сидеть шиву что значит
Еврейские похороны и траур
Душа. Гейином и Ган Эден
Периоды траура
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего
Время похорон
Законы похорон
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон
С момента смерти до похорон
Время похорон
Законы похорон
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
Установка памятника
На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
Йорцайт — годовщина смерти
Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»
Душа. Гейином и Ган Эден
Человеческая душа по сути своей является частичкой Божественности, и потому жизнь души не заканчивается со смертью тела.
Место, куда попадает душа после смерти, называется Мир Грядущий. О Мире Грядущем нам не известно почти ничего. В Талмуде сказано, что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия) и близостью к Всевышнему. Это наслаждение выше всех земных благ, оно дается человеку в качестве награды за его дела в земной жизни, раскаяние в дурных поступках и муки очищения, которые его душа претерпевает после смерти.
После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейиноме. (Обычная русская транскрипция этого слова — «геенна», что понимается как «ад». Но это неверно, точнее было бы назвать Гейином «чистилищем».) Пройдя через Гейином, душа попадает в Ган Эден («райский сад»), где она постигает Божественный свет и наслаждается им. Через какое-то время душа может быть снова послана в этот мир, чтобы до конца осуществить свое Божественное предназначение.
Что же происходит в Гейиноме? Душе показывают полную картину того, что она совершила в этом мире, рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все то, от чего в этом мире она отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать; ей дают почувствовать те страдания, которые испытывали жертвы ее дурных поступков в этом мире.
Сказали наши Учителя, что один час мук Гейинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.
Верхние Миры — не миры действия, а потому, оказавшись там, душа уже не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает свою беспомощность и страдает.
Поэтому близкие умершего могут помочь его душе, исправив какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире.
Периоды траура
Шива
Первый период траура — шива — это основной период траура, который длится в течение семи дней после похорон. В это время скорбящий «выключен» из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью и сидит дома, полностью погрузившись в траур. Внутри периодашива особо выделяются три первые дня, следующие за погребением. Эти дни называются шлошет йемей бехи — «три дня плача», т.е. глубочайшего личного горя. В эти дни даже не рекомендуется посещать скорбящих с «визитами утешения» (к близким людям эта рекомендация не относится).
За исключением особых обстоятельств, в течение семи дней шива скорбящему не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период в доме покойного, ибо там, где жил человек, продолжает обитать его дух. Очень важно, чтобы в это тяжелое время вся семья объединилась вместе. Однако скорбящий может, если это ему удобнее, соблюдать шива у себя дома.
Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжел для души умершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом и ищет утешения.
Согласно Каббале, в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека, которая связывает тело человека и его бессмертную «божественную душу». Это — период перехода души умершего из нашего мира в высший «мир душ». При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело, однако, видя, что тело и животная душа распадаются, на третий день она примиряется с этим. Траур, соблюдаемый близкими родственниками, помогает душе умершего обрести покой.
Шлошим
Дни с 7-го (окончание шива) по 30-й после похорон являются для близких родственников умершего вторым периодом траура, который именуется шлошим (букв. «тридцать»).
Согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно переходит в Другой Мир. Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим. Этот же срок — минимальное время наказания, т.е. очищения для души всякого человека, за исключением полных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же.
Год
Третий период траура — до года после похорон — соблюдается только в случае смерти отца или матери. В этот период сохраняются лишь отдельные элементы траура.
Этот срок обусловлен тем, что наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. Обычно принято считать, что умерший не был законченным злодеем, поэтому предполагается, что срок его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами. На протяжении этого времени читают Кадиш — поминальную молитву.
Йорцайт
Йорцайт — это годовщина смерти. Слово «йорцайт» («годовщина») образовано идишскими словами «йор» (год) и «цайт» (время).
В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти. Принято в память о покойном учить Тору или Мишну.
Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну также и в память о других родственниках, особенно тех, по которым некому читать Кадиш.
Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она поднимается на следующую ступень в духовных мирах. С другой стороны, в этот день ее связь с живыми родственниками особо сильна, и потому для души важно, чтобы о ней вспоминали.
Запреты
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Душа человека — частичка Божественности: как вечна Божественность, так вечна и душа. Время, когда душа находилась в теле, — лишь момент в ее вечности. Душа не умирает со смертью тела, и это — утешение скорбящим.
По обычаю, человека хоронят в простом белом одеянии, которое называется тахрихим. Наши мудрецы спрашивают: почему выбрана именно такая одежда? И отвечают: если похоронят человека в дорогих одеждах, он невольно принизит тех, у кого нет возможности быть похороненными в богатстве.
Видно отсюда, что мы должны заботиться о том, чтобы даже после смерти человек не нарушил еврейский закон.
И здесь я хотел бы перейти к очень больной теме — кремации. Еврейский закон строго-настрого запрещает кремировать тело усопшего. Написано: «прах ты и в прах возвратишься» — после смерти тело должно быть предано земле.
Но для многих камнем преткновения становится воля покойного, который оставил завещание с желанием быть кремированным. В этом случае еврейский Закон предписывает нарушить волю покойного: как было сказано выше, даже после смерти человека мы должны заботиться о том, чтобы он не преступил Закон. Кроме того, сожжение тела приводит к большим страданиям для души, ведь связь души с телом не прекращается сразу после смерти.
Еще одно соображение, которое часто можно услышать в пользу кремации,— чтобы покойный был похоронен рядом с родственниками. Однако, если исходить из соображений заботы об умершем, то для его души гораздо важнее, чтобы тело «вернулось в прах».
Сказано в книге пророка Йишаи: «. восстанут умершие. Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе». Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы это пророчество сбылось как можно скорее, в наши дни. Амен.
С уважением, Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего
Похороны
Подготовка к похоронам
Всем, что касается подготовки и организации похорон в Петербургской еврейской общине занимается Похоронное бюро — «Хевра Кадиша».
Время похорон
Законы похорон
БОРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХА-ОЙЛАМ ДАЯН ХА-ЭМЕТ
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной — Судья истинный!
ХА-МАКОМ ИНАХЭМ ЭТХЭМ БЕ-ТОХ ШОР АВЭЙЛЕЙ ЦИЙОН ВЕ-ИЕРУШАЛАИМ
Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму.
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон
Законы траура
С момента смерти до похорон
Кто обязан соблюдать траур
Законы траура до похорон (Онен)
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
Установка памятника
На 7-й и 30-й день после похорон, в йорцайт или при посещении кладбища принято читать псалмы 33,16,17,72,91,104,130 и 119, Э-ль малэ рахамим и (при наличии миньяна) Кадиш.
По окончании чтения псалмов читают Кадиш ятом, если есть миньян. Подробнее о кадише.
Традиции поминовения и посещения могилы
Кадиш
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку. Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
Йорцайт — годовщина смерти
Изкор — молитва в дни поминовения
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
Посещение могилы
Похоронное бюро
Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»
При Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине работает похоронное бюро — «Хевра Кадиша», куда Вы можете обратиться по вопросам:
Контакты
Руководитель похоронной службы р. Авроом Аршинов
+7 921 942-7270 (кроме субботы и еврейских праздников)
Информационный отдел Синагоги
7 (812) 713-8186 (кроме субботы и еврейских праздников)
Лермонтовский пр., 2
Онлайн-форма обращения
Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.Петербурга
Еврейская община Петербурга создала масштабный и беспрецедентный Интернет-проект www.jekl.ru, который позволяет найти любую из 80000 могил на еврейском кладбище Петербурга и удаленно заказать услугу по уходу за могилой. Введя в поле поиска фамилию, инициалы, год рождения и смерти покойного, вы получаете фотографию могилы и информацию о ее точном местоположении на кладбище. Кроме этого можно посмотреть карту кладбища и участка, и с точностью до нескольких метров определить, где находится могила. Из любой точки мира, можно прямо на сайте оформить бланк заказа, указав нужную услугу (от установки нового памятника до чтения поминальной молитвы). Сайт автоматически формирует счет, который можно оплатить через любой банк. Чтобы заказчик мог оценить результат, по завершении работ ему на электронный адрес высылается фотография могилы. Все работы осуществляются силами сотрудников кладбища, еврейская община выступает как посредник, контролирующий качество и сроки выполнения работ. Для еврейской общины это некоммерческий проект, заказчик оплачивает только работу сотрудников кладбища.
Для тех, кто живет за границей, и затрудняется оформить заказ по уходу за могилой самостоятельно, сотрудники синагоги помогут оформить заказ по телефону +7 (812) 713-81-86
Еврейские похороны: как евреи хоронят близких и чтят их память
Рубрика JewishNews «Интервью» долго не обновлялась в связи с еврейскими праздниками. Большинство из праздников еврейского народа по сути являются поводом для размышлений о жизни и разных её сторонах, в том числе и о том, что будет после неё.
В связи с этим фундаментальным вопросом редакция JewishNews подготовила большое интервью о похоронах в еврейской традиции.
О том, как проводят похороны по еврейскому закону, держат ли евреи траур и устраивают ли поминки в большом интервью для JewishNews рассказал Шмуэль Лившиц — организатор глобального сервиса по чтению поминальной молитвы Кадиш.
Как проходят похороны по еврейским традициям?
После смерти с телом нельзя ничего делать. В нашей традиции тело считается святой вещью, и с ним очень важно очень учтиво обращаться. Поэтому, если есть возможность не делать вскрытия, то лучше его избежать. Телом занимаются только евреи — специальная команда «Хевра Кадиша», которая обязана провести похороны. Если в городе нет «Хевра Кадиша», тогда семья, у которой умер человек, не имеет права ничем заниматься (ни молиться, ни надевать тфилин). Они должны заниматься только похоронами.
Вне земли Израиля мы хороним в гробах, единственное, что в гробу делают небольшое отверстие, потому что у нас есть заповедь, что тело должно уйти в землю. Таким образом, с помощью этой дырочки тело соприкасается с землёй.
Перед тем, как душа отправится ко Вс-вышнему, тело омывают водой, окунают в микву и одевают в белую одежду — тахрихин (это обычная белая льняная или шерстяная одежда). После этого кладут в гроб.
Очень важно похоронить как можно раньше. Идеально, чтобы это было в тот же день.
Перед похоронами проходит геспет — приходят люди и говорят что-то хорошее, что сделал усопший. Перед тем, как он отправляется на суд, люди как бы напоминают о тех хороших делах, что были совершены при жизни.
Хотя в Любавичах была традиция ничего не говорить о человеке, потому что о нём говорят поступки его детей.
Пока тело ещё не предано земле важно, чтобы кто-то его охранял, находился рядом. В процессе похорон читают Тегилим. Очень важно, чтобы тело опускали в землю евреи. Когда закапывают тело, читают Мицвой. Пока виден гроб, всех присутствующих на похоронах приглашают несколько раз бросить землю, потому что это мицва. После этого читаются несколько молитв и похороны завершены.
Очень важно, всем, кто жил с умершим (и команде «Хевра Кадиша», которая готовила тело), попросить три раза прощения, потому что, когда люди живут вместе, бывают какие-то бытовые ссоры, споры, дрязги.
Почему после ухода из материального мира нельзя кремировать тела?
Кремация — это худшее, что можно сделать с телом после похорон. Во-первых, Вс-вышний сказал Адаму: «Ты — прах, и в прах ты вернёшься». Это означает, что тело должно быть похоронено в земле.
Это [кремация] самая тяжёлая вещь в идишкайт, которую можно сделать с умершим человеком.
В Торе тоже объясняется этот момент. Там идёт речь о человеке, которого казнили, и написано похоронить его. Мудрецы объясняют, что значит «его» — значит его всего, всё тело. После кремации это сделать невозможно.
Кроме этого, корни кремации «уходят» к идолопоклонничеству. Если человека кремировали по его желанию, но он знал, что этого делать нельзя, то по нему нельзя даже соблюдать некоторые законы траура.
Как правильно по еврейскому учению чтить память умерших?
Во-первых, делается надрыв на одежде: нужно, чтобы перед похоронами человек надел какую-то старую рубашку или пиджак; на вещи делается надрыв с левой стороны, напротив сердца. При этом говорятся специальные благословения (Благословен Судья праведный) и разрывается одежда.
После похорон, утраты, человек идёт домой и «сидит шиву», которую проводят только по кровным родственникам. В течение семи дней нужно находиться дома, нельзя готовить себе еду (кто-то должен заботиться об этом, ухаживать).
В этот момент на всех окружающих лежит большая заповедь, которая называется «утешение скорбящих»: нужно приходить, общаться, сидеть вместе и пытаться проводить время с человеком, переживающим утрату. Это очень помогает.
Траур принято нести год, но семь дней — это самый сложный период, сильный траур, когда человек никуда не выходит и сидит дома. Потом в течение тридцати дней нельзя стричься, а в течение всего года — не ходить на увеселительные мероприятия, не слушать музыку, не веселиться. Мне кажется, что и хупу не ставят в течение года, если кто-то умер.
Если у умершего остался сын или сыновья, они все обязаны читать молитву Кадиш три раза в день в течение 11 месяцев, а потом каждый год на годовщину смерти. Также важно в течение первого года делать заповеди и посвящать их умершему человеку. Почему? Потому что у нас материальный мир, мы здесь можем выполнять какие-то вещи, а душа нематериальна и ничего сделать не может. Поэтому в первый год вся семья делает дополнительные вещи ради души умершего (дают цдаку, например).
Есть ли у евреев в поминальных традициях особенность, которая не встречается ни в одной другой традиции?
Тяжело ответить на этот вопрос, потому что я не знаю никаких других нееврейских традиций. Единственное, могу сказать о поминках — евреи их не делают. Из личных наблюдений: когда нееврей хоронит кого-то, то ему важно сделать поминки, чтобы всем понравилось, чтобы всем было хорошо, чтобы все посидели, вспомнили, выпили. У евреев этого не происходит, потому что всё внимание уделяется умершему и его семье, которая не должна устраивать шоу и мероприятие для друзей. Важно позаботиться именно о семье, о их чувствах, оставить их сидеть шиву и попытаться как-то их развлечь.
Какие есть еврейские поминальные молитвы? В чем их разница?
Первая — это молитва Кадиш, она основная. Есть Кадиш, который читают у могилы, а есть тот, который читают в синагоге. Если некому читать эту молитву, то важно заказать её прочтение в синагоге.
Вторая молитва — это Изкор, которая читается после первой годовщины смерти и в праздники — Песах, Шавуот, Йом Кипур, Шмини Ацерет. Мы читаем её в праздники и вспоминаем наших близких.
Нельзя сказать, что есть какая-то разница между ними, это просто разные молитвы, читаемые в разное время.
Как часто надо посещать могилу? Есть ли какие-то ритуалы во время посещения могилы умершего? Известно, например, что евреи не едят у могил близких… Также евреи оставляют камешки у могил, почему так?
Могилу можно посещать на седьмой день после смерти, на тридцатый день и на годовщину.
Очень важно, и мы это всем говорим, что не нужно часто навещать могилу, потому что кладбище — это место для мёртвых, живым там делать нечего. Каждый раз, когда мы приходим, мы беспокоим душу. Поэтому нужно приходить нечасто: в определённые дни, в годовщины или когда нужно убраться на могилке. Часто там находиться нельзя и не нужно.
Что касается ритуалов, принято читать определённые Тегилим и оставлять камешек. У нас цветы на кладбище не носят. Каждый, кто приходит, кладёт камешек, и так будто строится новый памятник.
Камень — это символ чего-то вечного, постоянного. Один пришёл оставил камень, другой, третий и так каждый год. Все видят, сколько людей посещают могилу, это приятно знать, что человека помнят.
Ни в коем случае у могил близких не едят и не пьют. На кладбище нельзя заниматься тем, что делают люди в обычной жизни, в том числе пить, курить, исполнять некоторые заповеди, например, принято прятать цицит. Написано же, что мёртвые завидуют живым.
Еврейские похороны и траур
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Законы и обряды траура [↑]
Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстаёт перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге «а-Сефер а-Яшар»: «Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убеждён, что помимо неё ничего нет, хотя, выйдя, увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звёзды. Так человек, пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всём его великолепии». В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.
Последние часы жизни еврея [↑]
Перед погребением [↑]
Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.
Еврейский похоронный обряд [↑]
Родственники умершего должны позаботиться о достойных похоронах. Однако им нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками. Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить קריעה — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми. После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.
Первая трапеза после похорон [↑]
Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.
Семь дней скорби — шив-а (שבעה) [↑]
Молитвы в течение шив-а — первых семи дней [↑]
В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, по крайней мере, три раза. Тот, кто пребывает в трауре, произносит Кадиш, сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу Теилим, а в те дни, когда не произносят Таханун, и на исходе субботы произносят вместо этого главу 16. В доме, где сидят шив-а? не произносят Таханун, Кель Эрех Апаим, Ла-менацеях мизмор лэ-Давид яанха Ашем бэ-йом цара.
Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны ради возвышения души умершего ( לעילוינשמתו ). По обычаю выбирают те отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. Принято также изучать отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот». Начальные их буквы составляют слово נשמה — душа. После этого произносят молитву Анна, приводимую в конце книги мишнаёт.
Ради возвышения души [↑]
Сын, читающий Кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Б-га и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими.
Если покойный не оставил после себя сына, то Кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев. Сын также молится как шлиах цибур. ради возвышения души усопшего на всех молитвах, кроме субботы и праздника. Особенно это важно в Арвит на исходе субботы.
Почтить родителей и сделать им добро, возвышая их души пред Всевышним, можно и после их смерти. В святой книге «Зоар» написано, что сын, идущий путями Торы, исполняет тем самым мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.
Утешение скорбящих [↑]
Утешение скорбящего является мицвой милосердия.
Входя в дом скорбящего и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются, сидят молча, пока сам скорбящий не начнёт говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба.
Вставая перед уходом, говорят ему: а-Маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима».
Тот, кому не удалось во время шив-а утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечении этих дней говорят просто титнахем — «утешься!». Если же это траур по отцу или матери, то говорят скорбящему всю фразу утешения в течение 12 месяцев.
Шлошим — тридцать дней траура [↑]
Траур в праздники [↑]
Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипуром, Суккот, Песахом, Шавуот, — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника. Если праздник выпадает на «шлошим», то и они отменяются.
Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника (эрев хаг), т.к. с утра седьмого дня законы шив-а прекращаются и входят в силу законы «тридцати дней», которые и будут отменены наступающим праздником.
Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника соблюдают семь дней траура. При этом счёт шлошим — тридцати дней ведётся с момента погребения.
Двенадцать месяцев [↑]
Весть «близкая» и весть «далёкая» [↑]
Памятник над могилой — мацейва [↑]
По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных.
Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.
День памяти — йорцайт [↑]
Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни»