сигнал на лицо что это

Невербальные сигналы: виды, значение, как их понять?

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

О вербальном общении между людьми известно много. Ведь это не что иное, как способ коммуникации с применением речи. В этом случае главным инструментом для каждого человека является слово. Но общение бывает и невербальным. Оно представляет собой такой способ обмена информацией, при котором инструментом для передачи данных служит тело.

Значимость невербальных сигналов

По утверждению австрийского писателя Алана Пиа, с которым можно ознакомиться в его известной книге «Язык движений», человеком воспринимается словесная информация лишь в объеме 7%. Оставшиеся 93% поступают к нам благодаря невербальным сигналам. Последний способ общения более известен как язык жестов. Он означает такую форму самовыражения, при которой человеком не произносятся слова и не используются любые из символов речи.

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

Знание невербальных сигналов в общении приобретает важность по нескольким причинам. Прежде всего, на язык жестов возложена функция максимально точного выражения возникших чувств. Ведь часто они настолько сложны, что подбор слов для их описания просто невозможен. Сделать это можно лишь при использовании невербальных средств и методов. Кроме этого, язык жестов необходим для более глубокого взаимопонимания между собеседниками.

Основные средства

Как подаются невербальные сигналы? Главным средством подобного общения является тело. С его помощью человек передает информацию жестами, мимикой, пантомимой, сменой положения в пространстве, а также мизансценами. Как видим, для подачи невербальных сигналов наше тело обладает разнообразием и богатством специфических возможностей. Оно способно транслировать множество образов, становясь при этом мощнейшим инструментом, с помощью которого необходимая информация доводится до окружающих людей.

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

Убедиться в значимости языка жестов довольно легко. Достаточно посмотреть любой кинофильм на незнакомом иностранном языке. Невербальные сигналы в общении между героями позволят понять пусть не саму суть их разговоров, но общую идею ленты и ее сюжет. Произойдет это из-за того, что при смысловом дефиците, вызванном незнанием чужого языка, человек более внимательно станет следить за мимикой жестов актеров. При этом он сможет «прочесть» эмоциональную и сюжетную составляющую по тону их голоса и движениям.

Уникальный язык

Каково глобальное значение невербальных сигналов? Человек, который говорит только по-русски, мало задумывается о том, что, помимо него, он знаком еще с одним, причем довольно уникальным языком. Он представляет собой универсальный комплекс движений и поз, используя которые, могут общаться между собой представители различных рас, культур и национальностей. Речь идет о языке жестов. Для его освоения не понадобится изучать алфавит, грамматику, фонетику и т.д. Невербальный язык уникален. Он налаживает общение при применении очевидных понятий и мыслеобразов. Конечно, подобный разговор будет довольно простым. Его понятия не поднимутся выше уровня базовых. Тем не менее, он все же позволит передать определенную информацию как эскимосам, так и амазонским индейцам, язык наших слов для которых непонятен и вовсе. Ведь невербальные сигналы универсальны и помогают наладить первоначальный контакт.

Единственное средство коммуникации

Значение невербальных сигналов невозможно переоценить в тех случаях, когда:

И если при первом варианте более высокий уровень коммуникации может быть налажен в дальнейшем, то во втором невербальные сигналы становятся единственным средством для контакта.

Люди, имеющие ограниченные возможности речевого аппарата или потерявшие слух, могут использовать только язык тела. Движения их пальцев при этом становятся своеобразными голосовыми связками, а жесты превращаются в слова.

Но порой могут возникнуть и такие ситуации, когда человек, способный к воспроизведению звуков и имеющий слух, оказывается в среде, не дающей возможности для вербального общения. В этом случае ему поможет язык тела. Невербальные сигналы имеют большое значение в подводных плаваниях (дайвинге), в шумных помещениях машинных отделений или металлопрокатных цехов, на охоте и или во время проведения боевых действий, когда приходится сидеть в засадах.

Немного истории

Невербальное общение зародилось еще на заре человечества. До изобретения языка как средства общения коммуникация между членами общества осуществлялась только благодаря языку тела. Нужную информацию люди доносили друг до друга с помощью примитивных жестов, что позволяло древнему человеку решать возникающие перед ним задачи. Например, руками он указывал на добычу или соплеменников, изображал простые явления – грозу и дождь, мимически демонстрировал гнев, угрожая и скалясь, обнажая при этом зубы.

Сознательные и бессознательные жесты

Какие существуют виды невербальных сигналов? По принципу сознательности использования их делят на две категории:

Правила распознавание жестов

Количество и качество невербальных сигналов зависит от многих факторов. К ним относят возраст человека и его пол, социальный статус и тип темперамента, национальность и т.д. Так, исходя из данных проведенных психологических исследований, на протяжении разговора, длящегося 1 час, финн подает невербальные сигналы в среднем лишь один раз. Итальянцы жестикулируют до 110 раз, французы – 120, а мексиканцы – 180. Невербальные сигналы женщинами подаются чаще, чем мужчинами, и т.д. Значения жестов могут разниться и в зависимости от того, к какой культуре относится человек. Например, русский, говоря «нет», покачивает головой из стороны в сторону. У болгар такой жест означает «да».

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

Как понять невербальные сигналы? Для правильной трактовки языка тела специалистами рекомендуется придерживаться следующих правил:

К невербальным сигналам относится множество элементов. Всего их насчитывается около тысячи. Но некоторые исследователи полагают, что это число значительно больше – от 3 до 5 тысяч. При этом каждый из таких сигналов имеет несколько вариантов, почти 1000 различных поз, а также около 20 тыс. выражений лица.

Мимика

Выражение нашего лица является главным элементом, отображающим чувства и эмоции человека. Это и есть мимика.

Любые позитивные эмоции распознаются нами значительно легче, чем негативные. Любовь и удивление не так скрываются человеком, как гнев или отвращение. Исследователями доказано, что эмоции находят разное отражение на левой и правой части лица. Это объясняется различными функциями, возложенными на полушария мозга. Так, правое в ответе за эмоциональную сферу, а левое – за интеллектуальные функции.

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

В мимике эмоции выражаются следующим образом:

Визуальный контакт

Подобный метод языка тела позволяет продемонстрировать заинтересованность в разговоре и лучше понять смысл сказанного. В процессе беседы оба человека создают, а после регулируют уровень комфорта. Для этого они периодически встречаются друг с другом взглядами. После они отводят их в сторону. Пристальный взгляд может способствовать как формированию доверия, так и возникновению чувства дискомфорта.

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

Зрительный контакт поддерживает общие темы, приятные собеседникам. Запутанные и негативные вопросы приводят к тому, что человек отводит взгляд в сторону, чем демонстрирует свою неприязнь и несогласие. Те особенности, которые характерны для конкретного зрительного контакта, позволяют делать достоверные выводы об уровне заинтересованности в беседе и отношении к говорящему. Так, при:

Тембр голоса и интонации

Правильное считывание этих невербальных сигналов поможет научиться понимать «послания» человека, читая их между строк. В перечень подобных особенностей входят незаконченные предложения и частые паузы, высота голоса, скорость речи и построение фраз. Так, о волнении можно говорить, если у человека снижается тон голоса. Речь его при этом становится частой и обрывистой. Подтверждением энтузиазма является высокий тон голоса. Речь в этом случае уверенная и четкая. При усталости тон голоса низкий. К концу каждого предложения человек понижает интонации. Неуверенность выдается частыми паузами, ошибками в словах, а также нервным кашлем.

Позы и жесты

Установки и чувства человека можно определить по его манере стоять или сидеть. Помогут распознать их и отдельные движения, а также набор жестов. Людям намного приятнее и легче общаться с теми, для кого характерна экспрессивная моторика, оживленное, но при этом расслабленное выражение лица.

Яркие жесты свидетельствуют о позитивных эмоциях. Они располагают к доверию и искренности. При этом если человек чрезмерно жестикулирует и часто повторяет свои движения, то можно говорить о том, что внутренне он напряжен и к тому же неуверен в себе.

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

Способность понимать жесты и позы собеседника делает невербальное общение более доступным и повышает при этом уровень взаимопонимания. Так, на сосредоточенность укажут закрытые глаза человека, пощипывание им переносицы и потирание подбородка. Позитивно настроенные люди немного наклоняют вперед голову, касаясь при этом рукой шеи. Недоверие выражается прикрытым ладонью ртом. Если собеседник явно скучает, то корпус его немного согнут и расслаблен, а голова подперта рукой. При неодобрении движения человека неспокойны. Он постоянно одергивает одежду, стряхивая с нее «ворсинки».

Межличностное пространство

Важную роль в налаживании контакта имеет то расстояние, на котором собеседники находятся друг от друга. Нередко люди выражают свои чувства с помощью таких категорий, как «хочу находиться поближе» или «держаться от него подальше». Люди, заинтересованные друг в друге, уменьшают разделяющее их пространство. Оно может быть:

Значимость и рамки подобных расстояний находятся в прямой зависимости от пола человека и его возраста, а также от личностных особенностей. Так, детям всегда более комфортно находиться поближе к собеседнику, подростки же чаще закрываются и пытаются отстраниться от тех, с кем ведут диалог. Женщины предпочитают более близкие расстояния, а вот уверенным в себе и уравновешенным людям оно безразлично.

Распознать обман

Можно ли чувствовать себя комфортно и уверенно при общении с различными людьми? Да, но для этого необходимо знание невербального языка общения. Это позволит избежать таких ситуаций, когда собеседник пытается обмануть.

Соответствие подаваемых вербальных и невербальных сигналов называется конгруэнтностью. В таком случае можно говорить о том, что собеседник говорит правду. О лживости подаваемой информации расскажут:

Отношения между мужчиной и женщиной

Язык тела и жесты человека могут рассказать о нем намного больше, чем он сам. Так, можно распознать с помощью невербальных сигналов симпатии и корыстные цели, заинтересованность противоположного пола и т.д. Того, кто знает язык тела, он никогда не подведет.

Часто мужчины и женщины не спешат делать признания в своих чувствах. Однако скрыть их в присутствии того, кто им нравится, они не в состоянии. Эти чувства проявляются в невербальных сигналах. Люди привлекают к себе внимание подсознательно, но наблюдательному человеку под силу «прочесть» значение таких жестов.

Невербальные сигналы мужчины отличаются от женских. Представители сильного пола стремятся показать свою удаль. Дамы же, напротив, демонстрируют женственность и слабость.

Что делают мужчины, увидев свой объект симпатии:

сигнал на лицо что это. Смотреть фото сигнал на лицо что это. Смотреть картинку сигнал на лицо что это. Картинка про сигнал на лицо что это. Фото сигнал на лицо что это

Невербальные сигналы женщин иные. Так, дамы:

Язык тела весьма красноречив. Именно поэтому стоит внимательно понаблюдать за теми людьми, которые вам нравятся. Может, они просто не решаются высказать свои чувства?

Источник

Мимика как элемент невербальной коммуникации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мимика

Система, несущая целый комплекс информации – человеческое лицо. Именно на нем отражаются эмоции, настроение, отношение человека к происходящему, его возраст, пол, принадлежность к определенному этносу. Эмоции человека порождают мимическую реакцию, связанную с деятельностью мышц лица. Физиологи утверждают, что каждая эмоция связана с конкретной мышечной реакцией.

Мимика – это выразительные движения лицевых мышц, являющиеся одной из форм проявления каких-либо чувств человека, отвечающие каким-либо психическим состояниям человека.

Мимика может оказывать существенное влияние на субъективное восприятие эмоционального выражения. Выделяется 3 типа мимических сигналов:

Именно последний тип сигналов появляется на лице на короткое время и исчезает, лишь другой человек способен это заметить и интерпретировать.

Мимика имеет индивидуальные особенности, связанные со строением лица. Исследователи считают, что мимика имеет генетическую обусловленность, что подтверждают исследования схожести мимических реакций близнецов в одинаковых ситуациях.

В человеческом коллективе необходима демонстрация мимических эмоций не только спонтанных, но и контролируемых. Контроль мимики неразрывно связан с развитием мышления, в определенной ситуации человек должен сдержать или, наоборот, дать своим эмоциям волю.

Универсальные эмоции, выражающиеся мимикой

Универсальные эмоции, которые можно отобразить мимически, проявляются на лице человека следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее употребительные мимические выражения

Длительность и направление взгляда.

Взгляд выполняет важнейшую коммуникативную функцию, а его длительность указывает на характер отношения к собеседнику и предмету разговора. Обращенный на другого человека взгляд направлен на разные области лица и тела, в зависимости от этого он несет различную информацию о характере общения:

Пристальный прямой взгляд характеризует предупреждение, вызов или угрозу. Также он может интерпретироваться как проявление чувств, любви и привязанности.

Согласно наблюдениям исследователей, если человек смотрит на собеседника менее 1/3 времени, это может признаком скрытия чего-либо, недоговоренности.

Универсальным индикатором является частота взглядов. В деловых взаимоотношениях взгляды, направленные на собеседника от вышестоящего лица, немного выше.

Глаза, размер зрачков играют важную роль в коммуникации людей. Расширенные зрачки воспринимают как признак, свидетельствующий об отзывчивости и доброжелательности собеседника. Напротив, человек с суженными зрачками считается эгоистичным и холодным.

Важным невербальным сигналом является мигание одним или двумя глазами. Собеседники подмигивают друг другу для того, чтобы достичь определенной договоренности и показать, что поняли друг друга. Заигрывая с мужчиной, женщина подмигивает мужчине. Например, в Америке подмигивание обозначает одобрение или согласие, напротив, в Азии оно воспринимается как неуважение или оскорбление собеседника.

Особую важность имеет контактоустанавливающий взгляд. Социальный успех человека, умение устанавливать межличностные контакты зависит от его умения использовать взгляд.

Русские не вступают в разговор без установления контакта, а японцы, напротив, стараются избегать взгляда собеседника.

Другие проявления.

Часто в мимике людей встречаются оскаленные зубы, являющиеся сигналом откровенной агрессии.

Сжатые губы свидетельствуют об агрессивных действиях, угрозе или злости человека, вкупе это создает угрожающее лицо.

Универсальным мимическим выражением считаются нахмуренные брови, они могут обозначать не только злость, но и сомнение, недовольство и т.д.

При ощущении неприятных запахов лицевые мышцы человека сокращаются, тем самым образуя сморщенный нос. В социальном контексте это выражение лица констатирует отвращение к собеседнику или к предмету разговора.

Несомненно, улыбка и смех носит универсальный коммуникативный характер. Исследователи выделяют около 18 разновидностей улыбки, которая используется в разных ситуациях невербальной коммуникации человека. Смех находится под слабым контролем сознания человека и возникает после окончания фразы.

Таким образом, используемые человеком невербальные средства общения, а именно мимика, составляют самостоятельную систему знаков, выступающую в качестве незаменимого средства установления межличностных контактов. Мимика является знаковой системой невербального общения, различной в разных нациях. Проблема невербального общения актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования.

Источник

Лицо как мультисигнальная система, одновременно передающая несколько сообщений

Лицо как мультисигнальная система, одновременно передающая несколько сообщений

На человеческом лице отображаются сразу несколько типов сигналов для передачи нескольких типов сообщений. Пытаясь следить за сообщениями об эмоции, вы можете сконцентрироваться на неправильно выбранном сигнале. Можно также предположить, что вы плохо отличаете сообщение об эмоции от других сообщений, передаваемых лицом. Известным примером мульти–сигнальной системы, передающей сразу несколько сообщений, является система дорожных знаков. Эта система использует три типа сигналов: форму (треугольная, квадратная, круглая, прямоугольная, восьмиугольная), цвет (красный, желтый, синий, зеленый) и надписи (слова, символы, числа). В дорожных знаках эти три типа сигналов используются для передачи трех типов сообщений: регулирующих («стоп», «нет поворота», «уступить дорогу» и т. д.), предупреждающих («осторожно, дети», «двустороннее движение» и т. д.) и информирующих («станция техобслуживания», «велосипедная дорожка», «кемпинг» и т. д.). Анализируя дорожные знаки (или наблюдаемые вами выражения лица), вы должны фокусировать свое внимание на конкретном типе сигнала, если хотите получить конкретный тип сообщения. Если нужно узнать о ближайшей площадке для отдыха или ближайшем мотеле, вы ищете только синие или зеленые знаки, потому что именно эти цвета предоставят вам требуемый тип информации (желтые знаки предупреждают, а красные регулируют). Аналогия с чтением выражений лица состоит в том, что если вы хотите знать, какую эмоцию переживает человек, вы должны наблюдать за кратковременными изменениями его лица, потому что именно эти быстрые сигналы передают информацию об эмоциях. (Если бы вы хотели определить чей–то возраст, то стали бы обращать внимание на более статичные характеристики лица, такие как тонус лицевых мускулов и постоянные морщины).

Через свое лицо человек передает сигналы трех типов: статичные (такие как цвет кожи), медленные (такие как постоянные морщины) и быстрые (такие как поднятие бровей). Статичные сигналы отражают многие достаточно перманентные характеристики лица: цвет кожи, очертание лица, форму лицевых костей и хрящей, жировые отложения и размер, форму и расположение основных элементов лица (бровей, глаз, носа, рта). Медленные сигналы отражают изменения внешнего вида лица, которые происходят непрерывно с течением времени. Помимо появления постоянных морщин у человека с возрастом происходят изменения мышечного тонуса, текстуры и даже цвета кожи (главным образом в последние годы периода зрелости). Быстрые сигналы возникают при движениях мышц лица, что приводит к кратковременным изменениям внешнего вида лица, смещениям места расположения и искажению формы основных элементов лица и появлению временных морщин. Эти изменения проявляются на лице в течение нескольких секунд или даже долей секунды.

Все три типа сигналов лица могут видоизменяться или маскироваться в соответствии с личным выбором человека, при этом видоизменять статичные и медленные сигналы оказывается труднее всего. Для этого обычно используются различные стили причесок. Например, челка может изменить воспринимаемый размер лба или скрыть постоянные морщины. Косметика, различные аксессуары наподобие солнцезащитных очков и, в крайнем случае, пластическая операция могут видоизменить статичные и медленные сигналы лица таким образом, чтобы они распространяли другой набор сообщений. Быстрые сигналы лица могут быть видоизменены или замаскированы за счет замедления движений лицевых мускулов, с помощью маскировки одного выражения под другое или посредством сокрытия части лица под бородой или солнечными очками. Таким образом, наблюдатель может быть введен в заблуждение, намеренно или случайно, и быстрыми, и медленными, и статичными сигналами.

Лицо является не только системой, подающей разные типы сигналов (быстрые, медленные и статичные), но и системой, распространяющей разные типы сообщений. Это сообщения об эмоциях, настроении, установках, характере, интеллекте, привлекательности, возрасте, поле, расе и, вероятно, о других наших характеристиках. В этой книге рассматривается главным образом один тип сообщений и один тип сигналов — эмоциональные сообщения, передаваемые с помощью быстрых сигналов. Когда мы говорим об эмоциях, мы имеем в виду кратковременные чувства, такие как страх, гнев, удивление и т. д. Когда возникают эти чувства, лицевые мускулы сокращаются и происходят видимые изменения внешнего вида лица. Морщины появляются и исчезают, на какое–то время изменяются положение и/или форма бровей, глаз, век, ноздрей, губ, щек и подбородка. Исследования показали, что точные оценки эмоций могут делаться на основе быстрых сигналов лица, а недавно были обнаружены особые сигналы лица — так называемые типичные выражения, — помогающие различать основные эмоции. Нами специально были сделаны фотографии для демонстрации и сравнения типичных выражений лица, помогающие увидеть особенности всех основных эмоций и их некоторых сочетаний.

Важно отметить, что сообщения об эмоциях не передаются ни медленными, ни статичными сигналами лица; однако эти сигналы могут влиять на скрытый смысл сообщений об эмоциях. Если у человека узкое или широкое, морщинистое или гладкое, толстогубое или тонкогубое, старое или молодое, мужское или женское, белое, черное или желтое лицо, то это ничего не скажет вам о том, является ли этот человек счастливым, раздраженным или опечаленным. Но все эти характеристики могут повлиять на ваше впечатление о лице. Например, если быстрые сигналы лица сообщают о том, что человек испытывает гнев, то ваше впечатление о том, почему он разгневан и что он, вероятно, будет делать в этом состоянии, частично будет зависеть от информации, полученной с помощью статичных и медленных сигналов лица о возрасте, поле, расе, личных качествах, темпераменте и характере этого человека. В нашей книге эти дальнейшие пути интерпретации информации не обсуждаются, поскольку сейчас о них известно слишком мало, а перед нашим исследованием уже поставлена основная задача, решением которой мы главным образом и занимается. Прежде чем перейти к вопросу о том, чего вы можете ожидать от разных типов людей, когда вы узнаете об их чувствах, необходимо рассмотреть вопрос, которому уделяется основное внимание в этой книге, — как вы узнаете по лицу человека, что он чувствует, и как вы можете определить, является ли его выражение лица искренним или притворным.

В этой книге содержится также информация о сообщениях о настроении. Настроения тесно связаны с эмоциями, и некоторые настроения отражаются в быстрых сигналах лица. Настроения отличаются от эмоций тем, что соответствующие им чувства сохраняются в течение более длительного времени. Например, чувство гнева, сохраняющееся в течение всего нескольких минут или даже целого часа, называется эмоцией. Но если человек испытывает гнев в течение всего дня или разражается приступами гнева по десять раз в день или в течение нескольких дней подряд, то тогда это называется настроением. «Раздраженный» — это слово используется для описания человека, находящегося в соответствующем настроении, хотя кто–то может просто сказать, что этот человек разгневан. Возможно, хотя и маловероятно, что человек в таком настроении будет демонстрировать на своем лице абсолютное выражение гнева, при этом сигналы гнева будут наблюдаться на всем его лице в течение всего периода его пребывания в этом настроении. Намного чаще следы выражения гнева могут сохраняться на лице в течение длительного периода: сжатые челюсти, напряженные нижние веки, плотно сомкнутые губы или нахмуренные брови. Настроение может проявляться и в выражении лица, и в той частоте, с которой данное выражение проявляется и исчезает в течение определенного периода. Очевидно, что человек находится в раздражении, если он многократно проявляет свой гнев в течение дня. Другими типами настроения, проявляющимися в быстрых сигналах лица, являются состояния депрессии (когда на лице появляются признаки страха, печали или того и другого вместе), тревоги (когда на лице отражается страх) или эйфории (на лице наблюдаются свидетельства испытываемой радости и приятного возбуждения).

Быстрые сигналы лица передают также эмблематические сообщения. В нашем исследовании мы используем термин эмблема для описания сигналов, значение которых является специфичным невербальным эквивалентом обычного слова или фразы. Сигнал в виде быстрого взгляда для сообщения о согласии («верно», «конечно») или намерении пофлиртовать («в самом деле?») является хорошим примером такой эмблемы. Эмблематические выражения лица подобны помахиванию рукой при произнесении слов «привет» и «пока» или кивкам головой, соответствующим словам «да» и «нет». Такое движение всегда имеет специфический характер и обладает очевидным отличием от других движений. Его значение понятно каждому, кто принадлежит к данной культуре или субкультуре. Мы не будем обсуждать весь спектр эмблематических выражений лица и рассмотрим только те, которые тесно связаны — с точки зрения либо движения, либо сообщения — с выражениями эмоций. Поднятие бровей и удержание их в таком положении при сохранении остальной части лица в нейтральном состоянии является примером эмблематического выражения. Такое движение бровей является составляющей быстрого сигнала лица, говорящего об удивлении, но когда оно не дополняется движением век и нижней части лица, то оно сигнализирует о возникновении сомнения.

Существуют и другие эмблемы, которые могут быть названы эмблемами эмоций, поскольку эмоции составляют суть передаваемых ими сообщений. Эти эмблемы эмоций похожи на выражения лица, отображающие эмоции, но при этом, с точки зрения наблюдающего их человека, они обладают достаточными отличиями для того, чтобы он понимал, что другой человек, использующий эти эмблемы эмоций, не испытывает соответствующих чувств: он просто ссылается на такую эмоцию. Например, одной из эмблем эмоции отвращения можно назвать сморщивание носа, которое является частью общего выражения отвращения на лице. Когда оно используется как эмблема эмоции, оно происходит само по себе, сопровождаясь незначительным поднятием верхней губы, и быстро возникает и пропадает на лице; таким образом, его нельзя спутать с фактическим выражением отвращения, возникающем на лице человека. Сообщение говорит о возникновении отвращения («сейчас я чувствую это как–то не так»).

Таким образом, быстрые сигналы лица служат для распространения сообщений об эмоции и эмблематических сообщений. Они используются также как разговорные знаки препинания. Каждый из нас знает людей, использующих руки для акцентирования внимания на произносимых словах или фразах. Но люди могут проделывать то же самое и с быстрыми сигналами лица, дополняя такими «точками» и «запятыми» то, что было сказано словами. Эти «знаки препинания» будут рассмотрены и продемонстрированы в последующих главах.

Лицо посылает множество быстрых сигналов помимо тех, которые выражают эмоции либо используются как эмблемы эмоций или как «знаки препинания». Гримасы, кривляния и пантомима; мимика, сопровождающая речь; такие движения лица, как покусывание или облизывание губ и т. п., не будут рассматриваться нами потому, что они не являются выражением эмоций на лице, хотя зачастую их ошибочно принимают за таковые. Подобным образом лицо посылает и множество сообщений помимо тех, которые имеют отношение к эмоциям и настроению. Люди уверены, что они могут читать по лицу человека информацию — о его установках, личных качествах, характере и интеллекте. Мы не будем обсуждать здесь этот вопрос, поскольку неизвестно, проявляют ли люди какое–то согласие по поводу подобных оценок, а если да, то являются ли их оценки верными. К тому же мы не знаем, основываются ли такие оценки на анализе быстрых, медленных или статичных сигналов лица. Люди могут сходиться в оценках пола, возраста и расы, сделанных по лицу, и эти оценки могут быть верными, по крайней мере в определенные периоды времени. Но даже с учетом этих более очевидных сообщений нам известно довольно немного об определенных типичных выражениях лица. Хотя мы полагаем, что они передаются главным образом с помощью медленных и статичных сигналов лица, мы не знаем в точности, какие сигналы передают эти виды информации. Например, что имеет значение при определении пола человека по лицу: форма верхней или нижней губы, относительный размер губ или их цвет? Или дело вовсе не в губах, а в густоте и форме бровей, в очертаниях подбородка или других особенностях лица?

Что же касается выражения эмоций на лице, то мы знаем об этом довольно много. Мы знаем, что люди могут делать верные оценки. Нам известны конкретные сигналы от каждой части лица, которые передают сообщения о страхе, удивлении, грусти, радости, гневе, отвращении или сочетании этих эмоций. Если вам необходимо улучшить свое понимание выражений лица настолько, чтобы вы могли интерпретировать выражения лиц других людей и адекватно ощущать свои собственные, то тогда вам необходимо сконцентрировать внимание на быстрых сигналах лица и распространяемых ими сообщениях. Бесполезно рассматривать медленные и статичные сигналы, если вы хотите получить информацию об эмоциях. Вам потребуется изучить как тонкие, так и очевидные различия и сходства того, как эмоции проявляются на лице и как они переживаются человеком. Вам также будет необходимо научиться отличать выражения эмоций на лице от эмблем эмоций, от других эмблематических выражений лица и от «знаков препинания».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Упражнения по передаче сообщений

Упражнения по передаче сообщений Чтобы развить способность передавать сообщение, нужно тренировать несколько частей этого.Во-первых, студенту нужно уметь передавать какое угодно сообщение кому-то другому. Мы достигаем этого, упражняясь в отправлении простого

Воин и целитель одновременно

Воин и целитель одновременно Мудрый руководитель способен проявлять свой мужской и женский аспект в зависимости от требований ситуации. Проявляя свою мужскую сторону, он поступает как воин. Проявляя женскую сторону — как целитель. Воин действует решительно и энергично.

Все мы хороши и дурны одновременно

Все мы хороши и дурны одновременно Итак, человек по природе своей склонен помогать другим. Не в нашей природе возражать, отказывать в помощи или вредить другим членам той же группы. Помимо этого, одомашнивание учит нас, что и в каких ситуациях уместно. Конечно, всегда есть

Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений

Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений Совсем другой вопрос — можем ли мы быть полностью объективны в оценке аргументов сообщения? Мы склонны оспаривать аргументы, содержащиеся в тех сообщениях, которые не согласуются с имеющимися у нас

Повтор комплексных сообщений

Повтор комплексных сообщений Люди, произведения искусства, китайские иероглифы и слова — положительная реакция на все эти простые стимулы возрастает с каждым новым их предъявлением, если, разумеется, первичная реакция аудитории не была отрицательной. Но способствует

Правила интерпретации невербальных сообщений

Правила интерпретации невербальных сообщений Прежде чем мы перейдем к подробному анализу неосознанных невербальных сообщений, необходимо усвоить несколько простых, но очень важных правил интерпретации этих сообщений.Правило первое: жест и любое другое движение

МЕТА-ТАКТИКА 4 ДЛЯ ФАЗЫ 1 Проверка пара-сообщений правой и левой половины тела

МЕТА-ТАКТИКА 4 ДЛЯ ФАЗЫ 1 Проверка пара-сообщений правой и левой половины тела Один из важнейших способов распознавания инконгруэнтностей в коммуникации пациента основывается на том обстоятельстве, что каждое из двух полушарий головного мозга человека контролирует

Неправильный прием сообщений

Неправильный прием сообщений Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные ошибки, вызванные предположением о том, что нам известно содержимое чужих мозгов.Вы приходите к заключению о том, что знаете, о чем думает другой человек, потому что, будь вы на его

Правила интерпретации невербальных сообщений

Правила интерпретации невербальных сообщений Прежде чем мы перейдем к подробному анализу неосознанных невербальных сообщений, необходимо усвоить несколько простых, но очень важных правил интерпретации этих сообщений.Правило первое: жест и любое другое движение

Как насчет СМС-сообщений?

Как насчет СМС-сообщений? Мне вспоминается одно субботнее утро прошлым летом, когда я рано проснулась. Утро было ясным, я сидела на балконе с чашкой кофе и книгой, и вдруг мне пришло в голову написать сообщение своему другу. Я отправила эсэмэску, не посмотрев на часы. Я

§ 1. Свобода сообщений – цензура – манипуляция сознанием

§ 1. Свобода сообщений – цензура – манипуляция сознанием Телевидение формировалось на Западе в условиях завоеванной всеми СМИ свободы информации. Вообще говоря, в самой социальной философии либерализма скрыт запрет на свободу сообщений для телевидения как

«Я-сообщения» вместо «Ты-сообщений»

«Я-сообщения» вместо «Ты-сообщений» Если вы пришли к выводу, что ваше недовольство вполне обоснованно, а ваши требования реалистичны, можете поговорить об этом с партнером. Выберите для этого время, когда вы сможете говорить спокойно, когда вы не во власти эмоций. И ни в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *