сестринский комплекс что это

Публикации в СМИ

Сестринское дело

Министерство образования Российской Федерации

Т.И. Стуколова 11.03.2000 г.

Номер государственной регистрации 239 МЕД / СП

Государственный образовательный
стандарт
высшего профессионального образования

Специальность 040600 – Сестринское дело

Вводится с момента утверждения

Выпускник осуществляет профессиональную деятельность в:

1.3.2. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе здравоохранения:

1.3.3. Менеджер-выпускник по специальности 040600 Сестринское дело подготовлен к решению следующих задач:

1.4. Возможности продолжения образования выпускника – менеджера, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040600 Сестринское дело.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и других послевузовских профессионально-образовательных программах в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом РФ для специальности 040600 Сестринское дело.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем медицинском образовании.

2.3. При приеме на подготовку по заочной форме обучения высшее учебное заведение имеет право устанавливать дополнительно требование о наличии у абитуриента стажа по специальности.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040600 – Сестринское дело

3.1. Основная образовательная программа подготовки менеджера по специальности 040600 Сестринское дело разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки менеджера по специальности Сестринское дело, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также элективных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки менеджера по специальности 040600 Сестринское дело должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040600 – Сестринское дело

Наименование дисциплин и их основные разделы

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Закрепление программы средней школы и медицинского училища, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.

Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).

Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине “иностранный язык” для студентов медицинских и фармацевтических вузов

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные

закономерности и особенности мировой истории сквозь призму

национальной российской истории. Воздействие русской истории на

мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных

этапах как важный фактор формирования ценностных ориентации и

определения гражданской позиции современного человека. Проблемы

методологии истории; соотношение политических, экономических,

духовных факторов в истории; роль религии и религиозных

представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций.

Новые подходы к проблеме «человек в истории»; история повседневной

жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и

реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций

и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в

истории человечества. Характерные черты европейской и восточной

цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль

античного наследия для европейской культуры; вклад восточных

цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия И

кочевнический мир. Средние века: формирование национальных

государств; авторитарная власть и появление сословного

представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в

европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая

история: история географических открытий, расширивших границы

мира; промышленная революция и ее последствия; ХУШ век-век

просвещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские

реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую

культуру. Новейшая история (XX век): роль XX столетия в мировой

истории; глобализация общественных процессов; проблема

экономического роста и модернизация; социальная трансформация

общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции

и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Мировые и локальные

войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история

холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход

общественного развития; интеграция науки и образования. Российский

фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия.

Геополитические изменения в мире на рубеже 1800-90-х годов.

Структура и состав современного культурологического знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная

антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и

прикладная культурология. Методы культурологических

исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация,

морфология культуры, функции культуры, субъект культуры,

культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные

коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы,

культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты

культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая

культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в

жизни современных обществ. Социальные функции политики. История

политических учений. Российская политическая традиция: истоки,

социокультурные основания, историческая динамика. Современные

политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и

особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть.

Политическая система. Политические режимы, политические партии,

электоральные системы. Политические отношения и процессы.

Политические конфликты и способы их разрешения. Политические

технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты.

Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая

политика и международные отношения. Особенности мирового

политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Право, личность и общество. Структура права и его действие. Конституционная основа правовой системы. Российская конституция об основных принципах общественного и государственного устройства. Законодательство, законы, и подзаконные акты. Права и обязанности граждан.

Юридические основы деятельности медицинского работника.

Введение в психологию

Предмет психологии. Основные направления современной психологии. Методологические принципы современной психологии. Методы психологических исследований. Общая и социальная психология

Русский язык и культура речи.

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия

функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной

речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и, стиль

коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как

науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические

теории. Современные социологические теории. Русская социологическая

мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы

глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей,

Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная

организация. Социальные движения. Социальное неравенство,

стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное

мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор

социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных

отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный

контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные

изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального

прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом

сообществе. Методы социологического исследования.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура философского знания Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое “конструирование” знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и её критерии. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика)”.

Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система. Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

Национально-региональный (вузовский компонент):

Дисциплины, рекомендованные УМО

Профессиональное поведение медработника и способы его регулирования. Медицинский работник и общество. Медицинский работник и пациент. Права пациента, медицинской сестры, врача. Сестринский процесс и этические особенности его реализации. Современные представления о болезни и проблемы медицинской этики. Ошибки в профессиональной деятельности медработников и их этическая оценка. Медицинская тайна и информирование пациента. Медицинский работник, семья, социальное окружение пациента. Взаимоотношения медицинских работников. Биоэтические проблемы половой жизни, беременности и жизни плода. Биоэтические проблемы умирания, реанимации и смерти. Новые медицинские технологии и проблемы биоэтики. Биоэтические аспекты научных исследований и преподавания. Религия, медицина, этика, биоэтика. Этические аспекты пропаганды здорового образа жизни.

История отечественной и зарубежной медицины, сестринского дела. Цивилизация и культура. Эволюция духовных и материальных ценностей. Культурное развитие народов России. Охрана и использование культурного наследия. Медицина как составная часть и показатель развития культуры.

Латинский язык и основы терминологии.

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине.

Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах. Использование ЭВМ в здравоохранении.

Основные законы физики. Физические явления и процессы. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры.

Химическая природа веществ. Химические явления и процессы. Основные законы и понятия. Химия и медицина. Биологическая химия.

Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека. Медицинская генетика. Законы генетики. Биосфера и экология. Феномен паразитизма.

Медико – биологические дисциплины

Анатомия человека с гистологией

Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности.

Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов.

Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем

Микробиология, вирусология, иммунология

Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Инфекция и иммунитет. Методы микробиологической диагностики. Медицинские иммунологические препараты. Клиническая микробиология

Общая и клиническая фармакология

Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты. Взаимодействие лекарственных средств. Методы оценки и безопасности применения лекарственных средств.

Учение о болезни, этиология, патогенез, роль реактивности в патологии. Причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов. Закономерности и формы нарушений функций организма и систем.

Общая гигиена, санология и экология

Национально-региональный (вузовский компонент)

до 15 % общего объема цикла

Основы учения об эпидемическом процессе. Эпидемиологическая диагностика. Противоэпидемические мероприятия и средства. Прививочное дело. Дезинфекционное дело. Госпитальная инфекция. Вопросы частной эпидемиологии. Эпидемиология инфекционных заболеваний

Теория сестринского дела

Эволюция знаний сестринского дела. Сестринский процесс. Модели сестринской помощи. Теория, структура и их применение на практике. Факторы, влияющие на развитие теории и практики сестринского дела. Реформы в сестринском деле.

Пропедевтика внутренних болезней

Основные методы исследования, ведущие клинические симптомы и синдромы, их значение в оценке состояния пациента и в диагностике заболеваний.

Клинические сестринские дисциплины

Применение принципов теории сестринского дела, сестринского процесса к различным возрастным группам населения и условиям. Формирование у студента целостного мышления и подхода к решению проблем пациента, связанных с нарушениями здоровья и возникновения болезни. Планирование, организация, выполнение и анализ эффективности сестринской помощи. Владение основными алгоритмами проведения профилактических, лечебно – диагностических и реабилитационных мероприятий. Экстренная помощь при неотложных состояниях. Паллиативная помощь. Обучение пациента и персонала.

Сестринское дело в терапии, ВПТ

Сестринское дело в хирургии, ВПХ, с курсом реаниматологии и анестезиологии

Сестринское дело в педиатрии с курсом здорового ребенка

Сестринское дело в гериатрии

Сестринское дело в семейной медицине

Сестринское дело в психиатрии

Сестринское дело в акушерстве и гинекологии с курсом планирования семьи

Военная и экстремальная медицина

Национально-региональный (вузовский компонент)

Административно – управленческие дисциплины

Общественное здравоохранение и здоровье

Предмет, задачи, методы исследования. Общественное здоровье. Укрепление здороья населения. Профилактика неинфекционных заболеваний. Системы охраны здоровья населения. Организация здравоохранения России. Организация лечебно-профилактической помощи населению. Организация медико-санитарной помощи. Государственная система охраны материнства и детства. Организация санитарно-эпидемиологической службы. Организация санаторно-курортного лечения. Медицинское страхование. Подготовка медицинских кадров. Социальное страхование и социальное обеспечение. Врачебно-трудовая экспертиза. Инновационные процессы в здравоохранении.

Здравоохранение в зарубежных странах и международное сотрудничество в области здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения.

Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Развитие рыночных отношений в здравоохранении. Услуга здравоохранения и её специфика. Структура и механизм действия рынка услуг здравоохранения. Цены, ценообразование на медицинские услуги, стоимость услуг, страховые тарифы, страховые взносы, Предпринимательство в здравоохранении. Медицинское учреждение, как услугопроизводящее предприятие

Менеджмент и лидерство

Предмет и задачи менеджмента в сестринском деле. Эволюция теории и практики менеджмента. Природа организации в учреждениях здравоохранения. Понятие о культуре организации. Подходы к управлению: системный, процессный и ситуационный. Связующие процессы в управлении: коммуникация, принятие решений. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Стратегический менеджмент. Управление ресурсами в здравоохранении и сестринском деле.

Лидерство. Теории и стили лидерства. Управление переменами. Управление конфликтами и стрессами. Персональный менеджмент.

Основы исследовательской деятельности в управлении.

Правовые основы охраны здоровья

Основы законодательства об охране здоровья граждан. Законодательство, регулирующее трудовые отношения в здравоохранении. Законодательство об охране труда. Законодательство о предпринимательской деятельности. Ответственность медицинских работников.

Медицинское и фармацевтическое товароведение

Основы товароведения. Факторы, влияющие на потребительные свойства медицинских и фармацевтических товаров. Товароведческий анализ медицинских и фармацевтических товаров. Маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров.

Маркетинг в здравоохранении

Социальные основы маркетинга. Управление маркетингом. Маркетинг услуг. Маркетинг медицинских и фармацевтических товаров. Маркетинг организации (поликлиники, офиса семейного врача, больницы). Маркетинг отдельных лиц. Маркетинг мест. Маркетинг идей. Меры государственного регулирования.

Психолого – педагогические дисциплины

Предмет и задачи медицинской психологии. Личностные особенности участников лечебно-диагностического процесса. Семья и болезнь. Психологические составляющие ухода за больным. Приемы психологической коррекции в различных психологических школах применительно к различным категориям больных. Психологический климат лечебно-профилактического учреждения.

Педагогическая и возрастная психология

Предмет и задачи педагогической и возрастной психологии. Личность педагога. Педагогическое общение. Учебная деятельность учащегося. Мотивирование. Развитие психических процессов. Привлечение внимания. Развитие памяти. Развитие мышления. Формирование знаний и умений. Преодоление психологических барьеров в учебной деятельности учащихся. Приемы снятия эмоциональной напряженности. Психологические особенности обучения в группе. Учет в учебно-воспитательном процессе возрастных особенностей учащихся.

Предмет и задачи психологии управления. Личностные особенности преуспевающееего менеджера. Имидж. Психология управления поведением других. Психология делового общения. Психология работы в организации.

Педагогика с методикой преподавания

История педагогиической мысли. Теоретико-методологические основы современного образования. Правовые основы деятельности образовательного учреждения. Педагогика как область человекознания и человековедения. Личность и индивидуальность обучающегося. Педагогика в деятельности образовательного и лечебного учреждения. Структура педагогической системы. Теория обучения. Ценности и цели образования и обучения. Содержание обучения и образования. Формы организации учебной деятельности. Методы обучения. Средства обучения и педагогического контроля. Сущность, формы и методы воспитания. Педагогический контроль и оценка качества образования. Психолого-педагогические основы образовательного процесса. Типы и виды обучения. Педагогическое общение. Личность и педагогическое мастерство преподавателя. Педагогика образования взрослых. Педагогические аспекты менеджмента в процессах образования и медицинской деятельности. Культура умственного труда. Основы педагогического исследования.

Методика преподавания как учебная дисциплина. Методика в традиционном, объяснительно-иллюстративном типе обучения. Программированное обучение. Новые информационные технологии. Проблемное обучение. Поэтапное формирование действий и понятий. Модульное обучение. Контекстное обучение.

Национально-региональный (вузовский компонент)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

Всего часов теоретического обучения:

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040600 – Сестринское дело

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера при очной форме обучения составляет 203 недели, в том числе:

*Подготовка дипломной работы проводится в период преддипломной практики.

5.2. Для лиц, имеющих повышенный уровень среднего профессионального образования по установленным соответствующим специальностям (0401, 0402, 0406), сроки освоения основной образовательной программы подготовки менеджера могут быть по согласованию с Минздравом РФ сокращены ВУЗом при условии выполнения требований настоящего государственного образовательного стандарта к содержанию подготовки выпускника.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год..

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040600 – Сестринское дело

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки менеджера.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки менеджера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

— изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 15%;
— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин приведенных в настоящем госу-дарственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие дисцип-лины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная история. Остальные базовые дисципли-ны могут реализовываться по усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, медбиоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии.

При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределять-ся в рамках цикла;

— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла
— устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных дисциплин
— предусматривать занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студента
— осуществлять преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе “Физическая культура” для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах..

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели по всем медико-биологическим, профессиональным и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
К педагогической деятельности в сфере медицинского и фармацевтического профиля не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, информатика, химия, биология, анатомия человека, нормальная физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, фармакология, общая патология, общая гигиена с санологией и экологией, эпидемиология.

Практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении иностранного языка, физической культуры, латинского языка, математики, информатики, физики, химии, биологии, всех медико-биологических дисциплин, теории сестринского дела, эпидемиологии и дисциплин специальности.

Клинические практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении всех дисциплин клинической сестринской подготовки.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):

Акушерство и гинекология
Будь здоров
Бюллетень нормативных актов
Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры
Вопросы питания
Врач
Высшее образование в России
Гигиена и санитария
Главная медицинская сестра
Здравоохранение
Здравоохранение Российской Федерации
Качество медицинской помощи
Клиническая геронтология
Клиническая медицина
Красный Крест России
Медицинский вестник
Медицинская газета
Медицинская помощь
Медицинская сестра
Медицинский курьер
Педиатрия
Проблемы социальной гигиены и истории медицины
Проблемы стандартизации в здравоохранении
Психологический журнал
Российский вестник перинатологии и педиатрии
Российский медицинский журнал
Семейный врач
Сестринское дело
Экономика здравоохранения
Эпидемиология и инфекционные болезни

Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава РФ) учебной литературой по каждой дисциплине государственного образовательного стандарта лицензируемой специальности должна составлять – 0,5 экземпляров, а библиотечный фонд – не менее 125 единиц на одного обучающегося очной формы подготовки.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв.м учебных и учебно-лабораторных помещений на 1 студента).

6.5. Требования к организации практик

По всем дисциплинам клинической сестринской подготовки до 25% часов отводится на практические занятия в амбулаторно-поликлинических и медико-социальных учреждениях.

Организация производственной практики:

Психолого – педагогическая практика.

Назначение практики: Наблюдение за педагогическим процессом и выявление психологических ресурсов учебных занятий с учащимися средних медицинских профессионально-образовательных учреждений.

К концу практики студент должен уметь:

Менеджерская практика I

Назначение практики: изучение работы старшей медицинской сестры, формирование и развитие профессиональных умений принятия самостоятельных решений в качестве стажера старшей медицинской сестры отделения лечебно-профилактического учреждения.

К концу практики студент должен владеть основными профессиональными умениями, соответствующими квалификационным требованиям и должностным обязанностям старшей медиицинской сестры лечебно-профилактического учреждения.

Назначение практики: подготовка и проведение студентом учебного занятия с уча-щимися среднего медицинского профессионально-образовательного учреждения.

К концу практики студент должен уметь:

Менеджерская практика II

Назначение практики: изучение работы главной медицинской сестры, формирование и развитие профессиональных умений принятия самостоятельных решений в качестве стажера главной медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения.

К концу практики студент должен владеть основными профессиональными умениями, соответствующими квалификационным требованиями и должностным обязанностям главной медиицинской сестры лечебно-профилактического учреждения.

Цели преддипломной практики:

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040600 – Сестринское дело

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

Выпускник по специальности 040600 – Сестринское дело отвечает следующим требованиям:

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в интернатуре, ординатуре или аспирантуре. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
К итоговой государственной аттестации допускаются студенты, полностью выполнившие Учебный план.
Итоговая государственная аттестация Менеджера проводится поэтапно.

I этап – практическая подготовка. Оценивается практическая профессиональная подготовка выпускника.
Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику последовательно проводить весь необходимый объем умений и навыков профессиональной деятельности.

III этап – итоговое собеседование.
Итоговое собеседование проводится по двум основным направлениям подготовки выпускника: административно-управленческому и психолого-педагогическому. Собеседование по одному из направлений может быть заменено на защиту выпускной (дипломной) квалификационной работы одноименного направления.

Итоговая оценка по аттестации выставляется по результатам всех трех этапов.
Методические указания к проведению итоговой государственной аттестации выпускников медицинских вузов по специальности 040600 – Сестринское дело утверждаются Министерством здравоохранения РФ.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

Выпускная (дипломная) квалификационная работа менеджера по специальности Сестринское дело представляет собой законченную разработку, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения и подготовки медицинских кадров предлагается самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи.
Направления тематики выпускных работ, структура и объем, правила оформления и процедура защиты устанавливаются соответствующим Положением о выпускной (дипломной) работе для выпускников по специальности 040600-Сестринское дело Минздрава РФ.

Составители:

Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040600 Сестринское дело одобрен на заседании экспертного совета деканов проблемной комиссии по специальности Сестринское дело Минздрава РФ
(02-03 февраля 2000 г.).

Председатель Совета УМО _________________________Пальцев М.А.
Заместитель председателя Совета УМО _____________Денисов И.Н.
Начальник отдела УМО ____________________________Уткина Т.Б.
Председатель экспертного совета
по специальности 040600 Сестринское дело УМО______Перфильева Г.М.

Согласовано:

Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ ______________________________________ Володин Н.Н.
Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального Минобразования РФ
Начальник управления ______________________________Шестаков Г.К
Заместитель начальника управления __________________Сенашенко В.С.
Главный специалист управления _____________________Сенаторова Н.Р.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии2 недели
1 психолого-педагогическая4 недели
1.2 ознакомительная – менеджерская
2. Производственная:4 недели
2.1 педагогическая4 недели
2.2 менеджерская10 недель
2.3 преддипломная практика
Итоговая государственная аттестацияне менее 3 недель
Итоговая государственная аттестация (включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы)*не менее 13 недель
Каникулы:(включая 4 недели последипломного отпуска)не менее 38 недель