сеги или шахматы что сложнее
Правила игры в Сёги
Сёги — одна из древнейших шахматоподобных игр в мире. Если вы давно хотели научиться играть в японские шахматы, то эта статья для вас! Здесь я постарался максимально понятно изложить правила и основные моменты сёги.
По всему миру ежегодно возрастает популярность традиционно японских шахмат сёги
К сожалению, за пределами Японии нет единого официального свода правил игры в сёги, что порождает множество их вариаций. Также нередки попытки адаптировать японские шахматы под европейский менталитет. Это убивает игру!
Считаю важным сохранить уникальную японскую философию шахмат сёги и их аутентичность.
Ниже приводится перевод правил прописанных в документах японской ассоциации сёги.
Именно по этим правилам играют в шахматы сёги в Японии.
Кстати, в переводе с японского сёги — игра генералов.
Итак, начнём постигать полководческое искусство…
Основные правила шахмат сёги
Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.
В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.
Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).
Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.
Сёгибан
В сёги доска называется сёгибан и представляет собой прямоугольник с нанесённой на него сеткой 9х9 клеток. Все клетки одинакового размера и цвета. Также на доске вы можете заметить четыре маленькие точки, которые помогают разделить доску на девять квадратов 3×3, это облегчает восприятие игрового поля.
Сёгибан как правило изготавливается из древесины торреи орехоносной.
Комадай
Кроме сёгибана при игре может использоваться комадай — подставка для взятых в плен фигур противника. Комадай используется для повышения удобства во время игры. Располагается справа от сёгибана ближе к игроку.
Превращения
Визуально на сёгибане можно выделить 3 равных по размеру области:
При попадании в лагерь противника все фигуры кроме короля и золотого генерала можно превратить в их улучшенные версии. Переворот фигур происходит по желанию игроков, но есть ряд правил:
Переворачивать можно фигуры, которые только вошли в зону превращения или уже ходят в ней
Если фигура вышла из зоны превращения и не была перевёрнута, то для превращения ей снова понадобится войти в зону
Фигура сброшенная в лагерь противника может быть превращена при совершении хода
Младшие фигуры (кэйма, кёся, фухё) обязательно переворачивать при достижении ими последней горизонтали с которой они уже никуда не смогут походить (предпоследней для кейма)
Однажды перевернувшись фигура уже не возвращается в начальное состояние до тех пор пока её не съедят
Фигуры
В начале партии фигуры расставляются по свои лагерям.
Всего в сражении на доске учувствует 40 фигур, по 20 с каждой стороны. На каждую фигуру нанесены иероглифы кандзи обозначающие их имена. Обычно фигуры обозначаются двумя иероглифами, но нередко обозначение сокращают до одного иероглифа. О превращениях фигур поговорим чуть позже.
В сёги 8 видов основных фигур и 6 перевёрнутых, которые в итоге дают 10 различных по возможностям фигур. Рассмотрим их все подробнее:
Осё (王将 ) и Гёкусё (玉将)
Королевский генерал или Осё — это аналог короля в европейских шахматах. Ходит также, на одну клетку в любом направлении.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Гекусё в переводе с японского — драгоценный генерал. Ходит он также как и осё.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
На поле обе фигуры ведут себя одинаково. Не переворачиваются. Внешне отличаются лишь одной небольшой чёрточкой справа от иероглифа 王 (玉)
Всё дело в том, что для японцев сёги — это не просто игра. Для них это также в некотором роде ритуал.
Осё — фигура для более опытного или старшего по возрасту или титулу игрока. Гёкусё — фигура для младших или менее опытных игроков. Таким образом японцы проявляют уважение.
Так например, если играют отец и сын, то король осё достанется отцу. Аналогичная ситуация с хозяином дома и его гостями, осё — для хозяина.
Исключения могут возникнуть при наличии у одного из игроков профессионального разряда.
Хися (Летающая колесница)
Хися — одна из сильнейших фигур в сёги. Ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. Точно также, как и шахматная ладья.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Размещается над правым конём. При перевороте получает имя рюю.
Рюю (королевский дракон)
После переворота король-дракон сохраняет возможность ходить по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, а также обретает способность ходить в любую сторону на одну клетку (как король).
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Какугё (слон)
Какуге наравне с летающей колесницей, считается ещё одной из сильнейших фигур. Ходит какуге аналогично слону в шахматах — на любое число клеток по диагоналям.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Располагается над левым конём. При перевороте какугё превращается в рюма, 竜馬
Рюма (лошадиный дракон)
После переворота слон может ходить по диагоналям на любое число клеток, а также в любую сторону на одну клетку.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Кинсё (золотой генерал)
Сокращённо кинсё также называют просто золото. Золотые генералы — это личные телохранители короля. На доске у каждого игрока по 2 золота. При начальной расстановке фигур они находятся слева и справа от короля.
Кинсё ходит почти также как и король, но не может отступать назад по диагонали.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Также как и король, золото не переворачивается. Его обратная сторона пуста.
Гинсё (серебряный генерал)
Сокращённо эту фигуру называют гин или серебро. По рангу серебро чуть слабее золота. Ходит на одну клетку во все стороны, но не ходит назад и по бокам.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
На доске у каждого игрока по 2 серебряных генерала. Изначально на сёгибане серебро находится сбоку от золота.
Превращается в нари-гин.
Нари-Гин (перевёрнутое серебро)
Перевёрнутое серебро ходит как золото.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Кэйма (конь)
Конь в сёги имеет меньше возможностей, чем его европейски собрат. Кейма может ходить на 2 поля вперёд, а потом направо или налево. Крайне уязвимая фигура. Не может отступать.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
У каждого игрока по 2 коня. Начальная позиция сбоку от серебряного генерала.
Превращается в нари-кей.
Нари-Кэй (перевёрнутый конь)
Перевёрнутый конь теряет свои способности и становится золотым генералом, приобретая всю его мощь.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Кёся (копьё)
При дословном переводе с японского название этой фигуры «пахнущая колесница», но также у неё есть кличка — яра. Яра с японского это стрелка или копьё.
Чаще эту фигуру называют стрелка, но копьё мне нравится больше. Ведь эта фигура подобно копью пронизывает все клетки перед собой.
Полезные, но крайне уязвимые фигуры. Не могут отступать до переворота.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
В начале игры у каждого игрока по 2 копья. Их стартовые позиции левый и правый край первой горизонтали. Превращается в нари-кё
Нари-Кё (перевёрнутое копьё)
После переворота нари-кё теряет возможности обычного копья и ходит в точности как золотой генерал.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Фухё (пехотинец)
Пешки самые слабая фигура на сёгибане, но не стоит их недооценивать. Умелый командир способен превратить их в грозную силу и нанести поражение противнику.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Фухё самые многочисленные фигуры на сёгибане. Всего у каждого игрока по 9 пешек. Располагаются они все на третьей горизонтали. Превращаются в токин.
Токин (превращённая пешка)
Попав во вражеский лагерь, пешка может стать золотым генералом. Если переводить дословно токин= «как золото» и ходит эта фигура также как золото.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Сбросы
В сёги возможно повторное использование захваченных фигур противника. При сбросе фигура выставляется в любую пустую клетку на сёгибане.
Правила сброса
Сброс занимает целый ход. Одновременно со сбросом нельзя съесть фигуру противника или выполнить превращение сброшенной фигуры
При сбросе фигура имеет свой изначальный статус (не превращена)
Со следующего после сброса хода фигура может выполнять превращение и захватывать фигуры противника
Запрет на сброс
Сброс фигур запрещается в следующих случаях:
Запрещён сброс фигур на клетки, с которых они уже не смогут совершать ходы (последняя горизонталь для фухё и кёся и предпоследняя для кейма)
Запрещён сброс пешки на вертикаль на которой уже находится ваша пешка (наличие токина на вертикали не запрещает сброса)
Запрещён сброс пешки, ставящий мат (сброс пешки на короля, который не может съесть её или уйти от удара)
Ничья
В сёги ничья довольно редкое явление, однако иногда оно имеет место быть. Ничью можно объявить в двух случаях:
Одна и та же позиция возникает четыре раза. В этом случае партию переигрывают, при этом сентэ и готэ меняются местами.
Ситуация, при которой ни один из игроков не может поставить мат другому. Как правило такое случается из-за нюгёку — один из игроков строит крепость в лагере другого.
Результат игры в случае дзисёги определяется по очкам.
Патовых ситуаций и ничьих из-за них в сёги не бывает
Подсчёт очков
Подсчитываются все фигуры игрока на поле и на его комадай (в руке), кроме короля.
Ладья и слон оцениваются в 5 очков, а все остальные — 1 очко
Сёги или Го
Уважаемые любители Го, очень приятно видеть огромное число почитателей этой замечательной игры. С упадком классических шахмат, число поклонников Го стремительно растет, однако я бы не спешил хоронить шахматную концепцию игры. Да, в «рекламных» статьях приводится множество преимуществ Го (концепции Го) над шахматами, однако в качестве спарринг партнера к восточной игре всегда берутся западные шахматы и никогда восточные шахматы сёги (третьи по популярности в мире, причем только за счет популярности в Японии). А ведь сёги не имеют тех недостатков, которые присущи классическим шахматам, но, к сожалению, эта игра известна только в Японии. В самой же Японии, стране, которая изобрела или культивирует большое количество настольных игр (рендзю, го, сёги, отелло…) сёги популярнее го, об этом говорят и очевидцы, которые там побывали и факты: самым умным человеком в мире японцы считают чемпиона по сёги. Видимо, все-таки человеку приятней быть героем, чем божеством.
Замечательную статью, описывающую сёги языком других игр (го также) можно почитать здесь [belarusshogi.net].
—
Веруй, что есть в природе и кроме этого языки
Недостатки общеизвестны: ничейная лихорадка и угроза спортивным шахматам со стороны компьютеров. В сёги же соперник может выставлять сбитые фигуры противника, как своисобственные: в результате позиция со временем не упрощается, как в шахматах, а усложняется. Ничьих в сёги почти нет и сильный любитель легко обыгрывает компьютерную программу-чемпиона.
Всё-таки 500 лет развития европейских шахмат как части культуры не должны кануть в небытие.
—
Веруй, что есть в природе и кроме этого языки
В Беларуссии есть несколько сильных сегистов. Например Карчевский. В России среди гошников очень перспективен в сеги Сурин. Прилично играет Филиппов. Лично я вижу сеги, как побочное занятие на гошных турнирах. Приезжайте к нам на гошные турниры, мы вас обыграем в сеги!
Значение коми должно быть пересмотрено!
Есть тут один малоизвестный чемпион мира по фамилии Касымжанов. Очень увлекается китайскими шахматами (знаю, знаю, что это не сёги!). Говорил, что это ему существенно помогло на чемпионате мира в Ливии. В Линаресе, однако, дело не пошло. Наверное, потому что китайские шахматы всё-таки не сёги :))
Отправка отредактированного (16/03/05 12:56)
—
Веруй, что есть в природе и кроме этого языки
Я долго не мог понять, чего меня задело в подходе автора ветки, наконец понял: «Сеги или Го».
Кажется скоро мне предстоит начать ветку: «Го & Сеги» =0))
Чтобы оживить классические шахматы, Фишер придумал перемешивание изначальной позиции фигур. Теория перестает работать и опять включаются мозги. Т.е у шахмат есть куда отступить в случае полного коллапса теории,хотя Крамник недавно утверждал,что компьютеру все равно еще далеко до человека в этой игре.
М. Поваляев, Вице-президент Федерации Го.
Слишком категоричное и поверхностное заявление, чтобы быть абсолютно верным. Во-первых, правила сёги шлифовались столетиями и окончательно их реформировал японский император Го-Нара в 16 веке. Чтобы придумать хотя бы одну такую игру за полчаса, надо быть как минимум императором, да и тысячелетняя история в нагрузку не помешала бы. Иначе, получается как в известном фильме по Булгакову: «какое житье твое?» :)))
Во-вторых, усложнение не всегда признак упадка. Если древнеримская повозка проще космического корабля, то это не значит, что за полчаса можно придумать с десяток боингов или НЛО. Это нарушение элементарных законов логики.
Сахабутдинов писал:
>>Теория сеги очень сложна. Взаимодействие крепостей, борьба >>одного построения против другого, слишком много труднодоступной >>информации, чтобы получать удовольствие от усиления игры.
Примерно в таком же духе я слышал жалобы некоторых западноевропейский игроков в сёги о трудности прогресса в го. Тоже никакого усиления и удовольствия. И объём информации для запоминания по крайней мере не меньший, чем в сёги. Опыт подтверждает известную истину: каждый упирается в тот барьер, который сам себе ставит.
>> Опыт подтверждает известную истину: каждый упирается в тот барьер, который сам себе ставит.
Хорошо сказанул =))
Попробовать что-ли себя в сегах??
А есть у вас игровые сервера? И где читать правила?
Latin писал:»Хорошо сказанул =))
Попробовать что-ли себя в сегах??
А есть у вас игровые сервера? И где читать правила?»
Кстати, проблемы в сёги и го довольно схожи.
Например, есть такое понятие Путь Сёги. Насколько я понял, следя за Вашим форумом, это весьма близко по содержанию мировоззрению Игоря Гришина, к которому я заочно проникся глубокой симпатией.
Отправка отредактированного (16/03/05 17:14)
Недавно вышла книга Носовского про Сёги объемом страниц 600.
С уважением, Нилов И.
Latin писал: «А есть у вас игровые сервера?»
Посмотрите ссылки по адресу [www.belarusshogi.net]
На Ява-сервере (рекомендую его) не требуется регистрация, в отличие от «Клуба 24», где порой собираются 3-4 тысячи японцев.
>>Вот только странно, что компы все еще играют в нее слабее людей.
В шахматах хороший тактик может переиграть гениального стратега, так как часто используется следующая стратегия: выиграй пешку, уйди в глухую оборону, разменяй фигуры, упрости позицию, проведи лишнюю пешку в ферзи. В сёги – это абсолютно не работает. В сёги работает ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ: партию начинают и заканчивают 40 фигур, которые не куда не исчезают и, следовательно, позиция не упрощается. В сёги очень важна стратегия, с которой у компьютера большие сложности.
Мое мнение, что СЁГИ – это ответ на вопрос, что получится, если объединить шахматы и Го! Сёги – несомненно шахматы и в то же время им присущи многие черты Го: «форма», «потенциал», «выставление фигуры в любое место» и др. Есть в сёги и элементы, которые заманчивы для любого игрока: бескомпромисстность, азарт…
А комплект для игры? Многие игроки Го меня поймут, что значит иметь хороший комплект, какое это эстетическое удовольствие (и не только). А представьте себе комплект для игры в сёги: деревянные фигурки с иероглифами… я думаю меня поймут и ценители всего восточного… Ах, жаль, что у меня до сих пор нет настоящего комплекта сёги.
Latin писал: «А есть у вас игровые сервера?»
Вот этот англоязычный: [www2.shogi.gr.jp] и не требует регистрации.
С уважением, Нилов И.
В сеги часто играл Ямамото Исороку.
В сеги играли многие Великие мастера Го (смотри у Кавабаты).
В сеги мало играют в Китае, а, может быть, даже никто не играет.
Отправка отредактированного (16/03/05 18:46)
Игорь Гришин писал:»В сеги мало играют в Китае, а, может быть, даже никто не играет.»
В ряде городов Китая есть сёги-клубы. Вышеупомянутый Александр Носовский встречался в Пекине с руководителем одного из таких клубов. Он же рассказывал мне байку из разговора с министром спорта Китая. Там, как известно, на государственном уровне развиваются го, китайские шахматы, европейские шахматы и рэндзю. А вот сёги они не развивают, так как, по словам министра, в них играет «всего» миллион человек, то есть не доросли еще в миллиардном Китае до должного статуса. Думаю, это действительно байка, может правила и знают полмиллиона. Но вот на детском турнире по сёги, проходившем пару лет назад в Шанхае, собралось около 600 детей. Это факт. И Шанхай еще не весь Китай.
Отправка отредактированного (16/03/05 18:44)
Это был не министр спорта, а начальник отдела интелектуальных игр Чанг (кстати мастер по го), он внешне немного похож на Путина.
Кстати, он из Харбина.
Александр Носовский
Отправка отредактированного (16/03/05 21:50)
Отправка отредактированного (21/03/05 23:40)
Игра самураев, или Японские шахматы сёги
Мир логических или интеллектуальных игр необычайно широк и многообразен. Шахматы занимают в нем далеко не последнее место. Но и сами шахматы тоже включают в себя немало разновидностей. У нас, как и во всем западном мире, распространены европейские шахматы и о других разновидностях этой игры мы знаем лишь понаслышке, а то и вовсе не догадываемся об их существовании. Одни варианты шахмат известны лишь узкому кругу коллекционеров логических игр, в другие же играют миллионы людей.
Наиболее распространены в мире европейские шахматы, японские («сёги») и китайские («сянцы»). Эти три широко любимых, традиционных и хорошо финансируемых варианта шахмат происходят от одной и той же древней игры «чатуранга», родиной которой считается иранский Абадан, в древности входивший в состав Индии. Оттуда любители завезли её через Персию в Европу, где она эволюционировала в то, что ныне известно под названием «шахматы». Но движение игры происходило и на восток, в Китай, где она трансформировалась в «сянцы». Примерно в 8 веке японские миссии, посылаемые ко двору китайской империи, привезли с собой на родину и захватывающую игру, несколько изменив на свой лад её название. В Стране восходящего солнца с тех пор и играют в сёги.
Современный вид сёги приобрели в XVI веке, её окончательную реформу произвел император Го-Нара. Во времена правления сёгунов династии Токугава сёги и го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военные мышления. Все прочие настольные игры были самураям запрещены, но эти две, напротив, получили государственную поддержку. Была учреждена должность сёги-докоро – главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе постоянно проходивших чемпионатов. Только сёги-докоро имел право присваивать мастерские звания.
Наиболее бурно сёги начали развиваться в 19-20 веках, когда была обобщена и разработана теория игры, резко возросла численность играющих и создана профессиональная лига. Сейчас примерно 160 профессионалов получают доходы от спонсорских пожертвований и рекламных поступлений. Говоря конкретнее, целая когорта игроков зарабатывает более 100 тысяч долларов в год на каждого (независимо от показанных результатов!), а лучший из них – Йосихару Хабу – свыше 1 миллиона долларов. Таким образом, в мире сёги, в отличие от мира европейских шахмат, создана своеобразная модель Касталии – рая для интеллекта, который был описан Германом Гессе в знаменитом романе «Игра в бисер». По количеству ежегодно разыгрываемых призовых фондов сёги, наряду с го и шахматами, прочно входят в тройку самых высокооплачиваемых игр планеты. Численность игроков, регулярно принимающих участие в турнирах, составляет около 100 тысяч человек. Телевизионные турниры по сёги, постоянно транслирующиеся на основных японских каналах, популярны так же, как выступления сумоистов.
Достаточно длительное время сёги развивались только в Азии, преимущественно в Японии, где об игре слышали все, а с правилами знакомы около 20 миллионов человек. Около миллиона жителей густонаселенного Китая тоже на досуге не прочь посидеть за 81-клеточной доской. Однако времена меняются и сегодня многие западные любители логических игр обратились к сёги. Чем интересна эта игра, в чем ее сходство и отличие от обычных шахмат?
По внешнему виду сёги значительно отличаются от шахмат. Доска для игры в сёги – это 9х9 клеток одного цвета, каждая клетка представляет собой слегка вытянутый прямоугольник. У каждого игрока по 20 фигур восьми наименований. Точнее, это даже не фигуры, а плоские дощечки одного цвета в форме пятиугольного клина с иероглифическими надписями с обеих сторон, причем большинство из них могут быть перевернуты, чтобы стать более сильными. Принадлежность фигуры определяется по направлению ее острия. Японские названия фигур, даже аналогичных европейским, отличаются своеобразием и восточным колоритом. Создается впечатление, что все эти Драконы, Ароматные колесницы и Алмазные генералы прыгнули на доску прямо со страниц сказок об отважных самураях и всемогущих ниндзя.
Несмотря на эти внешние отличия, конечная задача у обеих игр одна – заматовать короля противника, который и ходит-то и там, и там одинаково.
В сёги очень маленькая ничейная зона. Нельзя сказать, что партии никогда не заканчиваются миролюбивым исходом, но случается это крайне редко. Согласно официальной статистике ничейный исход встречается в 1 партии из 500! Поэтому даже на самом высоком профессиональном уровне мы наблюдаем острейшую и бескомпромиссную борьбу.
Игру в сёги можно рассматривать как непрерывный процесс развития, разделенный на 3 стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Партии в сёги, как правило, несколько длиннее, чем в шахматах, а начинают сражение, как и в других ориенталистских играх, – черные.
В дебюте игрок развертывает свои оборонительные и атакующие силы таким образом, чтобы их позиции имели хорошую форму. Поэтому необходимо расставлять все свои фигуры гармонично и надлежащим образом отвечать на ходы противника. В дебюте можно делать ходы согласно установленным дзёсэки, т.е. разработанным и изученным вариантам. При этом еще одной привлекательной чертой сёги является отсутствие преимущества первого хода. Партии профессионалов, играющих черными и белыми, имеют соотношение примерно 50х50! Кстати, полюбившийся дебют можно играть в сёги за оба цвета (белыми – с потерей темпа).
Рокировки в сёги нет, однако существует такое понятие как крепость – формация или структура из защитных фигур, действующих как телохранители вокруг короля. Построение крепости означает последовательность ходов, сделанных с целью улучшения безопасности короля. Типы крепостей, носящих поэтичные японские названия (например, «медведь в берлоге», «соломенная накидка», «золотые близнецы» и т.д.), во многом обуславливают стратегический рисунок дальнейшей борьбы.
В миттельшпиле можно указать следующие цели: взятие и превращение фигур, получение хорошей позиции для атаки и т.п. На этой стадии партии от игрока требуется умение принимать самостоятельные решения, середина игры выявляет способность игрока производить самостоятельную оценку позиции. Миттельшпиль обычно заканчивается после обоюдного прорыва соперников в лагеря друг друга, то есть на три последние горизонтали, являющиеся также полем превращения.
В эндшпиле, когда короли находятся в опасном положении, всегда необходимо думать о том, сколько ходов потребуется каждой стороне для того, чтобы поставить мат. Игроку следует атаковать, если он может поставить мат быстрее, чем противник, но если его атака медленнее, то он должен защищаться. По сути дела эндшпиль – это две острые взаимные матовые атаки. В сёги не существует такого понятия как окончание, так как сбитые фигуры могут вернуться в игру в любой момент, т.е. игра не упрощается.
Ритм игры в сёги не похож на рваный ритм шахматной партии. Он постоянно нарастает в такой последовательности: медленное позиционное начало, оживленный миттельшпиль и скоростной эндшпиль. Причем ближе к концу игра только усложняется, а количество вариантов одного хода, за счет правила десантирования, может доходить до 300!
Шахматы и сёги
Сравнивая сёги и шахматы, можно сказать, что сёги – это игра:
Нельзя не упомянуть и о компьютерных сёги. По словам героя Японии и обладателя всех титулов профессиональных сёги Й.Хабу «в матовых задачах компьютер уже превосходит лучших игроков. Однако в нормальных играх компьютеру все еще далеко до профессионального уровня. Он играет в силу примерно 4 любительского дана» [приблизительно рейтинг 2300 в шахматных ЭЛО. 1 дан среди профессионалов начинается после любительского 6 дана. Для сравнения, лучшие игроки сёги в мире, включая Й.Хабу, имеют 9 профессиональный дан]. В обычных шахматах ситуация несколько иная – компьютерные программы играют на уровне, а порой и сильнее лучших гроссмейстеров.
80-90-е годы прошлого столетия ознаменовались бурным ростом популярности сёги. Резко увеличилось количество играющих, были образованы федерации сёги в Америке и Европе, начался выпуск литературы. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди любителей. На сегодняшний день сёги, являющиеся наряду с чайной церемонией и икебаной органичной и неотъемлемой частью японской культуры, прочно вошли и в культуру мировую, не получив развития лишь в Африке.
Европейская федерация сёги (FESA) на данный момент объединяет 13 стран: Австрию, Беларусь, Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Россию, Украину, Францию, Чехию и Швецию. В Европе постоянно проводятся турниры серии Гран-При.
Белорусская ассоциация сёги вступила в ряды FESA в 2002 году. Несмотря на молодость нашей ассоциации, наши игроки успешно выступают в международных турнирах. Так, С.Корчицкий занял второе место на турнире серии Гран-При, проходившем в январе этого года в Москве, уступив победителю, игроку 2 дана, лишь по коэффициенту. В Минске проводятся турниры и постоянные встречи любителей этой игры.
Приятно отметить, что буквально несколько лет назад культурные контакты между сёги и шахматами заметно усилились. Вышеупомянутый Хабу буквально за два года увлечения шахматами выполнил норму международного мастера. Блестящую игру на 64 клетках показывает и другой топ-игрок в сёги – Мориучи. Великие представители мира шахматного также не обделяют сёги вниманием. Приведем высказывания сильнейших шахматистов планеты, посвященные японской логической игре.
Г.Каспаров: «Сёги – уникальная игра. Я постараюсь поглубже изучить ее и поехать в Японию».
Р.Пономарев: «Я увлекаюсь еще и китайскими, и японскими шахматами, так что можно будет попробовать стать первым и в них».
Ж.Лотье: «Мир игроков в сёги произвел на меня глубокое впечатление. Известный лозунг FIDE «Gens Una Sumus» (мы все одна семья) абсолютно соответствует миру сёги. Я играю в сёги и получаю от этого большое удовольствие. Я всего лишь новичок (возможно любитель первого дана в своей лучшей форме), но я полюбил игру с самого начала, особенно идею десантирования (выставления – прим. автора статьи) фигур вблизи вражеского короля… Здесь есть два важных следствия, которые очень привлекательны для традиционного шахматиста: невозможно какое-либо упрощение, поскольку никакой материал не подлежит размену, и что более важно, в играх очень маленький процент ничьих».
В.Крамник: «За последние годы сёги стали хорошо известны среди шахматистов во всем мире. Я искренне желаю, чтобы между шахматным и сёги- сообществами продолжалась крепкая и плодотворная дружба».
Трудно сказать, какая из двух игр более сложна. Но если вас не оставили равнодушными слова таких высоких экспертов, то вы можете сами оценить достоинства и недостатки японских шахмат. Для этого нужно лишь сесть за доску и начать партию.
Источник: журнал «Шахматы», 2003, № 1