село лопьял уржумского района кировской области чем знаменито
Село Лопьял
Село Лопьял
Село Лопьял, центр Лопьяльского сельского округа.
Расстояние до центра района (город Уржум) 20 километров, дата основания — 1509 год (селом Лопьял стал в 1740 году согласно указу Казанской контры новокрещенных дел), прежнее название: Богоявленское, число жителей 612 человек.
Расположено на берегу реки Уржумки, вблизи лесные рощи.
Согласно переписи населения 1926 года село — центр Лопьяльского сельсовета, число жителей 917 человек (231 хозяйство). В сельсовете 5 населенных пунктов, население 1 764 человека (411 хозяйств). Ныне в составе округа 14 селений, на начало 2001 года число жителей 2 214 человек. На территории округа расположены СХПК (колхозы): «Витлинский», «Всходы», «Новый», «Унурский» и ООО «Феникс», есть Дом культуры, библиотека, краеведческий музей, музыкальная школа. Известно время основания деревень округа: Витля — 1517 год; Вичмарь — 1507 год; Нуса — 1509 год; Селенур — 1514 год; Унур — 1516 год; Токари (при старой мельнице) — в 1785 — 1786 годах; Дубровка — в 1815 — 1816 годах.
Известные уроженцы округа: А, П, Грудцын (1849 — 1917, село Лопьял), крестьянский поэт — самоучка; А, В, Кожевников (родился в 19891, деревня Хабазы), писатель, лауреат Государственной премии 1950 года за роман «Живая вода»; Ф, П. Кунилов (1877 — 1958, деревня Казанцево), литератор, журналист, редактор журнала «Рыболов — охотник» («Охотник — рыболов»); А, Е, Титов (1873 — 1843, деревня Казанцево), пчеловод, один из первых в России организаторов промышленного пчеловодства, редактор журнала «Пчеловодство»; Герой Советского Союза Л. С, Резвых (1920 — 1959, деревня Хабазы), командир отделения инженерно — саперного батальона; П. З. Мосунов (1907 — 1990, село Ашлань), ректор Кировского пединститута, первый ректор политехнического института.
(Виноградов О. Васнецовские села: село Лопьял // Вятка: Краевед. сб. Вып. 9. Киров, 1991. С. 190 — 191.)
(Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год).
Лопьял (Богоявленское)
Варианты названия: Лопьял, Богоявленское, Лопьяль (Богоявленское)
В настоящее время: С. Лопьял— Уржумский район, Лопьяльское сельское поселение.
Расстояние до центра района (город Уржум) 20 километров, дата основания — 1509 год (селом Лопьял стал в 1740 году согласно указу Казанской контры новокрещенных дел), прежнее название: Богоявленское, число жителей 612 человек.
Расположено на берегу реки Уржумки, вблизи лесные рощи.
Согласно переписи населения 1926 года село — центр Лопьяльского сельсовета, число жителей 917 человек (231 хозяйство). В сельсовете 5 населенных пунктов, население 1 764 человека (411 хозяйств). Ныне в составе округа 14 селений, на начало 2001 года число жителей 2 214 человек. На территории округа расположены СХПК (колхозы): «Витлинский», «Всходы», «Новый», «Унурский» и ООО «Феникс», есть Дом культуры, библиотека, краеведческий музей, музыкальная школа. Известно время основания деревень округа: Витля — 1517 год; Вичмарь — 1507 год; Нуса — 1509 год; Селенур — 1514 год; Унур — 1516 год; Токари (при старой мельнице) — в 1785 — 1786 годах; Дубровка — в 1815 — 1816 годах.
Известные уроженцы округа: А, П, Грудцын (1849 — 1917, село Лопьял), крестьянский поэт — самоучка; А, В, Кожевников (родился в 19891, деревня Хабазы), писатель, лауреат Государственной премии 1950 года за роман «Живая вода»; Ф, П. Кунилов (1877 — 1958, деревня Казанцево), литератор, журналист, редактор журнала «Рыболов — охотник» («Охотник — рыболов»); А, Е, Титов (1873 — 1843, деревня Казанцево), пчеловод, один из первых в России организаторов промышленного пчеловодства, редактор журнала «Пчеловодство»; Герой Советского Союза Л. С, Резвых (1920 — 1959, деревня Хабазы), командир отделения инженерно — саперного батальона; П. З. Мосунов (1907 — 1990, село Ашлань), ректор Кировского пединститута, первый ректор политехнического института.
(Виноградов О. Васнецовские села: село Лопьял // Вятка: Краевед. сб. Вып. 9. Киров, 1991. С. 190 — 191.)
(Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год).
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта 
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.
Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка («починки», «деревни», «заимища») или из предыдущей строки.
В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.
Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.
Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.
Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.
В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ? Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
15206 | Лопьял | с. каз. | при рч. Уржумке | Уржумский уезд, Стан 1 | На Старо-Казанской коммерческой дороге | 20 | 32 | 104 | 374 | 423 | 797 | Церковь православная 1. Сельское училище. Торжок 1. |
«Книга Вятских родов» В.А.Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
19730 | село Лопьял; Богоявленское | Вятская губерния, Уржумский уезд, Пилинская волость, Пилинский район | с. Лопьял, Троицкая ц. (церковь в этом селении) | Уржумка → Вятка | 188 | 1097 | поденщик; плотник | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
Всероссийская перепись населения 2002 года
Всероссийская перепись населения 2010 года
Государственный каталог географических названий (АГКГН)Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 годЦерковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)Троицкая церковьХрамозданные грамотыПриходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Село Лопьял | Троицкая церковь | Уржумский уезд | 1-й благочиннический округ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
368. Троицкая в селе Лопьяле. Каменная, построена в 1829 г., теплый храм перестроен в 1838 г. В ней три престола: в холодном храме во имя Св. Троицы, в теплом в честь Богоявления Господня и во имя Св. Пророка Исаии. К ней приписана Николаевская церковь в селе Ашлани, в 4 в. от села Лопьяла, зданием деревянная, построенная в 1863 г. При церкви состоят два священника, диакон и три причетника. Двое из причетников проживают в наемных квартирах, у прочих свои дома. Земли при церкви нет. Прихожан при Лопьяльской церкви, в 30 селениях, от 1 до 10 в. от церкви, 2302 м. п. и 2706 ж. и при Ашланской церкви, в 6 селениях, 367 м. п. и 423 ж.; в том числе Черемис в Лопьяльском приходе 759 м. п. и 855 ж. Раскольников-110 м. п. и 129 ж. Село Лопьял от г. Вятки в 210 в. Ближайшия села: Пустополье в 10 в. и Билямор в 12 в. 368. Троицкая въ селѣ Лопьялѣ. Каменная, построена въ 1829 г., теплый храмъ перестроенъ въ 1838 г. Въ ней три престола: въ холодномъ храмѣ во имя Св. Троицы, въ тепломъ въ честь Богоявленія Господня и во имя Св. Пророка Исаіи. Къ ней приписана Николаевская церковь въ селѣ Ашлани, въ 4 в. отъ села Лопьяла, зданіемъ деревянная, построенная въ 1863 г. При церкви состоятъ два священника, діаконъ и три причетника. Двое изъ причетниковъ проживаютъ въ наемныхъ квартирахъ, у прочихъ свои дома. Земли при церкви нѣтъ. Прихожанъ при Лопьяльской церкви, въ 30 селеніяхъ, отъ 1 до 10 в. отъ церкви, 2302 м. п. и 2706 ж. и при Ашланской церкви, въ 6 селеніяхъ, 367 м. п. и 423 ж.; въ томъ числѣ Черемисъ въ Лопьяльскомъ приходѣ 759 м. п. и 855 ж. Раскольниковъ-110 м. п. и 129 ж. Село Лопьялъ отъ г. Вятки въ 210 в. Ближайшія села: Пустополье въ 10 в. и Биляморъ въ 12 в. Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лопьял | Троицкая | Уржумский уезд | 1-й благочиннический округ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Село Лопьял (Богоявленское) | Троицкая церковь | Уржумский уезд | 1-й благочиннический округ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7) Село Лопьял (Богоявленское) – Троицкая церковь, каменная, построена в 1811 г.; расстоянием от г. Вятки в 212 вер., от уездного города в 18 вер.; приписная церковь в починке Михайловском, деревянная, освящена в 1908 г., часовня Михайловская, постр. в 1881 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 д. 672 с., пах. 33 д., земля находится в пользовании крестьян; о кружечных доходах сведений нет; от казны на содержание духовенства назначено 931 р. на весь причт; руги соб. на весь причт до 100 п. ржи и овса; прихожан: правосл. русск. 2095 м. п., 2153 ж. п., крещ. черем. 969 м. п., 1059 ж. пол.; старооб. 242 м. п. 257 ж. п.; приход состоит из 25 селений, расст. 2 – 9 в. Село расположено по Казанскому проселку, ведущему из г. Уржума в г. Казань, на берегу реки Уржумки; не в далеком расстоянии от села находятся лесные рощи крестьян, помещнков и государственная роща. В приходе школы: министерская двухклассная в селе, земские – в деревне Сабуяле, в деревне при Двух Студеных Ключах в 9 вер., в починке Михайловском (ныне село Михайловское) и школы грамоты Витлинерская (Кисели) в 5 вер., Толгозинская в 5 вер. Занятие прихожан – хлебопашество. Медиц. пунк. в заводе Шурме в 25 вер., в Уржуме в 18 вер., в Нартасе в 17 вер.; вол. правл. Пилинское в 3 вер.; пароход. пристан. Турек в 18 вер. Древние предметы: крест серебряный 1803 г., сосуд с прибором серебряный, потир, обложен резною серебряной решеткой 1795 г., две оловянные дароносицы, евангелие напрестольное, изд. Моск. Син. типогр. 1791 г., евангелие на полуалександрийской бумаге, иконы: образ нерукотворенного Спаса, образ Казанской Божией Матери, образ Владимирской Божией Матери, образ Св. и Чуд. Николая, издревле почитаемый, особенно черемисами, образ Св. Власия и Модеста, Тихона Амафунского, Антипы, мучеников Флора и Лавра, образ страшного Суда Божия (висит на паперти) 1788 г., образ Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и Германа; книги: устав церковныи 1773 г., осмогласник (две книги) изд. Моск. Синод. типогр. 1727 г., Триодь постная и праздничная минея того же издания, минея на все месяцы и общая 1794 г. 7) Село Лопьялъ (Богоявленское) – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1811 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 212 вер., отъ уѣзднаго города въ 18 вер.; приписная церковь въ починкѣ Михайловскомъ, деревянная, освящена въ 1908 г., часовня Михайловская, постр. въ 1881 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 діак., 2 пс.; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 2 д. 672 с., пах. 33 д., земля находится въ пользованіи крестьянъ; о кружечныхъ доходахъ свѣдѣній нѣтъ; отъ казны на содержаніе духовенства назначено 931 р. на весь причтъ; руги соб. на весь причтъ до 100 п. ржи и овса; прихожанъ: правосл. русск. 2095 м. п., 2153 ж. п., крещ. черем. 969 м. п., 1059 ж. пол.; старооб. 242 м. п. 257 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 25 селеній, разст. 2 – 9 в. Село расположено по Казанскому проселку, ведущему изъ г. Уржума въ г. Казань, на берегу рѣки Уржумки; не въ далекомъ разстояніи отъ села находятся лѣсныя рощи крестьянъ, помѣщнковъ и государственная роща. Въ приходѣ школы: министерская двухклассная въ селѣ, земскія – въ деревнѣ Сабуялѣ, въ деревнѣ при Двухъ Студеныхъ Ключахъ въ 9 вер., въ починкѣ Михайловскомъ (нынѣ село Михайловское) и школы грамоты Витлинерская (Кисели) въ 5 вер., Толгозинская въ 5 вер. Занятіе прихожанъ – хлѣбопашество. Медиц. пунк. въ заводѣ Шурмѣ въ 25 вер., въ Уржумѣ въ 18 вер., въ Нартасѣ въ 17 вер.; вол. правл. Пилинское въ 3 вер.; пароход. пристан. Турекъ въ 18 вер. Древніе предметы: крестъ серебряный 1803 г., сосудъ съ приборомъ серебряный, потиръ, обложенъ рѣзною серебряной рѣшеткой 1795 г., двѣ оловянныя дароносицы, евангеліе напрестольное, изд. Моск. Син. типогр. 1791 г., евангеліе на полуалександрійской бумагѣ, иконы: образъ нерукотвореннаго Спаса, образъ Казанской Божіей Матери, образъ Владимірской Божіей Матери, образъ Св. и Чуд. Николая, издревле почитаемый, особенно черемисами, образъ Св. Власія и Модеста, Тихона Амафунскаго, Антипы, мучениковъ Флора и Лавра, образъ страшнаго Суда Божія (виситъ на паперти) 1788 г., образъ Казанскихъ Чудотворцевъ Гурія и Варсонофія и Германа; книги: уставъ церковныи 1773 г., осмогласникъ (двѣ книги) изд. Моск. Синод. типогр. 1727 г., Тріодь постная и праздничная минея того же изданія, минея на всѣ мѣсяцы и общая 1794 г. Поездка на Родину Виктора Васнецова в село Лопьял Уржумского районаВсем привет! Вот и настали выходные. Появилось свободное время и можно куда-нибудь съездить. Что-нибудь пофотографировать и пособирать информацию для новой статьи. На этот раз решил побывать на Родине великого русского художника-живописца Виктора Михайловича Васнецова. В основном, раньше приходилось проезжать мимо этого старинного села. К примеру, по направлению к Унуру. Но один раз, по весне, мы с товарищами проезжали через тихие лопьяльские улочки, покрытые глубокими лужами с талой водой. Но на сей раз я поездку решил посвятить полностью этому селу. В этом тексте будет бездорожье, встреча с самой старейшей жительницей населённого пункта, а также прикосновение к кресту, когда-то возвышающемуся над окрестностями. Поехали! В субботний день погода, честно говоря, подкачала. С самого раннего утра шёл сильный мокрый снег и на земле уже успел накопиться изрядный слой. Поэтому выбор транспортного средства для преодоления пути был сделан в пользу старой доброй Нивы, которая ещё ни разу меня не подводила. Даже когда на ней вышло из строя контактное зажигание, этот автомобиль вывез нас из леса и встал только в Нововятске, где уже меня на буксир взял мой товарищ. К тому же в Уржуме дороги разбиты настолько, что среднестатистическая легковая машина или в простонародье «пузотёрка» на ходу своими порогами и днищем цепляет края ям и куски вывороченного асфальта. Интересно, как можно было довести до такого состояние городские улицы. Районный центр, город Уржум. Это ещё не самая жесть Выехав из города и увязавшись за другой Нивой, удалось без приключений добраться до точки назначения. Из-за снегопада видимость была не очень, а небо сливалось с белоснежными полями. Обычно, на подъезде к селу, уже было видно высокую колокольню церкви. Но в таких условиях приходилось её буквально искать. Так как в качестве ориентира я взял именно её − Троицкую церковь. Пора углубиться в историю. Считается, что это поселение основано в 1509 году. В то далёкое время страной правил Государь всея Руси Василий III Иванович. Именно его сын Иван вошёл в историю под прозвищем Грозный. Прошло два с небольшим столетия и по указу Казанской конторы новокрещенских дел, в 1740 году Лопьял получил статус села. Также в старину это место называлось Богоявленским. Первая деревянная церковь была выстроена уже в 1741 году. А уже каменный храм Троицы Живоначальной, дошедший до наших дней, согласно Энциклопедии земли Вятской, возводилась в промежутке с 1811 по 1831 год. Известия ИАК” № 48, 1913 год По традиции, приведу выдержку из «Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)»
При церкви состоятъ два священника, діаконъ и три причетника. Двое изъ причетниковъ проживаютъ въ наемныхъ квартирахъ, у прочихъ свои дома. Земли при церкви нѣтъ. Прихожанъ при Лопьяльской церкви, въ 30 селеніяхъ, отъ 1 до 10 в. отъ церкви, 2302 м. п. и 2706 ж. и при Ашланской церкви, въ 6 селеніяхъ, 367 м. п. и 423 ж.; въ томъ числѣ Черемисъ въ Лопьяльскомъ приходѣ 759 м. п. и 855 ж. Раскольниковъ-110 м. п. и 129 ж. Село Лопьялъ отъ г. Вятки въ 210 в. Ближайшія села: Пустополье въ 10 в. и Биляморъ въ 12 в. А летом 1844 года, окончив Вятскую семинарию, в село Лопьял на службу прибыл священник Михаил Васильевич Васнецов − отец знаменитых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Именно здесь, в 20 километрах от уездного городка, и родился Виктор Михайлович. И так, проехав перекрёсток Уржум-Лопьял-Унур и преодолев знак с названием села, я попал на просторные улицы старинного населённого пункта. Свернув с одной дороги на другую, в дымке снега вижу очертания старой колокольни. Поворачиваю у ней и выезжаю в центр. Тут находится магазин, где мужик из газели разгружал товар. Храм с признаками работ по его восстановлению и люди. Несмотря на погоду, местные жители были на улице. Кто-то чистил снег, а кто-то с покупками возвращался домой. Первым делом мне хотелось осмотреть храм. Около него стоят и разговаривают две женщины. Подойдя к ним и рассказав немного о себе, а также о цели визита сюда, позадавал вопросы. К моему удивлению и радости, женщина рассказала, что работает в этом храме и любезно согласилась мне его показать. Я и не думал, что Троицкая церковь возрождается. На всех фотографиях, что приходилось видеть ранее в сети, здание выглядело заброшенным. Однако же неравнодушные местные жители, как мне рассказала собеседница, начали работы в 2006 году. Зайдя в двери, мы попали в тёплый храм. Тут стоит печка и на самом деле темло. Здесь же есть стол, где продаются свечки и церковная литература. Как-никак, средства на восстановление памятника истории откуда-то надо брать. Несмотря на высокий потолки, здесь очень уютно. Также уютно и в трапезной, где тоже стоит печка и добротный стол. В холодном храме во всю ведутся ремонтные работы. Однако несмотря на это, и здесь царит порядок. Мусора нет, всё прибрано. Сверху своды с остатками старинных росписей. Вряд ли теперь узнаешь, чья рука наносила изображения святых на белоснежную штукатурку. За следующей дверью мне показали ещё одну часть храма. Тут также ведутся работы, но от времени эта часть пострадала больше. Взгляд привлёк предмет, который мне никогда не приходилось видеть в непосредственной близости − крест храма, когда-то в старину венчавший купол колокольни. Мне очень захотелось прикоснуться к потемневшему от коррозии большому металлическому кресту. А ведь он помнит, как тут жили в старину, помнит каждую грозу и помнит Васнецовых. Именно он возвышался над селом и всей округой. Его было видно почти из всех окрестных деревень. Очень интересная историческая ценность! Удивительно, что он дошёл до наших дней в целости и сохранности. В помещении за алтарём выстроен какой-то фундамент. Служительница церкви, увидев мой интерес к этому объекту, поведала, что в советское время тут располагались слесарные мастерские. По этой информации я предположил, что сие кирпичное изделие служило фундаментом для станка. Интересно, каково было работать в здании храма? К сожалению, уцелевших росписей сохранилось мало. Также мне рассказали, что тут недалеко живёт старейшая местная жительница. Зовут её Капитолина Никаноровна и ей 93 года. Также меня уверили, что она находится в добром здравии, ясном уме, многое помнит и может рассказать. Что ж, идём в гости! Прощаюсь с работницей церкви, благодарю её за экскурсию и рассказ, выхожу на улицу. Снег продолжает валить. Ищу нужный дом, стучусь. Снова рассказываю, кто я и зачем пришел, и меня впускают. Но Капитолина Никаноровна, сославшись на давление, отказалась от беседы. Как никак, возраст… Дай Бог каждому дожить до такого возраста! Всё же, буквально обменявшись несколькими фразами, я благодарю долгожительницу, желаю ей крепкого здоровья, прощаюсь и выхожу на улицу. Пора посмотреть место, где стоял дом Васнецовых. От местного населения я узнал, что в липах, за храмом, и жил Михаил Васильевич. Проехав по заснеженной дороге, осмотрел этот заросший пустырь, сделал несколько снимков. Также сфотографировал церковь с другого ракурса. Напротив стоит какое-то здание также дореволюционной постройки, переделанное в гараж. Пора бы посмотреть здания советского периода. Приблизительно здесь и стоял дом Васнецовых Чуть в стороне от исторического центра скромно расположился сельский дом культуры. Выкрашенное в белый цвет с двумя колоннами здание на протяжении многих лет служит культурно-просветительским центром. А поодаль стоит большая школа и здание детского сада. Последний, вроде как, уже закрыт. Пока фотографировал ДК с красной звездой, сзади приближался трактор и уже сигналил. Бегом по мокрой снежной каше мчусь к машине и с пробуксовкой стартую в сторону и поворачиваю налево. Ещё два интересных объекта. Первый − разрушающийся каменный дом, которому более ста лет. А второй − местный историко-краеведческий музей имени В. М. Васнецова. На вид, он также размещён в старинном деревянном здании. К сожалению, в этот день у него был выходной, а заведующего музеем не хотелось отвлекать. Возможно, у него есть какие дела поважнее. Ну а я обязательно посещу его позже. Оказалось, ранее тут располагалась школа, открытая ещё до революции. Если быть точнее, то в 1898-1899 годах. Фото предоставил Владимир Ветлужских Делаю последние кадры и беру курс на выезд из села. Снег также продолжает засыпать землю крупными хлопьями, ну а мне предстояло проехать 20 километров по разбитым дорогам обратно в Уржум. На этом позволю себе закончить повествование о поездке в старинное село Лопьял, где начал свою жизнь наш вятский живописец Виктор Васнецов. Несмотря на погоду, я получил массу положительных эмоций от посещения такого интересного места с богатой историей. Очень хорошо, что люди уважают историю своей родины и не дают памятникам прошлого разрушиться.
|