седельная сцепка что это
Седельно-сцепное устройство тягача
«Пятое колесо», или устройство для соединения автомобильного тягача с полуприцепом – один из основных элементов грузовой фуры. Небольшая деталь держит многометровый «хвост», поэтому требования к ее конструкции и маневренности довольно строгие и закреплены на законодательном уровне.
В статье детально разберем седельно-сцепное устройство тягача (ССУ), поговорим о его разновидностях, особенностях крепления и нюансах технического обслуживания.
Что такое седельно-сцепное устройство
Это сравнительно небольшая деталь, которая крепит прицепы к тягачам. Механизм должен быть крепким, так как принимает на себя часть веса фуры. Схема сцепки полуприцепов и тягачей зависит от модели грузовика.
В РФ и СНГ наиболее распространены фуры и тяжеловесы марок «Вольво», «ДАФ», «Ивеко», «МАН», «Мерседес», «Скания». Из отечественной техники можно отметить автомобили «КАМАЗ», «Газель», «Чмзап» и «МАЗ». Большинство из них имеют схожую конструкцию крепления (всего их две). Ниже детально рассмотрим каждый тип ССУ.
Детальная информация видна на видео:
Разновидности
Устройство седельного тягача и его элементов влияет на работу грузовика. От корректной сцепки зависит маневренность тяжеловеса, расходы топлива, устойчивое положение на дороге.
Сегодня существует два типа ССУ: шкворневое и бесшкворневое. На первый приходится основная часть продукции. Второй вариант актуален для европейских производителей.
Шкворневые
Так называются ССУ, имеющие в «составе» шкворень («палец»), который устанавливается на прицепе. Когда происходит сцепка, «палец» помещается в опорную плитку ССУ, надежные захваты обеспечивают устойчивую фиксацию.
Механизмы оснащены полуавтоматической системой регулировки, выносят нагрузки до 50 тысяч килограммов.
Бесшкворневые
Подходят для автомобилей небольших размеров и грузоподъемности (до 12 тысяч килограммов). Применимы для техники, перевозящей грузы в городской черте. Вместо шкворня здесь выступают ролики, с помощью которых прицеп крепят к тягачу. Процесс сцепки-расцепки приходится регулировать водителю.
Устройство ССУ
В состав ССУ входит ряд элементов, каждый из которых играет свою роль в процессе сцепки. Совокупный вес сцепного устро-йства составляет 100–300 килограммов.
Управление ССУ делят на полуавтома-тическое и автоматическое. Во втором случае деталь сцепки снабжают датчиками, их показатели выводят на табло в водительской кабине.
Независимо от способа управления каждое ССУ оснащено основными деталями системы. Давайте рассмотрим их подробнее.
Элементы конструкции
Ключевые составляющие любого ССУ выглядят так:
1. Механизм разъемно-сцепной
Он разделяет с грузовиком нагрузки при торможении и разгоне, отвечает за поворачивание фуры на дороге. Деталь может иметь один или два захвата. Большим спросом пользуются однозахватные модели – они с повышенной безопасностью.
Служит для крепления «пальца». Плиты могут быть цельными (литыми) или сварными. Первый вариант пользуется большим спросом: детали весят меньше, имеют повышенную жесткость.
3. Элементы крепежа
С помощью них элемент сцепки фиксируют на раме тягача. Это могут быть уголковые крепежки или же монтажные плитки. Размеры крепежей зависят от высоты седла конкретного седельного тягача.
Интересно. ССУ последнего поколения служат 1,5–2 миллиона километров. Что соответствует сроку эксплуатации среднестатистического тягача.
Размеры
Некоторые габариты «сцепок» регламентированы законодательно. Это сделано для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения риска резкого отсоединения груженых прицепов на трассах.
ГОСТы и международные стандарты подгоняют под рамки следующие параметры:
Требования прописаны в стандартах ISО337, ISО3842, ISО1726 и ISО4086.
Степени свободы
Для обеспечения маневренности сцепные устройства изготавливают с 2 или 3 степенями свободы. Большинству ССУ присваивают три степени.
Под степенью свободы подразумевают возможность сцепки двигаться в нескольких направлениях: назад и вперед, вправо и влево, а также вокруг вертикальной оси «пальца». Углы наклона стандартизированы, продольные и поперечные плоскости имеют 11 и 3 градусов наклона соответственно.
Бывают в комплектациях исключения. Для техники, которой предстоит ехать по бездорожью, устанавливают угол наклона в 7 градусов. Такой же параметр подбирают для грузовиков, перевозящих тяжелые товары. Делается это для снижения скручивающих моментов.
Угол поперечного наклона в 3 градуса подбирают для дорог с качественным покрытием. Большие показатели приводят к снижению устойчивости фуры, ее «разболтанности».
Система безопасности
Для контроля качества сцепления тягача с полуприцепом производители устанав-ливают на ССУ дополнительные элементы. Чаще всего сцепной механизм снабжают сенсорной системой.
Датчики фиксируют заданные расстояния, вся информация подается на монитор, установленный в водительской кабине.
Пошаговая инструкция по управлению ССУ
Корректная работа ССУ зависит от действий механика и водителя. Для того чтобы устройство функционировало стабильно, не вышло из строя раньше времени, следует соблюдать прописанные в документах на деталь правила. Шоферу важно обеспечить правильную сцепку и расцепку тягача с «хвостом», а также проводить профилакти-ческие мероприятия.
Сцепка
Сцепка тягача с полуприцепом, этот процесс происходит в автоматическом режиме. По завершении водитель убеждается, что планка 20 встала в вертикальное положение. Это свидетельствует об успешном креплении.
Перед отправлением в путь шофер проверяет состояние крепежных элементов, пружинки защелки.
Расцепка
Для отсоединения прицепа делаем следующее:
Детальная информация видна на видео:
Техническое обслуживание
За ССУ, как и за другими деталями фуры, нужно тщательно ухаживать.
Минимум раз в неделю прицеп отсоединяют, чистят, смазывают плитку седла, механизмы запора и «палец». Механики рекомендуют использовать густые смазки.
Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.
Где можно купить
Продается седельно-сцепное устройство у официальных представителей компании-производителя. Дилеры предлагают комплектующие на заказ, в фирменных магазинах представлены детали в наличии.
Цены на ССУ зависят от модели грузовика, параметров «сцепки», страны-изготовителя.
Деталь на КАМАЗы в среднем стоит 25–30 тысяч рублей.
Стоимость «европейцев» выше. Седла для тягачей «Мерседес», «МАН», «Скания», «Вольво» стоят от 45 тысяч рублей.
Цена на механизмы последнего поколения известной марки jost – около 350 тысяч рублей.
Найти ССУ можно на сайтах купли-продажи автомобильной техники и комплек-тующих. Там представлены б/у детали. Цены на них в разы ниже, вполне реально подобрать почти новый механизм. Покупая деталь с рук, важно проверить ее состояние, прикрепить ССУ к тягачу, «прощупать» реакцию техники на комплектующую.
Такой вариант подойдет для перевозок в черте города. Для международных рейсов желательно покупать новые, гарантийные детали.
Итак, принцип работы автоматических и полуавтаматических ССУ одинаков. Детали отвечают за крепление полуприцепа к седельному тягачу.
Параметры седельно-сцепных устройств регулируют ГОСТы и международные стандарты, это делается для обеспечения безопасности на дороге.
Для стабильной работы ССУ следует регулярно проходить технический осмотр, смазывать детали, очищать их от грязи и пыли. Минимум раз в неделю прицеп от тягача отсоединяют.
Изношенную деталь обязательно меняют. Купить ССУ можно у официальных дилеров, заказать через интернет или приобрести на сайтах купли-продажи автотехники. При покупке б/у деталей важно соблюдать осторожность, не отправляться сразу в дальний рейс, протестировать деталь на коротких расстояниях.
Издается с 2007 года
Как устроено седельно-сцепное устройство на тягаче
Седельно-сцепное устройство используют для сцепки тягача и полуприцепа. Безопасность движения фуры зависит от прочности крепления сцепки. Водители называют седельное устройство «пятым колесом». Это устройство крепится на тягач и передаёт часть нагрузки полуприцепа на оси грузовика.
Устройство ССУ
Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).
Конструкция
Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.
Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.
Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.
Элементы ССУ
Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:
Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.
Разновидности
Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.
Шкворневые
Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.
Бесшкворневые
Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.
Обратите внимание: Когда автомобиль медленно двигается назад, шарнир опорного механизма выходит из второго крепежа (предварительно закреплен к стойкам). Во время подъема стоек опоры пружина (крепежа) растягивается. Запорные крюки присоединяются к работе направляющих роликов, в результате преобразуется движение крюков вокруг своей оси (в обратном направлении). Операция «движение» продолжается до тех пор, пока крюк не преодолеет сопротивление пружины и постепенно опустит фиксаторы вниз. Направляющие ролики плотно закрепляются крючками, создается прочный замок.
Варианты монтажа
Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.
Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.
Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.
В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.
Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.
От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.
Самостоятельная диагностика
Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:
Техническое обслуживание седла
Контроль состояния «пятого колеса» проводится минимум 2- 3 раза в месяц. Частый осмотр продлит эксплуатационные свойства ССУ. Поэтому рекомендуют:
Надо ли регулировать
Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.
Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.
Устранение зазоров
Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.
Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.
Управление сцепкой
Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.
Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.
Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.
Как продлить срок службы ССУ
Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:
Седло тягача: «мал золотник, да дорог»
Техническое состояние большегрузной техники во многом определяет безопасность грузовых перевозок и сохранность груза. В процессе обслуживания грузовика седельно-сцепному устройству (ССУ) уделяется, до обидного, мало внимания. А зря. Для сохранения этого компонента в удовлетворительном состоянии недостаточно ограничиться одной смазкой. Ведь в его конструкции вместе с крепёжными элементами используется свыше 100 деталей. И в то же время альтернативной системы, обеспечивающей сцепку тягача с полуприцепом, пока не придумано.
Создатели концептуальных моделей тягачей не спешат отказываться от «седла». Это единственный механический элемент, который берёт на себя часть массы загруженного полуприцепа. Техническое устройство современного седла за последние годы прошло заметную модернизацию. Вместо механики стали использоваться полуавтоматы. Благодаря системе беззазорной фиксации движение автопоезда стабилизируется, увеличивает проходимость, обеспечиваются максимальные показатели маневренности. Защита от ударных нагрузок продлевает срок службы самого элемента, а также тягача с полуприцепом. Сохранности элемента и снижению его механического износа способствует любая дополнительная ось шасси.
Вес современного ССУ может варьироваться от 100 до 300 кг. По типу устройства подразделяются на шкворневые, бесшкворневые, а также роликовые, с использованием пары крюк-ролик. Экспериментальным путём доказано, что управляемость грузового автомобиля и устойчивость сцепки во многом зависят от состояния седла и элементов его конструкции. Таким образом, многое в грузовике зависит от предпочтения перевозчика: седельно-сцепное устройство какого производителя будет установлено на вашем грузовике.
Чтобы седельно-сцепное устройство не подвело в критический момент, необходимо тщательно следить за состоянием всех его элементов. Опорные приспособления, крепёжные кронштейны и буфера буксирного устройства требуют тщательного ухода. Но главное, конструкция ССУ и его рабочие характеристики должны строго отвечать специфике поставленных транспортных задач, которые выполняет перевозчик. Основные факторы, от которого зависит эффективность и длительность срока службы седла:
Больше всего подвержены риску преждевременного износа ССУ тягачи, перевозящие автоцистерны большого объёма. Специфика грузоперевозок светлых нефтепродуктов такова, что сёдла тягачей в сцепках подобного рода испытывают повышенные нагрузки. Это обусловлено тем, что перевозки автоцистерн сопряжены с частым маневрированием и длительным нахождением под загрузкой. Магистральные тягачи, перевозящие лёгкие объёмные грузы, таких проблем не знают. Здесь износ сёдел совсем незначительный.
Впрочем, износ ССУ, как и любого другого механизма всё же присутствует. Его закономерность вызвана наличием люфта в шарнирах. Увеличению люфта способствуют изношенные полимерные прокладки, которые защищают основание седла от соприкосновения с металлической поверхностью кронштейнов. В этом случае, как только автопоезд начинает движение, раздаётся характерный стук. Такой же металлический стук может быть и следствием увеличенного зазора в замковом механизме. Если рабочие поверхности достаточно поизносились, то надёжность захвата шкворня полуприцепа исключается. Существует риск заклинивания в замке цапфы. В худшем случае, можно столкнуться с отрывом опорной площадки с цапфой от трейлера. Поэтому ремонт замкового механизма важно производить своевременно. Тем более, что это не требует больших усилий, достаточно обзавестись соответствующим ремкомплектом.
Специалисты определили «больные места» седельно-сцепного устройства:
Эксперты называют максимально возможный период эксплуатации седла – 10 лет. Это значит, что устройство изначально обладает большим запасом ресурсов. Но только регулярное и тщательное техническое обслуживание ССУ позволит их использовать до конца. Изношенные детали необходимо своевременно заменять. Для этого достаточно иметь в своём распоряжении малый ремкомплект. Два-три применения ремкомплекта – это знак к тому, что следует заняться полной переборкой седла. Стоимость подобной услуги в сервисном центре составляет не менее 4 тыс. рублей. Кстати, ремкомплект лучше приобретать оригинальный. В противном случае можно столкнуться с контрафактом, последствия использования которого могут стать необратимыми.
Как работает седельно-сцепное устройство
Седельно-сцепные устройства: ремонт и обслуживание
Что такое седельно-сцепное устройство
Это сравнительно небольшая деталь, которая крепит прицепы к тягачам. Механизм должен быть крепким, так как принимает на себя часть веса фуры. Схема сцепки полуприцепов и тягачей зависит от модели грузовика.
В РФ и СНГ наиболее распространены фуры и тяжеловесы марок «Вольво», «ДАФ», «Ивеко», «МАН», «Мерседес», «Скания». Из отечественной техники можно отметить автомобили «КАМАЗ», «Газель», «Чмзап» и «МАЗ». Большинство из них имеют схожую конструкцию крепления (всего их две). Ниже детально рассмотрим каждый тип ССУ.
Детальная информация видна на видео:
Седельно-сцепное устройство автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Седельно-сцепное устройство (рис. 163) предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, передачи части массы полуприцепа на раму тягача. Оно является также поворотным устройством, обеспечивающим взаимный поворот седельного тягача и полуприцепа.
Седельно-сцепное устройство прикреплено к раме автомобиля болтами. На подставке закреплены два кронштейна 2 с шарнирами 5. Седло соединяется с кронштейнами с помощью двух осей 14, которые стопорятся от проворота и осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Оси седла свободно вращаются во втулках шарниров, чем обеспечивается продольный наклон седла. Шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают поперечный наклон седла до 3°.
Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов 13, установленных на осях 7, запорного кулака
12 со штоком и пружиной 11, защелки 10 с пружиной 9 рукоятки 8 управления расцепкой и предохранительной планки 15. Запорный кулак может занимать три положения:
заднее (запорный кулак находится в пазу, образованном захватами) — захваты закрыты и заперты кулаком;
исходное положение для сцепки с полуприцепом (запорный кулак упирается в торцы захватов) — захваты открыты,
переднее (запорный кулак зафиксирован защелкой 10) — захваты закрыты, но не заперты кулаком. Шток запорного кулака удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранительной планкой.
Для расцепки тягача от полуприцепа нужно предварительно повернуть предохранительную планку 15 и с помощью рукоятки 8 отвести в переднее положение кулак 12, где он фиксируется защелкой 10. Таким образом, захваты не заперты кулаком и при движении тягача шкворень полуприцепа выходит из зева захватов 13. При этом захваты поворачиваются, а штифт 16, закрепленный на захвате, воздействует на защелку 10, которая освобождает запорный кулак. Кулак под воздействием пружины 11 перемещается назад и упирается в торцы захватов, занимая исходное положение для последующей сцепки с полуприцепом.
При сцепке тягача с полуприцепом шкворень упирается в открытый зев захватов и поворачивает их. При этом образуется паз между передними концами захватов, в который под воздействием пружины входит запорный кулак, обеспечивая надежное их запирание, а предохранительная планка, автоматически поворачиваясь, запирает шток кулака.
Рис. 163. Седельно сцепное устройство: 1 — седло; 2— кронштейн; 3, 6 масленки; 4 — стопорная пластина; 5 — шарнир; 7 — ось захвата; 8 — рукоятка замка захватов; 9, 11 — пружины; 10 — защелка; 12 запорный кулак; 13 — захваты; 14 — ось; 15 — предохранительная планка; 16 — штифт
Седельно-сцепное устройство, как правило, требует ремонта только после длительной эксплуатации. Наиболее изнашиваемыми деталями в седельном устройстве являются захваты, шарниры, запорный кулак. Такие детали, как шарниры, ремонту не подлежат и в случае необходимости заменяются новыми.
Наибольший размер шкворневого отверстия в захватах (в закрытом положении) не должен превышать 56 мм (номинальный размер 50,8мм). Изношенные захваты заменяются новыми. При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм запорный кулак необходимо заменить (номинальный размер рабочей части кулака 74 мм).
Для замены изношенных деталей нужно снять седельно-сцепное устройство с автомобиля и, перевернув вверх кронштейнами, положить на подставку
высотой не менее 200 мм. Для снятия шарниров отвертывают болты крепления стопорной пластины, снимают пластину и выбивают оси. Кронштейны с шарнирами снимают, выпрессовывают старые шарниры и запрессовывают новые с помощью оправки на прессе. При этом торцы наружных втулок шарниров должны выступать симметрично из кронштейна на 2 мм. Кронштейны с новыми шарнирами устанавливают на место, и их оси закрепляют стопорными пластинами.
Для снятия захватов отвертывают гайку крепления запорного кулака и снимают запорный кулак. Пальцы крепления захватов расшплинтовывают, выбивают пальцы и снимают захваты. При этом проверяют надежность крепления шпильки запорного кулака. Шпилька должна быть завернута до упора своим торцом в тело седла и заварена с наружной стороны.
Новые захваты и запорный кулак устанавливают в обратной последовательности.
Разновидности
Устройство седельного тягача и его элементов влияет на работу грузовика. От корректной сцепки зависит маневренность тяжеловеса, расходы топлива, устойчивое положение на дороге.
Сегодня существует два типа ССУ: шкворневое и бесшкворневое. На первый приходится основная часть продукции. Второй вариант актуален для европейских производителей.
Шкворневые
Так называются ССУ, имеющие в «составе» шкворень («палец»), который устанавливается на прицепе. Когда происходит сцепка, «палец» помещается в опорную плитку ССУ, надежные захваты обеспечивают устойчивую фиксацию.
Механизмы оснащены полуавтоматической системой регулировки, выносят нагрузки до 50 тысяч килограммов.
Бесшкворневые
Подходят для автомобилей небольших размеров и грузоподъемности (до 12 тысяч килограммов). Применимы для техники, перевозящей грузы в городской черте. Вместо шкворня здесь выступают ролики, с помощью которых прицеп крепят к тягачу. Процесс сцепки-расцепки приходится регулировать водителю.
Расцепку автомобиля-тягача с полуприцепом нужно осуществлять в следующем порядке.
2. Опустить катки опорного устройства полуприцепа до упора их в поверхность дороги. Если между поверхностью дороги и катками остался зазор, то подложить соответствующие подкладки.
3. Разъединить соединительные головки и закрыть защитные крышки головок.
4. Вынуть вилки электропроводов полуприцепа из розеток.
5. Убедиться, что подвешенные с помощью пружины концы соединительного шланга и проводов не мешают расцепке.
6. Отвести в сторону предохранитель б.
7. Переместить в крайнее переднее положение рычаг 19 ‚управления расцепкой.
8. Включить первую передачу и плавно подать тягач вперед до полной расценки с полуприцепом.
Устройство ССУ
Седельно-сцепное устройство тягача.
В состав ССУ входит ряд элементов, каждый из которых играет свою роль в процессе сцепки. Совокупный вес сцепного устро-йства составляет 100–300 килограммов.
Управление ССУ делят на полуавтома-тическое и автоматическое. Во втором случае деталь сцепки снабжают датчиками, их показатели выводят на табло в водительской кабине.
Независимо от способа управления каждое ССУ оснащено основными деталями системы. Давайте рассмотрим их подробнее.
Элементы конструкции
Ключевые составляющие любого ССУ выглядят так:
1. Механизм разъемно-сцепной
Он разделяет с грузовиком нагрузки при торможении и разгоне, отвечает за поворачивание фуры на дороге. Деталь может иметь один или два захвата. Большим спросом пользуются однозахватные модели – они с повышенной безопасностью.
Служит для крепления «пальца». Плиты могут быть цельными (литыми) или сварными. Первый вариант пользуется большим спросом: детали весят меньше, имеют повышенную жесткость.
3. Элементы крепежа
С помощью них элемент сцепки фиксируют на раме тягача. Это могут быть уголковые крепежки или же монтажные плитки. Размеры крепежей зависят от высоты седла конкретного седельного тягача.
Интересно. ССУ последнего поколения служат 1,5–2 миллиона километров. Что соответствует сроку эксплуатации среднестатистического тягача.
Размеры
Некоторые габариты «сцепок» регламентированы законодательно. Это сделано для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения риска резкого отсоединения груженых прицепов на трассах.
ГОСТы и международные стандарты подгоняют под рамки следующие параметры:
Требования прописаны в стандартах ISО337, ISО3842, ISО1726 и ISО4086.
Степени свободы
Для обеспечения маневренности сцепные устройства изготавливают с 2 или 3 степенями свободы. Большинству ССУ присваивают три степени.
Под степенью свободы подразумевают возможность сцепки двигаться в нескольких направлениях: назад и вперед, вправо и влево, а также вокруг вертикальной оси «пальца». Углы наклона стандартизированы, продольные и поперечные плоскости имеют 11 и 3 градусов наклона соответственно.
Бывают в комплектациях исключения. Для техники, которой предстоит ехать по бездорожью, устанавливают угол наклона в 7 градусов. Такой же параметр подбирают для грузовиков, перевозящих тяжелые товары. Делается это для снижения скручивающих моментов.
Угол поперечного наклона в 3 градуса подбирают для дорог с качественным покрытием. Большие показатели приводят к снижению устойчивости фуры, ее «разболтанности».
Система безопасности
Основы крепления устройства.
Для контроля качества сцепления тягача с полуприцепом производители устанав-ливают на ССУ дополнительные элементы. Чаще всего сцепной механизм снабжают сенсорной системой.
Датчики фиксируют заданные расстояния, вся информация подается на монитор, установленный в водительской кабине.
Замена опорных плит
Опытные водители знают, что такие малозначительные, на первый взгляд, элементы, как седельно-сцепные устройства и опорные плиты, являются ключевыми деталями, координирующими нормальную работу тягачей, работающих с полуприцепами. Такие устройства обеспечивают безопасность и сохранность перевозимых грузов и помогают выдерживать нагрузки.
Большинство водителей и перевозчиков мало уделяют внимания этому узлу, стараясь по возможности периодически его смазывать, однако только грамотная установка и своевременная замена этих деталей может гарантировать безопасность передвижения в дальнейшем.
Пошаговая инструкция по управлению ССУ
Корректная работа ССУ зависит от действий механика и водителя. Для того чтобы устройство функционировало стабильно, не вышло из строя раньше времени, следует соблюдать прописанные в документах на деталь правила. Шоферу важно обеспечить правильную сцепку и расцепку тягача с «хвостом», а также проводить профилакти-ческие мероприятия.
Сцепка
Процесс происходит в автоматическом режиме. По завершении водитель убеждается, что планка 20 встала в вертикальное положение. Это свидетельствует об успешном креплении.
Перед отправлением в путь шофер проверяет состояние крепежных элементов, пружинки защелки.
Расцепка
Для отсоединения прицепа делаем следующее:
Детальная информация видна на видео:
Сцепку нужно осуществлять следующим образом.
1.Установить ограничители бокового наклона седла в крайние—наружные положения и застопорить их болтами.
2.Повернуть в сторону предохранитель 6.
3.Перевести рычаг 19 управления расцепкой в край» нее переднее положение, фиксируемое защелкой 24 запорного кулака. Если после расцепки захваты остались раскрытыми и удерживаются в этом положении кулачком, то перемещать рычаг вперед необязательно.
4 Подать тягач назад на малой скорости так, чтобы шкворень полуприцепа попал между’скошенными концами седла и произошла сцепка. Убедиться в том, что рычаг 19 занял крайнее заднее положение, шток кулака не выступает за передний торец и предохранитель б само расцепки опущен.
5. Поднять катки опорного устройства полуприцепа вверх.
6. Открыв защитные крышки головок пневматических систем тягача и полуприцепа, соединить головки.
7. Вставить вилки электропроводов полуприцепа в штепсельные розетки тягача.
8. Установить ограничители бокового наклона седла в положение, необходимое для движения, и закрепить их.
9. Растормозить стояночную тормозную систему полуприцепа.
Степени свободы
Полуавтоматические шкворневые сцепные устройства выпускают с двумя и тремя степенями свободы. В первом случае обеспечивается возможность продольного качания полуприцепа относительно тягача на определенный угол β и поворот полуприцепа вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости на угол не менее ±90°. Большинство седельных тягачей общетранспортного назначения, эксплуатирующиеся в основном на дорогах с усовершенствованным покрытием, оснащено ССУ с двумя степенями свободы. По сравнению с трехстепенными эти устройства повышают устойчивость автопоезда в движении, имеют меньшую массу и пониженную габаритную высоту.
Устройства с тремя степенями свободы оборудованы второй, но уже продольной осью, которая дополнительно обеспечивает возможность поперечного качания полуприцепа относительно тягача в каждую сторону на угол α до 15° включительно. При этом поперечная и продольная оси могут находиться на разной высоте или на одной в так называемом карданном шарнире. Такие технические решения используются для автопоездов, эксплуатируемых на бездорожье или предназначенных для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, а также для транспортных средств, в состав которых входят полуприцепы особо жесткой на кручение конструкции (например, короткобазные полуприцепы, полуприцепы-самосвалы, полуприцепы-цистерны несущих конструкций и т. п.).
Использование для перечисленных выше автопоездов устройств с двумя степенями свободы приводит к передаче на раму тягача значительных скручивающих моментов, способствующих ее быстрому разрушению. Напротив, ССУ с тремя степенями свободы лишены этих недостатков, однако автопоезда с такими устройствами во время движения менее устойчивы. Другой недостаток заключается в том, что груженый полуприцеп опирается на шарнир, центр вращения которого находится ниже центра тяжести полуприцепа. При движении автопоезда в поворотах результирующая центробежная сила, действующая в центре тяжести полуприцепа, стремится опрокинуть последний, что снижает поперечную устойчивость автопоезда и может привести к аварии. Чтобы этого не прозошло, иногда применяют ССУ с механическими или гидравлическими стабилизаторами. В автопоездах, работающих в тяжелых дорожных условиях, при выезде на магистраль с качественным покрытием качание полуприцепа вокруг продольной оси ограничивается (±3°) специальным механизмом.
Имеются и другие решения. Лучшую устойчивость движения автопоезда обеспечивают ССУ с тремя степенями свободы, которые имеют «дуговой» механизм поперечной гибкости, обладающий свойством самостабилизации. Французская фирма Coder Ture разработала оригинальное сферическое ССУ, предназначенное для повышения устойчивости автопоездов и обладающее повышенной надежностью, поскольку оно сохраняет сцепление тягача с полуприцепом даже при сломанном шкворне. Сцепной механизм находится в сферическом вогнутом кожухе, диаметр сферы выбран так, что центр сферы расположен выше центра тяжести полуприцепа. Возникающая в поворотах центробежная сила стремится наклонить полуприцеп к внутренней стороне виража, т. е. повышает его устойчивость. Сцепка окружена специальными прикрепленными к полуприцепу ограничителями для сохранения его сцепления с тягачом даже при поломке шкворня. Помимо прочего описанная конструкция разгружает раму от скручивающих усилий, так как при наезде на дорожные неровности полуприцеп может наклоняться в любую сторону по отношению к тягачу.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
Опорно-сцепное устройство автопоезда, содержащее опорную плиту, установленную на раме автомобиля-тягача с седлом и разъемно-сцепным механизмом, взаимосвязанное со шкворнем, жестко закрепленным на опорном листе уступа рамы полуприцепа, отличающееся тем, что шкворень в опорном листе уступа рамы полуприцепа установлен подвижно с возможностью угловых поворотов относительно своей продольной оси симметрии и поступательного движения относительно продольной оси упомянутой рамы и снабжен с одной стороны двуплечим рычагом, несущим две подпружиненные пружинами сжатия тяги, шарнирно соединенные с пальцем, жестко установленным на опорном листе уступа, а с другой — шестерней, взаимодействующей с зубчатой втулкой, жестко закрепленной на седле опорно-сцепного устройства автомобиля-тягача.