синдром зловещей долины что такое

Эффект зловещей долины или почему мы боимся клоунов?

Для этого блога также существует видеоверсия, с бОльшим количеством примеров и диктором.

Всем привет! Слышали ли вы когда-нибудь об эффекте зловещей долины? Задумывались ли о том, почему говорящие игрушки из мультика вызывает у нас умиление, а клоуны из популярных фильмов — неприязнь? Сегодня мы планируем подробнее рассказать об эффекте зловещей долины и о том, как он связан с главным героем фильма ОНО.

Эффект зловещей долины — это гипотеза, согласно которой робот или любой другой объект, который выглядит или действует как человек (речь идет именно об имитации) вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. В первую очередь данная гипотеза применяется именно к роботам, однако она справедлива и для таких объектов, как мультипликационные герои, куклы, манекены и даже сами люди (тут речь, конечно же, о клоунах).

Коулрофобия или боязнь клоунов также связана с эффектом зловещей долины. Коулрофобия (страх перед клоунами) не признана медициной как психиатрическое заболевание, но тем не менее включена в неофициальный список специфических фобий. Боязнь клоунов можно отметить у многих детей и взрослых, о подобном страхе упоминал даже известный киноактер Джонни Депп. Панику может вызвать не только встреча с клоуном в реальной жизни, но даже его появление на телеэкране. Термин «коулророфобия» (coulrophobia) появился относительно недавно, но само тревожное расстройство существовало задолго до того, как о нем стали говорить и писать средства массовой информации. Формируется эта фобия обычно в раннем детстве, при первой встрече ребенка с человеком в костюме клоуна. Психологи считают, что в основе этой боязни лежит страх перед неизвестностью. Современные исследователи называют в качестве причины коулрофобии трудности с идентификацией. Дело в том, что клоунские костюмы склонны преувеличивать черты лица и некоторые части тел (кисти рук, ступни, носы). Поэтому подобные деформации можно воспринимать не только как комичные, но и как страшные. Незнание того, кем на самом деле является объект в клоунском костюме, вызывает у человека беспокойство и даже панику. Клоун всегда загримирован так, что трудно разглядеть его истинные черты лица и параметры фигуры. С помощью грима меняется разрез глаз, форма носа и рта, их размеры. За цветным париком скрыт истинный цвет волос. Объемный костюм полностью скрывает тело, становится невозможным понять, мужчина это или женщина. В 90-х годах прошлого столетия всплеск коулрофобии был спровоцирован появлением на экранах фильма ужасов «Оно», снятого по роману Стивена Кинга. Главным героем экранизации является клоун, убивающий детей. Сегодня этот персонаж по-прежнему является культовым героем многих кинолент, поэтому неудивительно, что страх перед ним находит новых жертв. В качестве классического примера можно назвать также Джокера из кинофильма про Бэтмена.

Точно неизвестно почему нас пугают человекоподобные существа. Есть теории, что мы не можем понять чувства похожих на себя объектов, соответственно и сопереживать ему. Другие же теории утверждают, что человекоподобное существо неспособно к взаимности и какой-либо обратной эмоциональной связи. Эмоциональная реакция человека зависит не только от человекоподобности наблюдаемого объекта, но и его поведения. Поэтому движущиеся роботы и куклы пугают нас намного сильнее неподвижных объектов. Снова вернемся к коулрофобии. Иногда данная фобия распространяется не только на клоунов, но и мимов. Исполнители пантомим не имеют деформаций человеческого тела, однако страх могут вызывать их движения, не свойственные людям в повседневной жизни. Данный прием используется в фильмах ужасов. Как правило для демонстрации оживших покойников, зомби и людей, в которых вселяются демоны. Поэтому чувство страха и неприязни у нас вызывают человекоподобные объекты, имеющие даже небольшие отклонения от нормы. Это могут быть странные движения тела, мимика, наличие необычных черт лица, которые мы обычно видим.

Для индустрии кино огромный вклад в развитие этого эффекта внёс актёр, чьё проклятие одновременно стало его даром.

Источник

Почему нас пугают роботы-андроиды. Разбираем «эффект зловещей долины»

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

В чем суть «эффекта зловещей долины»

«Эффект зловещей долины» — это гипотеза о том, что робот или любой другой объект, который выглядит или ведет себя как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Пугает не само сходство, а любое отклонение от нормы в поведении — например, заторможенная мимика.

Впервые об «эффекте зловещей долины» заговорил японский ученый-робототехник Масахиро Мори. В 1970 году он написал эссе Bukimi No Tani, а через восемь лет название его работы перевели на английский как Uncanny Valley («Зловещая долина»). Мори выдвинул идею: чем сильнее мы будем стараться, чтобы роботы были похожи на людей, тем больше отторжения они будут вызывать. Это будет происходить, пока не удастся преодолеть гипотетический провал, обозначенный как «зловещая долина». Для наглядности ученый создал график того, как может выглядеть этот путь развития человекоподобных роботов.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

С момента выхода эссе Мори ученые неоднократно проводили исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу. Например, в Индианском университете опросили группу людей, предлагая оценить андроидов разной степени «человечности». Большинство исследователей сходились во мнении, что говорить об эффекте зловещей долины еще рано: нет достаточных доказательств. Но с 2018 года эффект стал подтверждаться все чаще. Например, в публикации Хельсинкского университета было обозначено, что явление стало более устойчивым. Перейти эту «долину» до сих пор не смог ни один робот.

Какие роботы вызывают «эффект зловещей долины»

Не каждый андроид способен довести до мурашек. Чтобы это произошло, мы должны подсознательно поверить, что перед нами человек. Тогда любая его оплошность — неестественная речь, дерганная улыбка или странное выражение эмоций — может привести к «эффекту зловещей долины».

Евгений Магид, профессор Казанского федерального университета, руководитель Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС), PhD:

«Набор винтиков, датчиков и программ не вызывает у нас страха и недоверия — такой робот не выглядит как человек. Мы не ожидаем от него сногсшибательных успехов или подвохов. Зато роботы, которые близко подошли к нам по внешнему виду и интеллектуальным способностям, например геминоиды (роботы, имитирующие человеческую внешность. — РБК Тренды) гения XX века профессора Хироси Исигуро или робот София вызывают ту самую смесь разочарования, страха и недоверия, опуская нас на самое дно «зловещей долины».

Одного из самых реалистичных роботов в мире Geminoid DK вполне можно перепутать с человеком, если увидеть его на фото. Но в движении его мимика может создать жутковатые ощущения.

Кроме того, «эффект зловещей долины» могут вызывать:

Немецкие ученые нашли область мозга, которая отвечает за «эффект зловещей долины». Она находится в префронтальной коре — той зоне, благодаря которой человек может размышлять. Одна часть коры пытается отделить людей от не людей, а другая, исходя из этого, оценивает, приятен ли мозгу этот субъект. Это значит, что, если однажды ученые создадут робота, которого мозг не сможет отличить от человека, «эффект зловещей долины» не возникнет.

Почему нас пугают антропоморфные роботы

Ученые до сих пор расходятся во мнениях, почему мы испытываем смешанные чувства к человекоподобным роботам. Разберем основные причины.

Влияние теории восприятия угрозы. Люди подсознательно чувствуют угрозу от неизвестного им объекта. Историк Минсу Канг предположил, что из-за этого может возникать когнитивный диссонанс при виде андроида. С одной стороны, он выглядит и ведет себя как человек, с другой — сохраняет повадки машины. Непонятно, к какой категории относить такого реалистичного робота, — отсюда тревога и неприязнь.

Невозможность сопереживать. Люди привыкли проявлять эмпатию к живым существам. Для этого им нужно распознать их эмоции и сопоставить со своими. Но не все проявления в поведении и речи робота возможно идентифицировать. В результате люди испытывают тревогу: кажется, что рушится контроль над ситуацией. Такую гипотезу выдвинула исследовательница Катрин Миссельхорн. По ее мнению, из-за невозможности сопереживать роботу сильнее всего «эффект зловещей долины» чувствуется, когда андроид стоит совсем близко к нам.

Невозможность получить адекватную обратную реакцию. Ученая Анжела Тинвелл считает, что проблема не в том, что люди не могут сопереживать роботу, а в том, что он сам не может проявлять эмпатию. Если живое существо, похожее на человека, неспособно к обратному эмоциональному отклику — например, не может рассмеяться над вашей шуткой или кивнуть головой, когда вы рассказываете историю, — это пугает. Люди могут воспринять такого робота как психопата, который может сделать все что угодно, ведь эмоции ему чужды.

Евгений Магид:

«Во-первых, у пользователей слишком большие ожидания, которые роботы пока не в состоянии оправдать. Они общаются с роботом как с живым человеком. Но технологии еще далеки от успехов природы, поэтому первое чувство восторга постепенно сменяется разочарованием и отвращением. Все как в жизни, когда человек не оправдал доверия.

Во-вторых, подсознательно люди могут чувствовать страх. Они боятся, например, что робот опасен для их жизни и здоровья, может отнять работу и даже заменить их в семье. Страх подпитывается современным кинематографом, причем настолько активно, что образованные и вполне адекватные люди спрашивают меня как эксперта: «А скоро ты сделаешь Терминатора, который нас всех уничтожит? Может, не стоит? »

В-третьих, многие люди просто не доверяют роботам — из-за общего непонимания робототехнических технологий, процессов дизайна, конструирования, программирования и тестирования роботов. Мы стараемся пролить свет на эти вещи — в Казанском федеральном университете наши магистры программы «Интеллектуальная робототехника» изучают вопросы, связанные с «эффектом зловещей долины», и принципы дизайна робота, который должен взаимодействовать с человеком».

Как работают с «эффектом зловещей долины» в сфере робототехники

Магид выделяет два способа решения проблемы зловещей долины: избегание и преодоление.

Избегание. Этот подход требует от дизайнера остановиться на кривой графика Масахиро Мори до того, как наступит пик правдоподобности.

Для большинства роботов внешнее сходство с человеком не требуется, объясняет Магид. Главное — качественное выполнение заложенного функционала: «Например, нам не нужен человекоподобный робот-сварщик с двумя ногами и головой, потому что статический промышленный манипулятор для сварки и обойдется гораздо дешевле, и справится со своей специализированной задачей лучше».

Компании-производители хотят продавать функциональный и полезный продукт, а не отпугивать потенциальных пользователей своими экспериментальными разработками.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Преодоление. Этот способ сложнее: он бросает вызов «эффекту зловещей долины» и предлагает создать робота, максимального похожего на человека.

При разработке роботов-геминоидов требуется преодоление «эффекта зловещей долины», когда робот — как минимум по физиологическим характеристикам в статике и динамике — не будет отличаться от человека. Это сложный и трудоемкий подход: по мнению Магида, пройдет еще минимум 20-30 лет, прежде чем мы увидим первых антропоморфных роботов, которые способны поддерживать восхищение пользователя продолжительное время.

Массовое производство таких роботов ученый ожидает не ранее конца XXI века. Однако, учитывая религиозные и нравственные нормы общества, которые нередко становятся преградой на пути развития науки и технологий, возможно, что роботы, которые могли бы перепрыгнуть «Марианскую впадину» «зловещей долины», так и останутся единичными лабораторными экземплярами.

Сможем ли мы преодолеть эффект зловещей долины: мнение эксперта

Евгений Магид:

«Я считаю, что технически «эффект зловещей долины» — явление временное. Когда мы сможем создать геминоида, который будет постоянно поддерживать в пользователе чувство восхищения, мы победим первичные признаки этого эффекта. Но есть и более глубокие подсознательные причины: страх и недоверие. Чтобы побороть их, нужно постепенно внедрять роботов во все сферы жизни и обучать детей так, чтобы они еще в детсаду понимали базовые принципы робототехники и учились программировать роботов.

Чем больше роботов появится вокруг нас — промышленных, сервисных, домашних, — тем более привычными предметами они станут для нас.

Представьте себе страх неандертальцев перед огнем или луддитов перед станками — и вы поймете, что я имею в виду. Когда роботы станут привычным элементом жизни, а принципы их работы будут понятны каждому, страх неизведанного уйдет. И роботы сделают нас лучше».

Источник

Эффект зловещей долины — феномен восприятия

Эффект «зловещей долины» возникает, когда люди смотрят на человекоподобных существ. Вы тоже сталкивались с этим явлением. Вспомните неприятные ощущения даже при беглом взгляде на робота с почти человеческой внешностью. Или при просмотре анимационных фильмов, в которых персонажи вроде бы и похожи на людей, но имеют какие-то неестественные формы. Сюда же относится и боязнь клоунов. Знакомые чувства? Почему они появляются?

Общая информация

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Эффект «зловещей долины» — что это? Это гипотеза, которую выдвинул ученый, робототехник, инженер Масахиро Мори. Согласно ей, робот или любой другой объект, который имеет такую же внешность или манеру поведения, как у человека, вызывает страх, неприязнь, отвращение. Такой вывод был сделан еще в 1970 году по итогам исследований на предмет эмоциональной реакции людей на роботов. Свои рассуждения Масахиро Мори подробно изложил в эссе под названием «Bukimi No Tani» или на английском «Uncanny Valley».

Феномен «зловещей долины», по мнению Мори, связан с подсознанием. Со временем похожая на нас машина больше не воспринимается мозгом как техника. Кажется, что это такой же, как и все остальные человек. Только неживой, труп. Такое видение вызывает у наблюдателя страх смерти. И это еще не все.

У большинства роботов очень симметричное лицо. Это обстоятельство вызывает не только неприятные эмоции, но и когнитивный диссонанс. Это психический дискомфорт, вызванный столкновением в сознании конфликтующих представлений. В данном случае речь идет о лице. Живому человеку несвойственна такая абсолютная симметричность.

О подобном эффекте говорила Катрина Миссельхорн. Обычный человек наделен способностью сопереживать другим людям в их бедах и страданиях. Это называется эмпатией. Наверняка вы инстинктивно ожидаете от окружающих ответного сочувствия. Дадут ли его человекоподобные существа, бездумные машины? Скорее всего, нет. Точно так же, как и вы не сможете понять его «механические» переживания. Этот факт и вызывает тревогу.

Откуда пришел эффект

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Еще в 1988 году «Pixar» представила на суд зрителей занимательный фильм под названием «Оловянная игрушка». Компания точно не ожидала такого негатива в свой адрес. Зрители мгновенно возненавидели главного героя Билли за его мнимую схожесть с обычными детьми. После этого, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Pixar прекратила делать реалистичных персонажей в своих проектах. Теперь снимались истории об оживших игрушках, роботах, машинках.

Примечательно, что об эффекте «зловещей долины» говорили и ранее. Это было в 1818 году в романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Более того, о феномене упоминал даже сам Зигмунд Фрейд в научной статье «Жуткое». По его мнению, человек испытывает страх не в момент столкновения с неведомым. Он боится того, что ему хорошо знакомо.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

В своем труде Фрейд приводит слова Фридриха Шеллинга: «Жуткое — это то, что должно было бы быть скрытым, но обнаружило себя».

Вернемся еще раз к эмпатии, о которой говорилось ранее. Только на этот раз к исследованиям Анджелы Тинвелл и ее «Теории психопатов». Она говорит, что человеческий мозг воспринимает андроидов как существ с нарушенной психикой. Человек не может предугадать их реакцию на то или иное действие. Точно так же он не может контролировать их поведение. Здесь стоит упомянуть еще одну теорию – восприятия угрозы. Согласно ей, объекты, которые находятся между понятиями «робот» и «человек» всегда вызывают непонимание. Неизвестно что от них ждать и получится ли справиться с возникшей ситуацией.

Примечательно, что эффект «зловещей долины» интересует специалистов из многих областей, начиная от робототехники и заканчивая философами и психологами. Интерес во многом зависит от того, как быстро развивается сфера производства андроидов. Например, в 2004 году феномен упоминался всего в 35 научных статьях. Спустя всего 11 лет, о нем написали 510 раз.

Что страшнее: манекен или робот

Реакция на человекоподобный объект зависит не только от его схожести с обычным человеком. Роль играет и его поведение. Вспомните коулрофобию или боязнь клоунов. Она относится также и к мимам. Они совершают движения, которые не характерны для людей в повседневной жизни. Такая же неестественность часто используется в фильмах ужасов. Наверняка вы помните оживших мертвецов, зомби, одержимых.
Получается, неприязнь и страх вызывают любые отклонения от общепризнанной нормы, будь то мимика, взгляд, движения.

Упоминание эффекта «зловещей долины»

Сильнее всего феномен «зловещей долины» проявляется в мультфильмах и компьютерных играх. Но о нем говорили и в книгах.

Мультипликация

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Помните ежика Соника, главного героя серии мультфильмов и компьютерных игр? Он на 100% соответствует двум правилам:

Главная ошибка создателей Соника – попытка перенести его из мультфильма в реальный мир. Его очеловечили. Изменения коснулись пропорций тела. Герою уменьшили голову, глаза и ноги. После этого знаменитый ежик утратил свою уникальность. Нелепое сходство с человеком привело к появлению эффекта «зловещей долины». И теперь некогда милый персонаж вызывает неприязнь, а иногда даже страх.

Компьютерные игры

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Видеоигры – это фантазийный мир, наполненный похожими на человека персонажами. По сути, это оживленные куклы, которые должны вызывать синдром «зловещей долины». Но в отличие от мультфильмов, здесь такого не происходит. Почему? Есть 3 причины:

Самыми известными компьютерными играми, вызывающими развитие эффекта «зловещей долины» являются Fallout 4. American McGrees Alice, Silent Hill, Bio Shock, World Of Warcraft. Там появляются такие неестественные персонажи как Алиса Лидделл, пирамидоголовый монстр, маленькие сестры и падшие ночные эльфы (в расширении Легион) соответственно.

Литература

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Феномен «зловещей долины» хорошо прослеживается в произведениях русских писателей:

Из иностранной литературы особенно выделяются истории о Франкенштейне, произведение «Автостопом по галактике» с его жутким роботом Фордом Префектом.

Преодоление эффекта «зловещей долины»

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Первые попытки избавиться от феномена были предприняты еще в 2004 году. Тогда создатели анимационного фильма «Полярный экспресс» придумали персонажей, которые по внешнему виду практически ничем не отличаются от живых людей. Погрешности, конечно, остались. Но герои уже не вызывали такой неприязни.

Ситуация изменилась с появлением технологии CGI. Что это такое? Это создание неподвижных и движущихся объектов с использованием трехмерной компьютерной графики. В процессе работы неживые объекты создаются при участии живых актеров. Благодаря этому мимика и движения передаются максимально правдиво.

Лучшим примером преодоления «зловещей долины» по праву можно назвать фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Его создатели разработали собственную систему передачи эмоций и мимики с актера на персонажа. Изображение брали с камер, которые закреплены на головах главных героев. Они максимально точно регистрировали малейшие изменения.

Заключение

Механизм развития эффекта «зловещей долины» так до конца и не изучен. Но одно можно сказать точно: мозг реагирует на роботов и прочих человекоподобных существ выбросом неприятных эмоций, в частности, страха и неприязни. Возможно, с развитием технологий ситуация изменится.

Источник

Эффект зловещей долины

Слышали ли вы когда-нибудь об эффекте зловещей долины? Задумывались ли о том, почему говорящая рыбка Немо из мультика вызывает у нас умиление, а Ёжик Соник из предстоящего фильма — неприязнь? Сегодня я планирую подробнее рассказать об эффекте зловещей долины и о том, как он связан с главным героем фильма Sonic the Hedgehog (и не только).

Эффект зловещей долины

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Эффект зловещей долины — это гипотеза, согласно которой робот или любой другой объект, который выглядит или действует как человек (речь идет именно об имитации) вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.

В первую очередь данная гипотеза применяется именно к роботам, однако она справедлива и для таких объектов, как мультипликационные герои, куклы, манекены и даже сами люди (тут речь, конечно же, о клоунах).

Коулрофобия или боязнь клоунов также связана с эффектом зловещей долины. Дело в том, что клоунские костюмы склонны преувеличивать черты лица и некоторые части тел (кисти рук, ступни, носы). Поэтому подобные деформации можно воспринимать не только как комичные, но и как страшные.

Доподлинно неизвестно, почему человекоподобные существа вызывают у нас чувство страха и неприязни. Согласно одним теориям это происходит по той причине, что мы не способны понять чувства подобного себе объекта, а значит не может ему сопереживать.

По другим гипотезам, нас пугает тот факт, что человекоподобное существо не способно к эмпатии. Поэтому мы не можем сопереживать роботам и у нас больше нет ощущения того, что мы управляем ситуацией. Поэтому андроиды и человекоподобные манекены вводят нас в заблуждение, вызывают чувство потери контроля и неизвестности.

Что страшнее: манекен или робот?

Эмоциональная реакция человека зависит не только от человекоподобности наблюдаемого объекта, но и его поведения. Поэтому движущиеся роботы и куклы пугают нас намного сильнее неподвижных объектов.

Снова вернемся к коулрофобии. Иногда данная фобия распространяется не только на клоунов, но и мимов. Исполнители пантомим, как правило, не имеют деформаций человеческого тела, однако страх могут вызывать их движения, не свойственные людям в повседневной жизни.

Данный прием [неестественное поведение человеческого тела] часто используется в фильмах ужасов. Например, для демонстрации оживших покойников, зомби и людей, в которых вселяются демоны.

Поэтому чувство страха и неприязни у нас вызывают человекоподобные объекты, имеющие даже небольшие отклонения от нормы. Это могут быть странные движения тела, мимика, наличие необычных черт лица.

Эффект зловещей долины в мультипликации

Каждый хороший мультипликатор знает, что искусственный персонаж вызовет симпатию только в том случае, если тот не будет слишком похож на человека. Особенно, если речь идет о динамичном, а не статичном объекте.

В 1988 Pixar выпустила короткометражный мультфильм Tin Toy, в котором зрители могли наблюдать анимированного младенца. Данный персонаж вызывал у наблюдателей чувство страха как раз из-за эффекта зловещей долины. Впоследствии Pixar оставили попытки анимирования человекоподобных существ. Смотреть на говорящих рыбок («В поисках Немо») и муравьев («Приключения Флика») зрителям нравилось больше.

Преодоление эффекта зловещей долины

Но не все так печально и «перешагнуть» эффект зловещей долины все-таки можно. Первые попытки сделать это предпринимались разными мультипликаторами еще в 2000-х годах.

Анимационный фильм «Полярный экспресс» вышел в 2004 году. Главные персонажи мультфильма не имели какой-либо особой стилизации или других серьезных отличий в пропорциях человеческого тела, поэтому воспринимались зрителем более дружелюбно, хотя и не вызывали особого восторга.

Полностью преодолеть эффект зловещей долины в мультипликации и компьютерной графике удалось только с популяризацией CGI. Сегодня ролики, снятые при помощи данной технологии выглядят достаточно правдоподобно и создаются с участием «живых» актеров, что позволяет избежать проблем при анимации движений и мимики.

В итоге таких персонажей сложнее отличить от «живых» людей, поэтому чувства страха они уже не вызывают. Однако даже с появлением такого серьезного инструмента многие мультипликаторы с осторожностью подходят к воссозданию человекоподобных существ с неестественными пропорциями тела.

Эффект зловещей долины в аниме

Именно из-за эффекта зловещей долины попытки создания трехмерного аниме зачастую терпят неудачу. Дело в том, что традиционные 2D персонажи имеют нестандартные пропорции (неестественно большая голова и глаза). Не говоря уже о необычной манере поведения и наличии других особенностей.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Поэтому в попытках перенести 2D героя из аниме в мир 3D мы попадаем в самое «сердце» зловещей долины. Остается только одно — отказаться от традиционной стилистики и привычных дял аниме пропорций. Но в итоге мы получаем совершенно другой продукт, потерявший свою главную «изюминку».

Соник в кино (Sonic the Hedgehog)

Главным героем знаменитой серии видеоигр является Ёж Соник, антропоморфное существо синего цвета. У оригинального персонажа нестандартные пропорции, что полностью отвечает главному правилу мультипликации (персонаж не должен быть похожим на человека).

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Кроме того, Соник соответствует и «стандарту» аниме персонажей — у него неестественно большая голова и глаза, которые превращают его в довольно милого персонажа.

В попытке перенести Соника из «мультяшной» вселенной в мир людей, была сделана, пожалуй, главная ошибка. Персонажа «хуманизировали» и сделали максимально похожим на человека. Главным образом, это коснулось пропорций — ему уменьшили голову, глаза, ноги, изменили форму тела.

В итоге Соник не только лишился своего оригинального, первозданного вида, но и попал под эффект зловещей долины. Став максимально похожим на человека, он начал вызывать не симпатию, а чувство неприязни.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

При этом работы независимых дизайнеров, в которых персонаж Соника из фильма максимально похож на свой прообраз из видеоигр, никакого отторжения у людей-наблюдателей не вызываю. После того, как Сонику вернули «родные» пропорции — большую голову, глаза и ноги, он перестал быть похожим на человека и уже не вызывает неприязнь

Покемон. Детектив Пикачу (Pokémon Detective Pikachu)

Что касается фильма «Покемон. Детектив Пикачу», то к счастью для его создателей, большинство покемонов не имеют человеческих пропорций, а значит соответствуют главному правилу мультипликации и вызывают у нас симпатию.

Единственное исключение — Mr. Mime, изображение которого относительно недавно продемонстрировали зрителям. Будучи максимально человекоподобным, данный покемон сильнее других взбудоражил зрителей.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Его внешний вид способен вызывать и смех и тревогу. И это действительно забавно, ведь прообраз Мистера Майма (непревзойденного любителя пантомим) — мим. Поэтому не будем забывать и про коулрофобию.

Пока что покемона не показали в движении, поэтому сложно сказать, будет ли он вызывать у зрителей фильма еще большую тревогу или аниматорам все-таки удалось преодолеть эффект зловещей долины.

Эффект зловещей долины в играх

Перейдем к самому интересному. Сильнее всего эффект зловещей долины должен прослеживаться именно в играх. Ведь по сути это мир, наполненный человекоподобными существами и «живыми куклами», которые сильнее остального должны вызывать у людей неприязнь и чувство отторжения. Так почему же этого не происходит?

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Некоторые уверены, что для более молодого поколения эффекта зловещей долины просто не существует, потому что оно выросло в окружении компьютеров, а значит не воспринимает их как нечто чужеродное. Однако какого-либо чувства отторжения игровые персонажи не вызывают и у более старшего поколения.

Дело в том, что детально нарисованных персонажей (как в играх, так и в мультфильмах) мы не может отличить от живых людей, поэтому они перестали нас пугать. Кроме того, согласно одной из гипотез, в роботах и человекоподобных куклах нас пугает именно неизвестность и чувство потери контроля (по причине невозможности сопереживания). Поэтому эффект зловещей долины сильнее всего чувствуется в непосредственной близости перед человекоподобным манекеном или андроидом.

В играх у нас не возникает ощущения потери контроля над ситуацией, поэтому чувство страха притупляется. Ведь главный герой всегда может дать отпор ожившему монстру или странному существу, а иногда даже пообщаться с ним, узнать его мотивы и начать сопереживать.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Интересная статья. На мультяшных персонажей часто и впрямь приятнее смотреть.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

В детстве меня жутко пугала старая заставка BИD’а(да и сейчас тоже пугает). Есть в ней что-то неестественное, отчего мне хочется открыть кирпичный завод.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Если денег вкладывать, никакой «зловещей долины» не будет. А если как в анимешных играх для ВР, когда вместо текстур нечто мутное из нулевых и модель одна на всех, поскольку так дешевле и не сильно тормозит, то, ясен пень, такая жуть пугает и без скримеров. Вон, последний Харлок с точки зрения графики был очень хорош, прямо таки радовал глаз, никаких «долин». Всё как в том анекдоте, про «не жалейте заварки!».

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Опять какая-то ерунда.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

ваще причина ентой зловещей долины что допустим есть то что узнаваться как человек но ведет себя странно а если человек ведет себя значит у него энцефалитный клещ или он может ваще набросится и всячески источник опасности другой вопрос что культурно на уровне восприятия считается этим человеком. вот раньше то куклы были эдакие свертки ткани без текстурки дрейкфейса то наверно современная прокачанная кукла вызвала бы ужас как корень мандрагоры когда его выдергиваешь и замертво падаешь от паралича сердца. ну и там такой пример что например у меня не было подвижных игрушек и мне теперь воспринимается весьма странно кода игрушка кочевряжится и колбасится. чета стремновато как то. далее собственному к 2д мультипликации тут значится дело в том что она не работает по принципам 3д мира. в ней важно сколько персонаж занимает процент от екрана и части-тела идентификаторы. поэтому рисованный персонаж всегда будет стремится превратился в некий шар с выразительными чертами фейса и мелкой быстрой кинематикой конечностей поэтому у 2д персонажей большая тыква и короткие конечности так же они постоянно меняют соотношение пропорций во время движения вместо ротации воображаемых направляющих и там при ударе у них кулак увеличивается итп что в 3д графоне была бы жутчайшая дич или если представить пересчет персонажа в объемный мир в окружение реального мира. еще у 2д мультипликаций есть эдакие позы и ракурсы что облегчает работу аниматорам в особо запущенных случаях происходит отзеркаливание элементов при повороте головы. те была прическа в оду сторону стала в другую и плавность движений. как по мне это фундаментальное отличие 2д и 3д и мне бы хотелось ендакую ПеКа технологию чтоб можно было использовать преимущества тяжелой реалистичной графики но в некоторую 2д образную проекцию. а еще есть эффект мыыыыльной долины. это короче раньше все было спрайтовое и доброе четкое детализованное прада то двигалось обычно 10 фпс и пиксели но пиксели как то скрывали то что потом стало углами геометрии. а потом бац и 3д. высокие разрешения 120 фпс но низкополигональные модели и мыыыло. ааа мыльцо соснули и я даже играл в 640х480 16 битном цвете чтоб не видеть этого ромбического матрешко безобразия. и деревья угловатые с остроугольными текстурами ааааа. потом все было было словно мыльцом намазано вернулись правда спрайты травы взрывов но не было теней и все какое то такое было что спасало реально побольше всяких постпроцессор и блюма бухнуть. а сейчас как то с 3д облаками да всякими ртх мыльная долина постепенно начинает уходить.

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Школьник открыл для себя новое слово?

синдром зловещей долины что такое. Смотреть фото синдром зловещей долины что такое. Смотреть картинку синдром зловещей долины что такое. Картинка про синдром зловещей долины что такое. Фото синдром зловещей долины что такое

Амиминору Поздравляю, глядишь, и что-то новое узнаешь благодаря PG.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *