сатисфакция что это обозначает
САТИСФАКЦИЯ
сатисфакция ж. устар. Удовлетворение за оскорбление (обычно в форме дуэли, поединка).
Сатисфакция (Satisfactio). — Под именем «удовлетворения» Богу со стороны человека в римском католичестве разумеется собственно составная часть таинства покаяния, стоящая рядом с другими тремя — contritio (сокрушением о грехах), confessio (устным исповеданием грехов) и absolutio (разрешением кающегося от грехов). В более обширном смысле словом С. означается сложная теория, обнимающая собой целую группу догматических вопросов. В противоположность православному учению главный постулат теории С., из которого развиваются все частные ее пункты, состоит в том, чтобы независимо от усвоения благодати искупления всякий произвольный грех был отмщен человеку на нем же самом в меру виновности его перед Богом. Бог, по католической доктрине, не может примириться с человеком ради одних только искупительных заслуг Христовых. Он мстит людям за их произвольные грехи, карает их. Ради голгофской жертвы человек освобождается от вечных наказаний. Но и при отпущении человеку греха на нем остается еще некоторый долг, для полного погашения которого он должен принести Богу свой собственный выкуп, вытерпеть известную меру временных наказаний. Этот выкуп непременно должен быть пропорционален с мерой грехов; он-то и называется С., или удовлетворением. С этой точки зрения католическая теория объясняет прежде всего факт земных скорбей. По православному верованию, конечной целью земных скорбей служит вразумление человека, обуздание его воли, пресечение греха, исправление. Господь наказывает нас, движимый не гневом, а благостно, не мщением, а любовию. По воззрениям католиков, существеннейший смысл земных скорбей состоит в возмездии, в каре. Если земные скорби стоят ниже меры грехов, то наказания ожидают нас и за пределами гроба, в пургатории, или частилище (см.). Вопреки древнецерковным каноническим постановлениям, по которым епитимии имеют значение врачевства, исправления, католицизм видит в исповедальне карательный трибунал, из которого никто не может выйти с полным отпущением грехов; духовник должен заботиться не столько об исправлении кающихся, сколько о том, чтобы кающиеся понесли должную кару в меру греха. Самое ужасное применение эти идеи нашли в инквизиции. Положение, в силу которого за всякий грех должно быть принесено Богу должное удовлетворение или понесено соразмерное наказание, сообщает своеобразный характер учению о добрых делах, рассматриваемых не только как удовлетворение, но и как самонаказание. Христианин должен наказывать себя разными лишениями и подвигами, чтобы утолить гнев грозного Бога. Заставляя смотреть на добродетель как на самонаказание, теория С. этим самым унижает ее. Добродетель перестает быть подвигом свободным, выражением той жажды к добру, которая свойственна сердцу, согретому любовию к Богу. Христианские подвиги принимают характер рабского труда, к которому человек обращается вынужденно, под влиянием страха. Отсюда мрачный характер средневековой морали, нередко переходившей в изуверство и самоистязание. С другой стороны, подвиги благочестия приобретают в католической теории характер меркантильно-юридической сделки, свойственной только рабу, который вначале трепещет пред своим господином, а потом готов затеять с ним тяжбу. Так как мера временных наказаний определяется степенью греховности, то и подвиги благочестия должны иметь количественное отношение к греховным поступкам. Этим путем возникла мысль о сверхдолжных заслугах (см. Индульгенции), сокровищница которых состоит в распоряжении папы и значительно увеличивает его могущество. При системе индульгенций дефицит заслуг покрывается обыкновенно избытками удовлетворений, доставленных святыми, но распределять этот избыток между верующими никто не имеет права, кроме папы. Первые семена идей, нашедших себе место в римско-католической теории С., встречаются у александрийских богословов (Климента Александрийского Оригена) и Григория Нисского, а более полное их развитие — у Тертуллиана, Киприана, епископа Карфагенского, Амвросия Медиоланского, блаж. Августина, Григория Двоеслова. В своем настоящем виде теория С. утвердилась в догматике католической церкви со времен Триентского собора. Ср. Индульгенция, Инквизиция, Католическая церковь, Епитимии, Opera supererogati o nis. См. H. Я. Беляев, «Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека» (Казань, 1876); его же, «Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата» (ib., 1878).
Сатисфакция — что это такое простыми словами. Определение, значение, перевод
Как же появилось слово «сатисфакция» в русском языке?
Наверное, каждый из нас хоть один раз, да и слышал слово «сатисфакция». А словосочетание «требовать сатисфакции» знакомо абсолютно всем. Известно оно нам в основном из художественной литературы.
Во времена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя оно употреблялось довольно часто и означало не что иное, как вызов на дуэль. Дуэли происходили почти каждый день.
А все почему? Потому что, в те далекие и благополучно забытые времена абсолютно все, от молодого человека до старика, помнили о чести. «Честь» — было не просто слово. Молодые люди сражались на дуэли ради чести своей дамы, ради сохранения чести своей семьи и своего достоинства. Но эти далекие времена прошли и, что же означает это слово?
Итак, сатисфакция слово латинское. «Satis» означает «достаточно» и «facere» переводится как «делать». Но есть и другая версия, по которой «satisfactio» переводится на русский язык как «удовлетворение». Узнав перевод, сразу становится понятно, что же обозначает это слово. Буквально, сатисфакция — это получения удовлетворения за принесенные оскорбления.
Конечно же пришло это слово в русский язык во времена правления императора Петра I. И это неудивительно.
Император Петр I очень активно внедрял все западное в русский народ, одним словом европеизировал Российскую Империю, начиная от дворцовых порядков и заканчивая языком. И что удивительно, все слова активно распространялись и приживались в русском языке. Множество исследователей занимались изучением языка.
Даль, утверждал, что пришло это латинское слово к нам из французского языка, а вот другой исследователь, Фасмер выдвигал совсем другую версию. Он считал, что перекочевало к нам слово «сатисфакция» из польского, но конечно же первоисточником был латинский язык.
Его происхождение
В первую очередь это заимствованное слово прижилось в религиозной среде. Священнослужители очень активно использовали термин «сатисфакция» в отношении себя. А обозначало оно, исполнение всех требований, которые выдвигал священник. Постепенно слово стало распространяться дальше и дошло до дворян.
Теперь же молодые люди, вызывающие своего обидчика на дуэль, требовали от него сатисфакции и бросали белую перчатку. После этих слов дуэль обязательно была, а если кто-то отказывался, то значит считался трусом и проигравшим. А тем временем слово укоренилось и стало существовать только в этой среде.
Время шло, нравы менялись, постепенно дуэли запретили и слово постепенно устарело. Его стали использовать только в художественной литературе или же в шутку.
Сегодня, если кто-то требует от вас сатисфакции, то возможно будет обиженному человеку принести просто извинения. Но ситуации бывают разные, и кулаки могут пойти в ход.
Примеры
Не стоит забывать и о юриспруденции. Там этот термин используется, но не очень активно. И что же он обозначает? Сатисфакция — это возмещение нанесенного ущерба потерпевшему обидчиком.
Но не все суды используют в своей практике устаревший термин. А вот Европейский суд по правам человека использует этот термин довольно активно. В международном праве «сатисфакция» используется более глобально, не на уровне нескольких людей, которые участвуют в конфликте, а на уровне целых государств.
Если кто-то оскорбил президента, консула или любое политическое лицо, какой-либо страны, одна страна напала на морское или воздушное судно другой страны, был оскорблен флаг, герб, гимн или еще хуже был нарушен суверенитет и независимость какой-либо страны, задета территориальная целостность государства, то обязательно будет предъявлена сатисфакция.
Она может быть выражена в публичных извинениях, или же официальным письмом с извинениями. Но перед тем, как произойдет акт сатисфакции, обязательно будет назначено расследование, найден обидчик, суд вынесет ему приговор, т.е. обидчик будет наказан. Ну а потом последуют извинения со всеми вытекающими.
Но стоит помнить, что не в коем случает, сатисфакция не должна быть меньше причиненного ущерба.
А если отвлечься от терминологии, то слово «сатисфакция» стало употребляться в молодежном сленге. Даже можно заметить, что иногда довольно активно. У современной молодежи появилась тенденция обращаться к прошлому, «брать» оттуда устаревшие словечки и использовать их в повседневной жизни.
Ну и в заключении хочется подвести итог. Итак, где же используется слово «сатисфакция»?
Значение слова сатисфакция
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
(лат. satisfactio удовлетворение)
удовлетворение за оскорбление чести, обычно в форме дуэли, поединка с оскорбителем.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Удовлетворение за обиду (например, дуэль).
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
ж. устар.
Удовлетворение за оскорбление (обычно в форме дуэли, поединка).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Satisfactio). — Под именем «удовлетворения» Богу со стороны человека в римском католичестве разумеется собственно составная часть таинства покаяния, стоящая рядом с другими тремя — contritio (сокрушением о грехах), confessio (устным исповеданием грехов) и absolutio (разрешением кающегося от грехов). В более обширном смысле словом С. означается сложная теория, обнимающая собой целую группу догматических вопросов. В противоположность православному учению главный постулат теории С., из которого развиваются все частные ее пункты, состоит в том, чтобы независимо от усвоения благодати искупления всякий произвольный грех был отмщен человеку на нем же самом в меру виновности его перед Богом. Бог, по католической доктрине, не может примириться с человеком ради одних только искупительных заслуг Христовых. Он мстит людям за их произвольные грехи, карает их. Ради голгофской жертвы человек освобождается от вечных наказаний. Но и при отпущении человеку греха на нем остается еще некоторый долг, для полного погашения которого он должен принести Богу свой собственный выкуп, вытерпеть известную меру временных наказаний. Этот выкуп непременно должен быть пропорционален с мерой грехов; он-то и называется С., или удовлетворением. С этой точки зрения католическая теория объясняет прежде всего факт земных скорбей. По православному верованию, конечной целью земных скорбей служит вразумление человека, обуздание его воли, пресечение греха, исправление. Господь наказывает нас, движимый не гневом, а благостно, не мщением, а любовию. По воззрениям католиков, существеннейший смысл земных скорбей состоит в возмездии, в каре. Если земные скорби стоят ниже меры грехов, то наказания ожидают нас и за пределами гроба, в пургатории, или частилище (см.). Вопреки древнецерковным каноническим постановлениям, по которым епитимии имеют значение врачевства, исправления, католицизм видит в исповедальне карательный трибунал, из которого никто не может выйти с полным отпущением грехов; духовник должен заботиться не столько об исправлении кающихся, сколько о том, чтобы кающиеся понесли должную кару в меру греха. Самое ужасное применение эти идеи нашли в инквизиции. Положение, в силу которого за всякий грех должно быть принесено Богу должное удовлетворение или понесено соразмерное наказание, сообщает своеобразный характер учению о добрых делах, рассматриваемых не только как удовлетворение, но и как самонаказание. Христианин должен наказывать себя разными лишениями и подвигами, чтобы утолить гнев грозного Бога. Заставляя смотреть на добродетель как на самонаказание, теория С. этим самым унижает ее. Добродетель перестает быть подвигом свободным, выражением той жажды к добру, которая свойственна сердцу, согретому любовию к Богу. Христианские подвиги принимают характер рабского труда, к которому человек обращается вынужденно, под влиянием страха. Отсюда мрачный характер средневековой морали, нередко переходившей в изуверство и самоистязание. С другой стороны, подвиги благочестия приобретают в католической теории характер меркантильно-юридической сделки, свойственной только рабу, который вначале трепещет пред своим господином, а потом готов затеять с ним тяжбу. Так как мера временных наказаний определяется степенью греховности, то и подвиги благочестия должны иметь количественное отношение к греховным поступкам. Этим путем возникла мысль о сверхдолжных заслугах (см. Индульгенции), сокровищница которых состоит в распоряжении папы и значительно увеличивает его могущество. При системе индульгенций дефицит заслуг покрывается обыкновенно избытками удовлетворений, доставленных святыми, но распределять этот избыток между верующими никто не имеет права, кроме папы. Первые семена идей, нашедших себе место в римско-католической теории С., встречаются у александрийских богословов (Климента Александрийского Оригена) и Григория Нисского, а более полное их развитие — у Тертуллиана, Киприана, епископа Карфагенского, Амвросия Медиоланского, блаж. Августина, Григория Двоеслова. В своем настоящем виде теория С. утвердилась в догматике католической церкви со времен Триентского собора. Ср. Индульгенция, Инквизиция, Католическая церковь, Епитимии, Opera supererogati o nis. См. H. Я. Беляев, «Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека» (Казань, 1876); его же, «Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата» (ib., 1878).
Сатисфакция – что это такое, определение
О сатисфакции впервые человек узнает преимущественно в школе в контексте возмещения страной-агрессором вреда, которое она причинила другим государствам. Вместе с тем, данное понятие имеет более широкое значение, о котором, чаще всего, многие люди не задумываются. Именно поэтому, чтобы корректно оперировать таким термином, необходимо разобраться во всех возможных способах его использования.
Значение понятия
В толковом словаре четко прописано основное значения понятия сатисфакция. Оно означает удовлетворение за какое-либо оскорбление (в большинстве случаев речь идет о противостоянии в форме поединка или же дуэли). При этом в других источниках можно найти информацию, что в давние времена далеко не везде было обязательным за любое грубое высказывание бросать человеку вызов.
История показывает, что во многих случаях достаточно было всего лишь попросить прощения публично, чтобы противоположная сторона в итоге посчитала конфликт исчерпанным или же таким, что не требует продолжения.
В настоящее время чести и достоинству придается намного меньше внимание, чем раньше. Именно поэтому понятие сатисфакции закономерно ушло на второй план. Современные люди начали намного меньше думать о том, какой именно нравственный облик они создают своими действия.
С одной стороны, такие изменения являются не очень хорошим последствием развития общества, но с другой стоит отметить, что на сегодняшний момент в принципе невозможно себе представить дуэль, на которой бы погиб Пушкин или же Лермонтов. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на то, что в их гибели виновато не только гипертрофированное понятие чести тех времен, но и сумма всех сложившихся на тот момент обстоятельств.
Синонимы сатисфакции
Ввиду того, что сатисфакция считается уже достаточно устаревшим словом, для понимания этого понятия необходимо разобраться и во всех его существующих синонимах. К ним специалисты чаще всего относят такие мифологемы, как:
Таким образом, если сделать вывод, можно отметить, что сатисфакция по своей сути – это удовлетворение. Остальные понятия в той или иной мере в зависимости от контекста могут выступать в роли смысловых аналогов.
В случае если в настоящее время какой-то человек захочет сатисфакции, то это следует понимать, как необходимость предоставления ему извинений.
Вопрос о чести, что в свою очередь напрямую связано с сатисфакцией, еще в недавнем прошлом в России поднимался довольно остро. Речь идет о лихих 90-ых, когда парни и мужчины для защиты своего достоинства устраивали бои на кулаках, перестрелки или другие типы побоищ. Таким образом, это говорит о том, что в определенной степени сатисфакция – это, в том числе, и современное понятие, которое никуда не исчезало, зародившись далеко в прошлом.
Стилизация слова
В последнее время многие устаревшие слова используются в определенных стилизациях для создания шуток. Такое явление не обошло и сатисфакцию. К примеру, популярными на сегодняшний момент при случайных бытовых «кражах» становятся такие изречения, как: «Господин, что за наглость, я желаю сатисфакции». Человек, которому предназначалась эта фраза, в свою очередь может ответить следующим образом: «Я соблаговоляю ответить на Ваше возмущение, на днях отправлю к Вам своего секунданта».
В выше описанной ситуации слово «сатисфакция» имеет ярко выраженной шуточный оттенок. Это обусловлено тем, что данное понятие использовано по отношению к слишком мелочному событию – такому как, например, использование чужой ручки или «кража» конфеты.
Вместе с тем для XIX века сатисфакция не имела ничего общего с шутками. Это слово в те времена воспринималось предельно серьезно, о чем свидетельствует дошедшая до нас информация из разных источников.
Сатисфакция в международном праве
Сатисфакция нашла свое широкое применение в международном праве. Она понимается в юриспруденции в качестве удовлетворения причиненного вреда посредством использования нематериальных ценностей. Такой способ «извинения» используется преимущественно в тех случаях, когда оценить материальный ущерб и осуществленные потери невозможно.
В некоторых случаях сатисфакция используется в комплексе с другими типами возмещения причиненного ущерба, такими как:
Таким образом, если одно государство просит прощения и извинения у другого, то это всегда можно назвать сатисфакцией.
САТИСФАКЦИЯ
Смотреть что такое «САТИСФАКЦИЯ» в других словарях:
САТИСФАКЦИЯ — (фр., от лат.). 1) удовлетворение требованиям чести в значении поединка. 2) право участия в поединке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИСФАКЦИЯ лат. satisfactio, от satis, довольно, и facere,… … Словарь иностранных слов русского языка
сатисфакция — удовлетворение Словарь русских синонимов. сатисфакция сущ., кол во синонимов: 1 • удовлетворение (21) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
САТИСФАКЦИЯ — (лат. satisfactio удовлетворение) форма ответственности международно правовой (вид политической ответственности), выражающаяся в том, что государство нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству. Виды С.: сожаление, заверение … Юридический словарь
САТИСФАКЦИЯ — (лат. satisfactio удовлетворение) удовлетворение за оскорбление чести, обычно в форме дуэли, поединка с оскорбителем … Большой Энциклопедический словарь
САТИСФАКЦИЯ — жен., франц. удовлетворенье; б.ч. ·в·знач. поединка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Сатисфакция — (лат. satisfactio удовлетворение) удовлетворение за оскорбление чести, обычно в форме дуэли, поединка с оскорбителем. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
сатисфакция — и, ж. satisfaction f. <лат. satisfactio удовлетворение. устар. В феодально дворянском обществе удовлетворение за оскорбление, обычно в форме дуэли, поединка, даваемого оскорбителем по требованию оскорбленного. БАС 1. Вольность здешняго народа … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Сатисфакция — [satisficing behaviour] поведение, направленное не обязательно к максимизации той или иной целевой функции, а лишь к достижению таких ее значений, которые превышают некоторый “удовлетворительный уровень”. Введенное Г.Саймоном понятие С. широко… … Экономико-математический словарь
сатисфакция — Поведение, направленное не обязательно к максимизации той или иной целевой функции, а лишь к достижению таких ее значений, которые превышают некоторый “удовлетворительный уровень”. Введенное Г.Саймоном понятие С. широко применяется в западных… … Справочник технического переводчика
САТИСФАКЦИЯ — (лат. satisfactio удовлетворение) форма международно правовой ответственности, выражающаяся в том, что государство нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству. Видами С. являются: выражение сожаления, публичное извинение,… … Юридическая энциклопедия