сбербанк корпорация что это
Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать
Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы
Что такое бизнес-экосистема
Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.
Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.
Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.
Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.
Какие элементы входят в бизнес-экосистему
Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.
Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.
К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.
Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.
Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.
Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.
Из чего состоит экосистема Сбербанка
Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой
Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).
Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».
Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.
Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.
Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.
Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.
Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.
Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.
Что получают бизнес и потребители
Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.
Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.
Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.
Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.
Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.
Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.
Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.
Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.
Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.
Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.
Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.
Что ждет рынок и пользователей
В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.
Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.
По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.
Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.
Для пользователей тоже многое изменится.
Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.
Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.
Сбербанк поможет разобраться с финансовыми потоками
Линейка продуктов Cash Management Сбербанка дает возможность холдингам осуществлять оперативный контроль за финансовыми потоками холдинга, текущей ликвидностью группы, а также эффективно управлять консолидированными средствами группы компаний.
Сбербанк постоянно расширяет перечень предлагаемых услуг в рамках продуктов линейки Cash Management, адаптируя их под потребности клиентов.
Сбербанк предлагает варианты взаимодействия, позволяющие самостоятельно управлять финансовыми потоками с помощью системы «Сбербанк Корпорация». Для получения данных услуг достаточно заключить один договор со Сбербанком. После чего банк самостоятельно заключает дополнительные соглашения с подразделениями холдинга по месту ведения счетов.
Система «Сбербанк Корпорация» позволяет казначейству головной компании держать руку на пульсе и иметь актуальную полную картину о финансовом состоянии компании и ее подразделений. Система настроек сервиса позволяет подобрать в каждом конкретном случае перечень необходимых опций, а так же установить степень контроля за операциями по счетам подразделений группы. Настройки выбираются клиентом на стадии заключения договора, однако их можно легко изменить впоследствии. В результате после подключения к сервису головная компания будет оперативно получать от банка только необходимую и актуальную информацию. Например, главному казначею головного офиса в «едином интерактивном окне» в течение дня будет доступна информация о состоянии всех счетов подразделений, открытых не только в Сбербанке, но и в других коммерческих банках, в том числе и за рубежом.
Пусть работают остатки на счетах
ОАО «Сбербанк России». Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 08.08.2012.
Сбербанк корпорация что это
Цель системы корпоративного управления банка — последовательно
повышать стоимость акционерного капитала.
Система корпоративного управления
Система корпоративного управления
Система корпоративного управления
Система корпоративного управления
Система корпоративного управления
Общее собрание акционеров
Общее собрание акционеров — высший орган управления банка.
Председатель Наблюдательного совета
Антон Германович Силуанов
Организует и обеспечивает эффективную работу Наблюдательного совета банка и его комитетов.
Наблюдательный совет
Коллегиальный орган управления банком, осуществляет общее руководство деятельностью Банка.
Президент, Председатель Правления
Герман Оскарович Греф
Руководит текущей деятельностью банка, возглавляет Правление банка и организует его работу.
Правление
Коллегиальный исполнительный орган управления текущей деятельностью банка.
Служба корпоративного секретаря
Олег Юрьевич Цветков
Корпоративный секретарь
Обеспечивает соблюдение органами управления и должностными лицами банка процедур корпоративного управления.
Система контроля и аудита
Подразделения банка, которые следят за соблюдением законодательства и внутренних нормативных документов.
Cлужба внутреннего аудита
Руководитель службы:
старший управляющий директор — директор Управления внутреннего аудита Чистяков Олег Владимирович
Cлужба внутреннего контроля
Руководитель службы: старший управляющий директор — директор Управления комплаенс Заломихина Лариса Александровна
Служба управления рисками (Блок «Риски»)
Руководитель Блока «Риски» — Старший вице-президент Джангир Джангиров
Контактная информация
Коммуникации с клиентами
Сбербанк в социальных сетях
Мобильное приложение «Акционер Сбера»
© 1997—2021 ПАО Сбербанк.
ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных —ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Сбербанк предлагает компаниям удобную систему управления финпотоками
Сбербанк предоставляет своим клиентам набор инструментов для управления финансовыми потоками внутри группы компаний — продукты линейки Cash Management [1] :
— Продукты управления платежами группы
— Продукты управления ликвидностью группы
Из нашего материала вы узнаете о возможностях, которые предлагает Сбербанк для удобного управления как крупным корпорациям, так и компаниям среднего бизнеса.
Понимая потребности клиентов, Сбербанк в этом году упростил процедуру подключения ряда продуктов линейки Cash Management, разместив оферту на своем сайте.
Если вы управляете небольшим количеством счетов (до 30 расчетных счетов) и вам нужен базовый набор сервисов для управления ими, то вы сможете получить всю информацию о порядке подключения и условиях обслуживания на официальном сайте Банка — www.sberbank.ru.
Если вы управляете растущей группой компаний, в которую входит множество предприятий, то, скорее всего, сталкивались со сложностями управления финансовыми потоками группы и автоматизации этого процесса. Какие инструменты могут помочь вам навести порядок?
С похожими трудностями сталкиваются и другие компании-холдинги. К примеру, у некоторых компаний слишком много времени уходит на сбор и консолидацию информации по остаткам на счетах дочерних компаний, что неизбежно сказывается на скорости качества планирования и управления.
У Сбербанка есть для вас готовый набор продуктов Cash Management, которые позволяют оперативно получать информацию по счетам и остаткам и при необходимости осуществлять контроль расчетных операций группы.
Главное — больше никакого ручного сбора информации. Система мониторинга, реализованная на базе автоматизированной системы, будет обеспечивать пользователям доступ к информации по всем вашим расчетным счетам, открытым как в Сбербанке, так и в других банках. Вы сможете оперативно получать информацию об остатках и операциях по счетам всей группы и контролировать платежные поручения — все или только определенную их часть. При необходимости вы сможете контролировать платежи на соответствие лимитам, установленным в рамках бюджета в вашей компании.
Где Вы будете видеть эту информацию?
Вся информация будет доступна вам в системе «Сбербанк Корпорация» как на стационарном компьютере, так и в мобильном приложении для iPad [2] ® — то есть вы сможете проверять состояние счетов в любое время суток из любого места, где есть интернет. Точно так же с функцией контроля: у вас появится возможность акцептовать или отвергать платежные документы по счетам ваших подразделений до того, как они будут исполнены Банком.
Если вам не нужно контролировать все счета подряд, вы можете настроить контроль только определенной части счетов подразделений, при этом вы можете регулировать степень контроля от «мягкого» до более «жесткого». Например, в зависимости от потребностей компании можно использовать следующие опции системы: автоматическое согласование/отказ платежей по времени, контроль малых сумм, контроль платежей на соответствие лимитам, установленным головной компанией в разрезе классификаторов (Проект, Договор, Статья расходов).
Собираетесь централизовать расчетную функцию в головном офисе?
Сбербанк поможет вам успешно решить эту задачу. Сервис «Прямое управление счетами» позволит вам с единого рабочего места в головной компании готовить платежные поручения по всем компаниям холдинга и отправлять их в банк через систему «Сбербанк Корпорация».
У вас периодически возникают перебои с ликвидностью, когда на счетах одного филиала средств не хватает, а у другого — избыток?
Вы сможете оперативно перераспределять средства внутри группы. Для этого есть сервис «Единый остаток», который позволяет управлять остатками на счетах, перераспределяя средства между счетами группы компаний. Алгоритмы и параметры такого перераспределения можно настроить под ваши потребности. Система будет проверять остатки на счетах дочерних компаний и филиалов, затем остатки средств, в соответствии с заданным алгоритмом расчета (с учетом минимально/максимальной суммы и поддерживаемого остатка), будут переводиться на основной счет головной компании. С этого счета можно будет осуществлять финансирование счетов компаний и филиалов для проведения текущих платежей или до поддерживаемого остатка, установленного головной компанией.
Если же вам срочно понадобится оперативно перебросить средства, вы в любой момент сможете вернуться к прямому управлению счетами, чтобы срочно перевести деньги со счета любой компании в составе группы.
Возможно ли выгодное использование остатков по счетам?
Да, при консолидации денежных средств на одном счете вы получаете возможность разместить их на более привлекательных условиях [3] и получить дополнительный доход.
Готовы попробовать Cash Management на практике? Для начала вы можете подключить мониторинг, чтобы видеть остатки по счетам.
А если вам понадобится нестандартный набор сервисов — мы всегда готовы приехать к вам и настроить отвечающую вашим потребностям схему управления финансами вашей группы, исходя из насущных задач.
Что нужно сделать, чтобы подключить сервис?
Посмотрите на сайте Сбербанка образцы отчетов и инструкции по линейке продуктов Cash Management. Отправьте в банк Анкету по электронной почте или через интернет-банк «Сбербанк Бизнес Онлайн» [4] и с вами свяжутся в ближайшее время!
Если вы являетесь пользователем системы «Сбербанк Бизнес Онлайн» и вам не нужны расширенные сервисы по продуктам линейки Cash Management, то вы можете на сайте банка ознакомиться с публичными условиями предоставления базового набора сервисов. Для подключения необходимо заполнить Заявление на предоставление услуг Cash Management и направить в Банк по системе «Сбербанк Бизнес Онлайн».
Линейка продуктов Cash Management от Сбербанка — это комплекс банковских расчетно-информационных услуг, предназначенных для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подробную информацию о линейке продуктов Cash Management, системе «Сбербанк Корпорация», мобильном приложении «Сбербанк Корпорация», системе «Сбербанк Бизнес Онлайн», об условиях и документах, необходимых для их оформления можно узнать на сайте, в отделениях Сбербанка или по телефону 8 (800) 555 57 77. В отношении информационной продукции без ограничения по возрасту. Условия действительны с 01.09.2015 до момента их изменения.
Изменение условий производится Банком в одностороннем порядке. Информация, представленная в данном материале, не является публичной офертой.
1 «Cash management» — управление финансовыми потоками организации.
2 iPad является товарным знаком компании Apple Inc., зарегистрированным в США и других странах.
3 По сравнению с неконсолидированным размещением средств.
4 «Сбербанк Бизнес Онлайн» — это система дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющая клиентам Сбербанка получать через Интернет широкий спектр банковских услуг.
ПАО Сбербанк, Генеральная лицензия на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015 г.
На правах рекламы
Сбер: банк, строящий экосистему
Сбер (MCX, LSE: SBER) — компания, к которой много раз можно применить слово «самый»: самый крупный банк России, самая дорогая по капитализации компания, самая ликвидная акция на российском фондовом рынке, самый дорогой российский бренд.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор Сбера предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
Сбер — системно значимый российский банк, крупнейший по размеру активов и множеству других показателей. Банк был основан еще в Российской империи в 1841 году, существовал в СССР в виде сети сберегательных касс. Сейчас это универсальный банк, работающий в России и имеющий дочерние банки, представительства и филиалы в 18 странах мира: Беларуси, Казахстане, Украине, Сербии, Китае, Индии и других.
У Сбера более 98 миллионов физических и 2,7 миллиона юридических клиентов. Сеть отделений состоит из более чем 14 тысяч, расположенных в 83 субъектах России. Бизнес банка состоит из розничного, корпоративного и нефинансового.
Розничный бизнес. Банк предоставляет полный спектр услуг: вклады, кредиты, счета, банковские карты, страховые продукты, негосударственный пенсионный фонд и многое другое. По итогам 2020 года доля банка на рынке потребительского кредитования — 42%, ипотеки — 54%, средств физических лиц — 45%. Сбер занимает первое место на рынках страхования имущества, жизни, обязательного пенсионного страхования и по размеру активов под управлением. Успехи этого сегмента видны по тому, что объем средств и кредитов физических лиц в последние годы уверенно рос. При этом в структуре кредитов более половины — это ипотека.
Как победить выгорание
Нефинансовый бизнес. Здесь объединены более 50 компаний из самых различных сфер: электронной коммерции, доставки еды, такси, развлечений и многих других. Можно сказать, что для банка это венчурные инвестиции, которые должны стать значительной точкой роста в ближайшем будущем. Подробнее о них поговорим ниже.
Основные показатели крупнейших банков России по состоянию на 1 апреля 2021 года, млрд рублей
Активы | Капитал | Кредитный портфель | Вклады физических лиц | |
---|---|---|---|---|
Сбер | 35 183 | 4855 | 23 428 | 14 383 |
ВТБ | 17 360 | 1686 | 10 696 | 4628 |
«Газпромбанк» | 7632 | 803 | 4961 | 1375 |
«Альфа-банк» | 4950 | 600 | 3226 | 1391 |
«Россельхозбанк» | 3996 | 510 | 2800 | 1291 |
МКБ | 3175 | 297 | 2510 | 468 |
Банк «Открытие» | 2845 | 350 | 1780 | 871 |
«Совкомбанк» | 1609 | 214 | 780 | 459 |
«Райффайзенбанк» | 1459 | 192 | 846 | 631 |
«Росбанк» | 1433 | 191 | 808 | 286 |
Крупнейшие по капитализации компании Мосбиржи по состоянию на 15 мая 2021 года, млрд рублей
Сбер | 6816 |
«Газпром» | 5890 |
«Роснефть» | 5382 |
«Норникель» | 4329 |
«Новатэк» | 4170 |
«Лукойл» | 3943 |
«Полюс» | 1999 |
«Газпром нефть» | 1769 |
«Сургутнефтегаз» | 1618 |
НЛМК | 1607 |
Лидеры по среднему обороту торгов за последний год на Мосбирже по состоянию на 15 мая 2021 года, млн долларов
Сбер, обыкновенная | 271,61 |
«Газпром» | 176,09 |
«Норникель» | 159,22 |
«Лукойл» | 130,08 |
Fix Price | 124,85 |
«Яндекс» | 81,88 |
«Роснефть» | 60,00 |
«Татнефть», обыкновенная | 49,06 |
«Полюс» | 47,91 |
Polymetal | 35,30 |
Объем средств и кредитов физических лиц по годам, млрд рублей
Средства | Объем кредитов | |
---|---|---|
2017 | 13 420 | 5717 |
2018 | 13 495 | 6747 |
2019 | 14 210 | 7857 |
2020 | 16 641 | 9255 |
2021, 1 квартал | 16 508 | 9613 |
Структура выручки по новым бизнес-сегментам за первый квартал 2021 года
Банковский бизнес | 77,4% |
Платежный бизнес | 12,7% |
Управление благосостоянием и брокерские услуги | 3,4% |
Рисковое страхование | 2,7% |
Нефинансовый бизнес | 3,8% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 32PDF, 4,8 МБ
Структура кредитов физическим лицам за первый квартал 2021 года
Ипотечные кредиты | 56% |
Потребительские и прочие кредиты | 33% |
Кредитные карты | 9% |
Автокредиты | 2% |
Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ
Объем средств и кредитов юридических лиц по годам, млрд рублей
Средства | Объем кредитов | |
---|---|---|
2017 | 6394 | 14 175 |
2018 | 7402 | 13 650 |
2019 | 7365 | 12 939 |
2020 | 9125 | 14 630 |
2021, 1 квартал | 10 490 | 14 692 |
Структура кредитов юридическим лицам за первый квартал 2021 года
Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ
Структура кредитов по отраслям за первый квартал 2021 года
Физические лица | 37,9% |
Операции с недвижимостью | 9,1% |
Нефтегазовая отрасль | 9,1% |
Металлургия | 7,6% |
Торговля | 5,4% |
Пищевая промышленность и сельское хозяйство | 5,3% |
Транспорт и логистика | 4,1% |
Строительство | 3,2% |
Энергетика | 3,1% |
Телекоммуникации | 2,9% |
Химическая промышленность | 2,7% |
Машиностроение | 2,5% |
Прочие | 7,1% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 28PDF, 4,8 МБ
Построение экосистемы
Со временем Сбер решил, что ему тесно в банковской сфере, и начал активно вкладываться в нефинансовые сервисы, делая это широким фронтом: сначала было создано совместное предприятие с «Яндексом», в рамках которого на основе «Яндекс-маркета» и инвестиций Сбера компании развивали электронную коммерцию, но в 2020 году оно распалось, при этом по соглашению сторон «Яндекс-маркет» был выкуплен «Яндексом», а «Яндекс-деньги» — Сбером.
После разрыва с «Яндексом» активность Сбера не остановилась: также были куплены значительные доли в «Союзмультфильме», «Звуке», Muzlab, «Еаптеке», Goods.ru, «Эвоторе», InSales, «Просвещении», был консолидирован Rambler Group, а совместное предприятие с «Мэйл-ру» купило крупные доли в «Самокате» и «Кухне на районе». Еще Сбер решил войти в игровую индустрию, создав подразделение «Сбер игры».
На конференции в сентябре Сбер окончательно объявил о трансформации: убрал слово «банк» из названия, сменил логотип, представил несколько новых разработок — голосовых ассистентов, мультимедийную тв-приставку, умный экран, сервисы «Сберзвук», «Сбердиск», «Сберкласс», «Сберпэй», а также семейство подписок «Сберпрайм».
А в ноябре была представлена стратегия развития до 2023 года — и в ней значительное место уделено как раз развитию экосистемы. В планах компании — войти в тройку лидеров на рынке электронной коммерции с оборотом около 500 миллиардов рублей, увеличить количество подписчиков «Сберпрайм» до 10 миллионов человек, повысить долю выручки от нефинансовых сервисов до 5% с перспективой выйти на показатель в 30% к 2030 году. Достичь этого предполагается за счет ежегодного удвоения выручки от нефинансовых сервисов.
Финансовые показатели
Чистый процентный доход и чистый комиссионный доход стабильно растут год от года, при этом чистый процентный доход значительно выше: это значит, что банк в основном зарабатывает на процентах по кредитам и долговым ценным бумагам.
Капитал и активы банка также показывают положительную динамику. В структуре активов доминируют кредиты клиентам, немалую роль занимают ценные бумаги. В структуре фондирования банка половину занимают средства физических, еще треть — средства юридических лиц.
Сбер хорошо контролирует качество кредитного портфеля: доля просроченных кредитов стабильна, а стоимость риска, несколько увеличившаяся в кризисном 2020 году, показала рекордно низкие значения за первый квартал 2021 года.
Банк успешно выполняет нормативы ликвидности, хоть их значения и ухудшились начиная с 2020 года. Достаточность капитала на приличном уровне и показывает положительную динамику.
Чистый процентный доход, чистый комиссионный доход и чистая прибыль компании, млрд рублей
Чистый процентный доход | Чистый комиссионный доход | Чистая прибыль | |
---|---|---|---|
2017 | 1349 | 394 | 749 |
2018 | 1397 | 445 | 832 |
2019 | 1416 | 498 | 845 |
2020 | 1608 | 553 | 761 |
2021, 1 кв. | 422 | 134 | 305 |
Капитал и активы, млрд рублей
Капитал | Активы | |
---|---|---|
2017 | 3436 | 27 112 |
2018 | 3856 | 31 197 |
2019 | 4478 | 29 958 |
2020 | 5009 | 36 016 |
2021, 1 кв. | 5261 | 37 500 |
Структура активов за первый квартал 2021 года
Кредиты клиентам | 64% |
Ценные бумаги | 18% |
Денежные средства и эквиваленты | 7% |
Прочие активы | 11% |
Структура фондирования за первый квартал 2021 года
Средства физических лиц | 51% |
Средства юридических лиц | 33% |
Средства банков | 5% |
Субординированный долг | 2% |
Прочие обязательства | 9% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 5, 6PDF, 4,8 МБ
Неработающие кредиты и стоимость риска
Доля просроченных кредитов, NPL | Отношение резервов для кредитов к общему объему кредитного портфеля, COR | |
---|---|---|
2017 | 4,5% | 1,49% |
2018 | 3,8% | 1,15% |
2019 | 4,3% | 1,10% |
2020 | 4,3% | 1,80% |
2021, 1 кв. | 4,3% | 0,41% |
Нормативы ликвидности ЦБ
Н2 — норматив мгновенной ликвидности (минимум — 15) | Н3 — норматив текущей ликвидности (минимум — 50) | Н4 — норматив долгосрочной ликвидности (максимум — 120) | |
---|---|---|---|
2017 | 162% | 265% | 58% |
2018 | 186% | 233% | 64% |
2019 | 163% | 230% | 57% |
2020 | 98% | 128% | 65% |
2021, 1 кв. | 93% | 130% | 65% |
Коэффициенты достаточности капитала по стандартам «Базель 3» и «Базель 3,5»
Коэффициент достаточности общего капитала | Коэффициент достаточности капитала первого уровня | |
---|---|---|
2017 | 12,8% | 11,2% |
2018 | 12,4% | 11,8% |
2019 | 13,6% | 13,4% |
2020 | 14,7% | 14,3% |
2021, 1 кв. | 15,3% | 14,7% |
Акционерный капитал
Акционерный капитал состоит из примерно 21,5 миллиарда обыкновенных и миллиарда привилегированных акций. В 2020 году у Сбера сменился контролирующий акционер: вместо Банка России им стало Министерство финансов. Но в общих чертах ничего не изменилось: контрольный пакет акций как был, так и находится у государства. Еще стоит отметить значительную суммарную долю юридических лиц — нерезидентов в капитале компании.
Структура акционерного капитала
Россия в лице Министерства финансов | 50% + 1 акция |
Юридические лица — нерезиденты | 44,37% |
Юридические лица — резиденты | 1,92% |
Частные инвесторы | 3,71% |
Почему акции могут вырасти
Огромный и растущий бизнес. Сбер — это огромная компания, флагман не только банковского сектора, но и ведущая компания всей российской экономики. И при этом бизнес Сбера постоянно и уверенно растет. В прошлые годы этому помогала хорошая конъюнктура: сначала — консолидация банковского сектора, затем — значительное увеличение кредитования, особенно ипотечного, как за счет общего снижения ставок в экономике, так и за счет программы льготной ипотеки.
Но Сбер нашел новую точку роста — построение экосистемы. Оно в основном делается за счет покупки и дальнейшего развития большого количества предприятий в разных сферах: от доставки еды и продуктов до медиаактивов. Конечно, конкуренция во всех этих сферах огромна, но вполне вероятно, что у Сбера получится занять там достойное место, так как для этого у него есть многое: практически стомиллионная база клиентов и огромные финансовые возможности.
Привлекательные мультипликаторы. У Сбера вполне привлекательные мультипликаторы как в динамике по годам, так и в сравнении с конкурентами. И это даже несмотря на то, что сейчас как обыкновенные, так и привилегированные акции компании вблизи исторических максимумов.
У Сбера очень приличная маржинальность: это видно как по ROE, так и по чистой процентной марже — по этим показателям из конкурентов лучше только TCS Group. По мультипликатору P / E банк также стоит вполне скромно: дешевле стоит только МКБ, и это при том, что Сбер — явный лидер отрасли.
Еще стоит отметить, что если у компании будут большие экосистемные успехи, особенно в сервисах, связанных с ИТ и цифровизацией, то это может вызвать переоценку акций банка в сторону более высоких, свойственных технологической сфере мультипликаторов.
Дивиденды. Сбер платит очень приличные дивиденды. Текущая дивидендная политика Сбера, принятая в 2020 году на ближайшие три года, подразумевает выплату 50% чистой прибыли по МСФО с учетом небольших корректировок и при условии соблюдения всех необходимых нормативов по достаточности капитала. В последние годы банк очень существенно увеличил дивиденды как за счет роста чистой прибыли, так и за счет увеличения доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. На нашем рынке их очень любят, так что очень приличная для такой крупной компании дивидендная доходность — хороший драйвер роста котировок.
Почему акции могут упасть
Общеэкономические риски. Как было показано выше, несмотря на весь хайп про экосистемность, Сбер находится только в начале этого пути, а сейчас это банк, при этом крупнейший в стране. Он выдает кредиты, в том числе ипотечные, огромному количеству физических лиц, кредитует огромное количество предприятий. А доходы населения в последнее время падают, одновременно растет инфляция. Если эти процессы вызовут массовые неплатежи по кредитам, это может отрицательно сказаться на финансовых показателях банка и, как следствие, на дивидендах, что вместе может повлечь падение котировок акций компании.
Проблема прокси на российский рынок. Обыкновенные акции Сбера, будучи самой ликвидной и имеющей один из самых больших весов в основных фондовых индексах российского рынка — Московской биржи, РТС и MSCI Russia — голубой фишкой, могут пострадать от распродажи, даже если с самой компанией все будет хорошо, но по каким-либо причинам инвесторы решат, что стоит избавляться от российских активов. Это может быть как напрямую, ведь доля юридических лиц — нерезидентов в капитале велика, так и через ETF на российские индексы. Такое уже бывало: например, 9 апреля 2018 года, когда были введены санкции на «Русал», акции Сбера упали на 17%.