сервисный сбор за оформление авиабилетов что это такое
Сервисный сбор за оформление авиабилетов: что это такое и каков его размер у разных авиакомпаний?
Многие потребители при приобретении авиабилетов сталкиваются с необходимостью оплатить сервисный сбор. А при оформлении возврата ненужных им билетов они сталкиваются с тем, что плата за билет возвращается им за вычетом сервисного сбора.
Поэтому покупателей волнует вопрос, что понимается под сервисным сбором и как его вернуть.
Из чего складывается стоимость авиабилетов
Стоимость авиабилета складывается из таких составляющих:
Изначально при покупке билета покупателю кажется стоимость низкой, так как в нее включена лишь тарифная часть, и только в конце он может увидеть полную стоимость авиабилета со всеми сборами и наценками.
Сервисный сбор за оформление авиабилетов: понятие и особенности оплаты
Сервисный сбор представляет собой дополнительную плату, которая взимается с пассажира за пользование сервисом по онлайн-бронированию или оплате перевозки. Законность такого сбора подтверждается Федеральными авиационными правилами РФ и утвержденными в авиакомпании правилами.
Авиабилеты допускается приобрести разными способами:
Например, когда покупается бумажный билет, в дополнительный сервисный сбор включается стоимость бланков, работа принтера и кассового аппарата. Когда билет покупается онлайн, то под сервисным сбором понимается определенная плата за программное обеспечение.
Если билет приобретается у посредников, то весь сервисный сбор направляется им как вознаграждение за оказанную услугу. Некоторые посредники получают комиссионные от самих перевозчиков, что позволяет им сделать сервисный сбор для покупателей минимальным. Другие же добавляют сервисный сбор к стоимости, поэтому цена билетов у разных агентов может существенно варьироваться.
Сумма этого дополнительного платежа обычно не отображается в стоимости самого билета. Она должна быть в отдельном кассовом чеке, который выдается при оформлении.
Размер сервисного сбора у различных авиакомпаний
Сервисный сбор зависит не только от политики авиакомпании, но и от способа приобретения билета. Сумма сервисного сбора обычно невелика, особенно на фоне цены перевозки (например, некоторые агентства установили его в размере 150-300 р.).
Сервисный сбор может иметь форму фиксированной величины либо привязан к стоимости авиабилета (взиматься в виде определенного процента от стоимости билета). Величина сбора у некоторых российских и зарубежных перевозчиков приведена ниже:
От чего зависит цена на авиабилет
И на чём можно сэкономить
Я летаю больше десяти лет, по 10—15 раз в год.
На перелеты трачу больше 150 тысяч рублей в год, но хотел бы тратить меньше.
Я разобрался, от чего зависит цена на авиабилет. Оказалось, что мало от чего, но сэкономить на перелете всё равно можно.
Из чего состоит стоимость билета
Билет состоит из тарифа, сборов и дополнительных опций продавца. На тариф и сборы повлиять нельзя, а на опциях продавца можно сэкономить.
Тариф. Это стоимость билета для авиакомпании — за эти деньги она готова отвезти вас до места назначения. Тариф не зависит ни от времени вылета, ни от заполняемости самолета. Даже если на борту полетит один пассажир, он заплатит за билет по тарифу. Авиакомпании меняют тарифы, но не часто — обычно раз в сезон.
В тариф входит класс обслуживания. Бюджетные путешественники летают экономом, на бизнес — дороже, богачи летают первым классом.
Еще бывают промотарифы, они дешевле всего. Но такой билет нельзя вернуть или сдать, багаж и выбор места на борту будут за отдельную плату. У лоукостеров все тарифы — промо.
Сборы. В сборы перекладывают дополнительные платежи: налоги, плату за обслуживание в аэропорту, государственные налоги и сборы и прочее. Еще в сборы авиакомпании относят часть стоимости перелета, например плату за топливо.
Сборы зависят от страны и аэропорта вылета, а также от курса валют: авиакомпании платят за керосин в долларах.
Странные сборы
Если пассажир сдаст билет, то авиакомпания вернет все сборы, даже для промотарифов.
Опции продавца. Авиабилетные сайты показывают тариф и сбор авиакомпаний и пытаются заработать на своих дополнительных услугах. Сайты продают страховку, смс-информирование, сдают отель и машину в аренду, предлагают зарегистрироваться за деньги.
Чтобы сэкономить на билете, выключайте все опции продавца. Будьте особенно внимательны, когда покупаете билет на сайте лоукостеров: «Изиджет», «Эйр-берлин», «Райнэйр», «Визз-эйр». Лоукостеры не стесняются включать опции в стоимость билета без спроса.
Как вернуть полную стоимость билета, если агрегатор списал комиссию?
Могу ли я вернуть деньги и не остаться в минусе?
По закону вы вправе получить обратно всю сумму. Но есть вероятность, что агрегатор откажется сделать это добровольно. Тогда вам придется обращаться в суд. Расскажу подробнее.
Почему агрегатор обязан вернуть сервисный сбор
Если рейс задержали или отменили, пассажир вправе отказаться от услуги перевозчика. Такой отказ считается вынужденным — авиакомпания должна вернуть полную стоимость билета. Это значит, что пассажир получит все деньги, которые он заплатил за перевозку: провозную плату и разные сборы, из которых складывается стоимость билета. К ним относятся, например, топливный сбор, расходы на оформление билета, суммы, которые взимают иностранные государства.
Сервисный сбор, о котором вам пишет агрегатор, не входит в стоимость билета. Это наценка за услуги системы бронирования. На своих сайтах агрегаторы обычно указывают, что удержат штраф за возврат билета из-за отмены рейса. Но на самом деле они не вправе так поступать. Дело в том, что агрегаторы продают билеты авиакомпаний по агентским договорам. Это значит, что агент действует по поручению авиакомпании, или принципала. За это он должен получать вознаграждение именно от авиакомпании, а не от клиента.
Если вы пойдете в суд, лучше укажите ответчиками и авиакомпанию, и агрегатора. Если в ходе процесса выяснится, что отвечать должен только перевозчик или только агрегатор, вы скорректируете состав ответчиков.
Р в случае отмены рейса» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что говорят о возврате денег суды
В ситуациях, когда пассажиры отказываются от полетов вынужденно, например из-за болезни или отмены рейса, суды говорят, что возврат должен быть полным.
Так, жительница Оренбурга купила билеты через агентство OneTwoTrip на рейс «Аэрофлота», но получила травму и не смогла лететь. Женщина сообщила в агентство и авиакомпанию, что отказывается от полета, и подала заявление на вынужденный возврат денег. К нему она приложила медицинские документы, которые подтверждали полученную травму. Но агентство отказалось возвращать деньги. Тогда клиентка направила агрегатору и перевозчику претензию и пошла в суд.
Суд начал рассматривать дело, и перевозчик перечислил часть денег, не дожидаясь решения. Пассажирка же настаивала, чтобы ей вернули всю сумму, а еще выплатили неустойку и штраф. Суд ее поддержал и сказал: истец имеет право на возврат провозной платы и сборов за оформление билетов в полном объеме. А доводы ответчиков, что штраф за обмен авиабилетов, сбор агентства и комиссия платежной системы не подлежат возврату, не соответствуют нормам закона.
Поскольку «Аэрофлот» вернул клиентке провозную плату в установленный законом 30-дневный срок со дня получения претензии, он больше не должен ничего возвращать. Невыплаченную сумму удержало агентство OneTwoTrip — с него и следует взыскать остаток денег. Еще суд снизил размер неустойки — с 150 000 до 10 000 Р — и присудил ответчику штраф 17 000 Р за то, что тот не вернул деньги добровольно.
Апелляционное определение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12.12.2019 № 11-202/19 PDF, 123 КБ
Сборы при покупке авиабилетов в 2021 году
Авиапассажиры, которые пользуются услугами российских и иностранных компаний, могут заметить, что при бронировании билета цена выставляется одна, а при оплате появляется другая сумма. Это связанно с тем, что изначально перевозчики не включают в стоимость авиабилета сбор за его оформление. Разобраться иногда в таких финансовых премудростях сложно, но всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Каждая компания предоставляет ряд услуг, связанных с покупкой билетов на прямые, регулярные или чартерные рейсы. Важно обращать внимание на тариф, размеры дополнительных сборов, чтобы потом не предъявлять претензии авиакомпании.
Билет на самолёт: составляющие и цены
При покупке авиабилета каждому пассажиру нужно обратить внимание на:
Такая расшифровка авиабилетов помогает узнать, почему при бронировании на мониторе появляется одна сумма, а при оплате – другая.
Смотрите в видео: от чего зависят цены на билеты.
Тарифы
Это стоимость перевозки по конкретному маршруту. Именно за перелёт авиакомпания получает деньги, предоставляя услуги перевозки пассажиров.
Виды тарифов на авиабилеты:
Тарифы устанавливает сам перевозчик, из-за этого по одному и тому же направлению действуют разные цены.
Факторы, влияющие на тарифы:
Не влияет на размер тарифа место покупки билетов, дата вылета, количество пассажиров, которые зарегистрировались на рейс. Авиаперевозчики имеют право самостоятельно менять расценки, поскольку это зависит от колебания валют и повышения уровня конкуренции.
Сумма тарифа обычно меньше 50% от общей стоимости, которую обязан заплатить каждый пассажир. К выбранному тарифу добавляются наценка за оформление, комиссия, налоги, таксы, которые выставляет туристическое агентство или другая фирма-посредник.
Тариф всегда фиксированный, его не могут повысить аэропорты и туркомпании, только авиаперевозчик в праве изменить расценки
Сборы
Именно они составляют большую часть стоимости билета. Не все пассажиры знают, что такое сервисный сбор и какие виды его существуют.
Таксы или сборы каждая авиакомпания платит аэропортам, где базируются самолёты, которые обслуживают их рейсы. Также это налоги, которые нужно заплатить государствам за пролёт над их территориями, за обслуживание авиапассажиров. В таксы включена компенсационная ставка за топливо.
Полная стоимость авиабилета выплачивается пассажирами перевозчикам, которые потом распределяют суммы аэропортам, налоговым органам и другим структурам.
Типы сборов и их размер
При покупке билетов указываются разные виды таксы, в которых пассажиры обычно не разбираются. А зря. Ведь это цена, которую приходится платить каждому человеку, который покупает документ на перелёт в нужном направлении.
Топливный сбор
Обозначается латинскими буквами YQ. Топливный сбор в авиабилетах – компенсационная такса за стоимость тонны авиатоплива, которая постоянно растёт. Это такой способ дополнительного дохода, который не делится ни с кем. Поступления от этого вида сбора остаются на счёте авиакомпании. Размер таксы зависит от дальности перелёта, маршрута, рейса.
Тарифы и сборы указаны на электронном билете
Сервисный сбор
Пассажиры платят этот вид комиссии за бронирование. Перевозчики выбирают системы для обслуживания своих клиентов, а потом возвращают сборы за каждый оформленный сегмент полёта. Обозначается буквами YR.
Другие сборы
Компании платят множество мелких налогов:
Отдельно существуют сборы агентств, которые помогают приобрести билеты пассажирам. Сумма такой комиссии обычно не превышает 200 руб., хотя авиакомпании вправе устанавливать свои налоги на продажу билетов через кассы или агентства.
Таблица: сервисные сборы разных авиакомпаний
Название авиакомпании | Сборы за оформление бронирования при покупке билетов в кассе | |
По РФ | За рубеж | |
Аэрофлот | 800 рублей | 25 евро |
ЮТэйр | 1000 рублей | 15 евро |
Победа | 400-500 рублей | 10 евро/10 долларов/40 дирхам в зависимости от направления |
AirBaltic | – | 15 евро |
Alitalia | – | 10 евро |
S7 | От 100 рублей в зависимости от направления | От 5 евро в зависимости от направления |
Можно ли вернуть сбор после обмена или возврата авиабилетов
Вернуть деньги можно, всё зависит от типа билета. Нельзя вернуть деньги за акционные и недорогие билеты в эконом-классе. Стоимость дорогих проездных документов возмещают полностью или частично.
Смотрите в видео: как и где лучше купить дешевые авиабилеты в 2021 году.
Вопрос-ответ
Можно ли вернуть билет, купленный в интернете, и получить назад деньги
Возвращать электронный билет надо только на сайте авиакомпании. Для этого нужно выбрать функцию «вернуть проездной билет», ввести запрашиваемую информацию. Размер кассового сбора за онлайн-документ зависит от тарификации авиаперевозчика и условий оформления билета.
Где искать правила тарифа
Перед оплатой пассажиры обязаны читать требования, которые к своему клиенту выдвигает авиакомпания. При бронировании билета маршрут-квитанция приходит на почту. В этом документе указывается, можно ли обменять билет на другую дату, вернуть сбор, в какие сроки это необходимо сделать.
Найти условия возврата можно в правилах пользования тарифами, где есть раздел о возврате и обмене проездных билетов на самолёт.
Покупка авиабилетов
Билет на самолёт можно купить в авиакассе, авиакомпании, турагентстве или на сайте онлайн-агентства, которое занимается продажей билетов. Кроме того, в интернете есть сайты-агрегаторы, где можно выбрать подходящий билет, а потом купить его в онлайн-агентстве. Яндекс.Авиабилеты — один из таких агрегаторов.
Перед тем как купить билет, нужно определиться, что вам важнее — сэкономить деньги, вылетать и прилетать в удобное время или, например, путешествовать с комфортом.
Из чего складывается цена на авиабилет
Окончательная цена авиабилета — это тариф, сборы аэропорта и сервисные сборы компании, которая продаёт билет.
Тариф — это стоимость перевозки. Вы платите за то, что вас везут, например, из Рима в Лондон экономклассом и в полёте кормят обедом.
Сервисный сбор — это плата за оформление билета. Он зависит от коммерческой политики продавца. При возврате авиабилета сервисный сбор обычно не возвращается.
Размер сборов может устанавливать аэропорт, местные власти или правительство принимающих стран. Нередко сборы превышают стоимость перевозки — особенно если речь идёт о дешёвых тарифах. Например, билет до Стокгольма и обратно без скидок может стоить 35 000 рублей и ещё 5 000 сборов. На распродаже тариф такого же билета может быть в десять раз меньше, а сборы останутся такими же.
Имейте в виду, что компании, продающие авиабилеты, не всегда указывают на сайте окончательную стоимость. Поэтому перед покупкой нужно внимательно прочитать условия продажи.
В чём разница между экономическим, бизнес- и первым классом
На один и тот же рейс авиакомпании могут предлагать несколько категорий билетов. Основные категории — это экономический, бизнес- и первый классы. От классов зависит тип обслуживания при перелёте. Они отличаются друг от друга условиями и местом размещения в самолёте, а также набором стандартных услуг. Бизнес- и первый классы есть не во всех самолётах.
Экономкласс
Билеты экономического класса — самые доступные по цене. Экономкласс занимает большую часть салона. Удобства и набор услуг зависят от перевозчика и типа самолёта. Кресла в экономклассе обычно стоят вплотную друг к другу, расстояние между рядами небольшое. Каждое кресло оборудовано откидным столиком. Во время длительных перелётов пассажирам могут выдаваться пледы, беруши, наушники и набор для гигиены.
Питание зависит от авиакомпании и продолжительности полёта. Как правило, это ланчбокс с закусками и, возможно, горячим блюдом. Если вы летите недалеко, вам, скорее всего, предложат только прохладительные напитки, чай и кофе. Если вы регистрируетесь онлайн, места в экономклассе, как правило, можно забронировать заранее.
Многие авиакомпании продают несколько вариантов билетов в экономкласс — они различаются стоимостью и условиями перелёта. Обычно от цены зависит, придётся ли дополнительно платить за багаж, можно ли обменять или вернуть билет, сколько бонусных миль начислят за перелёт, будет ли возможность выбрать место при регистрации. Иногда более дорогие билеты позволяют занять более комфортные кресла в салоне.
Бизнес-класс
Салон бизнес-класса небольшой и расположен в передней части самолёта, сразу за кабиной экипажа. Кресла здесь шире, чем в экономе, и стоят на некотором расстоянии друг от друга. Часто для пассажиров бизнес-класса предусмотрен отдельный туалет.
Меню в бизнес-классе приближено к ресторанному. Часто на сайте перевозчика можно заранее выбрать тип питания, например, вегетарианские или диетические блюда. Еду подают в фарфоровой и стеклянной посуде, а приборы металлические (пассажиры экономкласса едят из одноразовой посуды).
Кроме того, пассажирам бизнес-класса на протяжении всего полёта предлагают прохладительные и алкогольные напитки, холодные закуски и свежую прессу. В аэропортах для таких пассажиров предусмотрены отдельные залы отдыха.
Билеты бизнес-класса дают преимущества и вне самолёта. Например, пассажиры могут бесплатно перевозить больше багажа и ручной клади, чем в экономклассе. А при возврате или обмене билетов штрафы для бизнес-класса, как правило, минимальные.
Первый класс
Первый класс — это максимальный уровень комфорта. Пассажирские кресла раскладываются полностью, каждое из них превращается в полноценную кровать, в меню — обширный выбор блюд и напитков. Пассажиры первого класса проходят регистрацию первыми, а после ожидают самолёт в отдельных залах. Стоят такие билеты в несколько раз больше билетов экономкласса. Например, эконом до Сан-Франциско может обойтись в 40 000 рублей, а билеты первого класса на тот же рейс стоят почти 200 000.
Бывает, что авиакомпании предлагают билеты других, промежуточных классов — например, улучшенный эконом или премиум-эконом. Обычно это всего лишь маркетинговый ход: разница в условиях может быть минимальной, а в цене — весьма существенной.
Можно ли купить билет без паспорта
Некоторые авиакомпании вообще не требуют паспортные данные. Их можно сообщить позже, но не позднее чем за 48 часов до вылета, чтобы информацию успели передать в базу авиакомпании.
Покупая билеты на заграничный рейс по старому загранпаспорту, нужно помнить, что ваши фамилия и имя должны быть написаны на билете точно так же, как в документе, по которому вы летите. Некоторые авиакомпании допускают до трёх неточностей в билете, другие не допускают ни одной. Поэтому если вы обнаружите, что в новом паспорте ваше имя написано не так, как в старом, свяжитесь с авиакомпанией и выясните, не возникнут ли у вас проблемы с регистрацией.