сдл что это в росфинмониторинг

Сдл что это в росфинмониторинг

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

Регистрация СДЛ (доверенного лица) в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга: пошаговая процедура

(опубликовано на www.smyslovy.ru 10.10.2018 г.)

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

Процедуру регистрации СДЛ мы настоятельно рекомендуем пройти всем пользователям личных кабинетов на сайте РФМ, ведь отсутствие Регистрации СДЛ негативно влияет на уровень риск оценки по ПОД/ФТ.

Напомним, что в поле Сертификат (*.cer) необходимо присоединить файл сертификата электронной подписи СДЛ.

Для этого нужно нажать кнопку «Обзор» и в открывшемся окне проводника выберать необходимый файл сертификата (*.cer) из той папки, в которой он был сохранен.

Для сохранения Сертификата (*.cer) необходимо вставить в компьютер электронную цифровую подпись, после чего одновременно нажать на клавиатуре компьютера кнопки «Windows+R» или «Win+R». После этого откроется окно «Выполнить». В это окно необходимо ввести команду «certmgr.msc» и нажать ОК.

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

Также Мастер экспорта сертификатов можно вызвать через программу КриптоПро

Сохраненный файл и есть Сертификат (*.cer), который нужно загрузить в личный кабинет. После того как он загружен в кабинет нужно будет только нажать кнопку «Подписать и отправить».

Если наши читатели не справятся самостоятельно с регистрацией СДЛ, наши технические специалисты будут рады помочь всем, для этого пишите на:

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

Мы в социальных сетях:

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Источник

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ)

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.

Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.

Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:

В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин » комплаенс-контроль «. Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного «фундамента», стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.

Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.

Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте.

Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также необходимо иметь в распоряжении актуальные:

Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( ФСФМ России или Росфинмониторинг ).

К поднадзорным Росфинмониторингу организациям относятся:

2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.»

При этом дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России ( НФО и кредитными организациями ), рассматриваются непосредственно самим Банком России.

В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК «ДЕКАРТ» оказывает поднадзорным организациям (субъектам Федерального закона № 115 ) следующие услуги :

Ознакомиться со стоимостью услуг ЮК «ДЕКАРТ» в сфере ПОД/ФТ можно в разделе » Услуги по ПОД/ФТ » или, обратившись к нашим сотрудникам по контактам, указанным на сайте.

ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК «ДЕКАРТ» Вы получаете:

Источник

Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Пробирной палате, ФНС, Роскомнадзору

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Пробирной палате, ФНС, Роскомнадзору

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 115-ФЗ

Памятка информирует о правах и обязанностях организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), а именно:

Обязательному контролю подлежат операции по снятию или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.

1.ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

1.1. РАЗРАБОТКА И ОБНОВЛЕНИЕ ПВК

Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются самостоятельно и утверждаются единоличным исполнительным органом огранизации или индивидуальным предпринимателем (ИП).

Требования к ПВК, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, (далее – Требования к ПВК) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667.

Все программы, поименованные в Требованиях к ПВК, обязательны к включению в ПВК.

В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, затрагивающих обязанности организаций/индивидуальных предпринимателей по ПОД/ФТ/ФРОМУ, либо внесения аналогичных изменений в действующие НПА, ПВК приводятся организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями указанных НПА не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими НПА.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (СДЛ).

СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций.

Индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении соответствующего обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

К СДЛ предъявляются квалификационные требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

1.3. РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА НА САЙТЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Наличие и использование личного кабинета для организации и индивидуального предпринимателя является обязательным.

Через личный кабинет до организаций и индивидуальных предпринимателей доводятся:

Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ, через Личный кабинет. (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209; Инструкция о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 (далее – Инструкция)).

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

2.1.ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ, ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ. ФИКСИРОВАНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОСЬЕ КЛИЕНТА

При проведении идентификации клиента проводятся следующие мероприятия:

Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. (Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.)

Информацию необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

При обновлении информации формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.

При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждеными приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

2.2. ИЗУЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией (ИП), на регулярной основе (каждый раз при обновлении сведений о клиенте) принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

2.3. ОЦЕНКА РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ

Оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень риска ОД/ФТ (при необходимости) и применять меры по его снижению.

Рекомендуем изучить Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями приведенные в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.

2.4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ, И ИНФОРМИРОВАНИЕ О НИХ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны выявлять следующие операции:

В целях выявления подозрительных операций необходимо руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. (Информационные письма Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 и от 01.03.2019 № 59 используются организациями и индивидуальными предпринимателями в том числе для оценки риска совершения операции в целях ОД/ФТ).

Выявленная операция должна быть документально зафиксирована внутренним сообщением (содержание внутреннего сообщения приведено в пункте 27 Требований к ПВК).

Руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо уполномоченное ими лицо принимают решение:

Порядок представления информации закреплен в Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

2.5. ЗАМОРАЖИВАНИЕ (БЛОКИРОВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции с лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в случае, если такие операции перечислены в пунктах 2.4, 2.5 статьи 6 и пункте 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Рекомендуем ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 60.

2.6. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом:

2.7. ОТКАЗ В СОВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИИ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели вправе отказать в совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ) в случае, если:

В случае принятия решения об отказе в совершении операции информация об этом направляется в Росфинмониторинг (пункт 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

Клиента необходимо проинформировать о причинах отказа в совершении операции.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции (пункт 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 №55).

В случае принятия организацией или индивидуальным предпринимателем решения об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции информация о таком решении направляется в Росфинмониторинг (Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

2.8. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом документов и информации, перечисленных в пункте 33 Требований к ПВК.

При этом хранение информации и документов должно обеспечиваться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

Способ хранения документов и сведений определяется организацией или индивидуальным предпринимателем самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).

2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны сохранять конфиденциальный характер информации, полученной в результате реализации ПВК (пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Организациям, их руководителя и работникам, индивидуальным предпринимателям и их работникам запрещено информировать третьих лиц о предоставлении информации в Росфинмониторинг (пункт 6 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

2.10. ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

Порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее – Положение).

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны утвердить перечень лиц, проходящих обучение (пункт 3 Положения).

Обучение проводится в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, повышения уровня знаний.

Вводный и дополнительные иструктажи проводятся специальным должностным лицом для работников, включенных в утвержденный перечень, в случаях и сроки, установленные Положением.

Целевой инструктаж и повышения уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Работники организаций и индивидуальных предпринимателей, включенные в утвержденный перечень, проходят обучение в сроки, установленные Положением.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет прохождения сотрудниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

2.11. ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Организации и индивидуальные предприниматели на регулярной основе, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев, самостоятельно проводят внутренние проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, ПВК и иных организационно-распорядительных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля путем.

По результатам внутренних проверок руководителю организации, индивидуальному предпринимателю предоставляется письменный отчет обо всех выявленных нарушениях.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе внутренних проверок.

2.12. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КЛИЕНТОВ ПО ПЕРЕЧНЯМ И ИНФОРМИРОВАНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Источник

Как упростить проверку клиентов по 115‑ФЗ: требования и инструменты

сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть фото сдл что это в росфинмониторинг. Смотреть картинку сдл что это в росфинмониторинг. Картинка про сдл что это в росфинмониторинг. Фото сдл что это в росфинмониторинг

ЦБ РФ и Росфинмониторинг ужесточают контроль за исполнением требований по идентификации и оценке клиентов и отправке отчетов в надзорные органы субъектами 115-ФЗ. Чтобы избежать наказаний за нарушение требований закона, нужно своевременно собирать необходимые данные, присваивать им уровень риска и отправлять информацию в надзорные органы.

Вслед за активными проверками банков все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2019-2020 годах. Как показывают данные Росфинмониторинга, к самым распространенным нарушениям в рамках 115-ФЗ относятся нескачивание перечня террористов и экстремистов или нескачивание и неотправка сообщений по этим перечням. За такие нарушения налагается штраф в 200 000 руб. Неоднократные нарушения грозят приостановлением деятельности или отзывом лицензии компании. Согласно судебной практике, только 10 % от оштрафованных субъектов могут обжаловать постановления такого типа в суде.

Наказаний можно избежать, если вовремя собирать данные о клиентах, присваивать им соответствующий уровень риска и отправлять всю информацию в Росфинмониторинг или другие надзорные органы. Это можно делать самостоятельно или с помощью специальных инструментов.

Основные требования 115-ФЗ

К субъектам 115-ФЗ относятся лизинговые компании, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, компании-посредники, сопровождающие сделки с недвижимостью, операторы по приему платежей, организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, бухгалтерии, нотариусы, адвокаты, организации федеральной почтовой связи, коммерческие ювелирные организации и другие предприятия.

Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.

Чек-лист действий субъектов 115-ФЗ

Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).

Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.

Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.

ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.

Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.

Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.

Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.

Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.

Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.

Автоматический скоринг клиентов, открытые и закрытые списки в одном сервисе.

Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

Даже если любой другой субъект это уже сделал, направить информацию в Росфинмониторинг все равно нужно — каждый субъект 115-ФЗ несет отдельную ответственность.

Важные изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ

В Информационном письме Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57 рекомендуется уточнить у клиента, кто является его бенефициарным владельцем, изучить учредительные документы, провести полную идентификацию бенефициарного владельца и не реже раза в год обновлять информацию о нем.

Если клиент отказывается предоставить информацию по бенефициарному владельцу, принимая его на обслуживание, ему можно автоматически присвоить высокий уровень риска.

В Методических рекомендациях ЦБ от 27.12.2018 33-МР к факторам, влияющим на оценку риска клиентов, теперь отнесен фактор «принадлежность бенефициара к иностранным или российским должностным публичным лицам». Выяснив, что конечный бенефициар клиента — публичное лицо, вы можете повысить его уровень риска.

Приказ ФКУ «Пробирная палата России» от 05.12.2018 № 230 касается только организаций, которые покупают и продают ювелирные изделия и драгоценные металлы. У ювелирных организаций и ИП при проверке исполнения ПВК будет проверяться наличие утвержденных ПВУ, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил ПВУ, соблюдение требований 115-ФЗ по получению требований о финансово-хозяйственной деятельности, деловой репутации и хранению информации.

Также ювелирным компаниям нужно фиксировать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, то есть сделкам по договору купли-продажи от 600 000 руб. О них и сомнительных операциях нужно также сообщать регулятору.

Компании также должны отслеживать среди всех своих клиентов, причем даже тех, кто не выполняет никакие операции, физические лица или организации, находящиеся в перечне экстремистов/террористов, и блокировать их денежные средства или иное имущество, если они обнаружены в этом списке.

Всю информацию нужно направлять в уполномоченный надзорный орган. Если при очередном обновлении перечня террористов/экстремистов у вас обнаружился клиент из этого списка, вы обязаны отправить об этом сообщение в Росфинмониторинг и заблокировать денежные средства и имущество клиента в течение трех дней.

Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 обязывает организации устанавливать дополнительные сведения в отношении лиц с повышенным уровнем риска. Если компания присвоила клиенту высокий уровень риска по итогам идентификации, у него нужно запросить дополнительные сведения.

У физических лиц нужно запросить:

Источник происхождения денежных средств — новое понятие в российском законодательстве, но в европейских странах этот инструмент уже давно используется для выявления сомнительных операций. Если клиент сможет документально подтвердить, что его денежные средства легитимны, его операции можно считать относительно надежными.

У юридических лиц нужно запросить:

Информационное сообщение Росфинмониторинга от 15.02.2019 обращает внимание на то, что по итогам Приказа № 366 субъектам закона 115-ФЗ необходимо изменить ПВК, прописать требования, которые были указаны в Приказе № 366, и выложить обновленные ПВК в личный кабинет Росфинмониторинга.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 объясняет, как именно субъекты должны разработать программу оценки рисков ОД/ФТ, оценить риски совершения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, до того, как он принят на обслуживание, оценить риски ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента. Здесь нужно понять, стоит ли повысить или понизить риск, управлять рисками ОД/ФТ и информировать Росфинмониторинг о выявляемых рисках.

Регулятор хочет, чтобы компании заранее проверяли клиентов до приема на обслуживание, чтобы исключить вероятность сомнительных или незаконных операций уже после начала работы с ним. Потенциально полная доскональная проверка всех клиентов заблаговременно позволяет поддерживать клиентскую базу в идеальном состоянии и не сталкиваться с сомнительными операциями.

С 22 марта 2019 года все субъекты 115-ФЗ обязаны отчитываться по перечням экстремистов и террористов не раз в квартал, а еженедельно.

Закон об оскорблении власти может потенциально расширить список террористов/экстремистов за счет попадания туда авторов оскорбительных репостов. Если клиент попал в список экстремистов, нужно будет провести весь перечень мероприятий, которые требует Росфинмониторинг.

Перечни экстремистов/террористов обновляются в личном кабинете Росфинмониторинга каждую неделю. Субъекты закона 115-ФЗ должны раз в неделю скачивать перечень, сверять его с клиентской базой и в течение трех дней отчитываться в Росфинмониторинг о факте наличия или отсутствия среди своих клиентов лиц из данного перечня.

Штрафы за невыполнение требований 115-ФЗ

За неисполнение требований законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ ст. 15.27 КоАП предусматривает определенные штрафные санкции.

Размеры штрафов: от 10 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 200 000 до 400 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток.

Недостоверные сведения могут быть представлены из-за неполной идентификации клиента или несвоевременного обновления информации по клиенту. Даже если сообщение отправлено вовремя и в нем указаны все клиенты, но на момент отправки сообщения у клиента что-то изменилось в учредительных документах или в адресе, и отправлена устаревшая информация, будет назначен штраф.

Деятельность организаций чаще всего приостанавливают, когда у них неоднократно выявляют нарушения в течение года.

Размеры штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; приостановлением деятельности до 60 суток.

Этот штраф можно получить, например, если компания не провела своевременную сверку своего клиента со списком террористов/экстремистов и совершила операцию с конкретным клиентом уже после обновления перечня, не заблокировала его денежные средства или имущество и продолжает работать с ним по заключенному ранее договору.

Судебная практика показывает, что по этому пункту суды не снижают штрафы, в отличие от двух предыдущих пунктов.

Размер штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – на должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток в случае неоднократных нарушений в течение года.

Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Размер штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 700 000 до 1 млн руб. – для должностных лиц; дисквалификация на срок от года до двух лет; административное приостановление деятельности до 90 суток или полный отзыв лицензии.

По последним двум пунктам штрафы встречаются редко.

Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ

Чтобы удовлетворить требования Центробанка и Росфинмониторинга, компания должна быть готова высвободить временные и человеческие ресурсы и научиться собирать и своевременно обновлять информацию из разных источников.

Чтобы автоматизировать и ускорить проверку клиентов, СКБ Контур разработал интеграционное решение Контур.Призма, которое может автоматически проверять клиентов, учитывая все требования 115-ФЗ и его подзаконных актов.

Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.

Контур.Призма оценивает клиентов по более чем 60 критериям, включая идентификационные критерии, финансовое положение, деловую репутацию и связанные организации клиента, и сразу же позволяет понять, стоит ли с ним работать или нет. Можно сразу же отслеживать, из-за каких именно критериев клиент оказался в группе с высоким, средним или низким риском.

Как рассчитывать риск клиента

Чтобы провести полную идентификацию клиента и оценить его уровень риска, нужно в Контур.Призме ввести ОГРН или ИНН организации и выбрать модель проверки — например, 115-ФЗ для некредитных финансовых организаций.

Программа отслеживает нахождение клиентов в списках террористов, экстремистов, санкционных списках, таких как перечень публичных должностных лиц, санкционный список Евросоюза, санкционный список HM Treasury.

При определении уровня риска сервис:

Физических лиц можно проверять через ФИО и проверку паспорта клиента на действительность. Отслеживать актуальность паспортов всех клиентов можно одним файлом, а также через нахождение в санкционных списках и списке террористов/экстремистов. Сотрудничество с клиентом с недействительным паспортом считается нарушением.

С помощью сервиса Контур.Призма субъекты 115-ФЗ могут также проверять новых сотрудников — физических лиц.

Модель проверки можно настроить самостоятельно с учетом критериев, которые важны для конкретной компании при приеме клиента на обслуживание. Настройку уровня риска клиентов можно протестировать в демодоступе.

Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Принимайте решения о сотрудничестве в считанные минуты.

Каждый четверг, когда в Росфинмониторинге обновляется список террористов/экстремистов, в систему можно загрузить файл со списком организаций и ИП или физических лиц в xlsx, txt или csv-форматах. Список не должен превышать 3 000 записей. Через несколько секунд можно увидеть, входят клиенты в этот список или нет.

Если клиент обнаружен в списке террористов и экстремистов и компания собирается принять его на обслуживание, ему нужно отказать. Если компания уже с ним работает, его нужно заблокировать и отправить информацию о нем в Росфинмониторинг.

Контур.Призма доступна в двух версиях:

Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *