семьи чайлдфри что это
В России все больше чайлдфри — почему?
Феномен чайлдфри
Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.
— Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?
— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.
— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?
— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.
Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.
Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.
Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины. Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.
— Последние требования возникали не на пустом месте?
— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.
Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.
С солидарностью проблемы — растет бездетность
— Среди чайлдфри больше мужчин или женщин? Можно ли как-то классифицировать чайлдфри?
— Идеи чаще исходят от женщин, а не от мужчин. Репродуктивные решения — когда и сколько рожать — все-таки в современных обществах тоже принимают женщины. Мужчинам это не так важно, их никто не спрашивает, да и детьми мужчины занимаются в меньшей степени. Не нужно думать, что явление пришло к нам с Запада. Это было широко распространено в СССР и до последних времен в современной российской культуре.
Существенная мужская роль в вопросе чайлдфри заново возникает в неотрадиционализме (как когда-то она существовала и в традиционализме, где женщины должны были рожать под страхом разного рода репрессий, брак был принудительным, в какие-то периоды существовала «охота на ведьм» в разных формах, существовало огромное количество препятствий репродуктивному контролю). По моим наблюдениям, даже в православной среде уже звучат неравнодушные и не всегда позитивные разговоры о многодетности. Особенно они актуальны в случае вдовства мужчин, на руках которых остаются дети, с которыми приходится справляться самостоятельно, без жены.
Первой классифицировать чайлдфри стала все-таки Виверс. Позже классификации совершенствовались, но основа сохранилась.
Обычно выделяют небольшую группу тех, кто испытывает физиологическое отвращение к беременности, процессу родов, вскармливанию и даже самим маленьким детям. Их Виверс назвала «реджекторами». Это несущественный процент в популяции, не больше 2-5%, обусловленный биологией. Если угодно, это форма фобии и закон биологии.
Вторую группу Виверс назвала «аффексьонадо», обозначив людей, которые становятся чайлдфри под влиянием общественных представлений. По наблюдениям исследователей, для большинства людей в социуме характерна средняя степень желания иметь детей. Не то чтобы дети им не нужны совсем, но бездетный образ жизни кажется ничуть не менее привлекательным. Если по взглядам такие люди оказываются ближе к тем, кто детей не хочет категорически, под влиянием моды и общественных движений, они принимают идеи чайлдфри. «Дети мне не нужны, — рассуждают аффексьонадо, — они мешают поддерживать красоту в доме, путешествовать, делать карьеру. Все эти сопли, подгузники, обучение. Однажды дети уйдут из дома, а я останусь ни с чем. Взращивая их, потеряю на этом собственную жизнь».
На рациональном уровне этому трудно что-то противопоставить. Если в обществе сильно нормативное давление — детей должны иметь все — аффексьонадо рожают детей. Нельзя сказать, что испытывают восторг при этом, но и не безумно несчастны.
С «реджекторами» ничего сделать нельзя. Если их заставить иметь детей, не исключено, они покалечат и детей, и себя. Увы, такие случаи происходят. Тут можно говорить о большой психиатрии. На вторую группу, для которых родительство вступает в противоречие со взглядами и дорогой их сердцу социальной стороной жизни, повлиять можно. Но стоит ли?
— У кого-то получалось из чайлдфри делать матерей?
— Я не из тех, кто ностальгирует по СССР, но в Советском Союзе материнство было просто одной из сторон жизни. Конечно, для детей все было не очень хорошо, зато почти идеально для женщин, которые задумывались о материнстве. Женщина могла родить, сдать младенца в ясли и бежать дальше заниматься своими делами. Сегодняшнее старшее поколение, родив в молодости, могло детей отдать бабушкам и продолжать учиться, делать карьеру, заниматься личной жизнью. Материнство почти никак им не мешало.
В ситуации отсутствия доступных яслей и садов, бабушек, денег на нянь такие женщины, перспективные мамы, очень вероятно, станут осознанными чайлдфри. Никакими насильственными методами многодетными их не сделать.
Да и с солидарностью в нашей стране плохо. То есть они понимают, что в случае проблем за ребенка будут отвечать только они, и никто не обязан им помогать ни в чем. Когда в современных обществах с солидарностью проблемы, растет бездетность (в традиционных в этом случае росла детская смертность).
— Где связь между родительством, чайлдфри и солидарностью?
— Есть старая поговорка: «Чтобы вырастить одного ребенка, нужна целая деревня». Если женщина знает — «рожу, дальше мне помогут» — это одна история. Совершенно другая, если рожу, а дальше только и буду слышать: «Сама виновата, кто тебя просил? Родила — отвечай». Когда оказывается, что рассчитывать можешь только на себя, неизбежно выгораешь.
Большинство пар в нашей стране все еще рожают спонтанно. Не очень понимая, что их ждет, какая помощь потребуется. Но представьте рациональную женщину. Она видит подругу, которую отговорили от аборта, «потому что убивать грешно», а «материнство свято» и вообще «ты молодая, справишься». Видит, как подруга мучается, бьется головой о стену, потому что помощи нет и вся жизнь под откос, а еще и муж ушел…
Что подумает эта умная женщина? Становиться родителем не буду. Аборт делать не буду, лучше предохраняться, еще лучше перестать общаться с мужчинами. Мне не нравится жизнь подруги, когда с ней случилось материнство.
В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы
— Люди, которым неприятны дети, пугают роды, наверняка были во все времена. Как же они существовали до эпохи сексуальной революции?
— Окончательно бездетных женщин, которые к пятидесяти годам, то есть концу репродуктивного периода, не родили детей, еще недавно было не больше 4-6%. Причин бездетности было три: из-за здоровья, вследствие диспропорции полов (в послевоенный период), из-за осуждения обществом одинокого материнства.
Сейчас число бездетных в России, в более молодых поколениях, достигает 12-14%. Бездетные — не только люди, физически не способные родить, или те, у кого не сложилась супружеская жизнь, а быть матерями-одиночками они не хотят. Число бездетных пополнили именно чайлдфри, принципиально отказывающиеся от материнства.
А вот подсчитать, сколько чайлдфри было даже столетие назад, довольно трудно. Может быть, и раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Крайние. Можно было уйти в монастырь, например. Можно было остаться старой девой, но и это не каждая могла себе позволить. Во-первых, решение выходить замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без мужчины было практически нельзя, физически невозможно.
Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужны были всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России часто рождались, но и умирали не только из-за плохой медицины. Увы, их фактически убивали собственные матери или родители. По оценкам демографов, был велик процент детской смертности из-за недосмотра. Например, часто у дворян были любовницы-крестьянки, которые рожали от них детей. Байстрюки во многих случаях никому не были нужны, за ними не смотрели, их недостаточно кормили, и они гибли.
Все эти истории с «недосмотрела», «заспала» и так далее прекрасно описаны в классической литературе у Ивана Бунина, Глеба Успенского, Льва Толстого. Российский демограф Вишневский собирал подобные сюжеты. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Говорить о золотом веке, в котором рожали столько, сколько Бог даст, всех растили и выводили в люди — большое преувеличение. Нужно понимать, не только времена были суровые, люди были суровы.
Как рожать детей, если я не знаю, что завтра есть
— Никак. Больше скажу, это вещи противоположные. Те, кто осознанно позиционирует себя как чайлдфри, и бесплодные — по разные стороны баррикад. Им трудно понять друг друга. Одни очень не хотят детей, другие изо всех сил мечтают о детях.
Однако в вашем вопросе есть рациональное зерно. Оно лежит в поле репрессивной культуры, в которой нормы давят на человека, он боится общественного осуждения. Людям страшно признаваться как в отказе от родительства, так и в бесплодии. Первые уверены, что их считают неадекватными, жалкими фриками. Вторые — что им следует отправиться на помойку, ведь они негодные, «поломанные», испорченные люди.
Поэтому подчас бесплодные предпочитают сказать, что осознанно отказались от детей, лишь бы не признаваться в нездоровье. Чайлдфри, которые по разным причинам сильно не хотят детей, поступают ровно наоборот. «Лучше скажу, что у меня не получается, чем буду пускаться в долгие объяснения». Оба примера касаются только тех, кто боится общества. Таких немало. С теми же, кто устраивает каминг-аут, открыто говорит о себе как чайлдфри, все иначе.
— Портал «Зарплата.ру» летом опубликовал опрос. 70% россиян предпочитают семье карьеру, 6% ради карьеры готовы отказаться от семьи. Для чайлдфри экономический фактор значим?
— Экономический фактор, конечно, играет роль. У детей до первой половины XX века была инструментальная ценность: рабочие руки в хозяйстве, наследники. В крестьянском хозяйстве дети приносили выгоду, они были родительским успехом. Любовь к детям вопреки всему возникала не у каждой женщины. Матери-одиночки «рожу и плевать на весь мир» — были крайней редкостью.
Сейчас дети — статья расходов. А хватит ли денег вырастить? Родителям приходится содержать детей до 25-30 лет, искать средства на образование. Глядя со стороны, кто-то делает вывод: зачем мне это? Пока женщина, мужчина вникнут, что дети — это не только расход, но и радость, пока откроют для себя родительскую любовь, сколько времени пройдет? Хотя всю историю человечества материнство имело не только эмоциональные преимущества, теперь, увы, остались только они.
В России сейчас сложное экономическое положение: бедность, низкие зарплаты, закредитованность, банковский кризис не за горами.
Можно рассчитывать на детское пособие, конечно. Его по этой причине и платят. Но кругом только и раздаются голоса, мол, выгода развращает. Простите, кто и когда смотрел на детей иначе, чем с точки зрения, в том числе, экономической выгоды? Как рожать детей, если я сам не знаю, что завтра кушать и чем платить за квартиру?
Согласно исследованиям, у современных молодых супругов в России одна из зарплат идет на ипотеку и обслуживание других обязательных платежей, вторая — на жизнь. Как в этот бюджет может уместиться ребенок? Если пара и родит ребенка по эмоциональным или нормативным причинам, во-первых, родит не сразу, во-вторых, не больше одного. Рожающие больше одного просто плохо считают.
В России умный и рациональный человек вынужден быть чайлдфри. Те, кто рожают — альтруисты. Дети в современной семье — вообще чистый альтруизм. Не стоит забывать об индивидуализации жизненного пути. Не всякая женщина может отказаться от карьеры. Можно быть «профессиональной» матерью, но тогда кто-то должен тебя содержать. Содержание — это путь определенного рода зависимости. Выходит, материнство превратилось в рудимент рабства? Если не зарабатываешь, отдаешься на милость дающего. Все больше женщин не готовы себя на это обрекать.
— Чайлдфри — эгоисты, которым неинтересно заботиться о ком-то еще?
— Отчасти да, потому что это рациональные люди. Но противопоставляя эгоизм и альтруизм, нужно понимать: можно быть волонтером в хосписе, заботиться о сиротах, помогать старикам и не иметь собственных детей. Собственные дети — это специфический альтруизм, как я сказала.
Виверс обнаружила, например, что среди чайлдфри много единственных детей в семье и старших в многодетных семьях. У первых отказ от материнства — чистой воды эгоизм, который взращивается родителями, ведь «ты уникальный». С одной стороны, такие люди привыкли, что все о них заботятся и «с какой стати мне заботиться о других». С другой стороны, по отношению к детям у них есть страх: «Я же никогда не видел детскую попу и не вытирал с блузки младенческую отрыжку».
В свою очередь первые дети из многодетных семей просто не имеют иллюзий относительно родительства. Они побыли родителями своим младшим братьям и сестрам и знают, насколько это тяжело и насколько мало вознаграждается.
Австрийский демограф Лутц ввел в науку понятие «ловушка низкой фертильности». Чем меньше детей в обществе, чем меньше подрастающие дети видят младенцев, тем нормальнее им кажется ситуация отсутствия детей в семье вообще. Это явление будет порождать новых чайлдфри. Иными словами, не столько личностный эгоизм, сколько социально-психологические факторы влияют на распространение феномена чайлдфри.
Отсутствие детей в окружении, отсутствие «деревни», способной помочь вырастить детей, тот факт, что семья и дети стали личным делом каждого и вопросом выбора, раздуваемая обществом гиперответственность родителей ведут к росту числа чайлдфри. Не в эгоизме дело. «Зачем мне это надо, если это так тяжело и при этом со всех сторон мне говорят, что это моя личная прихоть и мои дети не нужны никому, кроме меня?»
— У многих выдающихся людей творческих профессий, будь то актеры, писатели, ученые, не было детей. Как соотносится карьера и материнство? Карьеристы всегда чайлдфри?
— Не думаю, что клише уместны. Возможно, кто-то предпочитает карьеру детям, а кто-то просто не смог родить. Все-таки о причинах бездетности не принято публично говорить. Булгаков, например, был чайлдфри. Ни одной из трех своих супруг он не подарил ребенка. У Нагибина вообще было пять или шесть женщин, ни одна не смогла родить, потому что писатель этого не хотел. Такие мужчины бывают. «Не хочу пускать в этот ужасный мир своих детей», — говорят они. Другие, как Булгаков, к тому же просто озабочены плохой наследственностью.
По статистике, чем выше должность женщины, тем меньше у нее детей по сравнению с сотрудницами ниже по статусу. Не обязательно она отказалась от материнства ради карьеры. Такая женщина могла заниматься карьерой, а в какой-то момент, когда еще можно было родить, поняла, что в ее жизнь не встраивается ни материнство, ни отношения с мужчинами. Это не сознательный выбор пути чайлдфри. Просто в ее жизни есть призвание (наука, творчество), которое захватило, оказавшись более важным.
На Западе такая ситуация никем не осуждается, считается, что не все рождены быть матерями, а вот в СССР считалось, что женщина должна и может совмещать работу, и даже карьеру, и детей. Государство ей в этом отчасти содействовало. Теперь мир устроен так, что никто не бегает за женщиной, которая озабочена карьерой, со словами: «Ты только роди, вырастим мы сами».
Стоит задуматься о качестве, а не количестве
— Религиозность человека влияет на то, станет ли человек чайлдфри? Чайлдфри в большинстве своем карьеристы и атеисты?
— Сложный вопрос. Можно делать карьеру и иметь детей, потому что это разные оси системы координат: на одной — репродуктивное желание, на другой — карьера. Но ресурсы человека ограничены и часто хватает либо на одно, либо на другое.
Религия влияет, конечно, но даже в религиозной среде есть люди, которые выполняют предписания, будучи при этом несчастны, или не выполняют, но не говорят об этом публично. Знаю немало православных семей, где люди решили, что больше двоих детей иметь не будут. Призыв «плодитесь и размножайтесь» их касается, но они им пренебрегают. Мы не можем их за это осуждать.
Другой пример, когда бесплодной женщине духовник запрещает делать ЭКО, потому что это против природы. Она не пойдет, не сделает ЭКО, оставшись бездетной, но, с определенной точки зрения, пополнит статистику чайлдфри.
С другой стороны, религиозные нормы позволяют человеку, который не хочет семьи и детей, уйти в монастырь, выбрав для себя другую Семью.
— Есть же чадолюбивые нации: итальянцы, испанцы, народы Кавказа… Размывание традиционных и национальных норм играет роль в появлении чайлдфри?
— Пока традиционные нормы есть, они влияют. Как только размываются, детей становится меньше. Италия, Испания относятся к посткатолическим странам, где давно далеко не все верят в Бога. Увы, в этих странах сейчас наблюдается самая низкая в Европе рождаемость. Правительство продумывает новые социальные преференции, чтобы хоть как-то стимулировать демографические изменения.
Если на современных людей с хорошим образованием, статусом, работой вдруг начать насильно накладывать нормы традиционного общества, это просто не будет работать. Иран, казалось бы, фундаменталистское государство, но там сейчас рождается очень мало детей. Женщины лишь делают вид, что соблюдают нормы, носят чадру, а вечером пляшут на дискотеках. Они будут выходить замуж, иметь максимум одного-двоих детей и работать.
Женщины в Иране, кстати, работают за зарплату не реже, чем в любой европейской стране. Во многих фундаменталистских странах люди успели полюбить современную жизнь и не хотят жить в традиционном обществе, накладывающем на них слишком много ограничений.
Согласно законам первого и второго демографического перехода, мир идет именно по этому пути — с уменьшением смертности и развитием медицины уменьшается и рождаемость. Это касается всех стран, включая традиционные общества.
На уровне ценностей, альтруизма, религиозных норм идеи материнства работают и существуют, но лишь для некоторых людей, готовых рожать много детей. Это всегда капля в море и незначительный процент. Остальные, даже в традиционном обществе, всегда найдут оправдание «почему я не имею детей» или почему у меня немного детей. Если на заре чайлдфри от материнства отказывались в основном высокообразованные люди, сейчас это распространено повсеместно, среди всех слоев общества.
— Чайлдфри — это навсегда? Существуют ли лонгитюдные исследования на эту тему?
— Много. Согласно одному из австралийских исследований, многие из тех, кто в двадцать лет был чайлдфри (или наоборот, ратовал за рождение детей), изменили взгляды к тридцати годам. Также активно стать матерями хотят женщины в последние годы перед климаксом.
Большинство являются чайлдфри под влиянием общественных установок.
Сегодня родительство перестало быть вещью обязательной. Плохо ли это в мире, в который грядут роботы? Сказать трудно. Может быть, и правда стоит задуматься о качестве, а не количестве? Может быть, пришло время позаботиться о матерях, чтобы им жилось не так плохо, по сравнению с отцами и бездетными женщинами? Может быть, предпринять хоть что-то, чтобы месседж «если ты мать — твоя жизнь кончена» перестал быть актуальным? Повод для оптимизма я вижу, только если развитие пойдет в эту сторону.
Не хотеть иметь детей — нормально. Кто такие чайлдфри и почему их ненавидят?
“Дал Бог зайку — даст и лужайку”, “Родишь — полюбишь”, “Дети — это счастье”, “А кто поднесёт стакан воды в старости?” “Часики-то тикают”, “Потом пожалеешь”.
Вы наверняка слышали эти фразы, когда речь заходила о детях.
Но есть люди, которые не принимают такие аргументы. Их объединяет понятие Чайлдфри.
Childfree переводится как “свободные от детей”. По-русски можно сказать бездетные, но это не совсем правильно. Ведь бездетными могут быть и те, кто хотел детей, но не смог их завести по каким-то причинам, а чайлдфри — это те, кто не хочет иметь детей и нисколько не переживает по этому поводу. Можно использовать термин “Сознательная бездетность”, но чайлдфри наверное удобнее.
Впервые о чайлдфри заговорили в 1970-е годы. Тогда этот феномен начала изучать канадский социолог Джин Виверс.
Она разделила чайлдфри на две группы:
Реджекторы — это те, которые детей не любят; им отвратительны беременность, роды и так далее.
Аффексьонадо — это те, которым просто хорошо без детей. При этом они могут хорошо относиться к чужим детям.
В России феномен чайлдфри стал популярен в нулевых. В это время исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши вывели новые типы чайлдфри: «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели».
Первые то хотят детей, то не хотят. При этом они всё это время используют контрацепцию и со временем потомство так и не появляется. Вторые готовы к детям, но не прямо сейчас. В итоге люди привыкают к своей жизни и уже не готовы менять её ради детей.
По мнению психолога Катерины Поливановой, мы живём в эпоху интеллектуального выбора. Ранее воспитание детей было более интуитивным, а родители беспокоились прежде всего о физическом комфорте детей. Сегодня модели воспитания стали сложнее и родителей больше волнует психологическое состояние и материальное благополучие ребёнка.
В России движение чайлдфри сформировалось во многом благодаря интернету. Сначала ЖЖ потом социальные сети. Тут же возникло понятие чайлдхейт. Так называют тех, кто ненавидят детей. Те же самые реджекторы.
В 2020 году у нас в стране провели опрос, согласно которому почти половина россиян от 18 до 45 лет не хотят заводить детей. Причём среди них женщин больше, чем мужчин (51% против 41%).
Несмотря на всю эту статистику, во многих культурах всё ещё существует стойкое убеждение, что женщинам не только следует иметь детей, но и полагается хотеть этого. Американка Кристен Рейтер начала замечать это ещё в детстве.
В разговорах с ней на эту тему взрослые всегда использовали слово «когда». «Когда ты выйдешь замуж. » «Когда ты заведёшь детей. ». Никто даже не задумывался о том, что хочет или не хочет сама Крис. А она не хотела иметь детей.
Женщина может не хотеть иметь детей по множеству причин. Но общество допускает публичное очернение таких женщин.
Вот лишь несколько факторов, из-за которых женщина может принять решение не заводить потомство:
Риск передачи наследственных заболеваний
Опасность отмены приёма жизненно важных лекарств во время беременности
Обеспокоенность перенаселённостью планеты
Огромное количество детей, проживающих в детских домах и приёмных семьях
Крис Рейтер приняла взвешенное решение пройти через операцию по стерилизации. И по началу она была воодушевлена. Она выяснила, что по статистике каждая пятая американка не будет иметь биологических детей. кто-то по желанию, кто-то — в связи с обстоятельствами.
Но потом Крис начала натыкаться на угнетающие истории. Многие женщины тратили кучу денег и времени, чтобы добиться стерилизации и везде получали отказ. В итоге они просто сдавались. Причем отказывали не только тем, кто никогда не рожал, но и женщинам, у которых уже были дети. Им говорили, что они слишком молоды или что у них мало детей.
И даже если вы удовлетворяете всем требованиям (таким как «достигнуть 21-летия», «принимать решение в здравом уме и по собственному желанию» и «выдержать 30-дневный период ожидания») вы всё равно должны будете преодолеть стену непонимания и пренебрежения.
Крис долго готовилась к посещению врача. Ей было важно донести до доктора, что это не прихоть, не желание молодой девушки тусоваться без риска залететь, а неотъемлемая часть её личности.
Но врач всё равно считал, что она пожалеет о своём решении. И после того, как Крис рассказала ему, что её партнер поддерживает её выбор, он спросил: «Что будет, если в будущем вы поменяете партнёра, и тот захочет детей»? То есть доктор ожидал от неё отказа от убеждений, в случае если партнёр захочет иметь детей.
И даже если потом однажды Крис пожалеет, то она лишилась лишь одной из возможностей стать родителем. Чтобы иметь семью, не нужна биология.
И уж лучше встретиться с этим, чем однажды понять, что у тебя ребёнок, которого ты не хотела или к которому была не готова. Ведь во втором случае уже затрагиваешься не только ты, но и ребёнок.
Но тот врач всё-таки отказал Крис. И ей пришлось пройти ещё через множество консультаций, чтобы наконец-то добиться права распоряжаться своим телом так как она хочет.
Лишь только пройдя через всё это Крис до конца осознала, как общество не желает воспринимать женщину отдельно от её материнской функции. Крис считает, что ценность женщины не должна определяться тем, есть ли у неё дети.
Она говорит: «Женщины обладают уникальной возможностью создавать жизнь, но когда мы говорим, что в этом её цель, это означает, что её существование лишь средство к достижению оной».
Важно понимать, что когда общество склоняет к соблюдению определенных ролей, мы порой вынуждены отказываться от своих желаний ради принятия этих стандартов. Хотя каждый имеет право на самоопределение и собственный путь достижения счастья и полноты жизни.
Текст создан на основе этих материалов:
“Дал Бог зайку — даст и лужайку”, “Родишь — полюбишь”, “Дети — это счастье”, “А кто поднесёт стакан воды в старости?” “Часики-то тикают”, “Потом пожалеешь”.
Но есть люди, которые не принимают такие аргументы. Их объединяет понятие Чайлдфри.
На хрен детей. Мне 37 не женат, детей нет и не хочу.
По мнению психолога Катерины Поливановой, мы живём в эпоху интеллектуального выбора. Ранее воспитание детей было более интуитивным, а родители беспокоились прежде всего о физическом комфорте детей. Сегодня модели воспитания стали сложнее и родителей больше волнует психологическое состояние и материальное благополучие ребёнка.
Здесь ролик из «Идиократии»
В 2020 году у нас в стране провели опрос, согласно которому почти половина россиян от 18 до 45 лет не хотят заводить детей. Причём среди них женщин больше, чем мужчин (51% против 41%).
Хотелось бы посмотреть на этот опрос, уж не в Москве ли его проводили, а потом за «всех россиян решили».
В разговорах с ней на эту тему взрослые всегда использовали слово «когда». «Когда ты выйдешь замуж. » «Когда ты заведёшь детей. ». Никто даже не задумывался о том, что хочет или не хочет сама Крис. А она не хотела иметь детей.
А Крис не задумывалась о том что другие просто не отрицают своей биологической роли?
Вот лишь несколько факторов, из-за которых женщина может принять решение не заводить потомство:
Риск передачи наследственных заболеваний
Опасность отмены приёма жизненно важных лекарств во время беременности
Обеспокоенность перенаселённостью планеты
Огромное количество детей, проживающих в детских домах и приёмных семьях
Крис Рейтер приняла взвешенное решение пройти через операцию по стерилизации.
Крис считает, что ценность женщины не должна определяться тем, есть ли у неё дети.
Крис правильно считает, но этот вывод она делает на основе ложных предпосылок.
И уж лучше встретиться с этим, чем однажды понять, что у тебя ребёнок, которого ты не хотела или к которому была не готова.
И даже если потом однажды Крис пожалеет, то она лишилась лишь одной из возможностей стать родителем. Чтобы иметь семью, не нужна биология.
Ну что с того что у меня дети? Я их не видел. Я работал по 12-14 часов.
что только не придумают, что бы убрать «лишних людей» в капиталистическом мире.
Вот что-то эгоистичное и инфантильное в этой идеологии чайлдфри мне видится. Значит, приверженцы традиционных ценностей будут растить детей, в чем-то отказывать себе, тратить свое время и ресурсы на воспитание новых членов общества. А чайлдфри будут жить для себя. В итоге состарятся и те и другие, но блага для потребления состарившихся чайлдфри будут создавать дети «традиционных».
В посте даже не предпринято попытки разобраться в причинах «ненависти», просто констатируется, что общество осуждает чайлдфри за то что они чайлдфри, и навязывает стандарты. А у стандартов ведь есть объективные причины быть, обществу необходимо воспроизводство.
«Поворот не туда»: красноярец помог мальчику найти маму
В Красноярске мужчина заметил на остановке плачущего мальчика. Он спросил у ребенка, что случилось. Оказалось, что школьник сел не на тот автобус, уехал в незнакомый район и заблудился. Мальчик просил у прохожих телефон, чтобы позвонить маме, но все ему отказывали. Об этом сообщает сетевое издание «МК в Красноярске».
Мужчина сказал, что ребенок сильно замёрз и был очень голоден. Он отвёл его в кафе и вызвал полицию.
Сотрудники забрали мальчика и передали в отделение, где мама школьника в это время уже оформляла документы о пропаже человека.
Жизненная ситуация
Аист больше никого не принесет
Кого не любили
Тут, на Pikabu, я натолкнулся на большой пост, где люди, которых не любили в детстве их родители, писали, как им от этого до сих пор больно.
Самое грустное, что никто и никогда их уже не будет любить той любовью, которой они хотели быть любимы. Желание этой любви — лишь взрослое осознание существования чего-то, что совершенно точно есть и что ты сам можешь дать, и что ты мог бы получить, но не получил. И с этим нельзя ничего поделать. Жалеть себя и горевать о несправедливости, не принесёт ничего, кроме страданий тебе самому и людям вошедшим в твою жизнь. Нужно попытаться принять эту часть своего прошлого. Это как раз та ответственность взрослой жизни, где именно ты должен склеить всё то, что было в ней разбито, даже если это разбил по своей безответственности кто-то другой.
Дети. Цветы. Жизнь
Ксюша берет грунт из горшка с герберами и посыпает им сами цветы со словами: им кушать надо!
Вдумчиво объясняю, что цветы кушают корнями.
Ксюша дергает все цветки как рычаги в коробке передач Нивы. Стряхивает грунт.
Опять шум. Оборачиваюсь.
Ксюша из кружечки поливает цветы молочком.
Вдумчиво объясняю, что цветы надо поливать водой, а не молочком или даже пивом.
Продолжение поста «Дети, уборка и роботы»
Подняли тему «Обучение детей и компьютерные игры»
У нас с братом доступ к великим сокровищам мира. Игры Lines, Преферанс, Принц Персии и Цивилизация 1 (на английском).
А Преферанс. О, это отдельная тема.
Вместе с отцом мы внимательно изучали правила, вникали в тонкости. Начали понимать грустную иронию фразы»Купил, Купил, два туза на мизере». Учились разбивать в пух и прах компьютерных противников.
В результате, соседка на коммунальной кухне недовольно наблюдала за картиной, как пятиклассник (то бишь я), и третьеклассник (брат) расписывали пулю на мытьё посуды. Рубка была нешуточной. Подсвечниками не дрались, но жуткие угрозы шипели, как две змеюки.
Вот такие дела, ребята.
Соседи
В понедельник было. Поднимаюсь в лифте, подхожу к двери своей квартиры. Около соседней двери ребенок лежит. Девочка, лет 8- 9. Думал инфаркт хватит. Меня.
Подбежал; толкаю. Спит. Тормошу, просыпайся..
— Тебя как зовут? Где живешь?
Молчит. Что делать? ХЗ.
Стучу в дверь.
Не открывают.
Звоню на горячую линию Департамента соц. защиты населения по решению проблем безпризорности.
Спасибо Гугл. Девочку к себе завел, после того, когда звонок приняли и сказали, что едут.
Приехали минут через 40. Мы пока чай попили, познакомились. Варя, 9 лет. Живет с мамой, пришла со школы (примерно в 14:00), дверь мама не открыла, но она дома ( со слов ребенка). Пошла, погуляла. Еще пришла, дверь не открывают. Причем у ребенка есть ключи, но закрыто на внутренний замок.
Приехала соц.защита, поговорили с Варей, забрали её, увезли.
Сегодня, среда 01.12.21.
Стук в дверь (звонка нет)
Открываю. Стоит мадам ( лет 30 с прицепом, лицо уставшее от синьки, прям утомленное)
— Это ты вызвал ментов, чтобы мою девочку забрали?
— Да, не ментов, а органы соц.защиты
И еще 5 минут отборного мата и ругани. Пообещали машину сжечь ( не знаю чью, у меня нет), короче. соседи попались такие, что врагов не надо.
Дети, уборка и роботы
Тут смотрел видео тёти-психолога.
Тётя-психолог учила как приучать детей к порядку, чтобы не превращать детскую (и вообще квартиру) в свинюшник. Ну там, в форме игры, или мелкие поручения давать, или читать мораль сказки и прочая.
Фигня-война, ничего из этого не эффективно так, как мечтает в розовых мечтах Тётя-психолог. Противопехотные мины системы Лего с пола никуда не пропадут от лекций и нравоучений. А в форме игры вам понаставят ловушек в лучших традициях вьетнамских партизан.
«Эта умная железяка! Словно перст судьбы пройдёт по квартире. И пожрёт. Ваши любимые игрушки и носки. Если они будут лежать на полу. «
примерно так звучала моя мотивационная речь, перед личным составом.
Не успел затихнуть последний восклицательный знак, как мои наследники, моих будущих миллионов, ломанулись в детскую с воплями «Папа, погоди немного. Не включай его пока. Сейчас всё уберём. «
Продолжение Задержка в развитии или
Девочка из Челябинска, убившая котенка, неоднократно издевалась над животными
Подросток находился на домашнем обучении по желанию своей матери. Та считает свою дочь гениальной и заставляет в дополнение к школьной программе заниматься с репетиторами, посещать занятия для школьников по отдельным предметам при университете, участвовать во всех предметных олимпиадах, а также играть на скрипке.
«При этом мать видела и знала, что у ее ребенка явно начались проблемы с психикой, но ничего не делала, а только еще больше требовала Ребенка надо было срочно вести к психиатру, а ее вели на скрипку или требовали получить очередную грамоту за олимпиаду, хотя родственники боялись подростка», — заявил источник, добавляя, что матери девочки было известно и о том, что она издевалась над животными.
Ребенка должны поместить в центр временного содержания несовершеннолетних преступников. Также будет проведена проверка того, нет ли у девочки отклонений. Уголовная ответственность ей не грозит из-за возраста.
Напомним, информация о растерзанном котенке появилась в выходные в группе «Академ Риверсайд | Челябинск Сити | Соседи» соцсети «ВКонтакте». Кровью животного, которое расчленили, на двери подъездного балкона было написано «I kill you» (означает «Я тебя убью»). В отрубленную голову зверька вставили сигарету. При этом голову животного девочка поставила на балкон подъезда, чтобы все жители видели. То есть она хотела, чтобы это увидели как можно больше людей. Части тела котенка были разбросаны в четырех местах.
Яж Отец здорового человека
Сейчас еду в поезде (сразу, дело происходит в Германии) утренний рейс народу 5 человек на вагон. 2 мужика где-то впереди, около меня молодой отец (довольно брутального рокерского вида)с ребенком лет 3. Ребенок начал просить включить ему сказку (какая-то игрушка рассказывает сказки).Отец ему говорит тогда пошли спросим у других людей не будем ли мы мешать и они пошли прошлись по всему вагону вместе и ребенок спрашивал всех немногочисленных 3х человек можно он послушает сказку, им конечно все разрешили и папа с сыном пошли и негромко включили сказку, которая даже если бы они не спрашивали никому бы не помешала.
(Если честно до последнего думал что сейчас из динамиков игрушки заиграет Rammstein или Oomph😁) самые внимательные найдут кусочек игрушки
Рисунок отца
Сегодня ездил к матушке. Сфотографировал её портрет, который рисовал мой отец. Художественного образования у него не было, только высшее юридическое. Но стенгазеты на новый год рисовал регулярно. Посмотрел я, и подумал, что так рисовать карандашом никогда не умел, и уже никогда не буду. Портрет под стеклом, поэтому к сожалению на фото вышел не очень четкий, и с отражением.