется в слиянии не сопоставляемых различных образов, первоначальных компонентов в какое-то явление.
В философии под синкретизмом понимается сочетание нескольких разнородных противоречивых теорий и начал в одну систему, но без их объединения, это разновидность эклектизма, который игнорирует различия в разнородных началах.
В религии синкретизм это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений.
Синкретизм в лингвистике обозначает объединение в единой форме нескольких обозначений, распределенных между разными формами в соотношении к более ранним этапам истории развития языка, эти формы многозначные, полифункциональные. Также здесь существует понятие кумуляции грамматических значений, которое применяется в одном значении с понятием синкретизм в лингвистике и выражает нескольких граммем разных грамматических категорий за одним неразделимым показателем.
Синкретизм в психологии обозначает нерасчлененность психических процессов в ранний период развития ребенка. Проявляется тенденцией детского мышления соединять между собой различные явления, не имея для этого достаточных оснований. Многие исследователи отмечали данное явление в психологии ребенка, в частности его восприятия в неразделимости чувственного образа какого-то объекта, без выделения и соотношения внутренних связей и элементов. Ребенок, принимающий связь впечатлений за связь предметов, неосознанно переносит значение слова на только внешне связанные вещи. Отбирая в последующей практике синкретические связи, которые будут соответствовать действительности, ребенок восстанавливает для себя настоящее значения слов.
Синкретизм в культурологии значит отсутствие различий явлений культуры.
Синкретизм первобытной культуры характеризуется слитностью искусства, познавательной деятельности, магии. Также синкретизм в культурологии это внешнее смешение многообразности культурных компонентов, которому свойствен высокий уровень эклектичности и проявление в разных плоскостях культуры.
Синкретизм первобытной культуры определяется в трех направлениях. Во-первых, синкретизм, как единство человека и природы. Во-вторых, он проявляется, как нерасчлененность духовной, материальной и художественной систем культуры. В-третьих, проявление первобытного синкретизма культуры является художественной деятельностью, неотрывно вплетенной в материальные и производственные процессы.
Синкретизм в философии
В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.
Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу.
Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.
Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий вместе с вненаучными и научными познаниями. Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности теософия Блаватской, антропософия Агни-Йога Рерихов или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения. Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.
Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности. Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.
Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру. Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.
Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.
Философское мышление позволяет людям так полагать, поскольку есть отличие в культуре, как накопленному опыту человечества, народа и опыта самой личности и видимости явлений. Это позволяет каждому человеку каждый день интерпретировать каждое явление, которое есть для него значимым в представлениях культуры, при условии если такое явление поддается сопоставлению, соотнесению с определенным компонентом этой культуры, а его значение «проигрывается» каждым полюсом оппозиции. Значение такого явления все время перекручивается в голове, в деятельности человека происходит стабильно постоянное осознание и переосмысление.
Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.
Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами. Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека. Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.
Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного. Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчленённые общие системы соображений и представлений. Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку. Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.
Религиозный синкретизм
В религии данное явление означает смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии, например, синтоизм.
Синкретизм в религии является звеном соединения разнородных религиозных учений антропологического и космологического характера.
Понятие религиозного синкретизма с его границами применения в религиоведении является предметом дискуссии. Имеется такая точка зрения, согласно которой все религии существуют, как синкретические, потому что в результате их развития обнаружились влияния из других религий. Чтобы справиться как-то с предметом данной дискуссии, с целью решения осуществляется дифференциация внутри самого понятия по различным характеристикам, учитывая уровень синкретизма.
Также есть спорным вопрос о том, что являются ли термин «религиозный синкретизм» и понятие «двоеверие» (соединение основной веры и компонентов из других верований) синонимическими. В современном мире к этому понятию относятся как негативно, так и позитивно, зависимо от того, в каком направлении о нем говорится в религиозной или научной традиции.
Православные богословы считают религиозный синкретизм внешним, искусственным и неорганическим соединением не соединяемого, без ясной и четкой характеристики духовных оснований, считают его несогласованным относительно содержания привлекаемых фрагментов.
Публицисты термин «религиозный синкретизм» употребляют иногда в значении религиозной всеядности.
Также стоит обратить внимание на то, что необходимо делать отличия между понятием религиозного синкретизма и религиозного плюрализма, который подразумевает спокойное сосуществование или разделение областей влияния и воздействия между некоторыми отдельными конфессиями или несколькими религиями без их слияния.
На протяжении всей долгой истории религии было известное такое общекультурное явление, как религиозный синкретизм. От самой первобытной эпохи вплоть до современных новейших религиозных движений. Он выражается в соединении разнородных вероучительных научений и культовых положений из различных религиозных направлений, определяя основные положения вероучений.
Исторически сложилось так, что в эллинистических религиях синкретизм имел очень широкое распространение в государстве инков, в то время как инкорпорация богов на побежденных землях в собственное религиозное поклонение поддерживалась даже на уровне государственной политики.
В период раннего Средневековья обширное распространение приобрело направление манихейства, которые впоследствии проявившее влияние на распространенную средневековую синкретическую ересь.
В период Нового времени начала появляться масса различных синкретических религиозных направлений. Из тех, которые недавно возникли и получили широкое распространение религиозных направлений, для которых свойствен религиозный синкретизм.
Китайский религиозный синкретизм находит свои истоки из древней истории. Тысячелетняя война между сторонниками конфуцианства, религиозного даосизма и буддизма демонстрирует, что никакое из этих учений неспособное стать одним единственным, чтобы вытеснить конкурентные направления из этой специфической сферы. И ни одно из этих течений в то же время не было монотеистические направленной религией, соответственно это предполагало возможность компромисса.
Таким образом, примерно в период примерно конца эпохи Тан сформировался китайский религиозный синкретизм. Это уникальное направление, соединяющее все религиозные учения, и в котором для конфуцианства была предложена социология и политическая мораль, для даосизма – повседневные, волнующие людей житейские запросы для буддизма, впитавшего наследие и опыт от древней даосской философии, оставалось учение о смысле и вопросах жизни, кроме этого буддизм занимался утешением угнетенных и мирооправданием. Хоть и присяжные служители представленных трех философско-религиозных течений продолжали между собой ссориться, но в головах обычных верующих вполне свободно ладили все три со своими пантеонами. Такая же самая синкретическая система верований сложилась и в других странах с характерной китайской культурной сферой, только даосизм у них заменялся местными языческими верованиями, например, в Японии – это был синтоизм.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Синкретизм
Синкрети́зм — 1) сочетание разнонаправленных, противоречивых воззрений; 2) объединение положений, принадлежащих различным религиозным верованиям, в единую религиозную систему; 3) (в переносном значении) равнодушное отношение к искажениям веры за счёт инославных заимствований, духовная беспринципность.
Что общего между экуменизмом и синкретизмом?
Экуменизм зародился на почве движения, связанного с евангелизационными кампаниями XVIII–XIX вв., проводившимися в Европе и Северной Америке. Приоритетной стратегической целью экуменического движения было способствование преодолению разобщенности «христианских» общин.
Впоследствии на почве этого движения и как его детище сформировался специальный координационный орган: Всемирный Совет Церквей.
По мере развития межцерковного диалога, осуществлявшегося в рамках его деятельности, особую остроту приобрёл вопрос о границах Подлинной Церкви Христовой.
Естественно, что ни одна из десятков и сотен «христианских» «Церквей» не желала видеть себя вне этих границ, ведь в противном случае им пришлось бы признать себя псведохристианскими, ложными.
Со временем, усилиями ряда идеологов экуменического движения, решение этого вопроса сконцентрировалось вокруг так называемой теории ветвей. Согласно этой теории, ни одно из существующих «христианских» Собраний, рассматриваемых в отдельности от остальных, не является Единою и Истинною Церковью в полном значении этого слова, в том, какое в него вкладывал Христос ( Мф.16:18 ). Все они, так или иначе, произошли от апостольской общины и поэтому все имеют право именоваться Церквями (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм?).
Истинная Церковь должна рассматриваться в единстве множества существующих на сегодняшний день «христианских» деноминаций. Поскольку в настоящее время между ними нет того богоподобного единства, о котором Спаситель молился Отцу ( Ин.17:22 ), постольку это единство следует мыслить потенциальным и разуметь как заветную цель.
Подлинная Церковь Христова названа столпом и утверждением Истины ( 1Тим.3:15 ), но истина не может противоречить сама себе. Это значит, что единение христианских общин должно сопровождаться (помимо прочего) унификацией их вероучений.
Унификация, по соображению ряда участников экуменического движения, возможна через синкретический подход. При этом декларируется, что разность в вероучениях, наблюдаемую между деноминациями, не следует рассматривать как разность по существу — гораздо уместнее объяснять её разностью в интерпретациях одних и тех же догматических истин.
Мол, один смотрит на Божественные догматы так, другой — иначе, третий — по-своему, четвёртый — под особым углом. Что в этом плохого? Разные мнения лишь обогащают общую картину религиозного знания. Частицы истины содержатся в каждом вероучении, и лишь их совокупность являет её полноту. Взаимное признание правдоподобности вероучений пока ещё разрозненных общин — вот один из залогов будущего общецерковного единства.
В действительности же эта экуменическая аргументация не выдерживает даже и неглубокой критики.
Богоугодное единение христиан возможно лишь в рамках единой и истинной веры, той самой, что основана на истинном восприятии Благовестия. Хранительницей и проповедницей этой веры является только Вселенская Православная Церковь. Стало быть, единение представителей инославных деноминаций вокруг Христа подразумевает необходимость отказа от религиозных заблуждений, раскаяние, приобщение к Православию.
Синкретизм — что это такое, значение, определение простыми словами.
Синкретизм — это попытка объединить убеждения из нескольких разных и зачастую противоречивых школ мысли.
Что такое Религиозный синкретизм?
Многие современные теологи утверждают, что большинство современных религий или религий прошлого, очень часто практиковали методику синкретизма. Например, в основу христианства входит огромное количество иудейских идей и мыслей. Помимо этого, христианство также включает в себя очень много элементов которые небыли присущи раннему христианству. К примеру, практика отмечать Рождество с елкой, подарками и игрушками, является прямой отсылкой к древним языческим ритуалам, которые были внедрены в христианскую религию для облегчения перехода от старых религий к новой. Точно такая же история с пасхальными яйцами, что является частью греческих и римских языческих ритуалов.
Хотя вы можете найти синкретизм практически в любой современной религии, его особенно много в новообразованных религиях, таких как саентология и бахаи.
Что такое Синкретизм культуры?
Религия — не единственная область, в которой может произойти примирение разрозненных убеждений. Когда вы посмотрите на страну с высоким притоком иммигрантов из разных стран, например, США, вы увидите множество примеров объединения различных ценностей из разных культур. По большому счету, в подобных условиях, синкретизм обусловлен необходимостью обеспечения комфортного сосуществования людей из различных культурных групп. Тем не менее существуют случаи, когда культуры, которые существуют бок о бок, не подвергаются синкретизму. Например, амиши, хотя и живут в США, имеют тенденцию сохранять свои духовные практики и свой образ жизни совершенно отделенными от американской жизни.
Неспособность создать синкретизм среди людей разного происхождения может привести к значительным тяготениям и напряженности в обществе. Ярким примером могут послужить различные ксенофобские и расистские настроения.
В других формах культурного выражения синкретизм смешивался с большей легкостью. Например, рок-музыка — это сочетание многих разных музыкальных форм, которые преобразовались в знакомый нам стиль. Искусство текущего периода, может сочетать идеи предыдущих периодов.
Подобно другим сферам, синкретизм не обошел политическую деятельность. Вы наверняка должны были заметить то, как политики в целях достижения компромисса прибегают к заимствованию идей оппонентов, чем переманивают на свою сторону часть будущих избирателей.
Религиозный синкретизм
Синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. [1]
Содержание
Описание
В религиоведении, религиозно-философский синкретизм — множество мистических, оккультных, а также спиритуалистических и других концепций, отличных от традиционных религиозных направлений. Для религиозно-философского синкретизма характерен синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. К синкретической религиозной философии относят теософию, включая теософию Блаватской, антропософию Рудольфа Штейнера, Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов. [2]
По мнению православных богословов, синкретизм — общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма — гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности. [3]
Исторически синкретизм имел широкое распространение в Древнем Риме и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики.
Синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.
Синкретические религии
Новые религиозные движения синкретического типа
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Религиозный синкретизм» в других словарях:
СИНКРЕТИЗМ — (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия
СИНКРЕТИЗМ — (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь
Синкретизм — (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии
Синкретизм — (от греческого synkretismos – соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого–либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
синкретизм — а; м. [от греч. synkrētismos объединение] 1. Книжн. Слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего л. С. первобытного искусства (в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве). 2. Филос.… … Энциклопедический словарь
Религиозный взгляд — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия
Синкретизм — В Викисловаре есть статья «синкретизм» Синкретизм (лат. syncretismus, от … Википедия
синкретизм — а, только ед., м. 1) книжн. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего л. Синкретизм первобытного искусства (когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга). Синкретизм психических функций на … Популярный словарь русского языка
Синкретизм — (отгреческого synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от … Словарь-справочник по педагогической психологии
Синкретизм — (отгреческого synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от … Словарь по педагогической психологии