семиструнную гитару называют русской потому что она

Семиструнную гитару называют русской потому что она

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н.

ТРИ ВЕРСИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

В. М. Мусатов пишет: « В. П. Машкевич много лет и труда посвятил вопросу документального подтвер­ждения факта появления у нас русского строя гитары. Когда он убедился, что это ему уже не удастся, он с горечью пишет своему другу М. П. Папченко в Орджоникидзе: “…почему семиструнная гитара называлась польской? Я не знаю ни одного поляка в XVIII и начале XIX века, играющего на семиструнной гитаре /м. б. только Свентицкий, издававший в 1803 году в Москве гитарный журнал/… Когда Русанов обратился к профессору Н. Ф. Финдейзену, историку музыки, в письме с вопросом, нет ли у него каких-либо материалов по истории гитары в России, он ответил: “Нет. ”… На заре семиструнной гитары в России работали два чеха – Сихра и Гельд. Этим и ограничиваются наши познания о “польской гитаре”…» [7, с. 11].

Приведенные факты дискредитируют в аргументации В. А. Русанова ссылку на словарь В. И. Да­ля. В Польше была распространена английская гитара, имеющая шесть металлических струн и строй по двойному до-мажорному трезвучию. Только в смысле преемственности терцового принципа строя русскую семиструнную гитару с соль-мажорным строем можно образно назвать «польской».

3. Справедливо критикуя М. А. Стаховича за халатность в представлении цифровых данных, В. А. Русанов сам пропускает в печать несколько досадных неточностей. Он ошибается в количестве струн (18 вместо 17) на гитаре самого известного в Европе российского гитариста XIX века Марка Соколовского (1818–1883 гг.), а затем пишет: «…мы можем заключить, что гитара появилась въ Москве и Петербурге въ царствованіе императрицы Елизаветы, въ начале семидесятыхъ годовъ XVIII столетія…» [11, c. 11]. Трудно предположить, что В. А. Русанов не знал периоды правления Российских императоров (Елизавета Петровна умерла в 1761 году), так что это, безусловно, пропущенная описка.

Кроме этого, В. А. Русанов, в противоречие своему заявлению об отсутствии других свидетельств русского происхождения семиструнной гитары, приводит мнение одного из лучших учеников М. Т. Высот­ского гитариста А. А. Ветрова (1819–1877 гг.): «Вотъ что пишет онъ въ письме своемъ къ М. Н. Лопатину: “Семиструнная гитара – инструментъ, возникшій на почве русской музыки, а потому наиболее національный и исключительно русскій, тогда какъ шестиструнная гитара, пришедшая изъ-за границы, возникла на почве испанской и итальянской музыки…”» [Там же, с. 15].

4. При изучении литературных источников, посвященных быту и творчеству российских цыган, авторы настоящей работы при содействии руководителя известного интернет-проекта «Гитаристы и компо­зиторы», вдумчивого и ответственного исследователя гитарной истории, доктора философии В. В. Тавровского (род. 1959 г.) получили доступ к публикации М. И. Пыляева (1842–1899) «Цыганская старина» [9]. Очерк о цыганских традициях, верованиях и занятиях, напечатанный в 1893 году в сборнике трудов «Вестника литературы и науки» как приложение к журналу «Всемирная Иллюстрация», по всей видимости, оказался гитаристами незамеченным.

В разделе, посвященном московским цыганам, М. И. Пыляев пишет: «Въ Венгріи цыгане виртуозы на скрипке, у насъ на гитаре. Первый опытъ игры на семиструнной гитаре сделал въ Вильне известный гитаристъ и композиторъ А. О. Сыхра въ 1793 году. Строй его гитары назывался тогда польскимъ, а разладные строи – 1-й басъ С или Е (въ е-moll) – испанскимъ строемъ. Такъ что семиструнная гитара существуетъ уже ровно сто летъ» [Там же, с. 66]. Сравнивая этот отрывок с приведенным ранее текстом М. А. Стаховича, можно предположить, что в его средней части при описании строя М. И. Пыляев указанную публикацию использовал. Тем ценнее его точное указание года, в котором А. О. Сихра сделал в Вильно «первый опытъ игры на семиструнной гитаре», так как у М. А. Стаховича этой даты нет.

Михаил Иванович Пыляев (1842–1899 гг.) – журналист и литератор, учился в Харьковском универ­ситете, опубликовал несколько крупных работ с описанием быта и культуры российского общества конца XVIII – начала XIX века [8]. Все публикации М. И. Пыляева отличаются использо­ванием живых воспоминаний старожилов и привлечением огромного количества вспомогательного фактического материала из частных архивов, многие из которых были впоследствии безвозвратно утрачены.

5. Завершает логическую цепочку исторических фактов информация доктора искусство­ведения, Заслуженного деятеля искусств России М. И. Имханицкого. В разделе, посвященном русской семиструнной гитаре, он пишет: «В числе первых учеников А. О. Сихры следует также упомянуть Василия Сергеевича Алферьева (1775 – ок. 1835 г.). Уже в 1797 году была издана его фантазия на тему русской народной песни “Чем тебя я огорчила”. » [6, с. 103].

Чтобы сочинить пьесу и опубликовать ее на год раньше школы И. фон Гельда, В. И. Алферьеву надо было как минимум два-три года учиться. Отсюда следует, что деятельность А. О. Сихры как препода­вателя семиструнной гитары началась на позднее 1795 года, в то время как И. фон Гельд до амнистии 12 декабря 1796 года был ограничен в свободе как осужденный за участие в Польском восстании. Предположение о том, что А. О. Сихра жил в Москве с 1795 года, ранее высказывал В. П. Машкевич.

Анализ приведенных фактов позволяет сделать следующие выводы:

1. Аргументация В. А. Русанова в широко распространенной впоследствии версии польского происхождения семиструнной гитары по всем пунктам либо противоречит другим обоснованным фактам, либо носит характер документально не подтвержденных предположений.

Источник

Семиструнную гитару называют русской потому что она

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Здесь я привожу очерк истории семиструнной гитары,написанный Михаилом Александровичем Стаховичем в 1858г..Очень интересная статья, всем советую прочитать!

Гитара семиструнная – инструмент наиболее распространенный в России, потому наиболее, что кроме сословия образованного, на нем играет и простой народ. Было время, когда нетолько в домах среднего сословия, но и во всех домах богатых дворян непременно была гитара, и была в почете; теперь эти старушки-гитары валяются в кониках и на чердаках, или изгнаны в передния; за то нет почти ниодной табачной лавочки, где бы не висела, на продажу, семиструнная гитара, ценою от полтинника, до трех целковых, русской выделки, на скорую руку. Но если мода изгнала гитару из общества высшего, где она, лет сорок тому назад, не уступала фортепиано, по тому увлечению, с которым молодые люди и девушки высшего круга учились на гитаре, за то от этого блестящего ее периода остались нам виртуозы, которые посвятили себя исключительно ее изучению. Эти виртуозы на гитаре, русские, но они таковы, что не уступят никому в Европе, а может быть и превзойдут еще европейских гитаристов, довольно указать на одного Ф.М.Циммермана.
Эти музыкальные факты замечательны, но еще замечательнее, еще важнее то обстоятельство, что семиструнная гитара изобретена в России, что ее изобрел человек, умерший в 1851 году, в глубокой, почти столетней старости, Андрей Осипович Сихра; что кроме России нигде не играют на семиструнной гитаре; что до изобретения ее весьма мало играли в России на гитаре (шестиструнной), и что с тех пор как существует семиструнная гитара, в России нет ниодного уездного города, где бы не нашлось нескольких десятков гитар, на которых по силе, по мощи – играют все. Это факт, достойный быть фактом историческим, и, кажется, (не смею и не желаю сказать наверно) этот факт до сих пор нигде не выражен печатно! По крайне мере, кому из не-гитаристов ни сообщал я этого факта – все отвечали мне одно: “я до сих пор не слыхал об этом!”. Это самое и побудило меня сказать несколько слов об изобретателе семиструнной гитары и об знаменитейших русских гитаристах во всеобщее сведение.

Источник

Семиструнная гитара в России

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Семиструнная гитара с классическим корпусом, выполненная по образцу конца XIX века из красного дерева, клёна, венге и ели

Своеобразны и самобытны пути развития гитар­ного искусства в России. Будучи пятиструнной, ги­тара была завезена в Россию итальянскими музы­кантами в XVIII веке, однако распространения не получила, оставаясь экзотическим украшением. Позднее, в начале XIX века, русская публика зна­комится с «испанской» шестиструнной гитарой, к тому времени ставшей достаточно популярной в Европе. Представлена она была в России извест­ными зарубежными музыкантами-гитаристами М. Джулиани, Ф. Сором и другими.

Победа в Отечественной войне 1812 года чрез­вычайно ускорила рост национального самосозна­ния, вызвала подъем патриотических чувств и наст­роений во всех слоях общества. Стремительно рас­тет интерес к историческому прошлому Родины, к народному творчеству, в частности к народной пес­не. Широчайшую популярность приобретает город­ской романс. Основываясь на бытовом фольклоре, он представляет своеобразный пласт русской музы­кальной культуры с характерным строем и мело­сом, с присущими только ему выразительными сред­ствами.

Появившаяся в последнее десятилетие XVIII века семиструнная гитара своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возник­шему на ее основе жанру городского романса. Ее использование для сопровождения голоса давало возможность наиболее тонко выявить лиризм ин­тимных переживаний, составляющих основную те­матику городского романса. Лучшие произведения этого жанра, созданные А. Алябьевым, А. Варламовым, Титовыми и другими талантливыми компо­зиторами, вошли в золотой фонд русской музыки.

Русские музыканты, понимая, какие большие возможности заложены в семиструнной гитаре, на­чинают создавать для нее и сольный репертуар. Вначале они перекладывают для нее отрывки из популярных опер и других произведений русских и зарубежных композиторов. Затем создают вариа­ционные циклы, достаточно сложные по фактуре и концертные по характеру, в основу которых кладут народные мелодии. (В качестве яркого примера назовем вариационный цикл А. Сихры на тему рус­ской песни «Среди долины ровныя».) Помимо ва­риаций создаются миниатюры, изящные и мелодичные, трогающие душу простого русского человека. Делаются также попытки создания крупной формы, в частности сонаты, концерта для гитары с ор­кестром.

Андрей Осипович Сихра

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Русский гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра (1773—1850)

Необычайная популярность семиструнной гита­ры привлекла к ней талантливых музыкантов. Вы­дающаяся роль в создании отечественной гитарной школы принадлежит Андрею Осиповичу Сихре. За­мечательный гитарист-виртуоз, талантливый ком­позитор, он бесспорно является основоположником русской школы игры на семиструнной гитаре.

А. Сихра родился в 1773 году в г. Вильно (тепе­решнем Вильнюсе) в семье учителя музыки. В мо­лодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семи­струнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Мос­кву, где начал создавать репертуар для семиструн­ной гитары и заниматься со своими первыми уче­никами.

Сихра, талантливый музыкант, доброжелатель­ный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.

После изгнания Наполеона из России Сихра пе­реезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни (умер в 1850 году). Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою шко­лу игры на семиструнной гитаре…

А. Сихра был не только талантливым, но и вы­сокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дю­бюк, Д. Фильд и многие другие деятели отечествен­ной культуры. Знаменитый певец О. Петров учил­ся у Сихры игре на гитаре. Биографический сло­варь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учени­ков наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.

Если Сихра был признан главой петербургской школы семиструнной гитары с характерным для нее строгим «академическим» стилем, то основопо­ложником московской школы по праву считается Михаил Тимофеевич Высотский, жизнь и деятельность которого — еще одна страница в истории рус­ского гитарного искусства.

Из учеников Высотского наибольшую извест­ность получили П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов, М. Стахович и другие.

Эпоха Сихры и Высотского — «золотой век» русской семиструнной гитары. Ее широкое распро­странение способствовало демократизации музы­кального искусства.

Вариационные циклы русских гитаристов-ком­позиторов созданы на основе русской народной песенности. Этот уникальный пласт русской музы­кальной культуры является важным источником изучения фольклора.

Русская семиструнная гитара, звучавшая в ру­ках талантливых музыкантов, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк.

А. Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Слова, полные лиризма, посвященные этому инст­рументу, можно найти и у М. Лермонтова, А. Фета, И. Бунина, А. Григорьева, Л. Толстого, А. Остров­ского, М. Горького.

Гитара изображена на многих картинах русских и западноевропейских художников: В. Тропинина, В. Перова, И. Репина, Ан. Ватто, Б. Мурильо, Фр. Хальса, П. Пикассо и др.

В середине XIX века интерес к гитаре падает не только в России, но и в Европе. Однако в конце XIX — начале XX веков семиструнная гитара начи­нает вновь заявлять о себе. Этому во многом спо­собствовала деятельность музыкантов-энтузиастов, пытавшихся восстановить традиции Сихры и Вы­сотского. Наиболее известными из них были А. Соловьев и В. Русанов.

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Выдающийся русский гитарист и педагог Александр Петрович Соловьев (1856—1911)

Александр Петрович Соловьев (1856—1911) — видный исполнитель и педагог. Воспитал многих одаренных учеников, таких, как В. Русанов, В. Ус­пенский, В. Юрьев, В. Березкин и других; создал Школу (издана в 1896 году), которая была лучшей в то время.

Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) — известный историограф и пропагандист русской се­миструнной гитары. Им было организовано издание всероссийского журнала «Гитарист» (1904—1906).

В период после Великой Октябрьской социали­стической революции многое сделали для популя­ризации семиструнной гитары М. Иванов, В. Юрь­ев, В. Сазонов, Р. Мелешко. Ими были созданы школы и самоучители для этого инструмента, ори­гинальные сочинения, обработки и переложения, составлены многочисленные сборники. М, Ивановым написана книга «Русская семиструнная гита­ра». Эти музыканты постоянно выступали как со­листы и аккомпаниаторы в концертах, записыва­лись на грампластинки.

В послевоенные годы выросло новое поколение исполнителей на семиструнной гитаре, которое до­стойно продолжает богатые традиции националь­ной исполнительской школы. Среди них: В. Вави­лов, Б. Окунев, Б. Ким, С. Орехов, А. Агибалов. Ре­пертуар семиструнной гитары пополнился за это время сочинениями композиторов Н. Чайкина, Б. Страннолюбского, Н. Нариманидзе, Н. Речменского, Г. Камалдинова, Л. Бирнова и других.

В наши дни наблюдается растущий в мире ин­терес к русской семиструнной гитаре. Выразим на­дежду, что в дальнейшую историю этого прекрас­ного самобытного музыкального инструмента будут вписаны новые славные страницы.

Примечания

1 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971, с. 257.

Источник: Л. Менро, А. Ширялин. Семиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989

Источник

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

СОДЕРЖАНИЕ

История

Русская версия семиструнной гитары использовалась профессионалами из-за ее большой гибкости, но также была популярна среди любителей аккомпанемента (особенно русских бардов ) из-за относительной простоты некоторых основных аккордов и легкости игры на чередующемся басу. линий.

Строительство

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Конструкция русской гитары очень похожа на конструкцию западной 6-струнной гитары, за исключением дополнительной струны. Присутствуют те же основные компоненты: передняя бабка; орех; тюнеры; шея; гриф; лады; инкрустации; анкерный стержень (в современных инструментах); пятка; тело; мост и седло моста; дека (верх); звуковое отверстие и розетка; назад; стороны; струны. Используемая древесина и расположение внутренних распорок также схожи.

Есть два основных типа русской гитары: «классическая» модель и «цыганская» модель. Классическая модель очень похожа на западную 6-струнную классическую гитару и имеет нейлоновые или тонкие струны. Цыганская модель имеет стальные струны и напоминает западную 6-струнную акустическую гитару со стальными струнами, хотя среди цыганских гитар можно найти больше вариаций размера и формы.

Голова

Накладка грифа сделана из твердых пород дерева (распространены эбеновое или розовое дерево), снабжена металлическими ладами из латуни или стали. Распределение ладов почти всегда соответствует западной системе с двенадцатью тонами равной темперации (12-тет). Поверхность грифа может быть плоской или слегка изогнутой («закругленной»), хотя радиус изгиба на русской гитаре обычно несколько меньше, чем у эквивалентной западной 6-струнной гитары. Инкрустированные маркеры положения являются обычными и появляются в тех же местах, что и 6-струнные гитары (например, обычно на 5-м, 7-м, 9-м и 12-м ладах, среди прочего).

Дека обычно изготавливается из ели или кедра и по размеру и форме напоминает шестиструнную гитару. Общие пропорции классических семиструнных инструментов (нейлоновая струна) аналогичны таковым у шестиструнных гитар. «Цыганские» инструменты (стальная струна) могут иметь аналогичные пропорции, но также могут часто иметь более узкую верхнюю часть и увеличенное звуковое отверстие. Доступны как инструменты традиционной формы, так и инструменты с вырезанным корпусом.

Бридж сделан из твердой древесины, аналогичной той, что используется для грифа, а седло бриджа обычно из кости, а иногда и из пластмассы; на старых инструментах иногда использовалась слоновая кость.

Струны

Измерения

Пропорции русских гитар обычно не сильно отличаются от западных шестиструнных инструментов. Поскольку диапазон обоих типов инструментов сопоставим, это имеет акустический смысл. Однако одно заметное физическое различие касается расстояния между струнами: поскольку русские гитары имеют по существу такую ​​же ширину грифа, как и 6-струнные гитары, 7 струн на русских инструментах обязательно расположены ближе друг к другу.

Классическая 6-струннаяРусский 7-струнный
Полная длина990 мм (39 дюймов)1000 мм (39 дюймов)
Длина тела490 мм (19 дюймов)490 мм (19 дюймов)
Ширина, нижний бортик368 мм (14,5 дюйма)365 мм (14,4 дюйма)
Ширина, талия245 мм (9,6 дюйма)245 мм (9,6 дюйма)
Ширина, верхний бортик270 мм (11 дюймов)260 мм (10 дюймов)
Глубина тела112 мм (4,4 дюйма)114 мм (4,5 дюйма)
Диаметр звукового отверстия89 мм (3,5 дюйма)90 мм (3,5 дюйма)
Шкала грифа630–650 мм (25–26 дюймов)610–650 мм (24–26 дюймов)
Ширина шейки у гайки49–51 мм (1,9–2,0 дюйма)46–50 мм (1,8–2,0 дюйма)
Тип грифаплоскийрадиальный
Тип шеизакругленные углыгодовые кольца

Ручка

Русские гитары для левшей существуют, но крайне редки.

Тюнинг

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Вывод

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

Реверберация и эхо

Некоторые историки гитары настаивают на том, что русский 7-струнный строй был изобретен в 1793 году Андреем Сихрой, признанным арфистом 18 века, для того, чтобы приспособить строй арфы к гитаре и облегчить игру на арпеджио :

Сихра тоже играл на 6-струнной гитаре. И будучи большим музыкально одаренным человеком и талантливым виртуозом игры на арфе, в конце XVIII в. В Москве он из 6-струнной гитары сконструировал инструмент, близкий к арфе, особенно арпеджио арпеджио, и в то же время. время мелодичнее, чем арфа. Он прикрепил к гитаре 7-ю струну и также изменил настройку.

Этот звук, напоминающий бегущий поток чистых квинт, был обнаружен Сихрой.

Практика исполнения

семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть фото семиструнную гитару называют русской потому что она. Смотреть картинку семиструнную гитару называют русской потому что она. Картинка про семиструнную гитару называют русской потому что она. Фото семиструнную гитару называют русской потому что она

На русской гитаре традиционно играют без медиатора, используя пальцы для игры или игры.

Доступно более 1000 различных аккордов для стандартной открытой настройки G и множество различных школ для левой руки ( вибрато ) и правой руки ( игра пальцами ), а также огромные архивы музыкальных транспозиций классической музыки и музыки, написанной для русской 7-струнной гитары на 200 человек. лет в России. Поскольку большая часть этой музыки была издана в годы Советского Союза, мало она покинула Россию, а печатные партитуры для русской гитары трудно найти в Европе или Северной Америке.

Шестиструнные адаптации

Обычной практикой для шестиструнных гитаристов русских романсов и бардовской музыки является перенастройка своих гитар, используя вариации семиструнной настройки, такие как:

Популярность

И наоборот, русские гитаристы-эмигранты, живущие в западных странах, где было доступно только шесть струнных гитар, как известно, переделывали шестиструнные (а иногда и двенадцатиструнные) акустические гитары на семиструнные инструменты, чтобы лучше играть свои любимые русские песни.

Источник

Итоги конкурса «Семь струн русской души»

Весной 2021 года при поддержке Фонда президентских грантов стартовал Международный проект «Семь струн русской души», посвященный искусству игры на русской семиструнной гитаре и русской гитарной музыке. Художественные руководители — Владимир Маркушевич и Владимир Сумин, известные как дуэт «Русские гитары», запустили Международный конкурс гитаристов на семиструнной и шестиструнной гитаре по видеозаписям. В условиях конкурса – обязательное исполнение произведений русских композиторов на семиструнной или шестиструнной гитаре, а также видеообращение конкурсанта к организаторам о своей мотивации научиться играть на русской семиструнной гитаре. Конкурс проходил без ограничений по возрасту, поучаствовать в нём смогли гитаристы-любители, учащиеся музыкальных школ, музыкальных училищ, консерваторий, а также профессионалы – преподаватели по классу гитары и концертирующие гитаристы. Главный приз – бесплатное обучение и проживание для 30 победителей в Летней школе «Русская гитара» 2021 в Культурном центре «Русский лес» в живописной лесопарковой зоне деревни Лапино, что находится в Московской области.

По статистике сайт проекта за время проведения конкурса посетило более 15 000 человек. География проекта оказалась обширна и разнообразна по возрасту и подготовке участников. Заявки на конкурс поступили из разных стран — Украины, Казахстана, Германии, Кипра. Россия представлена такими городами, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Тула, Красноармейск, Дедовск, Наро-Фоминск, Краснознаменск, Рязань, Калуга, Одинцово, Томск, Тюмень, Муром и другими. Организаторы конкурса и жюри были приятно удивлены живым интересом к семиструнной гитаре, её музыкальному наследию и активному участию в конкурсе исполнителей как на шестиструнной, так и на семиструнной гитаре. В экспертный совет и жюри конкурса вошли признанные деятели исполнительского гитарного искусства: Анастасия Бардина, российская гитаристка, лауреат всероссийского и международного конкурсов, преподаватель гитары Государственного музыкального училища имени Гнесиных; Айнур Бегутов, исполнитель на классической и русской семиструнной гитарах, лауреат международных конкурсов. заслуженный артист Республик Дагестан и Татарстан, преподаватель гитары Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова; Олег Тимофеев, американский гитарист, историк музыки, профессор, основатель и художественный руководитель фестиваля русской гитары Iarmac (США); Сергей Матохин, руководитель Методического центра по направлению «гитара» г. Москвы, российский гитарист, композитор, лауреат всероссийского конкурса камерных ансамблей, доцент, арт-директор международного фестиваля-конкурса исполнителей на классической гитаре “Tabula Rasa”; Сергей Руднев, российский композитор, аранжировщик, гитарист, пропагандист русской семиструнной гитары; Александр Миронов, гитарист, лауреат международных конкурсов, педагог, композитор, автор переложений для русской семиструнной гитары, а также педагоги школы «Русская гитара» 2021 Владимир Маркушевич и Владимир Сумин.

Группу А (начинающих гитаристов, гитаристов-любителей) оценивали педагоги школы «Русская гитара», а вот выступления учащихся музыкальных школ, училищ и ВУЗов, профессионалов (группа Б), среди которых было много молодых талантливых гитаристов, побеждавших в различных гитарных конкурсах, оценивало экспертное жюри. Вот некоторые впечатления членов экспертного совета.

«Технический уровень, общая подготовка у гитаристов-шестиструнников, сложившая в силу исторических обстоятельств, несомненно выше. Понятно, с чем это связано – с отсутствием преподавания в музыкальных учебных заведениях семиструнной гитары. Этот конкурс, проект в целом постепенно меняют эту ситуацию. Движение есть».

«Радует, что этот конкурс дал возможность участвовать в нём всем гитаристам, кто любит русскую музыку, что нет в нём противостояния семиструнников и шестиструнников, как это было раньше».

«Я искренне рад проявленному, живому интересу у молодых гитаристов-шестиструнников к русской семиструнной гитаре и её репертуару. Когда-то я также открыл для себя этот инструмент и его уникальные возможности. Раньше на концерты я возил с собой две гитары — шестиструнную и семиструнную. Семиструнная гитара была для меня чем-то специальным, можно сказать, экзотикой. А теперь не расстаюсь с этим инструментом, и открываю его новые и новые грани».

Именно такие открытия ожидают 30 победителей конкурса «Семь струн русской души» из разных стран и городов России, которые с начала июня пройдут онлайн-обучение в школе «Русская гитара», а затем на неделю приедут практиковаться в игре на русской семиструнной гитаре под руководством опытных педагогов, гитаристов-семиструнников Владимира Маркушевича и Владимира Сумина. Во время работы летней школы «Русская гитара» студенты получат навыки игры на семиструнной гитаре на индивидуальных занятиях, а в составе гитарного оркестра – опыт коллективного музицирования. У всех будет возможность выступить в заключительном гала-концерте и сделать запись для аудио-альбома «Семь струн русской души». Признанные мастера исполнительского искусства на русской семиструнной гитаре – такие, как Айнур Бегутов (Казань), Максим Лысов (Германия), Олег Тимофеев (США), Мартин Фальк (Швеция), Александр Миронов (Москва), Александр Вулла (Санкт-Петербург), Дмитрий Соколов (Санкт-Петербург), Ярослав Смирнов (Ростов-на-Дону) готовят свои концертные программы, мастер-классы, лекции, семинары для летней школы «Русская гитара». Организаторы верят, что в живая среда Школы поспособствует творческому росту молодых гитаристов, а насыщенная, разнообразная программа вдохновит студентов и после летней школы заниматься русской семиструнной гитарой.

Афиша мероприятий Летней школы «Русская гитара», которая пройдёт с 25 июля по 7 августа 2021 года, будет опубликована на сайте проекта www.7string.ru.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *