сертификат оит что это
Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положенияСистема сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
от 22 апреля 1998 г.
Введены в действие
с 01 января 1999 г.
1. Область применения
Документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г. № 5151-1 (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., № 26, ст. 966), Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93 г. № 5154-1 (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., № 25, ст. 917), Федеральным Законом «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 г. № 170-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г. № 48, ст. 4552), а также «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденными постановлением Госстандарта России от 16.02.94 г. № 3, регистрационный № 521 от 21.03.94 г. (газета «Российские Вести», 1994 г., № 56) и «Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации», утвержденным постановлением Госстандарта России от 21.09.94 г. № 15, регистрационный № 826 от 05.04.95 г. (Российская газета от 12.05.95 г., № 91).
Положения настоящего документа соответствуют руководствам ИСО/МЭК (в т.ч. ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 25, 27, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 53, 54, 55, 56), стандартам ИСО серии 10000 и европейским стандартам серии 45000.
2. Общие положения
2.1. Система предназначена для проведения обязательной сертификации ОИТ, в том числе импортируемых, в соответствии с Федеральным Законом «Об использовании атомной энергии».
Сертификация ОИТ в Системе осуществляется как сертификация соответствия.
2.4. Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, в т.ч. международными, региональными, национальными, а также с системами контроля безопасности, которые функционируют под руководством специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Сертификация конкретных видов ОИТ проводится в соответствии с документами, определяющими порядок сертификации этих видов ОИТ и конкретизирующими положения Системы с учетом специфических особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставок и использования.
3. Цели и принципы Системы
3.1. Основными целями Системы являются:
· подтверждение соответствия характеристик (параметров) ОИТ, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, установленным нормативным требованиям;
· содействие повышению качества и конкурентоспособности ОИТ.
3.2. Работа по сертификации в Системе организуется для конкретных видов ОИТ по правилам сертификации, установленным в Системе, с учетом особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования.
3.4. Требования по сертификации ОИТ являются обязательными при заключении контрактов на поставку ОИТ, входящих в номенклатуру ОИТ для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации.
3.6. При сертификации в Системе должны соблюдаться требования Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 г. № 5485-1 (Российская газета от 21 сентября 1993 г., № 182), а также конфиденциальность в отношении коммерческой информации.
3.7. В соответствии с Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25.10.91 г. № 1807-1 (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., № 50, ст. 1740) официальным языком Системы является русский. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.
4. Нормативные документы
При проведении сертификации по согласованию с Центральным органом Системы допускается использование иных документов.
4.2. Перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация конкретных ОИТ, устанавливается при аккредитации органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий по данным видам ОИТ.
5. Участники обязательной сертификации
5.1. Участниками обязательной сертификации в Системе являются:
· Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России;
· Центральный орган Системы;
· органы по сертификации;
· сертификационные экспертные центры;
· изготовители (продавцы, исполнители).
· создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
· осуществляют выбор способа подтверждения соответствия ОИТ требованиям нормативных документов (формы сертификации);
· определяют центральный орган Системы;
· аккредитуют органы по сертификации, экспертные сертификационные центры и испытательные лаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
· ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
· устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
· устанавливают правила аккредитации;
· осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными ОИТ;
· рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
· выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.
Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» совместно:
· утверждают номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации (п. 2.8);
· разрабатывают и заключают соглашения с другими системами сертификации (п. 2.3).
5.3. Центральный орган Системы определяется совместным решением Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и действует в соответствии с документами, используемыми в Системе.
Основной задачей Центрального органа Системы является обеспечение функционирования и совершенствования Системы.
Центральный орган Системы в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»:
· организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
· рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий.
5.4. Органы по сертификации в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»:
· сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
· приостанавливают либо отменяют действие выданных им сертификатов;
· предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Органы по сертификации в соответствии с пунктом 3.5 «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации»:
· формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
· осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ.
В отсутствии органов по сертификации с соответствии с пунктом 1.1 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» сертификацию ОИТ проводят Минатом России и Госатомнадзор России. В этом случае сертификация ОИТ осуществляется на основании совместного решения (приказа) по Минатому России и Госатомнадзору России.
5.5. Сертификационные экспертные центры, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке:
· осуществляют экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательной лабораторией документов;
· готовят заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
· подготавливают необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
· участвуют по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными ОИТ;
· анализируют и участвуют в формировании фонда нормативных документов, необходимых для сертификации;
· представляют изготовителю (продавцу, исполнителю) по его запросу необходимую информацию в пределах своей компетенции;
· подготавливают предложения по привлечению испытательных лабораторий и согласовывают их с органом по сертификации.
5.6. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке, осуществляют испытания конкретных видов ОИТ или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
5.7. Органы по сертификации, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории действуют в соответствии с положениями о них.
5.8. Изготовители (продавцы, исполнители) ОИТ, реализуемых на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», обязаны:
· реализовывать эти ОИТ только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
· обеспечивать соответствие реализуемых ОИТ требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;
· указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должны соответствовать ОИТ, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
· приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированных ОИТ, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
· обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию ОИТ и контроль за сертифицированными ОИТ;
· извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированных ОИТ.
5.9. Непосредственная работа в органах по сертификации, сертификационных экспертных центрах и испытательных лабораториях осуществляется с обязательным участием экспертов, аттестованных и зарегистрированных в соответствии с установленным в Системе порядком.
6. Правила сертификации в Системе
6.1. Органами по сертификации, сертификационными экспертными центрами и испытательными лабораториями могут быть аккредитованные в Системе организации, обладающие необходимой компетенцией и имеющие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, необходимые лицензии.
6.2. Аккредитация органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий осуществляется в соответствии с установленным в Системе порядком.
Официальное признание органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий удостоверяется аттестатом аккредитации.
6.3. Сертификация ОИТ проводится в соответствии с порядком, установленным в Системе.
6.4. На ОИТ, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, органом по сертификации выдается сертификат соответствия. Сертифицированные ОИТ маркируются знаком соответствия в порядке, установленном в Системе.
6.5. Сертификация отечественных, включая экспортируемые, а также импортируемых ОИТ проводится по одним и тем же правилам Системы за исключением случаев, предусмотренных в п. 3.3 настоящего документа.
6.6. Сертификаты и аттестаты аккредитации в соответствии с пунктом 4.8 «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» вступают в силу с даты регистрации их в государственном реестре.
Аккредитованные сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории, нарушающие правила Системы, исключаются из государственного реестра в установленном порядке.
Информация об этом доводится до участников Системы и других заинтересованных организаций.
6.7. Проведение инспекционного контроля за деятельностью Центрального органа, аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий организуют Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в пределах своей компетенции (в соответствии с п. 5.2 настоящего документа).
Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства организует орган, проводящий их сертификацию.
Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий, а также за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства осуществляется с привлечением региональных и территориальных органов, базовых организаций по стандартизации и метрологии и других организаций Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России.
6.8. При возникновении спорных вопросов, связанных с деятельностью органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий, заинтересованная сторона может подать апелляцию. Апелляции в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» рассматриваются Центральным органом Системы.
Апелляции по вопросам сертификации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» рассматривают совместно Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России.
7. Финансирование работ
7.1. Финансирование работ в Системе осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
Сертификат оит что это
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ
технических средств систем физической защиты для объектов использования атомной энергии
Заместитель руководителя Федерального агентства по атомной энергии А.Б.Мальцев
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии О.В.Пугачев
Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.А.Адамчик
Начальник Управления ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Росатома Агапов A.M., 22.08.07
Начальник Управления защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов Росатома Абалов А.Р., 22.08.07
Начальник Управления технического регулирования и стандартизации Ростехрегулирования Клюшников В.Н.
Начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой Ростехнадзора Беззубцев B.C., 26.10.07
Заместитель начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций Ростехнадзора Гривизирский В.А.
1 Область применения
1.2 Документ предназначен для применения участниками Системы, организациями всех форм собственности и физическими лицами, деятельность которых связана с разработкой, изготовлением, испытаниями, поставкой, эксплуатацией и сертификацией ТСФЗ для ОИАЭ.
2 Нормативные ссылки, термины и сокращения
2.1 В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
Документы Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с Приложением Б
2.2 В настоящем документе используются термины, определенные в [2], [3].
2.3 В настоящем документе используются следующие сокращения:
комплекс технических средств физической защиты
объект использования атомной энергии
оборудование, изделия и технологии
общая программа работ по сертификации
орган по сертификации
Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
система менеджмента качества
сертификационный экспертный центр
техническое задание на проведение работ в целях сертификации
технические средства охраны
технические средства систем физической защиты
3 Общие положения
3.1 Настоящий документ разработан на основе законодательства Российской Федерации с учётом [1], [2], [3], [4], в соответствии с ОИТ-0001-1998, ОИТ-0004-1999.
Перечень документов Системы приведён в справочном Приложении Б.
3.2 К ТСФЗ как группе однородной продукции относятся технические средства, выполняющие следующие функции:
обнаружения проникновения в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения;
сбора, обработки и представления информации от средств обнаружения и другого оборудования физической защиты;
контроля и управления доступом;
обнаружения проноса (провоза) запрещенных предметов, в том числе ядерных материалов, взрывчатых веществ и металла;
видеоконтроля и наблюдения;
затруднения и замедления действий нарушителей, а также управления физическими барьерами;
обеспечения оперативной связи и сигнализации;
обеспечения электропитания оборудования физической защиты;
другие функции по обеспечению физической защиты ядерных материалов и ОИАЭ.
Программные средства являются, как правило, неотъемлемой составной частью ТСФЗ, оцениваются и поставляются в их составе.
Функции ТСФЗ, по безопасности информации оцениваются в Системе сертификации средств защиты информации.
3.5 Заявителями на проведение сертификации ТСФЗ могут выступать изготовители (изготовитель ТСФЗ (опытного образца ТСФЗ), разработчик ТСФЗ) и продавцы (поставщики ТСФЗ для ОИАЭ), исполнители работ (услуг) в области использования атомной энергии.
3.6 При сертификации ТСФЗ проверяют соответствие их показателей (параметров) требованиям, установленным в ОИТ-13-2000 для данных видов изделий, а также в документации на ТСФЗ.
Перечень показателей (параметров) для отдельных видов ТСФЗ, подлежащих проверке при сертификации, и порядок их подтверждения определяются НД Системы и указываются в аттестатах аккредитации ОС, ИЛ, СЭЦ.
При проведении сертификации ТСФЗ не допускается предъявление требований, не предусмотренных НД Системы.
НД Системы, на соответствие требованиям которых осуществляется обязательная сертификация, приведены в ОИТ-0013-2000 и указываются в аттестатах аккредитации ОС, ИЛ, СЭЦ.
3.7 Сертификацию ТСФЗ проводят по схемам сертификации, приведённым в Приложении В.
Заявитель вправе предложить в заявке схему сертификации ТСФЗ из числа установленных в настоящем документе.
В случае несогласия с предлагаемой Заявителем в заявке схемой сертификации ОС в решении по заявке должен изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по этой схеме и назначения иной схемы сертификации.
Схема сертификации ТСФЗ, при которой предусматривается сертификация СМК (схема 5, вариант схемы 11), может быть выбрана только с согласия Заявителя.
3.9 Сертификация ТСФЗ может быть выполнена в форме признания представленных Заявителем результатов подтверждения соответствия:
— сертификатов соответствия, полученных на сертифицируемое ТСФЗ в других системах сертификации;
— протоколов испытаний, проведенных при сертификации в других системах сертификации или вне рамок процедуры сертификации.
Процедуру признания сертификатов соответствия ТСФЗ и/или протоколов испытаний ТСФЗ организует и выполняет ОС в порядке и по правилам, установленным в разделе 6 настоящего документа.
3.10 ОС ведёт учёт выданных им сертификатов соответствия и для регистрации их в государственном реестре Системы предоставляет необходимые документы в рабочий орган Системы в соответствии с требованиями ОИТ-0006-1999.
Сведения о выданных им сертификатах соответствия ОС передаёт в Единый реестр выданных сертификатов соответствия в соответствии с [7], [8].
3.11 Документы и материалы, подтверждающие сертификацию ТСФЗ, находятся на хранении в ОС, выдавшем соответствующий сертификат соответствия, в течение срока, превышающего срок действия данного сертификата не менее чем на полгода.
В случае отзыва аккредитации ОС место и порядок хранения документов и материалов, подтверждающих сертификацию ТСФЗ, определяют в решении аккредитующего органа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае ликвидации ОС как юридического лица место и порядок хранения документов и материалов, подтверждающих сертификацию ТСФЗ, а также необходимость передачи этих документов в рабочий орган Системы указывают в распорядительных документах о ликвидации ОС как юридического лица по согласованию с рабочим органом Системы.
3.12 Работы по сертификации ТСФЗ подлежат оплате Заявителем в соответствии с договором, заключаемым с ОС.
Орган по сертификации определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем.
3.14 Права и обязанности сторон, возникающие при проведении сертификации, определяются [2], настоящим документом и договорами на проведение работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок и правила подачи и рассмотрения апелляций в Системе при возникновении спорных вопросов и конфликтных ситуаций установлен в ОИТ-0014-2001.
Действия сторон при сертификации ТСФЗ и при получении информации о несоответствии ТСФЗ требованиям НД приведены в Приложении Г (схемы Г.1-Г.3).
4 Порядок проведения сертификации ТСФЗ
4.1 Основные этапы сертификации
4.1.1 Сертификация ТСФЗ включает следующие основные этапы:
— подача заявки на сертификацию;
— проведение предварительного анализа представленных материалов и принятие решения по заявке;
Сертификат оит что это
от 22 апреля 1998 года N 281
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ
от 22 апреля 1998 года N 168
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
от 22 апреля 1998 года N 39
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года N 449
____________________________________________________________________
1. Утвердить «Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения» (прилагается).
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Е.О.Адамов
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации,
метрологии и сертификации
Г.П.Воронин
Начальник Федерального
надзора России по
ядерной и радиационной
безопасности
Ю.Г.Вишневский
И.о. Министра промышленности
и торговли Российской Федерации
Г.В.Габуния
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
30 июня 1998 года.
Регистрационный N 1546
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минатома России,
Госстандарта России,
Госатомнадзора России
от 22.04.98
N 281/168/39
Система сертификации оборудования, изделий и
технологий для ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения.
1. Область применения
Положения настоящего документа соответствуют Руководствам ИСО/МЭК (в т.ч. ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 25, 27, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 53, 54, 55, 56), стандартам ИСО серии 10000 и европейским стандартам серии 45000.
2. Общие положения
2.1. Система предназначена для проведения обязательной сертификации ОИТ, в том числе импортируемых, в соответствии с Федеральным Законом «Об использовании атомной энергии».
Сертификация ОИТ в Системе осуществляется как сертификация соответствия.
2.3. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом Система строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами.
2.4. Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, в т.ч. международными, региональными, национальными, а также с системами контроля безопасности, которые функционируют под руководством специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Сертификация конкретных видов ОИТ проводится в соответствии с документами, определяющими порядок сертификации этих видов ОИТ и конкретизирующими положения Системы с учетом специфических особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставок и использования.
3. Цели и принципы Системы
3.1. Основными целями Системы являются:
— подтверждение соответствия характеристик (параметров) ОИТ, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, установленным нормативным требованиям;
— содействие повышению качества и конкурентоспособности ОИТ.
3.2. Работа по сертификации в Системе организуется для конкретных видов ОИТ по правилам сертификации, установленным в Системе, с учетом особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования.
3.3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в документах Системы, то применяются правила международного договора.
3.4. Требования по сертификации ОИТ являются обязательными при заключении контрактов на поставку ОИТ, входящих в номенклатуру ОИТ для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации.
3.6. При сертификации в Системе должны соблюдаться требования Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 N 5485-1 («Российская газета» от 21 сентября 1993 года, N 182), а также конфиденциальность в отношении коммерческой информации.
3.7. В соответствии с Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25.10.91 N 1807-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740) официальным языком Системы является русский. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.
4. Нормативные документы
При проведении сертификации по согласованию с Центральным органом Системы допускается использование иных документов.
4.2. Перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация конкретных ОИТ, устанавливается при аккредитации органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий по данным видам ОИТ.
5. Участники обязательной сертификации
5.1. Участниками обязательной сертификации в Системе являются:
— Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России;
— Центральный орган Системы;
— органы по сертификации;
— сертификационные экспертные центры;
— изготовители (продавцы, исполнители).
5.2. Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» совместно:
— создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
— осуществляют выбор способа подтверждения соответствия ОИТ требованиям нормативных документов (формы сертификации);
— определяют центральный орган Системы;
— аккредитуют органы по сертификации, экспертные сертификационные центры и испытательные лаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
— ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
— устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
— устанавливают правила аккредитации;
— осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными ОИТ;
— рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
— выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.
Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации совместно:
— утверждают номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации (п.2.8);
— разрабатывают и заключают соглашения с другими системами сертификации (п.2.3).
5.3. Центральный орган Системы определяется совместным решением Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и действует в соответствии с документами, используемыми в Системе.
Основной задачей Центрального органа Системы является обеспечение функционирования и совершенствования Системы.
— организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
— рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий.
— сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
— приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
— предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
— формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
— осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ.
В отсутствии органов по сертификации в соответствиии с пунктом 1.1 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» сертификацию ОИТ проводят Минатом России и Госатомнадзор России. В этом случае сертификация ОИТ осуществляется на основании совместного решения (приказа) по Минатому России и Госатомнадзору России.
5.5. Сертификационные экспертные центры, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке:
— осуществляют экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательной лабораторией документов;
— готовят заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
— подготавливают необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;