синхронный двигатель это что

Устройство и принцип действия синхронного двигателя

Содержание

Синхронный электродвигатель – это устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую. Его также можно использовать в качестве генератора. Чаще всего он применяется в компрессорах, прокатных станках, поршневых насосах и другом подобном оборудовании. Рассмотрим принцип действия синхронного электродвигателя, его характеристики и свойства.

Устройство синхронного электродвигателя

Строение агрегата данного вида типично. Двигатель состоит из:

Статор представляет собой сердечник, состоящий из обмоток, который заключен в корпус. Индуктор комплектуется электромагнитами постоянного тока (полюсами). Конструкция индуктора может быть двух видов – явнополюсная и неявнополюсная. В статоре и роторе расположены ферромагнитные сердечники, изготовленные из специальной электротехнической стали. Они необходимы для уменьшения магнитного сопротивления и улучшения прохождения магнитного потока.

Частота вращения ротора в синхронном двигателе равна частоте вращения магнитного поля. Независимо от подключаемой нагрузки частота ротора неизменна, так как число пар полюсов магнитного поля и ротора совпадают. Их взаимодействие обеспечивает постоянную угловую скорость, не зависящую от момента, приложенного к валу.

Принцип работы синхронного электродвигателя

Самые распространенные типы такого рода агрегатов – однофазный и трехфазный. Принцип работы синхронного электродвигателя в обоих случаях примерно одинаков. После подключения обмотки якоря к сети ротор остается неподвижным, в то время как постоянный ток поступает в обмотку возбуждения. Направление электромагнитного момента меняется дважды за время одного изменения напряжения. При значении среднего момента равном нулю, ротор под влиянием внешнего момента (механического воздействия) разгоняется до частоты, близкой по значению частоте вращения магнитного поля в зазоре, после чего двигатель переходит в синхронный режим.

В трехфазном устройстве проводники расположены под определенным углом относительно друг друга. В них возбуждается вращающееся с синхронной скоростью электромагнитное поле.

Разгон двигателя может осуществляться в двух режимах:

Характеристики синхронного электродвигателя

Хотя асинхронные двигатели считаются более надежными и дешевыми, их синхронные «собратья» имеют некоторые преимущества и широко применяются в различных областях промышленности. К отличительным характеристикам синхронного электродвигателя можно отнести:

Синхронным двигателям также присущи некоторые недостатки:

Однако в некоторых случаях использование синхронных двигателей предпочтительнее:

Таким образом, «плюсы» двигателей такого типа значительно превосходят «минусы», поэтому на данный момент они высоко востребованы.

Изучив синхронный двигатель, устройство и принцип его действия и учтя условия, в которых он будет эксплуатироваться, вы сможете быстро и с легкостью подобрать оптимально подходящий для ваших целей тип агрегата (защищенный, закрытый, открытый) и использовать его с максимальной эффективностью.

Источник

Принцип действия синхронного двигателя

Прежде чем рассматривать принцип действия синхронного двигателя, необходимо помнить, что это электрическая машина, работающая на переменном токе, у которой ротор вращается с частотой, которая равна частоте вращения магнитного поля в воздушной прослойке.

Устройство синхронного двигателя

Синхронный двигатель состоит из основных частей – якоря и индуктора. Обычно, его исполнение сделано таким образом, что якорь расположен на статоре, а индуктор – на роторе, отделенном воздушной прослойкой. Данные агрегаты обладают высоким коэффициентом мощности. Существенным плюсом является возможность их использования в сетях с любым напряжением.

Конструкция синхронного двигателя состоит из двух основных частей – статора и ротора. Статор является неподвижной частью агрегата, а ротор – подвижной. В состав якоря входят одна или несколько обмоток переменного тока. При работе двигателя токи, поступающие в якорь, приводят к вращению магнитного поля, пересекающегося с полем индуктора и преобразующего энергию. Поле якоря носит другое название – поле реакции якоря. В генераторе такое поле создается с помощью индуктора.
синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что
В состав индуктора входят электромагниты постоянного тока, называемые полюсами. Во всех синхронных электродвигателях индукторы бывают двух конструкций – явнополюсная и не явнополюсная, отличающиеся расположением полюсов. Конструкция статора включает в себя корпус и сердечник, в состав которого входят двух- и трехфазные обмотки. Сами обмотки могут быть распределенными и сосредоточенными.

Чтобы уменьшить магнитное сопротивление и улучшить прохождение магнитного потока, используются ферромагнитные сердечники, расположенные в роторе и статоре, для изготовления которых используется электротехническая сталь. Она обладает интересными свойствами, например, повышенным содержанием кремния, с целью повышения ее электрического сопротивления и уменьшения вихревых токов.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

Каждый синхронный электродвигатель обладает важным параметром – электромагнитным моментом. Он возникает в том случае, когда магнитный поток ротора начинает взаимодействовать с вращающимся магнитным полем. Данное поле образуется под влиянием трехфазного тока, протекающего по обмотке якоря.

В режиме холостого хода происходит совпадение осей магнитных полей ротора и статора. Поэтому электромагнитные силы, возникающие между их полюсами, принимают радиальное направление и значение электромагнитного момента агрегата становится равным нулю. При переходе устройства в двигательный режим, на ротор начинает воздействовать внешние нагрузочный момент, приложенный к валу. В результате, происходит смещение ротора на величину определенного угла против направления вращения.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

Подобное электромагнитное взаимодействие между ротором и статором приводит к созданию электромагнитных сил, направленных в сторону вращения. Таким образом, действие вращающегося электромагнитного момента стремится к преодолению действия внешнего момента. Максимальное значение электромагнитного момента образует угол 90 градусов, при расположении полюсов ротора между осями полюсов статора.

Если значение нагрузочного момента, приложенного к валу двигателя, превысит максимальный электромагнитный момент, в этом случае двигатель остановится под влиянием внешнего момента. Из-за этого в неподвижном двигателе по обмотке якоря будет проходить очень высокий ток. Данный режим является аварийным, он представляет собой выпадение из синхронизма и на практике не должен допускаться.

Как работает синхронный двигатель

Принцип действия синхронного двигателя основывается на взаимном влиянии магнитных полей якоря и полюсов индуктора. При обращенной конструкции агрегата расположение якоря и индуктора выполнено наоборот, то есть, первый расположен на роторе, а другой – на статоре. Такой вариант используют криогенные синхронные машины, у которых в состав обмоток возбуждения входят материалы со свойствами сверхпроводимости.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

При запуске двигателя его разгоняют до частоты близкой к той, с которой в зазоре вращается магнитное поле. Только после этого он переходит в синхронный режим. В данной ситуации происходит пересечение магнитных полей якоря и индуктора. Этот момент получил название входа в синхронизацию.

При разгоне используется состояние асинхронного режима, когда происходит замыкание обмоток индуктора с помощью реостата или короткозамкнутым путем, подобно асинхронным машинам. Для того, чтобы осуществлять запуск в таком режиме, ротор оснащается короткозамкнутой обмоткой, которая одновременно является успокоительной обмоткой, способной устранить раскачивание ротора во время синхронизации. После того, как скорость становится близко к номинальной, в индуктор подается постоянный ток.

Таким образом, синхронный двигатель это не только двигатель, но и своеобразный генератор, поскольку у них одинаковое конструктивное исполнение. Схема работы двигателя будет следующей. Обмотка якоря подключается к трехфазному переменному току, а к обмотке возбуждения от постороннего источника подается постоянный ток. Вращающееся магнитное поле, созданное трехфазной обмоткой и поле, созданное обмоткой возбуждения, взаимодействуют между собой. Это вызывает появление электромагнитного момента, приводящего ротор во вращающееся состояние.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

Для двигателей, где установлены постоянные магниты, применяются специальные внешние разгонные двигатели. В отличие от асинхронных устройств, разгон ротора в синхронном двигателе должен достигнуть частоты вращения магнитного поля. Это связано с подачей в обмотку ротора тока из постороннего источника, а не индуцируется в нем под действием магнитного поля статора, следовательно, на него не влияет частота вращения вала. В результате, синхронный двигатель переменного тока приобретает постоянную частоту вращения ротора вне зависимости от нагрузки. Специфический принцип работы этих устройств оказал влияние на их пуск и регулировку частоты вращения.

Схема запуска двигателя и его регулировка

У синхронных двигателей отсутствует начальный пусковой момент. При подключении якорной обмотки к источнику переменного тока, электромагнитный момент дважды изменить свое направление за один период изменения тока. Это происходит, когда ротор находится в неподвижном состоянии, а в обмотке возбуждения протекает постоянный ток.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

Таким образом, величина среднего момента в течение одного периода будет иметь нулевое значение. Чтобы увидеть, как работает синхронный двигатель при пуске, нужно выполнить разгон его ротора под действием внешнего момента до вращения с частотой, приближенной к синхронной.

Сам запуск агрегата может производиться разными способами:

Различия синхронных и асинхронных двигателей

Все электродвигатели переменного тока по принципу действия могут быть асинхронными и синхронными. В первом случае вращение ротора будет медленнее, по сравнению с магнитным полем, а во втором – вращение ротора и магнитного поля происходит с одинаковой скоростью.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

В асинхронном двигателе вращающееся переменное магнитное поле создается обмотками, закрепленными на статоре. Концы этих обмоток выведены в общую клеммную коробку. Во избежание перегрева на валу двигателя устанавливается вентилятор. Ротор выполнен из металлических стержней, замкнутых с двух сторон между собой. Он представляет единое целое с валом и получил название короткозамкнутого ротора.

Вращение магнитного поля происходит под действием постоянной смены полюсов. Соответственно, в обмотках изменяется направление тока. На скорость вращения вала оказывает влияние количество полюсов магнитного поля.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

Синхронный электродвигатель конструктивно отличается от асинхронных агрегатов. Здесь вращение ротора и магнитного поля происходит с одинаковой скоростью. Напряжение на ротор для зарядки обмоток подается с помощью щеток, а не индуцируется действием переменного магнитного поля. Направление тока в обмотках изменяется одновременно с направлением магнитного поля, поэтому вал синхронного двигателя всегда вращается в одну сторону.

Источник

Принцип работы синхронного двигателя

Принцип работы синхронного двигателя

В целом, электрический двигатель представляет собой электромеханическое устройство, которое преобразовывает электрическую энергию в механическую.

По типу подключения двигатели бывают однофазные и 3-х фазные. Среди 3-х фазных двигателей наиболее распространенными являются индукционные (асинхронные) и синхронные электродвигатели.

Когда в 3-х фазном двигателе электрические проводники располагаются в определенном геометрическом положении (под определенным углом относительно друг друга), возникает электрическое поле. Образованное электромагнитное поле вращается с определенной скоростью, которая называется синхронной скоростью.

Если в этом вращающемся магнитном поле присутствует электромагнит, он магнетически замыкается с этим вращающимся полем и вращается со скоростью этого поля. Фактически, это нерегулируемый двигатель, поскольку он имеет всего одну скорость, которая является синхронной, и никаких промежуточных скоростей там быть не может. Другими словами, он работает синхронно с частотой сети.

Ниже дана формула синхронной скорости:

Строение синхронного двигателя

Его строение практически аналогично 3-фазному асинхронному двигателю, за исключением того факта, что на ротор подается источник постоянного тока.

На рисунке показано устройство этого типа двигателя. На статор подается 3-х фазное напряжение, а на ротор – источник постоянного тока.

Строение синхронного двигателя

Основные свойства синхронных двигателей:

Видео: Строение и принцип работы синхронного двигателя

Принципы работы синхронного двигателя

Электронно-магнитное поле синхронного двигателя обеспечивается двумя электрическими вводами. Это обмотка статора, которая состоит из 3-х фаз и предусматривает 3 фазы источника питания и ротор, на который подается постоянный ток.

3 фазы обмотки статора обеспечивают вращение магнитного потока. Ротор принимает постоянный ток и производит постоянный поток. При частоте 50 Гц 3-х фазный поток вращается около 3000 оборотов в 1 минуту или 50 оборотов в 1 секунду. В определенный момент полюса ротора и статора могут быть одной полярности (++ или – – ), что вызывает отталкивания ротора. После этого полярность сразу же меняется (+–), что вызывает притягивание.

Но ротор по причине своей инерции не в состоянии вращаться в любом направлении из-за силы притяжения или силы отталкивания и не может оставаться в состоянии простоя. Он не самозапускающийся.

Чтобы преодолеть инерцию силы, необходимо определенное механическое воздействие, которое вращает ротор в том же направлении, что и магнитное поле, обеспечивая необходимую синхронную скорость. Через некоторое время происходит замыкание магнитного поля, и синхронный двигатель вращается с определенной скоростью.

Способы запуска

Применение

Устройство и принцип действия синхронного двигателя

Отличие от асинхронного мотора

Главное отличие синхронной машины заключается в том, что скорость вращения якоря такая же, как и аналогичная характеристика магнитного потока.

И если в асинхронных моторах используется короткозамкнутый ротор, то в синхронных имеется на нем проволочная обмотка, к которой подводится переменное напряжение.

В некоторых конструкциях используются постоянные магниты. Но это делает двигатель дороже.

Если увеличивать нагрузку, подключаемую к ротору, частота вращения его не изменится. Это одна из ключевых особенностей такого типа машин. Обязательное условие – у движущегося магнитного поля должно быть столько же пар полюсов, сколько у электромагнита на роторе. Именно это гарантирует постоянную угловую скорость вращения этого элемента двигателя. И она не будет зависеть от момента, приложенного к нему.

Конструкция мотора

Устройство и принцип действия синхронных двигателей несложны.

Конструкция включает в себя такие элементы:

Между ротором и статором имеется прослойка воздуха. Она обеспечивает нормальное функционирование двигателя и позволяет магнитному полю беспрепятственно воздействовать на элементы агрегата. В конструкции присутствуют подшипники, в которых вращается ротор, а также клеммная коробка, расположенная в верхней части мотора.

Как работает двигатель

Если кратко, принцип действия синхронного двигателя, как и любого другого, заключается в преобразовании одного вида энергии в другой. А конкретно – электрической в механическую. Работает мотор таким образом:

Вот и все. Теперь остается только использовать полученную механическую энергию в нужных целях. Но требуется знать, как правильно вывести в нормальный режим синхронный двигатель. Принцип работы у него отличается от асинхронного. Поэтому требуется придерживаться определенных правил.

Для этого электродвигатель подключают к оборудованию, которое необходимо привести в движение. Обычно это механизмы, которые должны работать практически без остановок – вытяжки, насосы и прочее.

Синхронные генераторы

Обратная конструкция – синхронные генераторы. В них процессы протекают немного иначе. Принцип действия синхронного генератора и синхронного двигателя отличаются, но не существенно:

Но в любом случае требуется стабилизировать напряжение на выходе генераторной установки. Для этого достаточно запитать роторную обмотку от источника, напряжение которого постоянно и не изменяется при колебаниях частоты вращения.

Полюсы обмоток двигателя

В конструкции ротора имеются постоянные или электрические магниты. Их обычно называют полюсами. На синхронных машинах (двигателях и генераторах) индукторы могут быть двух типов:

Они различаются между собой только взаимным расположением полюсов. Для уменьшения сопротивления со стороны магнитного поля, а также улучшения условий для проникновения потока, используются сердечники, изготовленные из ферромагнетиков.

Эти элементы располагаются как в роторе, так и в статоре. Для изготовления используются только сорта электротехнической стали. В ней очень много кремния. Это отличительная особенность такого вида металла. Это позволяет существенно уменьшить вихревые токи, повысить электрическое сопротивление сердечника.

Воздействие полюсов

В основе конструкции и принципа действия синхронных двигателей лежит обеспечение влияния пар полюсов ротора и статора друг на друга. Для обеспечения работы нужно разогнать индуктор до определенной скорости. Она равна той, с которой вращается магнитное поле статора. Именно это позволяет обеспечить нормальную работу в синхронном режиме. В момент, когда происходит запуск, магнитные поля статора и ротора взаимно пересекаются. Это называется «вход в синхронизацию». Ротор начинает вращаться со скоростью, как у магнитного поля статора.

Запуск электродвигателей синхронного типа

Самое сложное в работе синхронного мотора – это его запуск.

Именно поэтому его используют крайне редко. В

едь конструкция усложняется за счет системы запуска.

На протяжении долгого времени работа синхронного двигателя зависела от разгонного асинхронника, механически соединенным с ним.

Что это значит? Второй тип двигателя (асинхронный) позволял разогнать ротор синхронной машины до подсинхронной частоты.

Обычные асинхронники не требуют специальных устройств для запуска, достаточно только подать рабочее напряжение на обмотки статора.

После того, как будет достигнута требуемая скорость, происходит отключение разгонного двигателя. Магнитные поля, которые взаимодействуют в электрическом моторе, сами выводят его на работу в синхронном режиме. Для разгона потребуется другой двигатель. Его мощность должна составлять примерно 10-15 % от аналогичной характеристики синхронной машины. Если нужно вывести в режим электродвигатель 1 кВт, для него потребуется разгонный мотор мощностью 100 Вт. Этого вполне достаточно, чтобы машина смогла работать как в режиме холостого хода, так и с незначительной нагрузкой на валу.

Более современный способ разгона

Стоимость такой машины оказывалась намного выше. Поэтому проще использовать обычный асинхронный мотор, пусть и много у него недостатков. Но именно его принцип работы и был использован для уменьшения габаритов и стоимости всей установки. При помощи реостата производится замыкание обмоток на роторе. В итоге двигатель становится асинхронным. А запустить его оказывается намного проще – просто подается напряжение на обмотки статора.

Во время выхода на подсинхронную скорость возможно раскачивание ротора. Но это не происходит за счет работы его обмотки. Напротив, она выступает в качестве успокоителя. Как только частота вращения будет достаточной, производится подача постоянного напряжения на обмотку индуктора. Двигатель выводится в синхронный режим. Но такой способ можно воплотить только в том случае, если используются моторы с обмоткой на роторе. Если там применяется постоянный магнит, придется устанавливать дополнительный разгонный электродвигатель.

Преимущества и недостатки синхронных моторов

Основное преимущество (если сравнивать с асинхронными машинами) – за счет независимого питания роторной обмотки агрегаты могут работать и при высоком коэффициенте мощности. Также можно выделить такие достоинства, как:

Но вот имеется один большой недостаток – сложная конструкция. Поэтому при производстве и последующих ремонтах затраты окажутся выше. Кроме того, для питания обмотки ротора обязательно требуется наличие источника постоянного тока. А регулировать частоту вращения ротора можно только с помощью преобразователей – стоимость их очень высокая. Поэтому синхронные моторы используются там, где нет необходимости часто включать и отключать агрегат.

Источник

Синхронные двигатели с постоянными магнитами на роторе: управление (синус и/или трапеция)

В продолжение темы модельно ориетированного проектирования, публикую очередную статью Калачева Юрия Николаевича, автора книги Моделирование в электроприводе. Инструкция по пониманию. Данный текст еще готовится к публикации в специализированных изданиях, но читатели хабра увидят его первые.

В зарубежной литературе можно встретить два термина, связанных с этими двигателями:

PMSM (Permanent Magnet Synchronous Motor), что на языке Пушкина означает: синхронный двигатель c постоянными магнитами (СДПМ), и это понятно.

BLDC (Brush Less Direct Current), что переводится с языка Шекспира, как Бесколлекторный (бесщеточный) Двигатель Постоянного Тока (БДПТ), и это непонятно. Причем здесь постоянный ток?

С этими названиями и у нас, и за рубежом существует немалая путаница.

Например, термин PMSM (СДПМ) может применяться для обозначения двигателя с постоянными магнитами на роторе, независимо от формы его ЭДС, но так же часто его применяют, подразумевая исключительно синусоидальную форму ЭДС двигателя.

Термин BLDC (БДПТ) может применяться для обозначения двигателя с постоянными магнитами на роторе и трапецеидальной ЭДС, а может вообще обозначать не двигатель, а некий мехатронный узел, включающий в себя:

двигатель с постоянными магнитами и трапецеидальной ЭДС

датчик положения ротора

управляемый по сигналам этого датчика полупроводниковый коммутатор.

Собственно этот мехатронный узел, который может, как и двигатель постоянного тока, управляться постоянным напряжением и породил сам термин BLDC (БДПТ).

Ещё по отношению к синхронным двигателям с постоянными магнитами на роторе в отечественной литературе, можно встретить название «вентильный двигатель».

Попытки автора разобраться с этим термином быстро зашли в тупик, так как в различных источниках обнаружились явные противоречия.

Например, в книге Г.Б. Онищенко «Электрические двигатели» на стр. 47 «вентильным» называется двигатель соответствующий термину BLDC (БДПТ), что предполагает трапецеидальную ЭДС, и это понимаемо.

Но двигатели типа 5ДВМ сам производитель (ЧЭАЗ) называет «вентильными», хотя при этом утверждает, что они имеют синусоидальную ЭДС.

А вот википедия: «Вентильный двигатель следует отличать от бесколлекторного двигателя постоянного тока (БДПТ), который имеет трапецеидальное распределение магнитного поля в зазоре. ».

Какой термин, какой форме ЭДС соответствует – непонятно.

А между тем, именно эта форма определяет выбор структуры системы управления двигателем.

Как человек занимающийся управлением этими двигателями хочу предложить:

во избежание путаницы забыть термин «вентильный двигатель»

термином БДПТ обозначать не двигатель, а исключительно описанный выше мехатронный узел (аналог двигателя постоянного тока)

делить синхронные двигатели с постоянными магнитами на роторе (СДПМ) по типу ЭДС на две группы:

Управление

При управлении двигателями с синусоидальной ЭДС используется векторное регулирование (подробно описано в книжке по ссылке). С точки зрения возможностей и качества управления это наилучший вариант.

Однако и двигатели с трапецеидальной ЭДС в силу более простой конструкции статорных обмоток и возможности более простого управления применяются довольно часто.

Конструкция двигателей

Форма ЭДС определяется конструкцией двигателя.

Ротор синхронных двигателей представляет собой магнит с различным количеством пар полюсов.

На Рис 1. показаны возможные конструкции статорных обмоток. Обычно синусоидальной ЭДС соответствует «распределенная» намотка, а трапецеидальной «сосредоточенная».

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 1. Конструкции статорных обмоток

Статорная обмотка двигателя с трапецеидальной ЭДС проще и технологичнее, за счёт этого цена такого двигателя несколько ниже.

Далее остановимся более подробно на двигателе с трапецеидальной ЭДС (СДПМт)

Двигатель с одной парой полюсов будет выглядеть в разрезе так, как показано на Рис.2.

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 2. Схема двигател с одной парой полюсов я в разрезе

На статоре СДПМт намотаны три обмотки (А, В, С), сдвинутые в пространстве на 120°. Каждая обмотка состоит из двух секций, включённых встречно. Таким образом, при протекании тока в обмотке она создаёт внутри двигателя два полюса (положительный и отрицательный), к которым и притягивается магнитный ротор. Поочередное изменение токов в обмотках переключает полюса обмоток и заставляет ротор двигаться вслед за полем. На этом и основан принцип работы двигателя.

В дальнейшем будем считать нулевым то угловое положение ротора синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтопри котором вектор потока ротора совпадает по направлению с осью фазы А (осью обмотки А).

Уравнения равновесия статорных обмоток СДПМт в системе АВС

Уравнения равновесия статорных обмоток двигателя при его включении в «звезду» в неподвижных фазных координатах АВС имеют вид (1).

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— фазные напряжения

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— потокосцепления фазных обмоток

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— токи фаз

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— активное сопротивление фазной обмотки.

Поток в обмотке каждой фазы формируется из следующих составляющих:

поток, наводимый собственным током фазы

поток, наводимый магнитными полями других фазных обмоток

поток, наводимый в обмотке магнитами ротора.

Проиллюстрируем это системой (2):

синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— индуктивность фазных обмоток

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— взаимные индуктивности обмоток

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— потокосцепления, наводимые в обмотках магнитом ротора.

    В общем случае все индуктивности системы (2) могут являться переменными функциями угла поворота поля синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что.

    В частном случае для неявнополюсного двигателя (при цилиндрическом роторе) индуктивности и взаимные индуктивности обмоток не зависят от угла.

    Обозначив
    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— индуктивность фазной обмотки,

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— взаимная индуктивность двух фазных обмоток,
    и подставив выражения (2) в систему (1), получим выражение (3):

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

    Заметив, что производные по времени от потокосцеплений магнитов ротора

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— есть не что иное, как наводимая магнитами

    ротора в этих обмотках ЭДС, систему (3) можно переписать в виде (4).

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

    Теперь введем понятие единичной функции формы ЭДС.

    Используя единичные функции формы, мгновенные ЭДС в фазах можно представить выражением (5):

    синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— амплитуда потокосцепления ротора и фазной обмотки

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— скорость вращения поля

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что скорость вращения ротора

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— число пар полюсов двигателя.

      Зависимости единичных функций формы ЭДС обмоток СДПМт от угла поворота поля представлены На Рис.3.

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРис. 3. Единичные функции форм ЭДС

      Вывод формулы для расчета электромагнитного момента СДПМт

      Момент, создаваемый двигателем, является суммой моментов, создаваемых его обмотками.

      Посмотрим на уравнение равновесия обмотки А из системы (4).

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

      Умножив обе его части на ток обмотки, получим уравнение для мгновенной электрической мощности обмотки:

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

      Рассмотрим составляющие этой мощности:

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— реактивная мощность обмотки

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— активная мощность, рассеивающаясяв обмотке

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— мощность, создающая электромагнитный момент.

      Если пренебречь потерями при переходе электрической мощности в механическую, то можно записать:

      синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтосинхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— электромагнитный момент двигателя

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— угловая скорость вращения ротора.

        Подставив в формулу (6) значения ЭДС из соотношений (5), получим формулу вычисления электромагнитного момента ротора (7).

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

        Коммутация обмоток СДПМт

        В соответствии с формулой (7) момент СДПМт пропорционален сумме произведений фазных токов на функции формы соответствующих ЭДС.

        Максимальное значение ЭДС обмотки соответствует плоским участкам трапеции ЭДС. Если бы нам удалось на этих участках угловой траектории сформировать в обмотках токи некоторой постоянной амплитуды, например, совпадающие по знаку со знаком ЭДС, то это позволило бы сформировать при этих токах максимальный постоянный положительный момент.

        Для примера рассмотрим на Рис.3 участок угловой траектории от π/6 до π/2. На этом участке ЭДС в фазе А имеет максимально отрицательное значение, а в фазе В максимально положительное. Следовательно, для получения положительного момента на этом участке угловой траектории надо обеспечить в фазе А отрицательное, а в фазе В положительное значение тока. Для этого фазу А можно подключить на отрицательный, а фазу В на положительный полюса внешнего источника постоянного напряжения (Udc). При этом фаза С не используется (отключена от источника Udc).

        Величина тока, протекающего через обмотки, будет в свою очередь определяться прикладываемым к обмоткам напряжением, величиной ЭДС и параметрами обмоток.

        Если рассуждать таким образом, то можно составить таблицу коммутаций обмоток, обеспечивающих в зависимости от положения ротора момент нужного знака (Табл. 1).

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоТаблица1. Закон коммутации

        Обмотки трёхфазного двигателя можно коммутировать на внешний источник напряжения с помощью трехфазного мостового инвертора. Для этого состояние инвертора надо поставить в зависимость от положения ротора. Обычно это делается с помощью датчика положения ротора (ДПР). Этот датчик имеет три канала. Каждый канал выдает за один оборот двигателя импульс, соответствующий половине периода вращения, при этом импульсы в каналах сдвинуты на 120°.

        Работа ДПР поясняется Табл. 2.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоТаблица 2. Работа ДПР (определение сектора)

        Возможная структура системы управления моментом СДПМт

        Алгоритм, описанный в Табл.1, предполагает протекание одного и того же тока в двух фазах двигателя при единичном значении функции формы ЭДС в обмотках фаз. Поэтому выражение (7) можно переписать в виде (8).

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

        Где: синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что— значение тока в фазах.

        То есть значение момента пропорционально величине тока в обмотках двигателя.

        Вытекающая из формулы (8) структура системы управления моментом в приводе с СДПМт изображена на Рис.4.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 4. Система управления моментом БДПТ

        Данная структура позволяет получить нужный момент, формируя в обмотках двигателя ток необходимой амплитуды, при сохранении алгоритма коммутации (Табл.1).

        Эта задача решается с помощью создания на базе трёхфазного мостового инвертора контура тока с ШИМ.

        Регулятор тока (ПИ-рег.) формирует сигнал задания напряжения обмоток (U), которое затем реализуется инвертором с ШИМ в соответствии с алгоритмом коммутации (Табл.1).

        В качестве сигнала обратной связи в контуре можно использовать трёхфазно-выпрямленные сигналы датчиков тока фаз или сигнал датчика тока в звене постоянного тока инвертора (синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что).

        На основе рассмотренного канала управления моментом можно строить внешние контуры управления скоростью и положением.

        Однако

        Если бы токи в обмотках спадали до нуля и нарастали до нужного уровня мгновенно, то момент двигателя, определяемый их величиной, в установившемся режиме был бы постоянным. В действительности же реальные переходные процессы при коммутации обмоток приводят к пульсациям момента. В зависимости от параметров обмоток, а также соотношения величин текущей ЭДС и напряжения звена постоянного тока эти пульсации могут быть различны по длительности, амплитуде и знаку.

        Кроме этих коммутационных пульсаций в рассматриваемой системе также будут иметь место пульсации момента на частоте ШИМ.

        Ниже приведен пример работы модели системы регулирования скорости. Данная модель построена в среде SimInTech на элементах специализированного тулбокса «Электропривод». Среда позволяет получить максимальное приближение моделируемых процессов к реальности с учетом эффектов временной и уровневой дискретизации.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 5. Модель цифровой системы управления

        Для управления был выбран двигатель со следующими параметрами:

        Ls = 8.5e-3 Гн – индуктивность фазы;

        F = 0.175 Вб – потокосцепление ротора;

        Напряжение в звене постоянного тока привода было принято равным 100В.

        В контуре тока электропривода использовалась ШИМ с частотой 5кГц.

        В процессе регулирования происходило ступенчатое увеличение частоты при постоянном моменте сопротивления на валу двигателя (10 Нм).

        Графики, полученные в процессе работы модели, приведены на Рис.6.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 6. Моделирование работы двигателя

        На графике момента видны существенные пульсации.

        Отметим, что в основном они связаны именно с переходными процессами при коммутации обмоток и имеют соответственно частоту, ушестеренную по отношению к заданной.

        Пульсации, связанные с ШИМ, в данном случае, невелики.

        Заметим, что коммутационные пульсации существенно возрастают при увеличении момента, что связано с увеличением тока.

        Несколько спасает то, что их влияние на скорость снижает инерция.

        А можно ли векторно управлять СДПМт?

        А результатом этого «почти» будут, опять же, пульсации момента.

        Вид модели цифровой системы векторного управления скоростью в среде SimInTech показан на Рис.7.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 7. Часть модели векторного управления.

        Ниже на Рис.8 показан график работы модели уже рассмотренного ранее СДПМт работающего в рассмотренном ранее режиме, но под управлением векторной системы.

        В графике момента мы опять наблюдаем пульсации (хотя по сравнению с предыдущим вариантом они несколько уменьшились).

        Причины пульсации при векторном управлении и управлении по ДПР различны, но частота все та же – ушестеренная по отношению к заданной.

        Заметим, что вследствие несинусоидальности ЭДС токи в обмотках двигателя так же будут принципиально несинусоидальными (это так, хотя в масштабе рисунка и не слишком заметно).

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 8. Работа двигателя при векторном управлении

        А можно ли с помощью коммутации обмоток по ДПР управлять двигателем с синусоидальной ЭДС?

        С точки зрения автора можно – но не нужно.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это что

        Наряду с коммутационными пульсациями момента синусоидальность ЭДС (отсутствие плоской вершины трапеции) в данном случае неминуемо вызовет еще и дополнительные пульсации, снижающие качество регулирования даже по сравнению с управляемым по ДПР двигателем СДПМт.

        А при векторном управлении двигателем с синусоидальной ЭДС пульсаций момента не будет.

        Для подтверждения этого тезиса ниже (Рис.9) приведены графики работы модели двигателя с уже рассмотренными ранее параметрами, но с синусоидальной ЭДС и векторной системой управления скоростью.

        Видно, что пульсации момента в этом случае практически отсутствуют. При правильной настройке регуляторов системы они связаны только с ШИМ-преобразованием и для данного случая почти не видны.

        синхронный двигатель это что. Смотреть фото синхронный двигатель это что. Смотреть картинку синхронный двигатель это что. Картинка про синхронный двигатель это что. Фото синхронный двигатель это чтоРисунок 8. Работа двигателя с синусоидальной ЭДС

        Итоги

        Так же возможно использование и более сложного векторного алгоритма регулирования, что может дать снижение уровня пульсации момента.

        Для синхронников с синусоидальной ЭДС лучший вариант это векторное регулирование.

        Это сочетание идеально для построения точного электропривода (что собственно и так было понятно).

        Калачёв Ю.Н.

        Модели для самостоятельного изучения можно взять здесь.

        Источник

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *