сейлз лифт что это
5 правил собеседования с сейлзами
Сейлзы — известные манипуляторы! Особенно они стараются, когда им что-то нужно — к примеру, новая работа. Как не поддаться на их уловки и выбрать хорошего менеджера по продажам? Пять простых правил и один полезный бонус.
Во время кризиса сокращают многих, но продолжают нанимать менеджеров по продажам и развитию бизнеса, хотя и на изменившихся условиях: им снижают фикс, но увеличивают бонусную часть. Главная проблема для руководителей и эйчаров — найти сейлза, который сумеет продавать продукты и услуги компании, а не только себя на собеседовании.
По данным Objective Management Group, лишь 6% кандидатов на вакансии менеджеров по продажам действительно подходят для такой работы. С остальными придется нелегко: сейлзы часто дают социально-желаемые ответы, и нужно понять, что скрывается за ними на самом деле. Я расскажу о пяти простых правилах, которые помогают решить эту задачу, а в конце вас ждет еще и полезный бонус 😉 Начнем с правил.
1. Проводите несколько этапов собеседования
Менеджеры по продажам мастерски уводят от главной темы и переключают внимание рекрутера, если обсуждаются неприятные или сложные вопросы. Например, вы спрашиваете кандидата, как он решает конфликтные ситуации на работе, — а через пару минут спохватываетесь, потому что уже смеетесь над историей из его детства.
Отсюда вывод: будьте внимательны и последовательны, несколько этапов интервью нужны именно для верной оценки профессионализма и личностных качеств кандидата. Сложно скрывать правду на всех этапах собеседования.
Помните, как следователи в фильмах ведут допрос? Спрашивают, где человек был в момент убийства, внимательно слушают про все события дня, а потом просят рассказать в обратном порядке. Мы не рекомендуем играть в детектива, но профессиональные компетенции кандидата тоже надо рассматривать под разными углами.
2. Знайте особенности продаж вашей отрасли
«Хороший сейлз продаст что угодно» — прекрасная фраза! Но менеджер по продажам все-таки должен понимать, что именно он предлагает клиенту. А вы должны найти такого специалиста. Поэтому мы рекомендуем рекрутерам и эйчарам и самим хорошо разобраться, что и как продает ваша компания.
Интересный кейс обучения сейлзов был у компании HubSpot. Это сервис для интернет-маркетинга, поэтому сейлзам предлагали создать свой блог или сайт и привлечь туда посетителей. Конечно, это было сложно. Потом компания показывала, с помощью каких ее инструментов сейлзы могут быстрее и проще решить эту задачу. Таким образом, сейлзы учились понимать «боли» клиентов и потом это помогало им лучше продавать продукт. Почему бы подобную практику — путь от потребностей клиента — не перенять и рекрутерам, чтобы самим понять, какие менеджеры по продажам нужны их компании?
Мы работаем с IT-сферой, поэтому можем точно описать ее специфику: 1) подписание договора еще не гарантирует продажи; 2) долгий процесс сделки и тесная работа сейлза с аккаунт-менеджером, который объясняет клиенту, как правильно пользоваться сложным продуктом.
На эти острые моменты приходится обращать внимание сейлзов, которые пришли на IT-рынок недавно — чтобы выяснить, подходят ли они работодателю. В вашей сфере наверняка есть свои болевые точки, смело обсуждайте их с кандидатом.
3. Выясните, насколько кандидату интересна компания
На картинке ниже — пример всеядного кандидата, который готов на все. Вряд ли из него получится хороший сейлз.
Не забывайте выяснять у кандидата, чем его заинтересовала вакансия. Не пропал ли к ней интерес на втором и последующих собеседованиях? По-настоящему заинтересованный кандидат с каждым следующим этапом интервью сам все больше упоминает событий и фактов о вашей компании — конечно, если работодатель уже известен на этом рынке: например, компания получила большие инвестиции, награждена известной премией и т. д. Такая осведомленность соискателя — хороший показатель. Иногда о заинтересованности кандидата говорит уже тот факт, что он пришел на второе собеседование ;).
Однако он может быть неравнодушен к вакансии по весьма специфическим причинам. Например, внезапно выясняется, что его интерес с самой компанией никак не связан. Нашим рекрутерам доводилось, например, слышать такие объяснения: хочу устроиться к вам, потому что всегда мечтал работать в столице; хочу здесь работать, потому что моя жена работает неподалеку; мне нравится ваша компенсация за обеды… Один наш кандидат на собеседовании с клиентом сказал, что ищет «непыльную работу». Да, это был менеджер по продажам. И да, наш рекрутер потом не мог прийти в себя )).
4. Попросите кандидата рассказать, с чего бы он начал работу в компании
Так как кандидат постепенно получает новую информацию, его ответ должен меняться: постоянно придерживаться первого варианта или домашней заготовки у него не получится. Или он проявит себя во всем блеске, варьируя план действий с учетом новых подробностей, или обнаружит свою некомпетентность.
Некоторые сейлзы перегибают палку, стремясь продемонстрировать свою полезность потенциальному работодателю: обещают начать с переноса клиентской базы из предыдущей компании, пытаются показать финансовую отчетность отдела продаж с прошлого места работы. Такое понравится только компаниям-однодневкам, в глазах более серьезных работодателей это серьезный минус: вероятно, то же самое он попытается провернуть и при следующем поиске работы. Хороший менеджер по продажам должен знать основы бизнес-этики и им следовать.
На первом собеседовании выявить такую «темную сторону» кандидата не всегда возможно, обычно это открывается на последующих этапах — по мере того как растут интерес и шансы на трудоустройство.
5. Внимательно слушайте и наблюдайте
Одна из ваших задач — понять, каковы будут риски компании, если она примет на работу этого специалиста. Допустим, в его профессиональной компетентности вы не сомневаетесь, но есть вопросы к личностным качествам.
И здесь тоже помогают грамотно выстроенные этапы собеседований. Они «расслабляют» кандидата, и тогда он может поведать вам много интересного. Так, на финальном, третьем интервью, CEO компании-заказчика задал кандидату вопрос: «О чем вы чаще всего думаете?». Тот ответил: «Чаще всего? О смерти…». Согласитесь, плохое время выбрал сейлз для философских размышлений. Оффер сорвался.
А теперь — бонус 😉
Есть еще один момент, который усложняет отбор. Это профессиональная деформация. Она играет не на руку рекрутерам: если кандидат понравился, в нем ищут достоинства, если нет — ищут недостатки, чтобы подтвердить свои ощущения.
Поэтому мы подготовили подсказку, которая поможет выявить хорошего менеджера по продажам. Мы сделали таблицу с двумя группами качеств: внешне они порой похожи, но рекрутер должен научиться их различать (для этого нужно продумать подходящие вопросы и внимательно наблюдать за кандидатом), это поможет оценить кандидата более объективно.
Идеальные качества для сейлза
Маскировка, псевдоидеальность
Эмпатия
Она помогает менеджеру вести себя уместно. Благодаря эмпатии сейлз «чувствует» момент и понимает, раздражен клиент или огорчен. Эту способность улавливать настроение клиента он использует с выгодой для компании.
Эмоциональность
Сильные эмоции мешают сейлзу адекватно считывать ситуацию и могут привести к непониманию и даже конфликтам.
Частный случай: менеджер по продажам не должен впадать в эйфорию на встрече с крупным клиентом — в первую очередь он должен сделать продажу.
Сильная мотивация на продажи
У хорошо сейлза это внутренняя мотивация, и вариантов может быть много: например, он хочет получить еще «одну звездочку на погоны», привести компании зарубежного клиента и применить свои знания иностранного языка и т. д.
Желание понравиться
Маркером служит обилие социально-желаемых ответов. Для таких людей основная мотивация — получить одобрение окружающих. Это стремление нравиться замещает собой профессиональную цель — продажи. Сейлз боится разочаровать клиента, и поэтому опасается проявлять активность и инициативу.
Клиентоориентированность
Готовность и умение отвечать на запросы клиентов. Подготовить дополнительный пакет документов, встать пораньше и выехать за город ради встречи, если так удобно клиенту — все это умеет делать клиентоориентированный менеджер.
Чрезмерная готовность понять
Сейлз заранее готов соглашаться со всем, что скажет клиент. Он не стремится работать с возражениями клиента. Например, если у того недостаточно денег, менеджер просто разводит руками. Но, на самом деле, он должен был найти выход из ситуации: предложить рассрочку, тестовую модель и т. д.
Ответственность
Цель сейлза — продажи, но он должен не забывать об ответственности перед компанией и клиентом. Так, если он думает только о собственной прибыли, то может дать необдуманные обещания, убеждая клиента совершить сделку. Если на самом деле их невозможно выполнить, то в итоге клиент почувствует себя обманутым, и это навредит репутации компании. Недобросовестная работа также может сказаться и на других продавцах отдела.
Ограниченность
Менеджер на весь процесс продаж смотрит через призму собственной ситуации: такой продукт я бы не купил, столько денег я бы не заплатил, это слишком дорого. Из-за этого он прекращает работу с возражениями клиентов и переключается с продажи всего ассортимента на ту его часть, которая более-менее вписываются в его личные представления о цене, качестве и прочих характеристиках.
Уверенность и стойкость
Сейлз планомерно идет к цели: работает с причинами отказов клиентов, скрупулезно проработывает каналы продаж, стремится выйти на лицо, принимающее решение.
Упрямство
У сейлза есть жесткие установки, от которых он не собирается отказываться. Например, говорит: «Я не делаю холодных звонков», «веду переговоры только с CEO», «я не езжу на встречи» и т. д. Если таких пунктов много, то это говорит о том, что кандидат не готов быть гибким и прикладывать серьезные усилия ради успеха.
Купить продажника: как найти хорошего сейлз-менеджера
На сайте рекрутингового сервиса Superjob размещено более 20 млн резюме соискателей. Из них почти 2 млн — это менеджеры по продажам. Более 1,5 млн зарегистрированных компаний пользуются этой базой, и в первую очередь, как отмечает президент Superjob Алексей Захаров, они ищут себе продажников. Количество далеко не сразу переходит в качество. Так, на опубликованное объявление о поиске менеджера по продажам в среднем в течение месяца откликнется 40 человек (на объявления известных компаний, как правило, значительно больше). Из них порядка 50% формально подойдут под требования компании. Успешно проходят собеседование, как показывает практика, шесть-восемь соискателей из двадцати. «Лучшего из этих людей, а может быть, и всех сразу, можно взять на работу, — отмечает Алексей Захаров. — Через один-три месяца, вникнув в нюансы своих обязанностей, новый сотрудник начнет успешно работать и приносить прибыль компании».
Успешно проходят собеседование 6-8 соискателей из 20
Консультанты по подбору персонала советуют при проведении собеседований учитывать ряд неочевидных факторов. Например, если кандидат ранее работал на уже успешную компанию, то он может оказаться менее мотивированным, чем человек, выстраивавший продажи с нуля. Если соискатель отличился в прошлом, но за последнее время ничем себя не проявил, то велика вероятность того, что он ищет новое место, где можно почивать на лаврах. Важно также, о чем спрашивает кандидат: интересует ли его сам процесс работы, предоставление готовой базы контактов, последствия невыполнения плана? Такие вопросы, как правило, говорят о невысокой уверенности в собственных силах. Если кандидат долго перечисляет, с кем он встречался и что делал, но не переходит к результату своей работы и перекладывает ответственность за неудачи на других, то это тоже тревожный звоночек. Как и в случае ожиданий по зарплате: когда соискатель требует только оклад, то есть отвергает проценты, по всей вероятности, он не нацелен на активные продажи и проявление инициативы.
Но основная проблема заключается в том, что готовых менеджеров по продажам, полностью подходящих для новых вакансий, на рынке не бывает. По словам Алексея Захарова, самый распространенный механизм поиска продажников в российских компаниях выглядит так: «Шаг первый: идем на Superjob, ищем людей «в теме», если продукт сложный, либо просто приглашаем на собеседование всех подряд, неважно, подходят они или нет. Шаг второй: дошедших до собеседования тестируем на пригодность к процессу продаж продукта. Шаг третий: десять кандидатов из всей массы, прошедших тесты, начинаем обучать. Четвертый шаг: трое из десяти обучившихся начинают продавать продукт. Шаг пятый, последний, плавно переходящий в первый: идем на Superjob и начинаем поиск заново».
Готовых менеджеров по продажам на рынке не бывает
Очевидно, что у топ-менеджмента любой компании график не позволяет посвящать все рабочее время собеседованиям. Чтобы минимизировать издержки, целесообразно воспользоваться уже разработанными инструментами и алгоритмами. К примеру, специалисты Superjob, используя индивидуальный подход, бесплатно помогут правильно составить и разместить вакансию работодателя, чтобы получить максимум откликов от подходящих соискателей. Как показывает опыт применения этого сервиса, он повышает процент отклика на вакансию на 60% и сокращает время отбора кандидатов в два раза.
Выход на работу одного сотрудника — при поиске через Superjob — обойдется в сумму от 500 до 2000 рублей в зависимости от региона, сложности продукта и известности компании. Новых сотрудников можно также переманивать у конкурентов, однако это разовый и экстренный вариант: большого потока соискателей так не получить, а вот репутацию на рынке можно подпортить. «Сто подходящих кандидатов вы никогда и ни при каких условиях не переманите из компаний и не найдете сами ни на каких сайтах. Требуется только большая воронка потенциально пригодных соискателей и эффективная система быстрого обучения. Другого способа закрыть вакансии менеджеров по продажам в B2B не существует», — подчеркивает Алексей Захаров.
Значение слова «сейлз»
сейлз
1. специалист по продажам в торговой фирме
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: толокно — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сейлз»
Предложения со словом «сейлз»
Отправить комментарий
Предложения со словом «сейлз»
Эти методы фактически были основой того, что позже получило название маркетинговой коммуникации – сейлз промоушн.
Равно как и хороший сейлз: он всегда найдёт бесконечное количество каналов продаж и возможностей сбыта, но как грамотно описать выгоды именно этого товара или услуги его целевой аудитории и попасть точно в цель?
Таким образом, брендинг – это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару (услуге), основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака (знака обслуживания), упаковки, рекламных обращений, материалов сейлз промоушен и других элементов рекламы, объединённых определённой идеей и однотипным оформлением, выделяющих товар (услугу) среди конкурентов и создающих его образ (Brand image).
Синонимы к слову «сейлз»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
«Сейлз-менеджер должен быть и проджектом, и аккаунтом». Как построить эффективный отдел продаж
Финансовый директор «Пикчера»
От отдела продаж зависит очень многое: именно эти сотрудники — лицо вашей компании. Если они профессионально выполняют свои задачи, значит, проблем с продажами у вас не будет.
Ольга Рончинская, финансовый директор «Пикчера», согласна с этим мнением и рассказывает, как ей удалось построить эффективный отдел продаж.
До того как прийти в эту компанию, я работала в «Авторских Медиа» — это сейлз-хаус, который продает рекламу у блогеров. Директор Сева Чагаев пригласил меня, чтобы построить в агентстве полноценный сейлз-хаус, который будет продавать нативную рекламу на аффилированных площадках.
До этого момента в паблике «Лентач» были только коммерческие договоры на привлечение трафика, а формат нативной рекламы не использовался.
Вместе с главредом мы придумали форматы, правила размещения, стоимость для всех площадок в нашем пуле. Кстати, мы продали рекламу в «Нет, это нормально» еще до официального запуска СМИ. Но дальше случилось затишье.
Мы продавали нативку в «Лентаче», «Нет, это нормально», на порталах «Такие дела» и «Медиазона», а также в блоге Антона Носика, одного из основателей агентства «Мохнатый сыр», из которого в дальнейшем вырос наш проект. Но у этих медиа был ряд особенностей.
Поэтому неудивительно, что спустя полгода дела у нас шли очень вяло, мы никак не выходили в ноль. Сейчас я понимаю, что мы были немного наивными.
В итоге мы приняли волевое решение и отказались от всех площадок, кроме «Лентача», и сфокусировались на продаже услуг агентства.
Это решение оказалось стратегически верным: всего за два года из объединения 15 креативщиков наш проект превратился в полноценное рекламное агентство с отделами спецпроектов, продвижения, работы с блогерами и арт-департаментом, а оборот компании вырос вдвое.
Зачем продавцу управление проектами
Параллельно с подготовкой медиакитов и общением с площадками я набирала команду продавцов. Основная идея заключалась в том, что продавец должен доводить свой проект до финала и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами. То есть наш сейлз-менеджер должен быть и проджектом, и аккаунтом. Почему?
Когда у клиента на протяжении нескольких месяцев или лет поддерживается связь с одним менеджером, это помогает выстроить более крепкие рабочие отношения. Такой подход также исключает потенциальную проблему «испорченного телефона» — при передаче информации от клиента агентству нет лишних звеньев, так что ничего не теряется, а креативные решения полностью соответствуют запросу.
Сейлз-менеджер должен знать всю «кухню» агентства. Эта необходимость обусловлена его профессиональной задачей: в ходе работы продавец постоянно сталкивается с тем, что ему надо защитить перед клиентом коммерческое предложение, ответить на все вопросы со знанием дела.
Для этого толковый продавец будет узнавать всю нужную информацию у коллег и со временем соберет максимальный объем знаний, который позволит ответить на любой вопрос клиента, защитить видение агентства и креатив.
Наши сейлзы общаются со всеми отделами и продают очень разные проекты. Они понимают, к кому из коллег в агентстве обратиться с той или иной задачей, какой порядок действий следует выстроить в каждом конкретном случае. Так что логично, что они умеют эти проекты вести. В итоге мы получаем универсальных специалистов, которые помогают коллегам со сложными проектами и ситуациями.
Как уравновесить продажи и управление проектами без потери в качестве
Признаюсь честно, соблюсти баланс при таком устройстве отдела непросто. Это один из самых сложных аспектов нашей работы, и мы постоянно совершенствуем процесс.
Руководитель должен постоянно собирать фидбек:
Так можно выявить, где неравномерно распределено время, какие задачи можно автоматизировать, а какие — перепоручить другим сотрудникам.
Все это обсуждается, по итогам вырабатывается схема, где каждый участник процесса делает свое дело и дисбаланс больше не возникает. Также мы постоянно сверяемся с цифрами и CRM — смотрим, у кого завал по задачам, и следим, чтобы не проседала выручка.
Я понимала, что готовых сотрудников с такими компетенциями крайне мало, и даже если мне повезет, их все равно придется переучивать под наш стиль коммуникации, правила и ценности. Поэтому я искала, в первую очередь, неопытных, но бодрых и мотивированных людей, умеющих грамотно формулировать мысли и общаться.
У меня в команде была только одна коллега с опытом. Остальных мы обучали практически с нуля. Этот процесс занимает очень много времени, зато я могу получить именно тот результат, который задумала.
Искала я, в основном, размещая вакансии в телеграм-каналах, «Фейсбуке» и через знакомых. Спустя полгода у нас было три продавца в команде.
Сложные сметы и CRM как залог успеха
Основатели агентства выделили мне бюджет на развитие отдела. Основные расходы — это, конечно, ФОТ (Фонд оплаты труда). Я решила, что помимо процента с продаж, сейлзы должны получать небольшой фикс. Он нужен по нескольким причинам:
Мой личный KPI заключался в том, чтобы вывести отдел продаж сначала на самоокупаемость, а затем на определенный уровень прибыли. Для грамотного подсчета окупаемости мы придумали особую схему.
Во многих агентствах при составлении смет вычитают только расходы на зарплаты и добавляют процент заработка, не учитывая других косвенных затрат. Но следует вычитать не только расходы на зарплаты, но и все остальные траты в рамках каждого проекта:
Вначале мы измеряли успешность отдела по месяцам, и если после вычитания всех трат сальдо оставался выше определенного уровня, то месяц можно было считать успешным.
Примерно спустя полгода работы мы пришли к выводу, что нужно продавать не только нативные размещения на площадках, но и наши услуги. До этого в агентстве новые проекты появлялись только благодаря «сарафанному радио».
Самым сложным было определить состав работ в каждой услуге, систематизировать привычный хаос, где сметы считались примерно, не было описания услуг и в целом не было точного понимания, кто чем занимается, что сколько стоит и что входит в конкретную услугу. Тогда нас было всего около 15 человек, каждый делал всю работу, которую мог.
Мы начинали с самоокупаемости отдела, потом вышли на минимальный KPI — два миллиона рублей выручки с продаж в месяц. Сейчас KPI отдела продаж измеряется поквартально, он вырос в два раза. При этом он не включает долгосрочные проекты агентства.
Чтобы отслеживать работу, мы используем Pipedrive. Эта CRM-система позволяет видеть все, что происходит у продавца в течение дня.
Я смотрю на общую картину воронки продаж и вижу прогресс, а также слежу за перепиской с клиентами (особенно это касается новеньких), дабы быть уверенной, что коммуникация проходит качественно. Для нас это очень важно, мы даже сделали отдельный гайд о том, каких ценностей придерживаемся в общении с клиентами.
Система также позволяет проверить, что никакие важные задачи не перенеслись и что у продавца все в порядке с тайм-менеджментом.
Кроме того, CRM очень полезна, когда нужно передать проект или клиента. Например, когда сотрудник уходит в отпуск, проект подхватывает другой человек. И в его распоряжении оказывается переписка, контакты и договоренности.
Помимо CRM у нас есть облачное хранилище, там можно найти шаблоны документов, прошлые кейсы, презентации, таблицы для составления смет.
Результат
Наш сейлз-отдел существует уже три года, и за это время топовые продавцы стали экспертами во всех услугах, которые оказывает агентство. Они умеют продавать, выстраивать отношения с клиентами, вести сложные проекты.
Старшие продавцы-аккаунты сфокусированы на развитии отношений с постоянными клиентами, а новенькие — на холодных продажах. Всего у нас семь человек в отделе, включая нового руководителя отдела продаж, а я сейчас занимаюсь коммерцией и финансами всего агентства в целом.