сертификат торп что это
Как попасть в реестр радиоэлектронной продукции
С июля 2019 года действуют новые правила закупки радиоэлектронной продукции. О них мы рассказывали в статье « Сложности нацрежима в закупках радиоэлектронной продукции ». Даже если вы производите товар в России, без выписки из реестра российской радиоэлектронной продукции он будет считаться иностранным. Сложно ли попасть в реестр?
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Кто формирует реестр
Ведет реестр российской радиоэлектронной продукции (дальше — просто реестр) Минпромторг. Он утверждает форму заявлений, порядок выездной проверки, требования к уровню локализации, методику оценки и другое.
Радиоэлектронная продукция — изделия, которые работают за счет электронных компонентов и модулей, входящих в них.
Телекоммуникационное оборудование — радиоэлектронная продукция для оказания услуг связи или функционирования ее сетей.
Электрорадиоизделия — изделия электронной техники, квантовой электроники, которые обладают конструктивной целостностью: не восстанавливаются, не подвергаются изменениям и изготавливаются по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации.
Электронная компонентная база — электрорадиоизделия и электронные модули нулевого уровня для реализации приема, обработки, преобразования, хранения, передачи информации или формирования энергии.
Как радиоэлектронную продукцию включают в реестр и исключают из него
Правила включения продукции и оборудования в реестр отличаются. Рассмотрим, как в него попадает радиоэлектронная продукция, за исключением телекоммуникационного оборудования.
Минпромторг включает сведения за 3 рабочих дня со дня выдачи заключения. Документ выдается, если подтвердилось производство на территории РФ. Как его получить, мы рассказывали в статье «Как поставщику попасть в Реестр российской продукции».
Если в продукции что-то меняется, производитель должен предоставить новые сведения за 30 дней со дня изменений. Он направляет уведомление Минпромторгу и прикладывает подтверждающие документы. Ведомство публикует новые сведения в реестре за 3 рабочих дня с момента их поступления.
Исключить радиоэлектронную продукцию можно по заявлению или при выявлении недостоверных сведений. За 10 рабочих дней Министерство решает, исключить или нет. В реестр решение попадает через 5 рабочих дней.
Все решения Минпромторга публикуются на сайте в течение 10 рабочих дней со дня их принятия, они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Сведения в реестре являются общедоступными. Их можно получить через ГИСП или по запросу в ведомство. Минпромторг дает ответ также в течение 10 рабочих дней.
Как оборудованию присваивают статус и включают его в реестр
Минпромторг присваивает телекоммуникационному оборудованию статус российского происхождения на основании заявления о включении сведений в реестр. Заявителями могут выступать юрлица, ИП и группа организаций.
В заявлении о присвоении статуса необходимо указать:
Одновременно с заявлением предоставляются подтверждающие документы:
Далее пакет документов будет отличаться, в зависимости от того, кто подает заявление:
Все документы составляются на русском или иностранном языке с нотариально заверенным переводом на русский язык. Весь пакет подписывают простой электронной подписью, созданной на портале ГИСП, или КЭП при наличии.
Заявитель вправе не предоставлять какие-то документы, если доступ к ним ограничен коммерческой тайной. В таком случае к нему приедет выездная проверка.
Вывод: Процесс присвоения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения может занять от 48 до 61 рабочих дней. Необходимо это учесть, если планируете участвовать в закупке в ближайшее время.
Как подтвердить статус оборудованию
Когда оборудованию уже присвоен статус, то в плановом порядке необходимо ежегодно его подтверждать. Внеплановое подтверждение происходит, если изменяется уровень локализации производства.
Чтобы подтвердить статус оборудования, необходимо подготовить заявление о подтверждении статуса по форме Минпромторга и отправить его в ведомство через ГИСП. Заявление предоставляется в течение 10 месяцев со дня принятия решения о присвоении статуса и включения оборудования в реестр. В нем указывают сведения, которые изменились и прикладывают заявление о присвоении статуса при наличии.
Дополнительные документы нужны в зависимости от того, кто подает заявление и справку об объеме производства за один год до месяца обращения.
Требования к заявлению и его оформлению, дополнительные документы, а также следующие этапы такие же, как и у заявления о присвоении статуса. Разница только в том, что Министерство проверяет достоверность сведений за 5 рабочих дней и экспертиза проводится сразу в течение 30 рабочих дней.
Что содержит реестровая запись
После того, как продукция или оборудование попали в реестр, в нем появляется запись с:
Помните, что при участии в закупках необходимо руководствоваться новой версией реестра.
Ответим на вопросы
Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП)
Статья посвящена функционированию реестра телекоммуникационного оборудования, произведенного на территории РФ, который был создан на основе распоряжения правительства РФ № 858-р от 2010 года о приоритетном использовании телеком-оборудования отечественного производства. Является частью Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, который ведет Минпромторг. Включаемое в него телеком-оборудование получает статус «телекоммуникационное оборудование отечественного происхождения» (ТОРП), а его производитель – право претендовать на преференции при госзакупках.
Содержание
Включение в реестр сетевые устройства Zenator TI
Изделия линейки промышленных сетевых устройств Zenator TI разработки АО «НИИ «Масштаб» получили статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). Об этом 20 августа 2021 года сообщил Концерн Автоматика. Подробнее здесь.
Присвоение статуса ТОРП оборудованию связи oDAS RADIUS
Включение в реестр преобразователя протоколов Modbus TCP/RTU от Концерна «Автоматика»
Преобразователю протоколов Modbus TCP/RTU от Концерна «Автоматика» присвоен статус ТОРП. Об этом Концерн сообщил 8 июля 2021 года. Подробнее здесь.
Минпромторг намерен увеличить долю российского телеком-оборудования до 44%
В конце марта 2021 года стало известно о новом плане импортозамещения в телекоммуникационной отрасли, который разработало Министерство промышленности и торговли РФ.
Согласно документу, в 2019 году объем российского рынка оборудования для операторов связи достиг 510 млрд рублей, из которых на отечественные решения пришлось около 20% продаж. К 2025 году доля должны вырасти в три раза — до 44%, что в деньгах будет выражаться выручкой в 360 млрд рублей при общем объеме рынка в 830 млрд рублей.
Такой план приводится в презентации «Точки роста в электронной промышленности РФ», предоставленной «Ведомостям» главой департамента радиоэлектронной промышленности министерства Василием Шпаком.
Отвечать за достижение этих целевых показателей будет консорциум АНО «Телекоммуникационные технологии» (АНО ТТ), объединяющий «Ростелеком», «Ростех», а также СП АФК «Система» и «Ростеха» – АО «Элемент».
По словам Василия Шпака, консорциумы должны заключать «соглашения с министерствами, в которых согласуют дорожные карты по профильным сферам деятельности, включая продуктовые сегменты, а министерства будут «выстраивать отраслевую регуляторику таким образом, чтобы эти продуктовые линейки через систему сквозных проектов органично внедрялись в соответствующие отрасли».
Со стороны Минцифры сквозные проекты будет курировать специально созданный департамент микроэлектронной промышленности, который возглавил Александр Понькин. [1]
Включение в реестр сервера ВКС IVA AVES от НИИ «Масштаб»
1 марта 2021 года Концерн «Автоматика» сообщил, что согласно приказу Минпромторга России № 302 от 1 февраля 2021 года «О присвоении телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории РФ, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения» подтвержден статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) для сервера видеоконференцсвязи IVA AVES. Подробнее здесь.
Включение в реестр DMR-радиостанции концерна «Созвездие»
Цифровые гражданские DMR-радиостанции концерна «Созвездие» (входит в холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех) получили статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) и включены в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Статус присвоен приказом Минпромторга России на основании заключения Межведомственного экспертного совета. Об этом Росэлектроника сообщила 12 января 2021 года. Подробнее здесь.
Включение в реестр ViPNet Coordinator HW 4 и ViPNet Coordinator IG 4
7 октября 2020 года компания «ИнфоТеКС» сообщила, что Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) на основании приказа №3323 от 29 сентября 2020 г. присвоило статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) программно-аппаратным комплексам (ПАК) ViPNet Coordinator HW 4 и ViPNet Coordinator IG 4. Подробнее здесь.
Минцифры решило отменить российским производителям телеком-оборудования проверки на производстве
25 сентября 2020 года стало известно о решении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ освободить российских производителей телекоммуникационного оборудования от проверок на производстве.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на опубликованный соответствующий проект постановления правительства, Минцифры предлагает при оформлении сертификата на 3 года отменить производителям из реестра телеком-оборудования российского происхождения (ТОРП) инспекционные проверки и оставить только внеплановые, тогда как для других вендоров проверки случаются не реже раза в год.
Кроме того, при повторном декларировании продукции производителям из реестра не потребуется проводить ее испытания в аккредитованной лаборатории — достаточно предоставить результаты собственных испытаний.
Обязательной сертификации Минцифры подлежит сетевое и абонентское оборудование для мобильной и фиксированной связи. Сертификат подтверждает, что оборудование безопасно, функционально и может применяться в сети электросвязи России. Такой сертификат должны иметь производители, поставщики и компании, которые привозят оборудование в РФ.
Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; объединяет Apple, Samsung, Philips, LG и др.) Антон Гуськов считает, что инициатива Минцифры приведет к неравным условиям доступа на рынок производителей. [2]
Концерн «Автоматика» получил заключение Минпромторга на телекоммуникационное оборудование
АО «Калугаприбор», входящее в Концерн «Автоматика» Госкорпорации Ростех, подтвердило производство промышленной продукции (телекоммуникационных шкафов) на территории РФ и получило соответствующее заключение Минпромторга РФ (ТОРП). Об этом Концерн «Автоматика» сообщил 11 сентября 2020 года. Подробнее здесь.
Продукция внесена в реестры в соответствии с Постановлением Правительства от 10 июля 2019г. №878 и Постановлением Правительства от 15 июля 2015г. № 719.
IP-телефонам IVA Basic присвоен статус ТОРП
23 октября 2019 года российский разработчик телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения IVA Technologies объявил о присвоении IP-телефону IVA модель Basic статуса ТОРП – телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Внесение оборудования в реестр ТОРП подтверждает, что телефон отвечает всем требованиям приказа №1032/397 Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг). Подробнее здесь.
Присвоение статуса ТОРП IP-телефонам VP-15 и VP-15P от «Элтекс»
31 июля 2019 года компания «ЭЛТЕКС» сообщила, что в августе 2019 года начинает серийное производство моделей IP-телефонов: VP-15 и VP-15P. Моделям IP-телефонов ЭЛТЕКС присвоен статус ТОРП Приказом №2251 от 26 июня 2019 года Минпромторга России. Подробнее здесь.
Оборудование 49 предприятий имеет статус ТОРП
В целом, по информации Минпромторга на конце июня 2019 года насчитывается 49 предприятий, оборудование которых имеет статус ТОРП.
Оборудованию RDP.RU присвоен статус ТОРП
По информации Минпромторга России на июнь 2019 года оборудованию RDP.RU присвоен статус телекоммуникационного оборудования, произведенного на территории РФ (ТОРП).
Подтверждение статуса ТОРП изделия «Межсетевой экран «Кронос инспектор»
30 апреля 2019 года Концерн «Автоматика» сообщил, что Минпромторг России подтвердил статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) изделия «Межсетевой экран «КРОНОС ИНСПЕКТОР» с модулем глубокого анализа пакетов» от НИИ «Масштаб». Подробнее здесь.
Присвоение статуса ТОРП IP АТС «Александрит»
30 апреля 2019 года Концерн «Автоматика» сообщил, что Минпромторг России присвоил статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) изделию IP АТС Александрит. Благодаря этому решение может участвовать в проектах ведомственных структур, государственных организаций или компаний с государственным участием, где повышены требования к телекоммуникационному оборудованию. Подробнее здесь.
2018: В реестре — более 400 единиц телеком-оборудования
По состоянию на декабрь 2018 года Реестр содержит более 400 отечественных аналогов телекоммуникационного оборудования.
Сертификат торп что это
Заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов (на фото) поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минкомсвязи и ФАС к 1 марта 2019 г. представить в правительство проект нормативного правового акта о создании Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения. Причем в новый реестр должен войти уже существующий Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). В Минкомсвязи объяснили необходимость создания Единого реестра радиоэлектронного оборудования тем, что он будет шире, нежели существующий Реестр телекоммуникационного оборудования, и больше будет соответствовать поставленным задачам.
Вчера на сайте правительства РФ были опубликованы решения по итогам прошедшего в Новосибирске 18 декабря 2018 г. совещания, посвященного применению отечественного телекоммуникационного оборудования при реализации мероприятий национальной программы «Цифровая экономика».
В первую очередь профильный замглавы правительства поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минкомсвязи и ФАС совместно с заинтересованными организациями до 1 марта 2019 г. подготовить документ по созданию Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения с выделением в нем Реестра ТОРП.
Как пояснил пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков, создание Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения направлено на то, чтобы стимулировать закупки отечественного оборудования. Реестр ТОРП, по словам представителя министерства, в меньшей степени отвечает этой задаче. За деталями в Минкомсвязи посоветовали обратиться в Минпромторг, который разрабатывает проект соответствующего нормативного правового акта.
В Минпромторге сообщили, что протокольное решение включает в себя поручения по разработке и дополнительной настройке мер нормативно-правового характера. По задумке они будут способствовать формированию рынка отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в части реализации национальных проектов.
Представители пресс-службы Минпромторга напомнили о том, что в соответствии с показателями госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 гг.» с учетом мер финансового и нормативного правового регулирования доля телекоммуникационного оборудования, произведенного на территории РФ, в общем объеме внутреннего рынка телеком-оборудования должна составить не менее 20% к 2022 г. и 30% к 2025 г.
В ФАС и Минэкономразвития вчера не ответили на запрос ComNews.
Представитель «Автоматики» добавляет, что если изменения кардинально не затронут сам механизм закупок и применения отечественного телеком-оборудования для нужд страны, то появление единого реестра не сможет кардинально изменить ситуацию на рынке.
Помимо создания Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения в документе перечислен еще ряд решений.
Одно из них затрагивает обязательство, поставленное перед Минэкономразвития, Минпромторгом, Минфином и АНО «Аналитический центр при правительстве РФ», которое касается разработки предложений по стимулированию использования телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Вице-премьер поручил представить предложения до 1 февраля 2019 г.
В те же сроки Минкомсвязи, Минпромторгу, госкорпорации «Росатом», госкорпорации «Ростех» и АО «РВК» необходимо создать в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» комплексный проект «Развитие технологий беспроводной связи на основе перспективного отечественного телекоммуникационного оборудования».
Согласно еще одному из пунктов документа, Минпромторг, Минфин и ФАС должны до 1 марта 2019 г. подготовить изменения в законодательство, устанавливающие, что телекоммуникационным оборудованием, произведенным на территории России, признается только оборудование из указанного реестра. Согласно поручениям, в госконтрактах должны появиться обязательства по приобретению и применению такого оборудования. А уже к 1 июня 2019 г. Минпромторгу, Минкомсвязи, Минфину и ФАС необходимо разработать и утвердить приказ, устанавливающий форму типового государственного контракта на закупку телекоммуникационного оборудования, предусматривающего обязательства по приобретению отечественного телекоммуникационного оборудования из Реестра ТОРП.
Также Максим Акимов поручил Минпромторгу и Минэкономразвития при участии АНО «Аналитический центр при правительстве РФ» провести сравнительный анализ стоимости и экономических условий производства телекоммуникационного оборудования за рубежом. Затем до 1 мая 2019 г. представить предложения по повышению ставки ввозной таможенной пошлины (вплоть до 20%) на телекоммуникационное оборудование, производимое РФ в соответствии с Реестром ТОРП.
Опрошенные ComNews российские производители телекоммуникационного оборудования в целом положительно отозвались о решениях, принятых по итогам совещания. При этом они рекомендовали ряд мер, которые могли бы поспособствовать развитию отечественной отрасли связи.
Юрий Анисимов уверен, что принятые решения правительства позволят начать коренной перелом ситуации. Он отметил, что плюсов в принятых решениях большое количество, тогда как серьезных минусов не увидел.
Представитель «Агат-РТ» перечислил ряд мер, которые нужны для дальнейшего стимулирования развития отрасли. К первому пункту он отнес необходимость снижения налогообложения отечественных производителей хотя бы до уровня разработчиков ПО. При этом Юрий Анисимов предупредил о том, что данные меры не должны приводить к ухудшению условий покупателей отечественного оборудования, в частности они не должны терять возможность списания НДС. Текущий уровень налогов, по мнению компании, подавляет развитие любого материального производства, в том числе телекоммуникационного оборудования.
При выполнении поручения также есть риск столкнуться с экономическими проблемами. Как замечает Денис Бадретдинов, без конкуренции не будет развитого рынка как самой продукции, так и рынка услуг на его базе. Соответственно, с уходом игроков стоимость товара и услуг вырастет, а качество упадет. Ко всему прочему, добавляет он, для формирования конкурентного рынка необходимо расширять сбыт (продукции, произведенной на Россию и соседние Белоруссию и Казахстан, будет недостаточно для конкуренции по всему миру).
Генеральный директор «ОрдерКом» Дмитрий Галушко придерживается позиции, что вносимые изменения будут способствовать развитию отечественного рыка связи. Однако он предупредил, что указанные меры приведут к удорожанию стоимости оборудования. Дмитрий Галушко ожидает, что большинство телекоммуникационного оборудования росийского производства все равно будет производиться в Китае.
Руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» Аналитического центра при правительстве РФ Владимир Месропян отметил, что принятые решения дадут возможность производителям насытить внутренний рынок собственным телекоммуникационным оборудованием, развить свои производственные мощности и вложиться в разработчиков, инженеров и технологов.
Владимир Месропян уверен, что телеком-отрасли, во-первых, для стимулирования применения отечественного оборудования необходима разработка комплекса мер экономической поддержки компаний, продукция которых имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, в том числе льготного кредитования покупателей такой продукции и снижения таможенных пошлин на компоненты, не производимые на территории РФ.
Во-вторых, руководитель Проектного офиса рекомендует установить приоритет телекоммуникационного и кабельного оборудования российского происхождения при осуществлении закупок юридическими лицами, а также при предоставлении услуг связи государственным органам и органам местного самоуправления, государственным корпорациям и организациям, в уставном капитале которых доля РФ превышает 50%.
В-третьих, по словам Владимира Месропяна, поэтапная локализация в РФ разработки, производства электронных компонентов и сборки зарубежными производителями телекоммуникационного оборудования, аналоги которого отсутствуют в России, снизит ее стоимость.
В «Росатоме» полагают, что реализация принятых решений защитит производителей оборудования от конкурентов, занимающихся ребрендингом (переклейкой наклеек) и простимулирует развитие производства телеком-оборудования в России. Как следствие, в Росатоме ожидают повышения качества и функциональности телекоммуникационного оборудования отечественного производства, а, значит, и повышению качества предоставляемых услуг связи на территории РФ.
При этом в «Росатоме» предостерегают о том, что быстрых положительных результатов ожидать не стоит. Из плюсов коскорпорация называет развитие производства и возможность заказа мелких партий оборудования в необходимой специализированной конфигурации, а также возможность прямого контакта и непосредственной работы между заказчиком и производителем. К минусам в «Росатоме» относят невозможность существующих предприятий удовлетворить «открывающиеся» потребности рынка. Также быстрый рост предприятий приведет к организационным проблемам, что в итоге негативно скажется на сроках реализации проектов заказчиков.
Криптошлюзы со статусом ТОРП
Введение
История с реестрами началась на волне импортозамещения в 2014-2015 годах. Для софта был сформирован Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которым занимается Минцифра. С начала 2016 года госструктурам стало запрещено закупать иностранное ПО при наличии аналогов в реестре. Причем достаточное количество наименований ПО из реестра можно приобрести только в комплекте с соответствующей аппаратной платформой. А есть ли вариант собрать бандл: отечественный софт на отечественной платформе? И как определить — отечественная ли платформа? Индикатором в этом случае является наличие статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Реестр состоит из двух частей:
Формирование и ведение реестра поручено Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. Актуальный перечень размещен на общедоступном ресурсе.
Что нужно, чтобы попасть в реестр?
Для включения в реестр производитель должен подать заявку. Требования предъявляются как к заявителю, так и к продукции.
Заявитель
Продукция
Требования к продукции представлены в совместном Приказе Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2011 г. N 1032/397:
Уровень локализации производства телекоммуникационного оборудования (далее — Уровень локализации) рассчитывается по следующей формуле:
Расшифровку переменных формулы можно посмотреть тут.
Рассмотрение заявок на включение в реестр осуществляется Межведомственным экспертным советом, организованном на базе ФГУП МКБ Электрон.
Заседания совета происходят приблизительно один раз в квартал, заявку нужно подать не менее чем за месяц до заседания. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы представленных заявителем документов часть экспертного совета может организовать выездную проверку непосредственно на производство.
Преимущества для товаров из реестра
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или аукциона, заявки с оборудованием из реестра получают преференции в цене в размере 30%.
2.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
3.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
4.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
Обход
Конечно же не всегда есть возможность использовать оборудование из реестра. И на этот случай в п.4 и 5 Постановления Правительства №878 есть оговорка, которая действует до 01.09.2021.
Если в реестре отсутствует продукция необходимого функционального назначения или продукция из реестра не соответствует функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, то заказчик может подготовить обоснование для приобретения продукции не из реестра.
В обосновании нужно рассмотреть оборудование из реестра с аналогичным функциональным назначением, при этом указать параметры, которые не соответствуют требованиям к объекту закупки. Такую формулировку можно интерпретировать как анализ заказчиком всего оборудования необходимого класса в реестре.
На практике обычно указывается специфическая техническая характеристика или необходимость совместимости с ранее приобретенным оборудованием. Посмотрим, как изменится ситуация после 1 сентября 2021 года.
В реестр раз и навсегда?
Подтверждение статуса оборудования осуществляется ежегодно (плановое подтверждение), а также в случае изменения уровня локализации производства (п.40 Постановления Правительства №878).
При выявлении недостоверной информации оборудование может быть исключено из реестра и лишено статуса ТОРП.
Сейчас в реестре довольно много оборудования со статусом «Не подтвержден» и «Не действителен».
Криптошлюзы со статусом ТОРП
По состоянию на конец марта 2021 года в реестр входят следующие криптошлюзы:
Остальные производители в ускоренном режиме рассматривают варианты перехода с зарубежных аппаратных платформ на отечественные и условно-отечественные.
Судя по всему, они будут существенно дороже зарубежных аналогов.
Резюме
Ранее производители криптошлюзов уже прошли путь по добавлению своих продуктов в реестр отечественного ПО Минцифры. Это прошло относительно легко, так как ПО действительно собственной разработки.
А вот с соответствием продукции статусу ТОРП все сложнее. Ни один из производителей криптошлюзов самостоятельно не производит аппаратные платформы. Если ранее работала связка: зарубежная аппаратная платформа + АПМДЗ (или модифицированный BIOS) + собственное ПО, то теперь подход с аппаратными платформами придется пересмотреть. Срочно нужны партнеры, производящие аппаратные платформы на территории России. В лучшем случае для получения «проходного балла» необходимы принципиальные схемы платформ и локальное корпусирование. Такое оборудование уже производят Kraftway, Aquarius и DEPO, некоторые модели даже включены в реестр.
При этом нужно понимать, что производственная цепочка отечественных платформ еще не устоялась. Если китайцы в этом смысле (с поправкой на их Новый Год) работали весьма оперативно, то у нас всё «под заказ».
12.2 Сведения об аппаратной платформе средства должны быть включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (для УД5 и выше, вступает в силу с 1 января 2022 года).
12.3 Сведения о процессорах или микросхемах, выполняющих функции процессоров (микроконтроллеры), элементах памяти, сетевых картах, графических адаптерах аппаратной платформы средства должны быть включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (для УД5 и выше, вступает в силу с 1 января 2028 года).
Таким образом, джентельменский набор криптошлюза в 2022 году будет выглядеть следующим образом:
Общий тренд рынка – переход на отечественные аппаратные платформы. Стратегически снижение зарубежного влияния на процесс производства оборудования повысит его безопасность. Сроки перехода весьма сжатые, говорить о массовой замене не приходится. Ясно одно – аппаратные платформы подорожают, скоро узнаем во сколько это обойдется бюджету.