символом чего являются алые паруса
Как «Алые паруса» стали символом прекрасной эпохи?
Начало XX века в российском искусстве было поистине волшебным. Это тяжело отрицать, особенно на контрасте с тем, что ожидало всех художников – в широком смысле слова – спустя всего пару десятилетий. Пока весь мир упивался зарождающимся постмодернизмом, деконструкцией всего, что так долго развивалось в Европе, но так и не спасло ее от Первой мировой войны, в России шли иным путем. Да, безусловно, базисом была вся та же предпосылка о несостоятельности современной культурной парадигмы, но цель была другая. Не разрушить, а создать что-то новое сверх.
На протяжении всего XIX века Россия будто накапливала свой интеллектуальный капитал. Каждое десятилетие дарило все более совершенных художников, музыкантов, но в первую очередь, конечно, писателей и поэтов. Первые два десятилетия новой столетки благодаря этому взорвались невиданным ранее обилием талантливых людей. Им было тесно в существующих рамках. Ведь никто не называет Сергея Есенина «новым Пушкиным», а Максима Горького «вторым Достоевским». Они – другие. Акмеисты, футуристы, имажинисты, младшие и старшие символисты, не важно. Главное, что у них получалось проложить дорожку к сердцу читателя в совершенно новых формах.
Впрочем, новых, да не совсем. Если положить перед человеком, который никогда не слышал об Александре Грине, книгу «Алые паруса», сможет ли он определить, когда повесть была написана? Что это, романтизм начала XIX века? Символизм начала XX-го? Может, новая искренность, которая разрослась ближе к концу прошлого века? Наверное, все вместе. Грин написал вневременную книгу, которая покажется актуальной человеку из любой эпохи. В конце концов, что может быть более современным каждому веку, чем мечта?
Посмотреть советскую экранизацию «Алых парусов» можно будет в пятницу, 17 сентября, в 17:05 и в воскресенье, 19 сентября, в 7:05 на телеканале «Мир».
Так почему же все-таки «Алые паруса» и что они символизируют? Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в черновики писателя. Он называл повесть «феерией». И не просто так. Эта книга должна была стать его откровением, главным произведением в жизни. Сначала она вообще была посвящена конфликту автора с собственным литературным талантом. В поисках какого-то синонима ликованию от творчества, Грин отправился в город, где на одной из витрин и обнаружил ту самую лодочку с парусом. Правда, белый шелк показался писателю слишком скучным. Нет, полотно непременно должно быть красным. Вернее – алым.
Первоначально в книге главный герой должен был рассуждать о тонкостях восприятия и о том, как писатель продумывает сюжет и реализует свой замысел, где находит образы. Алые паруса должны были стать катализатором творческого процесса для главного героя. У этого есть интересная подоплека: на самом деле полотнище корабля, по замыслу Грина, оставалось белым. Просто персонажи книги видят его на закате, когда Солнце багровеет на самом горизонте, окрашивая все вокруг в кроваво-алый цвет. Приглушенный шум моря, яркий свет, переливающиеся красным паруса – все это должно было помочь герою начать работать над своими произведениями.
А затем Грину пришла в голову еще более интересная мысль. Ведь действительно, никто и никогда алые паруса на свои суда не ставит. Это дорого и непрактично. Зато красиво и захватывающе. Главный герой хотел увидеть что-то подобное, что-то столь же потрясающее, вот и принял эффект от заката за настоящие алые паруса. Это великолепная метафора исполнимости мечты, которая в конечном итоге в глазах смотрящего и в руках делающего. Так изменилась тема повести.
Главный герой феерии, несмотря на то, что кажется на первый взгляд, вовсе не девочка Ассоль. И даже не Артур Грэй. Их ветка, пусть и занимает большую часть страниц, является побочной. На самом деле это повесть о старике Эгле, собирателе песен, легенд, преданий и сказок. То есть, по сути, авторе. Вспомните, ведь именно он рассказывает Ассоль о некоем корабле с алыми парусами, который он якобы придумал и обманул бедную девочку. Ничего он, конечно, не придумывал. Это он должен был стоять на берегу моря по первоначальному замыслу Грина. Это он видел судно с белыми полотнами, которое озарялось солнцем и казалось кроваво-красным. И в первую очередь ему нужно, чтобы Ассоль действительно забрал принц на таком корабле. Потому что только тогда его произведение, пересказанное девочке в лесу, обретет хоть какой-то смысл, подарит хотя бы одному человеку счастливую жизнь. Можно ли автору мечтать о большем?
Впрочем, конечно, речь вовсе не о судах и принцах. Ассоль просто дарят смысл жизни. С самого начала повести читателю показывают, как несчастно она живет. Никому не пожелаешь такой жизни, как у дочки моряка, которого ненавидит весь город. В результате с детства у нее вырабатывается защитный механизм. Героиня живет в мире сказок, она постоянно о чем-то мечтает и переносит себя из жестокого мира в собственные сны. Чтобы выйти из этого состояния, ей просто необходим некий образ из жизни, которыми и становятся алые паруса, а вернее, само Солнце. Всю дальнейшую жизнь, с момента встречи с Эглем, она посвящает стремлению к нашей звезде. Недаром Грин дал ей столь символичное имя – Ассоль. Будто «к солнцу» по-латински. Мечта о счастливой жизни, которой она никогда не знала, мечта о солнце, мечта о принце – все это двигало главную героиню день за днем, пока она трудилась, собирая игрушки на продажу, пока выживала в том мире, в котором она родилась, но не хотела бы рождаться.
Артур Грэй, в свою очередь, стал для Ассоль проводником в новый, счастливый мир. И сделал это максимально правильным способом. Да, он действительно просто влюбился в девушку и хотел забрать ее себе в жены, но ведь принцу ничего не стоило просто снарядить красивый королевский корабль, приехать к возлюбленной и попросить у нее руки и сердца. Или, в конце концов, прийти к ней домой пешком. Нет, Грэй подслушивает разговор о мечтах девушки, о ее вожделенных алых парусах, и намеренно покупает красную ткань, чтобы водрузить ее на свой небольшой корабль. Он хочет не столько жениться на девушке, не столько увезти ее с собой в страну, где он наследный принц, сколько реализовать ее мечту, ее желание. Довезти Ассоль до Солнца. Он становится вторым элементом в паззле, который дарит душевный покой главному герою Эглю. Ассоль была той, кто искренне поверил в его сказку и сделал ее смыслом своей жизни, спасительной веточкой из серого мира, а Артур Грэй не просто сам спас девушку. Он воплотил сказку. И это главный итог произведения.
Грин считает, что человека от его мечты отделяет толстое и мутное стекло реальности. Через него очень тяжело увидеть то, что делает нас по-настоящему счастливыми. И Ассоль, и Грэй, и Эгль сумели в какой-то момент посмотреть сквозь эту линзу, пусть и каждый со своего особого ракурса. Алые паруса – это не просто символ мечты. Это чудо. А, как мы знаем из повести Грина, «чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя».
Класс: 6
Презентация к уроку
Анализ 1 главы «Предсказание» (слайд 1)
Стадия вызова (слайды 2-3)
Вопрос: были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело одно только желание чего-то необычного, прекрасного?
Задание: прослушайте песню «Алые паруса» (исп. Е Осин и ансамбль «ДоМиСольки»)
– Сформулируйте тему урока, используя текст песни и данную иллюстрацию (слайд 4)
Тема урока: «Алые паруса – символ надежды…» (по произведению А.Грина «Алые паруса»)
Осмысление содержания (слайд 5)
Эпиграф:
Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.
Биография писателя (доклад ученика + презентация: Слайды 6-13): Дом-музей А. Грина. Рабочий кабинет писателя, Филиал Дом-Музей А.Грина (Старый Крым), Здесь с 1930г. жил А. Грин. Здесь он и умер, Мемориальная доска на набережной имени Грина, д. 21, г. Кирове, Бюст на набережной имени Грина в г. Кирове, Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005)
Из истории создания произведения (слайд 14-15)
Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» – произведение, утверждающее силу человеческого духа, просвеченное любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.
1. Работа с литературоведческими терминами (слайд 16)
Феерия (франц. feerie, от fee – фея, волшебница),
1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
3) Волшебное, сказочное зрелище.
Символ – слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор.
+ Предсказание
2. Работа с текстом (слайд 17)
3. Самостоятельная работа – составление характеристики героини (сверяем с данными на слайде 17)
Характеристика героини (ключевые слова): девочка, маленькое существо, «несмышлёныш, без которого скучно», «доброе личико», росла без подруг.
Иллюстрации героев (слайд 18)
Анализ эпизода «Встреча с волшебником» (слайд 19)
Продолжим составление характеристики героини (сверяем с записью на слайде 19)
Характеристика героини: «стиранное много раз платье, худенькие загорелые ноги, тёмные густые волосы», «каждая черта была выразительна, чиста и легка, как полёт ласточки», «тёмные с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи», «полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
«Растение, крошка, милая, «имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины», «Прекрасная неизвестность».
«Тут только он (Эгль) уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы. », – решил он.»
Иллюстрации героев (слайд 20)
Анализ эпизода «Ассоль после встречи с волшебником» (слайд 21)
Рефлексия (слайд 22)
Смотрим иллюстрацию и прослушаем песню «Алые паруса» (слайд 23)
Составление синквейна (слайды 24-25)
Мечта.
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.
Паруса.
Алые, загадочные.
Манят, радуют, приближаются.
Надо верить в чудеса.
Любовь.
Иллюстрации (слайд 26)
Домашнее задание (слайд 27)
1. Ответить на вопрос: Как вы думаете, сбудется ли мечта Ассоль?
2. Прочитать феерию А. Грина «Алые паруса» до конца.
3. Составить рассказ о главных героях произведения: Ассоль и Грее.
Итог урока (слайд 28)
Заканчивается урок словами А.Грина: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»
Мотив алых парусов в творчестве А.С. Грина
Мотив золотой цепи репрезентирует данную идею по принципу доказательства от противного, поскольку заключает в себе сему «неподвижность».
Рассматривая мотив алых парусов в творчестве Грина, нужно иметь в виду его двойной эстетический и смысловой статус. С одной стороны, паруса репрезентируют образ корабля, так как неотделимы от него. Отсюда в тексте гриновской феерии метонимия «Красные паруса плывут!» [Грин 1965, Щ, с. 18]. В то же время, в художественной системе писателя этот образ приобретает определенную самостоятельность, поскольку является едва ли не важнейшей частью судна, обеспечивающей его движение. Поэтому мы будем анализировать художественную семантику не только парусов, но и корабля в целом.
Символ корабля (лодки, барки) является одним из древнейших и наиболее распространенных в мировой культуре и обладает целым рядом значений, которые можно объединить в несколько основных групп.
1. В архаичных представлениях многих народов он выступает как средство перемещения душ умерших в потустороннее царство, как символ «путешествия к другим мирам, преодоления пространства» [Керлот 1994, с. 259] и, шире, путешествия по жизни (Г. Бидерманн), как символ поиска (Д.Тресиддер). Е. Шейнина особо выделяет парусники, означающие «устремленность к новым берегам, к неизведанному» [Шейнина 2002, с. 238].
2. «Со времен древности у всех народов приморских стран эмблема корабля означала достижение цели» [Шейнина 2002, с. 238].
4. Корабль, ассоциируется с душой человека (М. Маковский). Символом духа, души выступают его паруса (Д. Тресидцер).
Образ белого корабля с алыми парусами воплощает в произведении идею счастья, намеченную в первой главе (в сказке Эгля) и осуществленную в финале феерии. Проходя красной нитью через весь текст, мысль о счастье становится его заключительным аккордом: «Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны. Часть экипажа как уснула, так и осталась лежать на палубе, поборотая вином Грэя; держались на ногах лишь рулевой, да вахтенный, да сидевший на корме с грифом виолончели у подбородка задумчивый и хмельной Циммер. Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье. » [Грин 1965, III, с. 65].
Главным звеном, объединяющим различные смысловые оттенки символики образа корабля, является сема движения: как пространственного, так и духовного (движения к неизвестному, к цели, к новой жизни, к счастью).
Однако семантика корабля и парусов в гриновской феерии не ограничена устоявшимися значениями, а пополняется новыми. Так, алые паруса становятся символом мечты и созидания. Идея творения, воплощенная в исследуемом образе, приобретает в произведении особую важность. История алых парусов складывается из двух основных этапов: сотворения мечты и претворения ее в жизнь. В сюжете произведения это выглядит сложнее.
Лонгрен мастерит игрушку с парусами необычного цвета. Accoль «оживляет» ее, наделяя качествами настоящего корабля, придумывает капитана, приехавшего из далеких стран. Игра девочки, сотворение ею воображаемого мира становится толчком к мифотворчеству Эгля: он сочиняет прекрасную сказку. Однако затем происходит ее разрушение в точке зрения жителей Каперны: возникает сниженная версия сказки. (В точке зрения Ассоль она сохраняется в первозданном виде). Но уже на следующем этапе осуществляется ее реконструкция: Грэй самостоятельно возрождает сказку, очищая ее от налета грубости и пошлости. И, наконец, затем следует реализация мечты в действительности: Грэй оснащает свой корабль алыми парусами и отправляется к Ассоль.
Как видим, все основные персонажи произведения принимают участие в едином созидательном процессе, который не прерывается вопреки поведению капернцев, вносящих в происходящее элемент деструкции.
Говоря об образе корабля с алыми парусами, следует отдельно остановиться на функциях цвета в гриновской феерии. Известно, что цветопись играет важную роль в творчестве писателя. Но, пожалуй, такого калейдоскопа красок, как в «Алых парусах», нет ни в каком другом из его произведений.
Пристальное внимание писателя к такой незначительной, на первый взгляд, детали, как цветовой оттенок, стремление найти слово, наиболее полно отвечающее замыслу, свидетельствует о концептуальности алых парусов.
Изменив эпитет в заглавном образе, Грин оставляет прилагательное «красный» на страницах произведения, в частности, в описании Каперны. Помимо его использования в буквальном смысле, как обозначение цвета, в тексте есть случаи переносного употребления слова. Так, в главе «Грэй» актуализированы семы прилагательного «боль» и «кровь»: «Кожа мгновенно покраснела, даже ногти стали красными от прилива крови, и Бетси. плача, натирала маслом пострадавшие места» [Грин 1965, III, с. 22]. Они создают семантическое поле эпитета, маркирующего пространство обывательской Каперны («Красное стекло окон» деревни [Грин 1965, III, с. 32]). В созданной капернцами версии сказки о корабле прилагательное играет роль сниженного варианта слова «алый».
Более глубокому пониманию семантики цвета в феерии «Алые паруса» способствует обращение к символистской хроматической концепции, обнаруживающей много общего с соответствующими гриновскими представлениями. А. Белый пишет в книге «Арабески»: «В красном цвете сосредоточены ужас огня и тернии страданий. Понятна теософская двойственность красного» [Белый 1911, с. 121].
Его более светлый оттенок в художественном видении поэта имеет совершенно иное значение: «Разсеяны нам угрожавшие искусы и ласковая заря брежжит розовыми янтарями» [Белый 1911, с. 126]. Вспомним, что в произведении Грина алый предстает, в первую очередь, цветом зари. (Ср. с описанием утра в феерии: «За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие,.божественные цвета светились в них» [Грин 1965, III, с. 46]).
С красным цветом А. Белый соотносит «всепожирающую страсть», полную «темных чар и злого, земного огня» [Белый 1911, с. 120]. Романтическая, духовная любовь, как символ «иных, еще недостигнутых, сверх-человеческих отношений» [Белый 1911, с. 125] имеет более светлый, небесный оттенок. (Ср.: алый шелк, выбранный Грэем, «рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения» [Грин 1965, III, с. 49]).
С оппозицией красного и алого в произведении связана тема любви. Умение любить является одним из основных отличий семьи Лонгрена от остальных капернцев. В этом кроется причина неприязненного отношения к ней жителей деревни. Им непонятны ни преданность Мери отсутствующему мужу, ни верность Лонгрена памяти жены, ни тяжесть утраты моряка, глубина его обиды и ненависти к Меннерсу. Капернцам незнакомо настоящее чувство, они знают лишь вожделение, а их грубые ухаживания напоминают «бесхитростную простоту рева» [Грин 1965, III, с. 43]. Любовь к детям в деревне заменяет непререкаемый родительский авторитет. Поэтому нежелание Лонгрена будить уснувшую на его коленях девочку окружающим кажется блажью.
Примечательно, что писатель отказывается от разработки мотива любви к Ассоль сына трактирщика Меннерса, присутствовавшего в одном из более ранних вариантов феерии. Тем самым Грин исключает возможность хотя бы ростка любви в ком-либо из жителей деревни, благодаря чему в окончательном тексте произведения усиливается контраст между главной героиней и Каперной.
«Алые паруса»: как в России появился символ романтической любви и трогательного выпускного
До выпускного «Алые паруса» осталось меньше месяца. «Пятый канал» опубликовал очередной экскурс в его историю. О том, как Александр Грин создавал свою повесть-феерию, вдохновившую на создание зрелищного шоу.
Над своим первым крупным произведением Александр Грин работал шесть лет. За это время несколько раз появлялись и исчезали разные герои, менялось место действия и даже цвет знаменитых парусов. Писатель задумал повесть еще до революции, в 1916 году, а дописывал уже после окончания гражданской войны. Все происходящее перед его глазами закономерно отразилось и в его тексте.
Сам Александр Грин рассказывал, что идея повести пришла к нему случайно. Он остановился перед витриной с игрушками и там увидел лодочку с шелковым парусом. Правда тот парус был не алого, а белого цвета. Писательская фантазия самостоятельно дорисовала образ. Грин задумался, что мог бы ему рассказать корабль с красным парусом. В поисках ответа на этот вопрос он и написал свою самую известную книгу.
Кстати, именно «Красные паруса» – первое название повести. А первое место действия – революционный Петроград. Писатель вдохновенно встретил февральскую революцию, но к революции октябрьской его настроение резко изменилось. К большевистским идеям он был равнодушен. В конце концов Грину начало казаться, что паруса слишком густо окрашены политическими красками. Красный цвет он заменил на алый, что, впрочем, не спасло книгу от спекуляций советской пропаганды, которая много лет пыталась делать из литературного корабля революционный символ, а самой книге приписывало удобные для власти смыслы.
«Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее – сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования», – писал Александр Грин.
По этой же причине Грин меняет и место действия. Из революционного, голодного и нищего Петрограда герои переезжают в сказочную Гренландию, в прибрежную деревушку Каперна. Писатель страстно любил природу морских городов – именно её он считал самой привлекательной. Он и сам долго жил у моря – в Крыму. Поэтому в своих произведениях он описал почти все порты в акватории Черного моря.
Были в повести «Алые паруса» ещё два героя, которые со временем исчезли из черновиков Грина. Герой-рассказчик и летающий человек Мас-Туэль, который обрёл свой дар благодаря силе желания.
По задумке Грина герой-рассказчик видит корабль с парусом, но из-за необычного солнечного эффекта парус кажется ему не белым, а почти алым. Он рассказывает эту историю Мас-Туэлю, а тот в свою очередь делится с ним историей Ассоль. Позже автор принял решение отказаться от второстепенных героев, оставив только две сюжетные линии – Ассоль и Грея. Кстати, в многочисленных черновиках Александра Грина можно найти и совсем другое имя главной героини – Аюта.
Работа над повестью происходила на фоне трагических событий не только в стране, но и в жизни самого писателя. В 1919 году Грина призвали в Армию, где он подхватил сыпной тиф и надолго оказался в больнице. Он дважды дезертировал из армии, потому что не разделял тех идей, за которые ему предстояло сражаться. В какой-то момент он оказался на грани нищеты и скитался по друзьям в поисках ночлега. И всё это время Александр Грин делал заметки и писал черновики будущей повести. Естественно, всё разочарование происходящим и надежда на то, что и в его жизни, и в жизни Петрограда наконец появится тот самый корабль с алыми парусами, выплеснулись на страницы повести.
В привычный нам текст «Алые паруса» сложились к 1920 году. Все дальнейшие правки были уже стилистического характера.
В мае 1922 года в газете «Вечерний Телеграф» опубликовали одну главу из повести – «Грей». Целиком произведение вышло в 1923 году. Свою книгу Александр Грин посвятил любимой жене Нине, которая была рядом с ним до самой смерти.
«Алые паруса»: символом чего является алый цвет парусов?
«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения», писал художник К. Петров-Водкин. Грин в своем произведении работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.
Не раз замечается и присутствие золотых и желтых оттенков. Если обратиться к словарю Ожегова, то данные цвета тождественны друг другу, то есть, являются синонимами. Но Грин повествует свою интерпретацию. Для него – это антонимы. Ассоциацией к желтому цвету является нечто фальшивое и больное. Стоит лишь вспомнить противопоставление «золотых вором Моря», которые откроют Грэю дорогу к мечте и «пожелтевшую скатерть» в трактире Миннерса.
Что же касается холодных оттенков, таких как синий или серый, то, прежде всего, стоит отметить главное мечтание самого автора и его героя –«синее сияние океана». Синий олицетворяет таинство, воздушность и благородство.
Цвет всегда являлся не только средством передачи контраста или объема, но и средством раскрытия образов, будь то живопись или художественная литература. А. Грин умело обращается с цветом и благодаря этому, дарит читателю возможность почувствовать себя на месте самих героев, увидев всё происходящее в ярких, меняющихся красках.