сарматы кто они где они жили и чем занимались
Кем были Сарматы и откуда они появились
Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, писал о сарматах: «У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». Кем же были эти неутомимые всадники?
Великая Степь — родина и кормилица сарматов
Этно-культурная общность сарматов находится в тени своих более знаменитых «коллег» — скифов, готов и гуннов, хотя их история и деяния были не менее, а подчас и более значимы. Потомками сарматов считали поляков и русских, а современники писали, что «им доставляет удовольствие опасность и войны». Так как же пришельцы с приуральских степей сумели не только потеснить соседей, но и вызывали ужас даже у самих римлян?
Территории сарматских племён в период расцвета их могущества раскинулись от Средней Азии до Балкан, а некоторые из них и вовсе оказались в Галлии, Испании и даже Британии — территориях бесконечно далёких от их прародины. При этом стоит сказать, что сами сармато-аланы не были единым народом, а составляли несколько этносов, объединённых особенностями языка, духовной и материальной культурой и типом хозяйствования.
Большинство сарматов были кочевниками-скотоводами: «Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» — писал один римский географ I века. Важную роль в жизни сарматов, как и многих других кочевых народов, играла лошадь, что предопределило доминирующее положение кавалерии в военной организации степняков, отличавшуюся, однако, важными особенностями.
» src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/ebe/ebec2dfb85f9fa0be1e17d752bd2a1da.webp» style=»height:360px; width:600px» title=»Карта расселения сарматской общности. (pinterest.com)» />
Карта расселения сарматской общности. Источник: pinterest.com
Ранние сарматы или савроматы как общность сформировались ещё в VII веке до н. э., однако период возрастания их могущества относится к эпохе Александра Великого — конец IV — начало III века до н. э. и связан с одной стороны с очередным витком Великого Переселения народов, а с другой — с периодом упадка Великой Скифии. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, столь пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала. Скифы оказались заперты в Крыму, а сарматы стали хозяевами Великой Степи.
Появление новых племён в Причерноморье тут же почувствовали на себе не только скифы, но и балканские племена и эллинистические владыки. Степняки совершали регулярные рейды за Дунай и на Кавказ, тревожа границы не только Фракии и Боспора, но даже самого Понтийского царства. Так Митридат VI Евпатор был вынужден уделять особое внимание «сарматскому вопросу» одновременно отражая набеги кочевников и нанося превентивные удары и вербуя их на свою сторону. Именно в качестве наёмников и союзников понтийского владыки сарматы впервые встретились с грозными римскими легионами.
Переселение народов: с Урала на Балканы
При всём этом воспринимать сарматов как некий политический монолит было бы совершенно неверно. Аланы, роксоланы, аорсы, уруги, языги и другие племена вели между собой постоянную борьбу за лучшие пастбища и кочевья, за контроль над торговыми и водными путями, за власть и доминирование в сарматском мире. Неудивительно, что в такой атмосфере постоянной военной опасности и боеготовности кочевникам удалось выработать и довести до совершенства нюансы стратегии и военного искусства степных народов и стать настоящей бедой для римлян на Дунае.
«Нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд» — справедливо, пусть и несколько высокомерно писал Тацит. И если в I веке н. э. главными врагами Рима на Балканах были даки, то в следующем столетии их место занимают сарматы, особенно языги и аланы.
Поединок сарматов. Источник: wikipedia.org
Любопытно, что первоначально римские власти воспринимали сарматов как своего рода противовес или буфер против даков, позволив языгам и роксоланам поселиться на Среднем и Нижнем Дунае. Но уже в конце I века н. э. сарматы совершили целую череду вторжений на территорию Мёзии и Паннонии, часто выступая союзниками и помощниками даков.
В 89 году им удалось разгромить целый легион, так что императору Домициану пришлось даже заключить мир с даками и собравшись с силами атаковать распоясавшихся сарматов. В правление Траяна римляне достигли, пожалуй, вершины своего могущества на Дунае, так что многие сарматские племена, принимавшие участие в набегах и рейдах в Паннонию и Мёзию были вынуждены отказаться от грабежей, под страхом смерти признать покровительство императора и даже поставлять в его армию свои контингенты.
Битва при Адрианополе: решение «сарматского вопроса»
Впрочем, после смерти Траяна Дунайский лимес очень скоро подвергся новым нападениям, достигших такого размаха, что императору Адриану пришлось сначала вести с сарматами кровопролитную войну, а после согласиться на выплату денежных вознаграждений, обеспечивающих мирный настрой сарматской знати. Сменившие языгов и роксоланов аланы стали ещё более свирепыми и непримиримыми врагами Рима.
Маркоманские войны для современников показались ничуть не менее напряжёнными чем Вторая Пуническая или Югуртинская война. Появление на юге Восточной Европы германских племён лангобардов, вандалов и готов заставляло сарматов вновь и вновь обрушиваться на римские земли. Только в конце 170-х годов удалось справиться с напастью и даже отвоевать у сарматов узкую полоску земли на противоположном берегу Дуная. Отныне кочевникам запрещалось селиться ближе 76 стадиев (13,5 км) к реке, разделявшей римские и варварские территории.
Кризис III века привёл к тому, что Дунайский лимес фактически перестал существовать, а языги, роксоланы и аланы вторгались в паннонские и дакийские земли с завидной регулярностью. Только Диоклетиану, Галерию и их преемнику Константину Великому удалось ненадолго утихомирить разбушевавшихся варваров, впрочем, ненадолго. Интересно, что именно в этот период привычные племенные имена и названия исчезают из римских источников, уступая место аркарагантам-господам и лимигантам-рабам.
Это, по мнению некоторых специалистов, было лишь отражением процесса покорения роксоланами своих соседей языгов, однако ни те, ни другие не смогли сдержать наплыва готских орд и были вынуждены сделать выбор в пользу нового покровителя. В 334 году 300 000 сарматов были приняты императором Константином под свою опеку в качестве федератов и расселены по всему Дунайскому лимесу и даже в Италии.
Такое решение явно обозначило упадок военных сил римлян и сыграло с ними в будущем злую шутку. В 374 году сарматы сумели разгромить два римских легиона (вопрос об относительности понятия легион в этот период лучше оставить в стороне) и только личное вмешательство будущего императора Феодосия позволило остановить грабительские набеги.
Сарматы в бою против гунна. Источник: wikipedia.org
Сарматы
Продолжая подборку материалов про древние народы, сегодня расскажем про сарматов. С древних времен сарматы были окутаны ореолом таинственности. Их тяжеловооруженные всадники стали прообразом средневековых рыцарей.
Сарматов связывают с разными историями:
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии. Геродот (IV, 21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю; согласно Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
Кто такие сарматы
Слово “сармат” состоит из двух лексем “сар”+“мат”. Слово “сар” означает царь, а “мат” — мать этого народа, то всё слово означает “царская мать”. У них сохранялся матриархат. Об этом писали многие античные авторы: “Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагом, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычное жертвоприношение. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступить в поход”.
Историк II в. н.э. Полиен в своей книге “Военные хитрости” рассказывает о царице Амаге, жене Медосакка, царя сарматов, живших на Понтийском побережье. Видя, что супруг пьянствует, она взяла власть в свои руки и стала во главе войска, сражавшегося со скифами. Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес. Скифский царь отверг предложение о мире.
Территории сарматов
Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Но археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определенное сходство с предметами савроматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племен, которые позднее переселились в Северное Причерноморье, откуда античные историки и узнали о этих племенах и о том, как они называются.
Сарматские племена
Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.
Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Сарматию в основном населяли два племени — анты и роксоланы.
Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота. По образу жизни и экономике сарматы очень походили на скифов. Согласно как Геродоту, так и Гиппократу, у них не было домов, и они жили в повозках.
Быт и война
Одежда женщин украшалась бляшками из золота и пронизывалась золотыми нитями, они носили серьги с камнями и много других ювелирных изделий. Были распространены золотые (серебряные) флакончики для духов, герметично закрывающиеся и подвешенные на золотых цепочках. Были найдено образцы таких флаконов, случилось это на территории бывшего города Танаиса, большого города роксоланов. Его в 250 г. до н.э. разрушили готы, но дальше продвинуться не смогли и вынуждены были заключить мир.
Сарматы создали очень хорошую армию: тяжеловооружённую конницу; себя и коней они облекали в чешуйчатые панцири, сделанные из распиленных на пластины лошадиных копыт; такой панцирь выдерживал удары мечом и копьём даже в ближнем бою. Воин был вооружён длинным мечом и копьём длиной 4,5 м. Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний ее конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах. Такой всадник назывался катафрактарий. Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных.
Ниже хороший фильм, полный и информативный
9 мнений о статье “ Сарматы ”
Сармат с перевода на аланский-осетинский язык обозначает: Сар- голова; мат- беспокойство. Видимо когда скифы женились на амазонках и женщины шли с ними на войну они говорили себе что сделали себе головную боль — Сар мат.
Константин! А кто автор рисунка?
Рисунок взят с Яндекса. Автор не указан
Современнные Осетины-это ираноязычный народ, произошедший от загнанных в горы остатков персидского войска, пришедшего в Северное Причерноморье воевать с Скифами. Всегда был персо-ираноязычный Иран и тюркоязычный Туран, которые вечно враждовали
Очень может быть, что вы правы
Ты скифский язык или аланский читал? Если приветствие на тюркском языке» да бон хорз» как приветствовали аланы то они были тюрками если же нет то лучше молчать чем писать всякую ерунду.
Нет вопервых Сарма́ты — народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана) а Туранцы Тур тоже ираноязчный народ но кочевой под туранцами имнуются сарматы саки месогеты
Что касается происхождения Осетин, то мы вопрос уже в достаточной степени «озвучили», и нашли, что данные ДНК-генеалогии стыкуются и с лингвистикой, и с антропологией. Итоговая (на современном уровне знаний) картина складывается такова, что Аланы если и внесли вклад в происхождение Осетин, то минимальный, на уровне единиц процента, а то и долей процента. Ясно, что найдутся возражающие, но пусть они возражают путем подачи научных статей в профильные журналы. Такой путь резко уменьшит количество возражающих, и отсечет любителей ля-ля.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Сарматы
Сарматы появились на исторической сцене в VII веке до нашей эры в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала.
Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей.
На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.
На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами.
В III веке до нашей эры или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаковали скифов, населявших северное побережье Чёрного моря (Понт Эвксинский).
Вскоре, как писал Диодор, «большая часть этой страны превратилась в пустыню».
Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам.
На территории Украины сарматы занимали Причерноморские степи между Доном и Днепром, и часто проникали аж до Южного Буга и Дуная.
А пришли они в наши степи из Поволжья и Приуралья.
Этот кочевой народ, сумевший около 600 лет удерживать обширную территорию, доставляя немало хлопот соседям…
Кто такие сарматы и кто их предки?
Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа.
Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа. А внутри неё образовалась северная скифская ветвь. Вот к ней и принадлежали сарматы.
То есть сарматы – родственные со скифами ираноязычные племена.
Они были высоки, красивы и светлоголовы.
Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен.
Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей.
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной.
Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса «савроматами». Это в переводе с греческого означает «ящероголовые».
О «савроматах» писали и другие античные авторы – Гиппократ, Скилакс, Скимн, Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший.
И только с II века до нашей эры закрепляется имя «сарматы» (с лёгкой руки Клавдия Птолемея – александрийского географа, математика, асторонома).
Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племён, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы.
Их-то позднее и принял Ломоносов за предков русов.
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии.
• Как утверждал Геродот:
«За рекой Танаисом уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу, на котором не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных».
• Другой греческий автор, Гиппократ, также помещал сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю.
• Согласно Страбону, то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
• Согласно легенде, сарматы произошли от союза амазонок со скифскими юношами:
Греки, стремясь колонизировать богатые причерноморские степи, долго и безуспешно воевали с амазонками. Однажды они одержали победу, взяли в плен немало воительниц и решили отвезти их в Элладу, чтобы там вступить с ними в брак. Когда парусники вышли в Чёрное море, греки стали бурно отмечать свою победу. Воспользовавшись этим, амазонки перебили своих победителей. Однако степные воительницы не знали морского дела, поэтому скоро ветер выбросил их корабли на заселённый скифами берег Меотийского озера (Азовское море). Ступив на землю, амазонки захватили табуны скифских коней, разгромили местные стойбища, некоторые скифские городища. Скифские цари послали им на встречу отряд молодых воинов. Но сражение между амазонками и молодыми скифами не состоялось: оба лагеря сошлись и мирно вступили в брак.
• Вот что мы читаем у Геродота по этому поводу:
Главная особенность сарматского общества – ведущая роль женщины.
Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» («женоуправляемые», управляемые женщинами).
• Один из греческих мудрецов дал этим представительницам «слабого пола» такую характеристику:
«Они не знакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами».
Геродот сравнивал их с амазонками.
Среди сарматских женщин выделялись:
— воительницы,
— жрецы и
— царицы.
Сарматские женщины одевались как мужчины.
Они лихо скакали на конях, ловко пользовались арканом, копьём, мечом, луком со стрелами.
«В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».
Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды.
Геродот рассказывал, как женские конные отряды совершали сокрушительные набеги на греческие города в Средней Азии и Балканах.
Впоследствии, когда на основе сарматских племён возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли.
Сарматское общество стало патриархальным…
Сарматы – это народ воинов-конников, хорошо вооружённых и храбрых.
Они отличались своей агрессивностью и воинственностью.
Кто такие сарматы в качестве солдат?
Сарматы были очень ловкими воинами.
Их арсенал состоял из:
— Изогнутого короткого лука.
Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью, как с правого, так и с левого плеча.
• Овидий говорил о сарматах:
«. Их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне».
Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре.
В колчан обычно вкладывали пять стрел.
— Короткого железного меча (известного как акинак) или длинного (от 110-ти сантиметров до 130-ти сантиметров) меча.
Реже использовались:
— Длинные пики.
Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний её конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах.
— Длинные тяжёлые копья.
Его длина составляла 3 и более метров (до 4,5 метра), и держать его приходилось уже двумя руками.
Пробивная мощь всадника с таким копьём была чрезвычайно велика.
При первом ударе конник мог «нанизать» на копьё несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч.
— Боевые топоры.
Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников:
— пращей и
— лассо.
Тацит и Страбон отмечали, что сарматы применяли небольшие плетёные щиты обтянутые кожей. Но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надёжные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.
Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони.
Принцип её изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям.
Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор.
По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков.
Такой панцирь выдержи¬вал удары мечом и копьём даже в ближнем бою.
Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу.
На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические поножи.
А голову прикрывали шишаками (шлемами), чаще всего из бычьей сыромятной кожи с металлическими полосами.
Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики).
При этом главным родом войска была лёгкая конница.
Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян. Благодаря им они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).
Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука.
В первые века нашей эры у сарматов получает распространение тяжеловооружённая конница катафрактариев.
Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных в степях Евразии.
И когда она наступала сомкнутым клином, против неё не могло устоять ни одно войско.
Тацит замечал, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересечённой или заболоченной местности.
Или же при неблагоприятных для конницы погодных условиях.
К примеру, в дождливый день, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника.
Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение. В то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению.
Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побеждённых выплачивать дань.
Тацит отмечал внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.
В военных походах каждый сармат использовал не менее 2-х коней. Особенно важно это было в длительных набегах.
• Аммиан Марцеллин свидетельствовал:
«Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, ещё и каждый ведёт в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».
Сарматы пребывали на стадии военной демократии.
Античные народы упоминают сарматских вождей, царей и дружинников.
По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделённое на несколько народов с ранними названиями».
В политическом отношении сарматская орда (Сарматия) была конфедерацией нескольких родственных племён:
— языги,
— роксоланы,
— аланы (или асы, «ясы» нашей летописи, предки осетин).
Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства.
Все люди у них обладали личной свободой.
Вождями у степняков избирались самые прославленные воины.
Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война.
Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества.
Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса».
Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.
Кочуя с места на место, они сражались за пастбища. Достаточно часто совершали набеги с целью грабежа.
Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью.
«. С черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав её, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».
По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает.
В I веке нашей эры сарматы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей.
Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населённые парфянами, индийцами и армянами.
Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию.
Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине.
Готы и гунны положили конец владычеству сарматов в Северном Причерноморье.
Но их последняя волна – аланская орда – докатилась до Балтики, Испании и Северной Африки. Правда, уже в союзе с другими варварами, вандалами и свевами.
А) Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство:
• разведение лошадей;
• овцеводство;
• разведение крупного рогатого скота.
«Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды, а летом на равнинах».
Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.
В значительной степени это объясняется составом сарматских стад.
Наиболее распространёнными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного).
Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.
Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем.
• Об этом прекрасно свидетельствовал Тацит:
«Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих».
• Но они, по словам Овидия:
«. Способны к любым долгим скачкам».
Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан.
• Он утверждал, что этих:
«. Коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конём фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».
Б) Сарматы знали ремёсла:
• ткачество;
• оружейное дело;
• кузнечество;
• бронзолитейное дело;
• кожевенное дело;
• деревообрабатывающее дело;
• гончарство;
• прядение.
В) Занимались они также охотой и рыболовством.
Г) Часть сарматов вела оседлый образ жизни, и занималась земледелием на равнинах и долинах рек Дона, Днепра, Дуная.
Д) Большое значение в их хозяйстве имела торговля.
Торговали они с греческими городами Причерноморья, Китаем, Индией, Ираном, Кавказом.
Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колёса.
Жилища сарматские представляли собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на 4-х- или 6-ти колёсные повозки. В них запрягали по несколько волов.
О таких повозках упоминал Эсхил.
Он называл их «скрипучими телегами, влекомыми волами».
Сарматы жили питаясь мясом и молоком.
Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы.
Римский историк Аммиан Марцеллин (2-я половина IV века) находил внешность сарматов «симпатичной», даже несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».
• Помпоний Мела писал:
«Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждаютотступающие или преследующие враги».
Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках.
• Как сообщал греческий географ конца I века до нашей эры — начала I века нашей эры Страбон:
«Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых он и живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».
• Аммиан Марцеллин писал:
«В них мужья спят со своими жёнами, в них рождаются и вскармливаются дети».
Зиму сарматы проводили на южном крае степей, неподалёку от Чёрного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги.
Весной они откочевывали на север.
Одежда сарматов была во многом схожа со скифской.
Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства.
Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.
Та система ценностей, которой придерживались сарматы, ставила убийство и разрушение в разряд высочайших доблестей.
• Аммиан Марцеллин писал об аланах, одном из племён, входивших в состав сарматской орды:
Этому мировоззрению суждено было стать господствующим на протяжении нескольких столетий.
Характерной чертой мировоззрения сарматов был политеизм.
Степняки были язычниками.
Большое значение имело обожествление сил природы.
Господствовал культ солнца и огня.
С ним связан и культ Великой богини плодородия – богини-матери (Астарты). Великая Мать являлась воплощением творческой силы природы и благополучия.
Сильными и беспощадными выглядят богини Гекаэрга (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и её сестра Опис (Кара, Месть).
Бог-мужчина – Утофарн был опекуном домашнего очага.
Особое отношение у сармат было к мечу.
Его втыкали в землю, принося ему молитвы как Богу войны.
У сарматов сохранились некоторые пережитки тотемизма. И изображению ряда животных (орла, оленя, барса, волка, медведя) они приписывали магическую силу.
Они верили в целительную силу и охранительные свойства камней, из которых изготовляли амулеты и стеллы. Особой магической силой сарматы наделяли зеркало.
Сарматы уважали божества, живущие в воде (озёрах и реках) и устраивали в их честь специальные праздники.
Большое значение у сарматов имел культ мёртвых и вера в загробную жизнь.
После почти 600-летнего господства, в III веке нашей эры в результате натиска германских племен готов, а позже – гуннов, сарматы сошли с исторической арены.
И лишь степные курганы сберегают память о народе «опоясанном мечом»…