савантизм что это такое
Синдром Саванта: «Остров гениальности и жизнь в забвении»
Если вам на ум приходят странноватые гении, обладающие феноменальной памятью и сверхчеловеческими способностями мозга то, скорее всего речь идет о савантах. Синдром Саванта чрезвычайно интересное психическое нарушение, оно не входит в международную классификацию заболеваний и фактически является следствием многих других нарушений в работе мозга.
Впервые синдром Саванта был описан еще в 1887 году Джоном Лэнгдоном Дауном. А само по себе слово «савант» можно перевести как «ученый». Это и не удивительно, ведь люди с этим недугом обладают выдающимися талантами в определенной сфере искусства или науки.
Как проявляется синдром Саванта и откуда он берется?
Проявляется синдром Саванта как гениальность, в одной или нескольких областях науки или искусства. Практически всегда его обнаруживают у людей с серьезными отклонениями в развитии или аутизмом. Большинство савантов не могут обойтись без помощи других людей. Прогулка до магазина или домашняя уборка, а зачастую и простое общение с людьми для них непосильная задача. Зато многие из них обладают феноменальной памятью и могут наизусть пересказать только что прочитанную книгу, нарисовать подробную карту большого города по памяти или сочинять гениальные музыкальные произведения за пару часов.
Чаще всего, синдром Саванта связывают с генетическими нарушениями и мутациями. На данный момент наука выделяет около 10 генов, мутации в которых приводят к возникновению данного состояния. И что удивительно, большинство из них расположено в Y хромосоме. Поэтому 4 из 5 людей с данной психической особенностью мужчины. Так что чаще всего савантизм, это врожденное состояние и реже приобретенное, вследствие травм головного мозга, иногда послеродовых или уже во взрослом возрасте, как например, у музыканта Дерека Амато.
Области науки и искусства, в которых чаще всего проявляют себя люди с синдромом Саванта
Как правило, проявление выдающихся способностей у таких людей можно выявить в музыке, живописи, арифметических вычислениях, математике, картографии, календарных расчётах и моделировании трехмерных систем.
Для примера:
Особенность савантов
У всех людей с синдромом Саванта есть одна особенность – правое полушарие развито гораздо сильнее левого. У обычных людей это закономерность проявляется наоборот. Чаще всего за своим способности люди платят забвением. Они редко бывают адаптированы к внешнему миру, и большинство из них живет в своём замкнутом мирке.
Современные исследования показывают, что практически у всех людей с аутизмом можно найти гениальные проявления. Однако делать это надо как можно раньше (когда малышу 1-2 года), чтобы развить талант и научить ребенка общаться с внешним миром.
В кинематографе людей с данным психическим состоянием можно наблюдать в фильме «Человек дождя» или сериале «Хороший доктор».
Почему возникает синдром Саванта:
Основные факторы риска рождения ребенка с савантизмом это:
Синдром саванта ( Савантизм )
Синдром саванта (савантизм) – это особенность течения дизонтогенетического развития, характеризующаяся наличием у больного выдающихся способностей в одной или нескольких областях знаний на фоне общей интеллектуально-личностной неполноценности. Проявления савантизма разнообразны, наиболее распространенные симптомы – феноменальная память, высокие математические навыки, выдающиеся способности в музыке, изобразительном искусстве. Диагностика проводится с помощью когнитивных тестов, беседы. Специфического лечения не существует, помощь больным призвана улучшить их социальную адаптацию.
МКБ-10
Общие сведения
Название синдрома происходит из французского языка и в переводе означает «синдром ученого». Впервые этот термин употребил британский врач-исследователь Д.Л. Даун в 1887 году. Он описал 10 пациентов с выдающимися способностями и интеллектуальной недостаточностью. К настоящему времени в научных трудах рассмотрено около 100 случаев савантизма. Частота синдрома саванта среди больных аутизмом составляет 1:3, а в остальной части популяции – 1:2000. Соотношение женщин и мужчин – 1:4.
Причины савантизма
По происхождению синдром саванта подразделяется на первичный и вторичный. Причинами первичного савантизма являются врожденные дизонтогенетические заболевания – расстройства аутистического спектра (РАС). Чаще всего необычные способности и таланты проявляются при синдроме Аспергера. Причины вторичного савантизма:
Патогенез
В современной нейропсихологии наиболее доказана теория о патологической межполушарной асимметрии как основе савантизма. Левое полушарие обеспечивает вербальное, абстрактно-логическое и дискретное мышление. Структуры правого полушария ответственны за творческие способности, невербальные мыслительные процессы и пространственно-образное восприятие.
Согласно данным исследований, большинство савантов имеет поражение левого (аналитического) полушария. Таким образом, у них развивается патологическая асимметрия межполушарного взаимодействия, и правое полушарие компенсирует развивающиеся дефициты. Эйдетизм, музыкальные и художественные способности – результат правополушарной активности мозга.
Данная теория объясняет и факт преобладания мужчин среди савантов. Доказано, что полушария головного мозга развиваются неравномерно: левое формируется и усложняется позже правого, а также более уязвимо для нежелательных пренатальных воздействий. Эмбрионы мужского пола интенсивно вырабатывают тестостерон. Гормон способен действовать на нервную ткань как токсин, вследствие чего тормозится развитие левополушарных областей, возникает врожденная асимметрия.
Симптомы савантизма
Врожденный савантизм проявляется с ранних лет. Дети существенно опережают сверстников в отдельных областях психического развития, но при этом отстает их интеллектуальное развитие, способность адаптироваться в обществе и осваивать бытовые навыки. Так, например, ребенок рисует сложные картины, однако не умеет самостоятельно одеваться, принимать пищу, разговаривать.
Приобретенный савантизм возникает после травмы или острого периода заболевания. Симптомы разнообразны, часто наблюдается интенсивное развитие новых способностей на фоне общего интеллектуального снижения, утраты отдельных психических или физических функций (паралич, мутизм, глухота). В научной литературе описан случай, когда после ранения мужчина потерял слух, но стал гением в механике.
Таланты савантов часто затрагивают область математики, языкознания, искусства. Так, художественные навыки проявляются без специального обучения живописи: больные идеально отображают предметы на бумаге, привносят собственное творческое видение реальности. У некоторых наблюдается гиперлексия – умение за секунды прочесть большой текст и воспроизвести его с точностью 99%.
Память савантов характеризуется возможностью запечатлять множество деталей конкретной ситуации. Это порождает трудности классификации и отбора информации: неспособность отделить важное от второстепенного препятствует познанию сути явления в целом, обобщению жизненного опыта. Память таких людей глубока, но не имеет осмысляющего компонента. Даун назвал это явление «вербальная адгезия».
Другие симптомы савантизма – выполнение сложных математических операций, овладение иностранным языком за пару дней, освоение музыкального инструмента за один урок. Описаны интересные случаи синдрома саванта, например, некоторые больные обладают идеальным музыкальным слухом и могут использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в пространстве.
Осложнения
Синдром Саванта не вызывает тяжелых последствий. Однако если больным не оказывается психологическая поддержка и не проводится реабилитация, то они плохо приспосабливаются к повседневным делам. Савантизм часто сопровождается слабыми социальными навыками, неумением планировать, анализировать происходящие события. Без помощи окружающих пациенты становятся замкнутыми, неопрятными. Многим из них требуется помощь в организации дня, гигиенических процедур, приемов пищи.
Диагностика
Выявление синдрома саванта происходит в рамках комплексной диагностики психической сферы лиц с РАС, органическими поражениями мозга. Обследование проводят врач-психиатр и клинический психолог. Базовые методы – сбор анамнеза и беседа. При савантизме родители или другие родственники пациента сообщают о его незаурядных способностях, отмечая общее интеллектуальное снижение, плохую адаптированность к повседневной жизни.
Во время клинической беседы врач выделяет аналогичные симптомы: слабое развитие коммуникативных навыков (особенно при РАС), трудности в понимании абстрактных понятий и фраз с переносным смыслом. Специфические методы диагностики включают в себя набор тестов и проб, нацеленных на определение коэффициента интеллекта и экстраординарных талантов:
Лечение савантизма
Помощь пациентам заключается в проведении психотерапии, использовании специальных обучающих программ и реабилитационных мероприятий. Усилия психологов, педагогов и социальных работников нацелены на улучшение социальной адаптации больных и освоение ими навыков, необходимых в быту. Медикаментозное лечение не показано, оно используется лишь для коррекции сопутствующих заболеваний (эпилепсии, нарушений сна, депрессии).
Лечение людей с синдромом саванта осуществляется на базе психиатрических больниц, специализированных школ и развивающих центров. Терапия проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, семейных консультаций. Задача специалистов и родителей – развивать имеющиеся таланты саванта, найти способы компенсации дефицитарных функций. Ключевые методы работы:
Прогноз и профилактика
Синдром Саванта является прогностически благоприятным: данный феномен не приводит к каким-либо осложнениям, редко ухудшает качество жизни больных. Профилактические меры не разработаны. Чтобы предупредить развитие врожденного савантизма, специалисты рекомендуют будущим матерям проходить полное обследование на этапе планирования рождения ребенка, отказаться от вредных привычек, проходить скрининговые обследования при беременности. Такие мероприятия помогут выявить аномалии развития плода на ранних стадиях и снизить риск преждевременных родов.
Синдром саванта (савантизм) — что это за болезнь
Синдром саванта проявляет себя фотографической памятью и необычными способностями. С медицинской точки зрения этот синдром не является болезнью, его описания нет в МКБ-10. Однако савантизм выступает как сопутствующее явление при расстройствах аутистического спектра и при патологиях в работе отделов мозга.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что такое явление, как синдром саванта – это генетическое заболевание, обусловленное мутацией Y-хромосомы, поэтому мужчин-савантов больше, чем женщин.
Что такое синдром саванта
Что же такое савантизм? Это особенность работы мозга, которая была изучена и описана Д. Л. Дауном, и трактовалась им как одаренность человека в той или иной области науки или искусства. Д. Л. Даун полагал, что феноменальное развитие способностей человека с этим синдромом обусловлено образованием в его мозговых структурах центра гениальности. Он появляется как следствие поражения ЦНС.
Гениальность или одаренность обусловлена доминированием правого полушария мозга над левым, в то время как у большинства людей ведущим является левое полушарие мозга.
В современной клинической психологии распространено мнение, что савантизм – это разновидность аутизма. Как и аутизм, синдром саванта характеризуется очень высоким уровнем развития памяти у человека, обостренным чувством времени, выраженными лингвистическими способностями. Но отсутствие баланса в межполушарном взаимодействии не позволяет таким клиентам успешно осваивать традиционную образовательную программу, социализироваться.
В большинстве случаев эффект савантизма является врожденной особенностью, но известны случаи развития синдрома у людей в результате травмы головного мозга.
Симптомы и особенности савантизма
У людей с синдромом саванта обнаруживаются следующие особенности:
Первые признаки савантизма
Первые признаки савантизма – это ярко выраженная увлеченность ребенка какой-то сферой деятельности в период раннего детства. Люди с синдромом саванта могут в 2 года наизусть запомнить сказку после однократного прослушивания, самостоятельно научиться выполнению математических действий в уме.
А вот формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у них происходит с большим трудом. Для многих из них представляет серьезные трудности задача самостоятельно одеться или поесть.
Аутист с синдромом саванта в младенческом возрасте болезненно реагирует на попытки взрослых установить с ним эмоциональный контакт.
Формы синдрома саванта
Синдром саванта у людей проявляется в разных формах:
Причины возникновения савантизма
Ученые, исследуя людей с гениальностью, искали ответ на вопрос: что это за болезнь – синдром саванта? В ходе изучения биографии известных людей с синдромом саванта, ученым удалось составить список причин, провоцирующих формирование островка гениальности в мозге:
Факторы риска
Считается, что факторами риска для формирования синдрома саванта являются:
Патогенез
В современной психиатрии и клинической психологии савантизм по патогенетическим признакам приравнивается к расстройствам аутистического спектра. Проявления синдрома саванта очень напоминают аутизм.
Диагностика и лечение синдрома
Главным диагностическим методом при этом недуге являются МРТ и КТ, энцефалограмма не только самого больного, но и его ближайших родственников. Для определения формы заболевания используются тесты интеллекта, а также методики, позволяющие оценить эмоционально-волевую сферу личности. Это нужно для того, чтобы исключить другие патологии интеллектуального и психического развития.
Лечением савантизма занимаются клинические психологи и психиатры. При этом обращает на себя внимание тот факт, что лекарств от этого недуга не существует, поэтому цель терапии – научить ребенка общаться, сохранив его таланты.
Главные методы коррекции – сказкотерапия, арт-терапия, массаж, физиотерапия. При необходимости с больными работает логопед, исправляя дефекты звукопроизношения.
Осложнения
Считается, что синдром саванта – это такое расстройство, которое само по себе не приносит серьезного вреда человеку. Однако оно может спровоцировать негативные последствия. Распространенными осложнениями савантизма являются:
Профилактика и прогноз
Профилактических мер для савантизма нет. Все, что может сделать будущая мама для того, чтобы минимизировать риск развития у своего ребенка данного феномена – это планировать беременность под присмотром квалифицированного врача, вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться, употреблять достаточное количество витаминов и микроэлементов.
Известные люди с синдромом саванта
Синдром саванта диагностирован у таких известных людей, как:
Мои рекомендации
Основная трудность, с которой сталкиваются родители детей-савантов – это обучение их навыкам самообслуживания и коммуникации. Устные указания взрослых они не воспринимают. Я рекомендую родителям таких детей использовать альтернативные способы общения: картинки, схемы, размещенные на видных местах листы с графическим изображением последовательности действий. Зрительные образы саванты воспринимают лучше, чем устную речь.
Психокоррекционная работа с такими детьми ориентирована на оказание им помощи в социализации. Таких детей нужно научить жить среди людей, вступать с ними в контакт, выполнять совместную деятельность. Серьезное препятствие в этом процессе — слабое развитие у них эмоционально-волевой сферы.
Я отметила, что арт-терапевтические технологии работы в полной мере соответствуют индивидуальным особенностям детей с этим недугом.
Кроме коррекции эмоционально-волевой сферы, я считаю необходимым развивать логическое мышление этих людей и расширять их представления об окружающем мире. В их головах содержатся многотомные энциклопедические знания, которыми они совершенно не умеют использовать. Нужно помочь им свой теоретический базис применить в жизни.
Добиться стойкой положительной динамики в психокоррекции савантизма можно только при условии длительной работы совместно с дефектологом.
Заключение
Гениальность савантов до сих пор еще до конца не изучена. В клинической психологии этот синдром является одним из самых интересных, так как он сочетает в себе одновременно гениальность в каком-то направлении науки или искусства и общее интеллектуальное недоразвитие.
Потенциал савантов сегодня недооценивают. Чтобы раскрыть талант этих удивительных людей, надо научить их жить в гармонии с обществом.
Синдром саванта
Состояние, при котором человек с расстройством развития (например, с аутизмом) проявляет выдающиеся способности или навыки в какой-то определенной сфере (например, в математике или музыке).
История изучения
История исследований синдрома саванта описана в работах Дарольда Трефферта. В частности, в своей статье The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future («Синдром саванта: уникальное состояние. Синпсис: прошлое, настоящее, будущее») [1] автор пишет о том, что впервые состояние, похожее на синдром, было описано в 1783 году в немецком психологическом журнале Gnothi Sauton на примере случая Джедидайи Бакстона, человека с уникальными способностями к счету и феноменальной памятью. В 1798 году Бенджамин Раш описал еще один случай выдающихся способностей к счету у Томаса Фуллера. При том что Томас «едва ли мог понять что-то более сложное, чем счет — будь то теоретическая или практическая информация», когда его попросили посчитать, сколько секунд прожил человек, которому было 70 лет, 17 дней и 12 часов, он дал абсолютно верный ответ и даже учел 17 високосных лет.
Первое точное описание синдрома было дано в 1887 году Джоном Лэнгдоном Дауном. Он представил 10 случаев людей с «особыми способностями», которых называл «учеными идиотами». Один из его пациентов дословно помнил огромные куски из «Расцвета и падения Римской империи» и мог цитировать их с любого места. Другие пациенты Дауна рисовали с большим мастерством, имели музыкальные и арифметические способности. Все это вписывается в клиническую картину синдрома саванта, как он понимается сегодня.
В 1914 году Уильям Тредголд в своем учебнике Mental Deficiency («Ментальная недостаточность») дал очень подробное описание синдрома, добавив более 20 случаев из клинического опыта различных специалистов. В 1978 году А. Л. Хилл составил обзор литературы с 1890 по 1978 годы, включающей в себя описание более 100 случаев савантизма. В тот же год Бернард Римленд опубликовал данные своего исследования, проведенного с участием 5400 детей с аутизмом, 531 из которых проявили «особые способности». В 1988 году Дарольд Трефферт опубликовал обновленную версию обзора, содержащую более детальную информацию об описанных ранее случаях, и предложил изменить термин «ученый идиот» на «синдром саванта». В 1989 году он же опубликовал монографию Extraordinary People («Выдающиеся люди»), в которой суммировал результаты исследований и описаний, за предыдущие 100 лет. В 2001 году Беата Хермелин в своей полубиографической книге Bright Splinters of the Mind: A Personal Story of Research with Autistic Savants («Блестящие островки разума: личная история исследований савантизма у людей с аутизмом») подвела итог 20 годам исследований, которыми занималась она сама и ее коллеги.
Определение
В 1887 году Джон Даун ввел для своих пациентов термин «ученый идиот» (idiot savant), который находился в употреблении в течении почти 100 лет. В то время «идиот» было приемлемым словом для обозначения людей с IQ ниже 25 баллов, а слово «ученый», savant, было образовано от французского глагола savoir — знать. При этом термин был ошибочным, потому что почти все случаи савантизма встречаются у людей с IQ выше 40. В целях соблюдения точности и из уважения к человеческому достоинству термин был заменен на «синдром саванта», который сегодня широко используется. Именно он считается предпочтительным, а не используемый иногда «аутичный савант»: поскольку синдром также встречается и при других расстройствах, нарушениях или травмах ЦНС.
В 1973 году Американская ассоциация по вопросам ментальной недостаточности (старое название Американской ассоциации по вопросам нарушений интеллекта и развития, AAIDD) дала следующее определение синдрома саванта: «Человек с низким уровнем интеллекта, который обладает необычайными навыками выполнения некоторых специальных заданий типа счета в уме, запоминания дат и чисел или в выполнении некоторых бытовых заданий на крайне высоком уровне». В 1983 году определение было пересмотрено и звучало так: «Человек с явными интеллектуальными нарушениями, имеющий при этом выдающиеся умения в узко ограниченных сферах (например, арифметика, высчитывание дат)». Несмотря на различия этих определений их роднит два соображения: 1. человек должен иметь некоторые необычайно развитые способности по сравнению с нормативной выборкой и по сравнению с общим уровнем способностей этого человека; 2. человек должен иметь интеллектуальные нарушения или/и сложности в адаптивном поведении.
В 1998 году Леон Миллер предложил употреблять термин «савант» ко всем людям, которые имеют выдающиеся навыки хотя бы в одной сфере, которые контрастируют с общим уровнем его функционирования. Это свидетельствовало о том, что исследователи приходят к пониманию: савантизм может встречаться у людей с IQ выше 70 (что является «порогом» интеллектуальной недостаточности) и характерен не только для аутизма (например, для синдрома Прадера-Вилли или синдрома Вильямса) [2].
Распространенность среди людей с РАС
Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) в кино, телепрограммах и литературе часто изображаются носителями синдрома саванта. Например, маленький ребенок, способный взламывать сложнейшие коды или взрослый с феноменальной памятью. Музыкант, который может сыграть любую мелодию на слух, лишь услышав ее. Некоторые изображения людей с аутизмом и синдромом саванта опираются на реальные истории (например, Ким Пик стал прототипом Рэймонда Бэббита, персонажа Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»), некоторые — плод фантазии писателей и сценаристов. Иногда реальные случаи оказываются удивительнее любого вымысла и широко тиражируются СМИ и социальными медиа. Например, уже несколько лет в соцсетях то и дело появляются рассказы о поразительных способностях художника Стивена Уилтшира рисовать панорамы городов по памяти.
Но как часто савантизм на самом деле встречается в популяции людей с РАС? И как взаимосвязь аутизма и синдрома саванта, демонстрируемая в кино, влияет на жизнь людей с РАС и их близких?
Согласно последним исследованиям, савантизм не такое уж редкое явление при аутизме. Исследование 2009 года Патрисии Хоулин и коллег показало [6], что 1/3 взрослых людей с аутизмом демонстрировали выдающиеся навыки в одной или более сферах (на основании родительских отчетов и психометрических тестов). Как правило, особые способности характерны для ограниченного количества областей: согласно исследованию 2015 года Андре-Анн Меёр и коллег [2], более 70% детей и взрослых с аутизмом показали высоко развитые память (по сравнению с 52% в контрольной группе), визуально-пространственные способности (по сравнению с 32% в контрольной группе), способности к счету, рисованию или музыке (по сравнению с 17% в контрольной группе в каждой сфере). В то же время исследователи заметили, что хотя в ряде случаев особые изолированные навыки и могут теряться (в среднем у 12% участников исследования), но это скорее нетипичные случаи.
Интересно, что при исследовании, проведенном при участии 6000 близнецов 8-летнего возраста [5], было показано, что способности (о которых сообщали родители) к музыке, математике, искусству или запоминанию были связаны с наличием аутичных черт у ребенка, особенно — с устойчивыми и повторяющимися интересами и деятельностью, повышенным вниманием к деталям (также данные родительских отчетов). Результаты этого исследования показали, что генетический эффект двух переменных во многом пересекается. Исследователи обнаружили, что одни и те же генетические факторы могли отвечать за наличие у детей как выдающихся способностей, так и аутичных черт. Грубо говоря, гены «отвечающие» за таланты пересекались с теми, которые «отвечают» за аутизм. Авторы сделали предположение, что эти аллели, связанные с аутичностью, появились не случайно и что скорее всего они стали продуктом позитивного отбора в ходе эволиции, так как они положительно коррелируют с высоким интеллектом и развитой способностью к обучению в генеральной популяции [6].
Франческа Аппе пишет [7]: «Можно предположить, что внимание к деталям лежит в основе таланта к музыке или искусству у детей с аутизмом. Все музыканты с савантизмом, протестированные до сегодняшнего дня, показывали абсолютный слух. Но именно дети с аутизмом, даже без специального обучения, отлично запоминали информацию о нотах и сохраняли ее спустя дни и недели. В то время как их типично развивающиеся сверстники переключались от конкретных нот к мелодиям (которые могут быть представлены в разных переложениях), при аутизме способность поддерживать конкретное звучание сохранялась». Аппе пишет о случае, когда человек с аутизмом мог не только различать ноты на слух, но даже определять высоту звука в речи людей или шумах окружающей среды. Исследовательница также отмечает, что многие художники с аутизмом настолько восприимчивы к деталям, что способны рисовать набело участок за участком, вместо того чтобы сначала сделать набросок всей картины. Внимание к деталям и предпочтение обрабатывать информацию о частях, а не целом, характерны для аутизма, хотя могут встречаться и у нейротипичных людей. Некоторые когнитивные аспекты аутизма могут быть «внедрены» в различные генетические и неврологические основы. Это значит, что одаренные люди могут иметь общий когнитивный стиль с людьми с аутизмом, но при этом не разделять их социально-коммуникативные трудности — заключает Аппе.
Несмотря на то, что савантизм среди детей и взросых с аутизмом действительно иногда встречается, большинство людей с аутизмом не обладает выдающимися способностями. Это значит, что тиражируемые медиа стереотипы о «гениальных людях с аутизмом» часто негативно сказываются на жизни людей с аутизмом и их близких. Те, кто никогда не сталкивался с аутизмом в реальной жизни, ожидают, что люди с аутизмом будут иметь феноменальные таланты. Родителей это часто задевает. «Когда соседи спрашивают меня об особых талантах моего аутичного сына, я говорю им, что его талант — получить срыв в магазине из-за мерцания ламп!» — говорит мать мальчика с аутизмом.
С другой стороны, подчеркивание и привлечение внимания общества к специальным интересам, способностям и талантам может помочь повысить самооценку людей с РАС, дать им новые возможности и темы для взаимодействия и лучшие шансы на получение работы. Общественный деятель, социальный работник и женщина с синдромом Аспергера Дина Гасснер отмечает, что представление в медиа людей с аутизмом как суперодаренных — это иногда даже хорошо. «Люди видят проявления аутизма, о которых они не знали раньше. Правда, мне кажется в СМИ есть тенденция преувеличивать особенности людей с аутизмом для того, чтобы они были заметны и наглядны для зрителей. Общество стало более информированным об аутизме, чем когда-либо. С другой стороны, эти образы не похожи на типичного человека с синдромом Аспергера. Мне также кажется, что образы в СМИ создают искаженное представление о синдроме Аспергера. Мы не занимаемся целыми днями чем-то, что хорошо у нас получается. Нам все еще нужно делать уборку в доме, нам нужно планировать свой день, многие из нас заботятся о семьях, и эти задачи даются нам с большим трудом. Мне кажется, СМИ не отражают всех этих бытовых проблем, с которыми мы живем постоянно, как они не отражают и огромного истощения, которое мы испытываем, пытаясь их решить» [8].