саундчек что это значит
Что такое саундчек?
Саундчек – это настройка аппаратуры и звука перед концертом. Само слово sound в переводе с английского языка означает «звук», а слово check переводится как «проверка, настройка».
Обычно саундчеки проводятся за несколько часов до начала концертной программы и включают в себя, кроме технической настройки звукового оборудования, исполнение фрагментов песен или целых композиций в качестве репетиции. Саундчек, как правило, подразумевает присутствие в зале только участников группы и технического персонала. Однако бывают случаи, когда на саундчеки пропускаются и очень преданные, но при этом достаточно спокойные фанаты за особые заслуги в деле почитания данной группы.
На таких концертах, где группы выступают одна за другой, на подключение и настройку аппаратуры каждой группе отводится всего несколько минут. Предполагается, что музыканты заранее занимаются подключением и настройкой своих инструментов, пробуют сыграть несколько фрагментов композиций и, сбалансировав звучание инструментов и вокала, покидают сцену до начала своего выступления.
Бывает и такое, что новички рок-музыканты устраивают саундчеки, то есть начинают репетировать прямо на сцене, тем самым в большей степени просто выпендриваясь перед коллегами. После бестолковой 10-минутной подготовки звукорежиссёр криком гонит несостоявшихся ребят со сцены, приглашая другой коллектив, с которым вполне может повториться та же история. Поэтому относиться к саундчеку стоит со всей серьёзностью, иначе можно просто опозориться, так и не сыграв ни одной песни.
Вместе со статьёй «Что такое саундчек?» читают:
Саундчек что это значит
Так что такое на самом деле «саундчек»? Sound Check в переводе с английского означает буквально «проверка звука». На «сборных солянках» группе дается несколько минут, чтобы оптимально настроить звук на сцене «под себя», выставив комфортное звучание гитарных комбиков и корректное соотношение уровня вокала по отношению к ним. Пройдя несколько десятков подобных мероприятий, я обратил внимание на то, что начинающие музыканты на саундчеке, как правило, совершают одни и те же ошибки в настройке своего звука. Поскольку специальный мониторный пульт и отдельный звукорежиссер у него на мероприятиях подобного рода обычно не предусмотрен, ошибки приходится исправлять специалисту за FOH-пультом и, конечно же, самим музыкантам. Как это сделать быстро и корректно, и предлагается обсудить в рамках этой статьи.
Итак, главный принцип саундчека – это взаимное уважение друг друга на сцене.
Если можно что-то уменьшить по уровню, то это нужно сделать: ансамблевость игры прежде всего предусматривает умение уступать друг другу. Общий уровень громкости звука на сцене желательно выставить так, чтобы ощущалась его легкая нехватка музыкантами. Чрезмерно громкое звучание комбо-усилителей и других инструментов (барабанов, клавишных) в мониторных линиях приводит к «забиванию» вокала в мониторах, загрязнению общего звучания и появлению «коробчатости» звучания портального звука, что снижает его управляемость. Вам кажется, что на сцене все очень громко и совершенно не слышно вокалиста? Остановитесь и определите, что именно мешает, и уберите этот инструмент на своем комбике, или попросите звукорежиссера убрать его из мониторных линий.
Следует заранее определиться, что вы будете опробовать на саундчеке. Не нужно играть подряд от начала до конца все свои композиции. Кстати, есть группы (чаще всего – любительские), которые репетируют во время саундчека! Это – проявление неуважения к вашим коллегам, ждущим своей очереди: смотрите на часы, сколько времени вы уже отняли у них. Выберите наиболее характерный фрагмент одной из ваших ключевых композиций длиной в 8…12 тактов, чтобы при этом звучали все инструменты и вокал. Играйте его по кругу, останавливаясь и делая коррекции по звуку. Так вы сэкономите массу времени и главное, достигните нужного вам звука на сцене.
Не стремитесь создать на сцене точно такое же звучание, как у себя на репетиционной базе. Следует понимать, что гитарный комбо прокатной компании вовсе не обязан звучать так же, как ваш. Если на сцене имеется несколько комбиков, быстро найдите себе подходящий по звуку и стилю исполняемой музыки. Обязательно запомните (лучше – запишите) положения всех ручек комбика, и когда выйдете на сцену для выступления, верните их в то же положение. Также обратите внимание на «подленькие» кнопки атенюатора вроде «-15 дБ» или «+6 дБ». Они тоже обязательно должны быть возвращены в ваше положение.
Барабанщикам, особенно начинающих групп, не стоит тратить время на установку своего малого барабана, хайхета и тарелок. Пройдите саундчек на штатном оборудовании, предоставляемом организаторами мероприятия. В тот момент более важен баланс ударной установки, нежели ее тембр звучания.
Если гитарист использует акустическую гитару, не стоит надеяться, что ее достаточно будет подзвучить любым из вокальных микрофонов. Ваш звук могут «вытянуть», а могут и нет. Подстрахуйте себя от подобных неприятностей наличием встроенного звукоснимателя – вы сбережете себе нервы, а звукорежиссер – время на настройку. Аналогичная просьба будет и к владельцам контрабасов, виолончелей и скрипок – у организаторов не всегда бывает в наличии нужный direct-box, потому позаботьтесь о предусилении свого инструмента и запаситесь подходящим DI-боксом самостоятельно.
Внимательно следите за исправным состоянием своего собственного оборудования. Помнится, мне пришлось озвучивать КВН, в котором участвовали команды из разных городов Украины. К звукорежиссерскому пульту ребята из Харькова подключили находящийся за сценой ноутбук, с которого транслировалось смешное видео со звуком – главный номер их команды. В назначенный момент видео запустилось, но звук отсутствовал напрочь, и все мои попытки устранить проблему оказались безуспешными. Харьковчане в итоге заняли последнее место и после мероприятия обвинили меня в злонамеренных действиях и сговоре с конкурентами. Думаю, дело кончилось бы «физическим» воздействием, если бы капитан команды не обнаружил, что кто-то из членов команды нечаянно замютировал аудиовыход звуковой карты ноутбука. В итоге всем было обидно вдвойне. Поэтому, выходя на сцену, вы должны быть уверены в том, что ваши инструменты исправны, а аудиокабели – надежны.
И в заключение хотелось бы пожелать так важной неизменной взаимной вежливости при решении любых вопросов, даже с самыми молодыми и неопытными музыкантами. Ведь любой исполнитель прежде всего хочет, чтобы его творчество звучало со сцены достойно и адекватно.
Удачи всем,и – хорошего звука на сцене!
Сабжевое эссе замечательного поэта и музыканта Сергея Калугина:
Саундчеки особенно важны для шоу рок-музыки и других представлений, в которых в значительной степени используются системы звукоусиления.
Процессы
Если выступают несколько артистов, проверка звука может быть более сложной.
Запись и репетиция
Некоторые исполнители будут делать многодорожечные аудиозаписи одного или нескольких саундчеков. Эти записи будут использоваться в качестве источников звука для будущих саундчеков, чтобы уменьшить или, возможно, исключить необходимость присутствия исполнителей. Такие «виртуальные саундчеки» также иногда используются для настройки акустической системы в соответствии с акустикой нового места проведения.
Артисты, которые меняют свой сет-лист во время концертного тура, часто используют саундчеки как возможность репетиции, чтобы опробовать новый материал или оживить старый материал, чтобы увидеть, хотят ли они ввести такой материал в концерт.
Эффективный саундчек
Перевод статьи: Андрей Иванченко.
Каковы секреты успешного саундчека? Мы опросили несколько крупных имен в индустрии живого звука, чтоб узнать их лучшие советы.Тема о саундчеках напросилась во время разговора с редактором журнала SOS Сэмом Инглисом на недавнем выступлении. Сэм много раз работал звукоинженером на маленьких мероприятиях, но хотел бы узнать различия, при работе на более крупных площадках, таких как Corn Exchange, вместимостью 1800 человек в Кембридже. Я попытался убедить его, что отношусь ко всем мероприятиям примерно одинаково, и что на самом деле это только вопрос масштаба – хотя каждое шоу имеет свои особенности.
Я решил поговорить с несколькими всемирно уважаемыми инженерами и узнать их мнения по этому вопросу (читайте раздел «Познакомьтесь с инженерами», чтобы узнать о них больше). Я обрадовался, что у всех нас были схожие подходы и чувства по этому вопросу. Данная статья не предназначена для пошагового руководства, а скорее представляет собой обсуждение разных мнений того, как следует подходить к саундчеку, даже если вы еще ни разу этим не занимались.
Делай домашнюю работуКак инженер я все еще работаю на разных уровнях, от больших open-air фестивалей до небольших клубов и театров, но всегда первое, что я делаю – это сбор информации о группе, для которой я работаю. Это обычно включает в себя встречу с группой в репетиционной студии и наблюдение за тем, как они играют несколько песен. Я постараюсь достать все, что они записали, от демо-записей до живых записей, а также выпущенные треки. Обычно я пытаюсь составить приблизительный сет-лист, а затем слушаю плейлист на повторе так долго, как только могу, перед первым шоу, чтобы вбить песни в свою голову.
Я сделаю заметки, а затем составлю примерный список каналов и план сцены, которые будет разосланы в необходимые места заранее. Важно сделать их как можно более ясными и точными. Это также должно быть реалистично — если вы работаете в пабах и клубах, где вы, вероятно, получите 16‑канальные микшерные пульты, то не ставьте больше 16 каналов в свой список! Опишите в списке каналов, что это за инструмент и где он находится на сцене (например, «гитарная сцена слева»). Помните, что пока ваша группа не станет очень известной, никто не будет знать, кто такой «Джефф»!
Я также составлю простой сценический план, чтобы помочь людям узнать, где находятся вещи на сцене. Это не обязательно должны быть архитектурные планы, а просто четкие и понятные. Я видел в свое время несколько таких «грандиозных», и некоторые из них были просто непостижимы! Всегда оставляйте свои контактные данные на обоих из них, а также дату, чтобы легко было определить, являются ли они актуальными. Я работал на фестивале, устанавливая оборудование для главного номера, и в итоге обнаружил, что я работал над планом сцены и списком каналов, разосланный агентом, который устарел на 18 лет, просто потому что никто не проверял!
Отправьте список каналов и план сцены инженеру от площадки; обычно на веб-сайте есть контактный адрес электронной почты или номер телефона, даже для самого маленького места проведения мероприятия.
«Подружитесь с ними до того, как вы туда доберетесь, так как вам будет очень важно убедиться, что они владеют актуальной информацией и знает ваше имя. Вы будете проводить с ними много времени в течение дня, и уважение с их стороны может быть неоценимо, так как им, вероятно, придется иметь дело с несколькими инженерами каждую неделю, многие из которых не будут делать шагов, описанных выше.«По прибытии на место встречи идите и найдите инженера. Пожмите друг другу руки и представьтесь — пара нелепых шуток, чтобы разрушить неловкость в этот момент не помешает. Дайте ему знать, что вы в порядке, и предложите сделать ему чашку чая (обычно это хорошо проходит).
«Я видел, как инженеры заходили в помещения, бросали один взгляд на портальную акустику и оборудование и начинали поливать грязью в лицо местного инженера. Это только ухудшит всем настроение, но никак не изменит оборудование! Вам нужно получить от этого человека все самое лучшее, поэтому относитесь с уважением к его работе. Он, вероятно, хорошо осведомлен о каких-либо недостатках и не нуждается в их повторении.«За чашкой чая можно быстро обсудить пару вопросов об оборудовании. Для начала хорошо бы задать пару вопросов об общих характеристиках портальных акустических систем. Какие частоты обычно выдают себя при заводке на графическом эквалайзере? Как меняется система, когда помещение заполнено? Запомните эти ответы на будущее. На данный момент ваша задача установить хороший контакт для того чтобы обеспечить и себе, и коллеге успешный рабочий день.»
После того, как сцена будет подключена к кабелям, я пойду и посмотрю на микшерный пульт и систему в целом, аккуратно помечая консоль либо написав на белой ПВХ-ленте, которую я принес с собой своей красивой новой ручкой, либо загрузив или набрав на цифровой консоли.
Проверка лайн-апаНаконец, теперь у вас есть система, которой вы довольны, и вы можете начать слушать группу. Я всегда буду в этот момент делать проверку лайн-апа. Это не проверка звука; это проверка того, что все микрофоны и DI-боксы работают. Проверьте звук со всех микрофонов начиная с канала 1. Слушайте все, что вы вставили в канал, например, гейт или компрессоры. Определите каждый микрофон и прослушайте все, что может быть неправильно подключено или неисправно. Если кто-то звучит неправильно, замените кабель, а если он все еще не работает должным образом, попробуйте сменить микрофон.
Я всегда ношу с собой генератор розового шума с фантомным питанием для устранения неполадок. Онтребует 48V для работы, поэтому отлично подходит для тестирования кабелей: если кабель неисправен, он сразу же проявится. Это также полезно сделать до того, как группа начнет играть. Отправьте их за чаем и скажите, чтобы они вернулись через 10 минут, если вам нужно.После того, как все устройства будут работать, вы можете начать саундчек.
Раз, два…Каждый инженер будет иметь свой собственный предпочтительный порядок для выполнения саундчеков, но есть несколько установленных методов. Кен ван Друтен начинает с певцов: «если это группа, которую я начинаю с нуля, я всегда начинаю с вокала, так как это будет диктовать, как все остальные инструменты будут лежать в миксе.Мик добавляет: «Я всегда начинаю с эмбиент-микрофонов. Когда я говорю эмбиент-микрофоны, я имею в виду микрофон, который всегда открыт и не закрывается, например, вокал, оверхеды, хай-хеты и, возможно, гитарные микрофоны, если гитарный стек и микрофон находятся рядом с ударной установкой.”Именно Мик впервые познакомил меня с этим способом работы, и это действительно имеет смысл. Теперь я всегда начинаю с ведущего вокала и слушаю, как кто-то на сцене говорит через него нормальным голосом. Под «нормальным» я подразумеваю отсутствие криков и бесконечных «раз-два». Если у меня есть тихий певец, я заставлю кого-нибудь говорить более тихим голосом, чтобы я мог судить, как реагирует система.
В этот момент я всегда буду пытаться переключать фазу на микрофонах, чтобы увидеть, как все звучит, прежде чем потянуться за эквалайзером. Это также время для настройки noise gate’ов, не забывая установить порог достаточно низким, чтобы захватить все удары.Я также поднимаю громкость оверхедов на этом этапе, чтобы получить общее звучание. В небольших помещениях они не понадобятся, так как ваши вокальные микрофоны будут достаточно хорошо справляться с подбором тарелок! После этого я заставляю барабанщика играть одиночные удары на томах, а затем играть весь комплект с филлами и с использованием райда.
Затем я пройду по различным инструментам, оставив те каналы, над которыми я уже работал. Всегда стоит просить музыкантов играть то, что они считают своими самыми тихими и громкими звуками, так как это дает вам представление о диапазоне уровней и звуков, с которыми вы будете иметь дело.А потом я попрошу группу спеть песню. Если возможно, это должна быть песня в среднем темпе; ничего слишком громкого, чтобы дать мне шанс получить равновесие. В этот момент вам нужно слушать то, как музыканты взаимодействуют, а не то, как они звучат сами по себе.
В миксеМик предлагает несколько советов на ранних этапах построения микса: «Подумайте, о том, как вы хотите, чтобы что-то звучало. Сочетается ли звук бас-гитары со звуком бочки? Я считаю, что это конкретное сочетание является основой всего микса, оно очень важно, и его трудно правильнонастроить. Подумайте об использовании фильтров верхних частот. Какой смысл звучать нижним частотам до 30 Гц в звуке хай-хета, перебивая звучание барабанщика на остальных барабанах ударной установки. Можно обрезать нижние частоты от 300-400 Гц, в зависимости от самих тарелок, микрофона и его положения. Стоит проверить, не встроен ли в сам микрофон такой фильтр – если так, то используйте его. Так же и с гитарами: их частота нижнего среза зависит от самого звука гитары, микрофона и его позиции. Если используется микрофон, который сильно страдает от эффекта близости, например, Shure SM57, я готов использовать экстремальные настройки ФНЧ, возможно до 200 Гц.
Размышляя о своем миксе, помните, что вы только добавляете красоты к звуку сцены, а не заменяете его. Основное различие между студийным и живом миксом заключается в том, что когда вы опускаете фейдеры вниз, звук не исчезает, а в некоторых случаях даже сильно не меняется! По этой причине, важно чтобы группа была сбалансированный на сцене, и я боюсь, что если кто-то из музыкантов слишком громкий, он нарушит баланс, но то же самое относится и к тому, кто слишком тихий.
Гитаристы могут иногда иметь перегруженный лид-звук, который звучит намного громче, чем их обычный звук, и если не заметить этого заранее, то он может разрушить весь микс. У меня также были случаи, когда лид-звук был на самом деле на более низком уровне громкости чем ритм-звук, и поэтому мне пришлось немного добавить его. В общем, всегда лучше заставить группу держать баланс на сцене, чем полагаться на то, что вы сделаете.
Немного о фазеМик: «В небольших помещениях, как известно любому клубному инженеру, беклайн вносит большие изменения в звук, поэтому иногда может помочь одна хитрость – задержать звук из порталов под беклайн. Не только, потому что это выровняет сочетание времени прихода звука (одно время из гитарного кабинета, другое из порталов), но это также может улучшить звук, так как теперь кабинет и порталы работают в унисон и в конечном итоге в фазе.»
Если у вас есть такая возможность, выравнивание времени может быть очень полезным. Задержка звука с порталов на 10 мс вернет его назад примерно на 3 метра и выровняет его по виртуальной линии с ударной установкой.То же самое можно сделать и с отдельными инструментами: «Возьмите сигнал бас-гитары из DI-бокса и с микрофона у кабинета. Разумеется, время прибытия звука из кабинета немного позже, чем прямой сигнал из DI-бокса. Если вы используете цифровую консоль с задержкой на каждом канале, попробуйте немного задержать сигнал из басового DI- бокса и посмотрите, будет ли он лучше звучать при сочетании со звуком из кабинета. Если вы используете аналоговый пульт, то все, что вы можете сделать, – попробовать разные комбинации кнопок переворота фазы, чтобы увидеть какая из них работает лучше».
Если есть возможность, я постараюсь использовать полярность и выравнивание по времени вместе с фильтрами, чтобы выполнить большую часть работы по формированию звука. Старый принцип гласит, что хороший источник звука вместе с хорошим, правильно расположенным микрофоном и хорошим микрофонным предусилителем является лучшим сочетанием, и я с этим согласен. Я твердо убежден, что регуляторы эквалайзера – это последнее, за чем можно обратиться, чтобы получить хороший звук.
Громче = лучше?Во время саундчека существует распространенная ошибка – начинать относится к нему как концерту. Это не так. Это возможность проверить все во время подготовки к концерту. Часто представляется заманчивым попытаться настроить выступление, особенно если за вами наблюдают организаторы или подруги. Я все еще попадаю в эту ловушку и обнаруживаю, как громкость возрастает, под воздействием моего эго и силы громкости, которой я управляю. Это непродуктивно и часто довольно пагубно. Если вы проводите саунчдек на большой громкости в пустой комнате, вы не только создадите себе ложное представление о том, каким будет звук во время выступления, но также испортите звук на сцене. Без присутствия аудитории, которая поглощает звук в помещении, он вернется на сцену, и исполнителям будет невероятно трудно услышать, что они делают. Это запустит спираль соревнования, где участники группы будут пытаться играть громче, чтобы лучше слышать друг друга, и так по кругу. Я предпочитаю саундчек на громкости 50-70% от громкости шоу. Это достаточно громко для меня, чтобы получить базовый баланс, и достаточно громко, для того чтобы группа могла почувствовать, каким будет звук во время выступления для них, но не настолько громко, чтобы звук начал мешать им на сцене.
После пары песен я обычно доволен. На этом этапе всегда стоит поинтересоваться, не заготовлены ли какие-то сюрпризы, о которых вам возможно, нужно знать, например, что все перейдут на укулеле для исполнения кавер-версии. Странно, но такое иногда случается.Мне всегда нравится заканчивать на первой песне из сета. Это дает мне возможность оставить настройки к началу шоу. Если группе нужно больше времени, я, как правило оставляю порталы включенными, но немного отстраняюсь и сопротивляюсь желанию возиться. Всегда наступает такой момент, когда любые изменения перестают быть полезными, и вы начинаете портить микс. Обычно я использую это время, для прослушивания каких-либо эффектов, которые я возможно плохо знаю, или устанавливаю патчи, мониторя их в наушниках.
Иногда, если есть что-то, над чем я хочу поработать, например, звук малого барабана или гитары, я подожду, пока не закончится основная часть саундчека, и затем поработаю над этим. Это гораздо лучше, чем заставлять всех ждать, пока вы перенастроите барабан или попробуете другое расположение микрофона.
Время шоуПосле проверки звука, если есть еще одна группа, я сохраню настройки шоу. Если я микширую в цифровом виде, я сохраню настройки на консоли, а также на отдельном устройстве; если я использую аналоговый микшер, я возьму ручку и отмечу все настройки на бумаге. Я также клею кусок ленты сверхуконсоли, помечая на нем уровни входящего сигнала, настройки пэдов и фаз, так как они являются наиболее важными, и скорее всего приведут к тому, что вы попадете в безвыходную ситуацию, если не восстановите их правильно.
Затем можно подняться на сцену и помочь группе, отсоединить и пометить все провода, которые вы будете заново использовать, также помечая лентой все, что необходимо будет восстановить. Я также постараюсь немного навести порядок. Только когда сцена будет очищена и все будет помечено, я запущу следующую группу на сцену – если вы позволите им сразу навалиться на нее, это быстро превратится в хаос, поэтому лучше попросить всех подождать пять минут чтобы все было организованно.После саундчека, убедитесь, что у вас есть какая-нибудь музыка для входящей публики, или есть ди-джей, готовый поиграть… И попробуйте найти где перекусить!
МониторыРоль мониторного инженера часто называют одной из самых сложных работ в туре, и как человек, который работал по обоим концам мультикора, я вынужден согласиться!В большинстве маленьких шоу будет только один звукорежиссер, который будет следить за звуком группы на сцене, управляя мониторами с той же консоли, что управляет и звуком в зале. Однако, в больших залах вполне могут быть две консоли: одна со стороны сцены, а также консоль FOH. Набор навыков мониторного инженера почти такой же, как и у FOH-инженера, но он должен обладать невероятным терпением.При первом знакомстве с мониторной системой, вы должны убедиться, что все мониторы работают и звучат примерно одинаково. Сбросьте все графические эквалайзеры и начните с нуля. Я обычно начинаю с основного вокала в центральных мониторах. Я позабочусь о том, чтобы эквалайзер любого канала был ровным, но при этом в нем был включен срез нижних частот. Мне не нужно много саб-баса от мониторов, поскольку звук FOH заполняет низа. Я буду говорить обычным голосом в микрофон и слушать любые частоты, которые могут нуждаться в настройке. Они обычно находятся в среднем диапазоне, особенно на частотах 400-800 и 1.6-3.15 кГц. Я слегка подвину фейдеры вверх, чтобы убедиться, что это именно нужна мне частота, и затем опущу ее.
Я бы предостерег от того, чтобы сильно обрезать какую-либо частоту: если вы будете слишком сильно вырезать на этом этапе, то потом вы можете испытывать проблемы. Я также против идеи оставлять микрофон на сцене и включать его пока он не вызовет обратную связь, а затем вырезать любые частоты, которые заводятся; это не очень полезно, поскольку на самом деле это не относится к звуку голоса. Я не накрываю микрофон и не ставлю его на чашку при тестировании. Это обычно приводит к фидбеку с любым микрофоном, и если ваш вокалист не собирается этим заниматься, то это бессмысленно.
При выполнении этого всего полезно, чтобы кто-то управлял консолью для вас. Таким образом, вы можете стоять на сцене, слушая вносимые изменения и реагировать на них. Получив кривую эквалайзера, я доволен звуком. Я буду слышать, насколько громким будет монитор, немного увеличивая его громкость; это дает мне представление о том, насколько я могу ее прибавлять, если понадобится во время выступления. Затем я скопирую кривую на другие графические эквалайзеры каждого монитора, слушая каждый из них по отдельности и внося необходимые изменения.Теперь у меня есть отправная точка. Если я работаю с мониторами с FOH-консоли, на этом этапе я обычно беру разветвитель и разделяю любые важные каналы, такие как лид-вТаким образом, я могу настроить один канал для мониторов и один для звука в зале, что означает, что я могу регулировать лид-вокал во время шоу, не влияя на звук из мониторов.
Обычно я настраиваю основной мониторный микс, прежде чем группа начнет саундчек. Я включу все вокалы в соответствующих мониторах, немного бочки в мониторы барабанщика и басиста, клавиши в монитор клавишника, и так далее. Затем, во время саундчека, я пойду пообщаюсь с музыкантами и проверю, все ли у них в порядке и все ли им слышно. Я постараюсь быть активным, и если я сам что-то не слышу, я буду вносить изменения по ходу процесса.Саундчек – это единственный шанс инженера прослушать звук на сцене, и чем меньше времени вы проводите за консолью, и чем больше времени занимает саундчек, тем лучше!